как средства музыкальной выразительности влияют на формирование музыкальной формы расскажи
Как средства музыкальной выразительности влияют на формирование музыкальной формы расскажи
Средства музыкальной выразительности
Музыка – это язык чувств. Уникальность музыкального искусства заключается в том, что понять заложенное композитором чувство может практически каждый человек. Помогают нашему восприятию средства музыкальной выразительности. Познакомиться с основными средствами музыкальной выразительности будет полезно как профессиональному музыканту, так и любителю. Знания помогут не только понимать язык музыки, но и говорить на нем, сочиняя свои произведения.
Из чего состоит музыка
Классическая музыка имеет определенные каноны, позволяющие создавать удивительные шифры. Эти музыкальные приемы формировались столетиями, менялись в зависимости от эпохи и моды. Интересно, что до эпохи барокко музыкальное искусство имело прикладной характер. За редким исключением инструментальная музыка имела самостоятельность и могла исполняться без танца или слова. В основном инструменты использовались лишь в качестве аккомпанемента. Начало формирования собственного языка символов, а именно средств музыкальной выразительности было положено в 16 веках. Но за дальнейшие века эмоциональная палитра наполнилась всеми оттенками и цветами, создающими особый колорит произведения.
К средствам музыкальной выразительности относят:
Рассмотрим по отдельности каждое средство музыкальной выразительности.
Мелодия: определение, типы
Мелодия представляет собой законченную музыкальную мысль, несущую в себе яркий образ. Чаще всего мелодическая линия является одноголосной.
Справедливо сказать, что сколько существует на свете мелодий, столько и есть их разновидностей. Ведь каждая мелодия уникальна и интересна по-своему. Тем не менее, музыковеды выделяют несколько основных разновидностей:
Важнейшим моментом в развитии мелодии является кульминация. Это наивысшая точка развития мелодического движения. Обычно выделяется следующими признаками:
Соотношение устойчивых и неустойчивых звуков образуют лад. Наиболее привычными ладами являются мажор и минор. По характеру звучания мажор сильно отличается от минора. Строение мажора подразумевает более ясное, светлое звучание.
Минор отличается спокойствием, но может выражать напряженность. Минор – это романтический лад, имеющий оттенок печали и грусти.
Гармония, фактура
Гармония – это одновременное или последовательное соединение трех или более звуков. При изучении музыки существует отдельная дисциплина, имеющая название «Гармония». Музыканты изучают аккорды и аккордовые последовательности, создающие звуковые эффекты.
У каждого аккорда есть собственная краска:
Взаимодействие аккордов в тональности также подчиняется правилам гармонии. Здесь важно учитывать функциональность аккорда, то есть его расположение на определенной ступени лада. Красочности гармонии также придают модуляции и отклонения.
Фактура – это склад музыкальной ткани. В широком смысле фактура делится на два типа:
1) Полифонический склад – многоголосие, в котором все голоса считаются равноправными. В полифонии вместо ведущей мелодии используется тема, противосложение. Примером полифонии является Фуга до мажор И.С. Баха из « Хорошо темперированного клавира » I том.
В более узком значении фактура подразумевает варианты изложения аккордов:
Регистры и тембры
Высота звучания зависит от регистра. Условно существует три регистра:
Фортепиано является инструментом, включающим в себя все три регистра. Но не все инструменты могут похвастаться столь широким диапазоном. Чтобы сохранить тембровую краску и ее природную красоту, композиторы используют инструменты в области выразительного звучания. Изображение поможет понять, какие инструменты играют в каких регистрах.
Композиторы XX века используют инструменты вне сферы выразительной игры для создания эффекта напряженности или неестественности. Например, Игорь Стравинский в увертюре к балету « Весна священная » использует фагот в непривычно высоком для него регистре. В результате звучание инструмента стало практически неузнаваемым.
Ритмический рисунок, темп
Много звуковой информации о музыкальном жанре и о стиле произведения слушатель получает из ритма. При этом важно различать ритм и метр. Ритм представляет собой соотношение длительностей в их последовательности. Метр же является чередованием сильных долей (постоянных акцентов) и слабых, выражаемых размером.
Ритмический рисунок в определенном метре сам по себе может нести характеристику для многих жанров музыки:
Практически каждый танец или жанр имеет свою особенную ритмическую формулу.
Как средство музыкальной выразительности используется темп. Это скорость исполнения, позволяющая максимально точно передать образ. Обычно указывается в начале композиции. Записывается итальянским словом. В таблице приведены термины, перевод и единица метра, выставляемая при исполнении на метрономе.
Штрихи
Штрихи представляют собой способы звукоизвлечения. Нюансы исполнения связаны с штрихами. К основным относят:
Легато – связно, объединяет несколько нот линией.
Нон легато – играть каждую ноту отдельно. Не обозначается, либо прописывается – nonlegato.
Для каждого инструмента предусматриваются разные штрихи, позволяющие добиться необходимого звучания.
Динамика
Как использовать средства музыкальной выразительности
Средства музыкальной выразительности помогают передать образное содержание и замысел композитора, поэтому при исполнении важно учитывать каждый нюанс, прописанный в нотах. Если музыкант хочет сочинять музыку, то эти приемы станут отличной базой для первых сочинений. Важно учитывать особенности жанра. Многие музыкальные произведения имеют контраст, поэтому в одном сочинении могут использовать различные по краске средства выразительности. Все зависит от драматургии и от взаимодействия образов.
Тем не менее, не стоит переставать искать что-то новое, пробовать и экспериментировать. Главное в музыке – это уметь при помощи звуков подарить слушателю эмоцию или образ.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Конспект урока «Средства музыкальной выразительности как основа развития музыки»
Средства музыкальной выразительности как основа развития музыки
Есипенок Наталья Геннадьевна,
преподаватель по классу балалайки
ЛГ МАОУ ДОД «Музыкальная школа»
Цель урока: выявление значения средств музыкальной выразительности в развитии музыки
обобщить и систематизировать знания о средствах музыкальной выразительности;
закрепить понятие «жанра» в музыке;
освоить алгоритм элементарного анализа музыкальных произведений.
активизировать познавательную, музыкально-творческую деятельность;
совершенствовать исполнительские навыки на примере гаммы, упражнений, этюда;
развивать навыки анализа и обобщения музыкального материала;
развивать музыкально-образное и двигательно-координационное мышление.
воспитывать навык адекватного эмоционально-образного восприятия музыки в процессе её исполнения.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Вид урока: комбинированный.
Жанр урока: творческая лаборатория.
персональный компьютер, выход в сеть Интернет.
Место проведения: ЛГ МАОУ ДОД «Музыкальная школа», кабинет индивидуальных занятий.
рабочая образовательная программа по предмету «Музыкальный инструмент. Балалайка»;
конструкт и структура урока;
мультимедийная разработка урока.
Хрестоматия для балалайка, 1-3 классы ДМШ: уч.пособие. [Ноты]./ В.Д. Глейхман. – М.: Кифара, 2004. – С.63.
Нечепоренко П.И., Мельников В.И. Школа игры на балалайке. [Ноты]./ П.И. Нечепоренко, В.И. Мельников. – М.: Музыка, 1994. – С.151, С.175.
Цветков В. Школа игры на балалайке. [Ноты]./ В. Цветков. – М.: МОУМЦ, 2000. – С.59.
«Дневник музыкальных впечатлений»;
мини-тест «Собери цветок»;
план анализа музыкального произведения;
презентация «Кроссворд «Средства музыкальной выразительности»;
«Словарь музыкальных терминов»;
«Таблица-анализ музыкального произведения».
карточки «Ритмические формулы».
планшет «Средства музыкальной выразительности».
диагностическая карта № 2
Панин В. «Этюд-глиссандо» Ре мажор.
Шапорин Ю. «Колыбельная».
План проведения урока
Создание благоприятной психологической атмосферы.
Подготовка к основному этапу урока.
Организация правильной посадки за инструментом.
Сообщение темы, цели и задач урока.
Проверка выполнения домашнего задания:
Работа с презентацией «Средства музыкальной выразительности».
Исполнение Панин В. «Этюд-глиссандо» Ре мажор.
Основной этап урока.
Выявление значения средств музыкальной выразительности в развитии музыки посредством проведения ряда экспериментов (на примере пьесы Аз. Иванова «Полька»).
Обобщение и систематизация знаний.
Работа с наглядным материалом.
Элементарный анализ музыкального произведения:
Работа с раздаточным материалом «План анализа музыкальных произведений».
Работа с планшетом «Средства музыкальной выразительности».
Заключительный этап урока.
Подведение итогов урока (мини-лекция).
Мини-тест «Собери цветок»
Инструктаж домашнего задания.
Здравствуй, Арина. Проходи, пожалуйста. Приготовь всё, необходимое для урока.
учебные принадлежности: ноты, дневник, ручка,
нотная тетрадь, словарь музыкальных терминов
Сегодня мы продолжим работу над пьесами, которые мы с тобой представим на академическом концерте в декабре. Скажи, что тебе было задано на дом?
На дом было задано: выучить на память «Польку», выразительно исполнять динамику, этюд подготовить к сдаче. На уроке мы разобрали пьесу «Колыбельная», дома нужно закрепить пьесу, обратить внимание на исполнение штрихов « legato » и срывы пальцами левой руки.
Всё верно. По традиции мы начнём урок с исполнения гаммы. Как ты считаешь: для чего нужно играть гаммы, упражнения и этюды?
Для того чтобы развивать технику, укреплять пальцы.
Правильно. Но кроме этого, при работе над гаммами и упражнениями мы ещё узнаём и закрепляем аппликатурные закономерности, новые приёмы звукоизвлечения, ритмическую организацию длительностей и затем применяем их в пьесах. Поэтому при самостоятельном разборе музыкального произведения у тебя не возникает ритмических, аппликатурных трудностей.
Сейчас, пожалуйста, исполни гамму До мажор.
педагог инструктирует исполнение гаммы:
умеренный темп, длительности затем
далее исполнить гамму «гитарным» приёмом.
ученица исполняет гамму До мажор
педагог контролирует посадку, корректирует движения рук, пальцев ученицы
Молодец, Арина! Ответь, пожалуйста, мне на такой вопрос: что изменялось в звучании гаммы при движении вверх и вниз?
Вверх я играла крещендо, а вниз – диминуэндо.
Верно. Подумай и ответь: изменился ли характер звучания при изменении ритма?
Молодец! Арина, ритм, темп, динамика – каким определением мы можем объединить все эти понятия?
Это средства музыкальной выразительности.
работа с презентацией «Средства музыкальной выразительности»
ученица разгадывает кроссворд
Всё правильно. Итак, к средствам музыкальной выразительности мы относим: мелодию, ритм, динамику, лад, регистр, темп, тембр и всё начинается с интонации.
Одним из творческих заданий на дом было придумать название, рассказать о характере и изобразить музыку «Этюда-глиссандо» в рисунке.
ученица демонстрирует рисунок,
рассказывает о придуманном ею художественном образе
У тебя получился замечательный рисунок, и ты все правильно рассказала о характере пьесы и средствах выразительности используемых композитором. А сейчас исполни, пожалуйста, «Этюд-глиссандо».
ученица исполняет В.Панин «Этюд-глиссандо» без нот с аккомпанементом,
Молодец! Продолжаем урок. Сейчас я предлагаю тебе исполнить «Польку» и проследить, какие средства выразительности использует композитор в раскрытии содержания пьесы. Задание понятно?
ученица исполняет пьесу Азария Иванова «Полька» с аккомпанементом,
педагог наблюдает и контролирует точное исполнение штрихов,
соблюдение аппликатуры, чёткость воспроизведения акцентов,
корректирует работу игрового аппарата, посадку ученицы
Спасибо, Арина! Мне понравилось твое исполнение.
Давай немного поговорим о пьесе. Посмотри на иллюстрацию картины «Полька». Давай вспомним, что такое полька?
педагог демонстрирует иллюстрацию и фотографию танца
Полька – это старинный чешский танец, жанр танцевальной музыки. Характер у польки быстрый, живой, размер 2/4, исполняется легко с опорой на сильную долю.
Всё верно. А какие средства музыкальной выразительности использовал композитор для воплощения характера польки?
Чтобы тебе было легче анализировать произведение, я для тебя составила план анализа.
ученица работает с раздаточным материалом:
«План анализа музыкального произведения» и
планшет «Средства музыкальной выразительности»
Верно! Арина, как ты считаешь, изменится ли характер польки, если изменить хотя бы одно средство выразительности?
Думаю, что изменится.
Чтобы проверить это, мы с тобой проведём небольшой эксперимент.
Исполни, пожалуйста, польку в миноре.
эксперимент 1: ученица исполняет «Польку» в ля миноре
Спасибо! Арина, какой образ возник в твоем воображении, характер пьесы остался прежним или изменился?
Полька стала не весёлой, а грустной.
Так, а если изменить ритмический рисунок и темп?
педагог инструктирует выполнение заданий:
эксперимент 2: исполнить пьесу в миноре, в медленном темпе, ровными длительностями
эксперимент 3: исполнить пьесу в основной тональности, но в другом ритме
ученица исполняет «Польку»
Хорошо, продолжим эксперимент: изменим динамику и лад. Исполни всё произведение на p и mp . Что получится?
педагог инструктирует выполнение задания:
эксперимент 4: исполнить пьесу в миноре и умеренной динамикой
ученица исполняет «Польку» в ля миноре на p и mp
В этот раз движение музыки как будто бы остановилось.
Арина, к сожалению, урок подходит к концу. Давай вспомним и обобщим, что мы делали на уроке, что тебе понравилось, может какие возникли в ходе урока проблемы?
На уроке мы говорили о средствах музыкальной выразительности, с помощью которых мы раскрываем характер исполняемых пьес, их музыкальный образ. Провели эксперимент, научились анализировать музыкальное произведение.
Всё верно, Арина. И завершая урок, давай ещё раз повторим средства музыкальной выразительности. Предлагаю поиграть в игру, которая называется «Собери цветок».
педагог инструктирует условия игры:
необходимо составить цветок из отдельных лепестков, на каждом из которых написано название одного из средств выразительности;
педагог даёт определение средству выразительности,
ученица выбирает лепесток с соответствующим названием и составляет из них цветок
Молодец, Арина! Ты справилась с поставленной задачей.
Арина, хочу поблагодарить тебя за совместное творчество. Ты сегодня очень хорошо и плодотворно поработала на уроке, заслужила саму высокую отметку «отлично».
Гамму До мажор и «Этюд-глиссандо» подготовить к сдаче на техническом зачёте.
«Колыбельная» – провести анализ пьесы, используя «План анализа музыкального произведения», записать его в «Таблицу-анализ восприятия музыкального произведения», продолжить отработку штрихов, уделить внимание технически сложным местам.
Заполнить «Дневник музыкальных впечатлений».
педагог проводит инструктаж домашнего задания,
записывает его в дневник ученицы
Регистр, ритм и мелодия
Регистр является частью диапазона. Также этим термином называют высоту музыкального инструмента или голоса.
Бывают такие виды регистра:
Это средство становится понятным, если наблюдать за каким-либо танцем. Все происходит в такт, благодаря чему движения приобретают эмоциональных окрас.
Музыка без ритма не может восприниматься полноценной мелодией. Она похожа на простой набор звуков. Этот приём придаёт музыкальной композиции изобразительность и лиричность или же тревогу и взволнованность.
Развитие цифровой музыки основано на хорошо подобранном ритме. Чтобы был качественный звук у таких композиций, нужно использовать хорошие динамики. Также существуют и другие важные элементы.
Таблица: средства музыкальной выразительности и их определение.
Средства выразительности | Содержание | Свойства и разновидности |
Мелодия | Одноголосно выраженная мысль | |
Лад | Взаимосвязь звуков между собой | Мажор, минор |
Регистр | Чередование и соотношение различных музыкальных длительностей | Ровный, пунктирный |
Звуковедение | Штрих | Отрывисто, связно, отчётливо, закономерно |
Тембр | Окраска звука | Звонкий, глухой, мягкий, резкий |
Темп | Скорость музыки | Медленный, умеренный, быстрый, динамический |
Динамика | Изменение громкости | |
Форма | Построение музыкального произведения | Рондо, вариации, сонатная форма |
Аккомпанемент | Сопровождение | Оркестровый, инструментальный, вокальный или речь |
Размер, темп и лад
Для записи ритма на листе применяется музыкальный размер. Благодаря этому музыкант может понять, какой темп и ритм необходимо соблюдать. Существуют разные музыкальные размеры, например, две четверти, одна восьмая и т. д. Для правильного соблюдения ритма во время изучения нового материала нужно использовать метроном или самостоятельно считать.
Для обозначения используется итальянский язык. В самом начале композитор указывает, в каком темпе нужно исполнять мелодию. Может быть написано воодушевлённо, мечтательно, в темпе марша, в темпе вальса.
Помимо равномерного звучания музыки могут быть отклонения. Это позволяет сделать композицию более живой и эмоциональной. Темп произведения и его изменения является очень важным способом музыкальной выразительности.
Существуют неустойчивые и устойчивые звуки. У вторых звучание ясное, поэтому они являются основой. Если музыка остановилась на неустойчивом звуке, то необходимо перейти на устойчивый. Такая взаимосвязь является основой музыкальной речи. Зачастую в композиции присутствует многократные переходы.
Тембр и динамика
Тембром называется звуковой окрас. У разных людей и музыкальных инструментов свой тембр. С помощью этого выразительного средства человек может различать голоса и различные инструменты, не глядя на них.
Женские и мужские голоса бывают:
В оркестре музыкальные инструменты распределяются по типам. Всего их существует четыре:
Динамикой называется громкость музыки. Тихое музыкальное произведение ассоциируется со спокойствием или лёгкой грустью, а громкое выражает напряжённые или энергичные образы.
Динамика нарастает, когда нужно усилить напряжение или подготовить слушателя к кульминации. Динамическая кульминация является высшей точкой напряжения. Когда она ослабевает, создаётся ощущение успокоения.
Метр и гармония
Метром называется пульсация, то есть равномерная смена слабых и сильных долей. Если записывать это в нотном выражении, то указывается размер, такт и отдельные тактовые черты.
По интервальному строению аккорды подразделяются на такие:
Современная музыка часто предполагает резкое звучание гармонии. Это называется диссонансом. В классической в основном используются трезвучия.
Диссонанс может быть довольно сложным, так как очень часто применяются нестандартные созвучия, например, одновременное сочетание разных размеров.
Происхождение этого средства выразительности в музыке связывают с многоголосым пением. Есть свидетельства, что оно существовало уже в Средние века.
Фактура в музыке
Фактура с латинского означает обработку. Это вид изложения музыки. Основными элементами, входящими в определения, являются средние голоса, аккомпанемент, бас и мелодия.
Фактуру подразделяют на прозрачную и плотную. Первая вызывает ощущение лёгкости, а от второй создаётся впечатление мощи и силы.
В многоголосной музыке один из голосов является основным, а все остальные выступают в роли аккомпанемента, то есть сопровождающими. Ритмические аккорды, объединённые с сопровождающими, являются разновидностью гомофонной фактуры.
Имитационная также подразделяется на несколько типов:
Также существует ещё разновидность, которая называется фугетта. Это упрощённая фуга, предназначенная для фортепиано или органа.
Штрихи и форма
Одним из важнейших инструментов выразительности в музыке являются штрихи. Это средство, с помощью которого музыкант может понять манеру исполнения. Это определяет характер произведения. Музыкальные штрихи подразделяются на такие виды:
Последовательность отдельных частей, из которых состоит мелодия, называется формой музыкального произведения. Она подразделяется на сюиту, рондо, сонатное аллегро, сонатно-симфонический цикл, куплетную, трёхчастную или двухчастную форму.
Также существует мотив. В музыкальной речи это самый маленький элемент.
При исполнении произведения музыкант выделяет отдельные мысли, фразы и предложения. Это уже называется фразировкой. Данное средство является частью формы. Оно предполагает, что во фразах есть кульминации.