как создать электронное учебное пособие
10 инструментов для создания электронных учебных материалов и онлайн-курсов
Онлайн-курсы, электронные учебные материалы, презентации, опросы и автоматическое оформление библиографий и цитат − все это вы можете быстро и просто сделать с помощью 10 инструментов для создания учебных материалов.
Онлайн-образование становится все более распространенным форматом − школьникам, студентам и взрослым людям удобнее получать знания в любое время и в любом месте, иметь доступ к учебным материалам на любых устройствах.
iSpring Suite
iSpring Suite — расширение для PowerPoint, при помощи которого вы за один день превратите простую презентацию в профессиональный онлайн-курс.
Заходите, добавляете в презентацию картинки, анимацию, музыку, видео, тесты — курс готов. Остается загрузить его на корпоративный сайт, блог или в соцсети. Сотрудники смогут открыть курс с компьютера, планшета или телефона.
Прямо в iSpring Suite вы можете создать электронные тесты, диалоговые тренажеры, озвучить слайды, записать скринкаст, смонтировать видео или создать обучающую игру.
При этом необязательно быть программистом или дизайнером — достаточно знать PowerPoint. Приятный бонус: вся мощь редактора доступна бесплатно на 14 дней.
Корреспондент Теплицы протестировал сервис, подробный обзор читайте по ссылке.
CourseLab
CourseLab – это мощное и одновременно простое в использовании средство для создания интерактивных учебных материалов (электронных курсов), предназначенных для использования в сети Интернет, в системах дистанционного обучения, на компакт-диске или любом другом носителе.
С помощью CourseLab можно создавать и редактировать учебный материал в среде WYSIWYG, не требующей знания языков программирования.
Бесплатную версию продукта вы можете скачать на официальном сайте, а на русскоязычном ресурсе − почитать документацию или купить русскую версию продукта.
Сайт CourseLab. Русскоязычный сайт CourseLab.
Smart Builder
Smart Builder − это сервис, позволяющий создавать собственные электронные образовательные курсы, не обладая навыками программирования. Вы можете использовать различные медиа, игровые элементы и т.д. В библиотеке Smart Builder уже содержится множество элементов от мультимедиа объектов до шаблонов страниц.
Vyew − это виртуальный конференц-зал или переговорная комната. С помощью сервиса вы можете сделать онлайн-презентацию перед сотней людей или опубликовать документ для совместного обсуждения и редактирования с коллегами.
Writing House
Writing House − это сервис, который позволит вам автоматически создавать библиографию и оформлять цитирование в основных стандартах − MLA, APA, Chicago или Harvard. Это быстро, просто, бесплатно и поможет вам сэкономить много времени.
MOS Solo
MOS Solo − простой, но функциональный инструмент, который практически не требует обучения, но представляет множество возможностей в создании мультимедийного образовательного контента. С помощью MOS Solo вы можете создавать интерактивные графические электронные курсы, викторины, опросы и демонстрации.
Easygenerator
Easygenerator объединяет в себе простоту использования с мощностью и функциональностью, благодаря которым вы можете создать множество разнообразных проектов и опубликовать их в Интернете или импортировать в Power Point.
Zenler
Zenler − это один из самых мощных сервисов для создания образовательного контента. С помощью Zenler вы можете создавать электронные курсы, которые будут работать где угодно, включая iPad, iPhone, Android. Вы даже сможете создавать курсы на основе ваших презентаций и материалов в PowerPoint. Сервис также позволяет записывать видео с экрана, добавлять аудио и многое другое.
Основная версия Zenler платная, но вы можете скачать бесплатную пробную версию.
Lesson Writer
Lesson Writer − это сервис для создания комплексных уроков по английскому языку. С помощью сервиса можно быстро и легко превратить любую статью в раздаточный материал, содержащий необходимые вопросы и задания.
Создание электронного учебника с помощью Word, конструктора сайтов
Целью занятий по курсу информатики является формирование у учащихся знаний, умений, и навыков, необходимых для самостоятельного применения компьютеров, в том числе грамотного применения информационных технологий.
