как считается срочная служба в афганистане при выходе на пенсию
Срочная служба в армии зачтется в общий стаж при назначении пенсии
В общий страховой стаж при назначении пенсии учитываются не только периоды трудовой деятельности, но и социально-значимые периоды, в течение которых человек вынужденно не работал. Сюда относится и срочная служба в армии. За каждый год прохождения службы призывники получают 1,8 пенсионного коэффициента.
За свою трудовую деятельность будущий пенсионер должен накопить как минимум 30 индивидуальных пенсионных коэффициентов и 15 лет стажа (к 2025 году). Стоимость пенсионного коэффициента каждый год определяется правительством РФ. В 2019 году она составляет 93 рубля.
Также в страховой стаж, наравне с периодами трудовой деятельности, засчитываются:
1) Периоды ухода одного из родителей за детьми до 1,5 лет:
-1,8 пенсионного коэффициента за один год ухода – за первым ребенком,
-3,6 пенсионного коэффициента за один год ухода – за вторым ребенком,
-5,4 пенсионного коэффициента за один год ухода – за третьим или четвертым ребенком.
2) За полный календарный год 1,8 пенсионных коэффициентов полагается за:
— периоды ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет;
— периоды проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности;
— периоды проживания за границей супругов дипломатов и консулов, но не более пяти лет в общей сложности.
Указанные периоды участвуют и в формировании денежного размера страховой пенсии. При расчете все коэффициенты суммируются и умножаются на стоимость одного в год назначения пенсии.
В 2020 году для назначения страховой пенсии нужно накопить не менее 11 лет стажа и 18,6 пенсионных коэффициентов. Если показателей не хватит, назначение пенсии отодвинется на 5 лет. А вместо страховой будет назначена социальная пенсия, сумма которой меньше прожиточного минимума. Но если так случается, то до минимума производится социальная доплата к пенсии.
Узнать количество уже накопленных индивидуальных пенсионных коэффициентов можно в Личном кабинете гражданина на сайте ПФР.
Особенности начисления пенсии по старости участникам боевых действий в Афганистане
Необходимо отметить, что у всех участников боевых действий в Афганистане в «ветеранских удостоверениях» – свидетельствах о праве на льготы – указано, что « Ф.И.О. имеет право на льготы, установленные Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 января 1983 года N 59-27». То есть и в период выдачи этих свидетельств органы власти не подразделяли участников боевых действий на «по призыву» и «не по призыву» и распространяли действие льгот, указанные в Постановлении №59-27, на всех участников тех событий. Однако, данный довод так же не принимается судами.
Нормативными правовыми актами, напрямую регулирующими право граждан на пенсионное обеспечение, действовавшими в период прохождения гражданами службы в армии являлись Закон СССР от 14.07.1956 г. «О государственных пенсиях» (такая правовая позиция содержится в Постановление президиума Пермского краевого суда от 15.06.2012 по делу N 44-г-25, 4Г-1020, со ссылками на Постановление Конституционный Суд РФ от 29 января 2004 года N 2-П, на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и определение от 5 ноября 2002 года N 320-О, в Апелляционном определении Волгоградского областного суда от 27.09.2013 по делу N 33-10643/2013)
Однако и ранее правоприменительная практика в этом вопросе была не однозначной, поскольку суды засчитывали службу в ДРА в льготном исчислении 1 месяц за 3 месяца, к назначению досрочной пенсии по старости не всем гражданам, а исходили из того, каким видом трудовой деятельности занимался гражданин, здесь учителям засчитывали, а вот тем кто осуществлял врачебную деятельность-нет.
В 2017 году Конституционный Суд РФ своим Определением от 25 мая 2017 г. N 992-О, можно сказать поставил точку в этом вопросе. Установление различного порядка зачета военной службы по призыву в выслугу лет и в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (с учетом законодательства, действовавшего в период выполнения указанных работ), в зависимости от того, какого вида пенсия назначается гражданину (пенсия за выслугу лет военнослужащим или досрочная страховая пенсия по старости), будучи основанным на объективных критериях, само по себе не может рассматриваться как нарушающее принцип равенства всех перед законом либо как ограничивающее право граждан на пенсионное обеспечение.
Считаем, что необходимо внести определенные изменения в законодательство РФ которое регулирует пенсионное обеспечение для гражданских лиц, в котором определить зачет участия в боевых действиях, (имеется в виду для всех участников боевых действий) к досрочному назначению пенсии по старости, в льготном исчислении как 1 день участия в боевых действиях за 3 дня трудового стажа.
Я являюсь участником боевых действий—Афганистан—идет ли время службы в Афгане
Я являюсь участником боевых действий—Афганистан—идет ли время службы в Афгане в трудовой стаж 1 к 3 если я после армии не работал в силовых структурах?
Ответы на вопрос:
от 17 января 1983 г. № 59-27
О ЛЬГОТАХ ВОЕННОСЛУЖАЩИМ, РАБОЧИМ И СЛУЖАЩИМ,
НАХОДЯЩИМСЯ В СОСТАВЕ ОГРАНИЧЕННОГО КОНТИНГЕНТА СОВЕТСКИХ
ВОЙСК НА ТЕРРИТОРИИ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ АФГАНИСТАН,
Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР постановляют:
1. Предоставить военнослужащим Советской Армии и Военно-Морского Флота, Комитета государственной безопасности СССР и Министерства внутренних дел СССР, проходящим службу в составе ограниченного контингента советских войск, временно находящихся в Демократической Республике Афганистан, и их семьям следующие льготы:
Военнослужащим, уволенным с действительной военной службы либо откомандированным из Демократической Республики Афганистан за совершение проступков, дискредитирующих звание военнослужащего, указанную льготу не предоставлять.
1 день за три считается только у тех, кто имеет выслугу. Если вы были срочником, то вам засчитают, как 1 день за 2
от 5 декабря 2008 года
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ВЕРХОВНОГО СУДА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА ТРЕТИЙ КВАРТАЛ 2008 ГОДА
Порядок льготного исчисления периода прохождения гражданами военной службы по призыву установлен п. 3 ст. 10 Закона Российской Федерации от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ КПСС
СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР
от 17 января 1983 г. N 59-27
О ЛЬГОТАХ ВОЕННОСЛУЖАЩИМ, РАБОЧИМ И СЛУЖАЩИМ,
НАХОДЯЩИМСЯ В СОСТАВЕ ОГРАНИЧЕННОГО КОНТИНГЕНТА СОВЕТСКИХ
ВОЙСК НА ТЕРРИТОРИИ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ АФГАНИСТАН,
Александр Иванович, при оформлении так называемой гражданской пенсии, Служба в Армии засчитывается год за год (статья 13 ФЗ от 28.12.2013 г. №400-ФЗ),
1. Исчисление страхового стажа производится в календарном порядке.
Но Вы можете выбрать вариант исчисления пенсии по пункту 4 статьи 30 ФЗ №173—ФЗ, в этом случае Служба в Армии по призыву учитывается в двойном размере:
Исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, за исключением:-периодов военной службы по призыву, которые включаются в общий трудовой стаж в двойном размере;
Какой закон если не трудно? В законе о ветеранах написано но там речь идет только о выслуге лет а в пенсионном ссылаются что эта льгота только для военнослужащих и для тех кто после армии работал в силовых структурах если можно киньте ссылочку что бы я мог показать ее в пенсионном!
Извиняюсь! Не силовых структурах а госслужащих!
Хотелось бы узнать точнее идет ли время службы солдат срочник в Афганистане 1 к 3 чем мотивировать в пенсионном? Какой закон? И если можно ссылку?
Ответы на уточнение:
Вам ответили уже. При начислении пенсии согласно пункта 4 статьи 30 Федерального закона РФ от 17.12.2001 г. №173 – ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в общий трудовой стаж в тройном размере включаются периоды службы в воинских частях, штабах и учреждениях, входящих в состав действующей армии.
Такого закона нет. В пенсионном этот стаж таким образом не учтут (см. Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О страховых пенсиях»»). Законом это не предусмотрено. Иных нормативных актов, предусматривающих это также нет.
Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О страховых пенсиях»
Статья 1. Цель и предмет регулирования настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии.
2. Целью настоящего Федерального закона является защита прав граждан Российской Федерации на страховую пенсию, предоставляемую на основе обязательного пенсионного страхования с учетом социальной значимости трудовой и (или) иной общественно-полезной деятельности граждан в правовом государстве с социально ориентированной рыночной экономикой, в результате которой создается материальная основа для пенсионного обеспечения, особого значения страховой пенсии для поддержания материальной обеспеченности и удовлетворения основных жизненных потребностей пенсионеров, субсидиарной ответственности государства за пенсионное обеспечение, а также иных конституционно значимых принципов пенсионного обеспечения.
Нет не идет. 1 день за два. 1 день за 3 для тех, кто имеет выслугу лет, а вы больше не служили, поэтому и выслуги у вас нет никакой.
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ КПСС
СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР
от 17 января 1983 г. N 59-27
О ЛЬГОТАХ ВОЕННОСЛУЖАЩИМ, РАБОЧИМ И СЛУЖАЩИМ,
НАХОДЯЩИМСЯ В СОСТАВЕ ОГРАНИЧЕННОГО КОНТИНГЕНТА СОВЕТСКИХ
ВОЙСК НА ТЕРРИТОРИИ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ АФГАНИСТАН,
Определение Верховного Суда РФ о зачете в выслугу лет периода срочной службы в СКР
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 20 июля 2015 г. N 48-КГ15-6
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
рассмотрела в открытом судебном заседании 20 июля 2015 г. гражданское дело по иску С. к Главному управлению Министерства внутренних дел по Челябинской области, Отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Миассу Челябинской области о признании незаконным отказа в назначении пенсии за выслугу лет
по кассационной жалобе представителя Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Челябинской области по доверенности И. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 11 сентября 2014 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации П., объяснения представителей Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Челябинской области М. и И., поддержавших доводы кассационной жалобы,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
Представители ответчиков иск в суде не признали.
Решением Миасского городского суда Челябинской области от 6 июня 2014 г. в удовлетворении иска С. о признании незаконным отказа в назначении пенсии за выслугу лет отказано.
Представитель ГУ МВД России по Челябинской области И. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с кассационной жалобой, в которой поставила вопрос о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 11 сентября 2014 г. как незаконного и оставления в силе решения Миасского городского суда Челябинской области от 6 июня 2014 г.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы судьей Верховного Суда Российской Федерации П. 20 марта 2015 г. дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации и ее же определением от 17 июня 2015 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. В судебное заседание суда кассационной инстанции истец С. не явился, направил письменные возражения на кассационную жалобу представителя ГУ МВД России по Челябинской области. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь ст. 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие С.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и поступившие на нее возражения С., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению, так как имеются предусмотренные законом основания для отмены в кассационном порядке обжалуемого судебного постановления.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (ст. 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу, что в настоящем деле такого характера существенные нарушения норм материального права были допущены судом апелляционной инстанции и выразились в следующем.
Судом установлено и следует из материалов дела, что С. в период с ноября 1994 года по ноябрь 1996 года проходил военную службу по призыву, при этом с 25 октября 1995 г. по 27 января 1996 г. и с 24 апреля 1996 г. по 1 октября 1996 г. он участвовал в ликвидации незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики, что подтверждается записью в военном билете.
10 апреля 2014 г. С. уволен со службы в органах внутренних дел по п. 1 ч. 2 ст. 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» по соглашению сторон.
