как рисовать простые формы
Рисование.ру
Урок 2. Базовые формы в рисовании карандашом
До сих пор упражнения, которые вы делали, были мало похожи на рисование, скорее — это напоминало каракули. Следующая фаза — более интеллектуальная, вы должны мысленно представить себе форму, прежде чем попытаться нарисовать ее.
Упражнение 1
1. Во-первых, не слишком задумываясь, как можно лучше нарисуйте круг. Теперь закройте глаза и мысленно представьте себе идеальный круг. Это удивительно — представить себе идеальный круг мы можем, а нарисовать его — нет!
2. В качестве второй попытки нарисуйте круг, выполняя едва заметную линию циркулем, а затем проведите по нему линию от руки, чтобы рука запомнила, как эта форма должна выглядеть. Попрактикуйтесь подобным образом, и достаточно быстро ваша способность нарисовать круг от руки улучшится.
3. Теперь попробуйте нарисовать равносторонний треугольник, то есть такой треугольник, у которого длина всех трех сторон одинакова. Это не так-то просто, как кажется, не так ли? но тут вам поможет механическое устройство: опишите круг с помощью циркуля, а затем внутри него нарисуйте треугольник, все углы которого касаются круга.
4. Теперь изобразите квадрат. Вы знаете, что все стороны квадрата равны по длине, а все его углы прямые, но, чтобы правильно нарисовать такой квадрат на бумаге, вам может потребоваться некоторое время. Здесь вам понадобится линейка, с помощью которой вы будете измерять длины.
5. Поскольку вы нечасто видели подобную форму в жизни, вам может быть непросто нарисовать квадрат, балансирующий на одном углу, как ромб. Вам будет труднее нарисовать его так, чтобы все стороны квадрата были равны.
Упражнение 2
Теперь мы переходим к несколько более сложным формам. Смысл этого упражнения в том, чтобы заставить ваш глаз, мозг и руку действовать сообща, так что постепенно вам будет легче выполнять это упражнение.
1. Сначала нарисуйте пятиконечную звезду, не отрывая карандаша от бумаги. Это также легче сделать внутри круга, следя за тем, чтобы все углы фигуры касались круга, но попробуйте рисовать ее без круга.
2. Во-вторых, попробуйте нарисовать шестиконечную звезду, которая представляет собой всего лишь два наложенных друг на друга равносторонних треугольника.
3. В-третьих, нарисуйте восьмиугольную звезду, которая представляет собой один квадрат, наложенный на другой.
4. Теперь попробуйте нарисовать яйцо. С одного конца оно уже, чем с другого, — более широкий конец должен быть внизу.
5. Полумесяц — это еще одна форма; она гораздо более сложная, чем кажется на первый взгляд, но секрет в том, чтобы понять: кривая является частью круга. Попробуйте нарисовать его от руки, а затем с помощью проведенного циркулем круга.
Упражнение 3
В этом упражнении мы начинаем изучать способы, с помощью которых фигуры кажутся трехмерными. Самый обычный способ — изображение предмета в перспективе, то есть именно так, как мы склонны видеть формы в пространстве.
1. Нарисуйте один квадрат, затем — еще один, такого же размера, но немного выше и сбоку от первого. Соедините углы с прямыми линиями. В результате у вас получился прозрачный куб.
2. Следующая фигура похожа на первую, но мы видим только три соединительные линии, так что в этом случае куб не выглядит прозрачным.
3. Вот другой способ рисования куба: нарисуйте сплющенный параллелограмм, похожий на ромб, положенный на одну из сторон, а затем проведите прямые вертикальные линии вниз от углов этой формы к другой такой же форме ромба, расположенной ниже.
4. На этот раз нарисуйте только три соединительные линии и два края нижнего ромба, чтобы куб выглядел сплошным.
5. Затем нарисуйте цилиндр. Сначала нарисуйте эллипс — сплющенный круг, а затем проведите вертикально вниз две параллельные линии, чтобы соединить верхний эллипс с таким же нижним.
6. Попробуйте еще раз, но на этот раз оставьте только передний край нижнего эллипса, чтобы цилиндр выглядел сплошным.
7. Затем сделайте так, чтобы был виден только передний край верхнего эллипса, — теперь цилиндр кажется видимым снизу.
8. Теперь перейдем к конусам, которые представляют собой просто две сходящиеся прямые линии и эллипс на более широком конце.
9. Попробуйте нарисовать только часть эллипса, а затем изобразите конус, балансирующий на острие.
Упражнение 4
Немного попрактиковавшись, вы обнаружите, что ни одно из этих упражнений не представляет особой трудности. Следующий этап — попрактикуйтесь создавать области различного тона на шарах, кубах, цилиндрах и конусах.
1. Сначала как можно точнее нарисуйте круг. Теперь очень легкими штрихами нанесите тон на левую половину круга. Увеличьте интенсивность тона в форме полумесяца вдоль нижней левой стороны круга, оставляя небольшой участок у края, который будет соответствовать области отраженного света, обычно возникающий на темной стороне сферы. нанесите отбрасываемую тень на область, распространяющуюся влево от шара и исчезающую по мере удаления от него.
2. Теперь можно перейти к рисованию куба, покрывая его левую сторону средне-темным тоном. Когда она станет достаточно темной, равномерно покройте другую вертикальную сторону более светлым тоном. Теперь осталось только нарисовать отбрасываемую тень, как и раньше, но соответствующую прямоугольной форме фигуры.
3. Цилиндр похож на сферу, но тень располагается на вертикальной поверхности. Снова сделайте столб более темного тона чуть в стороне от границы левого края.
4. При рисовании конуса вы должны учитывать сужение к вершине, которое сказывается на форме отбрасываемой тени.
Работа с формами в рисунке. Опыт Марко Буччи
Знаете ли вы, что тщательная прорисовка натуры вредит настроению картины? Избежать этого поможет объединение форм. Вот как это сделать.
У себя на YouTube-канале художник-иллюстратор Марко Буччи рассказал, как сделать рисунок выразительнее с помощью объединения форм.
Известный американский художник-реалист Ричард Шмидт сказал однажды, что художники на самом деле видят не больше, а меньше, чем другие люди. Руководствуясь этим принципом, Марко советует упрощать то, что вы видите в реальности, при переносе на бумагу. Одним из способов упрощения и является объединение форм.
Как это происходит? Давайте возьмём четыре предмета и попробуем их нарисовать.
Мы изобразили четыре формы, но вышло не очень удачно. Теперь представим, что эти предметы освещены и отбрасывают тени. Тогда на рисунке у нас получится целых девять форм.
Уже получше. Но несмотря на то, что мы так точно всё передали, рисунок выглядит безжизненно и не создаёт настроение. Свет на нём не воспринимается как свет.
Чтобы решить эту проблему, попробуем объединить несколько форм в один большой силуэт, уменьшив количество подробностей на рисунке. Вместо девяти форм у нас снова четыре, но уже совсем другие.
За счёт этого мы снизим информационную нагрузку на мозг зрителя — теперь он будет смотреть на меньшее количество объектов. А в работе появится НАСТРОЕНИЕ — в чём и заключалась цель упрощения.
Объединение форм помогает усилить общую выразительность картины. Яркий пример — гравюры шведского графика Андерса Цорна, который любил опускать делали и сливать несколько фигур в одну.
Благодаря этому и свет, и персонажи, и настроение, и композиция в его работах получались отличные, несмотря на грубую работу карандашом.
Еще один хороший пример — работа американского иллюстратора Дина Корнуэлла. Для большей наглядности посмотрим на нее в чёрно-белой гамме.
В нижней части полотно настолько затемнено, что все предметы сливаются в одну форму величиной почти в половину листа. Для этого художник отказывается от многих деталей: брюк, пряжки ремня, пуговиц и т. д.
Вся эта информация изъята для того, чтобы дать понять зрителю — эта часть листа не важна, на ней не следует сосредотачивать внимание. Смотреть надо выше, на лицо персонажа — именно там сконцентрировано настроение картины.
Но и в верхней части полотна, гораздо более светлой и информативной, Корнуэлл находит возможность применить всё тот же приём. Он объединяет в одну фигуру нижние две трети лица персонажа, шею и рубашку. Это позволяет ему добиться впечатления таинственности, окружающей героя.
Объединением форм пользовался и видный американский иллюстратор Уолтер Эверетт. На первый взгляд, работа Эверетта изобилует деталями, а значит, и формами.
Но стоит применить к ней фильтр, как становится понятно: фигуры здесь сливаются, образуя светлые и темные области. Эти области определенным образом направляют взгляд зрителя.
Основой картины является сплошная темная зона. Ее окружают светлые пятна — вроде того, в которое сливаются головные уборы, воротники и лица женщин в верхней части полотна.
