как создать электронное учебное пособие

10 инструментов для создания электронных учебных материалов и онлайн-курсов

как создать электронное учебное пособие. Смотреть фото как создать электронное учебное пособие. Смотреть картинку как создать электронное учебное пособие. Картинка про как создать электронное учебное пособие. Фото как создать электронное учебное пособие

как создать электронное учебное пособие. Смотреть фото как создать электронное учебное пособие. Смотреть картинку как создать электронное учебное пособие. Картинка про как создать электронное учебное пособие. Фото как создать электронное учебное пособие

Онлайн-курсы, электронные учебные материалы, презентации, опросы и автоматическое оформление библиографий и цитат − все это вы можете быстро и просто сделать с помощью 10 инструментов для создания учебных материалов.

Онлайн-образование становится все более распространенным форматом − школьникам, студентам и взрослым людям удобнее получать знания в любое время и в любом месте, иметь доступ к учебным материалам на любых устройствах.

iSpring Suite

iSpring Suite — расширение для PowerPoint, при помощи которого вы за один день превратите простую презентацию в профессиональный онлайн-курс.

Заходите, добавляете в презентацию картинки, анимацию, музыку, видео, тесты — курс готов. Остается загрузить его на корпоративный сайт, блог или в соцсети. Сотрудники смогут открыть курс с компьютера, планшета или телефона.

Прямо в iSpring Suite вы можете создать электронные тесты, диалоговые тренажеры, озвучить слайды, записать скринкаст, смонтировать видео или создать обучающую игру.

При этом необязательно быть программистом или дизайнером — достаточно знать PowerPoint. Приятный бонус: вся мощь редактора доступна бесплатно на 14 дней.

Корреспондент Теплицы протестировал сервис, подробный обзор читайте по ссылке.

CourseLab

CourseLab – это мощное и одновременно простое в использовании средство для создания интерактивных учебных материалов (электронных курсов), предназначенных для использования в сети Интернет, в системах дистанционного обучения, на компакт-диске или любом другом носителе.

С помощью CourseLab можно создавать и редактировать учебный материал в среде WYSIWYG, не требующей знания языков программирования.

Бесплатную версию продукта вы можете скачать на официальном сайте, а на русскоязычном ресурсе − почитать документацию или купить русскую версию продукта.

Сайт CourseLab. Русскоязычный сайт CourseLab.

Smart Builder

Smart Builder − это сервис, позволяющий создавать собственные электронные образовательные курсы, не обладая навыками программирования. Вы можете использовать различные медиа, игровые элементы и т.д. В библиотеке Smart Builder уже содержится множество элементов от мультимедиа объектов до шаблонов страниц.

Vyew − это виртуальный конференц-зал или переговорная комната. С помощью сервиса вы можете сделать онлайн-презентацию перед сотней людей или опубликовать документ для совместного обсуждения и редактирования с коллегами.

Writing House

Writing House − это сервис, который позволит вам автоматически создавать библиографию и оформлять цитирование в основных стандартах − MLA, APA, Chicago или Harvard. Это быстро, просто, бесплатно и поможет вам сэкономить много времени.

MOS Solo

MOS Solo − простой, но функциональный инструмент, который практически не требует обучения, но представляет множество возможностей в создании мультимедийного образовательного контента. С помощью MOS Solo вы можете создавать интерактивные графические электронные курсы, викторины, опросы и демонстрации.

Easygenerator

Easygenerator объединяет в себе простоту использования с мощностью и функциональностью, благодаря которым вы можете создать множество разнообразных проектов и опубликовать их в Интернете или импортировать в Power Point.

Zenler

Zenler − это один из самых мощных сервисов для создания образовательного контента. С помощью Zenler вы можете создавать электронные курсы, которые будут работать где угодно, включая iPad, iPhone, Android. Вы даже сможете создавать курсы на основе ваших презентаций и материалов в PowerPoint. Сервис также позволяет записывать видео с экрана, добавлять аудио и многое другое.

Основная версия Zenler платная, но вы можете скачать бесплатную пробную версию.

Lesson Writer

Lesson Writer − это сервис для создания комплексных уроков по английскому языку. С помощью сервиса можно быстро и легко превратить любую статью в раздаточный материал, содержащий необходимые вопросы и задания.