В удовлетворении рапорта С. об увольнении со службы в органах внутренних дел по п. 4 ч. 2 ст. 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии) отказано в связи с недостаточностью выслуги лет для назначения пенсии.
При этом весь период прохождения С. службы в армии, в том числе спорные периоды с 25 октября 1995 г. по 27 января 1996 г., с 24 апреля 1996 г. по 1 октября 1996 г., были включены ему в выслугу лет в календарном исчислении (1 год 11 месяцев 15 дней), в связи с чем его выслуга лет на момент увольнения со службы в органах внутренних дел 10 апреля 2014 г. составила 18 лет 9 месяцев 9 дней.
Поскольку военная служба С. на территории Чеченской Республики проходила по призыву, а не по контракту (доказательств обратного суду представлено не было), суд пришел к выводу, что спорные периоды военной службы истца правомерно засчитаны ответчиком в выслугу лет в календарном, а не в льготном исчислении.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводом суда первой инстанции и вынес по делу новое решение об удовлетворении иска С. исходя из следующих доводов.
Военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, для назначения пенсии засчитывается в выслугу лет и трудовой стаж один месяц военной службы за три месяца (ч. 2 ст. 2 указанного Закона).
По мнению суда апелляционной инстанции, из содержания приведенных положений указанных нормативных правовых актов следует, что всем военнослужащим, проходившим военную службу по призыву, военная служба подлежит зачету в календарном исчислении, кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, и к которым, по смыслу ч. 2 ст. 2 Закона Российской Федерации от 21 января 1993 г. N 4328-I, относится период выполнения задач военнослужащими, проходившими военную службу по призыву, в условиях чрезвычайного положения, то есть фактического их участия в боевых действиях при вооруженном конфликте.
Принимая во внимание, что фактическое участие С. в боевых действиях в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике в периоды с 25 октября 1995 г. по 27 января 1996 г., с 24 апреля 1996 г. по 1 октября 1996 г., то есть прохождение им срочной службы по призыву в особых условиях, подтверждено в установленном порядке, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для зачета в выслугу лет для назначения пенсии С. за выслугу лет указанного периода прохождения им военной службы по призыву в льготном исчислении из расчета один месяц военной службы за три месяца.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит выводы суда апелляционной инстанции ошибочными, основанными на неправильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Закон Российской Федерации от 21 января 1993 г. N 4328-I, на который в обоснование своих выводов ссылается суд апелляционной инстанции, не регламентирует вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих, а устанавливает лишь общие условия единой системы их правовой и социальной защиты, которые конкретизированы в иных нормативных правовых актах.
Пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих, в том числе и исчисление выслуги лет для назначения пенсии, регламентируется Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I.
В статье 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I перечислены лица, на которых распространяется действие данного Закона, в частности на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и семьи этих лиц.
Согласно ч. 3 ст. 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в ст. 1 этого Закона, определяется Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 4 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» периоды службы в воинских частях, штабах и учреждениях, входящих в состав действующей армии, в партизанских отрядах и соединениях в период боевых действий, а также время нахождения на излечении в лечебных учреждениях вследствие военной травмы, периоды военной службы в зоне отчуждения, определяемой в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», включаются в общий трудовой стаж в тройном размере.
Пунктом 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5481/1-I «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» указано на то, что при применении ч. 2 ст. 2 Закона Российской Федерации от 21 января 1993 г. N 4328-I «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территории Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» в целях исчисления трудового стажа для назначения пенсий в соответствии со статьей 94 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» военнослужащие, выполняющие задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, считаются проходящими военную службу в действующей армии.
Из содержания приведенных нормативных положений следует, что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту и выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, срок службы засчитывается в выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1. Военнослужащим, выполняющим аналогичные задачи по призыву в период выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, срок службы засчитывается в льготном (в тройном размере) исчислении в трудовой стаж в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Таким образом, суд первой инстанции, разрешая спор, в отличие от суда апелляционной инстанции, правильно исходил именно из такого толкования подлежащих применению к спорным отношениям норм материального права, в связи с чем правомерно не засчитал в выслугу лет в льготном исчислении С. периоды его участия в ликвидации незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики, поскольку он проходил военную службу по призыву.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь ст. 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 11 сентября 2014 г. отменить.
Оставить в силе решение Миасского городского суда Челябинской области от 6 июня 2014 г.
Примечание: Таким образом, определением Верховного Суда Российской Федерации от 20.07.2015 № 48-КГ15-6 закреплена правовая позиция, согласно которой периоды срочной военной службы по призыву, в ходе которой военнослужащие принимают участие в ликвидации незаконных вооруженных формирований на территории Северо-Кавказского региона, КТО (боевых действиях), засчитываются в выслугу лет для назначения пенсии по линии МВД России в календарном исчислении. Указанные периоды зачету в выслугу лет на льготных условиях не подлежат.
Период службы в Афганистане в страховой стаж
Трудовые пенсии в Российской Федерации с 1 января 2002 года устанавливались и выплачивались в соответствии с федеральным законом от 17 декабря 2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
С 01.01.2015 года федеральный закон № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» изменил порядок расчета пенсий, но основные критерии определения стажа для расчета пенсии применяются по закону № 173-ФЗ.
Список 1
Рассмотрим вопросы включения службы в Афганистане в льготный стаж по Списку 1 для досрочной пенсии.
Согласно закону 173-ФЗ, периоды прохождения военной службы в рядах Вооруженных сил СССР, в том числе в период боевых действий, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не включаются.
Вместе с тем согласно постановлению Правительства РФ от 16 июля 2014 г. № 665 при определении права на пенсию могут применяться нормы ранее действовавших во времени законов, последовательно, в зависимости от периодов работы.
В период действия закона СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях» согласно пункту 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета министров СССР от 03.08.1972 № 590, периоды службы в составе Вооруженных сил СССР по выбору обратившегося за пенсией приравнивались к работе, указанной в Списках № 1 и № 2 от 1956 года, при этом период службы приравнивается к работе, которая предшествовала данному периоду либо следовала за ней, при этом приравниваемый период службы не должен был превышать имеющегося стажа работ по Спискам № 1 и № 2.
Таким образом, с учетом разъяснения Минтруда России от 17.10.2003 № 4 при исчислении стажа на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 27 федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ, к работе по Списку № 1 может быть приравнена служба в составе Вооруженных сил.
Гражданин имеет следующие периоды:
20.07.1981 по 20.10.1981 – работа по Списку № 1 = 3 мес. 01 день.
29.10.1981 по 09.05.1982 – прохождение военной службы = 6 мес. 10 дней.
10.05.1982 по 04.01.1984 – прохождение военной службы (участие в боевых действиях в Афганистане) =1 год 07 месяцев 24 дня.
04.04.1984 по 25.11.1988 – работа по Списку № 1= 4 года 07 мес. 22 дня.
Применим нормы закона 1956 года. В связи с тем, что периоды службы предшествовали периоду его работы на соответствующих видах работ, в целях определения права заявителя на досрочное пенсионное обеспечение по рассматриваемому основанию, за период работы до 01.01.1992, исчисление стажа на соответствующих видах работ может быть произведено по закону СССР от 14.07.1956.
То есть, периоды прохождения воинской службы в составе Вооруженных сил СССР могут быть приравнены к работе по Списку № 1 и исчислены при определении права на пенсию по Списку № 1 по их фактической продолжительности (календарно).
Льготное исчисление такого стажа нормами закона 1956 года не предусмотрено.
Таким образом, работы по Списку 1 составят продолжительность лет = 7 лет 27 дней:
20.07.1981 по 20.10.1981 работа по Списку № 1 = 3 мес. 01 день;
29.10.1981 по 09.05.1982 прохождение военной службы = 6 мес. 10 дней (приравнивается к Списку 1, следующему за службой);
10.05.1982 по 04.01.1984 прохождение военной службы (участие в боевых действиях в Афганистане) =1 год 07 месяцев 24 дня (приравнивается к Списку 1, следующему за службой);
04.04.1984 по 25.11.1988 работа по Списку № 1= 4 года 07 мес. 22 дня.
В то же время при подсчете страхового стажа могут применяться другие нормы законодательства.
Страховой стаж
Рассмотрим вопросы включения службы в Афганистане в страховой стаж.
Мы знаем, что для досрочной пенсии (к примеру, по Списку 1) страховой стаж мужчины должен составить не менее 20 лет.
Возьмем наш пример и с периодами службы и работы по Списку 1, при этом в календарном исчислении страховой стаж заявителя составляет только 18 лет.
Это не даст права на досрочную пенсию даже в том случае, если мы включим период службы в армии стаж по Списку 1.
При подсчете страхового стажа для назначения пенсии может быть применен порядок, действовавший до 01.01.2002 (Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 29 января 2004 № 2-П), которым определена возможность исчислять продолжительность страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ, имевших место до 1 января 2002, по нормам действовавшего на 31 декабря 2001 пенсионного законодательства.
До вступления в силу федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» применялись нормы закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», которым предусматривалось включение периодов прохождения службы в составе Вооруженных сил СССР в общий трудовой стаж (статья 90 Закона от 20.11.1990).
При этом, при подсчете трудового стажа в целях установления права на трудовую пенсию в связи с особыми условиями труда (статья 12 Закона от 20.11.1990), период службы в воинских частях в период боевых действий исчисляется в тройном размере, а период прохождения военной службы по призыву – в двойном размере (статья 94 Закона от 20.11.1990).
Согласно пункту 1.3 Положения «О порядке подтверждения трудового стажа для назначений пенсий в РСФСР» от 04.10.1991 № 190 военная служба в составе действующей армии в период боевых действий, в том числе при выполнении интернационального долга, засчитывается в трудовой стаж в льготном исчислении, определенном статьей 94 Закона от 20.11.1990, на основании справок военных комиссариатов, выдаваемых в порядке, определяемом Министерством обороны СССР.
Таким образом, период прохождения военной службы в период боевых действий на основании соответствующих документов, будет исчислен в льготном порядке, предусмотренном статьей 94 закона от 20.11.1990 (в рассматриваемой ситуации составит требуемую продолжительность страхового стажа (20 лет) для досрочного назначения трудовой пенсии:
29.10.1981 по 09.05.1982 прохождение военной службы = в двойном размере 1 год 20 дней;
10.05.1982 по 04.01.1984 прохождение военной службы (участие в боевых действиях в Афганистане) = в тройном размере 4 года 11 мес. 12 дней.
Пенсионный закон позволяет при подсчете общего (страхового) стажа применять либо нормы постановление Конституционного суда Российской Федерации от 29 января 2004 № 2-П (т. е. закон № 340-1 за весь период работы до 2002 года), либо нормы постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 г. № 665 (последовательное применение сначала закона 1956 года, а затем с 01.01.1992 года нормы закона № 340-1).
Применять нормы закона 1956 года при подсчете общего (страхового) стажа здесь не целесообразно, поскольку этим законом не предусмотрено льготное исчисление периодов работы (службы). Поэтому были применены нормы закона № 340-1 по постановлению КС РФ от 29 января 2004 № 2-П.
Мы рассмотрели два варианта применения норм ранее действующих законов относительно службы в армии, в том числе в период боевых действий.
Оба этих примера применяются только для определения права на пенсию.
Для определения размера пенсии существуют другие нормы, установленные статьей 30 федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», о которых я расскажу в следующих публикациях.