как списать ос с остаточной стоимостью налоговый учет

Выбытие основных средств

Основные средства (ОС) со временем могут быть списаны с учета по разным причинам. ОС могут банально прийти в негодность, их могут продать или вовсе подарить. Как оформлять различные операции выбытия ОС в бухгалтерском учете, смотрите в данной статье.

В первую очередь, любое выбытие ОС нужно оформить документально и указать в документах все подробности операции.

При износе ОС оформляется акт на списание, который подписывают члены специально созданной комиссии.

Для оформления выбытия ОС есть унифицированные формы актов. Основная форма — ОС-4, она подходит для подавляющего большинства ОС. Если нужно списать автомобиль, используют акт ОС-4а. Для группового списания ОС применяют форму ОС-4б.

Списание ОС в результате физического или морального износа

Износ может быть физическим — сюда можно отнести выход из строя техники в связи с длительным сроком использования.

Износ может быть моральным — например, часто устаревают компьютерные технологии, поэтому компании списывают морально устаревшие компьютеры и заменяют их на современные.

Списание ОС по причине износа фиксируют проводками:

Дебет 01 субсчет «Выбытие» Кредит 01 — списана первоначальная стоимость;

Дебет 02 Кредит 01 субсчет «Выбытие» — списана начисленная амортизация;

Дебет 91 Кредит 01 субсчет «Выбытие» — списана остаточная стоимость.

Продажа основного средства

Основные средства также могут выбыть в результате продажи. Например, можно реализовать морально устаревшие ОС. Или, например, компания решит обновить оборудование в цехе и сначала реализует станки, которые имеют физический износ, а затем на вырученные средства закупит новое оборудование.

При реализации основного средства важно верно оформить все документы и сделать правильные проводки.

Продажу ОС принято оформлять с помощью актов ОС или ОС-1.

Пример. ОАО «МТЗ» продает автомобиль Opel. Амортизация по Opel составляет 231 000 рублей. Первоначальная стоимость машины Opel — 783 000 рублей, остаточная — 552 000 рублей (783 000 — 231 000). Цена продажи Opel установлена в размере 512 000 рублей.

Бухгалтер ООО «МТЗ» сделал проводки:

Дебет 62 Кредит 91 — 512 000 — выручка от продажи Opel;

Дебет 91 Кредит 68 — 78 101,69 — НДС с выручки от продажи Opel (512 000 х 18/118);

Дебет 01 субсчет «Выбытие» Кредит 01 — 783 000 — списана первоначальная стоимость Opel;

Дебет 02 Кредит 01 субсчет «Выбытие» — 231 000 — списана амортизация, начисленная по Opel за период эксплуатации в ООО «МТЗ»;

Дебет 91 Кредит 01 субсчет «Выбытие» — 552 000 — списана остаточная стоимость Opel.

Отчетность в налоговую в срок и без ошибок! Дарим доступ на 14 дней в Экстерн!

Безвозмездная передача (дарение) основных средств

При безвозмездной передаче важно начислить НДС. Подарить (передать) ОС можно как своему сотруднику, так и сторонней организации. Дарить ОС нужно по договору. Безвозмездная передача отражается в учете по рыночной стоимости ОС на дату дарения.

Пример. ООО «МТЗ» подарило автомобиль Opel сотруднику года А. Т. Бурову. Машина Opel до этого использовалась компанией три года. Амортизация по Opel составляет 231 000 рублей. Первоначальная стоимость машины Opel — 783 000 рублей, остаточная — 552 000 рублей (783 000 — 231 000). Рыночная стоимость автомобиля Opel на дату безвозмездной передачи — 512 000 рублей.

Дебет 01 субсчет «Выбытие» Кредит 01 — 783 000 — первоначальная стоимость списана;

Дебет 02 Кредит 01 субсчет «Выбытие» — 231 000 — списана начисленная амортизация;

Дебет 91 Кредит 01 субсчет «Выбытие» — 552 000 списана остаточная стоимость;

Дебет 91 Кредит 68 — 92 160 — начислен НДС с рыночной стоимости (512 000 х 18 %).

Внесение основного средства в уставный капитал другого предприятия

Холодильник, ноутбук, станок и любой другой объект ОС правомерно вносить в уставный капитал вместо денег. Получить такой взнос может сторонняя компания, у которой учредители — юридические лица.

Такое выбытие ОС фиксируют в акте ОС-1. НДС по данной операции восстанавливают.

Организация, делающая вклад, фиксирует его проводками:

Дебет 01 субсчет «Выбытие» Кредит 01 —первоначальная стоимость списана;

Дебет 02 Кредит 01 субсчет «Выбытие» — начисленная амортизация списана;

Дебет 58 Кредит 76 — зафиксированы финансовые вложения;

Дебет 76 Кредит 01 субсчет «Выбытие» — остаточная стоимость ОС списана со счетов;

Дебет 19 Кредит 68 — восстановлен НДС;

Дебет 58 Кредит 19 — НДС включен в стоимость финвложений;

Дебет 76 Кредит 91 — зафиксирован доход, возникший в результате превышения установленной цены вклада над остаточной стоимостью;

Дебет 91 Кредит 76 — зафиксирован расход, возникший в результате превышения остаточной стоимости над установленной ценой вклада.

Принятый вклад сторонняя организация отразит у себя в учете соответствующими проводками.

Источник

Новые правила списания основного средства: что говорит ФСБУ 6/2020

как списать ос с остаточной стоимостью налоговый учет. Смотреть фото как списать ос с остаточной стоимостью налоговый учет. Смотреть картинку как списать ос с остаточной стоимостью налоговый учет. Картинка про как списать ос с остаточной стоимостью налоговый учет. Фото как списать ос с остаточной стоимостью налоговый учет

Основное средство, которое выбывает или не способно приносить организации экономические выгоды в будущем, подлежит списанию (п. 40 ФСБУ 6/2020).

Причины выбытия, в частности, могут быть следующими:

Списание (исключение объекта из состава основных средств) производится в том отчетном периоде, в котором он выбывает или становится неспособным приносить организации экономические выгоды в будущем (п. 41 ФСБУ 6/2020).

Подробно рассмотреть порядок отражения в регистрах бухгалтерского учета (и для целей налогообложения) все варианты в рамках одной публикации, естественно, весьма сложно, поэтому остановимся только на одном случае. На ликвидации объекта в связи с его физическим и моральным износом, когда его дальнейшая эксплуатация технически невозможно, либо экономически нецелесообразна.

Допустим, организация приобретает оборудование, которому устанавливает срок полезного использования (как в регистрах бухгалтерского учета, так и для целей налогообложения прибыли) равным пяти или там, шести годам.

И первое время его использование при производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) не приносит никаких хлопот, а только прямую выгоду.

Но через года два-три это оборудование все чаще начинает ломаться, а затраты на его ремонт при каждой последующей поломке только возрастают. И, в конце концов, поддержание его в мало-мальски рабочем состоянии становится дороже, чем получаемая (или планируемая к получению) выгода от его использования.

Продать его именно как оборудование, даже и с убытком, не получается, так как найти покупателя на этот убитый, да к тому же и морально устаревший агрегат (к которому и запчастей уже не найти), не получается. И руководство принимает решение (предварительно его технически и экономически обосновав), ликвидировать это оборудование.

Обоснование на ликвидацию, естественно, должна готовить не бухгалтерия, а соответствующие технические службы.

И еще раз напомним, что по п. 41 ФСБУ 6/2020 объект подлежит списанию (исключению из состава основных средств) в том периоде, в котором он признан неспособным приносить выгоду. А это как раз то самое решение о его ликвидации.

Данное решение можно признать первичным учетным документом согласно ст. 9 Закона о бухгалтерском учете, так как в нем будет отражен факт хозяйственной деятельности — подтверждение непригодности данного объекта к дальнейшему использованию в качестве объекта основных средств.

Следовательно, на эту дату, то есть на дату утверждения технически и экономически обоснованного и документально оформленного решения о ликвидации объекта, организация имеет право списать его балансовую (по ПБУ 6/01 — остаточную) стоимость.

У организации выбыл один актив — объект основных средств соответствующей балансовой стоимости, но появился другой — еще не ликвидированное имущество (и, возможно, в какой-то своей части пригодное к дальнейшему использованию) пока ещё той же стоимости.

Для его учета оптимально, на наш взгляд, использовать самый любимый счёт советского российского бухгалтера — 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

И проводка должна быть:

После завершения процесса ликвидации соответствующие службы должны оформить первичный документ, подтверждающий этот факт хозяйственной деятельности, а также перечень оставшихся материальных ценностей, пригодных для дальнейшего использования.

За образец такого первичного документа рекомендуем взять Акт о списании объекта основных средств, форма которого, № ОС-4, была утверждена постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 № 7.

Еще раз хотим обратить внимание, что составляет его не бухгалтерия, а назначенная приказом руководства комиссия. Дело бухгалтерии — расценить, где надо, указанные в Акте сведения, и проставить, так же, где это нужно, корреспонденцию счетов.

Списание уже ликвидированного актива и других затрат на ликвидацию будет оформлено записями:

Для целей налогообложения проблем тоже возникнуть не должно. Затраты на ликвидацию основных средств, равно как и их балансовая стоимость признаются внереализационными расходами (п. 8 ст. 265 НК РФ). Оприходованные материальные ценности (п. 13 ст. 250 НК РФ), внереализационными доходами.

Если организация не будет заморачиваться с обесценением и переоценкой основных средств после перехода на ФСБУ 6/2020, то всё будет, как в настоящее время. Главное — своевременно и грамотно оформить надлежащие первичные документы.

Процесс ликвидации недвижимого основного средства будет оформляться теми же самыми записями на основании аналогичного пакета документов.

Хотя, во-первых, хотелось бы отметить, что снос (ликвидация) недвижимого объекта основных средств однозначно признается прочими расходами, даже он производится для высвобождения места для возведения нового объекта (подп. «к» п. 16 ФСБУ 26/2020).

НК РФ такую ситуацию не регулирует, следовательно, согласно п. 1 ст. 11 НК РФ, следует отражать эту операцию точно так же, как и в регистрах бухгалтерского учета, и не изобретать какую-либо схему, исходя только из своего художественного видения этой ситуации.

Во-вторых, следует обратить внимание на порядок исчисления налога на имущество по сносимому объекту.

Напомним, что в облагаемую базу по налогу на имущество недвижимые объекты основных средств включаются (ст. 374 НК РФ):

По кадастровой стоимости налогом облагаются объекты недвижимости при одновременном выполнении следующих условий (ст. 378.2 НК РФ):

Если хотя бы одно из условий не выполняется, то данный объект облагается налогом, исходя из его среднегодовой стоимости по данным бухгалтерского учета.

На дату признания объекта непригодным к эксплуатации, то есть когда он переводится со счета 01 на счет 76 по балансовой стоимости, он продолжает числиться в ЕГРН. Следовательно, несмотря на то, что эта недвижимость перестала быть основным средством, и стала просто имуществом, подлежащим ликвидации, исключать его из базы по налогу на имущество еще рано. Права такого у организации еще не возникло.

Возникнет оно на дату документально подтвержденного факта его ликвидации. Таковым будет служить акт, составленный кадастровым инженером и вошедший в пакет документов, на основании которых впоследствии сведения о здании будут исключены из ЕГРН.

К такому выводу пришел ВС РФ в своём определении от 20.09.2018 № 305-КГ18-9064 по делу № А40-154449/2017, доведенном до сведения налоговых органов письмом ФНС России от 24.09.2018 № БС-4-21/18577@.

Таким образом, из налогооблагаемой базы ликвидированный объект недвижимости может быть исключен еще до того, как он будет списан на расходы в регистрах бухгалтерского учета. Ведь составленный кадастровым инженером акт может быть датирован раньше, чем будут полностью завершены и документально оформлены все работы, связанные с ликвидацией объекта.

Ну а если объект облагается налогом, исходя из его среднегодовой стоимости по данным бухгалтерского учета, то он перестает быть основным средством, как мы уже рассмотрели выше, на дату документально оформленного решения о необходимости его ликвидации.

Таким образом, на дату переноса его балансовой стоимости с 01 на 76 она, (эта стоимость) уже не будет участвовать в расчете величины налога на имущество.

ВНИМАНИЕ!

1 декабря на «Клерке» стартует обучение на онлайн-курсе повышения квалификации для получения удостоверения, которое попадет в госреестр. Тема курса: управленческий учет.

Повышайте свою ценность как специалиста прямо на «Клерке». Подробнее

Источник

Продажа основных средств с убытком: бухучет и налоги

как списать ос с остаточной стоимостью налоговый учет. Смотреть фото как списать ос с остаточной стоимостью налоговый учет. Смотреть картинку как списать ос с остаточной стоимостью налоговый учет. Картинка про как списать ос с остаточной стоимостью налоговый учет. Фото как списать ос с остаточной стоимостью налоговый учет

Бухгалтерский учет

Доходы от продажи объекта основных средств признаются на дату перехода права собственности на это имущество к покупателю в размере договорной стоимости здания (п. п. 10.1, 12, 16 ПБУ 9/99, п. п. 30, 31 ПБУ 6/01).

Расходы в бухгалтерском учете признаются при соблюдении условий, предусмотренных п. 16 ПБУ 10/99, т.е. после фактической передачи здания покупателю.

Однако при признании расходов необходимо учитывать требования абз. 2 п. 19 ПБУ 10/99, согласно которому расходы признаются в отчете о финансовых результатах с учетом соответствия доходов и расходов.

При этом данная норма распространяется на все расходы, в том числе и на прочие.

Следовательно, расходы в виде остаточной стоимости объекта основных средств признаются в момент признания доходов от его продажи.

При реализации товаров, в том числе объектов основных средств на территории РФ, возникает объект налогообложения по НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146, п. 3 ст. 38 НК РФ).

Моментом определения налоговой базы в данном случае является день передачи имущества покупателю этого имущества по передаточному акту или иному документу о передаче этого имущества (п. 16 ст. 167 НК РФ).

Налоговая база определяется как стоимость продаваемого объекта основных средств, исчисленная исходя из цены, установленной договором, заключенным с покупателем без учета НДС (п. 1 ст. 154 НК РФ).

При реализации объекта основных средств продавец обязан предъявить к оплате покупателю соответствующую сумму НДС и выставить счет-фактуру не позднее пяти календарных дней, считая со дня передачи имущества покупателю по передаточному акту (п. п. 1, 3 ст. 168, пп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ).

Налог на прибыль

Выручка от продажи объекта основных средств (без учета НДС) признается доходом от реализации исходя из договорной цены имущества (пп. 1 п. 1, абз. 5 п. 1 ст. 248, п. п. 1, 2 ст. 249 НК РФ).

В силу абз. 2 п. 3 ст. 271 НК РФ при применении метода начисления доход от реализации имущества признается организацией на дату передачи здания покупателю по передаточному акту или иному документу о передаче этого имущества.

При реализации объекта основных средств организация вправе уменьшить доход, полученный от такой операции, на остаточную стоимость этого имущества, определяемую в соответствии с п. 1 ст. 257 НК РФ (пп. 1 п. 1 ст. 268 НК РФ).

Если объекта основных средств продается с убытком

Если имущество продается с убытком, то принимаются во внимание следующие особенности.

Согласно п. 2 ст. 268 НК РФ, если цена приобретения товара с учетом расходов, связанных с его реализацией, превышает выручку от его реализации, разница между этими величинами признается убытком налогоплательщика, учитываемым в целях налогообложения.

Пунктом 3 ст. 268 НК РФ предусмотрено, что, если остаточная стоимость амортизируемого имущества с учетом расходов, связанных с его реализацией, превышает выручку от его реализации, разница между этими величинами является убытком налогоплательщика, учитываемым в целях налогообложения в следующем порядке:

Полученный убыток включается в состав прочих расходов налогоплательщика равными долями в течение срока, определяемого как разница между сроком полезного использования (СПИ) этого имущества и фактическим сроком его эксплуатации до момента реализации.

И только если оставшийся СПИ равен нулю или отрицательному числу, то сумма полученного убытка признается организацией в составе прочих расходов в полном размере в том месяце, в котором произошла реализация (см. Письмо Минфина от 12 июля 2011 г. N 03-03-06/1/417).

При продаже объектов основных средств налогоплательщик вправе уменьшить доходы от названной операции на сумму расходов, непосредственно связанных с такой реализацией, в частности на расходы по оценке, хранению, обслуживанию и транспортировке реализуемого имущества (пп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ).

Применение ПБУ 18/02

В результате реализации объекта ОС у организации образуется вычитаемая временная разница (ВВР) из-за различного порядка признания в бухгалтерском и налоговом учете убытка от продажи ОС (убыток признается единовременно в бухгалтерском учете и равномерно в течение срока, определяемого как разница между сроком его полезного использования и фактическим сроком его эксплуатации до момента реализации в налоговом учете).

В течение срока, определяемого как разница между сроком его полезного использования и фактическим сроком его эксплуатации до момента реализации месяцев (по мере признания убытка от продажи объекта ОС в налоговом учете) названные ВВР и ОНА уменьшаются (погашаются) (п. 17 ПБУ 18/02).

Организация приобрела и ввела в эксплуатацию в феврале 2015 года основное средство. Его первоначальная стоимость составила 1 600 000 руб.

Основное средство было отнесено к четвертой амортизационной группе со сроком полезного использования 80 месяцев (с марта 2015 года по октябрь 2021 года включительно).

Организация применяет линейный метод начисления амортизации.

В апреле 2019 года объект основных средств был продан по цене 540 000 руб. (в том числе НДС по ставке 20%— 90 000 руб.).

Доходы и расходы в налоговом учете организации определяются методом начисления.

Произведем расчет:

Для целей бухгалтерского учета и налогообложения доходы от реализации составили 450 000 руб. (540 000 руб. — 90 000 руб.).

До продажи налоговая и бухгалтерская амортизация по основному средству начислялась в течение 50 мес. (с марта 2015 года по апрель 2019 года включительно).

Тогда ежемесячная сумма амортизации будет равна 20 000 руб. (1 600 000 руб. / 80 мес.).

Всего было начислено 1 000 000 руб. (20 000 руб. x 50 мес.).

Остаточная стоимость равна 600 000 руб. (1 600 000 руб. — 1 000 000 руб.).

При реализации объекта ОС организация вправе уменьшить доходы от данной операции на остаточную стоимость этого объекта.

Убыток от реализации имущества равен 150 000 руб. (450 000 руб. — 600 000 руб.).

Так как с момента начала амортизации оборудования (март 2015 года) до месяца его реализации (апрель 2019 года) прошло 50 месяцев, то в соответствии с п. 3 ст. 268 НК РФ налогоплательщик будет отражать убыток в прочих расходах в течение 30 месяцев (80 мес. — 50 мес.).

Величина убытка, признаваемого в налоговом учете ежемесячно, составит 5 000 руб. (150 000 руб. / 30 мес.).

Сумма этого убытка будет включаться в прочие расходы начиная с июня 2019 года.

В бухгалтерском учете операцию по начислению и погашению ОНА необходимо отразить следующим образом:

В месяце продажи объекта основных средств:

В течение 30 месяцев после продажи оборудования:

Дебет 68 «Расчеты по налогу на прибыль организаций» Кредит 09 — 1 000 руб. — уменьшен (погашен) ОНА (30 000 руб. / 30 мес.) или (5 000 руб. х 20%).

В бухгалтерском учете операцию по продаже объекта с убытком необходимо отразить следующим образом:

Содержание операций

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Первичный документ

На дату отгрузки покупателю объекта ОС (апрель 2019г.)

Отражена в составе прочих доходов выручка от реализации ОС

62 «Расчеты за проданный объект ОС»

Акт о приеме-передаче объекта основных средств

Списана первоначальная стоимость выбывающего ОС

01 «Выбытие основных средств»

01 «Основные средства в эксплуатации»

Акт о приеме-передаче объекта основных средств

Списана амортизация, накопленная за период эксплуатации ОС

01 «Выбытие основных средств»

Акт о приеме-передаче объекта основных средств

Остаточная стоимость реализованного ОС списана в состав прочих расходов

01 «Выбытие основных средств»

Акт о приеме-передаче объекта основных средств

Начислен НДС по реализации объекта ОС

На расчетный счет поступила выручка от покупателя ОС

62 «Расчеты за проданный объект ОС»

Выписка банка по расчетному счету

Ежемесячно в течение месяцев, следующих за месяцем продажи ОС (в течение 30 месяцев)

Отражено уменьшение ОНА

(30 000/30) или (5 000 руб. х 20%).

Декларация по налогу на прибыль организаций

Изменение в законодательстве

ФНС России выпустила приказ от 23.09.2019 № ММВ-7-3/475@ «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, порядка её заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на прибыль организаций в электронной форме».

Таким образом, ФНС утвердила новую форму декларации по налогу на прибыль, порядок её заполнения и формат представления в электронной форме.

При этом признан утратившим силу приказ ФНС России от 19.10.2016 № ММВ-7-3/572@, которым была утверждена «старая» форма налоговой декларации.

Надо сказать, что обновление формы налоговой декларации продиктовано внесением многочисленных изменений в законодательство о налогах и сборах.

Отражение в Декларации по налогу на прибыль операций по продаже основного средства с убытком

Отметим, что порядок отражения в декларации по налогу на прибыль операций по продаже основного средства с убытком остался неизменным.

Так, в декларации по налогу на прибыль организаций должны быть указаны данные:

Эти данные найдут свое отражение в листе 02 «Расчет налога», а также приложениях к этому листу:

Воспользуемся данными примера.

Отчетными периодами организации являются первый квартал, полугодие, девять месяцев.

В приложении 3 к листу 02 декларации за шесть месяцев налогоплательщик отразит:

Показатели

Код строки

Сумма в рублях

Количество объектов реализации амортизируемого имущества — всего

В том числе объектов, реализованных с убытком

Выручка от реализации амортизируемого имущества

Остаточная стоимость реализованного амортизируемого имущества и расходы, связанные с его реализацией

Прибыль от реализации амортизируемого имущества (без учета объектов, реализованных с убытком)

Убытки от реализации амортизируемого имущества без учета объектов, реализованных с прибылью)

Покажем в какие строки каких приложений попадут данные по реализации основного средства с убытком:

Приложение 3 к листу 02

Приложение 3 к листу 02 (продолжение)

Приложение 1 к листу 02

Приложение 2 к листу 02 (продолжение)

Лист 02

Показатель

Код строки

Сумма, руб.

Код строки

Код строки

Код строки

Код строки

Код строки

Код строки

Выручка от реализации амортизируемого имущества

Остаточная стоимость реализованного амортизируемого имущества и расходы, связанные с его реализацией

Убытки от реализации амортизируемого имущества

В приложении 3 к листу 02 показатели строк 030 (выручка от реализации ОС), 040 (остаточная стоимость) и 060 (убыток от реализации) проставляются соответственно в строках 340, 350 и 360 приложения 3.

В свою очередь, показатели этих строк используются при заполнении листа 02, а также приложений 1 и 2 к нему.

Так, показатель строки 340 указывается в строке 030 приложения 1, показатель строки 350 — в строке 080 приложения 2, а показатель строки 360 — в строке 050 листа 02.

При этом, выручка от реализации ОС попала в строку 010 листа 02, а расходы — в строку 030 листа 02.

Чтобы убыток, полученный от продажи амортизируемого имущества, в целях налогообложения прибыли не был учтен единовременно, в листе 02 декларации убыток отражается в отдельной строке 050, которая при расчете прибыли по строке 060 участвует со знаком » «.

Для наглядности предположим, что кроме данной операции у организации других операций не было.

Лист 02 будет выглядеть следующим образом:

Показатели

Код строки

Сумма в рублях

Доходы от реализации

Расходы, уменьшающие сумму доходов от реализации

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *