как в международном праве называют участников военных действий

Участники военных действий

как в международном праве называют участников военных действий. Смотреть фото как в международном праве называют участников военных действий. Смотреть картинку как в международном праве называют участников военных действий. Картинка про как в международном праве называют участников военных действий. Фото как в международном праве называют участников военных действий как в международном праве называют участников военных действий. Смотреть фото как в международном праве называют участников военных действий. Смотреть картинку как в международном праве называют участников военных действий. Картинка про как в международном праве называют участников военных действий. Фото как в международном праве называют участников военных действий как в международном праве называют участников военных действий. Смотреть фото как в международном праве называют участников военных действий. Смотреть картинку как в международном праве называют участников военных действий. Картинка про как в международном праве называют участников военных действий. Фото как в международном праве называют участников военных действий как в международном праве называют участников военных действий. Смотреть фото как в международном праве называют участников военных действий. Смотреть картинку как в международном праве называют участников военных действий. Картинка про как в международном праве называют участников военных действий. Фото как в международном праве называют участников военных действий

как в международном праве называют участников военных действий. Смотреть фото как в международном праве называют участников военных действий. Смотреть картинку как в международном праве называют участников военных действий. Картинка про как в международном праве называют участников военных действий. Фото как в международном праве называют участников военных действий

как в международном праве называют участников военных действий. Смотреть фото как в международном праве называют участников военных действий. Смотреть картинку как в международном праве называют участников военных действий. Картинка про как в международном праве называют участников военных действий. Фото как в международном праве называют участников военных действий

Значительное количество положений международного гуманитарного права регулируют отношения, связанные с учас­тием в военных действиях.

Термин «комбатант»является од­ним из ключевых в международном гуманитарном праве.

комбатаиты — это «лица, входящие в состав вооруженных сил
стороны, находящейся в конфликте (кроме медицинского и духовного персонала. )», и имеющие «право принимать непосредственное участие в военных действиях».

То есть основные признаки комбатанта:

— во-первых, лицо должно входить в состав признанных вооруженных сил государства, за исключением медицинского и
духовного персонала, представители которого не обладают
статусом комбатантов, даже если и входят в состав вооруженных сил;

— во-вторых, наличие права принимать непосредственное участие в военных действиях.

Однако в настоящее время данные категории лиц, за ис­ключением личного состава вооруженных сил и партизан, прак­тически утратили былое значение. Согласно Женевским кон­венциям партизаны признаются комбатантами, если они воз­главляются лицом, ответственным за своих подчиненных; имеют определенный и явственно видимый издали отличительный знак; открыто носят оружие; соблюдают в своих действиях законы и обычаи войны (п. 2 ст. 13 I и II Женевских конвен­ций, п. 2 ст. 4 III Женевской конвенции).

В целях усиления защиты гражданского населенияоснов­ной нормой является обязанность комбатантов отличать себя от гражданского населения. Лица, входящие в состав воо­руженных сил, освобождаются от этой обязанности только в таких ситуациях, «когда вследствие характера военных дей­ствий вооруженный комбатант не может отличать себя от граж­данского населения». Но и в таких ситуациях комбаты, должны, открыто носить своё оружие:

а) во время каждого военного столкновения

б) в то время, когда они находятся на виду у противника в ходе развертывания в боевые порядки, предшествующие на­чалу нападения, в котором они должны принять участие.

Важность статуса комбатанта заключается в том, что, с од­ной стороны, его нормативное закрепление позволяет прово­дить разграничение между лицами, правомерно принимающи­ми участие в военных действиях, и лицами, не принимающими участие в них и в силу этого находящимися под покровитель­ством Женевских конвенций 1949 г. и Дополнительных про­токолов к ним 1977 г.

С другой стороны, при прекращении комбатантом участия в военных действиях в результате ране­ния, болезни, кораблекрушения или пленения это позволяет ему автоматически получать статус соответствующей кате­гории покровительствуемых лиц и защиту, предусматриваемую международным гуманитарным правом (военнопленного, раненого, больного и т. п.).

Любое лицо, использующее силу против неприятеля являющееся комбатантом, не может претендовать на приви­легии статуса комбатанта. Такое лицо несет ответственность за свои действия, подпадающие под суровые (особенно во время войны) нормы национального законодательства. Их действия могут быть квалифицированы также как нарушения междуна­родного гуманитарного права.

как в международном праве называют участников военных действий. Смотреть фото как в международном праве называют участников военных действий. Смотреть картинку как в международном праве называют участников военных действий. Картинка про как в международном праве называют участников военных действий. Фото как в международном праве называют участников военных действий

Комбатанты сохраняют свой статус, даже если они допус­тили нарушения международного гуманитарного права, в том числе и серьезные нарушения Женевских конвенций 1949 г. и Дополнительных протоколов к ним 1977 г. В этих случаях комбатанты должны привлекаться к уголовной ответственно­сти как военные преступники, а их дела – рассматриваться судом.

Некомбатанты

Поскольку в вооруженных конфликтах военные действия ведутся не только на сухопутных пространствах, но и в возду­хе и на море, необходимо освещение вопроса о комбатантах в морской и воздушной войне.

Комбатантами в воздушной войнеявляются экипажи всех летательных аппаратов, входящих в состав военной авиации сторон вооруженного конфликта и имеющих их опознаватель­ный знак. К ним также относятся экипажи судов гражданс­кой авиации, превращенные в военные, в пределах юрисдик­ции стороны конфликта.

