как расторгнуть договор осаго с росгосстрахом и вернуть деньги
Как вернуть деньги за ОСАГО при продаже автомобиля
Содержание
Многие водители не знают, что после продажи автомобиля могут вернуть часть денег за страховку по ОСАГО. Они отдают страховой полис новому владельцу, хотя тот ему не нужен. Есть и такие, кто пренебрегает процедурой, опасаясь бумажной волокиты. Мы расскажем, как вернуть неиспользованные по страховке деньги и что делать, если страховая компания не хочет их возвращать.
Когда можно досрочно прекратить отношения со страховой компанией
Страхователь может расторгнуть договор ОСАГО в следующих случаях:
Чаще всего за возвратом страховки ОСАГО обращаются продавцы автомобилей. Страховая премия высчитывается пропорционально дням, не использованным по полису, за вычетом 23%, поэтому, чем быстрее вы обратитесь в страховую, тем больше будет сумма возврата.
Совет продавцам автомобилей: если вы продаете автомобиль и желаете, чтобы сделка прошла успешно, предъявите покупателю отчет с проверкой истории. В отчетах avtocod.ru отображается пробег, ограничения ГИБДД, штрафы, залоги, техосмотры, страховки и многое другое.
Предъявив отчет с безупречной историей, вы вызовете доверие у покупателя, быстрее продадите автомобиль и получите больше средств по возврату страховки.
Возврат денег за ОСАГО при продаже автомобиля: какие есть нюансы
Если срок действия ОСАГО не истек, вам возместят деньги. Но только в том случае, если новый собственник регистрируется в ГИБДД. Случаи, когда ТС продают по гендоверенности, под возврат не подходят.
Чтобы расторгнуть договор ОСАГО, вам понадобятся следующие документы:
Рекомендуем сделать копии ОСАГО и заявления о расторжении, чтобы в случае задержки иметь документы, которые подтвердят намерение страховой вернуть деньги.
Бланки заявлений в страховых компаниях различаются, но само заявление может быть написано в произвольной форме.
В заявлении на расторжение договора ОСАГО указываются следующие данные:
С данным перечнем документов отправляйтесь в офис страховой, где оформляли полис.
Сколько денег начислят при расторжении договора ОСАГО
Расторжение ОСАГО при продаже машины — процедура простая, но у нее есть нюансы. Так, расчет не использованных по страховке дней производится не с даты, отмеченной в ДКП, а со дня, когда страхователь написал заявление о досрочном расторжении ОСАГО.
После визита в СК в 14-дневный срок компания начислит вам 77% суммы, насчитанной пропорционально не использованным по страховке дням. Иногда деньги выдают наличными сразу после обращения, но, если спустя две недели деньги не перечислили на ваш счет, нужно обратиться в офис и узнать в бухгалтерии СК номер платежного поручения в банке.
Если это не помогло, идите к руководству местного филиала страховой компании и пригрозите судебным разбирательством. Если это не сработает и возвращать деньги вам никто не собирается, обратитесь в РСА, ФССН и в суд. Здесь вам пригодятся копии полиса и заявления.
Почему при расторжении страхового договора начисляют только 77% суммы
В 2014 году Центробанк закрепил указания, согласно которым страховщики удерживают 23% суммы, оставшейся до окончания действия договора ОСАГО. 10% от этой суммы является комиссией агента. Еще 10% отходят на нужды страховой: открытие офисов, закупку полисов, зарплату сотрудникам, а оставшиеся 3% уходят на взносы в РСА.
Некоторые автовладельцы считают эти удержания незаконными и обращаются в суд. Бывали случаи, когда он вставал на их сторону. В 2016 году общественник Виктор Травин подал обращение в Генпрокуратуру с просьбой проверить законность инициативы Центробанка. Надзорное ведомство встало на сторону ЦБ.
Что делать, если страховая компания отказывает в расторжении договора
Иногда страховщики отказывают в расторжении договора ОСАГО по собственному желанию, пока собственник не покажет им ПТС с новым владельцем машины. Это делается для того, чтобы пресечь мошеннические действия со стороны страхователя: подписал ДКП, получил не использованную часть по ОСАГО, а автомобиль не продал. ГИБДД никаких отметок на договоре не ставит, поэтому страховщики считают, что договор не доказывает переход права собственности и просят копию ПТС.
Такое требование незаконно. Вы не обязаны предъявлять копию ПТС, ведь неизвестно, когда новый собственник перерегистрирует авто. Что делать, если компания стоит на своем и отказывает в возврате средств, рассказывает Максим Седов из «Агентства страховых споров»:
— Первое, что необходимо сделать при возникновении споров со страховой, — перевести их в письменную плоскость. Напишите страховщику требования. На вашей копии должна быть поставлена отметка — дата, подпись с расшифровкой и должностью того, кто принял документ. Форма произвольная: «В связи с тем, что я, Иванов Иван Иванович, 06.03.2020 г. продал принадлежащий мне автомобиль, прошу договор обязательного страхования ОСАГО (полис ССС №. ) прекратить с даты продажи автомобиля и вернуть неиспользованную часть страховой премии. Реквизиты для зачисления прикрепляю».
Приложите к заявлению копию ДКП, поставьте дату, подпись и действующий адрес для переписки. Практика показывает, что уже одно такое действие отрезвляет страховщиков. Если эта мера не помогла, обратитесь с жалобой в Центробанк, курирующий страховые компании, а также в региональное отделение РСА. Направьте туда жалобу в произвольной форме и копию поданного в страховую компанию заявления.
Излюбленный фокус страховых компаний — отказ в приеме документов. Это не проблема, ведь заявление можно отправить почтой. Чтобы сократить время на пересылку, сдайте письмо в то отделение, на территории которого находится страховая. Документы нужно отправлять ценным письмом с подробной описью вложения.
Порядок расторжения договора ОСАГО с Росгосстрах и возврат денег
Чтобы расторгнуть договор ОСАГО с Росгосстрах, страхователю или его представителю необходимо лично обратиться в отделение страховщика. Полису присваивается неактуальный статус, и клиент может рассчитывать, что ему вернут средства при наличии оснований для инициации процедуры расторжения страхового соглашения. Обязательное условие ее проведения — оформление заявления и укомплектования документа обосновывающими решение клиента бумагами.
Условия расторжения договора ОСАГО
Для того чтобы расторгнуть договор ОСАГО и вернуть деньги за страховку, в Росгосстрах недостаточно одного желания клиента. В законе определены обстоятельства, при которых возможно проведение операции:
Если машина была продана по доверенности генерального типа, то прежний собственник юридически им и остается. В его полномочиях — не прекращать действие страховки в Росгосстрах, а вписать в нее покупателя, поскольку вернуть деньги при расторжении договора по такой схеме не получится.
Кто может обратиться
Чтобы расторгнуть договор ОСАГО в Росгосстрах и вернуть деньги за период, в который услуга не была оказана, к страховщику должен обратиться собственник транспортного средства или лицо, действующее по доверенности, предоставляющей право на получение средств. В случае смерти автовладельца решить вопрос с расторжением договорных отношений ввиду их неактуальности могут наследники умершего.
Как рассчитать сумму возврата
В страховую сумму, уплачиваемую после оформления договорных отношений со страховщиком, входят 23 %, необходимые для обеспечения нужд Росгосстраха, имеющих отношение к решению организационных вопросов. Остальные 77 % покрывают риски клиентов при наступлении обстоятельств, по признакам относящихся к категории страховых. Ввиду разделения страховки на два критерия, при разрыве договора возможен возврат только ее второй части.
Чтобы рассчитать, сколько получится вернуть денег за страховку Росгосстрах, при досрочном расторжении договора следует от изначально уплаченной суммы отнять 23 % в пользу страховщика. Оставшаяся сумма разбивается на количество дней для определения суточной стоимости услуги страхового покрытия, после чего рассчитывается, сколько нужно вернуть средств за неиспользованный временной период.
