как самостоятельная отрасль законодательства защита прав потребителей возникла в россии
Об истории формирования национальной системы защиты прав потребителей
Ровно 27 лет назад – 22 мая 1991 года был принят первый в советско-российской истории закон «О защите прав потребителей», в котором были впервые сформулированы права потребителей на государственную защиту своих интересов, надлежащее качество и безопасность продукции, судебную защиту этих прав, а также право на объединение в общественные организации потребителей.
Поскольку ныне действующий закон «О защите прав потребителей» (принятый в феврале 1992 года) был основан на тексте одноименного закона СССР, то фактически защита прав потребителей за неполный год стала предметом и одного из последних законов советской эпохи и одного из первых законодательных актов Российской Федерации.
Естественно, за прошедшие годы закон «О защите прав потребителей» претерпел существенные изменения, однако не утратил своей главной особенности – служить интересам всех российских граждан, ведь по статистике ежемесячно каждый человек на товары и услуги тратит в среднем от 55% до 90% своих доходов, а статус потребителя имеют даже новорожденные дети.
Напомним, что на заседании президиума Государственного совета по вопросу развития национальной системы защиты прав потребителей 18 апреля 2017 года помимо ряда системно значимых поручений, направленных на развитие этой сферы, Президентом России В. Путиным также было отмечено, что «вопросы защиты прав потребителей нужно решать консолидированно, на всех уровнях власти с привлечением структур гражданского общества, деловых объединений».
В России сложилась своя уникальная национальная система защиты прав потребителей.
Федеральный уровень в этой системе представляет Роспотребнадзор, который осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, а также федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей.
На региональном уровне органы государственной власти субъектов Российской Федерации реализуют важные полномочия по осуществлению мероприятий и принятию мер, направленных на обеспечение прав потребителей. Одно из поручений Президента Российской Федерации в этой связи касалось необходимости принятия в каждом Субъекте Российской Федерации соответствующих региональных программ.
Местный уровень защиты прав потребителей наиболее приближён к населению, именно поэтому здесь происходит рассмотрение жалоб потребителей, консультирование граждан по вопросам защиты своих прав, а также их судебная защита.
При выявлении по жалобе потребителей товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества, а также опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды органы местного самоуправления незамедлительно извещают об этом федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг). В Роспотребнадзор каждый год количество таких обращений увеличивается на 20% и в 2017 году от органов местного самоуправления было получено около 50 тыс. сигналов о нарушениях прав потребителей.
Неудивительно, что в последнее время количество обращений граждан в органы местного самоуправления стабильно растёт. В 2016 году граждане, как потребители, 426 тысяч раз обратились к властям на местном уровне. В 2017 году таких обращений было уже более 432 тысяч. Это, с одной стороны, говорит о повышении уровня доверия жителей к местной власти, с другой – требует от неё полноценного участия в обеспечении соблюдения прав потребителей.
По мнению многих специалистов, современное состояние национальный системы защиты прав потребителей в России достигло определенной зрелости и находится в динамичном развитии и поиске адекватных ответов на современные вызовы.
Дальнейшее развитие устоявшейся трехуровневой системы защиты прав потребителей в ближайшие годы будет происходить в соответствии с планом мероприятий по реализации Стратегии государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года, утвержденным 23 марта 2018 года Правительством Российской Федерации. Сам документ стратегического планирования, к разработке которого Роспотребнадзором были привлечены многие министерства и ведомства, а также общественные организации и представители науки, был принят в конце августа 2017 года.
На какие правоотношения распространяется законодательство о защите прав потребителей?
Цели, для которых приобретается товар, заказывается работа (услуга), должны быть исключительно личные (бытовые). Товары (работы, услуги) могут приобретаться (заказываться) для личных нужд (например, парикмахерские, медицинские услуги) либо для бытовых (например, приобретение электробытовых устройств).
Не считается потребителем гражданин, приобретающий товары для организаций и за их счет с целью использования этих товаров в производстве, а также заказывающий для организаций за их счет работы, услуги в этих же целях (например, машины для работы в логистической фирме и т.д.).
Однако является потребителем гражданин, пользующийся услугой личного характера, хотя и заказанной для производственных нужд (например, услуга по перевозке, по проживанию в гостинице в командировочных целях).
Потребителем считается не только гражданин непосредственно приобретший товар или заказавший работу (услугу), но и гражданин, пользующийся ими. Например, потребителем считается как гражданин, который купил мобильный телефон или билет в кино, так и тот, который пользуется этим телефоном или является зрителем в кино.
Однако, законодательством в отдельных случаях предусматривается, что пользоваться товаром, результатом работы, услугой может только гражданин, заключивший договор с продавцом, исполнителем. Например, воспользоваться услугой по договору перевозки железнодорожным транспортом в поездах дальнего следования и воздушным транспортом может только тот, кто указан в билете, так как именно он выступает стороной по договору перевозки, соответственно, только он в данном случае потребитель.
Изготовителями, продавцами, исполнителями выступают организации (коммерческие и некоммерческие) независимо от формы собственности и от организационно-правовой формы, а также индивидуальные предприниматели. Согласно ст. 23 ГК индивидуальным предпринимателем признается гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и зарегистрированный в установленном законом порядке в качестве индивидуального предпринимателя. Именно он может быть изготовителем, исполнителем, продавцом.
Отношения, регулируемые законодательством о защите прав потребителей, могут возникать из возмездных гражданско-правовых договоров. К таким договорам относятся договоры:
на приобретение товаров, выполнение работ, оказание услуг, в частности из договоров купли-продажи, в том числе розничной купли-продажи, продажи недвижимости, энергоснабжения;
найма жилого помещения, в том числе социального найма, в части выполнения работ, оказания услуг по обеспечению надлежащей эксплуатации жилого дома, в котором находится данное жилое помещение, по предоставлению или обеспечению предоставления нанимателю необходимых коммунальных услуг, проведению текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг (п. 2 ст. 676 ГК);
подряда (бытового, строительного, на выполнение проектных и изыскательских работ, на техническое обслуживание приватизированного, а также другого жилого помещения, находящегося в собственности граждан);
перевозки граждан, их багажа и грузов;
по оказанию финансовых услуг, направленных на удовлетворение личных (бытовых) нужд потребителя-гражданина, в том числе предоставление кредитов для личных (бытовых) нужд граждан, услуги по договору банковского вклада, открытие и ведение счетов клиентов-граждан, осуществление расчетов по их поручению, услуги по приему от граждан и хранению ценных бумаг и других ценностей, оказание им консультационных услуг;
оказания услуг связи, медицинских, ветеринарных, по обучению, туристскому обслуживанию и иных;
другие, направленные на удовлетворение личных (бытовых) нужд граждан, не связанных с извлечением прибыли.
Исходя из смысла ст. 39 Закона РФ «О защите прав потребителей» в случаях, когда договоры об оказании отдельных видов услуг по своему характеру не подпадают под действие гл. III этого Закона, регулирующей отношения при выполнении работ (оказании услуг), применяются правовые последствия, предусмотренные ГК и другими законами, регулирующими отношения по договорам об оказании таких услуг. К таким договорам, в частности, относятся договор банковского вклада, договор страхования.
Не регулируются законодательством о защите прав потребителей гражданско-правовые отношения граждан с организациями (общественными объединениями, жилищно-строительными, дачно-строительными кооперативами, товариществами и т.д.), если эти отношения возникают в связи с членством граждан в этих организациях. Однако законодательством о защите прав потребителей регулируются отношения по поводу предоставления этими организациями гражданам (в том числе членам этих организаций) платных услуг. Так, например, если уставом дачно-строительного кооператива предусмотрена обязанность кооператива обеспечивать оказание платных коммунальных услуг гражданам, то на отношения, возникающие по поводу предоставления указанных услуг, распространяется действие законодательства о защите прав потребителей.
Не регулируются законодательством о защите прав потребителей отношения между гражданами и органами, выполняющими в соответствии с законодательством возложенные на них государственно-властные или административно-распорядительные полномочия, в частности отношения, возникающие при осуществлении судом правосудия. В соответствии с Конституцией суды являются органами государственной власти и осуществляют правосудие путем рассмотрения в судебных заседаниях гражданских, уголовных и иных дел в установленной законом процессуальной форме.
Отношения, возникающие при осуществлении нотариусом нотариальных действий, также не регулируются законодательством о защите прав потребителей. В соответствии со ст. 1 Основ законодательства РФ о нотариате от 11.02.1993 N 4462-1 нотариат в Российской Федерации обеспечивает защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения предусмотренными законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации. Указанная деятельность не считается услугой в гражданско-правовом смысле. Исключение составляет деятельность нотариальных контор по предоставлению гражданам платных услуг, не связанных с осуществлением функций государственно-властного характера (консультации, печатные работы и др.).
К отношениям, не регулируемым законодательством о защите прав потребителей, относятся также отношения, возникающие при осуществлении государственными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, государственными учреждениями возложенных на них законодательством административно-распорядительных полномочий (оформление паспортно-визовыми службами паспортов и виз; деятельность органов местного самоуправления по благоустройству территории, содержанию и ремонту автомобильных дорог и др.).
(c) Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Рязанской области», 2006-2021 г. Адрес: 390046, Рязанская область, город Рязань, ул. Свободы, дом 89 К 20-летию Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей»Потребительское право как самостоятельная отрасль законодательства возникло в Российской Федерации в начале 90-х годов ХХ века. В советские времена отношения продавцов и покупателей с правовой точки зрения регулировались нормами гражданского законодательства. Защита прав потребителей не была приоритетной сферой развития советского права. Система специальных гарантий прав граждан-потребителей при взаимоотношениях с торговыми организациями и предприятиями в сфере обслуживания отсутствовала. Тем более что все действовавшие ранее законы основывались на приоритете интересов производителя, изготовителя и продавца, являвшихся государственными организациями. В условиях всеобщего дефицита и отсутствия культуры потребления проблема принятия специального закона о защите прав потребителей встала особенно остро еще в перестроечные времена. Первой попыткой стала подготовка осенью 1988 г. законопроекта СССР «О качестве продукции и защите прав потребителей». Правда, большая часть этого документа была посвящена обеспечению качества товаров и услуг, и лишь один раздел содержал нормы, направленные на защиту интересов потребителей. Проект закона широко обсуждался, но был отвергнут, так как большинство положений не могло быть реализовано. В СССР 1989 год был ознаменован созданием Всесоюзной федерации потребительских обществ, куда вошли Госстандарт, Санэпиднадзор, антимонопольный комитет (ныне Федеральная антимонопольная служба (ФАС), уже существующие региональные и республиканские общества потребителей, кредитные союзы и другие организации подобного профиля. Благодаря созданной федерации немало советских граждан сумели отстоять свои интересы в конфликтных ситуациях по обе стороны торгового прилавка и в сфере бытовых услуг. 22 мая 1991 г. Верховным Советом СССР был принят Закон СССР «О защите прав потребителей», преимуществом которого явилось наличие механизмов реализации правовых норм. Закон не требовал принятия подзаконных актов, более того, запрещал принятие ведомственных документов, затрагивающих интересы потребителей. Он содержал много положений, которые не были разработаны в тогдашнем гражданском законодательстве, в частности, закреплял право граждан на компенсацию за причиненный моральный вред. В связи с распадом Советского Союза этот закон так и не вступил в силу. 7 февраля 1992 г. в Российской Федерации был принят аналогичный Закон «О защите прав потребителей», ставший отражением международного права в национальном законодательстве. Закон закрепляет положения «Руководящих принципов для защиты интересов потребителей», утвержденных Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН. Роль этого закона чрезвычайно важна. Он впервые в российской действительности юридически закрепил права потребителей, ранее уже признанные международным сообществом: право на безопасность товаров, работ и услуг для жизни и здоровья потребителей, право на полную и достоверную информацию, право на надлежащее качество приобретаемых товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг, право на возмещение ущерба, причиненного потребителю, право на государственную и судебную защиту его прав и интересов, право на просвещение в области защиты прав потребителей, защиту его прав и интересов, но был отвергнут, так как большинство положений. В законе был предусмотрен механизм защиты потребителей, права которых нарушены при продаже недоброкачественных товаров либо при ненадлежащем качестве выполненных работ или услуг. Закон также определил функции и полномочия государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства о защите прав потребителей. Принятие Закона «О защите прав потребителей» на первый план выдвинуло необходимость совершенствования гражданско-правового механизма защиты прав потребителей. Долгие годы потребитель фактически был лишен возможности защитить свои права. Действовавший Гражданский кодекс не препятствовал потребителю обратиться в суд в случае нарушения его прав со стороны недобросовестного продавца (изготовителя, исполнителя). Однако в то время не существовало универсального механизма защиты прав потребителей. В настоящий момент действует 17-я редакция Закона РФ «О защите прав потребителей», принятая 18 июля 2011 г. Наиболее масштабное изменение Закона произошло в 2004 г. В преамбуле Закона были даны определения уполномоченной организации (уполномоченного индивидуального предпринимателя) и импортера. Потребителю было дано право обращаться за судебной защитой своих нарушенных прав в суды по месту заключения или исполнения договора, по месту деятельности филиала организации, была введена специальная статья 26.1, регламентирующая правоотношения при приобретении товаров дистанционным способом. В новой редакции была изложена ст.40 Закона. Если ранее государственный контроль за соблюдением законодательства в сфере защиты прав потребителей осуществлял государственный антимонопольный орган, то теперь эти функции переданы Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Последние изменения Закона РФ «О защите прав потребителей» произошли в июле 2011 г, в ходе которых были конкретизированы полномочия федерального государственного органа по защите прав потребителей.
| |||||||
|