На практических занятиях происходит формирование умений и навыков использования приобретенных знаний.
Традиционно, на практических занятиях, даются индивидуальные задания-карточки. Карточки содержать задания типа: набрать предложенный текст, соблюдая элементы форматирования; вставить в набранный текст таблицу определенного вида; средствами PowerPoint создать презентацию заданной структуры. Карточки по программированию содержат задания типа: реализовать алгоритм на изучаемом языке программирования; решить с помощью известного алгоритма практическую задачу. Для учащихся с низким уровнем начальной подготовки по информатике обучение с помощью карточек, несомненно, дает хорошие результаты.
На современном этапе происходит массовое внедрение компьютеров в школы и в бытовую сферу. Если несколько лет назад стандартами среднего (полного) общего образования допускалось “бескомпьютерное” обучение информатике, то в настоящее время “компьютерному” обучению информатике в школах уделяется большое внимание, но и информационные технологии не стоят на месте, они постоянно развиваются, расширяется сфера их применения, поэтому необходимо пересмотреть подход к обучению информационным технологиям.
В своей практической деятельности я очень часто использую программы Word и Конструктор сайтов для оформления проектов виде web-страниц.
Создание Web-сайтов с помощью MS Word.
Ход работы
1. Откройте текстовый процессор MS Word.
2. Выполните команду Файл-Создать. В появившемся окне выберите закладку Web- страницы, щелкните по закладке Новая Web-страница
3. Оформите внешний вид страницы в соответствии с приведенным примером (учебник И. Семакина 10 класс, стр 150-151) используя обычные средства MS Word.
(форматирование, самостоятельно подобрать текстуру заливки ит.д.)
4. вставьте внутренние гиперссылки, для этого установите перед абзацем, начинающийся словами Моего папу зовут…, отдайте команду Вставка-Закладка, в отрывшемся окне в строке Имя закладки введите имя М1, щелкните по кнопке Добавить, в списке, расположенном выше, выделите слово Папа, отдайте команду Вставка-Гиперссылка, в появившемся окне щелкните по кнопке Обзор напротив строки Имя объекта в документе;
Выберите имя созданной закладки М1, щелкните по кнопке ОК два раза и гиперссылка готова.
Аналогично оформите гиперссылки на других словах из списка (Мама, и т.д.)
Выделите первое слово Биография;
Отдайте команду Вставка-гиперссылка;
В появившемся окне щелкните по кнопке Обзор напротив кнопки Связь с файлом;
Найдите и выберите ранее созданный вами файл Папина страница и щелкните по кнопке ОК два раза – гиперссылка готова.
По одной из перечисленных ниже тем создайте иллюстрированный реферат, материалы которого найдите на страницах Интернета, реферат оформите в текстовом редакторе, объем страниц – от 5 до 10листов.
Создание web-страницы в “Конструкторе сайтов”.
Запустите программу Конструктор сайтов, откройте меню Файл-Новый проект, используя Мастера оформления пошагово оформите свой проект.
Откройте свой проект и создайте 3 страницы сайта “Моя семья-Биография папы-Биография мамы”.
В открывшейся заготовке на панели инструментов найдите вкладку Добавить страницу, выберите Тип страницы—Название страницы— Добавить.
Для создания гиперссылки на панели инструментов найдите вкладку Ссылка и создайте гиперссылку на все страницы сайта.
Hа панели инструментов Редактор меню поможет оформить легенду и расположить ее по вашему усмотрению.
Сохраните свой проект.
Проектная работа «Создание электронного учебника «Интернет в нашей жизни» в HTML»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Школа № 3 имени Н. Островского г. Черемхово»
Создание электронного учебника
«Интернет в нашей жизни» в HTML
учащийся 9 «б» класса
Рязанцева Наталья Геннадьевна, учитель информатики и ИКТ
Паспорт проекта
Бельков Кирилл, ученик 9 «б» класса
Рязанцева Наталья Геннадьевна
Проблема, решаемая проектом
Сегодня не только школьники, но большая часть взрослого населения все меньше и меньше читают обычных книг, отдавая предпочтение электронным. Современная ситуация складывается таким образом, что скоро мы перестанем учиться по печатным учебникам и перейдем на различные цифровые носители и электронные книги.
Нам пришла идея создания электронного учебника, что и стало темой данной работы. Посоветовавшись с учителем информатики, мы убедились в актуальности своего замысла.
В настоящее время главной задачей системы образования является формирование личности не только знающей, но и умеющей, способной применять свои знания на практике. Применение электронного учебника на уроках, способствует повышению качеству визуальной информаций и самостоятельности учащихся.
Возможности электронных учебников не ограничиваются изложением и демонстрацией материала, они призваны заинтересовать ученика в этом, а также в практическом применении полученных знаний и умений в повседневной жизни.
В связи с этим, на наш взгляд, создание электронного учебника является очень актуальным.
Ведущая идея проекта заключается в создании электронного учебника по теме: «Интернет в наше время», который удачно бы вписывался в образовательную деятельность по информатике и был бы интересен учащимся нашей школы и не только.
Практическая значимость проекта заключается в том, что разработанная в ходе реализации проекта форма получения информации позволит не только его автору, но и другим учащимся узнать об Интернете интересную, актуальную и полезную информацию.
Создание электронного учебника «Интернет в нашей жизни» в HTML
1)Изучить инструменты и их возможности для создания электронного учебника «Интернет в нашей жизни» в HTML ;
2)Найти, изучить, структурировать м атериал для создания электронного учебника;
План реализации проекта
Подготовительный этап (рождение идеи проекта, выбор темы проекта, определение цели, задач и этапов работы над проектом, определение необходимых ресурсов) – ноябрь 2019 г.
Поисковый этап (обзор источников информации) – ноябрь-декабрь 2019 г.
Проектировочный этап (реализация задуманного проекта) – январь 2020 г.
Подготовка проекта к публичному представлению (оформление проекта, подготовка проекта к публичному представлению, публичное представление проекта) – февраль 2020 г.
ОПИСАНИЕ ХОДА ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА
«Создание электронного учебника «Интернет в наше время» в HTML »
1. Теоретическое обоснование проекта
В настоящее время большое внимание уделяется компьютерному сопровождению образовательной деятельности. В учебном процессе активно используются обучающие и тестирующие программы. Электронный учебник нужен для того, чтобы проводить уроки ярче, интересней, они стимулируют у учащихся интерес к учёбе.
Электронные учебники дают возможность каждому ученику независимо от уровня подготовки активно участвовать в процессе образовательной деятельности, индивидуализировать свой процесс обучения, осуществлять самоконтроль. Быть не пассивным наблюдателем, а активно получать знания и оценивать свои возможности. Учащиеся начинают получать удовольствие от самого процесса обучения, независимо от внешних мотивационных факторов.
А изучение некоторых тем по различным учебным предметам проходило бы интересней и эффективней при использовании электронных образовательных ресурсов. Тем более, что в современной школе имеются интерактивные доски, а дома практически у каждого ученика есть компьютер. Но зачастую готовые электронные образовательные ресурсы бывают либо не доступны ученику и учителю, либо не соответствуют их требованиям (содержание не соответствует школьной программе, не устраивает дизайн, недостаточно интерактивных элементов, позволяющих закреплять и проверять знания с помощью компьютера и др.). Электронные учебники еще и удобно использовать в процессе дистанционного обучения (во время карантина в школе, во время болезни ученика или иной причины, которая не дает возможности посещать школу.).
Задачи проектной работы:
Изучить инструменты и их возможности для создания электронного учебника «Интернет в нашей жизни» в HTML ;
Найти, изучить, структурировать м атериал для создания электронного учебника;
Для достижения поставленных цели и задач нами был составлен следующий план проектной деятельности:
Поиск информации по проекту
Отбор материалов для реализации проекта.
Описание результатов проектирования
Создание электронного учебника
Выбор формы презентации проектной деятельности
Подготовка проекта к публичному представлению
Подготовка к защите проекта
Подготовка к защите проекта
Защитное слово, слайдовая презентация
Методы и способы проектирования: поиск и анализ информации, обобщение и классификация полученных сведений, создание продукта проекта.
Ресурсы, необходимые для реализации данного проекта:
1. Материально-технические: компьютер.
2. Информационные: научно-популярные источники, ресурсы Интернета.
2. Анализ хода проектной работы.
Представление полученного результата
Планируемый результат проекта: создание электронного учебника об Интернете, который можно будет использовать в образовательной деятельности: на уроках информатики, на внеурочных занятиях.
Для создания электронного учебника «Интернет в наше время» автором проекта была проделана следующая работа.
Изучены различные материалы об интернете, его истории возникновения, его значимости в нашей жизни, плюсы и минусы его использования.
Были подобраны соответствующие иллюстрации.
Затем выбрали язык HTML для написания учебника, потому что он прост в изучении и удобен в использовании.
На язык HTML создан электронный учебник «Интернет в наше время».
Наш продукт представляет собой электронный учебник, состоящий из шести страниц, на которых собран разнообразный материал об Интернете.
На первой странице электронного учебника учащиеся увидят его главную страницу и смогут открыть учебник и перейти к его изучению.
На второй станице отображается содержание электронного учебника, в котором указаны разделы и их подразделы.
На третьей странице электронного учебника учащиеся смогут познакомиться с введением по теме Интернет.
Рис. 4. История возникновения и этапы развития
На четвертой странице электронного учебника учащиеся смогут познакомиться с историей возникновения и этапами развития Интернета, а также проверить свои знания при помощи теста. По окончанию тестирования выходит результат.
Рис. 5. Интерфейс теста
Рис. 6. Интернет в наше время
Выводы и перспективы проектной работы
В современном мире планшетных компьютеров, и наличия широкополосного доступа в интернет, все более актуальным становится использование в обучении электронных ресурсов.
Электронный учебник в будущем способен заменить классические издания в твердых и мягких переплетах. Гибкость – это основной залог при использовании и разработки электронных учебников. Как один из режимов использования электронный учебник можно рассмотреть дистанционное обучение.
Благодаря выполненному проекту, его автору удалось узнать много нового и интересного, самостоятельно научиться создавать электронный учебник.
Перспективами продолжения работы в данном направлении являются дальнейшее совершенствование созданного электронного учебника, изучение других технологий и разработка электронных учебников по другим темам.
Творческий подход к проектной работе состоит в том, что автором проекта произведён отбор материала с опорой на собственные интересы, самостоятельно создана при помощи графического редактора хронология этапов развития интернета, а также подобраны соответствующие иллюстрации и картинки, полностью самостоятельно разработан дизайн и оформление электронного учебника.
Социальная значимость проектного продукта
Электронный учебник создан, чтобы заинтересовать учащихся, пробудить интерес к информатике, мотивировать их на создание подобного проекта. Именно данная тема ориентирована на безопасное использование интернета учащимися, так как не все пользователи интернета знают как правильно и безопасно использовать Интернет.
Личностная значимость проектного продукта
В ходе проектной работы автором были использованы знания, умения, навыки:
умение самостоятельно работать с литературой, ресурсами Интернет, анализировать материал, делать выводы, выделять главное, определять цели и задачи, публично демонстрировать результаты своей деятельности;
навыки работы за компьютером, в сети Интернет, с офисными программами;
самостоятельно изучение языка разметки HTML
Развитие умений систематизировать материал, формулировать вопрос, грамотно использовать ресурсы Интернета, явились п оложительными эффектами выполнения данного проекта.
Неиспользованные резервы: изучение новых инструментов для создания электронных учебников.
Достаточно высокое качество проектного продукта подтверждается эстетичным интерфейсом электронного учебника, композиционным единством информации, цельностью подаваемой информации, удобной навигацией.
Список литературы, использованной в проекте
Изучаем интернет: Лабораторный практикум/ Бем Н.А., Старостин Н.И., – Саратов:Лицей, 2005г.
Интернет в кармане/ В.А. Аксак.- М.:Эксмо, 2008 г.
Интернет как основа глобальной информационной сети // Сборник трудов Всероссийской молодёжной научной школы/ Кадыкова М. И. – Томск, 2012. – С. 199.
Методические рекомендации по разработке электронных учебников
ГБПОУ РМ «Саранский техникум энергетики и электронной техники
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
по разработке электронных учебников
Разработала : Фадеева Е.А.
2016-2017 учебный год
1 Понятие электронного учебника
2 Назначение электронных учебников
3 Требования к электронному учебнику
Список используемых источников
Сегодня ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что электронные учебные пособия позволяют обогатить обучения, дополняя его разнообразными возможностями компьютерных технологий, и делают его, таким образом, более интересным и привлекательным для учащихся.
Исключительно высокая степень наглядности представленного материала, взаимосвязь различных компонентов курсов, комплексность и интерактивность делают программы незаменимыми помощниками, как для ученика, так и для преподавателя.
Представление различных «электронных учебников», методических пособий на компьютере имеет много важных преимуществ. Во-первых, автоматизация как самого процесса создания таковых, так и хранения данных в нужной форме. Во-вторых, работа с практически неограниченным объёмом данных. Новые учебные издания обеспечивают единство учебного процесса и современных, научных исследований, т.е. целесообразность использования новейших информационных технологий в учебном процессе и, особенно, различного рода так называемых «электронных учебников».
1 Понятие электронного учебника
В настоящее время существует множество определений электронного учебника, вот некоторые из них:
Компьютерное, педагогическое программное средство, предназначенное, в первую очередь, для предъявления новой информации, дополняющей печатные издания, служащее для индивидуального и индивидуализированного обучения и позволяющее в ограниченной мере тестировать полученные знания и умения обучаемого.
Электронный учебный курс, содержащий систематическое изложение учебной дисциплины или ее раздела, части, соответствующий государственному стандарту и учебной программе и официально утвержденный в качестве данного вида издания.
Комплекс информационных, методических и программных средств, который предназначен для изучения отдельного предмета и обычно включает вопросы и задачи для самоконтроля и проверки знаний, а также обеспечивает обратную связь.
Основное учебное электронное издание, созданное на высоком научном и методическом уровне, полностью соответствующее федеральной составляющей дисциплины Государственного образовательного стандарта специальностей и направлений, определяемой дидактическими единицами стандарта и программой.
2 Назначение электронных учебников
Задача учебной литературы – донести до студента учебный предмет, а не науку в целом. Учащийся должен освоить основные законы и методы науки, чтобы в дальнейшем использовать свои знания в научной или практической деятельности. Из учебника они получают основные понятия по излагаемому предмету. При изложении учебного предмета используются приемы, которые дают возможность учащимся ясно понимать текст, запоминать его и использовать для самоконтроля свои знания.
Информатизация образования, является составной частью глобального процесса информатизации общества и определяет актуальность исследования проблем развития и использования современных информационных и телекоммуникационных технологий.
Реализация многих из стоящих перед системой образования задач невозможна без использования современных методов и средств информатизации.
Основными свойствами информационных технологий является:
– оперативность передачи информации любого объема и вида на любые расстояния;
– хранение информации в памяти компьютера, благодаря этому её можно редактировать и обработать;
– благодаря всемирной сети Internet есть доступ к различным источникам информации;
– можно найти ответ на любой интересующий вопрос;
– возможность организации электронных конференций, в том числе в режиме реального времени, компьютерные аудио и видеоконференций.
Информационные технологии, также являются одним из наиболее удобных и проверенных способов дистанционного обучения в целях самообразования. Особенно в тех случаях, когда обучаемый:
– не имеет возможности выехать к месту учебы (из-за болезни, территориальным особенностям и т.д.);
– желает получить дополнительное образование путем самообразования.
Нельзя не отметить и то, что использование электронных учебных пособий открывает преподавателю новые возможности для реализации своего творческого потенциала, так как позволяет:
– проводить практические занятия в форме самостоятельной работы за компьютерами, оставляя за собой роль руководителя и консультанта;
– быстро и эффективно контролировать знания обучаемых с помощью компьютера, задавать содержание и уровень сложности контрольных мероприятий;
– индивидуализировать работу, особенно в части, касающейся домашних заданий и контрольных мероприятий.
Электронные учебные пособия создают базу для образования по-новому. Создав централизованный фонд, доступ к которому свободен по сети Internet, и накапливая базу электронных учебных пособий, можно будет перейти к систематическому компьютерному образованию по любой форме дистанционного образования. Тогда каждый преподаватель сможет произвести выбор одного или несколько мультимедийных учебных пособий, которые он желал бы использовать в своей работе.
Технические возможности персонального компьютера, если компьютер используется как обучающее средство, позволяют: активизировать учебный процесс, индивидуализировать обучение, повысить наглядность учебного материала, сочетать теоретические знания с закреплением практических навыков, повысить и поддерживать интерес учащихся к обучению.
На современном этапе развития образования одним из способов активизации учебной деятельности обучаемых является внедрение в образовательный процесс электронных образовательных ресурсов, например, электронных учебных пособий. Это будет способствовать развитию самостоятельной, поисковой деятельности обучаемых, повышению их познавательного интереса. Сегодня ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что электронные учебные пособия позволяют обогатить учебный процесс и делают его более интересным и привлекательным.
Электронные учебные пособия применимы и для стандартной формы обучения, как прекрасный иллюстративный материал. В связи с этим, все меньше остается преподавателей, отрицающих пользу новых информационных технологий. Образование меняется и качественно. Степень восприятия теперь определяется не только качеством электронного учебника, но и способностью обучающегося учиться.
Исключительно высокая степень наглядности представленного материала в электронных учебных пособиях, взаимосвязь различных компонентов, комплексность и интерактивность делают программы незаменимыми помощниками, как для обучаемых, так и для обучающих.
При создании электронных учебных пособий используется современная компьютерная информационная технология – мультимедиа, позволяющая объединить в компьютерной системе текст, звук, видеоизображение, графическое изображение и анимацию. Комплексные занятия с привлечением аудиовизуальных материалов, представленных на компьютере, создают условия для расширения диапазонов видов образовательной деятельности обучающих, стимулируют их способности к образованию и самообразованию.
Цели создания электронных учебников:
1) Совершенствование механизмов управления системой образования на основе использования автоматизированных банков данных научно– педагогической информации, информационно-методических материалов, а также коммуникационных сетей.
2) Совершенствование методологии и стратегии отбора содержания, методов и организационных форм обучения, соответствующих задачам развития личности обучаемого в современных условиях информатизации общества.
3)Создание методических систем обучения, ориентированных на развитие
интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно–учебную, экспериментально – исследовательскую деятельность, разнообразные виды самостоятельной деятельности по обработке информации.
4)Создание и использование компьютерных тестирующих, диагностирующих, контролирующих и оценивающих систем.
Электронный учебник позволяет решать такие задачи как:
начальное ознакомление с предметом, освоение его базовых понятий и конструкций;
базовая подготовка на разных уровнях глубины и детальности;
контроль и оценивание знаний и умений;
развитие способностей к определенным видам деятельности;
восстановление знаний и умений.
3 Требования к электронному учебнику
Поскольку электронное издание воспринимается с экрана, то оно имеет свои особенности.
1) На экране текст учебника располагается во фрейме. Вместо фреймов можно использовать всплывающие окна, где размещаются рисунки, списки определений, указатели, комментарии.
2) Для лучшего понимания, усвоения и запоминания материала необходимо использовать технические возможности: анимацию, звук, цвет, иллюстрации. Включение специальных фрагментов помогут смоделировать сложные физические и технические процессы.
3) Главы должны быть более короткими по сравнению с книжными, их необходимо разбивать на дискретные фрагменты, которые содержат один узкий вопрос. Как правило, такой фрагмент состоит из двух-трех абзацев.
4) Необходимо, чтобы в одном из фреймов постоянно было оглавление книги, что позволяет, не листая страницы, быстро переходить к нужному разделу или фрагменту и также быстро возвращаться назад.
5) Необходимо выделять ключевые слова, термины, имена, чтобы, щелкая по ним кнопкой мыши, вызывать гиперссылки с объяснениями значений этих слов или комментарием на экран компьютера.
6) Использовать колонтитулы или заголовки на каждой электронной странице, чтобы учащийся не терял ориентации в учебнике.
При создании электронного издания необходимо учитывать все совокупность приемов, методов, способов продуцирования графической и аудиовизуальной информации с учетом воспроизведения электронных изданий с локального носителя, локальной сети или из образовательных сайтов Всемирной паутины.
В частности, необходимо помнить, что во всех случаев текстовой материал больших объемов желательно публиковать в обычных бумажных изданиях. На экране рекомендуется представлять минимум текстовой информации.
В разрабатываемых электронных изданиях необходимо:
– ориентироваться на современные формы обучения, обеспечивая при этом совместимость с традиционными учебными материалами, в полном соответствии с документами, регламентирующими содержание образования;
– учитывать возрастные психолого-педагогические особенности учащихся;
– в максимальной степени использовать преимущества аудиовизуального представления учебных материалов: наблюдаемых и скрытых, реальных и воображаемых элементов, объектов, явлений, процессов;
– использовать возможности компьютерного моделирования в предметной области, а также моделирования реальной окружающей среды и естественного поведения в ней обучаемого.
Дидактические требования к электронным изданиям.
1) Требование научности означает достаточную глубину, корректность и научную достоверность изложения содержания учебного материала, с учетом последних научных достижений. Процесс усвоения учебного материала с помощью электронного издания должен строиться в соответствии с современными методами научного познания: эксперимент, сравнение, наблюдение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, аналогия, индукция и дедукция, анализ и синтез, метод моделирования, в том числе и математического, а также метод системного анализа.
2) Требование доступности означает необходимость определения степени теоретической сложности и глубины изучения учебного материала сообразно возрастным и индивидуальным особенностям учащихся. Недопустима чрезмерная усложненность и перегруженность учебного материала, при котором овладение этим материалом становится непосильным для обучаемого.
3) Требование проблемности обучения обусловлено самой сущностью и характером учебно-познавательной деятельности. Когда учащийся сталкивается с учебной проблемной ситуацией, требующей разрешения, его мыслительная активность возрастает. Уровень этой активности может быть значительно выше при работе с электронными изданиями, чем при использовании традиционных учебников и пособий.
4) Требования наглядности обучения означает необходимость учета чувственного восприятия изучаемых объектов, их макетов или моделей и их личное наблюдение учащимся. Требования наглядности в электронных изданиях реализуется на принципиально новом, более высоком уровне. Распространение систем виртуальной реальности позволит в ближайшем будущем говорить не только о наглядности, но и о полисенсорности обучения.
5) Требования самостоятельности и активизации обучаемого предполагает самостоятельные действия учащихся при работе с учебником, четкое понимание конечных целей и задач учебной деятельности. Поэтому в электронных изданиях должна прослеживаться четкая модель деятельности учащихся. Мотивы его деятельности должны быть адекватны содержанию учебного материала. Для повышения активности обучения необходимо вводить в электронное издание разнообразные вопросы, предоставлять обучаемому возможность выбора пути усвоения материала, возможность управлять ходом событий.
6) Требования системности предполагает последовательность усвоения учащимся определенной системы знаний в изучаемой предметной области. Необходимо, чтобы знания, умения и навыки формировались в определенной системе, в строго логическом порядке и находили применение в жизни. Для этого необходимо:
– предъявлять учебный материал в систематизированном и структурированном виде;
– учитывать как ретроспективы, так и перспективы формируемых знаний, умений и навыков при организации каждой порции учебной информации;
– учитывать межпредметные связи изучаемого материала;
– тщательно продумывать последовательность подачи учебного материала и его воздействия при усвоении, аргументировать каждый шаг по отношению к обучающемуся;
– строить процесс получения знаний в последовательности, определяемой логикой обучения;
– обеспечивать связь информации в электронных изданиях с практикой путем увязывания содержания и методики обучения с личным опытом обучающегося, подбором примеров, создания содержательных игровых моментов, предъявления заданий практического характера, экспериментов, моделей реальных процессов и явлений.
Требования к электронным изданиям, применяемым на отдельных видах учебных занятий.
1) Электронные издания, применяемые на лекциях, предоставляют педагогу средства (видеоизображения, анимацию, звук), с помощью которых можно демонстрировать и объяснять сложные явления и процессы.
2) Электронные издания, применяемые на лабораторных занятиях, должны содержать материал, дающий возможность для самостоятельной работы учащихся. В них должны быть моделирующие компоненты, создающие виртуальные лаборатории, позволяющие изучать различные явления или процессы в ускоренном или замедленном масштабе времени. Электронные издания, применяемые на лабораторных работах, должны также содержать встроенные средства автоматизации контроля знаний, умений и навыков обучаемых.
3) Электронные издания, применяемые на практических занятиях, должны предоставлять обучаемому сведения о теме, цели и порядке проведения занятий, контролировать знания каждого обучаемого, выдавать обучаемому информация о правильности ответа; предъявлять необходимый теоретический материал или методику решения задач; оценивать знания обучаемых, осуществлять обратную связь в режиме педагог – электронное издание – обучаемый.
4) Содержание и структура электронных изданий, применяемых в ходе самостоятельной работы обучаемых, должны соответствовать учебной программе изучаемой дисциплины с одновременной ориентацией на углубленное изучение теории. Такие электронные издания должны иметь более детальную систему контекстно-зависимых справок, комментариев, подсказок.
Главное, с практической точки зрения, выбирая программу для создания электронного учебника нужно опираться на цели его формирования и людей, которые станут заниматься разработкой данного электронного курса. Многочисленные дополнительные функции в программе могут стать лишними, к примеру, запись речи, которая покажется неким разработчикам ненужной в программе. По этой причине, при использовании разработанной таблицы критериев, можно уверенно исключить те функции и параметры, которые не сыграют роль в поставленной задаче выбора инструментального средства разработки.
У электронного учебника есть ряд достоинств и недостатков. Существенных недостатков у электронного учебника два:
непривычность, нетрадиционность электронной формы представления информации и повышенной утомляемости при работе с монитором.
Достоинств электронных учебников гораздо больше. К ним можно отнести:
Адаптация и оптимизация пользовательского интерфейса под индивидуальные запросы обучаемого.
Использование дополнительных (по сравнению с печатным изданием) средств воздействия на обучаемого (мультимедийное издание), что позволяет быстрее осваивать и лучше запоминать учебный материал.
Построение простого и удобного механизма навигации в пределах электронного учебника. В печатном издании таких возможностей две: оглавление и колонтитулы, иногда к ним также относят глоссарий. Однако для практической реализации этих возможностей необходимо листать страницы учебника. В электронном пособии используются гиперссылки и фреймовая структура или карты-изображения, что позволяет, не листая страниц, быстро перейти к нужному разделу или фрагменту и при необходимости так же быстро возвратиться обратно. При этом не требуется запоминать страницы, на которых были расположены соответствующие разделы.
Возможность адаптации изучаемого материала к уровню знаний учащегося, следствием чего является улучшение восприятия и запоминания информации.
Главное преимущество электронного учебника это возможность интерактивного взаимодействия между обучающимися и элементами учебника.
Список используемых источников
1. Беспалько, В.П. Образование и обучение с участием компьютеров / В.П. Беспалько. – Москва: Изд. Московского психолого-социального института, 2012. – 352 с.
2. Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И.Г. Захарова. – 3-е изд., – Москва: «Академия», 2011. – 192 с.