Как расторгнуть договор ОСАГО Росгосстрах
Аннулировать договор ОСАГО в Росгосстрах можно по схеме, актуальной для всех страховых компаний. Клиенту или его представителю необходимо лично обратиться в отделение страховщика, оформить заявление, приложить комплект подтверждающих сведения документов. На процедуру выделяется не более 14 дней, что регламентировано Указанием Центробанка РФ. Она проводится в несколько этапов:
Составление и подача заявления
Расторжение договора ОСАГО возможно только в отделении Росгосстрах, даже если полис был оформлен онлайн. Личное присутствие страхователя или уполномоченного лица необходимо для составления заявления при представителях страховщика и собственноручной подписи бумаги клиентом. В документе должна содержаться информация:
К заявлению на расторжение договора ОСАГО в Росгосстрах страхователю необходимо приложить комплект документов, подтверждающих информацию и обосновывающую требования вернуть средства по полису. Пакет формируется такими бумагами:
Если в отношении транспортного средства была оформлена сделка по продаже, то комплект бумаг дополняется договором купли-продажи, и соответствующим актом — если автомобиль подвергся утилизационной процедуре. В случае, если страхователь умер, понадобится свидетельство о смерти, подтверждающее этот факт. К нему следует приложить свидетельство о вступлении в наследство. Однако по закону наследник получает права на имущество наследодателя только спустя полгода после смерти последнего, поэтому раньше этого срока вернуть деньги при расторжении договора не получится. Если наследников несколько, то сумма выплаты в Росгосстрах будет пропорционально поделена между ними.
Сроки отказа от ОСАГО
Возврат страховки при продаже автомобиля в Росгосстрах будет произведен не с даты оформления сделки купли-продажи, а с момента обращения в страховую компанию с соответствующим заявлением на расторжение договора, к которому прилагаются документы, обосновывающие правомерность такого намерения. В случае утилизации транспортного средства или смерти автовладельца страховка досрочно перестает действовать с даты события. По этой причине заинтересованному лицу можно не торопиться к страховщику, поскольку деньги по страховке ему вернут в размере, соответствующем неиспользованному периоду и не зависящем от того, когда он обратился.
Как внести изменения в е-ОСАГО или расторгнуть договор
Е-ОСАГО прочно вошло в жизнь среднестатистического российского автовладельца. Во многих регионах России электронный формат оформления полиса ОСАГО стал если не единственным, то наиболее доступным способом оформления полисов «автогражданки». Доля таких полисов на сегодня составляет уже более 50% от общего числа и продолжает расти.
Купить полис e-ОСАГО сегодня довольно легко. Напомним для начала, как проще всего приобрести полис. Для этого необходимо зайти на сайт страховщика или воспользоваться услугами агрегатора, где потребуется создать личный кабинет, внести свои данные, получить расчет и после оплаты полиса получить его на указанный при оформлении электронный адрес. На сайте агрегатора, который делает вам подборку из имеющихся предложений, все происходит несколько иначе. Когда вы выберете из предложенных вариантов наиболее подходящий, система перекинет вас для оплаты на сайт страховщика. Электронные посредники пока не имеют права заключать договор и принимать от клиента деньги.
Если сведения, указанные страхователем при оформлении полиса, не совпадут с базой данных АИС РСА или будут отсутствовать, система дополнительно запросит документы для проверки. В этом случае вам придется отсканировать документы и прикрепить их к заявлению. Искажение данных с целью занизить сумму страхового взноса путем выбора низких или не соответствующих действительности коэффициентов в случае наступления страхового случая может обернуться для водителя регрессным требованием возмещения полной суммы произведенной выплаты, а также суммы, недополученной при оформлении полиса.
При оформлении полиса e-ОСАГО также стоит учесть, что полис вступает в силу не сразу, а только через три дня с момента оформления. Это так называемая временная франшиза, которую Банк России ввел, чтобы пресечь ситуации, когда полис приобретается уже после ДТП.
При покупке все стало очень просто, но часто возникают ситуации, когда нужно внести изменения в уже выданный полис или даже расторгнуть договор досрочно. Как это сделать?
Ситуация 1. Нужно вписать дополнительного водителя в полис.
Стандартная процедура, доступная к самостоятельному оформлению страхователем в личном кабинете путем ввода данных водителя, которого вы хотите добавить к управлению авто. При этом важно знать, что если коэффициенты возраста и стажа будут отличаться в сторону увеличения стоимости полиса, то потребуется произвести доплату, перед тем как вы получите новый полис на e-mail.
Если у вашей компании нет такой опции, придется с документами на машину и водителей подъехать в офис страховщика.
Нужно иметь в виду, что если при оформлении полиса вы вводили данные не самостоятельно, то вход в личный кабинет может быть затруднен, поэтому мы всем клиентам настоятельно рекомендуем производить оформление самостоятельно и запоминать или записывать вводимые данные.
Ситуация 2. Нужно продлить период использования.
Для этой операции последовательность действий аналогична вписанию данных водителя, с той лишь разницей, что здесь в обязательном порядке придется доплачивать страховой взнос за дополнительный период использования авто.
При внесении данных нового водителя и продлении периода использования происходит замена бланка — попросту говоря, «выписывается» новый полис. Российский союз страховщиков (РСА) ограничивает выдачу номеров полисов страховым компаниям, может так случиться, что у вашей компании нет в наличии виртуальных бланков, то есть свободных номеров полисов ОСАГО. Прежде чем вносить изменения, удостоверьтесь в наличии свободных номеров бланков ОСАГО на официальном сайте продавца полиса.
Ситуация 3. Нужно вернуть деньги за страховку после продажи, угона, гибели машины.
В отличие от покупки расторжение электронного договора страхования автогражданской ответственности не происходит онлайн. Это можно сделать только при личном обращении в офис страховой компании. Для расторжения страхователю требуется предоставить документы, удостоверяющие личность (например, паспорт), удостоверяющие основание для расторжения (например, договор купли-продажи ТС), заявление о расторжении и реквизиты для возврата средств. В случае смерти страхователя или собственника необходимо будет предъявить свидетельство о смерти.
Важно учесть, что возврат производится за вычетом расходов страховщика в размере 23% и пропорционально количеству неиспользованных дней. То есть если вы заплатили за полис, скажем, 8 тыс. рублей, а через три месяца продали машину, то возврат составит чуть более 4 600 рублей.
Если вы находитесь в регионе, где нет представительства компании, на сайте которой вы приобрели полис, для расторжения договора ОСАГО вам придется отправить почтой полный комплект документов на официальный почтовый адрес продавца.
Особенности расторжения договора ОСАГО
Когда можно расторгнуть договор ОСАГО и какие документы для этого необходимы.
Особенности расторжения договора ОСАГО
К расторжению ОСАГО водители часто прибегают из-за низкого качества обслуживания, задержек выплатах и других проблем со страховщиком. Отказавшись от услуг компании, застрахованное лицо получает обратно деньги за оставшиеся оплаченные периоды.
Важно учесть, что от суммы к выплате при расторжении договора ОСАГО по заявлению автоматически вычитается 23%. Эта комиссия прописана в законе. Сразу при заключении страхового договора 3% суммы направляется на формирование бюджета «Российского Союза Автостраховщиков», а 20% уходит на покрытие иных расходов страховщика. Для формирования резервов для выплат уходят оставшиеся 77%.
Когда можно расторгнуть договор
Так как расторгнуть ОСАГО можно только при наличии веских причин, следует максимально тщательно подойти к вопросу выбора страховщика. Сотрудничать с ним придется целый год.
Какие документы вам понадобятся
Это стандартный набор документов, который нужен в любом из перечисленных выше случаев. В зависимости от ситуации, также потребуется предоставить акт об утилизации или свидетельство о смерти и документ, подтверждающую получение наследства.
Правила могут варьироваться. Некоторые страховые требуют также представить ПТС. Поэтому при досрочном расторжении договора ОСАГО следует позвонить страховщику и проконсультироваться по списку необходимых документов.
Когда обращаться в страховую компанию
Возврат ОСАГО при расторжении из-за продажи автомобиля рассчитывается только с момента подачи заявления. Поэтому в этой ситуации лучше поспешить. Чем раньше вы обратитесь к страховщику, тем больше денег сможете получить обратно.
В случае смерти владельца транспортного средства спешка не нужна. Здесь применяются другие способы расчета. Датой прекращения сотрудничества считается момент смерти. Именно от него выполняется расчет суммы к выплате при расторжении страховки ОСАГО.
В какие сроки выплачиваются деньги
Срок выплаты зависит от выбранного способа расчета. Если вы решили расторгнуть полис ОСАГО и получить деньги на счет, то это может занять до 14 дней. Выдача наличными в кассе страховщика происходит непосредственно в день принятия решения по вашему обращению.
При досрочном прекращении договора ОСАГО средства может получить собственник машины, страхователь по доверенности или наследник умершего страхователя.
Cтраховщик расторг ваш полис ОСАГО. Что делать и можно ли вернуть деньги
Ваш полис ОСАГО аннулирован страховщиком, но вы узнаете об этом, только попав в ДТП. Уплаченные за полис деньги никто возвращать не собирается. Почему так происходит и что делать?
«В один «прекрасный» момент без объяснения причин страховщик аннулировал мой страховой полис ОСАГО, естественно, без возврата денежных средств», — рассказал свою историю в «Народном рейтинге» Банки.ру пользователь под ником terminator77701. (Все отзывы в данной статье публикуются без изменений.)
Увы, он не единственный, кто оказался без полиса и без денег. «Оформил ОСАГО на сайте, — написал пользователь sergeylitkin. — Полис пришел с неправильными фамилией и именем. Дозвониться до оператора практически невозможно. Робот назвал адрес ближайшего ко мне офиса, где можно внести изменения. Девушка, которая должна была мне помочь, отказалась это сделать, сказав, что надо было оформлять страховку у нее и, чтобы я обращался к тому, кто дал мне адрес ее офиса (т. е. к роботу). Я рассчитывал сэкономить время, оформив онлайн, а в результате потерял день на звонки и посещение офиса. Полис остается недействительным».
Когда страховщик может аннулировать полис
В Российском союзе автостраховщиков (РСА) объяснили, что по правилам ОСАГО, утвержденным положением Банка России № 431-П, страховая компания имеет право в одностороннем порядке расторгнуть договор и не возвращать деньги, если обнаружит, что страхователь при его заключении внес ложные или неполные сведения, имеющие существенное значение для определения степени страхового риска. То есть пытался минимизировать стоимость полиса.
Вторая причина, по которой часть страховой премии по договору ОСАГО страхователю не возвращают, — это досрочное прекращение договора из-за ликвидации страховой компании или если договор расторгнут по инициативе страхователя. Но такое случается нечасто.
РСА исключает технические ошибки АИС ОСАГО
Сейчас страховщики как под копирку сообщают страхователям, что те внесли ложные/неполные сведения о себе или автомобиле. Такой ответ получила жительница Тулы Lyubov32, чей полис ОСАГО страховщик расторг в одностороннем порядке, без уведомления и без возврата денег. «На письма мне отвечают уже второй месяц (первый раз прислали файл, который не открывался, спустя месяц прислали ответ, что данные некорректны), на горячей линии ничего не знают, в офисе разводят руками! Все данные внесены корректно, документы неоднократно прикладывала!» — написала она в «Народном рейтинге».
О том, что сведения вносили верные, пишут и другие страхователи. И как тогда получается, что в полисе обнаруживаются ошибки? Может, некорректно работает система АИС ОСАГО?
В РСА эту версию отвергают, утверждая, что «случаев некорректной работы АИС ОСАГО, которые могли бы повлечь ошибки в заполнении договоров, не зафиксировано».
Если ошибается не АИС ОСАГО, тогда кто?
В РСА называют две причины, по которым информация в полисе е-ОСАГО может оказаться неверной.
Первая и главная — недобросовестные посредники, которые «помогают» автовладельцам оформить полис «дешево» (и они могут даже не являться страховыми агентами/брокерами). Работает это так: посредник указывает при оформлении заявления сведения, предполагающие небольшую страховую премию. Например, ложные данные, уменьшая мощность авто или указывая неверный адрес собственника. А могут вписать и вымышленные сведения, не имеющие никакого отношения к автовладельцу и авто. Получив от страховщика договор е-ОСАГО в формате pdf, посредник с помощью специальных программ вносит в него правильные данные автовладельца и отправляет ему. Разницу в страховой премии забирает себе.
Вторая причина — ошибиться может и сам автовладелец, случайно или сознательно указав неверные сведения. «Порой люди искажают данные, которые влияют на размер итоговой страховой премии, — рассказал управляющий партнер юридической компании «Позиция Права» Егор Редин. — Например, прописывают в полисе сведения из паспорта собственника, а не по паспорту транспортного средства (ПТС) или свидетельства о регистрации (СТС). Это может привести к экономии на ОСАГО для клиента, потому что стоимость страховки зависит в том числе и от территории преимущественного использования авто (статья 9 закона об ОСАГО). Это невыгодно для страховщика, поэтому норма закона, что «территория определяется по месту жительства собственника машины, указанного в ПТС или СТС либо в паспорте гражданина» воспринимается СК по-разному и некоторые случаи расторжения договоров СК связаны как раз с этим».
Как устранить ошибки в полисе
В РСА утверждают, что ошибки в полисе всегда можно исправить, причем как на этапе заключения договора е-ОСАГО, так и впоследствии внести изменения в договор е-ОСАГО, предоставив страховщику нужные документы. Если правильные данные привели к увеличению стоимости полиса, СК предложит доплатить премию, если полис стал стоить меньше — вернет часть премии.
Только в реальности получается иначе. Житель Казани dilja75 договор ОСАГО заключил 3 июля, а 28 августа в пять утра получил письмо о прекращении его действия в течение десяти дней, если он не представит сканы СТС и паспорта. В 10 часов утра он отправил документы страховщику. «Но несмотря на это договор прекратил действие. Это что было? Незаконное присвоение страховой премии?» — недоумевает он.
Аналогично получилось и у Артема из Кирова: страховщик посчитал, что он указал в заявлении адрес, которого не существует. «Но программа по какой-то причине не дала выбрать регион и город, в результате выбрала регион, в котором моего адрес нет», — написал он в «Народном рейтинге». Получив документы страхователя, СК все равно расторгла договор в одностороннем порядке.
Страховщикам выгодны ошибки?
Страхователи склонны считать, что не случайно сведения в полисах оказываются некорректными. ОСАГО — обязательный вид страхования, отказать в его заключении страховщик вроде как не может. Зато может найти предлог, чтобы расторгнуть договор с проблемным клиентом и таким способом почистить свою базу от не слишком привлекательных страхователей с высоким уровнем убыточности. Да еще и выгоду получить — премию-то СК не возвращает.
Если предположить, что СК действительно идут на расторжение договоров сознательно, то становится понятно, почему они не хотят вносить коррективы в полисы с ошибками. И ошибки эти обнаруживаются не только у новых клиентов, но и у действующих, вся информация о которых есть в базе страховой компании. В такой ситуации оказался пользователь «Народного рейтинга» под ником kobalex, который давно страхует свое имущество в конкретной СК, адрес везде указывает один и тот же и никогда его не менял.
Пролонгировал свой полис и житель Калининграда, оставивший отзыв под ником manja022. Предыдущее ОСАГО ему оформлял агент этой СК, держа в руках оригиналы документов, — и полис был действующий. Теперь информацию из тех же документов страховщик посчитал неверной. «По милости СК я должен превратится в пешехода, либо заключить другой договор, — негодует он. — И это за мои же деньги?!»
Что мешает страховщику сверить правильность обновленного полиса с имеющимися сведениями до его отправки страхователю? Ничего. Партнер юридической группы «Гречкин и партнеры» Денис Шипович объясняет, что достоверность сведений (в особенности в таких элементарных случаях, как ошибки в Ф. И. О., адресе и т. п.) должен проверять сам страхователь, но и страховая компания не должна стоять в стороне. «Если такая недостоверность обнаруживается, страховая компания должна именно на этапе заключения договора сообщить об этом автовладельцу, причем указав, какие именно сведения считает недостоверными, — объясняет юрист. — Имеет значение недостоверность лишь тех данных, которые оказывают существенное влияние при определении степени страхового риска. Например, если владелец авто скрыл сведения о прошлых ДТП, тогда досрочное прекращение договора ОСАГО вполне обоснованно. Но ошибка в адресе проживания явно к таким существенным сведениям не относится».
Если СК не сообщила автовладельцу о необходимости корректировки представленных им сведений, при этом берет у него деньги за полис, то она нарушает закон № 40-ФЗ об ОСАГО (абзац 8 пункта 7.2 статьи 15). В нем говорится, что если при заключении е-ОСАГО выявлена недостоверность представленных автовладельцем сведений, то «возможность уплаты страховой премии не предоставляется».
СК обязана уведомить о расторжении договора
«В марте текущего года приобрел договор ОСАГО, — написал пользователь Александр из Горно-Алтайска. — В августе попал в ДТП по своей вине, позвонил на горячую линию СК, чтобы уведомить, но при проверке полиса мне сказали — ваш договор расторгнут в одностороннем порядке еще месяц назад. Вот так. Никаких писем или звонков о расторжении договора не получал. Деньги взяли, ответственность нести не хотят. »
С точки зрения закона страховщик обязан письменно известить страхователя о расторжении договора. «Соответственно, невозможно попасть в ДТП, не зная, что договор страхования расторгнут, — говорит Егор Редин. — Если страховщик не уведомит страхователя надлежащим образом о расторжении, юридически договор будет считаться действующим, а значит, при аварии страховщик должен будет произвести страховую выплату». Более того, по словам юриста, внесенные автовладельцем при заключении электронного договора ОСАГО недостоверные сведения, которые привели к необоснованному уменьшению размера страховой премии, не являются основанием для признания такого договора незаключенным или для освобождения страховщика от страхового возмещения при наступлении страхового случая (постановление Верховного суда РФ № 58).
Кому пожаловаться на страховщика
Добиться правды от страховщика — задача не из простых, считают юристы. Но попробовать стоит. «К сожалению, законодательство не содержит прямой нормы, которая устанавливала бы ответственность СК за злоупотребление или прямое нарушение норм, поэтому пострадавшим автовладельцам придется пользоваться общими вариантами защиты своих прав», — говорит Денис Шипович. То есть обращаться в прокуратуру с требованием проверки на соответствие закону подобных действий, в Банк России с требованием пресечения недобросовестной практики и, наконец, в суд с требованием возмещения убытков, если действия либо незаконное бездействие СК привели к таковым.
В РСА автовладельцам советуют начать с жалобы в саму страховую компанию с приложением копий документов, подтверждающих свою правоту. Страховщик в ответ на жалобу обязан предоставить аргументированный ответ. Если ответ отсутствует или не устраивает автовладельца, он может написать жалобу в Российский союз автостраховщиков с приложением копий документов, подтверждающих его правоту. Если страховая компания неправа, к ней могут быть применены санкции — правилами профдеятельности РСА за это предусмотрены штрафы. Но пока жалобы автовладельцев на расторжения полисов е-ОСАГО в РСА единичные.