Комбатантами в морской войнеявляются экипажи военных кораблей всех видов, вспомогательных судов ВМФ всех ви­дов, экипажи летательных аппаратов ВМФ всех видов, а также экипажи торговых судов, переоборудованных в военные. После­дние, являются комбатантами при наличии следующих условий:

— экипаж судна поставлен под прямую власть, непосредственный контроль и ответственность государства, флаг котрого несёт судно;

— судно носит внешние отличительные знаки военных судов
их национальности (флаг, вымпел);

— командир должен состоять на государственной службе и
быть надлежащим образом назначенным компетентными
властями; его имя должно значиться в списке офицеров во­енного флота;

— экипаж должен быть подчинен правилам военной дисцип­лины, а судно в своих действиях соблюдать законы и обычаи войны;

— обращенное в военное торговое судно должно быть занесено
в список судов военного флота (ст. I—VI VII Гаагской кон­венции 1907 г.).

В период вооруженного конфликта часто возникает потреб­ность в разграничении таких понятий, как военный шпион и
военный разведчик, доброволец и наемник.

В п. 2, 3 ст. 46 указанного документа содержится определение военного разведчика: если комбатант собирает сведения на территории, контролируемой противником, и носит при этом «форменную одежду своих вооруженных сил» или «не действу­ет обманным путем или преднамеренно не прибегает к тайным методам». Такие лица имеют право на получение статуса военнопленного.

Доброволец это лицо, которое добровольно поступило в действующую армию одной из воюющих сторон. В соответствии со ст. VI Гаагской конвенции о правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной войны 1907 г. отдельные лица могут переходить границу, «чтобы поступить
на службу одного из воюющих». Кроме того, в п. «б» ст. XVII данной Конвенции устанавливается, что если отдельное лицо добровольно вступает в армию воюющих, то оно теряет статус лица нейтрального государства.

А) специально завербовано на месте или за границей для того, чтобы сражаться в вооруженном конфликте;

б) фактически принимает непосредственное участие в военных
действиях;

в) принимает участие в военных действиях, руководствуясь главным образом желанием получить личную выгоду, и которому в действительности обещано стороной или по по­ручению стороны, находящейся в конфликте, материальное вознаграждение, существенно превышающее вознаграждение, обещанное или выплачиваемое комбатантам такого ранга и функций, входящим в личный состав вооруженных сил данной стороны;

г) не является ни гражданином стороны, находящейся в конфликте, ни лицом, постоянно проживающим на территории, контролируемой стороной, находящейся в конфликте;

д) не входит в личный состав вооруженных сил стороны находящейся в конфликте;

е) не послано государством, которое не является стороной, находящейся в конфликте, для выполнения официальных обязанностей в качестве лица, входящего в состав его воору­женных сил.

Международной конвенцией о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников 1989 г. было уточнено и расширено понятие «наемник». Так, в соответствии с п. 2 ст. 1 данной Конвенции наемником является
также любое лицо, которое:

1) специально завербовалось на месте или за границей для участия в совместных насильственных действиях, направ­ленных на свержение правительства или иной подрыв кон­ституционного порядка государства, или подрыв территори­альной целостности государства;

2) принимая участие в таких действиях, руководствуется глав­ным образом желанием получить значительную выгоду и побуждается к этому обещанием выплаты или выплатой i; материального вознаграждения;

3) не является ни гражданином, ни постоянным жителем государства, против которого направлены данные действия;

4) не направлено государством для выполнения административных обязанностей;

5) не входит в личный состав вооруженных сил государства, на территории которого совершаются такие действия.

Особый правовой статус имеют парламентеры. Парламентёром называется лицо, уполномоченное военным командованием на ведение переговоров с военным командованием неприятеля. Согласно ст. 32 Положения о законах и обычаях сухопутной войны, предлагавшегося к IV Гаагской конвенции 1907 г., как сам парламентер, так и сопровождающие его трубач, горнист или барабанщик, лицо, несущее флаг, и переводчик пользуются правом неприкасаемости. Отличительным знаком парламентера является белый флаг. Парламентер может быть принят противником или отослан обратно, но в любом случае ему должна быть обеспечена безопасность возвращения в расположение своих войск.

Источник

Война и международное гуманитарное право

29-10-2010 Обзор

Вооруженные конфликты сопровождали всю историю человечества. Во время военных действий издавна руководствовались так называемым обычным правом, но только в течение последних 150 лет, исходя из соображений гуманности, государства установили международные нормы, ограничивающие способы ведения войны и защищающие ее жертвы. Основными такими нормами являются Женевские конвенции и Гаагские конвенции. Совокупность их норм обычно называют международным гуманитарным правом (МГП), или правом войны, или правом вооруженных конфликтов.

Международное гуманитарное право является частью международного права, которое регулирует отношения между государствами. МГП призвано ограничить последствия вооруженных конфликтов.. Его целью является защита лиц, не принимающих или больше не принимающих участия в военных действиях, больных и раненых, пленных и гражданских лиц, а также установление прав и обязанностей сторон конфликта при ведении военных действий.

Являясь законом, МГП налагает обязательства на лиц, принимающих участие в вооруженном конфликте. Эти лица должны не только сами соблюдать закон, но и обязаны обеспечивать соблюдение его другими. Не совершать нарушений закона и не допускать того, чтобы их совершал кто-то другой – вот один из основных принципов МГП.