Источник

Создание электронного учебника с помощью Word, конструктора сайтов

Целью занятий по курсу информатики является формирование у учащихся знаний, умений, и навыков, необходимых для самостоятельного применения компьютеров, в том числе грамотного применения информационных технологий.

На практических занятиях происходит формирование умений и навыков использования приобретенных знаний.

Традиционно, на практических занятиях, даются индивидуальные задания-карточки. Карточки содержать задания типа: набрать предложенный текст, соблюдая элементы форматирования; вставить в набранный текст таблицу определенного вида; средствами PowerPoint создать презентацию заданной структуры. Карточки по программированию содержат задания типа: реализовать алгоритм на изучаемом языке программирования; решить с помощью известного алгоритма практическую задачу. Для учащихся с низким уровнем начальной подготовки по информатике обучение с помощью карточек, несомненно, дает хорошие результаты.

На современном этапе происходит массовое внедрение компьютеров в школы и в бытовую сферу. Если несколько лет назад стандартами среднего (полного) общего образования допускалось “бескомпьютерное” обучение информатике, то в настоящее время “компьютерному” обучению информатике в школах уделяется большое внимание, но и информационные технологии не стоят на месте, они постоянно развиваются, расширяется сфера их применения, поэтому необходимо пересмотреть подход к обучению информационным технологиям.

В своей практической деятельности я очень часто использую программы Word и Конструктор сайтов для оформления проектов виде web-страниц.

Создание Web-сайтов с помощью MS Word.

Ход работы

1. Откройте текстовый процессор MS Word.

2. Выполните команду Файл-Создать. В появившемся окне выберите закладку Web- страницы, щелкните по закладке Новая Web-страница

3. Оформите внешний вид страницы в соответствии с приведенным примером (учебник И. Семакина 10 класс, стр 150-151) используя обычные средства MS Word.

(форматирование, самостоятельно подобрать текстуру заливки ит.д.)

4. вставьте внутренние гиперссылки, для этого установите перед абзацем, начинающийся словами Моего папу зовут…, отдайте команду Вставка-Закладка, в отрывшемся окне в строке Имя закладки введите имя М1, щелкните по кнопке Добавить, в списке, расположенном выше, выделите слово Папа, отдайте команду Вставка-Гиперссылка, в появившемся окне щелкните по кнопке Обзор напротив строки Имя объекта в документе;

Выберите имя созданной закладки М1, щелкните по кнопке ОК два раза и гиперссылка готова.

Аналогично оформите гиперссылки на других словах из списка (Мама, и т.д.)

Выделите первое слово Биография;

Отдайте команду Вставка-гиперссылка;

В появившемся окне щелкните по кнопке Обзор напротив кнопки Связь с файлом;

Найдите и выберите ранее созданный вами файл Папина страница и щелкните по кнопке ОК два раза – гиперссылка готова.

По одной из перечисленных ниже тем создайте иллюстрированный реферат, материалы которого найдите на страницах Интернета, реферат оформите в текстовом редакторе, объем страниц – от 5 до 10листов.

Создание web-страницы в “Конструкторе сайтов”.

Запустите программу Конструктор сайтов, откройте меню Файл-Новый проект, используя Мастера оформления пошагово оформите свой проект.

Откройте свой проект и создайте 3 страницы сайта “Моя семья-Биография папы-Биография мамы”.

В открывшейся заготовке на панели инструментов найдите вкладку Добавить страницу, выберите Тип страницыНазвание страницыДобавить.

Для создания гиперссылки на панели инструментов найдите вкладку Ссылка и создайте гиперссылку на все страницы сайта.

Hа панели инструментов Редактор меню поможет оформить легенду и расположить ее по вашему усмотрению.

Сохраните свой проект.

Источник

Проектная работа «Создание электронного учебника «Интернет в нашей жизни» в HTML»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Школа № 3 имени Н. Островского г. Черемхово»

Создание электронного учебника

«Интернет в нашей жизни» в HTML

учащийся 9 «б» класса

Рязанцева Наталья Геннадьевна, учитель информатики и ИКТ

Паспорт проекта

Бельков Кирилл, ученик 9 «б» класса

Рязанцева Наталья Геннадьевна

Проблема, решаемая проектом

Сегодня не только школьники, но большая часть взрослого населения все меньше и меньше читают обычных книг, отдавая предпочтение электронным. Современная ситуация складывается таким образом, что скоро мы перестанем учиться по печатным учебникам и перейдем на различные цифровые носители и электронные книги.

Нам пришла идея создания электронного учебника, что и стало темой данной работы. Посоветовавшись с учителем информатики, мы убедились в актуальности своего замысла.

В настоящее время главной задачей системы образования является формирование личности не только знающей, но и умеющей, способной применять свои знания на практике. Применение электронного учебника на уроках, способствует повышению качеству визуальной информаций и самостоятельности учащихся.

Возможности электронных учебников не ограничиваются изложением и демонстрацией материала, они призваны заинтересовать ученика в этом, а также в практическом применении полученных знаний и умений в повседневной жизни.

В связи с этим, на наш взгляд, создание электронного учебника является очень актуальным.

Ведущая идея проекта заключается в создании электронного учебника по теме: «Интернет в наше время», который удачно бы вписывался в образовательную деятельность по информатике и был бы интересен учащимся нашей школы и не только.

Практическая значимость проекта заключается в том, что разработанная в ходе реализации проекта форма получения информации позволит не только его автору, но и другим учащимся узнать об Интернете интересную, актуальную и полезную информацию.

Создание электронного учебника «Интернет в нашей жизни» в HTML

1)Изучить инструменты и их возможности для создания электронного учебника «Интернет в нашей жизни» в HTML ;

2)Найти, изучить, структурировать м атериал для создания электронного учебника;

План реализации проекта

Подготовительный этап (рождение идеи проекта, выбор темы проекта, определение цели, задач и этапов работы над проектом, определение необходимых ресурсов) – ноябрь 2019 г.

Поисковый этап (обзор источников информации) – ноябрь-декабрь 2019 г.

Проектировочный этап (реализация задуманного проекта) – январь 2020 г.

Подготовка проекта к публичному представлению (оформление проекта, подготовка проекта к публичному представлению, публичное представление проекта) – февраль 2020 г.

ОПИСАНИЕ ХОДА ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА

«Создание электронного учебника «Интернет в наше время» в HTML »

1. Теоретическое обоснование проекта

В настоящее время большое внимание уделяется компьютерному сопровождению образовательной деятельности. В учебном процессе активно используются обучающие и тестирующие программы. Электронный учебник нужен для того, чтобы проводить уроки ярче, интересней, они стимулируют у учащихся интерес к учёбе.

Электронные учебники дают возможность каждому ученику независимо от уровня подготовки активно участвовать в процессе образовательной деятельности, индивидуализировать свой процесс обучения, осуществлять самоконтроль. Быть не пассивным наблюдателем, а активно получать знания и оценивать свои возможности. Учащиеся начинают получать удовольствие от самого процесса обучения, независимо от внешних мотивационных факторов.

А изучение некоторых тем по различным учебным предметам проходило бы интересней и эффективней при использовании электронных образовательных ресурсов. Тем более, что в современной школе имеются интерактивные доски, а дома практически у каждого ученика есть компьютер. Но зачастую готовые электронные образовательные ресурсы бывают либо не доступны ученику и учителю, либо не соответствуют их требованиям (содержание не соответствует школьной программе, не устраивает дизайн, недостаточно интерактивных элементов, позволяющих закреплять и проверять знания с помощью компьютера и др.). Электронные учебники еще и удобно использовать в процессе дистанционного обучения (во время карантина в школе, во время болезни ученика или иной причины, которая не дает возможности посещать школу.).

Задачи проектной работы:

Изучить инструменты и их возможности для создания электронного учебника «Интернет в нашей жизни» в HTML ;

Найти, изучить, структурировать м атериал для создания электронного учебника;

Для достижения поставленных цели и задач нами был составлен следующий план проектной деятельности:

Поиск информации по проекту

Отбор материалов для реализации проекта.

Описание результатов проектирования

Создание электронного учебника

Выбор формы презентации проектной деятельности

Подготовка проекта к публичному представлению

Подготовка к защите проекта

Подготовка к защите проекта

Защитное слово, слайдовая презентация

Методы и способы проектирования: поиск и анализ информации, обобщение и классификация полученных сведений, создание продукта проекта.

Ресурсы, необходимые для реализации данного проекта:

1. Материально-технические: компьютер.

2. Информационные: научно-популярные источники, ресурсы Интернета.

2. Анализ хода проектной работы.

Представление полученного результата

Планируемый результат проекта: создание электронного учебника об Интернете, который можно будет использовать в образовательной деятельности: на уроках информатики, на внеурочных занятиях.