Так что Ричард Шмидт был прав: благодаря объединению форм художник действительно видит меньше, чем есть на самом деле. Но он не упомянул, что рисовать меньше в действительности сложнее, поскольку для этого приходится серьезно идти против нашей природы, и изображать что-то не буквально, а сводить к сути
На примере уже своего собственного рисунка Марко шаг за шагом показывает, как выполнять объединение форм. Так его работа выглядит в готовом виде:
Художник намеренно выбирает сложную композицию с обилием деталей: здесь есть несколько лодок, сваи, здания, фигуры людей, отражения в воде, воздушная перспектива и т. д. Всё это дает нам очень много форм. При этом на полотне отчётливо выделяются две большие области — светлая:
Причём художник разделил картину на светлые и тёмные зоны ещё в самом начале работы, на этапе планирования композиции, и уже потом вписывал в них детали — или жертвовал деталями, когда они не вписывались. По словам Марко, это помогло ему избежать перегруженности полотна подробностями и сократить сроки работы — он смог закончить рисунок всего за полтора часа.
Из-за деления на зоны композиция поначалу выглядела довольно абстрактно.
Марко вообще считает, что всякое искусство начинается с абстракции.
Сюжет — это вещь второстепенная. И я твердо уверен в том, что даже самый реалистичный рендер — это сначала абстракция, потому что художнику приходится иметь дело с формами, оторванными от реальности, но именно это и делает искусство таким увлекательным.
Он подчёркивает, что не нужно прорисовывать каждое окно в каждом доме — их нужно подразумевать. Чтобы проще было переключиться с буквального восприятия на абстрактное, художник использует текстуры.
Лодки на картине сливаются со своими отражениями в воде и частично — с домами. У себя в голове зритель сам должен провести условную границу, где заканчивается один предмет и начинается другой.
Человеческий мозг удивительный. В реальной жизни мы всё время заполняем деталями какие-то области. Это связано с человеческой психологией. Когда вы идете по улице, вы не видите всего. Вы воспринимаете информацию только прямо перед вами. А мозг заполняет остальное. Это происходит постоянно. Эквивалентом этого в изобразительном искусстве, я полагаю, является слияние форм.
По его мнению, художник, показывая меньше, тем самым сообщает зрителю больше. Картина, где прорисованы все детали, будет скучной и невыразительной. А та, где часть деталей опущена, лучше передаст впечатления от места, которое на ней изображено.
Заполняя светлую и тёмную области деталями, Марко время от времени накладывает фильтр «Постеризация» (Posterize) — чтобы убедиться, что детали не выбиваются из общего фона. Это могут делать не только те художники, которые работают в цифровом формате — если вы рисуете на бумаге, работу можно в любой момент отсканировать и применить фильтр, чтобы проверить себя.
Итак, на картине люди, сваи, лодки, дома и отражения преимущественно сливаются воедино. Но среди всего этого нужно где-то разместить подсказку для мозга зрителя — какую-нибудь отчётливую форму, за которую зацепится взгляд. Благодаря ей человек сможет догадаться, что же всё-таки изображено на картине.
В данном случае подсказкой стал чёткий силуэт третьей снизу лодки, который контрастирует с поверхностью воды. В этой части полотна слияние форм отсутствует.
Зритель сразу опознаёт в тёмном предмете лодку, что задаёт контекст всему дальнейшему восприятию картины — как бы запускает дешифровку объединенных форм.
Напомним, Марко Буччи — это известный художник-иллюстратор и преподаватель живописи из Канады. За 15 лет профессиональной деятельности Марко успел поработать с издательством Walt Disney Publishing Worldwide, производителями игрушек LEGO, Hasbro, Mattel Toys и Fisher-Price, разработчиком игр LucasArts, а также мультипликационными студиями Nelvana, GURU Studio, C.O.R.E. Digital Pictures и Yowza! Animation.
В качестве преподавателя Марко сотрудничал с онлайн-школой CGMA, Академией искусств Сан-Франциско, Колледжем Сентенниал в Торонто и другими учебными заведениями.
Перевод сделан специально для Smirnov School. Мы — онлайн-школа, где готовят концепт-художников, левел-артистов и 3D-моделеров для игр и анимации. Если придете к нам на курс, не забудьте спросить о скидке для читателей с DTF.
Урок 1. Построение формы. Как нарисовать цветок
В первом уроке вы узнаете, что мешает в достижении сходства в процессе рисования. Мы будем учиться по-настоящему видеть форму, ее особенности и переносить эти наблюдения на бумагу с большей точностью. Делать это мы будем методом визирования, который поможет изобразить любой объект.
Содержание:
Если ваши предыдущие попытки рисовать приводили к чувству разочарования, потому что не удавалось добиться сходства, то, скорее всего, рисуя, вы полагались на свое аналитическое мышление. Вы подменяли наблюдения своими представлениями о том, как должен выглядеть предмет. Например, изображая яблоко, вы рисовали не конкретное яблоко, а какой-то сложившийся у вас ранее образ. Аналитическому мышлению свойственно категоризировать, упрощать. В результате в рисунках предметы теряли свою индивидуальность и характер.
Метод визирования
Самое главное в рисовании с натуры или по фотографии – полагаться на свои зрительные наблюдения. Если нет достаточного опыта, натренированности глазомера, то сложно просто рисовать на глаз.
В настоящее время и прежде художники использовали различные вспомогательные средства, чтобы достичь большей точности изображения. Например, Леонардо да Винчи описывал применение камеры-обскуры для проецирования изображения на полотно (есть также камера-люцида – еще одно приспособление, создающее такую проекцию на бумаге). Оставалось обвести ее, чтобы получить форму изображаемых объектов.
В гравюрах А. Дюрера «Художник, рисующий лютню», «Техника рисования в ракурсе» можно увидеть другие средства достижения более точного рисунка:
Мы же освоим наиболее простое средство, не требующее специальных приспособлений, – метод визирования. А нашим измерительным инструментом будет карандаш. Для начала давайте разберемся, что будем измерять.
Основные параметры:
Взаимное расположение изображаемых объектов и их частей
Например, на нижеследующем рисунке важно найти, как далеко птицы, камни и кустарник находятся друг от друга и от зрителя. Для птицы необходимо определить взаимное расположение частей: головы, туловища, хвоста.
Пропорции целого и частей
В этом же примере пропорции целого – это отношение высоты к ширине изображаемой области. Переходим к более частному: ищем отношение высоты к ширине для птиц и камней. Пропорции частей – соотношение тех же параметров отдельно для головы птицы, шеи, туловища и т.д.
Наклоны важных линий предмета
Оси. Они показывают характер расположения предмета или движение. Например, здесь наклон оси головы и шеи говорит о том, что птицы всматриваются в воду в поисках пищи.
Основные отрезки, на которые можно схематично разбить контур предмета. Они в наибольшей степени определяют характер его формы.
Направляющие, на которых лежат основные элементы композиции и их части (например, линии вдоль которых расположены птицы, камни в воде и в траве). Голубые направляющие помогают точнее найти взаимное расположение частей: спинки и головы птицы, ее глаза и клюва.
Метод визирования – это не точное измерение по линейке, поэтому очень важно перепроверить найденное. Для тренировки глазомера пробуйте сначала сравнивать величины и определять наклоны на глаз, а затем подключайте метод визирования с помощью карандаша для проверки и поправляйте расхождения.
Правила измерения
Держим карандаш на вытянутой руке, чтобы не менялось расстояние от него до глаз.
Рисуем цветок
Рисование цветка мы начнем с наброска, в котором найдем расположение и размеры основных элементов. На первом этапе рисуем легкими линиями, без нажима на карандаш, чтобы потом было легко смягчить их или убрать. В примерах построение сделано довольно выразительно, чтобы оно лучше читалось. После этой стадии поиска работаем более четкими линиями.
Шаг 1. Рисунок удобно начинать с поиска пропорций целого. То есть если бы мы изображали букет в вазе, то начали бы с общих пропорций букета и вазы как единого объекта. В данном случае рисуем один цветок, поэтому определяем соотношение его высоты к ширине. Удобнее сравнивать меньшую величину с большей. Найдем, сколько раз первая укладывается во второй. Наметим габариты острым кончиком твердого карандаша или HB (твердо-мягкий).
Шаг 2. Найдем центр цветка. Для этого уточняем, насколько расстояние от центра до нижней точки цветка меньше, чем расстояние от центра до верхней точки. Так же сравниваем расстояния от боковых краев цветка до центра. После того как нашли центральную точку, проведем через нее оси лепестков легкими линиями, не надавливая на карандаш. Здесь удобно делать построение через оси лепестков, так как их немного и они определяют характер цветка, его наклон.
Шаг 3. Чтобы точнее нарисовать внешний контур, начнем с более грубой формы. Когда мы вырезаем ножницами из бумаги, чтобы получить более аккуратный результат, мы подбираемся к границам постепенно. Вырезаем детали лишь после того, как отрезали большую часть лишнего. Также и здесь – будем двигаться постепенно от общего к частному. Для начала в уме, глядя на натуру, упростим контур до основных линий (его наиболее длинных частей и касательных). Найдем эти основные линии и будем соотносить с ними карандаш, наклоняя его под тем же углом. Не меняя наклона карандаша, перенесем его к рисунку. Туда, где должна лежать эта линия. Запоминаем угол. И стараемся повторить его в рисунке легкими линиями. Проверяем точность нарисованного, еще раз измерив наклон этой линии в натуре и перенеся карандаш на бумагу. Длины этих отрезком соотносим с нашими предыдущими измерениями.
Шаг 4. Найдем границы пары самых крупных лепестков по вертикальной оси. Для этого можно замерить, сколько раз расстояние от нижней точки цветка до низа этих лепестков укладывается во всей высоте. Это же надо проверить и для расстояния от самой верхней точки орхидеи до верха этой пары лепестков. Так мы находим две точки. Чтобы провести через них границы (касательные), найдем их наклон методом визирования.
Шаг 5. Переходим к поиску наклонов отрезков, формирующих внешний контур этой пары лепестков. Где-то определяем длины этих отрезков на основе ранее найденных меток, где-то – на глаз. На данном этапе ищем более крупные отрезки. Мелкие изгибы линий уточним позже.
Шаг 6. Аналогичным образом уточним общие границы других лепестков и найдем пропорции центральной части цветка (сердцевины).
Шаг 7. Определяем общую форму лепестков сердцевины, уточняя наклоны касательных методом визирования.
Шаг 8. Теперь у нас есть общая “карта” цветка, на которой мы будем уточнять детали – более мелкие изгибы контура, тычинки. Где-то сглаживаем грубые углы, и здесь важно не перестараться, чтобы не потерять особенностей формы. На этом этапе можно работать с бОльшим нажимом, но карандашом помягче. Чтобы передать нежность цветка, рисуем остро заточенным грифелем.
Шаг 9. Можно обвести рисунок тоненьким линером. При этом более тонко проводим линии дальних лепестков. Усиливаем нажим для тех линий, которые находятся ближе к зрителю. То же выполняем для важных деталей. Таким образом создается иллюзия пространства. Более выразительное кажется ближе, а менее выразительное – дальше.
Шаг 10. В рисунок был добавлен цветок второго плана, чтобы показать, как усиливается ощущение глубины пространства, когда элементы второго плана нарисованы менее выразительно.
Нарисуйте орхидею или другой цветок. Попробуйте поработать с натуры. Возьмите любую несложную форму: растение, перо, лист, камень.
Важно в процессе рисования периодически возвращаться и подправлять изображение, если замечаете расхождения. Какие-то из них сложно заметить сразу, но они становятся более явными на последующих этапах.
В процессе обучения рисованию приходится довольно много прибегать к измерению. Так мы тренируем глазомер. После наработки определенного опыта художнику требуется все меньше подобных поисков, он способен больше работать на глаз, рисовать быстро и самое главное – с удовольствием. Регулярно практикуясь в рисовании, мы постепенно создаем в памяти базу довольно подробной информации о том, как выглядят различные предметы. К тому же у художника формируется привычка обращать более пристальное внимание на вещи вне процесса рисования. Накапливая определенный багаж такой информации, мы приобретаем способность рисовать реалистично по памяти и воображению.
В этом уроке уделено много внимания зрительному восприятию, измерениям, позволяющим изображать форму точнее. Однако не менее важно то, что недоступно зрению. Важно задействовать и другие чувства, чтобы сделать рисунок более живым, глубоким, эмоциональным. Художник, преподаватель и автор «Нового учебника по рисованию» Кимон Николаидис пишет: «Видеть» значит наблюдать, используя все пять чувств. Когда вы смотрите, то есть используете глаза, это не означает, что вы закрываете остальные органы чувств, скорее наоборот, потому что в наблюдении и понимании увиденного участвуют все чувства… Если же Вы попытаетесь довериться одному только зрению, глаза могут обмануть вас и толкнуть на ложный путь».
Желаем вам успехов с первым заданием. И помните, что в рисовании количество всегда переходит в качество. Если что-то не получилось с первого раза, пробуйте еще и еще.
Проверьте свои знания
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.