как создать свое приложение на питоне
Kivy — Создание мобильных приложений на Python
В наши дни каждый разработчик может столкнуться с необходимостью работы над мобильным или веб-приложением на Python. В Python нет встроенных инструментов для мобильных устройств, тем не менее существуют пакеты, которые можно использовать для создания мобильных приложений. Это Kivy, PyQt и даже библиотека Toga от Beeware.
Содержание
Библиотеки являются основными элементами мобильного мира Python. Однако, говоря о Kivy, нельзя игнорировать преимущества данного фреймворка при работе с мобильными приложениями. Внешний вид приложения автоматически подстраивается под все платформы, разработчику при этом не нужно компилировать код после каждой поправки. Кроме того, здесь для создания приложений можно использовать чистый синтаксис Python.
В руководстве будут разобраны следующие темы:
Разбор данного руководства предполагает, что читатель знаком с объектно-ориентированным программированием. Для введения в курс дела можете просмотреть статью об Объектно-ориентированном программировании (ООП) в Python 3.
Принципы работы фреймворка Kivy Python
Kivy был создан в 2011 году. Данный кросс-платформенный фреймворк Python работает на Windows, Mac, Linux и Raspberry Pi. В дополнение к стандартному вводу через клавиатуру и мышь он поддерживает мультитач. Kivy даже поддерживает ускорение GPU своей графики, что во многом является следствием использования OpenGL ES2. У проекта есть лицензия MIT, поэтому библиотеку можно использовать бесплатно и вкупе с коммерческим программным обеспечением.
Во время разработки приложения через Kivy создается интуитивно понятный интерфейс (Natural user Interface), или NUI. Его главная идея в том, чтобы пользователь мог легко и быстро приспособиться к программному обеспечению без чтения инструкций.
Kivy не задействует нативные элементы управления, или виджеты. Все его виджеты настраиваются. Это значит, что приложения Kivy будут выглядеть одинаково на всех платформах. Тем не менее, это также предполагает, что внешний вид вашего приложения будет отличаться от нативных приложений пользователя. Это может стать как преимуществом, так и недостатком, все зависит от аудитории.
Установка Kivy
У Kivy есть множество зависимостей, поэтому лучше устанавливать его в виртуальную среду Python. Можно использовать встроенную библиотеку Python venv или же пакет virtualenv.
Виртуальная среда Python создается следующим образом:
Python GUI: создаём простое приложение с PyQt и Qt Designer
Авторизуйтесь
Python GUI: создаём простое приложение с PyQt и Qt Designer
Эта статья предназначена для тех, кто только начинает своё знакомство с созданием приложений с графическим интерфейсом (GUI) на Python. В ней мы рассмотрим основы использования PyQt в связке с Qt Designer. Шаг за шагом мы создадим простое Python GUI приложение, которое будет отображать содержимое выбранной директории.
Что нам потребуется
Нам понадобятся PyQt и Qt Designer, ну и Python, само собой.
В этой статье используется PyQt5 с Python 3, но особых различий между PyQt и PySide или их версиями для Python 2 нет.
Windows: PyQt можно скачать здесь. В комплекте с ним идёт Qt Designer.
macOS: Вы можете установить PyQt с помощью Homebrew:
$ brew install pyqt5
Скачать пакет с большинством компонентов и инструментов Qt, который содержит Qt Designer, можно по этой ссылке.
Linux: Всё нужное, вероятно, есть в репозиториях вашего дистрибутива. Qt Designer можно установить из Центра Приложений, но PyQt придётся устанавливать через терминал. Установить всё, что нам понадобится, одной командой можно, например, так:
Если вы видите сообщение, что такой команды нет или что-то в таком роде, попробуйте загуглить решение проблемы для вашей операционной системы и версии PyQt.
Дизайн
Основы
Теперь, когда у нас всё готово к работе, давайте начнём с простого дизайна.
Откройте Qt Designer, где вы увидите диалог новой формы, выберите Main Window и нажмите Create.
После этого у вас должна появиться форма — шаблон для окна, размер которого можно менять и куда можно вставлять объекты из окна виджетов и т.д. Ознакомьтесь с интерфейсом, он довольно простой.
Теперь давайте немного изменим размер нашего главного окна, т.к. нам не нужно, чтобы оно было таким большим. А ещё давайте уберём автоматически добавленное меню и строку состояния, поскольку в нашем приложении они не пригодятся.
Все элементы формы и их иерархия по умолчанию отображаются в правой части окна Qt Designer под названием Object Inspector. Вы с лёгкостью можете удалять объекты, кликая по ним правой кнопкой мыши в этом окне. Или же вы можете выбрать их в основной форме и нажать клавишу DEL на клавиатуре.
Теперь перетащите куда-нибудь в основную форму List Widget (не List View) и Push Button из Widget Box.
Макеты
Вместо использования фиксированных позиций и размеров элементов в приложении лучше использовать макеты. Фиксированные позиции и размеры у вас будут выглядеть хорошо (пока вы не измените размер окна), но вы никогда не можете быть уверены, что всё будет точно так же на других машинах и/или операционных системах.
Макеты представляют собой контейнеры для виджетов, которые будут удерживать их на определённой позиции относительно других элементов. Поэтому при изменении размера окна размер виджетов тоже будет меняться.
Давайте создадим нашу первую форму без использования макетов. Перетащите список и кнопку в форме и измените их размер, чтобы вышло вот так:
Теперь в меню Qt Designer нажмите Form, затем выберите Preview и увидите что-то похожее на скриншот выше. Выглядит хорошо, не так ли? Но вот что случится, когда мы изменим размер окна:
Наши объекты остались на тех же местах и сохранили свои размеры, несмотря на то что размер основного окна изменился и кнопку почти не видно. Вот поэтому в большинстве случаев стоит использовать макеты. Конечно, бывают случаи, когда вам, например, нужна фиксированная или минимальная/максимальная ширина объекта. Но вообще при разработке приложения лучше использовать макеты.
Основное окно уже поддерживает макеты, поэтому нам ничего не нужно добавлять в нашу форму. Просто кликните правой кнопкой мыши по Main Window в Object Inspector и выберите Lay out → Lay out vertically. Также вы можете кликнуть правой кнопкой по пустой области в форме и выбрать те же опции:
Ваши элементы должны быть в том же порядке, что и до внесённых изменений, но если это не так, то просто перетащите их на нужное место.
Так как мы использовали вертикальное размещение, все элементы, которые мы добавим, будут располагаться вертикально. Можно комбинировать размещения для получения желаемого результата. Например, горизонтальное размещение двух кнопок в вертикальном будет выглядеть так:
Если у вас не получается переместить элемент в главном окне, вы можете сделать это в окне Object Inspector.
Последние штрихи
Теперь, благодаря вертикальному размещению, наши элементы выровнены правильно. Единственное, что осталось сделать (но не обязательно), — изменить имя элементов и их текст.
В простом приложении вроде этого с одним лишь списком и кнопкой изменение имён не обязательно, так как им в любом случае просто пользоваться. Тем не менее правильное именование элементов — то, к чему стоит привыкать с самого начала.
Свойства элементов можно изменить в разделе Property Editor.
Подсказка: вы можете менять размер, передвигать или добавлять часто используемые элементы в интерфейс Qt Designer для ускорения рабочего процесса. Вы можете добавлять скрытые/закрытые части интерфейса через пункт меню View.
Измените значение objectName на btnBrowse и text на Выберите папку.
Должно получиться так:
Сохраните дизайн как design.ui в папке проекта.
Превращаем дизайн в код
Пишем код
Теперь у нас есть файл design.py с нужной частью дизайна нашего приложения и мы начинать работу над созданием его логики.
Используем дизайн
Для Python GUI приложения понадобятся следующие модули:
Также нам нужен код дизайна, который мы создали ранее, поэтому его мы тоже импортируем:
В этом классе мы будем взаимодействовать с элементами интерфейса, добавлять соединения и всё остальное, что нам потребуется. Но для начала нам нужно инициализировать класс при запуске кода. С этим мы разберёмся в функции main() :
И чтобы выполнить эту функцию, мы воспользуемся привычной конструкцией:
В итоге main.py выглядит таким образом:
Но нажатие на кнопку ничего не даёт, поэтому нам придётся с этим разобраться.
Добавляем функциональность в наше Python GUI приложение
Начнём с кнопки Выберите папку. Привязать к функции событие вроде нажатия на кнопку можно следующим образом:
Для открытия диалога выбора папки мы можем использовать встроенный метод QtWidgets.QFileDialog.getExistingDirectory :
Для отображения содержимого директории нам нужно импортировать os :
И получить список содержимого следующим образом:
В итоге функция browse_folder должна выглядеть так:
Теперь, если запустить приложение, нажать на кнопку и выбрать директорию, мы увидим:
Так выглядит весь код нашего Python GUI приложения:
Это были основы использования Qt Designer и PyQt для разработки Python GUI приложения. Теперь вы можете спокойно изменять дизайн приложения и использовать команду pyuic5 без страха потерять написанный код.
Как создавать и публиковать консольные приложения на Python
Подробное руководство по созданию и публикации консольных приложений на Python
Консольные приложения — это те, которые вы запускаете в терминале. Скорее всего, вы уже пытались их создать. Или, по крайней мере, думали об их создании.
Но создание консольного приложения — это одно, а публикация его в репозиторий с открытым кодом (например, PyPI) — совсем другое. Хотя ни первое, ни второе не является чем-то запредельно трудным.
В этой статье я подробно расскажу, как можно создать простой CLI на Python и опубликовать его в PyPI.
Начало
Не так давно я занялся изучением уязвимостей open-source кода и понял, что хочу иметь в арсенале инструмент командной строки, который мог бы находить уязвимости напрямую из терминала. Уязвимости open-source кода обычно публикуются в открытых базах данных. Их можно найти на таких сайтах, как CVE, NVD, WhiteSource Vuln и т.д.
В этой статье мы создадим примитивный скрейпер для поиска и просмотра уязвимостей с сайта CVE, обернем его в простое консольное приложение и опубликуем на PyPI.
Для начала нужно настроить среду разработки и установить необходимые модули. Я предлагаю установить виртуальную среду. Это простое решение, которое позволит избежать конфликтов между версиями модулей.
После того, как виртуальная среда настроена и активирована, вы можете создать папку проекта и установить необходимые модули:
Как только все успешно запустилось, откройте свой проект в любом редакторе кода. Вы увидите похожую структуру:
Создание веб-скрейпера
Для того, чтобы искать и просматривать уязвимости на сайте CVE, потребуется веб-скрейпер. Он поможет нам собирать информацию об уязвимостях. Мы создаем скрейпер в Requests и BeautifulSoup. Вот что будет делать наш скрейпер:
1. искать уязвимости;
2. получать информацию об уязвимости по ее названию на CVE.
Поиск уязвимостей
Например, через URL можно получить список всех уязвимостей, связанных с Python:
Если вы присмотритесь к DOM-структуре выше, то увидите, что результаты представлены в виде таблицы, а каждое значение указано в отдельной строке под таблицей. Такие данные можно запросто извлечь:
1. отправляем запрос в SEARCH_URL с помощью Requests и получаем DOM-содержимое;
Просмотр информации об уязвимостях
Чтобы просмотреть информацию об уязвимости, нужно взять ее CVE-ID и передать по этому адресу: https://cve.mitre.org/cgi-bin/cvename.cgi?name=CVE-ID.
Откройте инструменты разработчика и исследуйте DOM-структуру.
Создание консольного приложения
Наш следующий шаг — структурирование и создание консольного приложения через библиотеку Click.
Click — это Python-пакет для создания красивых интерфейсов командной строки с минимальным количеством кода и возможностью компоновки. Это один из лучших Python-пакетов для создания CLI, и с ним очень удобно работать.
Click позволяет создавать интерфейсы командной строки любого уровня — от самых простых до навороченных (например, Heroku).
В нашем CLI мы реализуем две команды:
1. поиск уязвимости;
2. просмотр уязвимости.
В папке cver создаем файл под названием __main__.py и прописываем его базовые настройки:
Поиск уязвимостей
Здесь мы будем импортировать функцию поиска search из веб-скрейпера и передавать ей аргумент keyword из командной строки. Таким образом, приложение будет искать уязвимости, совпадающие с ключевым словом:
Для запуска этой команды:
Просмотр уязвимости
Для запуска этой команды:
Готово! Мы успешно создали инструмент командной строки по поиску с CVE.
Публикация консольного приложения на PyPI
После того, как мы создали консольное приложение и убедились в его работоспособности, можно опубликовать его на PyPI в публичном доступе.
Настройка пакета
Откройте setup.py в основной директории проекта и поместите в начало файла следующий код:
В примере выше мы преобразовали содержимое файла README.md в одну строку для дальнейшего использования. Кроме того, мы перечислили все необходимые модули из requirements.txt и сгенерировали ссылки на их зависимости.
Ваш файл requirements.txt выглядит примерно так:
Теперь давайте рассмотрим параметры настроек:
В коде выше мы добавили множество строк. Но подробнее обсудим только те из них, которые нужны для установки.
1. name — название пакета, которое появится на PyPI;
2. version — текущая версия пакета;
Пример хорошо оформленного README.md :
Публикация на PyPI
Теперь ваш пакет готов к публикации на PyPI. Еще раз проверьте, есть ли у вас уже аккаунт на PyPI. Добавьте к нему тестовый аккаунт на тестовом сервере PyPI. Этот аккаунт нужен для тестирования пакетов перед публикацией их на рабочем сервере.
Создание и локальное тестирование пакета на тестовом сервере
Python-пакеты, опубликованные на PyPI, не распространяются в виде «голого» кода. Они оборачиваются в дистрибутивы. Самыми распространенными форматами дистрибутивов в Python являются Wheels и Source Archives.
Wheels — это zip-архив с кодом и готовыми расширениями. Source Archives содержит исходный код и вспомогательные файлы, упакованные в tar-архив.
Для локального тестирования пакета выполните:
Теперь мы можем использовать его как:
Для проверки пакета на тестовом сервере PyPI нужно сгенерировать сборку для локального тестирования. При создании этой сборки сгенерируются архивы Wheels и Source Archives.
Код ниже сгенерирует два файла в директории dist :
Затем воспользуемся Twine. Теперь мы можем загрузить пакет на тестовый сервер PyPI:
Затем у вас спросят логин и пароль.
Если пакет загружается на тестовый сервер без ошибок, то он готов к публикации на рабочем сервере. Проверить можно здесь.
Для установки из TestPyPI выполните следующую команду:
В тестовой среде вы можете проверить все команды и убедиться в их правильности перед публикацией пакета на рабочем сервере.
Протестировав все команды локально, переходите к публикации пакета на рабочем сервере:
В процессе загрузки укажите свой логин и пароль. Вот и все!
Теперь пакет можно установить через:
Поздравляю! Ваш пакет был опубликован на PyPI. Просмотреть его можно здесь!
Заключение
В этой статье я пошагово объяснил процесс создания и публикации консольного приложения на Python.
Делаем первое простое программное обеспечение на Python
Введение в GUI
То есть вы могли бы запустить программу из командной строки и получить результат в том же самом виде. Но чтобы ваш код взаимодействовал с пользователем, необходим интерфейс для взаимодействия.
В этом уроке я собираюсь использовать Tkinter. Удобная вещь в Python состоит в том, что вы можете импортировать другие файлы в свой файл. Точно также нужно импортировать Tkinter, аналогично #include в C.
Создаем собственный калькулятор
Выше мы увидели простой графический интерфейс с кнопкой и полями. Приступим к созданию простого калькулятора Python.
Сразу скажу, что стиль кода, названия переменных очень важны и существует n-способов создания кода, но здесь мы только хотим понять суть создания ПО, а не выучить все правила правильного написания кода.
Создание GUI
Прежде чем перейти к коду, мы создадим графический интерфейс для нашего приложения-калькулятора. Для более легкого понимания мы будем использовать только одну кнопку и 4 строчки для ввода.
Воспользуемся написанным кодом выше и возьмем оттуда label, entry и button.
Создание функции
В нашем случае сразу после ввода 2 чисел и указания операции между ними должен быть показан ответ.
Начнем с кнопки Submit (см. изображение калькулятора выше).
Нам нужно дать команду кнопке, создать функцию, которая предназначена для этого.
Называем функцию process, которая после нажатия кнопки, простыми словами, обращается за данными к нашим строкам ввода и получает значения, введенные пользователем. Полученные данные мы сохраняем в number1, number2, operator.
Процесс вычислений
На этом этапе нам нужно обработать ввод, полученный от пользователя. По умолчанию полученное значение является строкой.
Для того, чтобы преобразовать тип данных мы строковую переменную оборачиваем в int.
Строка в Python обозначается как » « или ‘ ‘, то есть здесь в if мы проверяем строковый оператор, полученный от пользователя и сохраняем результат в переменной answer.
Теперь, наконец, нам нужно отправить вывод:
Код целиком будет выглядеть так:
Вы успешно написали код нашего калькулятора.
Обработка исключений
Заголовок звучит слишком техническим? Определенно нет, не переживайте. Мы всегда должны учитывать много разных моментов.
Предположим, вы сделали этот калькулятор и показали его другу. Друг вместо того, чтобы вводить целое число вводит буквы, которые должны быть там где цифры. Python выдает ошибку и сразу останавливается.
Здесь идет процесс обработки исключений Python, также во многих программах и на веб-страницах выдается предупреждение или предупреждающие сообщения.
Обработка исключений считается простым процессом. Давайте посмотрим, как это сделать в нашей программе:
Создание EXE
Чтобы создать исполняемую *.exe версию или Apk (для Android) необходимо «заморозить» (freeze) ваш код.
Есть много способов «заморозить» ваш код, но я бы предложил использовать Pyinstaller.
Шаг 1
Перейдите на сайт pyinstaller.org и установите его. Можно это сделать через pip, а можно скачать Pyinstaller.
Шаг 2
Перейдите в папку, в которой находится код, нажмите SHIFT + правую клавишу мыши и далее «Открыть в командной строке». Т.е. либо «open in command prompt» или «power shell» в зависимости от вашей версии ОС.
Добавляем свой значок для EXE-файла и помещаем всё в один файл с помощью второй команды.
Исходную программу на Python и *.exe файл вы можете скачать ниже:
На этом мы заканчиваем урок по разработке своего первого программного обеспечения на Python.
Десктопное приложение на Python: UI и сигналы
Авторизуйтесь
Десктопное приложение на Python: UI и сигналы
Считается, что Python не лучший выбор для десктопных приложений. Однако, когда в 2016 году я собирался переходить от разработки сайтов к программному обеспечению, Google подсказал мне, что на Python можно создавать сложные современные приложения. Например blender3d, который написан на Python.
Но люди, не по своей вине используют уродливые примеры графического интерфейса, которые выглядят слишком старыми, и не понравятся молодёжи. Я надеюсь изменить это мнение в своем туториале. Давайте начнём.
Мы будем использовать PyQt (произносится «Пай-Кьют»). Это фреймворк Qt, портированный с C++. Qt известен тем, что необходим C++ разработчикам. С помощью этого фреймворка сделаны blender3d, Tableau, Telegram, Anaconda Navigator, Ipython, Jupyter Notebook, VirtualBox, VLC и другие. Мы будем использовать его вместо удручающего Tkinter.
Требования
Установка
Вам нужно установить только PyQt. Откройте терминал и введите команду:
Мы будем использовать PyQt версии 5.15. Дождитесь окончания установки, это займёт пару минут.
Hello, World!
Создайте папку с проектом, мы назовём его helloApp. Откройте файл main.py, лучше сделать это vscode, и введите следующий код:
Этот код вызывает QGuiApplication и QQmlApplicationEngine которые используют Qml вместо QtWidget в качестве UI слоя в Qt приложении. Затем, мы присоединяем UI функцию выхода к главной функции выхода приложения. Теперь они оба закроются одновременно, когда пользователь нажмёт выход. Затем, загружаем qml файл для Qml UI. Вызов app.exec(), запускает приложение, он находится внутри sys.exit, потому что возвращает код выхода, который передается в sys.exit.
Добавьте этот код в main.qml:
Этот код создает окно, делает его видимым, с указанными размерами и заголовком. Объект Text отображается в середине окна.
Теперь давайте запустим приложение:
Вы увидите такое окно:
Обновление UI
Давайте немного обновим UI, добавим фоновое изображение и время:
Внутри типа ApplicationWindow находится содержимое окна, тип Rectangle заполняет пространство окна. Внутри него находится тип Image и другой прозрачный Rectangle который отобразится поверх изображения.
Если сейчас запустить приложение, то текст появится в левом верхнем углу. Но нам нужен левый нижний угол, поэтому используем отступы:
После запуска вы увидите следующее:
Показываем текущее время
Модуль gmtime позволяет использовать структуру со временем, а strftime даёт возможность преобразовать её в строку. Импортируем их:
Теперь мы можем получить строку с текущим временем:
Строка «%H:%M:%S» означает, что мы получим время в 24 часовом формате, с часами минутами и секундами (подробнее о strtime).
Давайте создадим property в qml файле, для хранения времени. Мы назовём его currTime.
Теперь заменим текст нашей переменной:
Теперь, передадим переменную curr_time из pyhton в qml:
Это один из способов передачи информации из Python в UI.
Запустите приложение и вы увидите текущее время.
Обновление времени
Для того чтобы обновлять время, нам нужно использовать потоки. Для этого я предлагаю использовать сигналы.
Чтобы использовать сигналы нам нужен подкласс QObject. Назовём его Backend.
У нас уже имеется свойства для строки со временем curr_time, теперь создадим свойство backend типа QtObject в файле main.qml.
Передадим данные из Python в qml:
В qml файле один объект QtObject может получать несколько функций (называемых сигналами) из Python.
Создадим тип Connections и укажем backend в его target. Теперь внутри этого типа может быть столько функций, сколько нам необходимо получить в backend.
Таким образом мы свяжем qml и сигналы из Python.
Мы используем потоки, для того чтобы обеспечить своевременное обновление UI. Создадим две функции, одну для управления потоками, а вторую для выполнения действий. Хорошая практика использовать в названии одной из функций _.
Создадим pyqtsignal и назовём его updated, затем вызовем его из функции updater.
В этом коде updated имеет параметр arguments, который является списком, содержащим имя функции «updater». Qml будет получать данные из этой функции. В функции updater мы вызываем метод emit и передаём ему данные о времени.
Обновим qml, получив сигнал, с помощью обработчика, название которого состоит из «on» и имени сигнала:
Теперь нам осталось вызвать функцию updater. В нашем небольшом приложении, использовать отдельную функцию для вызова сигнала не обязательно. Но это рекомендуется делать в больших программах. Изменим задержку на одну десятую секунды.
Функция bootUp должна быть вызвана сразу же после загрузки UI:
Всё готово
Теперь можно запустить программу. Время будет обновляться корректно. Для того, чтобы убрать рамку, вы можете добавить в qml файл следующую строку:
Так должен выглядеть файл main.py:
Вот содержимое файла main.qml:
Сборка приложения
Для сборки десктопного приложения на Python нам понадобится pyinstaller.
Чтобы в сборку добавились все необходимые ресурсы, создадим файл spec:
Настройки файла spec
Параметр datas можно использовать для того, чтобы включить файл в приложение. Это список кортежей, каждый из которых обязательно должен иметь target path(откуда брать файлы) и destination path(где будет находится приложение). destination path должен быть относительным. Чтобы расположить все ресурсы в одной папке с exe-файлами используйте пустую строку.
Измените параметр datas, на путь к вашей папке с UI:
Параметр console установим в false, потому что у нас не консольное приложение.
Параметр name внутри вызова Exe, это имя исполняемого файла. name внутри вызова Collect, это имя папки в которой появится готовое приложение. Имена создаются на основании файла для которого мы создали spec — main.py.
Теперь можно запустить сборку:
В папке dist появится папка main. Для запуска программы достаточно запустить файл main.exe.
Так будет выглядеть содержимое папки с десктопным приложением на Python:
О том, как использовать Qt Designer для создания UI приложений на Python читайте в нашей статье.