Краеугольным камнем МГП являются Женевские конвенции. Первую из них приняли в 1864 году шестнадцать государств. В течение многих веков до этого существовали правила ведения войн, но они основывались на обычаях и традициях, носили местный характер или были только временными. Все изменилось в 1864 году: начался процесс создания совокупности норм права, которые продолжают эволюционировать и сегодня.

Инициаторами первой конвенции явились пять граждан Женевы. Один из них, Анри Дюнан, случайно оказался на поле только что закончившейся битвы близ Сольферино в 1859 году. Он был потрясен тем, что раненые были брошены без всякой помощи, и привлек местных жителей для ухода за ними. Этот акт милосердия положил начало одному из ключевых элементов первой конвенции – гуманному обращению с теми, кто больше не участвует в сражении, независимо от того, к какой стороне конфликта они принадлежат.

Именно в те годы была принята защитная эмблема, символизирующая нейтральность лиц, оказывающих помощь жертвам конфликта: красный крест на белом фоне (что является обратным расположением цветов швейцарского флага).

За прошедшие полтора века нормативная база международного гуманитарного права неуклонно увеличивалась в объеме. Женевская конвенция была расширена в 1906 и 1929 годах с целью улучшения участи больных и раненых солдат в действующих армиях и для установления новых норм, касающихся защиты военнопленных. В 1899 и 1907 годах были также приняты Гаагские конвенции, предназначенные, главным образом, для регулирования военных действий. В августе 1949 года были приняты известные нам сегодня четыре Женевские конвенции. На этот раз, учитывая ужасный опыт Второй мировой войны, в них включили положения о защите гражданского населения.

Тем не менее сердцевиной МГП остаются четыре Женевские конвенции 1949 года и Дополнительные протоколы к ним 1977 и 2005 годов. Они включают в себя четкие правовые обязанности и закрепляют основополагающие гуманитарные принципы.

• Раненые и больные должны быть подобраны и воюющая сторона, во власти которой они находятся, должна оказать им помощь. Защите также подлежит медицинский персонал, медицинские формирования, транспорт и оборудование. Эмблема красного креста, красного полумесяца или красного кристалла является знаком такой защиты и ее следует уважать.

• Взятые в плен имеют право на уважение их жизни, достоинства, прав личности и убеждений. Их необходимо защитить от любых актов насилия и репрессалий. Им должно быть предоставлено право переписки с семьями и получения гуманитарной помощи.

• Гражданские лица, находящиеся во власти воюющей стороны или оккупационной державы, гражданами которой они не являются, имеют право на уважение их жизни, достоинства, прав личности и убеждений.

• Каждый имеет право пользоваться основными судебными гарантиями. Никто не может быть осужден без предварительного судебного решения, вынесенного надлежащим образом учрежденным судом. Никто не может быть признан ответственным за действие, которое он не совершал. Никого нельзя подвергать физическим или моральным пыткам, телесным наказаниям или жестокому и унижающему обращению.

• Стороны конфликта должны всегда проводить различие между гражданским населением и комбатантами с тем, чтобы щадить гражданское население и имущество. Для этого, прежде чем начать атаку, необходимо принять соответствующие меры предосторожности.

Международный Комитет Красного Креста считается хранителем Женевских конвенций и всех других договоров, составляющих международное гуманитарное право. Он, однако, не может выступать в качестве полицейского или судьи. Эти функции принадлежат правительствам тех стран, которые являются участниками международных договоров. Их обязанность – предупреждать нарушения МГП и не допускать продолжения таких нарушений. Они также взяли на себя обязательства наказывать лиц, ответственных за то, что мы называем «серьезными нарушениями» МГП, или военными преступлениями.

Источник

Правовые аспекты военных действий

как в международном праве называют участников военных действий. Смотреть фото как в международном праве называют участников военных действий. Смотреть картинку как в международном праве называют участников военных действий. Картинка про как в международном праве называют участников военных действий. Фото как в международном праве называют участников военных действий

Пространство республик бывшего СССР в последнее время нередко напоминает поле юридических коллизий, столкновений центростремительных и центробежных тенденций, несмотря на наличие большого количества межгосударственных институтов и норм. Во многом вследствие этого пока не удается разрешить самый старый из «постсоветских» конфликтов – Нагорно-Карабахский.

Вместе с тем смею выразить уверенность, что статус данного конфликта как одной из точек мирового цивилизационного разлома не может лишить стороны надежды на его разрешение, а скорее наоборот – является существенным стимулом к поиску правовых формул и парадигмы урегулирования конфликта, ведь если не работают иные институты, то должно торжествовать право, иначе «будут говорить пушки».

Решить Нагорно-Карабахскую проблему пытались еще со времен персидских шахов, царской России, СССР (напомню, что именно с этого конфликта начался развал Советского Союза) и далее на постсоветском пространстве.

Остановлюсь на одном из самых актуальных и болезненных аспектов этого конфликта – эффективности норм и институтов международного и гуманитарного права в период боевых действий.

Последняя Нагорно-Карабахская война, начавшаяся 27 сентября 2020 г., уже побила несколько «рекордов»: по количеству и разнообразию вооружения, плотности боевых действий, малому числу взятых в плен, а также незахороненных террористов.

В этой войне с первого же дня были нарушены нормы международного гуманитарного права как совокупности международно-правовых норм и принципов, регулирующих защиту жертв боевых действий, а также ограничивающих методы и средства ведения войны.

В частности, нарушены:

В этом вооруженном конфликте не соблюдаются достигнутые соглашения о перемирии для обмена погибшими, что мешает Международному Красному Кресту приступить к его деятельности, однако при этом местное население успевает хоронить погибших, культовые сооружения и церкви функционируют, несмотря на прицельные бомбежки. Карабахское население оказывает также гуманитарную и медицинскую помощь раненым солдатам – независимо от того, на чьей стороне они воюют.

Таким образом, можно констатировать, что в отсутствие механизмов реализации норм международного права в гуманитарной сфере в Карабахской войне, эти нормы реализует само население. Кроме того, круглосуточно функционирует офис Уполномоченного по правам человека, который скрупулезно ведет статистику итогов боевых действий, протоколируя и документируя по форме, требуемой международным уголовным судом.

К сожалению, международные юридические механизмы и институты демонстрируют в этой войне слабый прикладной характер.

На данной войне, на мой взгляд, помимо международных правозащитных организаций, имеющих свою (иногда политизированную) повестку, необходимо присутствие независимых наблюдателей, правозащитных структур, а также общественных и неправительственных организаций из других стран. Их присутствие сыграло бы однозначно позитивную роль, поскольку такие лица, будучи незаинтересованными наблюдателями, могли бы фиксировать последствия боевых действий и причиненный ими моральный и материальный ущерб. В связи с тем, что любое преступное деяние рано или поздно оканчивается уголовным преследованием, независимые наблюдатели потенциально могли бы выступать свидетелями и очевидцами. В связи с этим предлагаю рассмотреть идею создания общественной группы правового мониторинга, которая предложила бы конфликтующим сторонам, включая их юридические сообщества, свое непредвзятое содействие (не исключено, что с выездом в зону конфликта).

В заключение добавлю, что в Ассоциацию АРМРОСС поступило обращение представителя ассоциации в Нагорном Карабахе о том, что глава Нагорного Карабаха Араик Арутюнян обратился к Президенту РФ Владимиру Путину с открытым письмом о содействии в прекращении огня и возобновлении переговорного процесса.

1 Samuel Phillips Huntington,The Clash of Civilizations and the Remaking of World Order («Столкновение цивилизаций и преобразование мирового порядка»). 1993. P. 409.

Источник

Международное гуманитарное право

В результате изучения данной главы обучающийся должен:

Понятие, принципы и источники международного гуманитарного права

Идея защиты лиц от бедствий войны и вооруженных конфликтов оставалась нерешенной у всех народов с древних времен. Однако гуманизация вооруженных конфликтов стала развиваться в XIX в. благодаря созданию в 1863 г. Международного комитета помощи раненым и принятию Женевской конвенции об улучшении участи раненых и больных воинов в действующих армиях 1864 г., которые сыграли большую роль в формировании международного гуманитарного права.

Инициатором создания Международного комитета помощи раненым (c 1880 г. — Международный комитет Красного Креста (МККК)) стал швейцарский врач Анри Дюнан, который был свидетелем битвы Сольферино (Италия), в результате которой 5,5 тыс. человек погибли, а 23 тыс. получили ранения; многие погибли из-за нехватки врачей.

После этого он написал книгу «Воспоминания о Сольферино», в которой подчеркнул необходимость создания в каждом государстве агентства по оказанию помощи жертвам войны; принятия законов, позволяющих ухаживать за ранеными солдатами, независимо от их национальности.

Международное гуманитарное право (МГП) определяется как совокупность международных принципов и норм, направленных на соблюдение и обеспечение защиты жертв вооруженных конфликтов, гражданского населения, гражданских объектов и культурных ценностей во время войны и вооруженных конфликтов.

Цель МГП заключается в уменьшении и предотвращении человеческих страданий в вооруженных конфликтах, а также в запрещении или ограничении применения определенных средств и методов ведения вооруженных действий.

Таким образом, МГП направлено на обеспечение гуманного обращения во время войны или вооруженного конфликта, без какихлибо различий по признаку расы, цвета кожи, религии, убеждений, пола, рождения, богатства или любых других аналогичных критериев.

Принципы МГП состоять из принципов международного права и отраслевых принципов МГП:

Источниками МГП являются международно-правовой обычай и международные договоры.

К международным обычаям относятся обычай, при котором медицинский и духовный персонал должен пользоваться уважением и защитой. В этом случае действует «оговорка Мартенса», которая прибрела форму правого обычая: «в случаях, не предусмотренных принятыми постановлениями государств, население и воюющие остаются под охраной и действием начал международного права, поскольку они вытекают из установившихся обычаев, из законов человечности и требований общественного сознания».

Международные договоры по МГП разделяются на «право Гааги» и «право Женевы». Право Гааги регулирует порядок ведения войны и устанавливает ограничение на использование средств и методов ведения военных действий. К праву Гааги относятся: III Гаагская конвенция об открытии военных действий; IV Гаагская конвенция о законах и обычаях сухопутной войны; V Гаагская конвенция о правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной войны; X Гаагская конвенция о применении к морской войне начал Женевской конвенции. Данные конвенции были приняты на Гаагских конференциях мира в 1899 и 1907 гг.

Право Женевы регулирует порядок защиты жертв вооруженных конфликтов, гражданского населения, гражданских объектов и культурных ценностей во время вооруженных конфликтов. К праву Женевы относятся следующие международные договоры:

— Женевская конвенция об улучшении участи раненых и больных воинов в действующих армиях 1864 г. Она содержит только десять статей, в которых говорится, что раненные, больные, находящиеся в медицинских организациях, а также весь персонал этих учреждений, включая немедицинский обслуживающий и административный персонал, считаются нейтральными лицами; уважение гражданских добровольцев, которые вносят свой вклад в работу по оказанию помощи; помощь без дискриминации; использование красного креста на белом фоне как отличительного знака медицинских организаций и персонала, занимающихся уходом за больными и ранеными;

— Конвенция по улучшению участи раненных и больных в армиях в поле 1906 г. Настоящая Конвенция дополняет и развивает первую Конвенцию и включает «больных», она также предусматривает пункт, который имеет значительные правовые последствия — условия взаимности;

— Женевская конвенция по улучшению участи раненых и больных в армиях в поле 1929 г. В ней говорится о машинах и самолетах, используемых как средства медицинской транспортировки, которые будут пользоваться защитой Конвенции при эвакуации раненых и больных и транспортировке медицинского персонала и материальных средств. Эта Конвенция одобрила использование двух эмблем наряду с Красным Крестом, Красным Полумесяцем, Красным Львом и Солнцем;

— Женевская конвенция об обращении с военнопленными 1929 г. — касается наиболее важных аспектов жизни военнопленного, обеспечивает ему защиту со стороны неприятельской державы, взявшей военнопленного, и со стороны Международного комитета Красного Креста; предусматривает создание исследовательского агентства для сбора информации о военнопленных и обмена новостями с их семьями и родственниками. Эта Конвенция сыграла важную роль в обращении с военнопленными Второй мировой войны;

— Женевские конвенции 1949 г. В 1949 г. после Второй мировой войны Швейцарское правительство призывало международное сообщество к конференции в Женеве, которая привела к заключению четырех соглашений, действующих во время войны и вооруженных конфликтов. К ним относятся: Конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях; Конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море; Конвенция об обращении с военнопленными; Конвенция о защите гражданского населения во время войны.

Женевские конвенции специально защищают лиц, не участвующих в боевых действиях (как гражданских лиц и медицинского и духовного персонала, подразделений и работников по оказанию помощи), а также лиц, которые перестали принимать участие в военных действиях (раненые, больные, потерпевшие кораблекрушение и военнопленные).

Женевские конвенции и три дополнительных протокола к ним требуют принятия действий по предотвращению или пресечению «грубых нарушений» и наказывать всех лиц за их нарушение. Женевские конвенции направлены также на защиту жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера и на защиту гражданских лиц, находящихся под оккупацией;

— Дополнительные протоколы к Женевским конвенциям 1977 г.:

Дополнительный протокол, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (I), Дополнительный протокол, касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера (II). В 2005 г. был принят Дополнительный протокол, касающийся принятия дополнительной отличительной эмблемы (III).

Предметом Протокола I является жертва международных вооруженных конфликтов. Данный Протокол рассматривает вооруженные конфликты между национальными освободительными движениями и метрополиями как международный вооруженный конфликт; расширил правовую защиту медицинских формирований, медицинского персонала стороны, находящейся в конфликте, как военного, так и гражданского; более подробно описывает санитарно-транспортные средства и их виды, предназначенные исключительно для санитарной перевозки (наземные санитарно-транспортные средства, санитарные суда и плавучие средства, санитарные летательные аппараты; признал партизан в качестве комбатантов, а партизан, захваченных неприятелем, военнопленными. Протокол уделяет внимание защите гражданского населения во время международных вооруженных конфликтов с целью снижения угрозы для гражданского населения. Протокол предусматривает создание органа для расследования случаев грубых нарушений МГП.

Согласно Протоколу II вооруженный конфликт немеждународного характера представляет собой «вооруженный конфликт, происходящий на территории какой-либо Высокой Договаривающейся Стороны между ее вооруженными силами или другими организованными вооруженными группами, которые, находясь под ответственным командованием, осуществляют такой контроль над частью ее территории, который позволяет им осуществлять непрерывные и согласованные военные действия и применять настоящий Протокол». Протокол устанавливает основные гарантии для некомбатантов, предоставляет необходимые услуги, чтобы помочь военнопленным.

Дополнительный протокол III признает дополнительную отличительную эмблему наряду с отличительными эмблемами Женевских конвенций, состоящую из красной рамки в форме стоящего на одной из своих вершин квадрата на белом фоне — «эмблема третьего Протокола». Протокол принят с целью усилить защитную ценность и универсальный характер отличительных эмблем.

МГП основывается на ряде основополагающих принципов, прямо изложенных в международных соглашениях или косвенно вытекающих из их контекста, или предусмотренных обычными нормами МГП.

В качестве источника МГП может рассматриваться судебная практика или судебные решения (приговоры Нюрнбергского и Токийского трибуналов, международного военного трибунала по бывшей Югославии и Руанде, решения Международного уголовного суда, а также ряд решений Международного Суда ООН и др.).

Важную роль в качестве источника МГП играет научная доктрина. Большой вклад в развитие МГП внесли Институт А. Дюнана в Женеве, МККК и такие великие ученые, как Ф. Ф. Мартенс, И. П. Блищенко, Анри Дюнан, И. И. Котляров, О. И. Тиунов и др.

Вооруженные конфликты

Вооруженные конфликты делятся на международные вооруженные конфликты (МВК) и немеждународные вооруженные конфликты (НВК). Большинство заключенных международных соглашений направлено на регулирование МВК, а НВК регулируются только ст. 3, общей для Женевских конвенций, Дополнительным протоколом II и международными обычными нормами.

В ст. 2, общей для четырех Женевских конвенций, и в ст. 1 Дополнительного протокола I дано определение МВК. Данные нормы будут применяться в случае объявленной войны или всякого другого вооруженного конфликта, возникающего между:

Сторонами МВК являются государства, национально-освободительные движения.

НВК представляет собой вооруженный конфликт, происходящий на территории какой-либо высокой договаривающейся стороны между ее вооруженными силами или другими организованными вооруженными группами, которые, находясь под ответственным командованием, осуществляют такой контроль над частью ее территории, который позволяет им осуществлять непрерывные и согласованные военные действия и применять Протокол II.

Внутренние беспорядки, отдельные и спорадические акты насилия, внутренняя напряженность не являются НВК.

Характерными признаками НВК являются:

В последнее время появились смешенные вооруженные конфликты, т.е. конфликты, имеющие черты МВК и НВК. К ним относятся:

Методы и средства ведения войны

Стороны, находящиеся в конфликте, ограничены в выборе средств и методов ведения военных действий. Запреты применения тех или иных методов и средств действуют и в условиях МВК, и НВК.

Методы ведения войны означают различные способы использования средств ведения войны в указанных целях. Они представляют собой тактические приемы и способы ведения военных действий.

К запрещенным методам ведения военных действий относятся:

К запрещенным или ограниченным средствам относятся:

Правовой статус комбатантов и некомбатантов, шпионов, наемников, добровольцев

В соответствии со ст. 43 Дополнительного протокола I комбатанты — это лица, входящие в состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, и имеющие право принимать непосредственное участие в военных действиях.

К ним относятся лица, входящие в состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте. Вооруженные силы стороны, находящейся в конфликте, состоят из всех организованных вооруженных сил, групп и подразделений, находящихся под командованием лица, ответственного перед этой стороной за поведение своих подчиненных, даже если эта сторона представлена правительством или властью, не признанными противной стороной. Такие вооруженные силы подчиняются внутренней дисциплинарной системе, которая, среди прочего, обеспечивает соблюдение норм международного права, применяемых в период вооруженных конфликтов.

В соответствии с Женевскими конвенциями комбатантами являются:

Комбатанты не подлежат ответственности за факт их участия в военных действиях. Комбатанты, захваченные неприятелем, получают статус военнопленных.

В случае захвата неприятелем как на комбатантов, так и на неккомбатантов, распространяется режим военного плена, за исключением медицинского и духовного персонала. Согласно ст. 33 Женевской конвенции об обращении с военнопленными 1949 г. «медикосанитарный состав и духовный персонал, задержанный держащей в плену державой с целью оказания помощи военнопленным, не должны считаться военнопленными». Пользуясь преимуществами и покровительством указанной Конвенции, они будут продолжать выполнять медицинские и духовные обязанности.МГП регулирует правовой статус шпионов и наемников.

Согласно ст. 29 Конвенции о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г. шпион — это лицо, которое тайно или под ложными предлогами собирает военную информацию на контролируемой противником территории с намерением сообщить таковые противнику.

Шпионом не считается лицо, собирающее информацию на территории, контролируемой противником, если оно носит форменную одежду своих вооруженных сил.

Шпион не пользуется защитой международного права. В соответствии со ст. 30 Конвенции «лазутчик, пойманный на месте, не может быть наказан без предварительного суда». Любое лицо из состава вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, попадающее во власть противной стороны в то время, когда оно занимается шпионажем, не имеет права на статус военнопленного, и с ним могут обращаться как со шпионом.

Наемник — это любое лицо, которое: а) специально завербовано на месте или за границей для того, чтобы сражаться в вооруженном конфликте; b) фактически принимает непосредственное участие в военных действиях; с) принимает участие в военных действиях, руководствуясь, главным образом, желанием получить личную выгоду, и которому в действительности обещано стороной или по поручению стороны, находящейся в конфликте, материальное вознаграждение, существенно превышающее вознаграждение, обещанное или выплачиваемое комбатантам такого же ранга и функций, входящим в личный состав вооруженных сил данной стороны; d) не является ни гражданином стороны, находящейся в конфликте, ни лицом, постоянно проживающим на территории, контролируемой стороной, находящейся в конфликте; e) не входит в личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте; и f) не послано государством, которое не является стороной, находящейся в конфликте, для выполнения официальных обязанностей в качестве лица, входящего в состав его вооруженных сил.

Наемник также не имеет права на статус комбатанта или военнопленного и может быть привлечен к уголовной ответственности.

Добровольцы — это лица, изъявившие желание выехать за пределы своего государства и принять участие в боевых действиях на стороне народа иностранного государства, борющегося за свою независимость.

Добровольцы включаются в состав вооруженных сил и становятся комбатантами в соответствии с положениями Гаагских конвенций 1907 г. и Женевских конвенций 1949 г.

Правовой статус и защита раненых, больных, военнопленных, гражданского населения

МГП обязывает участников вооруженных конфликтов обеспечить предоставление защиты этим категориям.

Раненые и больные — это военные или гражданские лица, которые вследствие травмы, болезни или другого физического или психологического расстройства или инвалидности нуждаются в медицинской помощи или уходе и которые воздерживаются от любых враждебных действий.

К ним также относятся лица, потерпевшие кораблекрушение, новорожденные дети, беременные женщины и немощные.

Режим раненых и больных также распространяется на ополченцев, партизан, добровольческих отрядов, лиц следующих за вооруженными силами, но не входящих в их состав, на военных корреспондентов и др.

Защита этих категорий лиц заключается в следующем:

Согласно ст. 4 Женевской конвенции III 1949 г. военнопленными являются попавшие во власть неприятеля лица, принадлежащие к одной из следующих категорий: личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте; добровольческие отряды, ополчение, лица, следующие за вооруженными силами, но не входящие в их состав непосредственно, как, например, гражданские лица, входящие в экипажи военных самолетов, военные корреспонденты, поставщики, личный состав рабочих команд или служб, на которых возложено бытовое обслуживание вооруженных сил, члены экипажей судов торгового флота и гражданской авиации сторон.

Правовой статус военнопленных заключается в следующем:

Они должны устанавливаться с учетом их привычек и обычаев и не должны быть вредными для их здоровья;

Гражданское население состоит из всех лиц, являющихся гражданскими лицами. Гражданское население как таковое, а также отдельные гражданские лица не должны являться объектом нападений.

С точки зрения МГП гражданское население — это гражданские лица, не принадлежащие ни к одной категории участников вооруженных конфликтов и не принимающие участия в военных действиях.

Термин «гражданское население» охватывает всех гражданских лиц, проживающих на территории воюющих государств и гражданское население, проживающее на оккупированных территориях. Если возникает сомнение относительно того, является ли какое-либо лицо гражданским, то оно должно признаваться таковым. К гражданским лицам также относятся медицинский персонал, корреспонденты и члены гражданской обороны.

Правовая защита гражданского населения осуществляется в международных вооруженных конфликтов и в конфликтах немеждународного характера и во всех случаях оккупации всей или части территории государств.

Защита гражданского населения заключается в следующим:

Оккупирующее государство обязано обеспечить снабжение населения продовольствием и санитарными материалами. Оккупирующее государство не имеет право принуждать гражданских лиц служить в ее вооруженных силах.

Защита гражданских объектов и культурных ценностей

Гражданские объекты — это все те объекты, которые не являются военными объектами.

Защита гражданских объектов заключается в следующим:

Дополнительный протокол I предусматривает специальную защиту определенным гражданским объектам, необходимым для жизни населения. К ним относятся: а) гражданские объекты, необходимые для выживания гражданского населения, такие как запасы продуктов питания, производящие продовольствие сельскохозяйственные районы, посевы, скот, сооружения для снабжения питьевой водой и запасы последней, а также ирригационные сооружения, специально с целью не допустить их использование гражданским населением или противной стороной как средств поддержания существования, независимо от мотивов, будь то с целью вызвать голод среди гражданских лиц, принудить их к выезду или по какой-либо иной причине; б) при ведении военных действий воюющие стороны обязуются заботиться о защите природной среды от обширного, долговременного и серьезного ущерба. Такая защита включает запрещение использования методов или средств ведения войны, которые имеют целью причинить или, как можно ожидать, причинят такой ущерб природной среде и тем самым нанесут ущерб здоровью или выживанию населения. Причинение ущерба природной среде в качестве репрессалий запрещается; в) установки и сооружения, содержащие опасные силы, а именно плотины, дамбы и атомные электростанции, не должны становиться объектом нападения даже в тех случаях, когда такие объекты являются военными объектами; г) особые разновидности гражданских объектов. К ним относятся: необороняемые местности; демилитаризованные зоны; объекты гражданской обороны; д) культурные ценности и место отправления культа. Международная защита данных объектов закреплена в ст. 53 Дополнительного протокола I, в IV Гаагской конвенции 1907 г., в Конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 г. и в Протоколах к ней.

Конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта дает определение культурных ценностей, к ним относятся: а) ценности, движимые или недвижимые, которые имеют большое значение для культурного наследия каждого народа, такие как памятники архитектуры, искусства или истории, религиозные или светские, археологические месторасположения, архитектурные ансамбли и др.; б) здания, главным и действительным назначением которых является сохранение или экспонирование движимых культурных ценностей (музеи, крупные библиотеки, хранилища архивов, а также укрытия, предназначенные для сохранения в случае вооруженного конфликта движимых культурных ценностей и др.); в) центры, в которых имеется значительное количество культурных ценностей, так называемые «центры сосредоточения культурных ценностей».

Конвенция устанавливает, что защита культурных ценностей включает охрану и уважение этих ценностей. На государства возлагается обязанность подготовить еще в мирное время охрану культурных ценностей от возможных последствий вооруженного конфликта. Государства обязуются уважать культурные ценности, расположенные на их собственной территории, а также на территории других государств.

Государства обязуются, кроме того, запрещать, предупреждать и, если необходимо, пресекать любые акты кражи, грабежа или незаконного присвоения культурных ценностей в какой бы то ни было форме, а также любые акты вандализма в отношении указанных ценностей. Они запрещают реквизицию движимых культурных ценностей, расположенных на территории другого государства.