Для создания электронного учебника «Интернет в наше время» автором проекта была проделана следующая работа.

Изучены различные материалы об интернете, его истории возникновения, его значимости в нашей жизни, плюсы и минусы его использования.

Были подобраны соответствующие иллюстрации.

Затем выбрали язык HTML для написания учебника, потому что он прост в изучении и удобен в использовании.

На язык HTML создан электронный учебник «Интернет в наше время».

Наш продукт представляет собой электронный учебник, состоящий из шести страниц, на которых собран разнообразный материал об Интернете.

как создать электронное учебное пособие. Смотреть фото как создать электронное учебное пособие. Смотреть картинку как создать электронное учебное пособие. Картинка про как создать электронное учебное пособие. Фото как создать электронное учебное пособие

На первой странице электронного учебника учащиеся увидят его главную страницу и смогут открыть учебник и перейти к его изучению.

как создать электронное учебное пособие. Смотреть фото как создать электронное учебное пособие. Смотреть картинку как создать электронное учебное пособие. Картинка про как создать электронное учебное пособие. Фото как создать электронное учебное пособие

На второй станице отображается содержание электронного учебника, в котором указаны разделы и их подразделы.

как создать электронное учебное пособие. Смотреть фото как создать электронное учебное пособие. Смотреть картинку как создать электронное учебное пособие. Картинка про как создать электронное учебное пособие. Фото как создать электронное учебное пособие

На третьей странице электронного учебника учащиеся смогут познакомиться с введением по теме Интернет.

как создать электронное учебное пособие. Смотреть фото как создать электронное учебное пособие. Смотреть картинку как создать электронное учебное пособие. Картинка про как создать электронное учебное пособие. Фото как создать электронное учебное пособиекак создать электронное учебное пособие. Смотреть фото как создать электронное учебное пособие. Смотреть картинку как создать электронное учебное пособие. Картинка про как создать электронное учебное пособие. Фото как создать электронное учебное пособиекак создать электронное учебное пособие. Смотреть фото как создать электронное учебное пособие. Смотреть картинку как создать электронное учебное пособие. Картинка про как создать электронное учебное пособие. Фото как создать электронное учебное пособие

Рис. 4. История возникновения и этапы развития

На четвертой странице электронного учебника учащиеся смогут познакомиться с историей возникновения и этапами развития Интернета, а также проверить свои знания при помощи теста. По окончанию тестирования выходит результат.

как создать электронное учебное пособие. Смотреть фото как создать электронное учебное пособие. Смотреть картинку как создать электронное учебное пособие. Картинка про как создать электронное учебное пособие. Фото как создать электронное учебное пособие

как создать электронное учебное пособие. Смотреть фото как создать электронное учебное пособие. Смотреть картинку как создать электронное учебное пособие. Картинка про как создать электронное учебное пособие. Фото как создать электронное учебное пособиекак создать электронное учебное пособие. Смотреть фото как создать электронное учебное пособие. Смотреть картинку как создать электронное учебное пособие. Картинка про как создать электронное учебное пособие. Фото как создать электронное учебное пособие

Рис. 5. Интерфейс теста

как создать электронное учебное пособие. Смотреть фото как создать электронное учебное пособие. Смотреть картинку как создать электронное учебное пособие. Картинка про как создать электронное учебное пособие. Фото как создать электронное учебное пособие

как создать электронное учебное пособие. Смотреть фото как создать электронное учебное пособие. Смотреть картинку как создать электронное учебное пособие. Картинка про как создать электронное учебное пособие. Фото как создать электронное учебное пособие

Рис. 6. Интернет в наше время

Выводы и перспективы проектной работы

В современном мире планшетных компьютеров, и наличия широкополосного доступа в интернет, все более актуальным становится использование в обучении электронных ресурсов.

Электронный учебник в будущем способен заменить классические издания в твердых и мягких переплетах. Гибкость – это основной залог при использовании и разработки электронных учебников. Как один из режимов использования электронный учебник можно рассмотреть дистанционное обучение.

Благодаря выполненному проекту, его автору удалось узнать много нового и интересного, самостоятельно научиться создавать электронный учебник.

Перспективами продолжения работы в данном направлении являются дальнейшее совершенствование созданного электронного учебника, изучение других технологий и разработка электронных учебников по другим темам.

Творческий подход к проектной работе состоит в том, что автором проекта произведён отбор материала с опорой на собственные интересы, самостоятельно создана при помощи графического редактора хронология этапов развития интернета, а также подобраны соответствующие иллюстрации и картинки, полностью самостоятельно разработан дизайн и оформление электронного учебника.

Социальная значимость проектного продукта

Электронный учебник создан, чтобы заинтересовать учащихся, пробудить интерес к информатике, мотивировать их на создание подобного проекта. Именно данная тема ориентирована на безопасное использование интернета учащимися, так как не все пользователи интернета знают как правильно и безопасно использовать Интернет.

Личностная значимость проектного продукта

В ходе проектной работы автором были использованы знания, умения, навыки:

умение самостоятельно работать с литературой, ресурсами Интернет, анализировать материал, делать выводы, выделять главное, определять цели и задачи, публично демонстрировать результаты своей деятельности;

навыки работы за компьютером, в сети Интернет, с офисными программами;

самостоятельно изучение языка разметки HTML

Развитие умений систематизировать материал, формулировать вопрос, грамотно использовать ресурсы Интернета, явились п оложительными эффектами выполнения данного проекта.

Неиспользованные резервы: изучение новых инструментов для создания электронных учебников.

Достаточно высокое качество проектного продукта подтверждается эстетичным интерфейсом электронного учебника, композиционным единством информации, цельностью подаваемой информации, удобной навигацией.

Список литературы, использованной в проекте

Изучаем интернет: Лабораторный практикум/ Бем Н.А., Старостин Н.И., – Саратов:Лицей, 2005г.

Интернет в кармане/ В.А. Аксак.- М.:Эксмо, 2008 г.

Интернет как основа глобальной информационной сети // Сборник трудов Всероссийской молодёжной научной школы/ Кадыкова М. И. – Томск, 2012. – С. 199.

Источник

Методические рекомендации по разработке электронных учебников

ГБПОУ РМ «Саранский техникум энергетики и электронной техники

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

по разработке электронных учебников

Разработала : Фадеева Е.А.

2016-2017 учебный год

1 Понятие электронного учебника

2 Назначение электронных учебников

3 Требования к электронному учебнику

Список используемых источников

Сегодня ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что электронные учебные пособия позволяют обогатить обучения, дополняя его разнообразными возможностями компьютерных технологий, и делают его, таким образом, более интересным и привлекательным для учащихся.

Исключительно высокая степень наглядности представленного материала, взаимосвязь различных компонентов курсов, комплексность и интерактивность делают программы незаменимыми помощниками, как для ученика, так и для преподавателя.

Представление различных «электронных учебников», методических пособий на компьютере имеет много важных преимуществ. Во-первых, автоматизация как самого процесса создания таковых, так и хранения данных в нужной форме. Во-вторых, работа с практически неограниченным объёмом данных. Новые учебные издания обеспечивают единство учебного процесса и современных, научных исследований, т.е. целесообразность использования новейших информационных технологий в учебном процессе и, особенно, различного рода так называемых «электронных учебников».

1 Понятие электронного учебника

В настоящее время существует множество определений электронного учебника, вот некоторые из них:

Компьютерное, педагогическое программное средство, предназначенное, в первую очередь, для предъявления новой информации, дополняющей печатные издания, служащее для индивидуального и индивидуализированного обучения и позволяющее в ограниченной мере тестировать полученные знания и умения обучаемого.

Электронный учебный курс, содержащий систематическое изложение учебной дисциплины или ее раздела, части, соответствующий государственному стандарту и учебной программе и официально утвержденный в качестве данного вида издания.

Комплекс информационных, методических и программных средств, который предназначен для изучения отдельного предмета и обычно включает вопросы и задачи для самоконтроля и проверки знаний, а также обеспечивает обратную связь.

Основное учебное электронное издание, созданное на высоком научном и методическом уровне, полностью соответствующее федеральной составляющей дисциплины Государственного образовательного стандарта специальностей и направлений, определяемой дидактическими единицами стандарта и программой.

2 Назначение электронных учебников

Задача учебной литературы – донести до студента учебный предмет, а не науку в целом. Учащийся должен освоить основные законы и методы науки, чтобы в дальнейшем использовать свои знания в научной или практической деятельности. Из учебника они получают основные понятия по излагаемому предмету. При изложении учебного предмета используются приемы, которые дают возможность учащимся ясно понимать текст, запоминать его и использовать для самоконтроля свои знания.

Информатизация образования, является составной частью глобального процесса информатизации общества и определяет актуальность исследования проблем развития и использования современных информационных и телекоммуникационных технологий.

Реализация многих из стоящих перед системой образования задач невозможна без использования современных методов и средств информатизации.

Основными свойствами информационных технологий является:

– оперативность передачи информации любого объема и вида на любые расстояния;

– хранение информации в памяти компьютера, благодаря этому её можно редактировать и обработать;

– благодаря всемирной сети Internet есть доступ к различным источникам информации;

– можно найти ответ на любой интересующий вопрос;

– возможность организации электронных конференций, в том числе в режиме реального времени, компьютерные аудио и видеоконференций.

Информационные технологии, также являются одним из наиболее удобных и проверенных способов дистанционного обучения в целях самообразования. Особенно в тех случаях, когда обучаемый:

– не имеет возможности выехать к месту учебы (из-за болезни, территориальным особенностям и т.д.);

– желает получить дополнительное образование путем самообразования.

Нельзя не отметить и то, что использование электронных учебных пособий открывает преподавателю новые возможности для реализации своего творческого потенциала, так как позволяет:

– проводить практические занятия в форме самостоятельной работы за компьютерами, оставляя за собой роль руководителя и консультанта;

– быстро и эффективно контролировать знания обучаемых с помощью компьютера, задавать содержание и уровень сложности контрольных мероприятий;

– индивидуализировать работу, особенно в части, касающейся домашних заданий и контрольных мероприятий.

Электронные учебные пособия создают базу для образования по-новому. Создав централизованный фонд, доступ к которому свободен по сети Internet, и накапливая базу электронных учебных пособий, можно будет перейти к систематическому компьютерному образованию по любой форме дистанционного образования. Тогда каждый преподаватель сможет произвести выбор одного или несколько мультимедийных учебных пособий, которые он желал бы использовать в своей работе.

Технические возможности персонального компьютера, если компьютер используется как обучающее средство, позволяют: активизировать учебный процесс, индивидуализировать обучение, повысить наглядность учебного материала, сочетать теоретические знания с закреплением практических навыков, повысить и поддерживать интерес учащихся к обучению.

На современном этапе развития образования одним из способов активизации учебной деятельности обучаемых является внедрение в образовательный процесс электронных образовательных ресурсов, например, электронных учебных пособий. Это будет способствовать развитию самостоятельной, поисковой деятельности обучаемых, повышению их познавательного интереса. Сегодня ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что электронные учебные пособия позволяют обогатить учебный процесс и делают его более интересным и привлекательным.

Электронные учебные пособия применимы и для стандартной формы обучения, как прекрасный иллюстративный материал. В связи с этим, все меньше остается преподавателей, отрицающих пользу новых информационных технологий. Образование меняется и качественно. Степень восприятия теперь определяется не только качеством электронного учебника, но и способностью обучающегося учиться.

Исключительно высокая степень наглядности представленного материала в электронных учебных пособиях, взаимосвязь различных компонентов, комплексность и интерактивность делают программы незаменимыми помощниками, как для обучаемых, так и для обучающих.

При создании электронных учебных пособий используется современная компьютерная информационная технология – мультимедиа, позволяющая объединить в компьютерной системе текст, звук, видеоизображение, графическое изображение и анимацию. Комплексные занятия с привлечением аудиовизуальных материалов, представленных на компьютере, создают условия для расширения диапазонов видов образовательной деятельности обучающих, стимулируют их способности к образованию и самообразованию.

Цели создания электронных учебников:

1) Совершенствование механизмов управления системой образования на основе использования автоматизированных банков данных научно– педагогической информации, информационно-методических материалов, а также коммуникационных сетей.

2) Совершенствование методологии и стратегии отбора содержания, методов и организационных форм обучения, соответствующих задачам развития личности обучаемого в современных условиях информатизации общества.

3)Создание методических систем обучения, ориентированных на развитие

интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно–учебную, экспериментально – исследовательскую деятельность, разнообразные виды самостоятельной деятельности по обработке информации.

4)Создание и использование компьютерных тестирующих, диагностирующих, контролирующих и оценивающих систем.

Электронный учебник позволяет решать такие задачи как:

начальное ознакомление с предметом, освоение его базовых понятий и конструкций;

базовая подготовка на разных уровнях глубины и детальности;

контроль и оценивание знаний и умений;

развитие способностей к определенным видам деятельности;

восстановление знаний и умений.

3 Требования к электронному учебнику

Поскольку электронное издание воспринимается с экрана, то оно имеет свои особенности.

1) На экране текст учебника располагается во фрейме. Вместо фреймов можно использовать всплывающие окна, где размещаются рисунки, списки определений, указатели, комментарии.

2) Для лучшего понимания, усвоения и запоминания материала необходимо использовать технические возможности: анимацию, звук, цвет, иллюстрации. Включение специальных фрагментов помогут смоделировать сложные физические и технические процессы.

3) Главы должны быть более короткими по сравнению с книжными, их необходимо разбивать на дискретные фрагменты, которые содержат один узкий вопрос. Как правило, такой фрагмент состоит из двух-трех абзацев.

4) Необходимо, чтобы в одном из фреймов постоянно было оглавление книги, что позволяет, не листая страницы, быстро переходить к нужному разделу или фрагменту и также быстро возвращаться назад.

5) Необходимо выделять ключевые слова, термины, имена, чтобы, щелкая по ним кнопкой мыши, вызывать гиперссылки с объяснениями значений этих слов или комментарием на экран компьютера.

6) Использовать колонтитулы или заголовки на каждой электронной странице, чтобы учащийся не терял ориентации в учебнике.

При создании электронного издания необходимо учитывать все совокупность приемов, методов, способов продуцирования графической и аудиовизуальной информации с учетом воспроизведения электронных изданий с локального носителя, локальной сети или из образовательных сайтов Всемирной паутины.

В частности, необходимо помнить, что во всех случаев текстовой материал больших объемов желательно публиковать в обычных бумажных изданиях. На экране рекомендуется представлять минимум текстовой информации.

В разрабатываемых электронных изданиях необходимо:

– ориентироваться на современные формы обучения, обеспечивая при этом совместимость с традиционными учебными материалами, в полном соответствии с документами, регламентирующими содержание образования;

– учитывать возрастные психолого-педагогические особенности учащихся;

– в максимальной степени использовать преимущества аудиовизуального представления учебных материалов: наблюдаемых и скрытых, реальных и воображаемых элементов, объектов, явлений, процессов;

– использовать возможности компьютерного моделирования в предметной области, а также моделирования реальной окружающей среды и естественного поведения в ней обучаемого.

Дидактические требования к электронным изданиям.

1) Требование научности означает достаточную глубину, корректность и научную достоверность изложения содержания учебного материала, с учетом последних научных достижений. Процесс усвоения учебного материала с помощью электронного издания должен строиться в соответствии с современными методами научного познания: эксперимент, сравнение, наблюдение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, аналогия, индукция и дедукция, анализ и синтез, метод моделирования, в том числе и математического, а также метод системного анализа.

2) Требование доступности означает необходимость определения степени теоретической сложности и глубины изучения учебного материала сообразно возрастным и индивидуальным особенностям учащихся. Недопустима чрезмерная усложненность и перегруженность учебного материала, при котором овладение этим материалом становится непосильным для обучаемого.

3) Требование проблемности обучения обусловлено самой сущностью и характером учебно-познавательной деятельности. Когда учащийся сталкивается с учебной проблемной ситуацией, требующей разрешения, его мыслительная активность возрастает. Уровень этой активности может быть значительно выше при работе с электронными изданиями, чем при использовании традиционных учебников и пособий.

4) Требования наглядности обучения означает необходимость учета чувственного восприятия изучаемых объектов, их макетов или моделей и их личное наблюдение учащимся. Требования наглядности в электронных изданиях реализуется на принципиально новом, более высоком уровне. Распространение систем виртуальной реальности позволит в ближайшем будущем говорить не только о наглядности, но и о полисенсорности обучения.

5) Требования самостоятельности и активизации обучаемого предполагает самостоятельные действия учащихся при работе с учебником, четкое понимание конечных целей и задач учебной деятельности. Поэтому в электронных изданиях должна прослеживаться четкая модель деятельности учащихся. Мотивы его деятельности должны быть адекватны содержанию учебного материала. Для повышения активности обучения необходимо вводить в электронное издание разнообразные вопросы, предоставлять обучаемому возможность выбора пути усвоения материала, возможность управлять ходом событий.

6) Требования системности предполагает последовательность усвоения учащимся определенной системы знаний в изучаемой предметной области. Необходимо, чтобы знания, умения и навыки формировались в определенной системе, в строго логическом порядке и находили применение в жизни. Для этого необходимо:

– предъявлять учебный материал в систематизированном и структурированном виде;

– учитывать как ретроспективы, так и перспективы формируемых знаний, умений и навыков при организации каждой порции учебной информации;

– учитывать межпредметные связи изучаемого материала;

– тщательно продумывать последовательность подачи учебного материала и его воздействия при усвоении, аргументировать каждый шаг по отношению к обучающемуся;

– строить процесс получения знаний в последовательности, определяемой логикой обучения;

– обеспечивать связь информации в электронных изданиях с практикой путем увязывания содержания и методики обучения с личным опытом обучающегося, подбором примеров, создания содержательных игровых моментов, предъявления заданий практического характера, экспериментов, моделей реальных процессов и явлений.

Требования к электронным изданиям, применяемым на отдельных видах учебных занятий.

1) Электронные издания, применяемые на лекциях, предоставляют педагогу средства (видеоизображения, анимацию, звук), с помощью которых можно демонстрировать и объяснять сложные явления и процессы.

2) Электронные издания, применяемые на лабораторных занятиях, должны содержать материал, дающий возможность для самостоятельной работы учащихся. В них должны быть моделирующие компоненты, создающие виртуальные лаборатории, позволяющие изучать различные явления или процессы в ускоренном или замедленном масштабе времени. Электронные издания, применяемые на лабораторных работах, должны также содержать встроенные средства автоматизации контроля знаний, умений и навыков обучаемых.

3) Электронные издания, применяемые на практических занятиях, должны предоставлять обучаемому сведения о теме, цели и порядке проведения занятий, контролировать знания каждого обучаемого, выдавать обучаемому информация о правильности ответа; предъявлять необходимый теоретический материал или методику решения задач; оценивать знания обучаемых, осуществлять обратную связь в режиме педагог – электронное издание – обучаемый.

4) Содержание и структура электронных изданий, применяемых в ходе самостоятельной работы обучаемых, должны соответствовать учебной программе изучаемой дисциплины с одновременной ориентацией на углубленное изучение теории. Такие электронные издания должны иметь более детальную систему контекстно-зависимых справок, комментариев, подсказок.

Главное, с практической точки зрения, выбирая программу для создания электронного учебника нужно опираться на цели его формирования и людей, которые станут заниматься разработкой данного электронного курса. Многочисленные дополнительные функции в программе могут стать лишними, к примеру, запись речи, которая покажется неким разработчикам ненужной в программе. По этой причине, при использовании разработанной таблицы критериев, можно уверенно исключить те функции и параметры, которые не сыграют роль в поставленной задаче выбора инструментального средства разработки.

У электронного учебника есть ряд достоинств и недостатков. Существенных недостатков у электронного учебника два:

непривычность, нетрадиционность электронной формы представления информации и повышенной утомляемости при работе с монитором.

Достоинств электронных учебников гораздо больше. К ним можно отнести:

Адаптация и оптимизация пользовательского интерфейса под индивидуальные запросы обучаемого.

Использование дополнительных (по сравнению с печатным изданием) средств воздействия на обучаемого (мультимедийное издание), что позволяет быстрее осваивать и лучше запоминать учебный материал.

Построение простого и удобного механизма навигации в пределах электронного учебника. В печатном издании таких возможностей две: оглавление и колонтитулы, иногда к ним также относят глоссарий. Однако для практической реализации этих возможностей необходимо листать страницы учебника. В электронном пособии используются гиперссылки и фреймовая структура или карты-изображения, что позволяет, не листая страниц, быстро перейти к нужному разделу или фрагменту и при необходимости так же быстро возвратиться обратно. При этом не требуется запоминать страницы, на которых были расположены соответствующие разделы.

Возможность адаптации изучаемого материала к уровню знаний учащегося, следствием чего является улучшение восприятия и запоминания информации.

Главное преимущество электронного учебника это возможность интерактивного взаимодействия между обучающимися и элементами учебника.

Список используемых источников

1. Беспалько, В.П. Образование и обучение с участием компьютеров / В.П. Беспалько. – Москва: Изд. Московского психолого-социального института, 2012. – 352 с.

2. Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И.Г. Захарова. – 3-е изд., – Москва: «Академия», 2011. – 192 с.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *