как списать расходы за счет чистой прибыли проводки в 2021 году

как списать расходы за счет чистой прибыли проводки в 2021 году. Смотреть фото как списать расходы за счет чистой прибыли проводки в 2021 году. Смотреть картинку как списать расходы за счет чистой прибыли проводки в 2021 году. Картинка про как списать расходы за счет чистой прибыли проводки в 2021 году. Фото как списать расходы за счет чистой прибыли проводки в 2021 году

Как отразить в бухучете прибыль или убыток от продаж

Операции по обычным видам деятельности фиксируются на сч. 90 «Продажи». Здесь на отдельных субсчетах собираются показатели выручки, себестоимости, НДС, акцизов. Финрезультат от этой деятельности будет получен арифметическим путем, а бухпроводка выглядеть так:

В практическом пособии по составлению бухгалтерской отчетности от КонсультантПлюс детально показан порядок отражения нераспределенной прибыли в бухгалтерском балансе.

Как отразить в бухгалтерском учете финрезультат от прочих видов деятельности

Для отражения финрезультатов деятельности, не связанной с основным профилем компании, в бухучете используется сч. 91 «Прочие доходы и расходы». Здесь же собираются иные доходы и расходы, которые непосредственно не связаны с деятельностью предприятия.

Ежемесячно сальдо сч. 91 списывается на сч. 99. Если доходы превысят расходы, то бухзапись будет такой:

В обратной ситуации будет показан убыток:

Где в бухучете собирается информация о чистой прибыли в течение года

Для отражения финрезультатов деятельности предприятия в течение года используется сч. 99 «Прибыли и убытки». Именно на него списываются финрезультаты от продаж и от прочей деятельности. Кроме того, на сч. 99 попадают:

Что такое условный расход и доход по налогу на прибыль и как правильно отобразить его в бухучете, узнайте в КонсультантПлюс. Изучите материал, получив пробный доступ к системе К+ бесплатно.

ВНИМАНИЕ! С 2021 года ЕНВД утрачивает силу. Подробнее читайте здесь.

В результате анализа оборотов по счету за год можно понять, прибыльной была деятельность предприятия или нет. Если дебетовый оборот превысит оборот по кредиту сч. 99, то организация отработала с убытком, а если наоборот — то год завершился прибылью. Реформация баланса завершается записью, отражающей финрезультат всей деятельности организации за год:

Для лучшего понимания процесса формирования прибыли или убытка почитайте о том, какие счета являются активными.

Нераспределенная прибыль и ее расходование в бухучете

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) отражается на одноименном сч. 84. Его дебетовое сальдо говорит о накопленном убытке, а кредитовое — о прибыли. По решению собственников предприятия могут производиться расходы за счет прибыли организации или может быть погашен убыток за счет каких-либо источников.

В практическом пособии по составлению бухгалтерской отчетности от КонсультантПлюс детально показан порядок отражения нераспределенной прибыли в бухгалтерском балансе. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Нераспределенная прибыль может быть направлена на следующие расходы:

Убыток по решению собственников может быть погашен:

Итоги

Результаты хоздеятельности предприятия собираются на нескольких счетах бухучета. Главное, что необходимо запомнить, — прибыль собирается по кредиту, а убыток по дебету. Это значит, что дебетовое сальдо на сч. 99 в течение года, а также накопленный остаток на сч. 84 говорят об убытке организации, а кредитовые остаточные показатели — о ее прибыли.

Источник

как списать расходы за счет чистой прибыли проводки в 2021 году. Смотреть фото как списать расходы за счет чистой прибыли проводки в 2021 году. Смотреть картинку как списать расходы за счет чистой прибыли проводки в 2021 году. Картинка про как списать расходы за счет чистой прибыли проводки в 2021 году. Фото как списать расходы за счет чистой прибыли проводки в 2021 году

Проводки по представительским расходам в бухучете

Практически каждая компания сталкивается с представительскими затратами, приглашая стратегически важных партнеров для проведения переговоров, встреч, презентаций и иных мероприятий, связанных с заключением экономически выгодных для развития фирмы сделок. К ним относятся, в том числе:

Также к представительским расходам относятся затраты на проведение заседания совета директоров фирмы.

Можно ли в целях налога на прибыль учесть как представительские расходы затраты на оформление помещения для переговоров с контрагентами? Ответ на данный вопрос дала советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Просекова И. В. Получите бесплатный пробный доступ к системе КонсультантПлюс и ознакомьтесь с точкой зрения чиновника.

В бухгалтерском учете все связанные с приемом и обслуживанием партнеров затраты относятся к расходам по обычным видам деятельности и фиксируются в дебете коммерческих или управленческих затрат проводками:

Дт 44 (26) Кт 60 — получены услуги;

Дт 19 Кт 60 — выделен НДС.

Для проведения подобных мероприятий денежные средства могут быть выданы организаторам — сотрудникам фирмы. Данный факт отражается записью:

Дт 71 Кт 50 (51) — выданы ДС в подотчет на проведение деловых мероприятий;

Дт 26 (44) Кт 71 — отражены представительские расходы согласно авансовому отчету.

Также компания может потратить какие-либо имеющиеся ресурсы, например материалы, товары или готовую продукцию. Такие расходы фиксируются проводкой

Дт 26 (44) Кт 10 (41, 43) — отражено списание ТМЦ на проведение мероприятия.

Компания ООО «Версаль» провела деловую встречу с представителями сторонней компании, программа которой включала: переговоры в бизнес-холле, посещение театра, последующий ужин в ресторане, размещение партнеров в гостинице и доставку их в аэропорт с утра. На билеты и ужин были выданы денежные средства из кассы в размере 50 000 руб. коммерческому директору Уварову И. Г. Остальные расходы были оплачены в безналичном порядке.

Примечание: суммы принимаемые к НУ

Приняты расходы на аренду бизнес-холла

Договор, акт выполненных работ

Принят к учету входной НДС

Входной НДС нельзя принять к вычету (т. к. не принимаются расходы)

Приняты расходы на буфетное обслуживание

Договор, акт выполненных работ

Учтен входящий НДС

Принимается к вычету

Выданы ДС в подотчет

Учтена стоимость билетов в театр

Учтена сумма ужина в ресторане

Возвращены неистраченные ДС в кассу

Оплачены расходы на проживание в гостинице

Приняты к учету затраты на гостиницу

Договор, акт выполненных работ

Оплата услуг транспортной компании

Приняты к учету транспортные затраты

Договор, акт выполненных работ

Таким образом, затраты на проведение мероприятия обошлись фирме ООО «Версаль» в 77 421,88 руб.

Также напомним, что в налоговом учете представительские расходы — нормируемые и не могут превышать 4% от суммы заработной платы за текущий отчетный период.

Пример, как правильно считать норматив по представительским расходам, можно посмотреть в КонсультантПлюс. Получите пробный доступ и переходите в Типовую ситуацию.

Также список принимаемых затрат при расчете налога на прибыль строго ограничен в ст. 264 НК РФ (применимые для НУ расходы перечислены в 1-м абзаце этой статьи). При этом размер расходов, превышающих лимит и не учтенных при подсчете прибыли в текущем квартале, может быть принят в течение года по мере увеличения затрат на оплату труда (п. 42 ст. 270 НК РФ).

Кроме того, сумма входного НДС может быть принята к вычету лишь в том случае, когда представительские расходы учтены при подсчете налогооблагаемой прибыли (п. 7 ст. 171 НК РФ). Если такие затраты не принимаются к расчету прибыли, то и входной НДС с этих трат должен быть списан в расходы, не влияющие на расчет налога, проводкой Дт 91.2 Кт 19.

В условиях примера сумма затрат на аренду бизнес-холла не принимается при расчете прибыли (письмо Минфина РФ от 12.03.2003 №04-02-03/29), соответственно, и сумма входного НДС не может быть включена в книгу покупок, даже при наличии корректно оформленных документов. Таким образом, бухгалтеру нужно будет списать НДС в размере 4 168,22 руб. в прочие расходы:

Дт 91.2 Кт 19 — 4 168,22 руб.

Более подробно о налоговом учете представительских затрат читайте в статье «Как правильно отражаются представительские расходы в налоговом учете».

Документальное подтверждение представительских расходов

Все принятые к учету представительские затраты должны быть подтверждены корректно заполненными первичными документами. План проведения мероприятия необходимо зафиксировать приказом руководителя и составить смету расходов мероприятия, а по окончании встречи отразить все расходы в отчете об осуществлении представительских затрат. Данная позиция Минфина закреплена в письме от 13.11.2007 № 03-03-06/1/807.

Однако в письме от 10.04.2014 № 03-03-Р3/16288 Минфин немного смягчил свои требования, указав в числе необходимых документов лишь отчет и сопутствующую первичку.

Тем не менее существенная часть коммерсантов предпочитает оформить полный пакет бумаг, ориентируясь на более ранний список, рекомендованный Минфином.

Одним из подтверждающих документов в данном случае является авансовый отчет и приложения к нему. Хотите увидеть полный список таких приложений? Получите бесплатный доступ к К+ и переходите в Готовое решение.

О том, как документально подтвердить представительские расходы, подробно рассказано в статье «Документальное подтверждение представительских расходов».

Если же фирма постоянно проводит представительские мероприятия, то порядок их проведения можно закрепить в соответствующем положении.

Итоги

Представительские расходы в бухгалтерском учете принимаются в полной мере и отражаются в составе текущих расходов по дебету общехозяйственных или коммерческих затрат в зависимости от вида деятельности компании.

Согласно требованиям Минфина все расходы должны быть экономически оправданы и документально подтверждены не только первичкой, но и приказом руководителя, сметой расходов и отчетом о проведенном мероприятии.

Источник

Бухгалтерские проводки по чистой прибыли

как списать расходы за счет чистой прибыли проводки в 2021 году. Смотреть фото как списать расходы за счет чистой прибыли проводки в 2021 году. Смотреть картинку как списать расходы за счет чистой прибыли проводки в 2021 году. Картинка про как списать расходы за счет чистой прибыли проводки в 2021 году. Фото как списать расходы за счет чистой прибыли проводки в 2021 году

Что такое чистая прибыль?

Чистая прибыль (далее — ЧП) рассчитывается на конец года путем обнуления итогов по счетам бухучета. Данный показатель состоит из поступлений и издержек компании, скорректированных на налоговые платежи. При этом если расходы компании превысили поступления, то формируется убыток.

Более наглядно построчное возникновение ЧП представлено в Отчете о прибылях и убытках.

О применении показателей бухотчетности в экономическом анализе см. в материале «Методика анализа бухгалтерского баланса предприятия».

Чистая прибыль в форме 2

ЧП показывают по стр. 2400 Отчета о прибылях и убытки. Она формируется из:

См. материал об особенностях внесения информации в форму 2 «Заполнение формы 2 бухгалтерского баланса (образец)».

Проводки по чистой прибыли

Перед тем как сделать проводки по ЧП, необходимо осуществить списание со счета 90 «Продажи» и счета 91 «Прочие доходы и расходы».

Обнуление счетов 90 и 91:

Формирование финансового итога:

как списать расходы за счет чистой прибыли проводки в 2021 году. Смотреть фото как списать расходы за счет чистой прибыли проводки в 2021 году. Смотреть картинку как списать расходы за счет чистой прибыли проводки в 2021 году. Картинка про как списать расходы за счет чистой прибыли проводки в 2021 году. Фото как списать расходы за счет чистой прибыли проводки в 2021 году

Какими проводками списывать убытки прошлых лет, детально разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе и переходите в Типовую ситуацию. Это бесплатно.

счет 90/С — себестоимость,

счет 90/З — закрытие счета 90,

счет 91/ПР — прочие расходы,

счет 91/ПД — прочие доходы,

счет 91/З — закрытие счета 91.

ВАЖНО! Обнуление по счетам 90 и 91 происходит каждый месяц.

В конце года делаются следующие записи:

ВАЖНО! Счет 99 также содержит данные о начисленном текущем налоге.

Источник

Бухгалтерский учет представительских расходов в 2021 году

как списать расходы за счет чистой прибыли проводки в 2021 году. Смотреть фото как списать расходы за счет чистой прибыли проводки в 2021 году. Смотреть картинку как списать расходы за счет чистой прибыли проводки в 2021 году. Картинка про как списать расходы за счет чистой прибыли проводки в 2021 году. Фото как списать расходы за счет чистой прибыли проводки в 2021 году

Учет представительских расходов в 2021 году вызывает у бухгалтеров немало вопросов. Рассмотрим основы бухгалтерского учета представительских затрат, а также порядок отражения в учете возникающих разниц между бухгалтерским и налоговым учетом в нашей статье.

На какой счет отнести представительские расходы в 2021–2022 годах

Представительские расходы — затраты предприятия на проведение переговоров и встреч с потенциальными контрагентами для извлечения экономических выгод, а также проведение совета директоров или иного руководящего состава.

К этой статье затрат относятся расходы:

Представительские расходы в бухгалтерском учете не нормируемы и в полной мере относятся в состав затрат по обычным видам деятельности (п. 7 ПБУ 10/99):

Пример

ООО «Азимут» в июне 2021 года провело переговоры с представителями ООО «Батист» о поставке производимой ими продукции и дальнейшем сотрудничестве. На организацию данной встречи было затрачено:

После официальной части переговоров ООО «Азимут» провело развлекательную программу, в которую входил фуршетный стол и выступление артистов.

Продукты для организации фуршетного стола были закуплены подотчетным лицом в сумме 8 677 руб. Приглашенным артистам было выплачено 35 800 руб.

Рассмотрим основные проводки в бухгалтерском учете.

Сумма

Расчет

Содержание

Отражены транспортные затраты

Отражены затраты на буфетное обслуживание

Списана произведенная продукция на дегустацию

Закуплены продукты для фуршета

Продукты для фуршета списаны в затраты

Отражены затраты на артистов

Продукты для фуршета можно оформить 2 способами:

Таким образом, на проведение мероприятия ООО «Азимут» потратило 63 372,50 руб.

Одна из главных сложностей бухучета — это разобраться в ФСБУ. Об одном из них — ФСБУ 5/2019 «Запасы» — новый онлайн-курс «Клерка», забирайте прямо сейчас.

Как учитываются разницы между бухгалтерским и налоговым учетом

Порядок налогового учета представительских затрат регламентирован ст. 264 НК РФ. Список данных расходов закрытый, а сумма строго лимитирована. То есть такие затраты уменьшают налогооблагаемую прибыль в пределах установленных норм — не более 4% от суммы расходов на оплату труда за отчетный налоговый период (п. 2 ст. 264 НК РФ).

К представительским нельзя отнести затраты на организацию:

Эта норма НК РФ поясняется рядом писем Минфина России. Так, затраты на организацию развлекательной программы после официальной части приема, отнесенные к представительским и уменьшающие налогооблагаемую базу при расчете прибыли, придется отстаивать в суде (письмо от 01.12.2011 № 03-03-06/1/796).

Организации, применяющие УСН «доходы минус расходы», вообще не имеют права учитывать представительские затраты в составе расходов при расчете упрощенного налога (письмо Минфина России от 11.10.2004 № 03-03-02/04/1/22).

В результате между налоговым и бухгалтерским учетом возникают постоянные и временные разницы. Такие разницы отражаются в бухгалтерском учете обособленно в соответствии с ПБУ 18/02.

Продолжение примера

Чтобы не спорить с налоговиками, руководство ООО «Азимут» решило не включать сумму затрат на развлекательную программу в состав расходов при подсчете прибыли. Таким образом, между бухгалтерским и налоговым учетом возникает постоянная разница:

То есть сумма не принимаемых к налоговому учету затрат равна 44 477 руб. (8 677 35 800). Такая разница формирует постоянный налоговый расход (далее — ПНР) и отражается в бухгалтерском учете проводкой: Дт 99.2 Кт 68 — в размере 8 895,40 руб. (44 477 × 20%).

Помимо этого, в налоговом учете необходимо рассчитать норматив — 4 % от суммы заработной платы за отчетный период.

За 1-й и 2-й кварталы 2021 года сумма затрат на оплату труда составила 435 200 руб. То есть к налоговому учету можно принять не более 4% от этой суммы, а именно 17 408 руб. (435 200 × 4%).

Поскольку сумма затрат на оплату труда в следующем квартале будет увеличена, то и остаток представительских затрат можно будет признать в будущем периоде (п. 42 ст. 270 НК РФ).

То есть образуется вычитаемая временная разница в размере 1 596,93 руб. (19 004,93 — 17 408). В бухгалтерском учете необходимо зафиксировать отложенный налоговый актив (далее — ОНА) проводкой: Дт 09 Кт 68 — в размере 319,38 руб. (1 596,93 × 20%).

Напомним, ОНА — это отложенная часть налога на прибыль, которая в будущих отчетных периодах должна привести к уменьшению исчисленного налога. При увеличении объема зарплатных выплат в 3-м и 4-м кварталах 2021 года ООО сможет сделать проводку: Дт 68 Кт 09 — на сумму 319,38 руб.

Итоги

Представительские расходы принимаются в бухгалтерском учете в полной мере в составе расходов по обычным видам деятельности и отражаются по дебету счета 26 «Общехозяйственные расходы» или 44 «Коммерческие расходы» в зависимости от вида деятельности компании.

В налоговом же учете перечень принимаемых представительских затрат при расчете прибыли закрыт, а сумма не может превышать 4% от начисленной (при использовании метода начисления) или выплаченной (при кассовом методе учета затрат) заработной платы. В итоге между бухгалтерским и налоговым учетом возникают разницы, учет которых регламентирован ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций».

Распространенные вопросы

Какие документы надо приложить к авансовому отчету для подтверждения оплаты банковской картой подотчетного лица?

Если подотчетник расплатился собственной банковской картой, принять авансовый отчет можно. Для этого к нему должны быть подложены следующие подтверждающие документы:

Потраченные денежные средства можно перечислить сотруднику на личную карту Письмо Минфина от 21.07.2017 № 09-01-07/46781.

Как в бухгалтерском учете отражаются расходы на приобретение букетов цветов в представительских целях?

Стоимость букетов цветов можно включить в представительские расходы в бухгалтерском учете при условии, что они включены в смету, а вручение — в программу представительского мероприятия. Проводки будут стандартными:

Можно ли учесть расходы на чай и кофе в составе представительских затрат?

В бухгалтерском учете затраты на чай и кофе, как правило, учитываются на счете 10 «Материалы», а впоследствии списываются в затраты по обычным видам деятельности.

Чтобы признать такие затраты в целях налогового учета, их нужно документально подтвердить и учитывать в составе представительских с учетом лимита 4% от расходов на оплату труда за отчетный (налоговый) период (пп. 22 п. 1, п. 2 ст. 264 НК РФ).

Перечень документов в НК не утвержден.

Так, к примеру, подтвердить представительские расходы могут следующие документы (п. 1 ст. 252 НК РФ, Письмо Минфина России от 01.11.2010 № 03-03-06/1/675):

ВНИМАНИЕ!

1 декабря на «Клерке» стартует обучение на онлайн-курсе повышения квалификации для получения удостоверения, которое попадет в госреестр. Тема курса: управленческий учет.

Повышайте свою ценность как специалиста прямо на «Клерке». Подробнее

Источник

Безнадежная дебиторская задолженность: списание, проводки, бухгалтерский и налоговый учет

как списать расходы за счет чистой прибыли проводки в 2021 году. Смотреть фото как списать расходы за счет чистой прибыли проводки в 2021 году. Смотреть картинку как списать расходы за счет чистой прибыли проводки в 2021 году. Картинка про как списать расходы за счет чистой прибыли проводки в 2021 году. Фото как списать расходы за счет чистой прибыли проводки в 2021 году

Списать безнадежную задолженность не так просто, как кажется. Сначала нужно провести инвентаризацию и понять, какие долги безнадежны, а какие нет. Потом разобраться, что можно включить в резерв, а что нельзя. Для этого придется посчитать выручку и разбить долги на три группы. Что делать дальше, читайте в нашей статье.

Что такое безнадежная дебиторская задолженность

Это сумма, которую покупатели (клиенты или иные контрагенты) не вернули, и которую невозможно взыскать.

Безнадежный долг не нужно путать с сомнительным. Под определение «сомнительной» попадает задолженность, не погашенная в закрепленные договором сроки и не обеспеченная гарантиями (п. 70 Положения по ведению бухучета, утв. приказом Минфина от 29.07.98 № 34н). Похожая формулировка приведена и в Налоговом кодексе.

Получается, сомнительный долг хоть и просрочен, но шансы на взыскание еще остались. А вот безнадежный взыскать, скорее всего, никогда не удастся.

Какие долги считаются безнадежными

Согласно пункту 2 статьи 266 НК РФ, к безнадежной задолженности относятся суммы, по которым:

Как списать дебиторскую задолженность

В налоговом учете (НУ) есть два способа: списать безнадежную «дебиторку» сразу на убытки, либо создать резерв и за счет него погашать долги.

В бухгалтерском учете (БУ) выбора нет: организация обязательно должна сформировать резерв сомнительных долгов. И далее использовать его для погашения задолженности, нереальной ко взысканию.

ВАЖНО

Бывают ситуации, когда на первый взгляд долг кажется безнадежным, но списать его в НУ нельзя. Например, когда компания-должник исключена из ЕГРЮЛ по инициативе налоговиков из-за несданной отчетности и отсутствия операций по банковским счетам. В Минфине полагают, что при подобных обстоятельствах оснований для списания дебиторской задолженности нет. Нужно ждать, пока истекут три года исковой давности. И только после этого списывать долг (подробнее об этой и других ситуациях см. «Семь случаев, когда дебиторскую задолженность нельзя признать безнадежной»).

Документы для списания дебиторской задолженности

Чтобы погасить в учете безнадежную «дебиторку», надо сначала провести ее инвентаризацию. Чаще всего это делают в конце года, перед составлением баланса. Но можно и в любое другое время (п. 2.1 Методических рекомендаций, утв. приказом Минфина от 13.06.95 № 49). Например, по итогам квартала, полугодия или 9 месяцев.

Необходимо оформить документы:

Указанные формы утверждены приказом Минфина № 49 и постановлением Госкомстата от 18.08.98 № 88.

СПРАВКА

Использовать унифицированные формы не обязательно. Организация вправе разработать собственные бланки и отражать в них результаты инвентаризации.

По итогам инвентаризации бухгалтер спишет нужную сумму. Для этого потребуется оформить приказ директора и бухгалтерскую справку, где подробно отражены все вычисления. Также понадобятся бумаги по сделке с должником: договоры, накладные, платежки и проч. Если срок исковой давности прерывался, нужны подтверждающие бумаги, в частности, акты сверки и письма.

Списание безнадежной дебиторской задолженности в налоговом учете

Если ООО создает резерв по сомнительным долгам

Сразу оговоримся: речь идет о тех, кто платит налог на прибыль и применяет метод начисления. При кассовом методе создание резерва не предусмотрено (подп. 7 п. 1 ст. 265 НК РФ).

Следует совершить ряд действий.

Во-первых, определить, какая выявленная при инвентаризации задолженность является сомнительной. Это суммы, которые возникли в связи с реализацией товаров (работ, услуг), если они не погашены в установленные договором сроки и не обеспечены залогом, поручительством, банковской гарантией (п. 1 ст. 266 НК РФ). Под данное определение не подходит аванс, перечисленный продавцу, даже если поставка так и не состоялась. Не подходят и штрафы за несоблюдение сроков оплаты. Предоплата и санкции в резерв не включаются.

Во-вторых, сомнительные долги следует разделить на три группы (п. 4 ст. 266 НК РФ; см. табл.).

Деление просроченных долгов на группы в зависимости от срока их появления

Группа

Срок возникновения задолженности

Какую часть долга можно включить в резерв

свыше 90 календарных дней

от 45 до 90 календарных дней включительно

до 45 календарных дней

В-четвертых, проверить, чтобы величина резерва не превышала 10% доходов от реализации. Для расчета следует брать выручку за налоговый период, по итогам которого создается резерв. Если бухгалтер формирует его по итогам отчетного периода, действует следующее правило. Резерв должен укладываться в лимит, равный большей из величин: 10% выручки за предыдущий налоговый период или 10% выручки за текущий отчетный период.

В-пятых, отнести величину резерва на внереализационные расходы.

ООО «Лучик» создает в налоговом учете резерв по сомнительным долгам. По состоянию на 30 июня 2021 года проведена инвентаризация, которая выявила просроченную «дебиторку» на сумму 600 тыс. руб.

Срок ее возникновения лежит в промежутке от 45 до 90 календарных дней. Значит, она относится ко второй группе, и 50% можно включить в резерв. Бухгалтер посчитал, что к резерву допустимо отнести 300 тыс. руб.(600 000 руб. × 50%).

Выручка от реализации по данным НУ за полугодие 2021 год составила 2 млн 800 тыс. руб. Поэтому резерв не может превышать 280 тыс. руб.(2 800 000 руб. × 10%).

По итогам полугодия 2021 года бухгалтер списал 280 000 руб. на внереализационные расходы.

Далее необходимо поступать следующим образом. Как только задолженность из сомнительной превратится в безнадежную, ее нужно погасить за счет резерва. При этом величина резерва уменьшится, а новые расходы не появятся.

По состоянию на 30 июня 2021 года резерв по сомнительным долгам ООО «Лучик» составил 280 тыс. руб.

В июле 2021 года часть задолженности в размере 50 тыс. руб. перешла в разряд безнадежной, поскольку организация-дебитор была ликвидирована. В результате величина резерва составила 230 тыс. руб.(280 000 — 50 000). Никаких расходов в связи с этим в налоговом учете не возникло.

На последнее число каждого отчетного (налогового) периода следует проводить корректировку. Нужно сравнивать две величины. Первая — вновь созданный резерв. Вторая — неиспользованная часть резерва, сформированного по итогам предыдущего периода. Если первая величина меньше второй, разница включается во внереализационные доходы текущего периода. Если первая величина больше второй, разница включается в расходы (п. 5 ст. 266 НК РФ). При этом лимит отчислений, равный 10%, по-прежнему должен соблюдаться.

По состоянию на 30 сентября 2021 года «дебиторка» ООО «Лучик» составила 550 тыс. руб. (600 тыс. руб. выявлено на 30 июня, из них 50 тыс. руб. списано в июле).

К концу III квартала данная задолженность перешла в первую группу со сроком возникновения более 90 календарных дней. Значит, «Лучик» может включить ее в резерв в объеме 100%.

Выручка от реализации по данным НУ за 9 месяцев 2021 год составила 5 млн руб. Поэтому резерв не может превышать 500 тыс. руб.(5 000 000 руб. × 10%).

Бухгалтер сравнил 500 тыс. руб. с неиспользованным резервом, созданным по итогам предшествующего периода (230 тыс. руб.). Первая цифра больше второй. Значит, в НУ «Лучика» необходимо показать расходы 270 тыс. руб.(500 000 — 230 000).

Если ООО не создает резерв по сомнительным долгам

Этот вариант учета очень простой. Если в ходе инвентаризации выявлено, что та или иная сумма «дебиторки» перешла в разряд безнадежной ко взысканию, организация списывает ее на внереализационные расходы.

Добавим, что указанное правило не применяется при УСН. «Упрощенщики» не вправе включать сомнительную дебиторскую задолженность в расходы (см. «« Упрощенщики» не могут учесть в составе расходов суммы сомнительной дебиторской задолженности »).

Бухгалтерский учет дебиторской задолженности

Согласно пункту 70 Положения по ведению бухучета, в БУ обойтись без резерва по сомнительным долгам нельзя. При этом порядок его создания не установлен. Поэтому каждая компания должна самостоятельно разработать этот порядок и утвердить в учетной политике (см. «Учетная политика организации: образцы на 2021 год, как составить, примеры» ). На практике чаще всего выбирают такой же способ, как и в налоговом учете.

ВНИМАНИЕ

Существует отличие норм бухгалтерского и налогового учета. В БУ в резерв по сомнительным долгам необходимо относить любую просроченную «дебиторку». А в НУ — только связанную с реализацией товаров, работ, услуг.

Проводки по списанию дебиторской задолженности

Создание резерва отражается по кредиту счета 63 «Резервы по сомнительным долгам» и дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы».

Списание долга за счет резерва — это проводка по дебету счета 63 и кредиту счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» (либо кредиту счета 76 или 60).

По состоянию на 30 июня 2021 года на балансе ООО «Лучик» числилась сомнительная задолженность по расчетам с покупателями в сумме 280 тыс. руб. Бухгалтер создал резерв и сделал проводку:

ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 63

— 280 000 руб. — просроченная задолженность включена в резерв;

В июле 2021 года часть долга в размере 50 тыс. руб. стала безнадежной. Появилась проводка:

ДЕБЕТ 63 КРЕДИТ 62

— 50 000 руб. — безнадежный долг списан за счет резерва.

ВАЖНО

Погашение «дебиторки» не означает ее ликвидацию. Ведь остается шанс, что по истечении срока исковой давности контрагент все же вернет деньги. По этой причине долги следует учитывать на забалансовом счете в течение пяти лет с момента списания. И только если организация-дебитор ликвидирована, учет безнадежной задолженности можно приостановить.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *