как списать франшизу в бухгалтерском учете проводки
Проводки по франшизе
Автор статьи — Копирайтер Контур.Бухгалтерии
Работа по франшизе связана с особыми платежами, которые должны учитывать и владелец бренда и его партнер — франчайзи. Расскажем об учете и бухгалтерских проводках в связи с паушальным взносом и роялти.
Учет на стороне франчайзера: ОСНО
1. Амортизация франшизы
Амортизация — это износ основных средств, а в случае с франшизой нематериальных активов, который выражен в деньгах.
Владелец бренда создает “франчайзинговый пакет” и передает его франчайзи вместе с правом на использование товарного знака, ноу-хау и других объектов интеллектуальной собственности. Но исключительные права на эти объекты остаются у владельца бренда. Он учитывает их как нематериальные активы и начисляет амортизацию в течение всего срока договора франшизы (п.3 ПБУ 14/2007).
Этот актив франчайзер отображает на субсчете к счету 04 (п. 38 ПБУ 14/2007). Амортизация по нему относится к расходам по обычным видам деятельности и прочим расходам (п. п. 5, 11 ПБУ 10/99). Как распределять амортизацию по этим двум видам расходов, компания решает сама и закрепляет решение в учетной политике.
Дт 04 «НМА в пользовании» Кт 04 Права на товарный знак переданы франчайзи
Дт 20/26/44/91.02 Кт 05 Начислена амортизация НМА
2. Издержки при регистрации договора
При заключении договора коммерческой концессии возникают расходы, которые может оплатить франчайзер:
Расходы отражают одномоментно. Если для владельца бренда продажа франшиз — основной вид деятельности, то затраты относят к прочим расходам (п.1 ст.264 НК РФ). Если же нет — как внереализационные (п.1 ст.265 НК РФ).
Госпошлину учитывают в том периоде, когда она была начислена, и отражают на счете 76.
Дт 76 Кт 51 Отразили уплату госпошлины за регистрацию договора
Дт 91.02/90.02 Кт 76 Приняли в расходы госпошлину
3. Паушальный взнос
Если продажа франшиз — основной вид деятельности, то паушальный взнос и роялти отражают как доходы от реализации (ст. 249 НК РФ). В ином случае их отражают как внереализационные доходы.
После заключения договора франчайзер получает паушальный взнос и учитывает доход в том периоде, когда он начисляется по договору. Другой вариант, который помогает распределить налоговую нагрузку, — внести паушалку на 98 счет и учитывать доход ежемесячно равными частями в течение всего срока договора. Метод нужно закрепить в учетной политике.
Дт 76 Кт 90.01/91.1 Признание дохода — паушального взноса
Дт 51 Кт 76 Получена сумма взноса
4. Роялти
Роялти — аналог абонентской платы и компенсация франчайзеру за поддержку и сопровождения франчайзи. Датой получения роялти считается день выплаты вознаграждения по договору или последний день налогового периода. Третий вариант привязки даты — день получения финансовых документов от франчайзи, которые позволяют уточнить размер роялти.
Дт 90.01/91.01 Кт 76 Признание дохода — роялти
Дт 51 Кт 76 Получение суммы роялти
5. НДС у франчайзера
Передача прав на товарный знак и пр. считается услугой и облагается НДС, поэтому франчайзер начисляет НДС:
Учет на стороне франчайзера: УСН
Если франчайзер применяет УСН, есть особенности при учете доходов и расходов по франшизе.
Доходы от паушального взноса и роялти учитывают кассовым методом, дата признания — момент получения сумм. Доходы можно сокращать на расходы, связанные с регистрацией договора, товарного знака, вознаграждением патентным поверенным. Но если получен отказ в регистрации, расходы нельзя учитывать.
Затраты, связанные с нематериальными активами, признаются со дня принятия к учету. Их признают в расходах равными долями на последний день каждого квартала в том отчетном году, когда НМА приняты к учету.
Учет на стороне франчайзи: ОСНО
1. Отражение расходов на франшизу
Франчайзи только получает право на использование торгового знака и других объектов интеллектуальной собственности, а значит у него на балансе нет активов. Поэтому стоимость франшизы нужно отражать на забалансовом счете. Для этого создают счет 012 “Нематериальные активы, предоставленные в пользование”.
Если роялти фиксированы и можно посчитать их сумму за время действия договора, то на забалансовом счете отражают всю сумму вознаграждения франчайзеру: паушальный взнос и роялти. Если роялти составляют процент от дохода и рассчитать их нельзя, отражают только паушальный взнос.
2. Паушальный взнос
Паушальный взнос показывают на 97 счете в расходах будущих периодов. Закон не дает единой инструкции на этот счет. Взнос можно отразить одномоментно или списать равными долями в течение срока договора. Или же франчайзи может разработать собственный порядок учета и внести его в учетную политику.
Дт 97 Кт 76 Взнос отражен в расходах будущих периодов без учета НДС
Дт 19 Кт 60 Отражен НДС по взносу, предъявленный франчайзером
Дт 68 Кт 19 Принят к вычету НДС по взносу
Дт 76 Кт 51 Взнос перечислен владельцу бренда
Дт 20/25/44/91.02 Кт 97 Списана на текущие расходы ежемесячная или ежеквартальная часть взноса
3. Роялти
Роялти отражают в периоде, когда их уплатили. Есть варианты: на конкретный день, если он прописан в договоре, или на день предъявления документов. Базу по налогу на прибыль можно сокращать на сумму роялти (п.1.37 ст.264 НК РФ).
Судебная практика показывает: договор считается заключенным и действует с момента фактического исполнения обязанностей сторонами. Это момент, когда владелец бренда передал новому партнеру “франчайзинговый пакет”, и это подтверждают документы. Регистрация договора в Роспатенте может случиться и позже. Но есть и ст. 2 ГК РФ, по которой договор могут признать не заключенным, если нарушен порядок его заключения. И чтобы юридически себя обезопасить, пропишите в договоре пункт о том, что условия договора распространяются на срок с момента фактической передачи франчайзи прав на товарный знак и другие объекты интеллектуальной собственности.
Дт 20/25/44/91.02 Кт 76 Признан расход в виде роялти без учета НДС
Дт 19 Кт 76 Отражен предъявленный франчайзером НДС
Дт 68 Кт 19 Принят к вычету НДС по роялти
Дт 76 Кт 51 Перечислены роялти
4. НДС у франчайзи
Франчайзер выделяет НДС и выставляет франчайзи соответствующие счета-фактуры по паушальному взносу и роялти. Франчайзи имеет право применить вычеты по этим суммам НДС. Налоговый кодекс не содержит особых правил на этот счет, значит все оформляется и применяется обычным способом.
Учет на стороне франчайзи: УСН
Доходы при работе по франшизе учитывают кассовым методом. Признают доходы на день получения выручки.
При работе на УСН “Доходы минус расходы” можно сократить налогооблагаемую базу на сумму паушального взноса. Но по поводу паушального взноса есть спорный момент: его списывают на расходы, если он оплачивает права на изобретения, ноу-хау, программы, базы данных и промышленные образцы. Для этого все эти объекты интеллектуальной собственности нужно в стоимости договора вынести в отдельный блок (п.1 ст. 346.16 НК РФ).
Если же по договору он получает только права на использование товарного знака или консультационные услуги франчайзера, то при расчете налога не учитывают расходы на паушальный взнос.
Но на практике паушальный взнос относят к расходам, уменьшающим налогооблагаемую базу, так как для отношений франчайзинга действуют нормы лицензионного соглашения (п. 4 ст. 1027 ГК РФ).
Что касается роялти, их учитывают как расходы для любых объектов интеллектуальной собственности, главное, чтобы они были оплачены и подтверждены документами.
Чтобы избежать ошибок и сэкономить время на рутинных задачах, при работе по франшизе подключите современный бухгалтерский веб-сервис. В Контур.Бухгалтерии вы сможете вести учет, рассчитывать зарплату и налоги, отправлять отчетность через интернет. Система напомнит о платежах, сделает правильные проводки, составит финансовые отчеты для руководителя. Все новички работают в Бухгалтерии бесплатно 14 дней.
Бизнес по франшизе: бухгалтерский и налоговый учёт
Покупая готовую модель бизнеса по франшизе, нужно учитывать особенности бухучёта и налогообложения. Рассказываем, как учитывать паушальный взнос, роялти и другие расходы франчайзи.
Бухгалтерский учёт у покупателя франшизы
Паушальный взнос
Франшизу приобретают по договору коммерческой концессии. При этом нужна государственная регистрация, которая обычно занимает длительное время.
Если в договоре есть условие о том, что он начинает действовать с момента фактической передачи прав, то расходы по договору франшизы можно признавать в бухучёте не дожидаясь регистрации. Судебная практика подтверждает, что такой оговоркой можно перенести срок действия.
Передачу прав по договору оформите документом произвольной формы, например, актом приема-передачи. На эту дату отразите в учёте фиксированные взносы и остальные расходы, сопутствующие покупке франшизы.
Паушальный взнос не обязательно оформлять отдельным документом. Достаточно того, что он указан в договоре. Отразите его в составе расходов будущих периодов согласно п. 39 ПБУ 14/2007 «Учёт нематериальных активов». Период списания равен сроку действия договора. Списывайте с даты начала использования франшизы.
Если из договора нельзя установить сроки, определите период списания расходов самостоятельно и закрепите порядок его расчёта в учётной политике. Можно ориентироваться на такие сроки:
Другие способы списания расходов будущих периодов, например пропорционально выручке от использования франшизы, не предусмотрены (п. 39 ПБУ 14/2007).
Расходы будущих периодов списывайте на счет 26 «Общехозяйственные расходы» или 44 «Расходы на продажу». Счёт учёта выберите самостоятельно и закрепите в учётной политике.
Роялти
Способ определения суммы роялти, дата начисления, срок уплаты, форма отчётного документа должны быть прописаны в договоре. Например:
Периодические платежи нужно будет признавать в составе расходов по обычным видам деятельности на дату составления отчётного документа на том же счёте, куда списываются расходы будущих периодов в виде паушального взноса.
Сопутствующие затраты
Если по договору вы как покупатель франшизы обязаны нести сопутствующие сделке затраты, отразите их в расходах будущих периодов. Срок списания установите такой же, как и для паушального взноса. Если сумма таких затрат несущественна, спишите их в расходы единовременно в соответствии с принципом рациональности (п. 6 ПБУ 1/2008). Критерий существенности и порядок учёта таких расходов установите в учётной политике.
Исключительные права
При покупке франшизы вы получаете в пользование исключительные права, принадлежащие франчайзеру, то есть доступ к его нематериальному активу. Отразите этот актив на забалансовом счёте в сумме уплачиваемого вознаграждения (п.39 ПБУ 14/2007):
Если роялти за весь период невозможно рассчитать заранее, то стоимость нематериального актива будет оцениваться только по сумме паушального взноса.
В плане счетов нет забалансового счёта учёта для нематериальных активов, полученных в пользование, поэтому утвердите его учётной политикой. Например, можно использовать счёт 012.
Примеры проводок
Компания приобрела франшизу мини-кофеен. Паушальный взнос составил 300 000 руб., ежемесячные роялти — 10 000 руб.
Принят к учёту паушальный взнос:
Д 97 «Расходы будущих периодов» К 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — 300 000 руб.
Отражены за балансом полученные НМА:
Д 012 «Нематериальные активы, полученные в пользование» — 300 000 руб.
В конце каждого месяца пользования франшизой
Списан в расходы текущего периода паушальный взнос:
Д 44 «Расходы на продажу» К 97 «Расходы будущих периодов» — 5 000 руб. (300 000 / 5 лет / 12 месяцев).
Учтён в расходах роялти:
Д 44 «Расходы на продажу» К 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — 10 000 руб.
В конце срока использования франшизы:
Сняты с учета за балансом НМА:
К 012 «Нематериальные активы, полученные в пользование» — 300 000 руб.
Налоговый учёт у покупателя франшизы
Основная система налогообложения
Налог на прибыль (учёт методом начисления)
Расходы на приобретение франшизы — это не рекламные расходы, поэтому их не нужно нормировать. Признавайте их в полном объеме.
Затраты, связанные с договором франшизы, принимайте к учёту после его обязательной государственной регистрации (п.1 ст.1490 ГК). Без этого расходы не считаются документально подтвержденным, как этого требует п.1 ст. 252 НК.
Можно учесть расходы по договору до госрегистрации, только если одновременно соблюдены следующие условия.
Такую возможность подтверждает Минфин в письмах № 03-03-06/1/44292 от 23.10.13, № 03-03-06/5/28 от 04.04.2011.
Факт получения прав подтвердите актом приёма-передачи или другим способом, который прописан в договоре.
На эту дату учтите паушальный взнос в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 49 п. 1 ст 264 НК). Сумму взноса распределите равномерно на весь срок действия договора и признавайте частями в каждом отчётном периоде (п.1 ст. 272 НК).
Периодические платежи (роялти) отнесите в прочие расходы связанные с производством и реализацией на основании пп.37 п.1 ст.264 НК РФ в том периоде, к которому они относятся (п. 1 ст. 272 НК).
Определите момент признания расходов в зависимости от условий договора по оформлению и расчёту роялти (пп. 3 п.7 ст. 272 НК):
Сопутствующие расходы учтите как прочие производственные расходы (пп. 6 п.1 ст. 253 НК). Патентные и другие пошлины за регистрацию отнесите в состав прочих расходов, связанных с производством (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК).
Если продавец франшизы является плательщиком НДС, на сумму паушального взноса и роялти он начислит НДС. А вы сможете принять его к вычету, если используете франшизу в облагаемой НДС деятельности. В зависимости от условий договора и учётной политики продавца может быть несколько вариантов признания паушального взноса в его доходах и порядка исчисления НДС.
Вычет НДС с роялти производится в общем порядке в полном объёме на дату получения счёта-фактуры и расчётных документов (например, расчёта роялти).
Упрощённая система налогообложения
На УСН в доходах учитывайте все поступления от покупателей. Нельзя занижать выручку на процент или вознаграждение, которые нужно перечислить продавцу франшизы.
Если применяете УСН с объектом «Доходы минус расходы», налоговую базу уменьшайте на роялти, т.к. их можно принять в расходы согласно пп. 32 п. 1 ст. 346.16 НК РФ как периодические платежи за пользование интеллектуальными правами. Расходы признавайте после фактической оплаты и документального подтверждения.
НДС, который заплатите продавцу вместе с роялти, тоже учитывайте в расходах (пп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК).
Можно ли включить в расходы паушальный взнос зависит от того, что входит в предмет франшизы.
Если по франшизе передаются права на:
то разовый единовременный платёж можно учесть как расходы по приобретению исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности по лицензионному договору на основании пп. 2.1. п. 1 ст. 346.16 НК и п. 4 ст. 1027 ГК.
Если в состав франшизы входит торговая марка, товарный знак, консультационные услуги, то паушальный взнос нельзя учесть в расходах, так как его нет в закрытом перечне расходов, признаваемых на УСН.
В смешанном варианте, когда в состав франшизы входят и результаты интеллектуальной деятельности, которые можно учесть в расходах, и прочие компоненты, на которые нельзя уменьшать налогооблагаемую базу, попросите франчайзера в составе паушального взноса выделить стоимость каждого элемента отдельно. Тогда сможете признать в расходах хотя бы ту часть, которая относится к интеллектуальной стоимости.
НДС, который заплатите вместе с паушальным взносом, можно учесть в расходах только в той части, в которой принимаете в расходах сам взнос.
Госпошлину за регистрацию лицензионного договора на интеллектуальную собственность учтите в расходах как сумму сбора, установленного законодательством (пп. 22 п.1 ст. 346.16 НК). Остальные пошлины, в том числе патентную, нельзя принимать в расходы, так как их нет в ст. 346.16 НК.
Другие сопутствующие расходы можно учитывать при расчёте налога УСН только если они приведены в ст. 346.16 НК. Например, услуги нотариуса. При этом не получится учесть расходы на приобретение или создание нематериальных активов ссылаясь на пп. 2 п.1 ст. 346.16 НК, т.к. к получателю франшизы не переходит право собственности на НМА, он лишь получает право использования.
Бухгалтерский и налоговый учёт расчётов по франшизе во многом зависит от условий договора и учётной политики. Поэтому ещё на стадии согласования договора добивайтесь, чтобы в нём были важные с точки зрения учёта положения. Не забудьте предусмотреть в нём:
Если покупаете франшизу впервые и в учётной политике не прописан порядок учёта, можно вносить в неё дополнения по мере необходимости, не дожидаясь начала года. Утверждение способа учёта новых фактов хозяйственной деятельности не считается изменением учётной политики (п.10 ПБУ 1/2008). Если вы раньше уже отражали расчёты по франшизе и способы учёта закреплены в учётной политике, изменения можно вносить только с начала отчётного года.
Бухгалтерский и налоговый учет у франчайзера: раскладываем по полочкам
Франчайзинг на сегодняшний день — одна из самых распространённых форм расширения бизнеса. Как в рамках одно региона, так и в рамках всей страны, и даже всего мира.
По франшизе работают McDonald’s, Пятёрочка, Перекрёсток, Zara, Befree, H&M. Увеличивают количество точек с помощью этого инструмента Билайн, Лукойл и многие другие.
Рассказываем про основы бухгалтерского и налогового учета у франчайзера, если и вы теперь работаете в этой модели.
Схема взаимодействия франчайзинговых партнеров
Схема взаимодействия франчайзинговых партнеров проста.
Франчайзер — компания, создавшая успешный бизнес, раскрутившая торговую марку. Она передает по договору модель ведения дел в рамках заданных стандартов франчайзи — то есть покупателю франшизы.
Такой союз выгоден обоим: франчайзер получает доступ к новым каналам сбыта и вознаграждение, а франчайзи входит на этот рынок без особых проблем, уже на старте имея отстроенные бизнес-процессы и готовый портфель лояльных потребителей.
В сфере торговли используются два различных по принципам организации варианта: товарный франчайзинг и франчайзинг бизнес-формата.
Товарный франчайзинг
Участниками этой модели обычно являются производители и оптовые компании.
Суть в том, что франчайзи становится единственным продавцом некого товара на закрепленной территории и эксклюзивным представителем торговой марки франчайзера.
Основным условием товарного франчайзинга является то, что франчайзи обязуется закупать продукцию только у своего франчайзера и полностью отказывается от реализации аналогичных товаров фирм-конкурентов.
Жестких требований по организации бизнеса, как правило, не выдвигается. Франчайзи получают самые общие рекомендации по оформлению магазина, наружной рекламы и выкладке товара.
Франчайзинг бизнес-формата
Франчайзинг бизнес-формата используется для развития продовольственной сетевой розницы. Так развиваются известные сети гипермаркетов. Отличительной особенностью этой модели является высокая стандартизация и регламентация всех операций — начиная с поиска места под магазин и заканчивая описаниями рабочих процессов (открытие магазина, зонирование, размещение, расстановка оборудования, действия персонала при возникновении проблем, товародвижение, складирование, мотивация персонала и т.д.).
На практике нередко предложения франчайзера — это «два в одном»: одновременно и товарный франчайзинг, и франчайзинг бизнес-формата.
Типичный франшизный пакет
Типичный франшизный пакет в секторе торговли состоит из:
Действующее законодательство о франчайзинге
Такого понятия, как «франчайзинг», в российском законодательстве. нет.
На практике правообладатели используют разные юридические формы: агентские или лицензионные соглашения, договоры поставки.
Поэтому сегодня единственный формат, юридически идентичный договору франчайзинга за пределами РФ, — это договор коммерческой концессии, условия и порядок заключения которого регулируются гл. 54 ГК РФ.
Итак, по договору коммерческой концессии одна сторона (франчайзер) за вознаграждение предоставляет другой (франчайзи) возможность использовать в предпринимательской деятельности принадлежащие ей исключительные права на товарный знак, знак обслуживания, коммерческое обозначение, секрет производства и др. (п. 1 ст. 1027 ГК).
При этом подобное соглашение предусматривает использование фирмой комплекса полученных прав, а также деловой репутации и коммерческого опыта правообладателя.
Обратите внимание, что договор франчайзинга обязательно должен быть заключен в письменном виде и зарегистрирован в Роспатенте (ст. 1028 ГК, п. 5.2 Положения, утв. постановлением правительства от 16 июня 2004 г. № 299). В случае несоблюдения любого из этих требований соглашение считается ничтожным.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса госпошлина за регистрацию договоров коммерческой концессии составляет 1000 рублей за каждый контракт. Кто должен ее оплатить — франчайзер или франчайзи — обычно заранее прописывается в соглашении.
Стоимость франшизы
Совокупность платежей франчайзеру за право работать в конкретной сети называют стоимостью франшизы. Обычно она в договоре разделяется на разовый (паушальный платеж) и периодический платежи, но может быть установлен и лишь один из этих видов «расплаты».
При этом суммы периодических платежей могут быть выражены как в фиксированном размере, так и в иной форме, например в виде процента от выручки.
Договор коммерческой концессии должен содержать конкретные условия определения и выплаты вознаграждения правообладателю.
Так, в статье 1030 ГК РФ указаны некоторые возможные формы такого вознаграждения:
Обязанности франчайзера
Согласно ст. 1031 ГК РФ франчайзер обязан:
Кроме того, если в договоре не предусмотрено иное, он:
Преимущества для франчайзера
Франчайзер стремится обеспечить развитие своего бизнеса наибольшими ресурсами, в том числе это касается и вопросов поставки.
Для франчайзера преимущества заключены в нескольких аспектах.
Бухгалтерский учет
Исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации и нематериальные активы
Особенности учетных записей, производимых в рамках договора коммерческой концессии, определяет тот факт, что к пользователю не переходят исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, он получает только право использовать их определенным образом.
Бухгалтерский учет операций по договору коммерческой концессии регулируется п. п. 37 — 39 ПБУ 14/2007 (Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2007, утв. Приказом Минфина России от 27.12.2007 N 153н).
Пункт 38 данного Положения говорит о том, что НМА, предоставленные правообладателем (лицензиаром) в пользование (при сохранении исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации), не списываются и подлежат обособленному отражению в бухгалтерском учете у правообладателя (лицензиара). Начисление амортизации по НМА, предоставленным в пользование, производится правообладателем (лицензиаром).
Амортизация по НМА
В подавляющем большинстве случаев франчайзер использует данные НМА и в своей деятельности тоже.
Соответственно, сумма амортизации по НМА представляет собой одновременно и расход по обычным видам деятельности, и прочий расход (п. п. 5, 11 ПБУ 10/99 «Расходы организации»).
Некоторые эксперты считают, что в таком случае для выполнения требований п. 21 ПБУ 10/99 «Расходы организации» предприятию необходимо самостоятельно закрепить в учетной политике порядок распределения расходов в виде амортизационных отчислений между расходами по обычным видам деятельности и прочими расходами. Например, пропорционально соотношению выручки от реализации продукции и признанного прочего дохода в виде вознаграждения франчайзеру.
Однако, на наш взгляд, вся ежемесячная сумма амортизационных отчислений в данном случае может быть признана расходом по обычным видам деятельности.
Во-первых, франчайзер продолжает использовать НМА в своей деятельности, во-вторых, передача права использования товарного знака франчайзи не влечет дополнительных расходов в виде амортизации, обусловливающих получение дохода по договору с франчайзи (п. 5 ПБУ 10/99 «Расходы организации»).
Расходы по регистрации договора коммерческой концессии
Расходы по регистрации договора коммерческой концессии, когда это не является предметом деятельности организации, признаются прочими расходами на основании п. 11 ПБУ 10/99 «Расходы организации» как расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности.
В соответствии с п. 18 ПБУ 10/99 расходы организации признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления.
Расходы по регистрации производятся единовременно, но относятся ко всему сроку действия договора коммерческой концессии.
Вознаграждение франчайзера
Согласно п. 7 ПБУ 9/99 «Доходы организации» поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности, когда это не является предметом деятельности организации, признаются прочими доходами с учетом условий п. п. 12, 15 ПБУ 9/99 «Доходы организации».
Таким образом, все полученное по договору вознаграждение франчайзера признается прочим доходом.
Периодические платежи (роялти) признаются в том отчетном периоде, в котором были произведены.
Разовый (паушальный) платеж по договору следует учесть в составе кредиторской задолженности на счете 76 с последующим списанием на прочие доходы организации-правообладателя равномерно в течение срока действия договора (Инструкция по применению Плана счетов). Если срок договором не установлен — в течение пяти лет.
Налоговый учет
Доходы правообладателя
Доходы от предоставления в пользование прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (в частности, от предоставления в пользование прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности), если такие доходы не определяются налогоплательщиком в порядке, установленном ст. 249 НК РФ, относятся к внереализационным доходам на основании п. 5 ст. 250 НК РФ.
Если деятельность по договору коммерческой концессии является для правообладателя основной, то вознаграждение он отражает в составе доходов от реализации, в противном случае — в составе внереализационных доходов.
При выборе варианта организация должна учитывать частоту операций, их объем и другие показатели своей деятельности.
Согласно п. 1 ст. 271 НК РФ при методе начисления доходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств.
В соответствии с пп. 3 п. 4 ст. 271 для доходов в виде лицензионных платежей (включая роялти) за пользование объектами интеллектуальной собственности датой получения дохода признается дата осуществления расчетов по условиям заключенных договоров или предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, либо последний день отчетного (налогового) периода.
Датой признания доходов будет являться:
Доход в виде разового, паушального платежа признается на основании п. 2 ст. 271 НК РФ с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов.
При получении вознаграждения от пользователя в виде аванса данная сумма не признается доходом до оказания услуг, в счет которых перечислена предоплата (пп. 1 п. 1 ст. 251 НК РФ).
Правообладатель может оказывать пользователю дополнительные услуги (например, связанные с обучением персонала). Если стоимость таких услуг выделена в договоре отдельной строкой, то плата за них включается в состав доходов от реализации услуг.
Расходы правообладателя
Правообладатель по общему правилу несет расходы на регистрацию договора:
Расходы на регистрацию учитываются в составе прочих, если коммерческая концессия является для правообладателя основным видом деятельности (пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ), если не основным — в составе внереализационных расходов (абз. 2 пп. 1 п. 1 ст. 265 НК РФ).
Данные расходы признаются единовременно (п. 1 ст. 272 НК РФ):
Государственная пошлина должна быть уплачена и, соответственно, начислена до регистрации договора франчайзинга — в противном случае его не примут на регистрацию.
Второй вид расхода — амортизация НМА. По договору коммерческой концессии пользователю передается лишь право на использование исключительных прав в отношении объектов интеллектуальной собственности.
Сами исключительные права остаются у правообладателя и числятся в его учете как нематериальные активы. Поэтому в течение всего срока действия договора правообладатель продолжает начислять амортизацию по этим активам.
Налог на добавленную стоимость
Для целей исчисления НДС деятельность франчайзера рассматривается как оказание услуг, поскольку услугой признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, а также реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности (п. 5 ст. 38 НК РФ).
Следовательно, на сумму полученного вознаграждения франчайзер должен начислить НДС и выставить франчайзи надлежащим образом оформленный счет-фактуру:
Пример
В июле 2020 г. ООО — франчайзер заключило договор коммерческой концессии, по которому передало франчайзи права использования знака обслуживания сети супермаркетов, коммерческого обозначения Сети супермаркетов, системы информатизации (программного обеспечения) сети магазинов и ноу-хау, (выраженного в стандартах заведения и руководстве по ежедневному ведению дел в магазине).
Предоставление в пользование комплекса исключительных прав не является предметом деятельности правообладателя.
Передача всей необходимой документации производится в течение семи дней с момента получения свидетельства о регистрации договора в Роспатенте.
В июле 2020 г. ООО — франчайзер » подало документы на регистрацию договора в Роспатент, предварительно уплатив патентную пошлину за регистрацию в размере 1 000 руб.
Свидетельство о регистрации договора получено в августе 2020 года.
Договором предусмотрено комбинированное вознаграждение франчайзера:
-паушальный платеж, производимый в июле, в размере 600 000 руб. (без НДС); и
-роялти в размере 5% (без НДС) выручки франчайзи (без учета НДС) от использования комплекса исключительных прав франчайзера.
Роялти уплачиваются в последний день каждого месяца.
Договор заключен на 5 лет.
Сумма ежемесячных амортизационных отчислений по знаку обслуживания — 15 000 руб., программного обеспечения — 10 000 руб.
Регистрацией договора занимался правообладатель, расходы на уплату госпошлины составили 1000 руб.
Сумма выручки (без учета НДС) франчайзи за август — 2 000 000 руб., соответственно, уплате подлежат роялти в сумме 100 000 руб.
В учете франчайзера должны быть сделаны следующие записи:
Содержание операции
Дебет
Кредит
Сумма, руб.
В июле 2020 г.
Уплачена госпошлина за регистрацию договора в Роспатенте
Госпошлина учтена в составе расходов
Получен паушальный платеж от пользователя (600 000 руб. 600 000 руб. x 20%)
Начислен НДС на сумму паушального взноса
Начислена амортизация по знаку обслуживания и программному обеспечению
В августе 2020 г.
Начислена амортизация по знаку обслуживания и программному обеспечению
Признана в доходах часть паушального платежа
(600 000 руб. / 60 мес.)
Начислено ежемесячное вознаграждение (роялти)
(100 000 руб. 100 000 руб. x 20%)
Начислен НДС на роялти
В налоговом учете франчайзера (правообладатель) ежемесячно начиная с августа 2020 года будет признавать в составе доходов от реализации:
— часть паушального платежа в размере 10 000 руб. ((720 000 руб. — 120 000 руб.) / 60 мес.);
— роялти в размере 100 000 руб. (120 000 — 20 000).
Пошлина, уплаченная за регистрацию договора франчайзинга, в размере 1 000 руб. будет единовременно учтена в составе прочих расходов в июле 2020 года.
ВНИМАНИЕ!
1 декабря на «Клерке» стартует обучение на онлайн-курсе повышения квалификации для получения удостоверения, которое попадет в госреестр. Тема курса: управленческий учет.
Повышайте свою ценность как специалиста прямо на «Клерке». Подробнее