как тургенев относился к крепостному праву
Презентация «И.С.Тургенев. Его отношение к крепостному праву»; 10 класс
1 Проект на тему «150-летие отмены крепостного права»___________
2 Иван Сергеевич Тургенев. Отношение к крепостному праву._______
Знакомство с биографией и творчеством И.С.Тургенева.
Раскрытие отношения к крепостному праву и отражение его в литературе.
Изображение мира крепостников.
Представление светлых образов простых мужиков.
Общественные взгляды И.С.Тургенева
Зло, влияющее на жизнь людей
Душевную красоту русского народа
5 Иван Сергеевич Тургенев – великий русский писатель. Мастер языка и психологического анализа, оказал существенное влияние на развитие русской и мировой литературы. Для нас он ценен прежде всего своим глубоким патриотизмом. Полный веры в русский народ, он в своем творчестве показал скрытые в народе силы, его одаренность, его душевную красоту. ___________________________________________________________________
6 Тургенев сочетал восхищение русским человеком с любовью к родной природе и запечатлел в своих произведениях ее чарующую красоту.Мы ценим Тургенева и как писателя исканий правды жизни, свойственных передовой русской интеллигенции. Заслугу Тургенева в этом смысле оценили и революционные демократы.
————————————————————————————————————- 7 «…Этому чутью автора к живым струнам общества, этому уменью тотчас отозваться на всякую благородную мысль и честное чувство… мы приписываем значительную долю того успеха, которым постоянно пользовался Тургенев», так писал революционный демократ Н.А.Добролюбов.
8 Иван Сергеевич Тургенев родился в городе Орле в 1818 году, в родовитой по отцу дворянской семье.
9 Отец, отставной гвардейский офицер.
В старом барском доме имения Спасское-Лутовиново была прекрасная библиотека. Родители будущего писателя интересовались литературой. Однако культурная обстановка, окружавшая детство Тургенева, не заглушила в его сознании темных сторон барской усадьбы.
12 Ужасающий быт крепостной России воспитал в душе мальчика ненависть к крепостному праву.
«…Почти все, что я видел вокруг себя, возбуждало во мне чувство смущения, негодования, отвращения».
Здесь, в родном имении, вырастая в окружении крепостных, Тургенев с малых лет проникся глубокой симпатией к трудовому народу.
Природа и люди родного орловского края проходят через произведения Тургенева, начиная с «Записок охотника».
14 Будущность человечества! Вот что волновало студенчество 30-х годов. Тургенев искал ответы на вопросы «как жить» и прежде всего «что делать» для блага родины.
16 В 40-50 годы XIX века И.С.Тургенев создал несколько произведений, объединенных в один сборник – «Записки охотника». Темы рассказов сборника многообразны. Здесь и описание помещиков, угнетающих крепостных крестьян, и светлые образы простых мужиков, сумевших сохранить доброту и искренность в нечеловеческих условиях, и поверья, сказки русского народа, и, конечно же, прекрасная природа средней полосы России. Во всех рассказах присутствует один и тот же герой – Петр Петрович. Этот дворянин из села Спасского.
17 Он рассказывает о случаях, произошедших с ним во время его охотничьих путешествий. Причем Тургенев наделил его наблюдательностью и чувством прекрасного, что помогает ему точнее разобраться в различных ситуациях и полнее передать их читателю. Крестьянский мир в «Записках охотника» оказался очень ярким и многогранным. «Записки охотника» принесли автору широкую известность.
19 Противопоставление оброчных и барщинных мужиков Калужской и Орловской губерний
Все вокруг Хоря — и усадьба его, и «большое семейство, покорное и единодушное», и добрая еда в избытке— свидетельствовало о прочности положения этого рачительного хозяина.
«Человек положительный, практический, административная голова, рационалист», этот крепостной мужик во всем превосходил своего барина и «насквозь видел» его.
Идеалист, романтик, человек восторженный и мечтательный.
Находился в полной зависимости, не имел возможности заниматься хозяйством, перебивался кое-как. Боялся жены, не имел детей.
В отличие от Хоря, благоговел перед своим господином, объяснялся с жаром.
Был одарен такими преимуществами, которые признавал сам Хорь: «он заговаривал кровь, испуг, бешенство, выгоняя червей; пчелы ему дались, рука у него была легкая».
Стоял ближе к природе, его трогали описание гор, водопадов. Он умел читать, недурно пел и поигрывал на балалайке.
«Вы и сами не знаете, что такое «Хорь и Калиныч»… Судя по «Хорю», вы далеко пойдете. Это ваш настоящий род… Найти свою дорогу, узнать свое место – в этом все для человека, это для него значит сделаться самим собою».
«Не удивительно, что маленькая пьеска эта имела такой успех: в ней автор зашел к народу с такой стороны, с какой до него к нему никто еще не заходил».
27 И.С.Тургенев считал, что красота – единственная бессмертная вещь, она разлита всюду, простирает свое влияние даже над смертью, но нигде она не сияет с такой силой, как в человеческой душе.
28 Душой человека наделял Тургенев и природу. Красоте и гармонии природы противопоставлена зловещая сила, враждебная и человеку – крепостное право. Но эта сила не способна уничтожить душу и человечность.
29 Тургенев вслед за Пушкиным обличал «барство дикое» и в условиях крепостнического государства в рабе прославил человека.
30 В «Записках охотника» неоднократно показывается, что крепостное право враждебно как человеческому достоинству мужика, так и нравственной природе дворянина, что это общенациональное зло, пагубно влияющее на жизнь того и другого сословия.
Рабство и литература: как русские писатели относились к крепостному праву
Рассказываем о позиции Пушкина, Гоголя, Тургенева и других
Ровно 160 лет назад в России началась крестьянская реформа. Манифест об отмене крепостного права и Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости, были опубликованы 3 марта 1861 года (по старому стилю — 19 февраля). Однако споры об отмене русского рабства начались задолго до александровских реформ, и писатели, как часть просвещенной элиты, участвовали в них словом и делом. Но далеко не всегда на стороне либералов.
Мы решили выяснить, как классики-дворяне относились к возможному освобождению крестьян.
Александр Радищев
Автор «Путешествия из Петербурга в Москву» был помещиком-крепостником. Точнее, имения и крестьяне принадлежали его отцу, но Александр был старшим в семье сыном и первым наследником всего состояния. Однако, вернувшись в Россию после обучения в Лейпцигском университете, он устроился на государственную службу и отдал ей около 15 лет, из них десять, с 1780-го по 1790-й, служил в Петербургской таможне.
В 1780-х Александр Радищев начал работу над «Путешествием из Петербурга в Москву» — своим главным трудом, который был напечатан в личной типографии писателя в мае 1890 года. Пожалуй, до этого не существовало более едкого произведения, так прямо обличавшего крепостное право. Радищев не решился критиковать всю систему, но выводил персонажей, чьи поступки внушали отвращение к крепостничеству. Например, был некий «ассессор Г.»:
«Г. асессор, произошед из самого низкого состояния, зрел себя повелителем нескольких сотен себе подобных. Сие вскружило ему голову. Он себя почел высшего чина, крестьян почитал скотами, данными ему (едва не думал ли он, что власть его над ними от бога проистекает), да употребляет их в работу по произволению. Они у прежнего помещика были на оброке, он их посадил на пашню; отнял у них всю землю, скотину всю у них купил по цене, какую сам определил, заставил работать всю неделю на себя, а дабы они не умирали с голоду, то кормил их на господском дворе, и то по одному разу в день, а иным давал из милости месячину. Если который казался ему ленив, то сек розгами, плетьми, батожьем или кошками, смотря по мере лености; за действительные преступления, как то кражу не у него, но у посторонних, не говорил ни слова. Случилось, что мужики его для пропитания на дороге ограбили проезжего, другого потом убили. Он их в суд за то не отдал, но скрыл их у себя, объявя правительству, что они бежали; говоря, что ему прибыли не будет, если крестьянина его высекут кнутом и сошлют в работу за злодеяние. Если кто из крестьян что-нибудь украл у него, того он сек как за леность или за дерзкий или остроумный ответ, но сверх того надевал на ноги колодки, кандалы, а на шею рогатку».
После публикации Радищев был назван Екатериной II «бунтовщиком похуже Пугачева», обвинен в заговорах и измене, покушении на государево здоровье и еще много в чем. «Вины» его вполне хватало для смертной казни, но «милостивая императрица» заменила казнь десятилетней ссылкой в Сибирь.
На приказе о высылке Екатерина написала: «Едет оплакивать плачевную судьбу крестьянского состояния, хотя и то неоспоримо, что лучшей судьбы наших крестьян у хорошего помещика нет во всей вселенной».
Александр Пушкин
В 1819 году молодой Пушкин написал стихотворение «Деревня»:
«Здесь рабство тощее влачится по браздам
Неумолимого владельца.
Здесь тягостный ярем до гроба все влекут,
Надежд и склонностей в душе питать не смея,
Здесь девы юные цветут
Для прихоти бесчувственной злодея».
Впоследствии взгляды поэта на крепостное право несколько трансформировались. Он был дворянином и искренне считал, что крестьяне даны ему Богом и законом. В «Путешествии из Москвы в Петербург», полемизируя с умершим на тот момент Радищевым, он писал:
«Повинности вообще не тягостны. Подушная платится миром; барщина определена законом; оброк не разорителен Злоупотреблений везде много В России нет человека, который бы не имел своего собственного жилища Судьба крестьянина улучшается со дня на день по мере распространения просвещения. Благосостояние крестьян тесно связано с благосостоянием помещиков. »
Серьезных преобразований в своих собственных имениях поэт вводить не стал. Впрочем, по свидетельству современников, он был добрым барином и давал деньги крепостным за их услуги.
Николай Гоголь
Автор «Мертвых душ» верил, что социальное неравенство предначертано Богом. И потому считал, что первым делом помещик, приехавший к себе в деревню, должен объяснить крестьянам «что такое ты и что такое они. Что помещик ты над ними не потому, чтобы тебе так хотелось повелевать и быть помещиком, но потому что ты уже есть помещик, что ты родился помещиком».
Обосновывая эту теорию, Гоголь ссылался на Библию, уверенный в том, что все равны только перед лицом создателя, а в светском обществе каждому предначертана своя роль:
«Ты родился помещиком взыщет с тебя Бог, если бы ты променял это званье на другое, потому что всяк должен служить Богу на своем месте, а не на чужом потому что нет власти, которая бы не была от Бога».
«Выбранные места из переписки с друзьями»
Консерватизм Гоголя проявлялся и в том, что он был сторонником судов, которые, впрочем, он призывал проводить, опираясь на христианское человеколюбие, и в том, что помещик в общении со своими холопами должен был действовать «по старому». Тут, по-видимому, знаменитый писатель имел в виду не «галантный» XVIII век, когда крепостное право стало настоящим рабством, а более ранние эпохи, когда жизнь барина тоже была тесно связана с землей и сезонными работами:
«Заведи, чтобы при начале всякого общего дела, как-то: посева, покосов и уборки хлеба, был пир на всю деревню и обедал бы ты сам вместе с ними, и вместе с ними вышел бы на работу, и в работе был бы передовым».
«Выбранные места из переписки с друзьями»
Иван Тургенев
Родившийся в 1818 году Иван Тургенев был младше Гоголя всего на девять лет, но разница в их мировоззрениях была такой, что кажется, будто это люди разных поколений. Ненависть к крепостному праву Тургенев почувствовал еще в юности, видимо, наглядевшись на жестокость собственной матери. Было в его жизни и уголовное дело, заведенное после того, как шестнадцатилетний юноша вступился за крепостную девушку Лушу. Ее без ведома молодого барина продали еще более немилосердной помещице. Тургенев вышел с ружьем на пристава, пришедшего забрать «покупку», а после вынудил мать заплатить отступные и расторгнуть сделку. Жалоба пристава пролежала в суде больше сорока лет, и в любой момент писателю могли о ней напомнить. Тургенев был оправдан только в 1861 году.
После истории с Лушей Иван Тургенев дал себе «аннибаловскую клятву»:
«Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел В моих глазах враг этот имел определенный образ, носил известное имя: враг этот был — крепостное право. Под этим именем я собрал и сосредоточил всё, против чего я решился бороться до конца, с чем я поклялся никогда не примиряться. Это была моя аннибаловская клятва; и не я один дал ее себе тогда».
Писатель хорошо понимал, с какими социальными, экономическими и политическими трудностями столкнется Россия в переходный период от крепостничества к наемному труду. Судя по письмам конца 50-х годов XIX века, он уже принимал некоторые меры в своих поместьях, а для общего блага замыслил журнал «Хозяйственный указатель». Обосновывая его необходимость, автор «Записок охотника» отмечал:
«Не станем себя обманывать: невежество — вот наша беда и горе; малая образованность нашего дворянского сословия будет едва ли не главным препятствием приведению в исполнение предполагаемых мер».
Программа журнала и записка, обосновывающая его необходимость, были поданы Александру Головнину — секретарю Великого князя Константина Николаевича, считавшегося сторонником реформ. Но ответа так и не поступило.
Лев Толстой
Лев Толстой невежества дворян, кажется, не замечал. В «Заметке о фермерстве» он писал:
«Дворянин не может быть земледельцем, ибо будет наравне с низшими классом — вражда; демократия невозможна по неравенству образования. Дворянин будет же защитником крестьян, потому что его земля будет в руках их».
Впрочем, эту мысль можно трактовать и по-другому. Толстой искренне считал, что образование полезно для крестьян. И для благополучия всей страны они должны получить это право. Писатель хотел освободить своих крепостных еще в 1856 году. Но тогда сами крестьяне отказались, то ли испугавшись подвоха, то ли предчувствуя скорую отмену рабства и надеясь, что землю они получат бесплатно.
Их ожидания не сбылись. Манифест оказался лишь первым шагом в деле освобождения и ставил бывших крепостных в крайне невыгодные условия. От взгляда Толстого это не ускользнуло. В письме Герцену читаем:
«Как вам понравился манифест? Я его читал нынче по-русски и не понимаю, для кого он написан. Мужики ни слова не поймут, а мы ни слову не поверим. — Еще не нравится мне то, что тон манифеста есть великое благодеяние, делаемое народу, а сущность его даже ученому крепостнику ничего не представляет, кроме обещаний».
Несмотря на это, автор «Войны и мира» стал мировым посредником Крапивенского уезда Тульской губернии и своими решениями, вынесенными в пользу крестьян, настроил против себя многих помещиков.
«Я всячески содействовал успеху общего освобождения»
«Я всячески содействовал успеху общего освобождения»
Александр II будто бы однажды заметил, что появление «Записок охотника» И. С. Тургенева стало одной из главных побудительных причин отмены имкрепостного права. Так или не так, но в этих рассказах Тургенев действительно с небывалой до него в русской литературе остротой поставил вопрос о правовом равенстве крестьянина и дворянина. Однако еще несколькими годами ранее в служебной записке «Несколько замечаний о русском хозяйстве и о русском крестьянине» он отмечал: «Наши дворяне и наши крестьяне одного и того же племени; говорят одним языком, у тех и у других один и тот же склад лица; правда, много наших дворян происхождения иностранного — татарского, литовского и т. д., но они явились в Россию выходцами (выделено автором. — Л. С.), не победителями, принимали нашу веру, наши обычаи, и уже дети их были чисто русские». Иными словами, русские дворяне и крестьяне от природы равны в своих человеческих правах. Но дело не только в этом. Отмена крепостного права означала переход от натурального хозяйства к рыночному, и Тургенев в своей записке попытался развернуть программу такого перехода. Было ему тогда 24 года.
Считается, что поступить на службу заставила будущего писателя его мать Варвара Петровна. Это неверно. Письма Варвары Петровны к сыну свидетельствуют: она мечтала видеть его, скорее, доктором философии. Действительно, в мае 1842 года Тургенев, после того как прослушал курс лекций по философии в Берлинском университете и вернулся в Россию, сдал в Петербурге экзамены на звание магистра (иногда его письменные экзаменационные ответы принимают за докторскую диссертацию). А в декабре появилась упомянутая записка, и Тургенев подал прошение о зачислении на службу в Министерство внутренних дел в только что организованный комитет по крестьянским делам. Дело в том, что весной 1842 года Николай I издал указ об «обязанных крестьянах». Суть указа состояла в следующем: крестьяне получали личную свободу, но не землю, которая оставалась собственностью помещика, однако часть земли помещик отдавал крестьянам в пожизненное пользование, за что они должны были исполнять определенные повинности. Указ оказался нежизненным; тем не менее, в обществе он был воспринят как первый шаг к постепенной отмене крепостного права. Существовали и другие причины, побудившие И. С. Тургенева поступить на службу в надежде способствовать уничтожению крепостничества в России. И хотя в реформаторской деятельности царя он вскоре разочаровался и в 1845 году подал прошение об отставке, отмена крепостного права продолжала оставаться главной общественной его заботой на протяжении многих лет.
В ноябре и декабре 1857 года одно за другим следуют распоряжения Александра II и министра внутренних дел о создании губернских комитетов по подготовке крестьянской реформы. Это известие застало И. С. Тургенева за границей. С. Т. Аксаков писал ему из Москвы 20 декабря 1857 года: «Мне хочется убедить Вас, что Вы должны немедленно воротиться в Россию. Мы переживаем теперь великое время. Важность события требует, чтобы каждый русский образованный и благонамеренный человек был на своем месте, не в качестве помещика (что также весьма недурно), а в качестве члена общества. Несмотря на искреннее желание всех порядочных людей, перелом застал нас совершенно врасплох. У нас нет ничего готового: ни местных сведений, ни статистических описаний, ни экономических планов, и что всего хуже — нет согласия между собою, но мы еще и не думали о деле серьезно. Письменное же и еще более изустное слово имеют теперь большое значение; теперь надобно говорить направо и налево, объяснять трудный и запутанный предмет и по возможности упрощать его понимание. Если только здоровье Ваше позволяет, приезжайте к нам, любезнейший Иван Сергеевич. Нельзя жить на чужой стороне, когда решается судьба родины».
В январе 1857 года во Франции увидел свет очерк Луи Виардо (мужа знаменитой певицы) «История Дмитрия (этюд о положении крепостных в России)», значительную часть которого, как убедительно показано Т. П. Ден, «составляет записка Тургенева о крепостном праве». По цензурным условиям в России она опубликована быть не могла. Л. Виардо заключает текст Тургенева в кавычки и указывает, что автором этого текста «является его русский друг, мысли которого записаны им по памяти». Разумеется, данная оговорка — дань цензурным соображениям. Но здесь Тургенев, судя по всему, тоже ориентировался на французского читателя, проводя исторические сравнения между Францией и Россией с целью объяснить, почему во Франции крестьянин — это фермер-арендатор, а в России крестьянин все еще находится в зависимости у помещика. О помещике в России не говорят, «что у него столько-то десятин пахотной земли, леса или лугов, но столько-то крестьян, душ (выделено автором. — Л. С.). Это более краткий и верный способ обозначить его состояние и доход». В России «прежде всего следует уничтожить крепостное право; рабство должно исчезнуть навсегда из того единственного края в Европе, где оно еще продолжает существовать». Крепостное право, говорит Тургенев, развращает как помещиков, так и крестьян, приучая первых к паразитизму, вторых — к «иждивенчеству». Но если стремление паразитирующего помещика сохранить свое положение понятно, то почему крестьянин весьма часто не желает свободы? Во-первых, потому, что крестьянин искренне заблуждается, считая политый его потом клочок земли своим; что же он будет делать свободный, но без земли, уплатив помещику за аренду большую часть урожая? Во-вторых, нет законодательства, уравнивающего крестьянина с другими сословиями и определяющего правовые отношения между крестьянином и помещиком. Тургенев — противник общины: крестьянин лично должен стать собственником своего земельного надела.Что же делать, с чего начать?
Через год после получения цитированного выше письма С. Т. Аксакова Тургенев приходит к мысли о необходимости просветительской работы. Возникает замысел журнала «Хозяйственный указатель». Тургенев пишет программу журнала и записку, обосновывающую его насущность. «Не станем себя обманывать: невежество — вот наша беда и горе; малая образованность нашего дворянского сословия будет едва ли не главным препятствием приведению в исполнение предполагаемых мер». Дворянам нужно дать сведения по политической экономии, статистике, науке управления и хозяйствования — без такого «ликбеза» крестьянский вопрос не разрешить.
Программу и записку к ней Тургенев через Д. А. Оболенского передал А. В. Головнину — секретарю Великого князя Константина Николаевича, сторонника крестьянской реформы. Ответа не последовало. Только после смерти писателя Головнин опубликовал записку в № 10 «Русской старины» за 1883 год. Тем не менее, названные документы имеют важное значение для определения позиции И. С. Тургенева в период подготовки отмены крепостного права. Нельзя пройти в данной связи также мимо его писем конца 1850-х годов. Так, в письмах семейству Виардо затрагиваются два самых волнующих Тургенева вопроса: гласность и необходимость освобождения крестьян с земельным наделом. Здесь прослеживается твердая, последовательная антикрепостническая убежденность и стремление как можно скорее снять с себя «клеймо владельца душ» (выделено автором. — Л. С.)».
Письма Тургенева свидетельствуют и о том, что уже в 1857-1858 годах он активно занимается в своих имениях подготовкой к крестьянской реформе. Другое дело, что результаты этой деятельности сказались не сразу. Не только дядя-управляющий, но и сами крестьяне боялись перемен. Насколько тяжело далась Тургеневу ломка «старых порядков» и как настойчиво, тем не менее, он стремился к утверждению «новых порядков», можно видеть из письма к Д. Е. Колбасину от 8 апреля 1858 года, где он, в частности, просит приятеля приехать в Спасское и решительно заняться подготовкой решения крестьянского вопроса, так как дядя все медлит. Заключительная фраза не нуждается в комментариях: «Что касается до моих инструкций в деле устройства крестьян, то вот они в двух словах: я готов на все жертвы (выделено автором. — Л. С.)».
Вообще в тургеневской переписке этого времени с друзьями крестьянская тема присутствует постоянно. Но особо следует отметить два письма Н. И. Тургеневу (декабристу): от 5 декабря 1859 года и от 10 февраля 1860-го. В первом писатель выражает уверенность, что «указ будет обнародован весной», так как «великое дело освобождения идет успешно». Однако Я. И. Ростовцев, председатель редакционной комиссии, скоропостижно умер, и в февральском письме Тургенев выражает сожаление по поводу этой кончины, поскольку Ростовцев являлся последовательным сторонником отмены крепостного права. Обнародование реформы действительно задержалось на год. Тем не менее, Иван Сергеевич по-прежнему уверен, что дело освобождения крестьян уже остановить нельзя. Письмо написано по-русски с глубоким пониманием сути грядущих в России экономических преобразований. Тургенев к этим преобразованиям готов. Не случайно в письме к дяде-управляющему от 17 мая 1859 года он свое «дворянское гнездо» Спасское Орловской губернии называет уже фермой. Что означает: Россия переходит к наемному труду, и это в корне меняет сам принцип хозяйствования. Крестьянская община неприемлема. При этом Тургенев утверждает: экономически и сами крестьяне в общинной организации хозяйственных отношений не заинтересованы. «О мире, об общине, о мирской ответственности в наших околотках никто слышать не хочет, т. е. они (крестьяне. — Л. С.) дорожат миром как самосудством (выделено автором. — Л. С.), если можно так выразиться. Но никак иначе».
Для получения полной версии статьи обратитесь в редакцию
What do you think?
Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru
Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года. Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru
© Московский журнал. История государства Российского.