как составить бизнес план для социального контракта образец личное подсобное хозяйство
Что такое социальный контракт для малоимущих
Как получить 250 000 ₽ на свой бизнес
Региональные власти с подачи федерального центра не только помогают нуждающимся льготами и пособиями, но и готовы дать возможность зарабатывать.
Малоимущие россияне могут получить субсидию в 250 000 Р на запуск своего бизнеса — это называется социальный контракт. В статье я расскажу, кто и как может получить эти деньги.
Курс о больших делах
Что такое социальный контракт
Чем социальный контракт отличается от пособий. Социальный контракт — это договор между местным органом соцзащиты и человеком, у которого низкий доход. Регион обязуется оказать нуждающемуся определенную помощь — деньгами или товарами, а тот должен трудоустроиться, пройти обучение или начать свое дело. Контракт отличается от классических пособий для малоимущих тем, что в итоге у человека должен появиться стабильный источник дохода.
Понятие «социальный контракт» появилось в 2013 году. Но власти стали активно продвигать эту программу поддержки в 2020 году, после обращения Владимира Путина к Федеральному Собранию. Соцконтракт должен был стать одним из способов помощи тем, кто потерял доход из-за пандемии.
В разных регионах есть свои нюансы и требования к тем, кто хочет заключить договор, но принцип везде одинаковый: государство помогает человеку выйти на регулярный доход.
максимально можно получить по соцконтракту
Срок действия контракта. Напомним: контракт — это договор между государством и гражданином и, как у любого договора, у него есть срок. Последний зависит от вида соцконтракта. Например, в рамках соцконтракта по поиску работы человек должен трудоустроиться максимум в течение девяти месяцев. Если же речь об открытии своего дела, то договор заключают не более чем на 12 месяцев.
Виды социального контракта
Существует пять видов социального контракта.
По поиску работы. По сути, человек получает двойное пособие по безработице: от центра занятости и по соцконтракту. Но при этом он обязуется найти работу в течение определенного срока. Все зависит от того, как скоро безработный заключит новый трудовой договор. Если человек просто стоит на учете, без контракта, то обязательства трудоустроиться у него нет.
На улучшение материального положения. В апреле 2021 года в программу внесли изменения. Деньги, полученные по соцконтракту, теперь разрешено тратить на покупку одежды, обуви и школьных товаров для детей. Действуют ли эти нововведения на практике в вашем регионе, лучше уточнить в местной соцзащите.
Кому положен социальный контракт
Заключить социальный контракт может только гражданин России. Необходимо иметь постоянную регистрацию в том регионе, в котором человек обращается в органы соцзащиты. Если у человека временная регистрация, а сам он прописан в другом регионе, то надо взять справку по месту прописки, что там соцконтракт не заключали. Также есть еще несколько важных условий.
Главный критерий — надо быть нуждающимся. Такой статус может получить как одинокий малоимущий человек, так и семья.
Кроме этого, учитывают и имущество, которое есть в собственности. Например, если доход не дотягивает до прожиточного минимума, но семья владеет двумя автомобилями, то ее могут не признать нуждающейся.
Для многодетных семей. Такой вариант тоже возможен, если соблюдать главное условие — быть малоимущим. Все равно будут учитывать совокупный доход семьи, суммируя все детские пособия и выплаты.
Для самозанятых. Можно уже быть самозанятым, можно зарегистрироваться после получения субсидии, но должен быть низкий доход за три предыдущих месяца.
Для ИП. Человек уже может быть ИП, а может встать на учет после получения субсидии, но его доход за три месяца должен быть меньше среднедушевого прожиточного минимума в регионе.
Для безработных. Здесь можно выбрать один из пяти видов соцконтрактов и заключить тот, что вам подходит.
Суть в том, что заключить соцконтракт могут абсолютно все, условие здесь одно: вы должны в этом нуждаться. Именно это и подтверждают ваши доходы ниже прожиточного минимума в вашем регионе.
Кому могут отказать в социальном контракте
Самая частая причина отказа — человек на самом деле не нуждающийся: доход на каждого члена семьи выше прожиточного минимума либо у заявителя есть дорогое жилье, автомобиль или земельный участок.
Еще одно важное условие — бизнес, который человек открыл на выделенные государством деньги, должен просуществовать минимум год.
Куда жаловаться в случае отказа. Вышестоящая инстанция для программы соцконтракта — региональное министерство социальной защиты. Можно написать обращение на официальном сайте ведомства или прийти на личный прием. Например, в Санкт-Петербурге есть Адмиралтейский отдел социальной защиты, для него вышестоящим органом будет Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга.
Как получить социальный контракт
Какие документы нужны. В каждом регионе свои требования к документам, которые надо приложить к заявлению. Например, в Калмыкии нужно просто заполнить анкету, которую дадут в соцзащите. В Астраханской области требуют документы об обязательных расходах семьи: ЖКУ, налогах и так далее.
В Московской области не требуют бизнес-план, свидетельства для детей младше 14 лет и копии паспортов подростков младше 18 лет. Так что перечень необходимых документов стоит уточнить в местном органе соцзащиты по месту регистрации. Если не знаете, куда обращаться, информацию можно найти на справочных сайтах или на портале администрации своего города, как например, в Санкт-Петербурге.
Вот примерный перечень документов, которые требуют чаще всего:
Образец заявления в соцзащиту Челябинского городского округаPDF, 692 КБ
Сколько дней рассматривается заявление на социальный контракт. Обычно заявление рассматривают 10 дней, если не нужно запрашивать информацию от других ведомств, например из налоговой. А если такая необходимость есть, например для ИП, то в течение 30 дней.
Как написать бизнес-план
Бизнес-план — это документ с расчетами, которые доказывают, что свое дело поможет действительно выйти на стабильный доход и что для запуска нужны те самые 250 000 Р от государства. Хотя, естественно, никто не мешает попросить и меньшую сумму. Все должно быть расписано подробно, я рекомендую включить в бизнес-план несколько обязательных разделов.
Титульный лист. Достаточно написать вид деятельности, ФИО, номер телефона, адрес электронной почты, можно вставить красивую картинку с фотостока по теме будущего бизнеса. Это просто обложка, но она должна быть красивой.
Содержание. Просто перечислите все разделы бизнес-плана.
Введение. Здесь рекомендую дать общую характеристику будущего бизнеса. Например, если вы будете делать массаж, то напишите, что люди сейчас много работают, поэтому им нужно расслабиться и отдохнуть. Массаж отлично удовлетворит эту потребность. Массажный салон не требует больших вложений: всего лишь аренда и расходные материалы.
Можно написать, что у вас есть нужные навыки и образование, вам не хватает только оборудования и мебели. На отдельные виды массажа нужна лицензия, например на лечебный. Если вы планируете делать расслабляющий массаж для укрепления здоровья или моделирования фигуры, то такой массаж относится к спа-услугам и лицензия не нужна.
Резюме проекта. Это своеобразная анкета о вас с основной информацией о проекте. Надо указать личные данные: фамилию, имя и отчество, адрес регистрации, а также вид бизнеса и адрес, по которому расположится бизнес. Последний можно написать в свободной форме: «Планирую арендовать офис по адресу…». Здесь же нужно указать срок реализации проекта — обычно пишут месяц, следующий за тем, в котором человек подает документы, и эту же дату в следующем году, так как соцконтракт действует год.
В резюме можно указать общую сумму, которая потребуется на запуск бизнеса, а также возможные риски и пути решения этих проблем. Например, если человек хочет начать делать массаж, то одним из рисков может быть высокий уровень конкуренции. Выход — сделать цены чуть ниже, чем у конкурентов, ввести систему скидок для постоянных клиентов и так далее.
Анализ рынка и конкурентов. В этом разделе надо проанализировать, много ли предпринимателей занимается аналогичным бизнесом в вашем городе или районе. Проще всего оформить таблицу, расписать плюсы и минусы конкурентов, а также за счет чего новый бизнес будет выделяться на их фоне. Например, если другие предприниматели не ведут соцсети, можно написать, что у вас будет своя страничка.
Можно воспользоваться бесплатным сервисом на сайте Корпорации МСП, который помогает начинающим предпринимателям выбрать вид будущего бизнеса.
Маркетинговый план. В этом разделе необходимо расписать стратегию продвижения. Например, можно написать, что бизнес будет продвигаться в соцсетях. Рекомендую сразу завести странички и приложить ссылки.
Тут же стоит рассказать о будущих рекламных активностях. Например, мастер по массажу может делать скидки для постоянных клиентов, проводить конкурсы среди подписчиков.
Обучение. Государство заинтересовано в том, чтобы бизнес не прогорел. Поэтому лучше заниматься той сферой, в которой уже есть опыт и образование.
Если планируете делать медицинский массаж, то учтите, что нужны документы об образовании. Надо приложить копии и написать, чему удалось научиться. Также для медицинского массажа понадобится лицензия на осуществление медицинской деятельности, поскольку массаж есть в номенклатуре медуслуг.
Смета. Это список расходов, которые покроет субсидия. Обычно смету оформляют как приложение к бизнес-плану в виде таблицы.
В смете нужно рассмотреть три варианта покупок: «эконом», «стандарт» и «премиум». «Стандарт» — это те товары, которые вы хотите приобрести. «Эконом» — аналоги дешевле, а «максимум» — товары подороже. Так вы покажете, что из всего ценового диапазона вы выбираете оптимальный.
Бывает, что в бизнес-плане указан один товар, но после того как перечислили деньги, его уже нет в наличии или он подорожал. Это не страшно, можно купить другой, но надо согласовать все с соцзащитой. Как правило, там без проблем идут на уступки.
После составления сметы можно приступать к финансовому плану. В нем необходимо прописать все основные показатели будущего бизнеса: выручку, расходы, налоги, прибыль.
Никто не может знать, сколько человек заработает на своем деле, поэтому сотрудники соцзащиты не требуют точных цифр, пишите все примерно. Единственное правило здесь — лучше написать меньше и заработать больше, чем завысить, например, выручку и остаться в минусе.
Как написать финансовый план
Финансовый план — пожалуй, самая сложная часть бизнес-плана. Но она и самая важная. Здесь надо показать движение денег: выручку, расходы, налог, чистую прибыль и рентабельность. Лучше все просчитать на три года вперед. Бизнес должен развиваться, поэтому важно показать, что с каждым годом обороты и прибыль будут расти.
Отдельно надо указать, какие налоги будет платить будущий предприниматель. Если человек регистрируется как самозанятый, то будет платить 4% от выручки при работе с физлицами и 6% при работе с юрлицами и ИП. Но для финансового плана можно остановиться и на 4% от выручки. Если регистрируется как ИП — нужно выбрать режим налогообложения.
УСН «Доходы» — 6% от выручки.
УСН «Доходы минус расходы» — 15% от прибыли.
Патент — его можно применять, если предприниматель занимается розничной торговлей, сельхозработами, разработкой компьютерных программ. На патенте также могут работать парикмахеры, няни, ветеринары и разработчики. Полный список видов деятельности и формула расчета стоимости патента есть на сайте ФНС.
Если человек только открывает свое дело и не имеет сотрудников, обычно выгоднее регистрироваться самозанятость.
Куда подавать документы
В некоторых регионах необходимо подавать заявку электронно через платформу «Мой бизнес», ее региональные онлайн-сервисы, например «Мой бизнес» в Нижегородской области, или через сайт госуслуг. А в некоторых — лично, но в МФЦ. Дальше я буду рассказывать о самом частом случае — когда заявителю надо прийти с документами в соцзащиту.
Заявление и бизнес-план рассматривает специальная комиссия. Там могут задать несколько вопросов. Например, могут спросить, почему нужна именно эта модель ноутбука, обязательно ли арендовать помещение, как будущий предприниматель планирует искать клиентов и так далее.
У работников соцзащиты могут появиться вопросы по каким-то позициям, заявленным в смете, могут попросить что-то исключить или заменить. Например, по моему опыту, часто не согласовывают покупку айфонов, айпадов и макбуков. Они дорогие и всегда можно найти аналоги дешевле. Еще в моей практике был случай, когда девушка занималась пошивом одежды и хотела купить фотоаппарат, чтобы делать контент для соцсетей. Покупку также не одобрили. Посчитали, что для основной деятельности фотоаппарат не нужен.
После собеседования обычно сразу говорят, приняты заявление и бизнес-план или нет. Решение о том, готов ли регион заключить социальный контракт, вынесут в течение месяца — этот срок нужен, чтобы проверить все документы.
Основание для отказа может быть только одно: человек соврал о своих доходах и на самом деле не малоимущий. Комиссия обращает внимание и на образ жизни заявителя. Например, если человек снимает жилье, то могут предположить, что у него есть лишние деньги и он не такой уж и нуждающийся. Как показывает мой опыт, даже качество бизнес-плана не так важно: если с ним что-то не так, попросят переделать.
Отказ обязательно должны выдать в письменной форме. Уведомление об отказе направляет орган соцзащиты в письменной форме заявителю по месту жительства или по месту пребывания не позднее чем через 10 дней после обращения заявителя для подписания социального контракта.
п. 16 Постановления правительства Нижегородской области «О социальной поддержке малоимущих»PDF, 283 КБ
Если документы в порядке, то заявителя пригласят в соцзащиту, чтобы подписать контракт. После этого можно ждать деньги. Их перечисляют только на карту «Мир», как и все социальные выплаты с 1 октября. Если у вас такой нет, придется завести. Эти 250 000 Р от государства не облагаются налогом на доход, как и большинство социальных выплат и пособий.
На что можно потратить субсидию
Деньги по соцконтракту предназначены на покупку оборудования, инвентаря, инструментов, которые можно использовать многократно. Например, если человек занимается наращиванием ресниц, то приобрести можно кушетку, стол, стул, лампу. Сами ресницы и клей — это уже расходные материалы.
В качестве основного средства можно приобрести даже автомобиль, если он нужен для предпринимательской деятельности и получится обосновать эту необходимость. Например, если суть бизнеса — курьерские услуги.
На что можно тратить деньги, лучше уточнить в отделе соцзащиты, так как ситуация в разных регионах различается. Например, я сталкивалась с тем, что в одном субъекте разрешали включать в бизнес-план расходы на рекламу и расходные материалы, а в других — нет.
Если говорить об основных средствах, то лучше приобретать новые товары, так как понадобятся документы, подтверждающие факт оплаты. Их надо обязательно принести в соцзащиту, отчитываясь о расходах.
Еще я советую делать фотографии купленных товаров и прикреплять их к копиям чеков. Все это вместе будет хорошим подтверждением, что деньги потрачены по назначению.
Чеки и фото надо предоставлять сразу после того, как нужный товар куплен. Строгой формы отчета нет. В каждом регионе свои условия: где-то достаточно отправить чеки на электронную почту, где-то потребуют прийти лично. Например, в Нижегородской области ввели специальную форму отчетности за расход субсидии.
Как работает соцконтракт в реальности
Но я не растерялся: быстро переписал бизнес-план под оказание рекламных услуг для артистов и музыкантов. Рекламой я занимался раньше, проходил курсы, от которых у меня остались сертификаты и дипломы. Их я и приложил к заявлению.
Вторая попытка оказалась удачной: бизнес-план приняли. С момента повторной подачи заявления до зачисления денег на счет прошло четыре месяца. На субсидию я купил всю необходимую технику: фотоаппарат, видеокамеру и другое оборудование, которое нужно для создания фото- и видеоконтента для артистов.
От себя скажу, что социальный контракт на развитие своего дела — вещь реально стоящая. Деньги дают хоть и не очень большие, но они все равно нужны.
Отчитываться нетрудно. Когда я купил все товары по смете, работники соцзащиты пришли ко мне, проверили все ли на месте, сфотографировали оборудование. Сейчас я отчитываюсь только по доходам: ежемесячно делаю скрины приложения «Мой налог» и отправляю их на почту в соцзащиту.
Что будет, если гражданин не выполнит условия соцконтракта
Государство может расторгнуть социальный контракт и потребовать вернуть деньги. В течение года действия соцконтракта работники органов соцзащиты могут приехать с проверкой. Надо будет показать, что бизнес действительно работает, а все, что куплено, используют по назначению.
Социальный контракт заключается на год. Поэтому надо быть готовым, что в течение этого периода может приехать комиссия с проверкой — в офис или домой, если бизнес ведется на дому. Перед проверкой обычно звонят и предупреждают. Все купленное должно использоваться только для работы. Работники соцзащиты смотрят, действительно ли человек оказывает заявленные услуги и на самом ли деле он купил те товары, которые заявил в смете и за которые отчитался.
Кроме этого, в течение года каждый месяц придется отчитываться о ежемесячных доходах. Например, самозанятые должны зарегистрироваться в приложении «Мой налог» и каждый месяц отправлять в соцзащиту данные о своих доходах. Можно просто прислать скриншоты из приложения по электронной почте.
Индивидуального предпринимателя попросят завести кассовую книгу. Форму можно скачать в интернете. Здесь нужно показать, сколько ИП пришло денег и сколько было израсходовано. Каждый месяц в соцзащиту придется либо идти лично с кассовой книгой, либо отправлять сканы по почте.
Нужно ли возвращать деньги государству. Если после получения субсидии и запуска бизнеса доход человека не превысил прожиточный минимум, соцконтракт могут разорвать, а деньги попросят вернуть. Таких прецедентов я не знаю, но в теории это выглядит так: с человеком свяжутся работники соцзащиты, он подпишет заявление о невыполнении условий договора и переведет деньги обратно на счет.
Сколько раз можно заключать социальный контракт
Заключить соцконтракт получится только один раз. Это долговременная поддержка государства — ожидается, что приобретенные основные средства будут служить человеку несколько лет, чтобы его доход был стабилен. Для государства в приоритете те, кто никогда не получал субсидий.
Как расторгнуть социальный контракт
Причины расторжения социального контракта. Все зависит от того, по чьей инициативе расторгается социальный контракт. Например, если выяснилось, что деньги использованы не по назначению, сумму субсидии нужно будет вернуть.
Так, государство может расторгнуть контракт, если в течение года после заключения соцконтракта малоимущий гражданин или его семья:
Сам гражданин также вправе расторгнуть договор в любой момент, при этом сумму субсидии придется вернуть. Деньги нужно перечислить в региональный и федеральный бюджет, так как деньги выделяют из обоих.
Подробный бизнес-план на развитие ЛПХ — анализ рынка, уровень конкуренции, факторы риска
Добрый день, уважаемые читатели!
У вас есть личное подсобное хозяйство (ЛПХ), на котором выращиваете овощи, птицу или крупный рогатый скот для собственного потребления? Бывает, что продукции у вас в избытке и вы ее продаете соседям или на местном рынке? Превратите свое подсобное хозяйство в доходный бизнес!
В чем актуальность бизнеса по организации и развитию ЛПХ
Личное подсобное хозяйство — форма деятельности, которая приносит доход, но не считается предпринимательством. Ее плюсы в том, что продавая свою продукцию, владельцу ЛПХ не нужно бояться налоговой проверки или санитарной инспекции.
Кроме того, статус владельца личного подсобного хозяйства дает вам право на государственную поддержку в виде субсидий и льготных условий кредитования. Заниматься личным хозяйством вы можете на основании права собственности на земельный участок.
Если у вас нет земли в собственности для ведения хозяйства, вы вправе арендовать её из угодий сельхозназначения или территорий, считающихся частью поселения. Размер надела определяет местная администрация.
Максимально его площадь составляет от 0.5 до 1 га. На этой территории нельзя построить жилой дом, гостиницу или другое капитальное строение, но разрешена установка теплиц, складских помещений, временных загонов для животных и птиц.
Если вы не располагаете большими стартовыми средствами, но вас не пугает необходимость много работать руками и головой, значит, бизнес-план на ЛПХ — отличная идея для старта семейного предприятия.
Доходы от продажи продукции, выращенной на личном подворье, не облагаются налогом. Единственная обязательная плата — земельный налог. Регистрироваться в Пенсионном фонде или нет, вы решаете сами.
Политика импортозамещения, уже несколько лет действующая в России, способствует повышению интереса покупателей и инвесторов к малым сельскохозяйственным предприятиям, а также росту объемов продукции, производимой ими.
Как оформить ЛПХ — читайте подробную статью в нашем журнале.
Анализ рынка и уровень конкуренции
Ваши основные конкуренты — компании, занимающиеся импортом сельскохозяйственной продукции. На импортные продукты приходится львиная доля рынка, но их объем в 2015-18 году заметно сократился, а значит, у вас есть хорошие шансы выйти на рынок. Главное — предложить покупателям качественный, натуральный и вкусный продукт.
Также сильна конкуренция со стороны крупных агрокомплексов, ферм, тепличных хозяйств. В мини-фермерстве конкуренция между предприятиями умеренная. Некоторые владельцы ЛПХ, наоборот, объединяются, чтобы сокращать свои расходы и получать выгоду от хозяйствования сообща.
Пример: аренда торгового места на рынке. Если у вас нет такого количества продукции, например, молочного, чтобы торговать на рынке 7 дней в неделю, арендуйте торговую точку совместно с другим владельцем ЛПХ, чтобы не переплачивать за дни простоя точки.
Маркетинговый план
Рекламируя свои продукты, делайте ставку на их натуральность, экологическую чистоту, пользу для здоровья. Подберите оригинальную упаковку для творога, масла, сыра или брынзы.
Если вы занимаетесь разведением КРС, кролиководством или птицей, получите официальное санитарное или ветеринарное свидетельство на свои товары. Для ЛПХ это лучшая реклама.
Так вы выгодно выделите себя из числа недобросовестных конкурентов, продающих мясо неизвестного происхождения или нарушающих нормы санитарии в процессе производства «молочки», а также завоюете доверие покупателей.
Используйте разные способы привлечения клиентов: от объявлений в местных газетах, вывески на воротах своего дома, наклейки на машине до рекламы в интернете.
Наверняка у вас есть аккаунты в социальных сетях. Размещайте там фото произведенных вами продуктов, некоторые этапы их производства, просите знакомых оставить отзыв о вашей работе.
Разместите объявления на онлайн-площадках объявлений. На момент написания статьи на Авито — 2079 объявлений о продаже домашнего молока. Большинство из них без фото или с картинкой из интернета вместо настоящих фотографий.
Сфотографируйте кувшин с молоком, свою корову на лугу, другие виды молочной продукции, которую вы продаете. Это заинтересует покупателя и поможет обойти конкуренцию.
Пошаговый план производства
План производства — ваш помощник в организации эффективного и прибыльного производственного процесса.
Он отражает все этапы развития бизнеса, от выбора направления деятельности до поиска покупателей, путей развития предприятия.
Шаг 1. Получение или аренда участка
Обратитесь в местную администрацию с заявлением об аренде земельного участка под ЛПХ. В заявлении укажите желаемую площадь, количество членов семьи, есть ли у вас в аренде другое недвижимое имущество.
Рассмотрев ваше заявление, администрация принимает решение об отклонении или удовлетворении просьбы.
Вместе с положительным ответом органы местного самоуправления выдадут вам начальные документы для оформления участка в кадастровой палате и получения права собственности на него. Право собственности на земельный участок автоматически дает вам право на открытие ЛПХ.
Шаг 2. Выбор направления бизнеса
Выбирайте направление, исходя из своих интересов и специфики местного рынка. Если вы выберете неинтересное дело, вы бросите его, так и не добившись повышения семейного дохода. Если выберете производство молока в селе, где в каждом дворе своя корова, не найдете сбыт. Посетите местные рынки, присмотритесь, какую сельхозпродукцию раскупают охотнее.
Юрий — зоотехник по образованию. Выбрал животноводство в качестве направления работы своего ЛПХ, поскольку обладает знаниями в этой отрасли и любит свое дело.
Итог: мини-ферма из 15 коров, несколько свиноматок, куры и кролики. Семья продает мясо, молочные продукты, яйца. Животноводство — основной доход семейства, на получение которого трудятся все его члены.
Если вам интересно птицеводство, организуйте на своем участке птичник для кур, гусей, уток, индеек, продавайте яйца и тушки.
Перспективное направление для начинающих мелких предпринимателей — выращивание грибов вешенки, шампиньонов, тепличное выращивание зелени, овощей, клубники.
На участке в 0,5 га вы можете освоить несколько видов деятельности и выбрать из них тот, что даёт наибольший заработок.
Шаг 3. Закупка необходимого оборудования и материалов
В зависимости от выбранного направления вам понадобятся:
Как взять кредит на ЛПХ — читайте в отдельной публикации.
Шаг 4. Запуск бизнеса
Составьте календарный план своего производства. Укажите в нем, отталкиваясь от выбранного направления, сроки высева растений, или возраст молодняка птиц или животных, объем получаемой продукции, период плодоношения, время сбора урожая, время, когда поголовье скота будет приносить молоко или наберет нужную массу для продажи на мясо.
Такой план поможет вам четко выполнять каждое действие, окупить расходы на открытие дела в максимально быстрые сроки.
Пример календарного плана для фермерского хозяйства:
Кому продавать готовую продукцию — план сбыта
Предложите покупателям качественную продукцию и у вас будет стабильная покупательская аудитория.
Пути сбыта продукции:
Получите санитарные справки, справки из ветеринарной лаборатории, подтверждающие качество и натуральность вашей продукции. Отсутствие этих документов ограничивает рынок сбыта до круга соседей, знакомых и покупателей на рынке.
Для тех, кто желает углубиться в тему — статья « ЛПХ как бизнес-идея для начинающих «.
Сколько нужно денег для запуска проекта (финансовый план с расчетами)
Большая часть расходов для запуска своего дела придется на закупку поголовья для животноводческой мини-фермы, а также на строительство загонов или сараев. Для примера рассмотрим организацию на своем участке хозяйства из 10 голов скота.
Вам понадобятся строительные материалы для возведения коровника (шифер, лес, пеноблоки или кирпичи, бетон для литья пола), собственно молодой скот, комбинированные корма, сено, доильный аппарат, тара для молока, холодильники для хранения молочной продукции, сепаратор для ее переработки и сыроварения.
Таблица с расчетом расходов на открытие небольшого молочного производства:
№ | Наименование статьи расходов | Примерная стоимость (руб.) |
1 | Строительные материалы (кровля, пиломатериал, кирпич) | 135 000 |
2 | Молодые телята 10 голов | 150 000 |
3 | Доильный аппарат | 25 000 |
4 | Кормовые запасы для откорма животных | 50 000 |
5 | Покупка мелкого инвентаря, тары для молока | 30 000 |
6 | Холодильник | 25 000 |
Итого: | 415 000 |
Факторы риска
В любом бизнесе немало факторов риска, ставящих под угрозу стабильность доходов и порой существование самого предприятия.
Риски ведения бизнеса на ЛПХ и пути их устранения:
№ | Риски | Последствия | Пути решения |
1. | Риски, связанные с климатом, природными явлениями | Тяжелые | Утепляйте птичники и сараи, используйте напольные резиновые маты содержания КРС. |
2. | Болезни растений, птиц, падеж коз, овец, коров. | Тяжелые | Улучшайте условия содержания скота и его рацион, своевременно изолируйте больных животных, обращайтесь к ветеринару. Удобряйте растения, обрабатывайте их от вредителей. |
3. | Слабая урожайность, низкие удои молока, слабая яйценоскость | Средние | Пересмотрите рацион птиц и животных, введите в него натуральные пищевые добавки. Удобряйте и подкармливайте почву для растений. |
4. | Высокая конкуренция | Средние | Предлагайте покупателям качественную продукцию, получите документы, подтверждающие ее натуральность и безопасность. Следите за соблюдением санитарных норм. Предложите покупателям оригинальную упаковку. Ведите активную рекламную кампанию. |
5. | Низкие продажи | Средние | Активнее рекламируйте свою продукцию. Используйте все доступные способы. Следите за качеством и свежестью товаров. Повышайте качество сервиса. |
Скачать бизнес-план
Этот документ — отправная точка, с которой вам нужно начать создание своего бизнеса.
Он отражает все аспекты работы: от описания бизнес-идеи до подробной «инструкции» по ее реализации, то есть хозяйственного, календарного и маркетингового плана, а также финансовой части, включающей стартовые и текущие расходы, прогнозируемой прибыли и ожидаемых сроков окупаемости проекта.
Мы подготовили для вас образец готового бизнес-плана мини-фермы по выращиванию свиней на базе ЛПХ. Скачать его можно бесплатно. Учитывайте, что любой бизнес-план из интернета — это шаблон. Его нужно правильно адаптировать под условия, в которых вы открываете свое дело.
В завершение темы видео о рентабельности животноводства и птицеводства в ЛПХ:
Заключение
Собственные 15-20 соток земли или небольшой арендованный участок под ЛПХ — хорошая основа для запуска мини-бизнеса в сельскохозяйственной отрасли.
Хорошее подспорье для старта — субсидирование от государства, льготное кредитование на приобретение оборудования, кормов или молодых животных, однако эти «блага» выдаются не всем бизнесменам, а лишь некоторым при наличии определенных условий.
Как достичь успеха и получить помощь от государства? Внедряйте бизнес-планирование, докажите свою компетентность и умение грамотно распределять средства, находить пути сбыта продукции.
Удачи вам и спасибо за внимание!