как увеличить выплаты по осаго при дтп
Как сделать так, чтобы страховая выплатила много по ОСАГО
Страховые компании часто отказывают или занижают суммы выплат по страховке после ДТП, больше всего от этого страдают водители, у которых есть только полис ОСАГО. Согласно статистике института финансового уполномоченного, согласно которой подавляющее большинство обращений за прошлый год пришлось как раз на ОСАГО — 155 440 или 83% от общего числа.
Должность финансового уполномоченного или омбудсмена была создана государством для помощи гражданам в денежных спорах, в том числе для содействия автомобилистам в решении споров по ОСАГО и каско до суда. Autonews.ru пообщался со всеми участниками рынка и попытался выяснить, почему страховые копании отказываются платить, связано ли это с ростом цен на запчасти, и как водители могут разрешить спор по выплатам ОСАГО в свою пользу.
Финансовый омбудсмен — промежуточное звено между судом и первичными жалобами в страховую компанию. Если последняя отказывается платить по ОСАГО или сумма выплаты недостаточная, автовладелец вправе обратиться к финансовому уполномоченному с минимальным набором данных, потому что госрегулятор после обращения запрашивает у страховой компании всю информацию самостоятельно.
«Финансовый уполномоченный имеет возможность бесплатно для потребителя организовать проведение независимой экспертизы. Наиболее тяжелыми случаями являются обращения, касающиеся возмещения вреда жизни или здоровью. В одном из случаев выплата составила 950 тысяч рублей», — рассказали Autonews.ru в пресс-службе финомбудсмена.
В ведомстве пояснили, что в случае вреда здоровью совершенно неважно, кто оказался виноват в аварии. Согласно действующему законодательству при причинении вреда жизни или здоровью пассажиров, или пешеходов в случае ДТП ответственность для владельца автомобиля наступает независимо от его вины. А страховые компании часто отказывают в выплатах пострадавшим из-за того, что вина водителя не доказана.
Несмотря на возможность обратиться к омбудсмену за помощью, ведомство предлагает гражданам сначала написать жалобу в страховую компанию. Потому что последней совсем невыгодно доводить дело до омбудсмена.
«За каждое решение финансового уполномоченного, которым удовлетворены требования потребителя, страховая организация должна уплатить взнос. Для страховщика это экономически невыгодно», — объяснили в пресс-службе.
По закону Служба финансового уполномоченного каждый год обязана публиковать отчет о деятельности. Согласно данным из последнего отчета на первом месте по обращения граждан к финомбудсмену оказалась компания «Росгосстрах». Жалоб на этого страховщика было больше всего. На втором месте компания «СОГАЗ», а третью строчку занимает «АльфаСтрахование». Далее по списку идут еще два крупных участника страхового рынка: «РЕСО-Гарантия» и «Ингосстрах».
Страховщики не всегда корректно рассчитывают стоимость возмещения, но и ожидания автовладельцев порой выходят за всякие разумные рамки. Когда речь идет о такой оценочной вещи, как стоимость ремонта автомобиля, всегда есть недовольные, потому что цена запчастей в разных магазинах может сильно отличаться. Об этом Autonews.ru рассказали в Российском союзе автостраховщиков (РСА).
«Автовладелец может хотеть, чтобы за ремонт старого автомобиля платили столько же, сколько за ремонт нового, или проводили этот ремонт исключительно у официального дилера. ВСС и РСА ведут активную работу с жалобами автовладельцев. Жалобы являются ключевым источником информации, определяющим методы и виды контрольной деятельности в отношении страховых компаний», — сообщили в РСА.
Чем больше жалоб на страховую компанию поступает, тем меньше ей выделяется количество бланков полисов ОСАГО. В РСА уверяют, что разбираются с каждой жалобой и, если она оказывается обоснованной, для страховой компании это имеет очень серьезные последствия.
«В целом какой-то системно некачественной работы страховщиков на рынке сейчас нет. Средняя выплата по ОСАГО составляет сейчас около 70 тысяч рублей. А если вспомнить, что половина автопарка в России старше 10 лет, то понятно, что среднестатистическому автовладельцу лимита выплат по ОСАГО хватает. Пересчет существующих лимитов пока не планируется», — добавили в РСА.
Оценка стоимости ремонта страховой компанией во многом зависит и от цен на запасные части. В среднем за период с октября по февраль цены на запчасти выросли на 11%. Большая часть запчастей производится за рубежом, поэтому цены на них напрямую зависят от курса доллара и евро, объяснила сооснователь сети автосервисов «Вилгуд» и председатель сообщества независимых автосервисов России Барно Турсунова.
«Механизмов сдерживания роста их стоимости помимо регулирования курса валют по отношению к рублю практически нет. В авторемонте сумма заказа чаще всего рассчитывается из стоимости работы и запчасти. Сегодня выбирая между предложениями от разных производителей, клиенты из-за кризиса чаще отдают предпочтение более бюджетным аналогам», — уточнила Турсунова.
Стоит предположить, что и страховые компания рассчитывают стоимость ремонта, исходя из использования в нем более дешевых материалов. Заменить дорогие оригинальные запчасти деталями с низкой стоимостью невозможно разве что при ремонте автомобиля, который находится на гарантии автопроизводителя.
«Если машина находится на гарантии, то лучше всего приобретать исключительно оригинальные запчасти. Также есть марки автомобилей, на которые очень сложно найти альтернативные комплектующие, к примеру, Mercedes. В других случаях можно использовать аналоги, ведь многие из них производятся на тех же заводах, что и оригинальные запчасти», — сообщила председатель сообщества независимых автосервисов России.
Ответят без износа: как получить за ремонт по ОСАГО больше
Новый подход, позволяющий автомобилистам компенсировать стоимость ремонта без учета износа запчастей по ОСАГО, начал применять финансовый уполномоченный с апреля 2021 года. Такую возможность ему дало решение Верховного суда, ставшее событием на рынке автострахования. В Российском союзе автостраховщиков считают, что пока никакой новой практики не сложилось: каждый случай рассматривается индивидуально. Страховые компании продолжают оспаривать в судах решения, при которых приходится оплачивать новые запчасти. В каких случаях можно отремонтировать машину новыми запчастями, разбирались «Известия».
Если страховщик отказал в ремонте
Финомбудсмен начал учитывать позицию Верховного суда при рассмотрении обращений автомобилистов, которым по каким-то причинам страховая компания отказала в ремонте машины по ОСАГО или самовольно заменила ремонт на денежную выплату.
Теперь, если окажется, что страховщики поступили так без законных оснований и водитель починит свою машину новыми запчастями, есть шанс получить их полную стоимость без учета износа через суд. Такой вариант развития событий стал возможен после вступления в силу определении Верховного суда. В нем высший судебный орган при рассмотрении жалобы автомобилиста пришел к выводу, что направление на ремонт страховой компанией выдано не было, поэтому обязанность по организации и оплате восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего не исполнена.
В связи этим одна из страховых компаний, по мнению Верховного суда, обязана была возместить потерпевшему стоимость такого ремонта без учета износа комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов).
Новый подход
Опрошенные «Известиями» юристы назвали такое решение крайне важным для отрасли и посоветовали подождать, когда появятся примеры новой практики.
И теперь, как сообщили «Известиям» в пресс-службе финомбудсмена, новые подходы при рассмотрении таких дел уже начали применять. Там уточнили, что при наличии правовых оснований финансовые уполномоченные действительно принимают соответствующие решения — взыскивают со страховых компаний стоимость запчастей без учета износа.
«Вопрос возможности изменения практики рассмотрения споров финансовым уполномоченным в связи с принятием определения Верховным судом был рассмотрен методологическим комитетом в апреле текущего года и подходы, принятые им, применяются с 26 апреля 2021 года», — рассказали в пресс-службе финансового уполномоченного.
Там также добавили, что отдельной статистики по вынесенным решениям о взыскании страхового возмещения по договорам ОСАГО в денежной форме без учета износа не ведется.
«Сказать, что появилась новая практика, нельзя»
Заместитель исполнительного директора Российского союза автостраховщиков (РСА) Сергей Ефремов заявил «Известиям», что практика действий финомбудсмена остается прежней.
«Каждый случай рассматривается персонально с учетом конкретных особенностей обстоятельств дела. Сказать, что появилась новая практика, нельзя», — объяснили в РСА. При этом, по оценке РСА, в среднем разница между стоимостью запчастей с учетом износа и без него составляет около 30%.
По словам Ефремова, сейчас финомбудсмен действительно имеет возможность взыскивать со страховщиков стоимость запчастей без учета износа. Но для этого должен быть соблюден ряд важнейших условий.
«Должны быть обстоятельства направления автомобиля на ремонт, но по каким-то причинам этого не произошло. Финомбудсмен должен выяснить, эти обстоятельства искусственно созданные или объективные, — в зависимости от этого и формируется решение», — пояснил представитель страхового сообщества.
В РСА также отметили, что никакого нового подхода в рассмотрении подобных ситуаций со стороны страховых компаний также нет. Они, как и прежде, продолжают обжаловать их в судах. При этом Ефремов обратил внимание, что иногда водители получают от страховщиков больше официальных затрат на ремонт.
«Например, такая ситуация характерна для Дальнего Востока, когда практически при ремонте в 90% случаях устанавливаются б\у запчасти, так как это праворульные автомобили, но расчет идет по новым запчастям», — привел пример Ефремов.
Страховщики требуют доказать реальные убытки
В ПАО СК «Росгосстрах» (РГС) в свою очередь отметили, что в практике финомбудсмена, действительно есть случаи, когда со страховщиков, неправомерно заменивших ремонт на выплату по ОСАГО, взыскивают стоимость запчастей без учета износа.
«На данный момент количество принятых решений по данной категории дел составляет не более 30, — сообщили «Известиям» в пресс-службе РГС. Там подчеркнули, что практика принятия подобных решений нуждается в усовершенствовании.
«В том числе по причине того, что финансовому уполномоченному в первую очередь необходимо руководствоваться фактом несения потерпевшим фактических расходов на ремонт транспортного средства», — сообщили в РГС.
В пресс-службе «Росгосстраха» завили, что не могут согласиться с данными решениями финансового уполномоченного.
«В своем определении Верховный суд указал на необходимость учета фактических убытков потерпевшим, тогда как финансовый уполномоченный данный факт игнорирует. Таким образом, Верховный суд пришел к выводу о праве требовать выплату страхового возмещения без учета износа на основании ст. 393 ГК РФ, так как потерпевший произвел ремонт самостоятельно, то есть понес реальные убытки», — сообщили в РГС.
Там добавили, что, кроме того, еще в п. 5 постановления пленума Верховного суда от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», по смыслу ст. 15 и 393 ГК РФ кредитор представляет доказательства, подтверждающие наличие у него убытков, а также обосновывающие с разумной степенью достоверности их размер и причинную связь между неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства должником и названными убытками.
«Таким образом, Верховный суд четко установил, что разница между стоимостью восстановительного ремонта без учета износа и стоимостью восстановительного ремонта с учетом износа может быть расценена как убытки, которые были только реально понесены потерпевшим, — объяснили свою позицию в РГС. — В большинстве заявленных финансовому уполномоченному обращений отсутствуют как доказательства несения убытков потерпевшим, так и доказательства виновных действий страховщика, из-за которых не был проведен восстановительный ремонт. При этом финансовый уполномоченный продолжает ссылаться на положения ст. 393 ГК РФ без предоставленных доказательств, подтверждающих наличие у потребителя убытков, а также обосновывающих с разумной степенью достоверности их размер и причинную связь между неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства страховщиком и названными убытками».
По мнению РГС, финансовый уполномоченный должен учитывать такие обстоятельства, как волеизъявление самого потерпевшего на получение страховой выплаты в денежной форме, предусмотренные федеральным законодательством основания для замены формы выплаты с натуральной на денежную и проведенную страховщиком выплату в течение предусмотренного федеральным законом срока, противодействия потребителя натуральной форме возмещения.
Данные обстоятельства, уверены в РГС, не должны позволять финансовому уполномоченному принимать решение о выплате без учета износа.
В РГС заявили о необходимости выработать четкие и соответствующие действующему законодательству критерии применения обсуждаемой нормы с учетом вышесказанного. Без этих изменений страховщики будут оспаривать такие решения в судах.
«Подобные решения финансового уполномоченного по большей части обжалуются страховщиками. Определение ВС было принято по одному страховому делу, поэтому конкретизирует лишь обстоятельства этого дела. И было бы неправильно применять его ко всем другим спорам по аналогии», — подытожили в РГС.
«Эти иски еще не „шаблонизировались“»
Юрист в области страхования Илья Афанасьев рассказал, что, хотя заметных перемен после определения Верховного суда в отрасли не произошло, оно широко обсуждается в профессиональном сообществе. Эксперт уверен: нужно просто подождать, когда информация от Верховного суда распространится и дойдет до нижестоящих инстанций. И тогда новая практика, у которой «очень высокий потенциал», действительно заработает.
«Пока широкого распространения этого нововведения не произошло. Сейчас лето, летом аварии более жесткие, но их меньше, чем зимой. Поэтому судебная практика вряд ли заметно изменится в ближайшие месяцы. Страховщики оспаривают такие решения, даже когда им грозят гигантские неустойки. Но юристы очень рады, что такое изменение в целом произошло, — просто нужно подождать, когда оно войдет в шаблоны», — отметил юрист.
По оценке Афанасьева, сейчас для основной массы водителей такой повод для суда со страховщиков звучит очень сложно:
— Надо изложить суть событий, написать заявление или потратиться на юристов. Эти иски еще не «шаблонизировались». В судах будет первое время сложно доносить всю суть. Придется долго объяснять, рассказывать, проводить аналогии, ведь не все судьи знают об этом определении ВС. А еще нужно понимать, что судиться придется за эту разницу в цене между новыми и старыми деталями, а это примерно 30%, о которых говорят в РСА. Допустим, ремонт был на 200 тыс. рублей, а страховщики самовольно заплатили 140 тысяч. И захочет ли водитель судиться за 60 тыс. рублей? Другими словами, многое еще будет зависеть от общей суммы ущерба.
Как увеличить выплату по ОСАГО?
Каждый владелец полиса автогражданской ответственности знает, что если он попадет в ДТП, то страховая компания должна выплатить денежную компенсацию на ремонт транспорта. Возможно ли увеличить выплату по ОСАГО, если автовладелец не согласен с величиной возмещения? Законом предлагается решить вопрос в досудебном порядке или урегулировать через суд. Оба варианта имеют свои особенности и нюансы, необходимо их знать. Ниже рассмотрим как получить выплату по ОСАГО и как ее увеличить.
Общие сведения
После аварии владелец транспортного средства (ТС) должен обратиться в страховую компанию и написать заявление о выплате компенсации за нанесенный ущерб. Но с 2017 года страховые компании (СК) идут на такой шаг исключительно редко. В основном они предлагают равносильный ремонт, при условии, что сумма на реставрирование транспорта не превышает максимальный размер выплат. Если ремонтные работы проводить нецелесообразно, то СК компенсируют расходы денежными средствами.
Максимальная сумма возмещения по ОСАГО за имущественный ущерб – 400 000 рублей.
Если автомобиль дорогостоящий или ТС серьезно пострадало в аварии, то выплаченных денег может быть недостаточно для компенсации. В случае несогласия с перечисленной суммой автовладелец может требовать ее увеличения. Что необходимо учитывать?
На территории РФ действует определенная методика расчета суммы возможной компенсации, в том числе и на проведение ремонта. Кроме выявленных повреждений будет учитываться износ автомобиля.
Осмотр и экспертиза транспорта
П. 10 ст. 12 закона об ОСАГО дает полное право СК осматривать ТС после ДТП для выяснения причин полученных повреждений, и расчета суммы, подлежащей к выплате.
Виновник происшествия может напрямую возместить убытки, связанные с порчей имущества автовладельца. Это предлагается сделать в течение 5 дней с момента подачи заявления потерпевшей стороной.
Расскажем, как происходит процедура:
Если специалисту не удалось определить причину и величину расходов на восстановительные работы, то представитель СК может за свой счет организовать осмотр транспорта виновника аварии. После этого выносится соответствующее заключение. После установления всех обстоятельств и размера суммы возмещения ущерба, необходимые денежные средства направляется на ремонт ТС.
Досудебное решение вопроса
Владельца автомобиля не всегда устраивает размер выплат, указанной в заключении технического эксперта. В этом случае требуется предпринять попытку урегулировать вопрос в досудебном порядке.
Закон об ОСАГО регламентирует, что в этом случае заявитель может привлечь иных независимых экспертов для оценки имущественного ущерба.
Законным будет считаться только заключение эксперта, с использованием действующей нормативной базы, и соблюдением всех правил методики расчета суммы на проведение ремонта.
К специалистам такого профиля предъявляются строгие правила для осуществления деятельности. Они должны иметь специальное разрешение, и внесены в список аккредитованных экспертов по профилю проведения независимой оценки поврежденных автомобилей. Если указанные условия не были соблюдены, то экспертиза будет признана недействительной. Самый актуальный реестр независимых экспертов можно найти на официальном сайте Минюста РФ.
Необходимо быть уверенным, что размер компенсации занижен и только после этого оспаривать решение СК. Иначе, расходы владельца авто на независимую экспертизу, за услуги юриста и потраченное время будут израсходованы впустую.
Для решения вопроса мирным путем потерпевший должен:
Есть шанс, что СК согласится с обоснованными требованиями заявителя и выплатит недостающую сумму.
Необходимо иметь подтверждение, что заявление действительно было направлено страховщику. Для этого, при личной передаче на втором экземпляре бланка ставится дата и входящий номер. При отправке почтой подтверждением будет являться – уведомление о доставке заказного письма.
Нет смысла направлять жалобу на действия СК в вышестоящие организации, контролирующие их деятельность. Так как ЦБ РФ и Российский Союз Автостраховщиков не наделены полномочиями по урегулированию вопросов, связанных с увеличением сумм денежной компенсации.
Разбирательство через суд
Не дождавшись дополнительных выплат, потерпевший может обращаться в судебные органы. Для этого необходимо составить исковое заявление, оно должно содержать основные пункты:
К заявлению следует приложить подтверждающие документы:
Помимо увеличения суммы возмещения имущественного вреда истец может потребовать: выплату неустойки и штрафа, расходов на юриста, компенсации морального вреда. Кроме того, все расходы, связанные с проведением независимой экспертизы должны быть покрыты СК.
Судом будут изучены, все представленные доказательства и вынесено соответствующее решение. При положительном решении необходимо документ передать в ССП или направить в банк, обслуживающий Страховщика. Остается только дождаться перечисления денег.
Скачать образец искового заявления о взыскании суммы страхового возмещения по ОСАГО
Резюме
При несогласии с величиной компенсации за поврежденное имущество, потерпевший может потребовать дополнительного возмещения. Для этого потребуется оформить повторную независимую экспертизу и попытаться урегулировать вопрос мирным путем. В противном случае за справедливым решением придется обращаться в суд
Оцени ущерб: как получить больше денег по новым правилам ОСАГО
МОСКВА, 9 окт — РИА Новости, Сергей Белоусов. Госдума одобрила в первом чтении поправки в закон об ОСАГО, увеличивающие лимит выплат по ДТП, оформленным без участия сотрудников полиции. В случае принятия документа с 1 января 2018 года по так называемому европротоколу потерпевший сможет рассчитывать на компенсацию в размере до 100 тысяч рублей вместо нынешних 50 тысяч. РИА Новости выяснило, насколько нововведения смогут упростить и одновременно усложнить жизнь автомобилистам.
Угадай-ка
По действующим нормам закона об ОСАГО для оформления ДТП без вызова сотрудников ГИБДД (читай — по европротоколу) должны быть соблюдены определенные условия: в аварии участвовало не более двух транспортных средств, вред причинен только имуществу, у водителей нет разногласий по поводу обстоятельств ДТП, характера и перечня видимых повреждений, оба имеют действующий страховой полис, заполнили и передали в страховую извещения о дорожно-транспортном происшествии. В этом случае потерпевший вправе претендовать на компенсацию от страховщика в размере 50 тысяч рублей.
По данным Российского союза автостраховщиков (РСА), количество водителей, обратившихся с заявлением о выплате по европротоколу, по итогам за январь-июнь 2017 года выросло на 10% и составило 269 тысяч человек. Доля водителей, оформлявших ДТП без вызова сотрудников полиции, в первом полугодии 2017 года в целом по России выросла с 29 до 32%.
Для многих подсчет ущерба — почти невыполнимая задача, а понять, во сколько обойдется восстановление машины, держа в уме сумму 100 тысяч, будет еще сложнее. Помимо внешних повреждений автомобиля, в большинстве аварий есть скрытые, распознать которые без тщательного осмотра не сможет даже опытный сотрудник автосервиса. Чтобы не быть голословным, РИА Новости подготовило тест, который позволит определить, насколько вы способны оценить ущерб от ДТП (см. в конце статьи).
С точностью до метра
Но на этом поправки в закон об ОСАГО не заканчиваются. Правительство предлагает выплачивать компенсацию по европротоколу, даже если водители не смогли договориться о том, кто из них виноват. Если несговорчивые участники ДТП все же решат не вызывать гаишников, тогда им нужно будет зафиксировать обстоятельства ДТП с помощью «технических средств контроля, обеспечивающих некорректируемую регистрацию информации».
О том, что это за устройства, должны знать жители Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей. Согласно действующей редакции закона об ОСАГО, уже сейчас они могут получить максимальную страховую выплату в размере 400 тысяч рублей, но только при условии фото- или видеофиксации обстоятельств аварии. Речь идет о видеорегистраторах и фотоаппаратах, а также камерах в планшетах и смартфонах. Согласно постановлению правительства № 1002, технические средства должны не только записывать видео и делать снимки, но и фиксировать точное время и спутниковые координаты. Сделать важные кадры нужно в течение часа после аварии, а на записях должны быть видны госномера, повреждения и расположение транспортных средств с привязкой к объектам дорожной инфраструктуры. Бонусом будет фото номерного знака машины свидетеля ДТП. С 2018 года требования к приборам ужесточатся: простой видеорегистратор в случае автоматической фиксации аварии уже не поможет. Нужен будет прибор, способный записать не только дату, время и координаты, но и скорость в момент совершения ДТП, а также ускорение по трем осям (x, y и z). Такие возможности предусмотрены в автомобилях, оснащенных системой аварийного оповещения ЭРА-ГЛОНАСС.