как списать товар с истекшим сроком годности в налоговом учете

Списываем товары, не пригодные к реализации

как списать товар с истекшим сроком годности в налоговом учете. Смотреть фото как списать товар с истекшим сроком годности в налоговом учете. Смотреть картинку как списать товар с истекшим сроком годности в налоговом учете. Картинка про как списать товар с истекшим сроком годности в налоговом учете. Фото как списать товар с истекшим сроком годности в налоговом учете

Старший аудитор ООО «Сибирская Юридическая Компания-Аудит»

специально для ГАРАНТ.РУ

Данный вопрос часто встает перед организациями торговли и вроде как неоднократно обсуждался специалистами в этой области, но почему-то не теряет своей актуальности. В процессе деятельности организации часто возникают ситуации, когда товары теряют свои потребительские качества или внешний вид, ломаются, портятся в процессе хранения, демонстрации в качестве выставочного образца и т.д. В этом случает перед организацией встает задача списания таких товаров в расходы, так как дальнейшая реализация невозможна, так как нет спроса на такой товар. Бухгалтер при отражении операций по списанию товаров задается вопросом – как корректно такие операции отразить в налоговом учете, восстанавливать или нет НДС, ранее предъявленный к вычету.

В бухгалтерском учете особых проблем бухгалтер не испытывает при отражении списания товара. Здесь важно правильно документально оформить операции по списанию путем составления первичных документов, которые могут быть организацией разработаны самостоятельно и утверждены учетной политикой вместе с описанием процесса списания товара. При разработке документов необходимо учитывать требования п. 2 ст. 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», согласно которому обязательными реквизитами первичного документа являются, в частности, наименование документа, дата его составления, наименование организации, составившей документ, содержание факта хозяйственной жизни, величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения, наименование должности и подпись с указанием фамилии и инициалов лица, совершившего сделку, операцию и ответственного за ее оформление, либо наименование должности лица, ответственного за оформление свершившегося события.

Можно для оформления списания товара использовать рекомендуемую Росстатом форму Акта о списании товаров (ТОРГ-16) (Постановление Госкомстата РФ от 25 декабря 1998 г. № 132 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций»).

ФОРМЫ

Перед составлением акта о списании товара факт того, что товар был испорчен, каким-то образом поврежден, фиксируется в Акт о порче, бое, ломе товарно-материальных ценностей (ТОРГ-15). Оба акта составляются комиссией, в которую входит как представитель администрации организации, материально-ответственное лицо так и другие специалисты, которые могут определить степень того, насколько испорчены товары. Документы утверждаются руководителем организации после того как акты подписаны всеми членами комиссии.

Как правило, списанию товаров предшествует их инвентаризация, в результате которой выявляются товары, пришедшие в негодность, их недостача, порча и т. д. В п. 27 приказа Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» указаны случаи, когда проведение инвентаризации необходимо. В частности, одной из причин является выявление фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества, случаи стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями.

Из акта о порче, бое и ломе товарно-материальных ценностей (форма № ТОРГ-15) видно, что не всегда товар полностью испорчен, может быть, что товар еще рано списывать, так как он может быть продан организацией по сниженной цене в виду того, что частично потерял потребительские свойства или имеет огрехи во внешнем виде. В этом случае в бухгалтерском учете нормативные документы (п. 25 Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01″, утв. приказом Минфина России от 9 июня 2001 г. № 44н, п. 20 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утв. приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н) требуют от нас создать резерв под снижение стоимости (обесценение) товара, который представляет разницу между рыночной ценой товара на текущий момент времени, то есть ценой, по которой товар может быть продан, и той ценой, по которой он отражен в учете. При этом в отчетности стоимость товара отражается за минусом созданного резерва, тем самым стоимость активов показывается в отчетности по той стоимости, по которой они могут быть реализованы на дату составления отчетности, то есть реальной оценке стоимости.

Порядок документального оформления резерва под снижение стоимости товара и порядок его формирования организация должна описать в своей учетной политике. Это может быть также ссылка в учетной политике на отдельно сформированный документ в виде утверждаемой методики по формированию резерва, так как причин снижения стоимости товара может быть разное множество: не только снижение потребительских свойств, внешнего вида, поломка и т. д., но и, например, изменении конъюнктуры рынка, и их необходимо охватить и подробно описать во внутреннем документе. При дальнейшей реализации товара по цене ниже его себестоимости будет восстанавливаться ранее созданный под его обесценение резерв.

Резерв под снижение (обесценение) стоимости товара создается только в бухгалтерском учете, в налоговом учете он не создается и на расходы в целях исчисления налога на прибыль не влияет. В налоговом учете при отражении операций по списанию товаров, пришедших в негодность и не подлежащих дальнейшей реализации, у бухгалтера есть другой важный аспект, который вызывает вопросы и сомнения – нужно ли восстановить НДС по списываемым товарам, в том числе списываемым по причине их утраты (по причине, например, естественной убыли, кражи, произошедшего пожара, затопления и т.д.), можно ли себестоимость списываемых товаров принять в расходы в целях исчисления налога на прибыль.

Что касается принятия в расходы, то возможность включения в расходы зависит от причины списания товара. Согласно ст. 252 Налогового кодекса расходы в целях исчисления налога на прибыль должны быть связаны с доходами, быть обоснованными (экономически оправданными, оценка которых выражена в денежной форме) и документально подтвержденными. Документальное подтверждение здесь напрямую связано с теми же документами, которые организация предусмотрела для целей бухгалтерского учета. Ничего иного изобретать не нужно.

Так, при списании товара по причине истечения срока годности, его стоимость и расходы, связанные с утилизаций такого товара, можно включить в прочие расходы в целях исчисления налога на прибыль, что подтверждено письмом Минфина России от 23 августа 2017 г. № 03-03-06/1/53901, письмо Минфина России от 15 марта 2018 г. № 03-03-06/1/15834. Товары, которые испорчены или повреждены по причине аварии, пожара и другого стихийного бедствия, также можно списать и стоимость их принять в расходы, но они должны быть подтверждены справкой компетентного органа – Государственной противопожарной службы МЧС России, протоколом осмотра места происшествия и актом о пожаре, которым устанавливается причина возгорания. Этот момент отражен, в частности, в письме Минфина России от 17 октября 2017 г. № 03-07-11/67464. Но здесь есть один тонкий момент.

Товары могут быть испорчены по вине работника организации, и тогда их стоимость подлежит списанию за счет виновных лиц, если они добровольно признали свою вину и согласны возместить стоимость испорченного товара или же вступило в силу решение суда о взыскании ущерба с работника.

Для списания товаров, испортившихся по естественным причинам, установлены нормы естественной убыли, в пределах которых в материальные расходы в целях исчисления налога на прибыль, может быть включена стоимость списанных товаров, поврежденных в процессе транспортировки, хранения, с учетом климатических и сезонных факторов и т.д. (письмо Минфина России от 6 июля 2015 г. № 03-03-06/1/38849).

На практике есть ситуации, когда стоимость списываемых товаров может формировать рекламные расходы. Так, согласно, абз. 4 п. 4 ст. 264 НК РФ предусмотрено, что в составе ненормируемых расходов на рекламу могут быть учтены, в частности, расходы на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании. Следовательно, если товары использовались в качестве выставочного образца, то из стоимости при списании или сумма резерва под обесценение отнесена будет к ненормируемым рекламным расходам.

Относительно необходимости восстанавливать НДС, мы знаем, что причины, по которым требуется восстанавливать НДС, поименованы в ст. 170 НК РФ. В подавляющем большинстве случаев, судебная практика исходит из того, что данная статья кодекса содержит исчерпывающий перечень случаев, когда НДС требует восстановления.

Например, вот что сказал Суд в Решении ВАС РФ от 19 мая 2011 г. № 3943/11: Законодательство о налогах и сборах не содержит норм, обязывающих налогоплательщика при списании товаров по истечении срока годности восстанавливать суммы НДС, ранее правомерно принятую к вычету. В том числе, не является основанием для восстановления сумм налога в бюджет списание (уничтожение) товарно-материальных ценностей в связи с их утратой, порчей, недостачей, браком.

В вышеупомянутом письме Минфина России от 15 марта 2018 г. № 03-03-06/1/15834 рассмотрен, в том числе, и вопрос восстановлении НДС при выбытии имущества по причине, не связанной с реализацией и сделано следующее заключение: «по вопросу восстановления НДС при выбытии имущества по причине, не связанной с реализацией, рекомендуем руководствоваться п. 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 мая 2014 г. № 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость» и письмом ФНС России от 21 мая 2015 г. № ГД-4-3/8627@».

Что же нам сказал Пленум ВАС РФ в п. 10 указанного выше документа? В этом пункте даны разъяснения, в соответствии с которыми при выбытии (списании) имущества в результате наступления событий, не зависящих от воли налогоплательщика (утрата имущества по причине порчи, боя, хищения, стихийного бедствия и т.п.), объекта налогообложения по НДС не возникает. Однако если в ходе судебного разбирательства установлен факт выбытия имущества, но не подтверждено, что оно выбыло в результате наступления событий, не зависящих от воли налогоплательщика, у последнего возникает обязанность исчислить НДС по правилам п. 2 ст. 154 НК РФ, предусмотренным для случаев безвозмездной реализации имущества.

Эта же позиция подтверждена в письме ФНС России от 21 мая 2015 г. № ГД-4-3/8627@, в котором рассмотрена ситуация о необходимости восстановить НДС при выбытии имущества в результате пожара. Контролирующие органы подтвердили, что такой обязанности у налогоплательщика не возникает.

Но! В письме ФНС России от 26 ноября 2013 г. №ГД-4-3/21097, направленного вместе с письмом Минфина России 7 ноября 2013 г. № 03-01-13/01/47571 «О формировании единой правоприменительной практики» сказано, что в случае, когда письменные разъяснения Минфина России (рекомендации, разъяснения ФНС России) по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах не согласуются с решениями, постановлениями, информационными письмами ВАС РФ, а также решениями, постановлениями, письмами ВС РФ, налоговые органы, начиная со дня размещения в полном объеме указанных актов и писем судов на их официальных сайтах в Интернете либо со дня их официального опубликования в установленном порядке, при реализации своих полномочий руководствуются указанными актами и письмами судов.

Таким образом, если организация списала товар по причине истечения срока годности, в результате пожара, затопления, брака, потери потребительских свойств, внешнего вида (то есть морального или физического износа), в результате хищения или недостачи, у нее нет оснований восстанавливать ранее возмещенный НДС к уплате в бюджет. И если налоговые органы при проверке будут на этом настаивать, у организации есть все шансы отстоять свою позицию в суде.

Можно рекомендовать организации во избежание в будущем рисков возникновения спора воспользоваться свои правом на получение письменного ответа на запрос, направленного в адрес компетентных органов в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 21 НК РФ.

Источник

Порядок списания товара с истекшим сроком годности

как списать товар с истекшим сроком годности в налоговом учете. Смотреть фото как списать товар с истекшим сроком годности в налоговом учете. Смотреть картинку как списать товар с истекшим сроком годности в налоговом учете. Картинка про как списать товар с истекшим сроком годности в налоговом учете. Фото как списать товар с истекшим сроком годности в налоговом учете

Нормативное регулирование списания товаров с истекшим сроком годности

Запрет на продажу товаров с истекшим сроком годности установлен ст. 472 ГК РФ. Применяя нормы данной статьи, торговым компаниям следует учитывать и то, что продавать товар нужно с таким расчетом, чтобы потребитель успел его использовать (употребить) после покупки.

Грамотно прописать условие о сроке годности товара в договоре поставки и избежать рисков вам поможет Путеводитель от КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходите в материал.

Дополняют требования ГК положения закона «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1. В частности, в ст. 5 закона № 2300-1 установлены виды товаров, на которые производитель обязан установить и указать срок годности:

как списать товар с истекшим сроком годности в налоговом учете. Смотреть фото как списать товар с истекшим сроком годности в налоговом учете. Смотреть картинку как списать товар с истекшим сроком годности в налоговом учете. Картинка про как списать товар с истекшим сроком годности в налоговом учете. Фото как списать товар с истекшим сроком годности в налоговом учете

Если срок годности непосредственно на таком товаре не указан, продавать его тоже нельзя.

Просроченные товары или товары без обязательного указания срока годности могут быть возвращены поставщику, утилизированы либо уничтожены.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! С 09.12.2018 введен запрет на договоренности торговых сетей с поставщиками о возмещении стоимости, возврате или замене качественных продовольственных товаров, срок годности которых составляет не более 30 дней. Для товаров с большим сроком годности такие условия допустимы, но только если они не были навязаны продавцу. Кроме этого, в договор поставки нельзя включать условие о возмещении продавцом расходов на утилизацию или уничтожение непроданных товаров (см. закон от 28.11.2018 № 446-ФЗ).

О нюансах учета НДС при возврате товаров поставщику читайте в статье «Какой порядок учета НДС при возврате товара поставщику?».

ВАЖНО! Если товары не возвращаются поставщику, то по ним понадобится заключение соответствующего органа госнадзора (санитарного, ветеринарного, товароведческого и т. п.) о том, что с этими товарами следует сделать. Уничтожать без экспертной оценки допускается:

Каков порядок списания товарных потерь см. здесь.

Оформление бухгалтерской первички по просроченным товарам

Порядок списания определяет руководство компании. Во внутрифирменных регламентах должен быть установлен:

По общему правилу выявление негодных к продаже товаров актируется. В акте указываются: наименования товаров (по учетной номенклатуре), количество, местонахождение на момент истечения срока годности. В отдельном разделе акта должна быть указана дальнейшая судьба просроченных товаров — утилизация, уничтожение либо возврат поставщику.

Унифицированным альбомом первичных форм (утв. Госкомстатом 25.12.1998) для подобных целей предлагается форма ТОРГ-15 для оформления факта порчи и ТОРГ-16 для фиксации изъятия из оборота и решения об уничтожении или утилизации.

Бланки и образцы заполнения форм на списание ищите в статьях:

При этом хозсубъекту разрешается разработать бланки форм на списание товарно-материальных ценностей самостоятельно, учитывая требования к оформлению первичных документов, которые указаны в ст. 9 закона «О бухучете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

как списать товар с истекшим сроком годности в налоговом учете. Смотреть фото как списать товар с истекшим сроком годности в налоговом учете. Смотреть картинку как списать товар с истекшим сроком годности в налоговом учете. Картинка про как списать товар с истекшим сроком годности в налоговом учете. Фото как списать товар с истекшим сроком годности в налоговом учете

Передача товаров на утилизацию специализированной фирме оформляется так же, как реализация (накладной, УПД и т. п.).

Типовые проводки по списанию

как списать товар с истекшим сроком годности в налоговом учете. Смотреть фото как списать товар с истекшим сроком годности в налоговом учете. Смотреть картинку как списать товар с истекшим сроком годности в налоговом учете. Картинка про как списать товар с истекшим сроком годности в налоговом учете. Фото как списать товар с истекшим сроком годности в налоговом учете

Для лучшего понимания принципа употребления того или иного счета лучше всего рассмотреть ситуации на примере.

31.03.2021 провели инвентаризацию на центральном складе сети супермаркетов. По итогам инвентаризации выявили:

В бухучете была сделана запись: Дт 41 / Товары с истекшим сроком годности (далее — Товары ИСГ) Кт 41 / Товары на продажу

Расходы на экспертный анализ (1 770 руб. с НДС) и стоимость переданных образцов отразили в бухучете:

Дт 91 Кт 76 — 1 500 руб. — экспертиза;

Дт 19 Кт 76 — 270 руб. — НДС по услугам экспертизы;

Дт 91 Кт 41 /Товары ИСГ — 100 руб. — стоимость образцов (от каждого продукта взяли пробу стоимостью 50 руб., 2 × 50 = 100).

3.1. Для уничтожения рисовой крупы была привлечена сторонняя организация, которая за свои услуги выставила счет на 2 360 руб. (в т. ч. 360 руб. НДС). В учете бухгалтер зафиксировал следующие проводки:

Дт 94 Кт 41 / Товары ИСГ — 11 950 руб. (12 000 – 50);

Дт 91 Кт 94 — 11 950 руб. — списана себестоимость уничтоженных товаров;

Дт 91 Кт 76 — 2 000 руб. — учтены расходы по услугам сторонней организации по уничтожению;

Дт 19 Кт 76 — 360 руб. — НДС по услугам сторонней организации.

3.2. Гречневую крупу реализовали приюту для животных за 8 000 руб. В учете были сделаны такие проводки:

Дт 62 Кт 90 — 8 000 руб. — начислена выручка от реализации;

Дт 90 Кт 68 / НДС — 1 220 руб. — НДС с реализации;

Дт 90 Кт 41 / Товары ИСГ — 15 950 руб. (16 000 – 50).

Налоговые нюансы списания товаров

Подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ предусматривает включение в состав расходов для исчисления налога на прибыль прочих расходов, связанных с производством и реализацией. Расходы должны отвечать критерию экономической обоснованности в соответствии со ст. 252, 265 НК РФ.

Если выявление, изъятие из оборота, утилизация или уничтожение просроченных товаров являются законной обязанностью продавца, результаты от этих операций могут уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль. Подтверждают эти выводы и письма Минфина, например от 23.04.2019 № 07-01-09/29286, от 09.07.2018 № 03-03-06/1/47374.

Из этого следует и возможность вычета по НДС, уплаченному за услуги, связанные с экспертизой, утилизацией или уничтожением товаров с истекшим сроком годности.

А как быть с НДС, который вы взяли к вычету по самому списываемому товару? Нужно ли его восстанавливать? Этот вопрос является спорным. Узнать, как складывается правоприменительная практика по нему, можно из аналитической подборки от К+, получив бесплатный пробный доступ к системе.

Итоги

Порядок списания товаров с истекшим сроком годности имеет свои нюансы в части документального оформления, необходимости проведения экспертизы и учета расходов (убытков) от списания для целей налогообложения.

Источник

Налоговые последствия списания товаров в связи с истечением срока годности: не так страшен чёрт…

Организации, занимающиеся оптовой торговлей продуктами питания, довольно часто сталкиваются с ситуацией, когда в результате истечения срока годности товаров им приходится такие товары утилизировать. При этом, как правило, налогоплательщики скрепя сердце восстанавливают НДС, принятый к вычету при приобретении этих товаров, а также уменьшают расходную часть по налогу на прибыль. Однако оправданны ли такие «жертвы»? Давайте попробуем разобраться в ситуации.

Минфин России в ответе на частный запрос налогоплательщика от 07.12.06 г. (который лишь отчасти можно считать официальной позицией) высказался таким образом, что в случае, если налогоплательщику не удалось реализовать товары до истечения срока их годности, расходы на их приобретения могут быть учтены в составе внереализационных расходов на основании подп.11 п.1 ст.265 НК РФ – в качестве затрат на аннулированные производственные заказы. При этом в качестве обоснования дана ссылка на письмо Минфина России от 27.10.05 г. №03-03-04/4/69.

Таким образом, финансовое ведомство формально разрешает налогоплательщикам учесть затраты на приобретение товаров, срок годности которых истек, в составе внереализационных расходов.

Однако нам такое основание списания расходов кажется довольно абсурдным и неприменимым в рассматриваемом случае по следующим причинам:

Во-первых, оптовые поставщики, как правило, не ведут производственную деятельность, а являются перепродавцами, а формулировка подп.11 п.1 ст.265 НК РФ позволяет распространить данную норму исключительно на производственные предприятия.

В этой связи нам представляется, что в случае списания налогоплательщиком затрат на основании подп.11.п.1 ст.265 НК РФ у ИФНС могут возникнуть вполне обоснованные возражения, в том числе по основаниям, приведенным выше, а перспективы положительного разрешения такого налогового спора будут весьма туманны.

Но не стоит отчаиваться, ведь расходы по первоначальному приобретению товаров с истекшим сроком годности могут быть учтены по иному основанию – в рамках прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп.49 п.1 ст.264 НК РФ).
Согласно п.1 ст.252 НК РФ для учета расходов в целях формирования налогооблагаемой базы необходимо, чтобы понесенные расходы были документально подтверждены, а также чтобы такие расходы были экономически оправданными.

При этом экономическая обоснованность понесенных налогоплательщиком расходов определяется не фактическим получением доходов в конкретном отчетном (налоговом) периоде, а направленностью таких расходов на получение дохода, то есть обусловленностью экономической деятельности налогоплательщика с учетом содержания предпринимательских целей и задач организации, что не оспаривается, в том числе, и Минфином России (см., напр., письмо от 27.10.05 г. №03-03-04/4/69).

Данное утверждение корреспондирует с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Определении от 04.06.07 N 320-О-П, согласно которой законодатель оправданно отказался от закрытого перечня конкретных затрат налогоплательщика, которые могут быть учтены при расчете налоговой базы, имея в виду многообразие содержания и форм экономической деятельности и видов возможных расходов, что при детальном и исчерпывающем их нормативном закреплении приводило бы к ограничению прав налогоплательщика, и предоставил налогоплательщикам возможность самостоятельно определять в каждом конкретном случае, исходя из фактических обстоятельств и особенностей их финансово-хозяйственной деятельности, относятся те или иные не поименованные в главе 25 Налогового кодекса Российской Федерации затраты к расходам в целях налогообложения либо нет.

Кроме того, в силу принципа свободы экономической деятельности (ч.1 ст.8 Конституции РФ) налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность.

При таких обстоятельствах налогоплательщику остается только доказать экономическую обоснованность закупок товаров, срок годности которых впоследствии истек, налоговому органу. В качестве примера можно привести такой аргумент, как объективное отсутствие возможности точного прогнозирования объемов закупок ввиду существования целого ряда факторов, на которые налогоплательщик не имеет возможности повлиять (колебания покупательского спроса, в т.ч. сезонные, финансовая стабильность деятельности постоянных клиентов, экономическая ситуация в стране в целом и т.п.).

Как следствие, налогоплательщики в большинстве случаев стараются иметь определенный запас товаров на складе, чтобы всегда иметь возможность удовлетворить потребности своих клиентов, как нынешних, так и будущих. Это ли не свидетельство направленности действий налогоплательщика на получение прибыли?

Вместе с тем, необходимость создания на складе запаса товаров с небольшим сроком годности влечет за собой экономический риск финансовых потерь, связанных с истечением срока годности таких товаров и невозможностью их дальнейшей реализации. Довольно очевидно, что такие риски являются неизбежными и неразрывно связанными с основным видом деятельности налогоплательщика – оптовой торговлей продуктами питания.

Как указано в Определении Конституционного Суда РФ от 04.06.07 г. №320-О-П, глава 25 НК РФ регулирует налогообложение прибыли организаций и устанавливает в этих целях определенную соотносимость доходов и расходов и связь последних именно с деятельностью организации по извлечению прибыли. Так, перечень затрат, подлежащих включению в состав расходов, связанных с производством и реализацией, содержит материальные расходы, расходы на оплату труда, суммы начисленной амортизации и прочие расходы, включая расходы на ремонт основных средств, направленные на развитие производства и сохранение его прибыльности (статьи 253-255, 260-264 НК РФ). Этот же критерий прямо обозначен в абз.4 п.1 ст.252 НК РФ как основное условие признания затрат обоснованными или экономически оправданными: расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

На основании изложенного мы полагаем, что налогоплательщики вправе учитывать расходы на приобретение товаров, срок годности которых впоследствии истек, в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп.49 п.1 ст.264 НК РФ), что подтверждается и судебно-арбитражной практикой, хотя и немногочисленной (см., напр., постановление ФАС Московского округа от 11.10.07 г. по делу №А40-5833/07-127-43, постановление ФАС Северо-Западного округа от 02.12.05 г. по делу №А56-1114/2005).

Что касается налога на добавленную стоимость, Минфин России в упоминавшемся ранее ответе на частный запрос налогоплательщика от 07.12.06 г. указал на безусловную необходимость восстановления НДС, ранее принятого налогоплательщиком к вычету по товарам, срок годности которых истек. При этом основным аргументом специалистов главного финансового ведомства является невыполнение налогоплательщиком условий принятия налога к вычету (ст.171, 172 НК РФ), поскольку приобретенные товары не используются в операциях, облагаемых НДС (не перепродаются).

По нашему мнению, данный вывод является в корне ошибочным и противоречащим нормам действующего законодательства.
Так, согласно положениям главы 21 НК РФ, право на вычеты по НДС возникает при выполнении следующих условий:

1) вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров, приобретаемых для перепродажи (подп.2 п.2 ст.171 НК РФ);

2) товары должны быть приняты к учету (п.1 ст.172 НК РФ);

3) у налогоплательщика имеется надлежащим образом оформленная счет-фактура (п.1 ст.172 НК РФ).

В рассматриваемом случае налоговыми органами ставится под сомнение соблюдение налогоплательщиком первого условия, поскольку в конечном итоге перепродажа товаров не состоялась, товары были просто уничтожены.

Однако нельзя забывать, что в момент приобретения товаров условия принятия НДС к вычету были выполнены, поскольку приобретенные товары налогоплательщик намеревался перепродать своим покупателям. В этой связи вычеты по НДС были применены им правомерно.

Что касается необходимости восстановления НДС по товарам, уничтоженным в связи с истечением срока годности, в данном случае применению подлежат не правила применения вычетов, на которые указывает Минфин России, а правила восстановления НДС, предусмотренные п.3 ст.170 НК РФ. Перечень случаев, когда НДС подлежит восстановлению, является закрытым, и расширительному толкованию не подлежит. При этом в законе отсутствует обязанность восстановить НДС, ранее принятый к вычету, при уничтожении товаров в связи с истечением срока годности.

Таким образом, у Заказчика отсутствует обязанность восстановить НДС по товарам, уничтожаемым в связи с истечением срока их годности, что подтверждается и устойчивой судебной практикой (см., напр., постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 04.06.07 г. по делу №Ф04-3622/2007 (34973-А03-42), ФАС Западно-Сибирского округа от 17.07.07 г. по делу №Ф04-4806/2007-(36309-А03-42), ФАС Уральского округа от 06.10.04 г. по делу №Ф09-4161/04-АК и от 08.04.04 г. №Ф09-1329/04-АК).

Подводя итог, хотим отметить следующее. С высокой долей вероятности можно утверждать, что следование налогоплательщиков рекомендациям, содержащимся в настоящей статье, приведет к возникновения налогового спора. Однако вышеприведенные аргументы кажутся нам весьма убедительными, в связи с чем мы призываем читателей не бояться защищать свой бизнес и отстаивать правомерность своих действий всеми доступными способами, в том числе и в суде.

ВНИМАНИЕ!

1 декабря на «Клерке» стартует обучение на онлайн-курсе повышения квалификации для получения удостоверения, которое попадет в госреестр. Тема курса: управленческий учет.

Повышайте свою ценность как специалиста прямо на «Клерке». Подробнее

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *