как стать системным администратором пособие для начинающих
Как стать системным администратором — пособие для начинающих (часть 3)
В этой части: как закончить быть эникеем и стать системым администратором.
Итак, допустим, вы работаете эникеем. Возможно, уже вторую или даже третью работу. Допустим, вы восприняли всерьёз мой совет читать по 20-30 айтишных книжек в год и прочитали за прошедшие два года аж 4 книги. У вас обширный экспириенс общения с пользователями, вы перестали бояться бить в бубен, а удачно посылать пользователей вы научились лучше админа. (Не в этом ли причина третьей по счёту работы?).
В «завершении карьеры» есть два важных фактора: куда уйти и как уйти.
Я сейчас скажу очень важную вещь, её многие, работающие на «младших должностях» не понимают, а на самом деле это очень важно:
Не портите себе карму
Не увольняйтесь внезапно.
Если вы уйдёте с работы в режиме «да, с принтером разобрался, кстати, с первого числа я тут не работаю, если что, сейчас пойду посмотрю что там в бухгалтерии случилось», то на вас обидятся. Почему? Потому что найти толкового эникея (так же как и админа) сложнее, чем найти работу толковому эникею. И для вас «неделя без работы» может и имеет какие-то неприятные финансовые результаты, но, по сути, не является смертельной. Для фирмы остановка работы из-за внезапного отсутствия сотрудников — это много более болезенный процесс.
Большинство эникеев и начинающих админов подсознательно (или сознательно?) боятся, что их выставят за дверь при первом заикании о поиске новой работы.
Наверное, с неадекватными людьми так и будет, но вот реакция адекватных будет куда более хорошей, чем вы ожидаете. Если вы скажете «я уже устал тут работать, сейчас постепенно себе подыскиваю новую работу», то вы дадите куда больше времени найти вам замену. Понятно, что это риск: если вы «подыскиваю новую работу», а сами сидите на месте, получается глупая ситуация. Но, в современных реалиях (Москва, Санкт-Петебург) вы её себе найдёте вполне, даже если не так хорошо, как ожидали. А сказав заранее о том, что вы уходите вы дадите возможность найти замену в спокойном, а не в авральном режиме. И да, фирма лучше заплатит вам и вашему последователю пару недель зп, чем выпихнет вас тут же за дверь, взяв на ваше место нуба без опыта работы в компании. Если вас не увольняли раньше, зачем работодателю расставаться с вами досрочно? Нуб будет первые недели учиться у вас (меньше идиотизмов и доставаний админа), а вы спокойно искать работу.
Зачем эти сложности, когда можно просто хлопнуть по столу и сказать «через две недели меня тут ни духа»?
Потому что чем выше будет ваша квалификация, тем меньше вы будете серой безликой массой одной категории с сотрудниками склада. И если ваш внезапный уход, оставивший от себя ощущение «подставы» — то это очень плохо. Вас запомнят, и, возможно, в дальнейшем с вами просто не будут иметь дело. А, повторю, чем выше квалификация, тем меньше мирок, в котором вы вращаетесь. Если вы хотите идти вверх — не разрушайте то, по чему идёте.
Самый же ужасный вариант ухода — сразу после отпуска.
Если вы хотите иметь нормальные отношения — уходите плавно. Пример из моего опыта: этой зимой я расставался с небольшой компанией, которую держал на аутсорсе. Из-за специфичных условий работы адекватная замена нашлась только через 4 месяца. Сказал я о том, что мне больше не интересно с ними работать в феврале, а ушёл — в мае. Разумеется, не всегда такие экстремальные условия, но старайтесь идти на встречу работодателю в таких вопросах.
О том, куда уходить
Первый вариант — снова эникеем, возможно, на большие деньги. По большому счёту не имеет смысла — у вас начнут постепенно появляться дурные привычки застарелой низкоквалифицированной работы. Поставьте для себя лимит — в эникеях не более полутора — двух лет. Если вы проработаете эникеем больше 5 лет, то перспективы стать спецом в какой-то области (кроме эникейства) станут весьма призрачными.
Второй вариант — уходить в менеджеры по продажам/индустриальные альпинисты и т.д. — на ваше усмотрение, знать ничего не знаю (хотя денег будет больше).
Очевидный третий путь — искать работу системным администратором. Вариантов два — либо уходит текущий системный администратор и вы автоматом получаете карьерное повышение, либо вы уходите на администратора в другую компанию.
Чтобы уходить на админа — нужно иметь достаточно мужества и знаний. Мужества — потому что вам придётся стать крайним во всех проблемах посторонней компании, про которую вы ни сном, ни духом. Раньше, если вы чего-то не могли, суровый и сердитый админ садился сам это делать, пусть и отругав вас. Теперь — вы крайний.
Вариант с «повышением» до админа много более приятный — знакомый коллектив, знакомая техника, знакомый человек, которому можно задать вопрос, если совсем будет плохо. Однако, учтите, что это очень и очень суровый шаг. Обычно «эникеи» есть в достаточно крупных компаниях, и вы окажитесь один на один не с десятью компьютерами и никому не сдавшимся сервером, а в условиях мощной инфраструктуры, на которую рассчитывают — и вовсе не для того, чтобы посидеть во вконтактике, эти сервера вероятнее всего, то, что называется ‘mission critical’, то есть приносят деньги компании (а когда простаивают — приносят убытки). И спрашивать с вас будут в полный рост, да ещё и с мыслью «ничего он не умеет, а этот месяц он с работающих серверов пыль сдувал». Менее радикальным является повышение в условиях крупного IT-отдела — в этом случае есть коллеги и начальники, которые не дадут упасть совсем. Но они же будут куда более строгими судьями, чем мало понимающие в IT начальники.
О том, когда уходить
Как я уже сказал, категорически «нет» сразу после отпуска, праздников, в моменты авралов и т.д. Про внешние обстоятельства я написал выше. Здесь — про внутреннее ощущение о своей квалификации.
Точный момент ухода каждый определяет для себя сам; но учтите, работать админом сложнее, чем кажется на первый взгляд. Роскошь уходить с работы вовремя для вас будет закрыта на ближайшие пару лет.
К моменту ухода вы должны иметь опыт установки и конфигурирования с нуля active directory (я пока иду по виндовому пути, про более интересные варианты карьеры чуть позже), уметь организовать маленькую сеть компании. Тренируйтесь — виртуализация позволит вам полне поиграться с крутой топологией чуть ли не на ноутбуке.
Существует определённая традиция пытаться нахапать себе сертификатов по различным технологиям. Навыков они существенно не добавят, какие-никакие знания дадут. Главное, на что влияют сертификаты — на з/п и шансы быть взятым на вакансии в всякие крутые конторы на мелкие должности. Если есть деньги, время и желание — получайте, лишними не будут. Вообще, это более общий принцип: никогда не избегайте обучения. Особенно, если вам его дают в рабочее время, особенно, если оно профильное, особенно, если за счёт работодателя.
Старайтесь не уходить «как только подвернулось куда» — я выше написал о проблемах внезапного ухода, плюс, уходя по первому чиху вы рискуете оказаться в ситуации, что попали не туда, куда хотели. Если с эникейством выбора особого нет, то с администрированием я очень не советую бежать куда попало лишь бы стать админом. Особенно следует быть осторожным с вакансиями, на которых написано «системный администратор», а по описанию — это непонятно что. Часто в сисадминов записывают сотрудников саппорта, эникейщиков и т.д. Для звучной строчки в резюме неплохо, но вы там потеряете кусок своей жизни.
После этого идёте к начальству, спокойно говорите, что у вас возросла квалификация, и вы хотите начать искать новую работу, уточняя, что вы не планируете уходить «прямо сейчас». Если начальство адекватное, то это правильно поймут. Если нет — не забывайте про резервные деньги, да и в любом случае выставят вас не мгновенно, а в какие-то разумные сроки.
Кстати, если компания большая, то вам могут просто предложить повышение. Но не настаивайте на нём в режиме «дайте больше, а то уйду» — это некорректно и в таких условяих вам точно ничего не дадут. Если же предложили повышение, то не бросайтесь с распростёртыми объятиями, скажите, что хотите подумать недельку. Хотя советую соглашаться — делать карьеру лучше, чем менять работы.
После этого начинаете искать работу. Резюме, описание навыков, опыт — обязательно. Кстати, если начальство адекватное и уход восприняло спокойно, то вот вам и важный пункт: контакты человека, у которого вы всё ещё работаете, где можно узнать, как и что. Опять же, адеватное начальство вполне спокойно отнесётся к вашим отсутствиям на время собеседований, которые не надо будет «прятать» за опоздания и личные проблемы.
И снова собеседование
Ключевые изменения: ваша предыдущая работа, ваши success story, более глубокие знания и навыки. Поскольку ничего этого на самом деле нет, придётся чуть-чуть надуваться. Но чуть-чуть — ибо пустые рассказы ни о чём никого не убедят.
Есть несколько вариантов, в которых вы окажетесь:
В зависимости от сценария вам будут задавать либо очень сложные вопросы, либо дурацкие. Хоть я и написал типы собеседований, но особых советов по каждому из них дать не могу — практически всё, что я говорил про собеседование эникейщика применимо и тут.
Вы админ. Ура?
Я оставляю в стороне вопрос что делать в команде (что сказали, то и делать) и расскажу про сценарий, когда вы оказались Системным Администратором мелкой конторы, которая решила сэкономить на админе и согласилсь взять малоквалифицированного нуба на смешную зарплату (то есть вас).
Вероятнее всего, в первые месяцы будет не до систематического обучения. Ваша задача — понять всё, что делал ваш предшественник, причём, как в смысле «что он хотел сделать», так и в смысле «что получилось».
Не стоит гневно возмущаться, столкнувшись с неизвестной вам вещью, которая кажется нелогичной — возможно, у этого есть глубокие соображения, которые вам должны быть известны, но вы их не знаете. Быстрый пример из жизни: на виндовых в настройках DNS указаны не только контроллеры доменов, но и юниксовый кеширующий DNS-сервер, который не поддерживает динамические обновления. Это вызывает отчаянный флуд в event log’е — но сделано это для того, чтобы избежать рейс кондишн при старте сети после блэкаута (DC стратуют много дольше, чем большинство других серверов). При этом нужно помнить про особенности кеширования и сбрасывать кеш в случае смены конфигурации AD.
Так же не стоит ругать предшественника за кажущуюся «халтуру». Право кого-либо ругать у вас появится после того, как вы сделаете лучше.
И нет, фраза «не нужно быть поваром, чтобы сказать, что еда подгорела» не применима к ситуации, когда вы тоже повар. Сначала сделайте лучше, а потом ругайте(сь).
Впрочем, ближе к сути.
Ваши ближайшие задачи: найти документацию или создать её в случае отсутствия по устройству сетей, список оборудования с настройками management-интерфейсов и паролей, аналогично для серверов, список рабочих станций, принтеров и т.д.
Без понимания конфигурации сети вы ничего не сможете сделать (хорошего).
После того, как конфигурация выписана, попробуйте её нарисовать схематически. Попытайтесь определить, есть ли в сети (зачатки) distribution и core level, почему то или иное оборудование именно тут. Если хватит квалификации — попытайтесь оценить размеры broadcast-доменов и трафик в узловых точках. Трафик в локалке считать сложно, но понятно, что пачка сотрудников, сидящих вместе с сетевым принтером в одном сегменте сети, но работающая с 1С на файловой шаре в другом, подключенная через 100Мб маршрутизатор — плохое место, источник потенциальных сбоев (включая сбои 1С и т.д.).
После сетевой топологии попытайтесь собрать воедино все права (группы, служебные учётные записи) и общие ресурсы.
После этого попытайтесь выяснить все нестандарные сервисы, которые работают в сети. Обычно это делается через сотрудников, которые ими пользуются. Узнать заранее о существовании системы автоматического учёта расхода топлива много лучше, чем узнать о ней вместе с жалобой «перестала работать».
То же касается конфигурации серверов — списки обслуживаемых доменов, сайты, почтовые домены, система редиректов, организация выхода в интернет, учёт расхода трафика и т.д. Особый акцент на лицензионность софта. Обязательно сделайте бэкапы всего, что есть. Попытайтесь поднять его на тестовой машине (внимание: машина должна быть изолирована от основной сети физически, иначе можете поймать страшные проблемы с конфликтами одинаковых настроек).
С большой вероятностью вы найдёте для себя более чем много нового. И это определяет ваше первичное обучение. Как только вы сталкиваетесь с каким-либо новым сервисом (а, полагая, что вы выходец из эникеев, каждый сервис для вас в новинку) — не ленитесь:
а) Находить литературу и читать. На этот раз не 20 (4) книжки в год — не больше недели-двух на книгу. Да, свободного времени больше у вас нет и не будет в ближайший год.
б) Воссоздавать конфигурацию с работы на тестовом оборудовании. Надо — переделайте домашний комьютер. Изучать как работает сервис лучше на работающем сервисе, чем на его обломках. Даже в простейшей настройки сквида вы найдёте для себя очень много нового и неожиданного. Причём, не факт, что именно в самой настройке — будет качаться общий админский уровень (начиная с простейшего «как отредактировать файл» до внезапного вопроса «а как программы выбирают, какой IP использовать в качестве source?»)
в) Ничего не меняйте просто так. Работает — не трогай. Пока вы не перерастёте сложность конфигурации, ломать её нельзя. Это вам должны подсказывать инстинкты. Если такого инстинкта нет — вы ошиблись профессией.
Как стать системным администратором — пособие для начинающих (часть 4)
В этой части: в поисках специализации. По просьбам в конце поста оглавление по предыдущим частям.
Карьера сисадмина
Итак, допустим, вы вполне справились с теми зоопарками, которые достались вам по наследству от предшественника, реализовали всё, что нужно было срочно сделать, подумываете о парочке изменений, у вас даже появилось свободное время и т.д.
Я не буду рассказывать вам, как организовать сеть компании и «что делать сисадмином» — эти статьи про карьеру, и описывать я буду именно вещи, важные для карьеры, а не для повседневной работы.
Как только у вас появилось свободное время — вы снова стоите на концептуальном перепутье. Вы можете просто продолжать работать администратором, и делать это долгое время. У вас будет копиться опыт, ваше резюме будет становиться всё менее и менее крикливым, а ожидаемая сумма будет постепенно расти, у вас появится сколько-то настоящих success story… Так может продолжаться неограниченно долго. Более того, про эту стадию сисадминства чуть ли не легенды складывают «я всё настроил и могу заниматься чем хочу», «чем больше админ работает, тем хуже он», «хороший админ должен бездельничать, пока сервера работают» и т.д.
Но что дальше? А дальше изменения могут быть только с вашей стороны. Вы можете либо продолжать стихийное развите «под потребности работодателя», либо начать выстраивать собственную специализацию. При этом «развитие под потребности работодателя» у вас будет идти спорадически, т.к. бизнесу в моменты затишья ничего не нужно нового от ИТ, нужно, чтобы оно продолжало работать. Для настоящего развития нужно смотреть глубже, и свободное время тратить не на исполнение обязанностей офисного планктона, а на обучение (если вы думали, что пройдя путь от аникея до «крутого админа» мучения с книжками/мануалами закончатся — не мечтайте).
Потребности бизнеса
О разнице между самообслуживанием офиса и производством:
Рассмотрим два примера: туристическая фирма продаёт путёвки. Бизнес-процессы: заключение договоров с операторами, продажа путёвок клиентам. Жизнь офиса: интернет на каждом рабочем месте, рабочее место бухгалтера, возможность распечатать документы, возможно, видеонаблюдение. Очевидно, что даже если выйдет из строя вся компьютерная техника, то путёвку продадут. Так же как и заключат договор (распечатают с флешки у соседей).
Теперь чуть-чуть меняем картинку: туристическая фирма, менеджеры пользуются централизованной БД для выписывания путёвок, система автоматически бронирует билеты на транспорт, помечает тур как проданный. Плюс, есть сайт, где то же самое происходит без менеджеров. Жизнь офиса: интернет всюду, принтеры, компьютеры, бухгалтерия. Очевидно, что менеджер, который не может зайти на вконтактик — это не то же самое, что менеджер, который не может продать клиенту путёвку из-за того, что сервер с БД ушёл в даун.
По буржуйски это называется misson critical. Очевидно, что примеров misson critical полно. У интернет-провайдера возможность пользователю зайти во вконтактик — mission critical. У банка — обработать транзакцию по карте — misson critical. Примеров можно дальше приводить много — в торговой точке отсканировать штрих-код на кассе, в аутсорсинговой бухгалтерии иметь возможность сфомировать отчётность обслуживаемых компаний, на компьютере со ЧПУ-станком — управлять оным и т.д.
Так вот, если грубо говорить, админы делятся на два класса — тех, кто обслуживает back/front office и тех, кто занят misson critical приложениями. Разумеется, если мы говорим о маленькой компании, у которой 20 человек персонала и два станка с ЧПУ, то чинить «вконтактик» будет тот же человек, который настраивает станок, но чем больше компания, тем больше становится ощутимым это различие.
Сейчас я скажу серьёзную мысль, я не до конца уверен в её абсолютной истинности, но интуиция настаивает на справедливости:
По-настоящему глубокая специализация может быть только при работе с misson-critical приложениями.
Грубо говоря, если вы админите 1С в бухгалтерии двух-пяти ООО, из которых состоит та контора (.ээ… компания холдингового типа), где вы работаете, то это одно. Часовой даун бухгалтерия если и заметит, но ничего, кроме квохтания, не произведёт. Если же вы администрируете 1С в аутсорстинговой бухгалтерской компании, для которой часовой простой бухгалтерии означает потерю денег, клиентов и т.д. — то это другое. Потребуется куда более глубокое знание того, что администрируешь. Именно потребуется, потому что изучать что-либо без потребности — это интересно, иногда полезно, но совсем не то же самое, что изучение главного в работе.
Теперь немного суровой истины: администратор backoffice’а — эникейщик. Даже если админ. Да, нужна более высокая квалификация, нужны более серьёзные знания и опыт — но класс задач тот же самый.
Таким образом, если оставить в стороне «специализацию» на back-front-office’е, то настоящая специализация может быть только на Важных Для Компании Вещах. То есть на misson critical. Если компания доросла хотя бы до класса «средней», то она обычно имеет специальных людей под каждый класс задач. Вот эти «специальные люди» — и есть системные администраторы с глубокой специализацией.
И ещё немного о системной интеграции… Так получилось, что я про эту область знаю очень мало, так что перескажу то, что мне сказали в комментариях к предыдущим статьям: это люди, которые под ключ организуют IT для компаний.
Карьера: CIO
Если мы выходим за пределы компании с 1-2 специалистами в штате, то у нас образуется два направления развития: специализация и «ит-директор», он же CIO.
Кто такой CIO? Это человек, который командует остальными компьютерщиками. По сути, это человек, который переводит с человеческого на некомпьютерный, который может объяснить совету акционеров/гендиректору что происходит, зачем нужны деньги и почему столько людей. Этот же человек принимает на себя ответственность за распи… тво подчинённых. Грубо говоря, если эникейщик случайно снёс все данные с флешки у гендиректора, то админ скажет «это он виноват» и на этом его ответственность закончится. А вот с CIO спросят «а зачем ты идиота на работу принял?» — и виноват будет именно CIO. Особенно, если проблема оказывается не однократной, а системной.
Реально, CIO, конечно, должен знать что происходит вокруг (в компьютерном мире), следить за технологиями, принимать решения о внедрении/вынедрении той или иной технологии, но он может не иметь глубоких познаний в области. По сути, его основная работа — быть управленцем. Уметь читать людей, предсказывать их поведение и отношение к поставленным задачам. Он же должен уметь правильно понимать, что от него хочет компания, в нужный момент останавливать рост IT ради IT и уметь формулировать требования бизнеса к IT. Когда возникает необходимость использовать те или иные технологии, то задачей CIO является найти людей, которые в этом разбираются.
Карьера: специализация
Чем более серьёзной и сложной является misson-critical инфраструктура (её часть), тем более у нас возникает потребность в людях, которые знают хотя бы её часть, но досконально. (Не будем обольщаться: мечта любого бизнеса — сотрудник, который знает и умеет всё, всё это делает, а ещё может работать ночным сторожем (совмещая это с подготовкой отчётности в налоговую) и всё это тыщ за 10 в месяц). Чем большая важность компоненты, тем более и более знающий человек нужен. Заметим, что любой бизнес будет стремиться сэкономить, и одной из задач CIO (из предущего раздела) объяснить, почему оболтусу, который не может аську настроить, а ковыряется в этом оракле целыми днями нужно платить в 5-7 раз больше, чем такому же оболтусу, который и «с ораклом работал», и винды админит, и патч-корд обжать может, и вообще, «всё знает и всё умеет».
Именно глубокая специализация — на мой взгляд, самая интересная карьера для человека, которому интересны компьютеры. Карьера CIO подразумевает, что большую часть времени вы будете работать не с компьютерами, а с людьми.
Специализация в чём?
Далее идёт углубление специализации. В случае сетей это: работа с локальными сетями, городскими сетями, специализация на оборудовании определённого вендора (кто сказал «циска»?), маршрутизация на уровне автономных систем, в случае ОС — выделение отдельных компонент/типов применения. Деление в остальных частях понятно — вендоры, решения, технологии. (Например, из специализации на СХД может вырасти специализация на Infiniband’е, со специализаций на решениях конкретного вендора со специализаций под определённые типы использования).
Вообще, деление очень и очень условное. Например, я затруднюсь куда-то отнести человека, специализирующегося на системах управления цифровыми подписями.
Впрочем, главным является то, что специализация важнее универсальности. Почему? Потому что людей, которые «мало знают о многом» легко сам сделать (компании нужны конкретные знания, т.к. их немного, легко научить), таких много на рынке. Наоборот, человек, у которого «много знаний» (и тут уже не важно, «о многом» или «о чём-то конкретном») — страшный дефицит, т.к. их долго выращивать самим (а ещё они могут уйти к конкурентам и похерить все усилия по обучению), их вокруг практически нет и т.д. Итог — зарплата, объясняющаяся резким перекосом рынка в пользу работников. И чем выше специализация, тем острее этот перекос.
Винды или линукс?
Вопрос неверный. Специализация на конкретной ОС, конечно, может быть, но это весьма редкая (как мне кажется) специализация — обычно специализируются на конкретном ПО, работающим под ту или иную платформу, и уже именно ПО диктует, какая ОС. Так что скорее, вопрос относится к тому, с каким ПО вы хотите работать.
Глубокая специализация может быть в любой области. Например, человек, который действительно хорошо и глубоко знает нюансы изменений схемы AD при установке Exchange Server — это человек с очень узкой и глубокой специализацией. Аналогично, человек, который знает тонкости организации единой авторизации в гетерогенных сетях на базе solaris/windows — имеет глубокую специализацию.
Я специалист! Дайте много денег.
Нет. Наличие знаний в какой-то области во-первых не делает вас специалистом (опыт работы — обязателен), во-вторых, я чуть выше написал, что зарплата специалиста объясняется не его квалификацией, а нехваткой специалистов. Другими словами, если ваша специализация никому не нужна, то и и денег вам никто не предложит. Очевидно?
Заметим, что это приводит к следующей проблеме: чем выше у вас специализация, тем сложнее вам искать работу — вам нужна компания, которой очень нужен человек, который глубоко разбирается в той самой области, где работаете вы (причём, иногда складывается ситуация, что требуют знания либо сильно больше ваших, либо сильно меньше). Ещё более частый случай, так как специализаций слишком много, то ищут кого-то, кто хорошо знаком с смежными областями. Это ставит новую дилемму при поиске работы — дооолго искать строго свою специализацию, или относительно быстро найти смежную?
Впрочем, это уже начались рассуждения, за объективность которых я не могу поручиться.
Играем в RPG
На последок я хочу описать собственное ощущение от специализации. Ближайшей моделью является некое подобие «скиллбилда» в RPG. Часть навыков требует навыков в других областях не ниже какого-то уровня; чем выше навык, тем сложнее получить следующий уровень; получение нового уровня в той или иной области вполне себе ощутимо как «левелап». Причём, области много более узкие и специфичные, чем специализация.
Заключение
Мне хотелось рассказать ещё об одном потенциальном пути развития сисадмина — быть архитектором новых систем. Но, поскольку я именно этим сейчас сам занят и всё ещё не перерос этот уровень, писать о нём объективно я никак не могу. Если в кратце: не просто обслуживать mission-critical приложение, а решать, каким оно будет, как оно будет работать и как его таким сделать. Это интересно, сложно, и как именно это уложить в вышестоящую иерархию я не знаю.