как расторгнуть договор с geekbrains
Как GeekBrains отказывает в расторжении договора и в возврате средств
23.04.2021 года взяла в рассрочку (читай кредит) курс «Тестирование ПО» на 12 месяцев. Стоимость курса была 90 000 рублей. При оформлении всех документов в апреле менеджером GB было сказано, что я имею право на отказ от обучения и возврат средств за непройденные курсы.
Обучение давалось очень тяжело. Лекции длились больше 2 часов, в них была одна вода, самого материала по уроку максимум на 45 минут. В описании к программе было написано, что данное обучение подойдет даже тем, кто никогда не сталкивался со сферой IT, то есть даже чайник поймет. Это-то меня и подкупило. Но по факту, в каждом новом курсе преподаватели использовали профессиональный сленг и термины, что значительно усложняло процесс обучения. В методичках в глоссарии этих терминов не было. Приходилось самой гуглить то или иное понятие.
По поводу расторжения договора и возврата средств со мной связались не сразу, только через 2 дня. Сотрудник сразу же сказал, что возврат не предусмотрен по новой редакции договора оферты, так как прошло более 30 дней в момента активации личного кабинета, а фактом расторжения договора будет являться неактивный личный кабинет. Полное нарушение законодательства.
Отказаться от услуги заказчик вправе в любой момент вне зависимости от причины (п. 1 ст. 782 ГК РФ, ст. 32 ЗоЗПП) – это право не может быть ограничено договором или пользовательским соглашением, составленным школой.
Моя математика проста – курс «Тестирование ПО» стоит 89 729 рублей и длится он 12 месяцев. Нехитрыми математическими вычислениями (89 729/12) мы получаем стоимость одного месяца – 7 477, 41. Я отучилась 5 месяцев (включая октябрь), то есть из 12 месяцев осталось 7. 7 477, 41 умножаем на 7 месяцев, которые я не отучилась и получаем ту сумму, которую я планирую вернуть – 52 341, 91. Этот тот минимум, который я рассчитываю получить при расторжении договора об обучении.
Спустя неделю переговоров с сотрудниками ГБ мне было предложено к возврату всего лишь 30% от полной стоимости курса. Данное решение меня не устраивает, так как мной было пройдено всего 25% от всего курса. То есть за оставшиеся 75% я имею право на возврат. Не было услуги – не за что платить. GB предоставляет доступ к занятиям поэтапно, то есть школа должна вернуть сумму обучения за вычетом платы за уроки, к которым уже есть доступ.
Также мной были поданы обращения в Прокуратуру Москвы, в МВД Москвы и Роспотребнадзор Москвы. На данный момент я буду ждать ответа от правоохранительных органов. Если руководители GeekBrains не захотят решать вопрос в досудебном порядке, мне ничего другого не остается, как обратиться в суд. Очень надеюсь на скорое решение моего вопроса. Но, после такого отношения к своим клиентам, я никому не посоветую данную платформу (и смежные с ней). Глупо понадеялась на порядочность данной организации, о чем теперь очень сильно жалею. Урок на всю жизнь.
«Менеджер опешил от наглости»: 8 примеров, как возвращают деньги за онлайн-курсы
Полный успех, частичная компенсация, провал и другой опыт читателей Т—Ж
Рынок онлайн-образования в России растет не по дням, а по часам.
При этом увеличивается не только разнообразие программ и количество студентов, но и средний чек за образовательные услуги.
Это истории читателей из Сообщества Т—Ж. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции.
Курс: «Интернет-маркетолог» от «Яндекс-практикума»
Сколько стоил: 13 300 Р в месяц
Сколько вернули: всю сумму
Мой курс стартовал 15 октября 2020 года, но фактически занятия начались 19-го числа. Я написал письмо с просьбой возврата денег почти сразу, 17 октября, — решил вернуть деньги, так как потерял источник дохода. Условия возврата прописаны у «Практикума» в публичной оферте предельно ясно: «Яндекс» считает количество пройденных дней от всего курса и возвращает сумму.
Поддержка ответила сразу, отговорить не пытались — только вежливо попросили пояснить, в чем дело, чтобы они могли стать лучше. Пообещали, что деньги придут обратно в течение 30 дней.
Дальше связь начала обрываться. Представители «Практикума» не писали, на мои сообщения отвечали неохотно, иногда приходилось ждать по несколько дней. Наша переписка растянулась на декабрь и январь: я спрашивал, где деньги, из «Практикума» отвечали, что произошел массовый сбой и они разбираются в ситуации. В середине января я написал в Роспотребнадзор через форму на сайте, но оттуда никто со мной не связался.
Курс: «Таргетированная реклама про» от «Нетологии»
Сколько стоил: 32 497 Р по предварительной цене
Сколько вернули: 18 467 Р
Выбрала этот курс и взяла рассрочку на 10 месяцев, потому что захотелось упорядочить свои знания в области таргета. До этого я окончила несколько курсов «Нетологии», и они показались неплохими.
Учиться каким-то вещам, но не иметь возможности применить их на практике довольно бессмысленно. Так что деньги за курс я решила вернуть.
Полный возврат был возможен только после нескольких первых занятий, далее — за вычетом уже пройденных уроков. Чтобы его оформить, пришлось заполнить заявление и отправить его по электронной почте. В «Нетологии» мне предложили перенести деньги на оплату другого курса, но я не согласилась.
Как победить выгорание
Годом раньше я купила другой курс в «Нетологии» и за несколько дней до его старта увидела, что следующий поток можно приобрести дешевле — со скидкой early bird и промокодом по случаю какого-то праздника. Я попросила вернуть деньги за курс или перенести оплату на следующий поток и вернуть мне разницу между ценами. Менеджер, похоже, опешил от моей наглости, но оплату перенес и разницу в несколько тысяч рублей я получила. С тех пор при оплате курсов в «Нетологии» скидки на early bird и промокоды суммироваться перестали. Не знаю, совпадение это или моя жадность так впечатлила менеджеров по продажам, что они приняли меры.
Курс: «Коммерческий редактор» от «Нетологии»
Сколько стоил: 33 675 Р
Сколько вернули: перевели на другой курс
В апреле 2020 года от сидения в самоизоляции моя крыша немного начала уезжать. Я решила уйти из ИТ на вольные фрилансерские хлеба и купила курс по копирайтингу и редактуре.
Пройдя первый модуль, я поняла, что погорячилась. Самоизоляция прошла, я стала снова видеться с коллегами, сфера ИТ перестала казаться такой уж ненавистной. А вот труд копирайтера оказался сложным, да и оплачивался гораздо хуже. В целом модуль по копирайтингу мне понравился, но я поняла, что не буду менять профессию, а значит, и проходить следующие модули не имеет смысла.
Условия возврата явно прописаны не были, а может, я просто не обратила на это внимания. Я знала, что закон о защите прав потребителей дает возможность вернуть деньги за неиспользованные услуги, — таким образом мне уже возвращали плату за школу вождения.
Чтобы получить возврат, я написала заявление в свободной форме с просьбой о переводе. Меня не отговаривали, но предложили вместо возврата средств выбрать любой другой курс в рамках той суммы, которую мне должны были вернуть, — что-то около 20 тысяч. Меня это устроило — я выбрала другой курс и прошла его до конца.
Курс: «Бэкенд-разработчик» от «Яндекс-практикума» (сейчас курс закрылся)
Сколько стоил: 85 000 Р
Сколько вернули: 78 200 Р
Первое впечатление от пробного месяца вызвало у меня массу положительных эмоций: интересный тренажер, реальные задачи и примеры из жизни, нетривиальный подход к обучению. Но после оплаты всего курса и вступления в комьюнити что-то пошло не так.
Во-первых, оказалось, что в одной группе смешаны студенты с разным уровнем подготовки: на выполнение некоторых заданий у меня уходило по 6 часов, притом что кто-то уже через 15 минут писал в чат, что все выполнил. Это сильно демотивирует, начинаешь считать себя ущербным.
Во-вторых, встроенный тренажер принимал только один-единственный вариант написания кода. Даже если код работает верно, ответ не будет засчитан и следующий этап не откроется. Как-то на всю дискуссию с техподдержкой у меня ушло 12 часов: мне отвечали с огромными перерывами, аргументируя это большой нагрузкой и недостатком операторов. Странно, «Яндекс» не смог предугадать, сколько должно хватить операторов на всех учеников? И на такую борьбу с тренажером уходило очень много времени, что сильно тормозило процесс обучения. А между тем на курсе прописаны довольно сжатые сроки.
Наконец, «Практикум» утверждает, что обучение идет под чутким присмотром опытных программистов. После того как тренажер в очередный раз не принял мой ответ, я решил обратиться к наставнику нашей группы, чтобы узнать, что же не так в моем коде. Мы долго провозились, но результат остался прежним. В конце концов наставник развел руками и сказал, что не знает, в чем дело. На этом мое терпение лопнуло, и я решил досрочно прервать обучение.
В оферте к курсу был интересный пункт: количество дней обучения рассчитывается с даты начала обучения до первого рабочего дня, следующего за датой отказа. Мой отказ пришелся ровно на день оглашения президентом мартовских нерабочих дней. Повезло, не пришлось платить за лишний рабочий день.
Чтобы вернуть деньги, пришлось написать пару сообщений в техподдержку. Отговорить меня не пробовали — попросили только написать причину оформления возврата и отзыв о курсе для улучшения работы сервиса.
Курс: «Порядок в голове» от «Времени в порядке»
Сколько стоил: 13 350 Р со скидкой
Сколько вернули: 10 012 Р
Пару месяцев назад я выгорела и решила, что из этого состояния меня обязательно вытащат новые знания. Поэтому во время Черной пятницы взяла курс по психологии: восемь видеолекций, с помощью которых обещали разобраться с внутренним ребенком, убрать негативные установки и вот это вот все. Думала, это поможет мне сэкономить на походах к психологу. Покупала импульсивно и явно не в здравом уме.
Доступ к курсу сохранялся три месяца, но начала я смотреть его только за месяц до окончания доступа. Посмотрела всего две лекции и крайне разочаровалась в качестве, хотя «эксперт» очень популярный и восторженных отзывов я прочитала довольно много. Было ощущение, что спикер просто записывает на камеру свой поток мыслей, очень сложно было воспринимать информацию, да и была она крайне примитивной. Например, чтобы избавиться от негативных эмоций, нужно перестать смотреть телевизор. Серьезно? На «Ютубе» в свободном доступе можно получить эту информацию бесплатно и от признанных экспертов и ученых.
Условия возврата удалось найти в описании оферты. Согласно ей я могла «потребовать возврата уплаченных денежных средств в течение 14 календарных дней с момента начала обучения». Кроме того, в договоре были прописаны различные ограничения — например, что должна быть уважительная причина для расторжения. Но я знала, что это противоречит закону о защите прав потребителя и я могу запросить возврат, когда захочу, без объяснения причин.
Я объяснила ситуацию: сказала, что мне необходимы средства на другие цели — восстановление здоровья. Больше вопросов не задавали и сразу приняли заявление. Это хорошо, иначе я бы точно поддалась на уговоры.
Мне предоставили шаблон заявления, а также уже высчитали сумму к возврату. Я переживала, что могут возникнуть проблемы в расчете суммы. Но действительно, мне вернули средства за все шесть непросмотренных уроков в течение 14 дней.
Курс: «Профессия DevOps-инженер» от «Скиллбокса»
Сколько стоил: 25 300 Р со скидкой и сертификатом
Сколько вернули: 7590 Р
Можно ли вернуть деньги за обучение в онлайн университете geekbrains?
В прошлом году оплатил обучение в университете по профессии Android-разработка (около 90000), прошел в рамках этой профессии 1 четверть.
Сейчас хочу вернуть все средства за обучение, так как разницу в доплате на искуственный интеллект мне отказываются частично возвращать. Аргументируют это тем, что стоимость обучения на Android разработку увеличилась.
Попросил вернуть деньги, мне ответили:
В вашем случае возврат невозможен на основании Договора Оферты, полные условия тут: https://gb.ru/dogovor
Насколько я понимаю, они ссылаются на пункт 5.1 Г:
Если Пользователь получил доступ к Курсу и с момента получения доступа прошло более 30 дней, то Исполнитель возмещает 0% от стоимости Курса, удерживая остальную сумму в качестве возмещения своих расходов на поддержку Платформы.
30 дней с момента моего перехода с искуственного интеллекта на Android прошли. Насколько возможно вернуть осталвшиеся средства за вычетом пройденных курсов?
Ответы на вопрос:
Реально вернуть деньги на основании ст. 782 ГК РФ.Подавайте письменное требование. В случае его неисполнения обращайтесь в суд.
Вы вправе расторгнуть договор и возместить взыскать деньги кроме реально понесенных расходов исполнителем на основании Статьи 32.Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 11.06.2021) «О защите прав потребителей»
Право потребителя на расторжение договора
вправе расторгнуть договор о выполнении
работы (оказании услуги) в любое время,
уплатив исполнителю часть цены пропорционально
части выполненной работы (оказанной услуги)
до получения извещения о расторжении указанного
договора и возместив исполнителю расходы,
произведенные им до этого момента в целях
исполнения договора, если они не входят
в указанную часть цены работы (услуги).
Пишите им ПРЕТЕНЗИЮ. В случае отказа-подавайте ИСК В СУД о взыскании денег и МОРАЛЬНОГО ВРЕДА ст 151 ГК РФ.
Добровольно Вам не собираются возвращать.
После ответа Роспотребнадзора Вы можете оценить перспективы судебного иска, оформленного по правилам ст. 131. ст. 132 ГПК РФ и основанного на положениях Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 11.06.2021) «О защите прав потребителей».
Платформу свою пусть сами поддерживают, а не за Ваш счет. Это условие договора ущемляет Ваши права потребителя и признается недействительным в силу ст.16 Закона о защите прав потребителей:
1. Условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.
Потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.
Таким образом, исполнитель обязан вернуть Вам деньги, а фактические расходы, которые у него возникли в результате заключения договора с Вами, он обязан подтвердить документально.
В дополнение к этой информации.
В соответствии со ст.16 Закона:
Если в результате исполнения договора, ущемляющего права потребителя, у него возникли убытки, они подлежат возмещению изготовителем (исполнителем, продавцом) в полном объеме.
То есть, Вы вправе потребовать возмещения всех расходов, если они возникли в результате исполнения такого условия.
В соответствии со ст.424 ГК РФ:
1. Исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.
2. Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.
Константин, доброго дня Вам.
Отказ Вам в возврате денежных средств, со ссылкой на пункт 5.1 Г:
Если Пользователь получил доступ к Курсу и с момента получения доступа прошло более 30 дней, то Исполнитель возмещает 0% от стоимости Курса, удерживая остальную сумму в качестве возмещения своих расходов на поддержку Платформы.
Является не правомерным.
Вам надо направлять претензию на юридический адрес и просить в досудебном порядке Расторгать Договор и просить возврата денежных средств.
Далее, в случае не удовлетворения Ваших требований, обращаться, к примеру, в суд по Вашему месту жительства, с иском в рамках Закона о защите прав потребителя.
Исковое заявление должно соответствовать требованиям статей 131-132 ГПК РФ.
Правовое основание данного вопроса это статья 16 и 32 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 11.06.2021) «О защите прав потребителей».
Надеюсь мой ответ Вам полезен!
Константин! Формально согласно статье 32 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I «О защите прав потребителей» потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.
Т.е. включать в оферту условия, которые бы противоречили закону, исполнитель не вправе. Однако если будет установлено, что Вы получили услугу полностью и пытаетесь вернуть деньги при этом, то могут посчитать, что в этом случае у Вас возникнет неосновательное обогащение: в силу п.1 ст.1102 ГК РФ
Лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
А это основание деньги не возвращать. Так что здесь нельзя сказать, что в суде прям гарантированный путь для возврата денежных средств. Так что о рисках я Вас предупредил.
Похожие вопросы
Если я сейчас оплачу обучение меня должны сразу зачислить?
Вопрос касается договора оплаты за обучение в ВУЗЕ. Мой сын учится на коммерческой основе в государственном ВУЗе. Он успешно перешел на 2-й курс института и в августе месяце мы внесли плату за обучение за 3 семестр. С удивлением узнали, что кроме основной платы нам нужно уплатить пеню за НЕСВОЕВРЕМЕННУЮ оплату. В самом договоре прописана только плата за 1-й семестр, а что касается последующей оплаты, то указано так: «сумма платы за обучение и сроки внесения платы устанавливаются внутренними документами по институту, в т.ч. приказами ректора или декана». Подскажите, должны ли в этом случае студенты информироваться ИНДИВИДУАЛЬНО, под роспись с данным приказом об оплате за обучение? (ведь договор мы заключали индивидуальный, а не коллективный)? Вопрос актуален потому, что большинство студентов в группе утверждают, что о приказе ничего не знали, т.к. успешно сдав экзамены, разъехались по домам на каникулы. Обязаны ли мы платить пеню за несвоевременную оплату, если нет документа, подтверждающего что студент был ознакомлен с суммой и сроками (т.е. приказ декана о сроках оплаты есть, но нет подписей студентов об ознакомлении с ним)? Заранее спасибо за ответ.
Как возвратить деньги со школы программистов компании Гикбрейнс, обучение через рассрочку в банке Тинькофф, уже задолженность перед банком
Здравствуйте, у меня возникли проблемы с онлайн школой программистов компании Гикбрейнс, дело в том, что в середине лета приметив в интернете рекламу о качественном дистанционном образовании, а после окончании гарантированном трудоустройстве, решил записаться на платный курс, но так как денег в полной мере не хватало, мне без проблем предоставили рассрочку через Тинькофф банк. Процесс обучения проходил по плану, но в сентябре этого года произошло для меня непредвиденное обстоятельство, а именно мне и моим сотрудникам урезали бонусную часть зарплаты, с которой я и намеревался оплачивать рассрочку, об этом я оповестил техподдержку компании Гикбрейнс, что далее не смогу оплачивать рассрочку и мне сообщили что будут рассматривать мое обращение в течении 20 рабочих дней, что и до сих пор «кормят завтраками». В начале октября предстоял очередной платеж, который я, физически нечем платить, пропустил и сейчас банк, за то,что я просрочил платеж, грозит оплатой уже в двойном размере месячного платежа, штрафами и ухудшением кредитной истории. Как мне быть в этой нелегкой ситуации, подскажите пожалуйста?
Добрый день, Алексей.
Так как денежные средства уже переведены банком организации, то сначала естественно о прекращении обучения и возврате денежных средств Вы должны предоставить требование учебной организации. Что Вы и сделали, как я понял.
У организации 10 дней на выполнение Ваших требований. А не двадцать и более. Дальше санкции.
Закон РФ «О защите прав потребителей»Статья 32. Право потребителя на отказ от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг)
Потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.
Можно еще раз пригрозить, если не понимают.
Алексей, могу оказать помощь в подготовке претензии.
Да, окажите помощь в подготовке претензии и подробно опишите пожалуйста мои дальнейшие действия
Алексей, перейдите пожалуйста тогда в чат.
Добрый день, Алексей!
Для полного ответа на Ваш вопрос нам необходимо знать условия договора рассрочки.
Исходя из недостатка информации, мы можем предложить Вам лишь стандартный план действий в сложившейся ситуации.
1. Вам необходимо внимательно ознакомиться со всеми условиями, которые предусмотрены как договором оказания услуг со школой программистов, так и договором рассрочки с Тинькофф Банком.
2. Направить претензию в адрес школы программистов с требованием расторгнуть договор оказания услуг в соответствии со статьей 32 Закона о Защите прав потребителей, которая гласит: «Потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.»
3. Обратиться с письменным заявлением о расторжении договора рассрочки в Тинькофф Банк. Вы можете сослаться на статью 451 Гражданского кодекса РФ и требовать от Банка расторжения договора рассрочки в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора. В случае если Банк удовлетворит Ваше требование о расторжении договора, то Вам необходимо будет запросить официальное подтверждение от Банка о том, что обязательства потребителя перед ним прекращены.
4. В случае отказа Банка в добровольном порядке удовлетворить Ваши требования, Вы можете обратиться в суд с исковым заявлением о расторжении договора рассрочки.
Для наиболее благополучного разрешения сложившейся ситуации мы рекомендуем Вам обратиться за очной консультацией, так как только ознакомившись с Вашими документами мы сможем дать Вам полный ответ.
GeekBrains не возвращают деньги
В июле этого года, я решил взять уроки по программированию в GeekBrains. Наверное это самое глупое мое решение в этой жизни.
Мне позвонили с GeekBrains и предложили взять уроки. Но после месяца самостоятельного обучения я решил передумать и расторгнуть договор. Т.е. я еще не прошел по сути ни одного обучения онлайн. Мне не понравился формат обучения и я испытывал финансовые проблемы
27.09.21 Я позвонил на горячую линии и сообщил им о том, что я хочу расторгнуть договор и вернуть деньги, которые были кстати взяты в кредит. Они сказали что перезвонят по данному вопросу.
28.09.21 Мне перезвонили и сказали, что деньги они не могу вернуть так как прошло 30-дней и предложили мне несколько вариантов:
вернуть 30% от суммы и оставить выплаты за мной
перевод на другое направление
передача доступа другому человеку
Ни один из данных вариантов конечно меня не устраивает.
29.09.21 Я обратился за бесплатной консультацией к юристу, прогнозы были конечно у него весьма радужные, но я решил, что это дело решу сам.
В этот же день я написал в службу поддержки с просьбой расторгнуть договор и вернуть мне деньги, на что мне опять ответили, что возврат невозможен т.к. прошло 30- дней
30.09.21 Я в панике и хочу просто вернуть свои деньги, я видел что люди тут пишут юридическую претензию данной компании, подскажите как написать претензию данной компании, ведь по сути закон на моей стороне.
Дней без жалоб на GeekBrains: 0.
И вопрос: почему именно GeekBrains, а не, например, Яндекс.Практикум?
Вот я и спрашиваю, почему автор выбрал ГикБрейнс, а не Яндекс. Потому что про Яндекс.Практикум такого количества отрицательных отзывов я не видел.
В отзывах, которые тут появляются каждый день, речь не о качестве продукта, а о нарушении прав потребителя. Никто не ожидал такого от mail.ru.
Вот вот, но у яндекс практикум и гигбрейнс нет цели качественного обучения, у них есть цель получить деньги с людей, поэтому и платить хорошим преподавателям они не намерены, большую часть бюджета отдают на рекламу
Посмотрите на YouTube обзоры всех этих говносервисов от канала Сашкинс. Там он наглядно будучи маркетологом обьясняет что все эти курсы это отсрочка от работы на два года и потеря времени и денег. Я научился программированию сам и потратил на обучение ноль рублей. Главное учиться на реальных проектах/задачах и все получится. Для начала ищите как сделать то или это на YouTube на английском. Затем когда сталкиваетесь с проблемой, то высокая вероятность что кто-то тоже сталкивался ищите на StackOverFlow. 2-3 года и станете специалистом.
Они конечно может и зло, но и своей головой надо думать перед принятием подобных решений.
А ловко они это придумали
видимо и правда инфоцигане все таки
Тупых уродов только такие курсы научат. Вам не дано обучиться ничему. Хватит вываливать это дерьмо сюда.
А что это за курсы? Люди со знаниями онлайн обучают программированию по Скайп/Зум?
@VK дадите комментарии по проблемам с geekbrains?
По данным Startup Genome, 9 из 10 стартапов терпят неудачу. Возможных причин «смерти» много: недостаточно протестированная гипотеза, неподтвержденная юнит-экономика, неверная стратегия или просто неудача в подходе к продажам.