Конвенция предусматривает предоставление специальной защиты культурным ценностям, внесенными в Международный реестр культурных ценностей; государства обязуются обеспечить иммунитет культурных ценностей, находящихся под специальной защитой.

Дополнительный протокол I в ст. 53 устанавливает запрет: на совершение каких-либо враждебных актов, направленных против тех исторических памятников, произведений искусства или мест отправления культа, которые составляют культурное или духовное наследие народов; использование таких объектов для поддержки военных усилий; на то, чтобы делать такие объекты объектами репрессалий.

Ответственность за нарушения норм международного гуманитарного права

В МГП ответственность делится на два вида: ответственность государства и ответственность физических лиц.

Международная ответственность государств за нарушения норм МГП установлена международными договорами, в частности:

Конвенцией о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г., Версальским договором 1919 г.; Женевской конвенцией об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях 1929 г., Женевскими конвенциями 1949 г. и Дополнительным протоколом I к ним и др.

Формирование института ответственности государств за нарушения норм МГПотносятся к концу XVIII в. Первым договором, содержащим положения об ответственности государств стал Сан-

Стефанский мирный договор, заключенный между Турцией и Россией в 1878 г. Согласно данному договору Турция обязывалась выплатить России компенсацию за военные издержки.

Анализ этих международных договоров свидетельствует о том, что они составили основу политической и материальной ответственности государств за нарушения норм МГП.

Основанием для возникновения международно-правовой ответственности государства является совершение государством международного правонарушения.

Основными видами международно-правовой ответственности государств являются политическая и материальная ответственность.

Политическая ответственность государств может наступать в форме сатисфакций, санкций и репрессалий.

Сатисфакция состоит в выражении сожаления, удовлетворения, сочувствия государства-нарушителя пострадавшему государству или наказание виновных за незначительные нарушения МГП. Она применяются в случае нематериального ущерба, причиненного чести и достоинству государства.

Санкции — это принудительные действия в отношении государств — нарушителей, применяемые Советом Безопасности ООН в соответствии со ст. 39, 41, 42 Устава ООН. Принудительные действия включают меры военного (демонстрации, блокада) и невоенного характера (полный или частичный разрыв экономических отношений, ст. 41 Устава ООН); исключение из состава ООН (ст. 6 Устава ООН); приостановление прав и привилегий, принадлежащих государству как члену ООН (ст. 5 Устава ООН).

Репрессалии — ответные правомерные принудительные действия, осуществляемые пострадавшим субъектом.

Материальная ответственность выражается в двух формах: репарации и реституции.

Репарации представляют собой возмещение материального ущерба в денежном выражении, в виде товаров, услуг.

Реституции представляют собой возвращение в натуре неправомерно изъятых у государства, его организаций и граждан материальных ценностей (либо их замена предметами того же рода и примерно равноценными).

Международная уголовная ответственность физических лиц.

Индивидуальная уголовная ответственность закреплена во многих международных договорах, в частности: в Конвенции о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г.; в Женевских конвенциях 1949 г. и

Дополнительных протоколах I и II к ним; Конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 г.; Уставах международных военных трибуналов; в Римском Статуте Международного уголовного суда 1998 г. Впервые принцип индивидуальной ответственности физического лица за нарушение норм международного гуманитарного права был закреплен в Уставе Нюрнбергского трибунала, предусматривавшего составы преступлений, за которые наступала ответственность физических лиц.

В соответствии со ст. 27 Римского Статута Международного уголовного суд настоящий Статут применяется в равной мере ко всем лицам без какого бы то ни было различия на основе должностного положения. К ним относятся: главы государств или правительств, члены правительства или парламента, избранные представители или должностные лица правительства. Статья 28 устанавливает ответственность командиров и начальников за преступления, совершенные силами, находящимися под его контролем и командованием, либо в зависимости от обстоятельств, под его эффективной властью и контролем, в результате неосуществления им контроля надлежащим образом над такими силами, когда:

1) такой военный командир или такое лицо либо знало, либо должно было знать, что эти силы совершали или намеревались совершить такие преступления;

2) такой военный командир или такое лицо не приняло всех необходимых и разумных мер в рамках его полномочий для предотвращения или пресечения их совершения либо для передачи данного вопроса в компетентные органы для расследования и уголовного преследования.

В ст. 29 Статута содержится положение о неприменимости срока давности в отношении преступлений, подпадающих под юрисдикцию Суда.

Основанием для привлечения физических лиц к международной уголовной ответственности является совершение следующих международных преступлений: a) преступления против мира, а именно: планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны или войны в нарушение международных договоров, соглашений или заверений или участие в общем плане или заговоре, направленных к осуществлению любого из вышеизложенных действий; б) военные преступления, а именно: нарушения законов или обычаев войны. К этим нарушениям относятся убийства, истязания или увод в рабство или для других целей гражданского населения оккупированной территории; убийства или истязания военнопленных или лиц, находящихся в море; убийства заложников; ограбление общественной или частной собственности; бессмысленное разрушение городов или деревень; разорение, не оправданное военной необходимостью, и другие преступления; в) преступления против человечества, а именно: убийства, истребление, порабощение, ссылка и другие жестокости, совершенные в отношении гражданского населения до или во время войны, или преследования по политическим, расовым или религиозным мотивам в целях осуществления или в связи с любым преступлением, подлежащим юрисдикции Трибунала, независимо от того, являлись ли эти действия нарушением внутреннего права страны, где они были совершены, или нет; г) преступления агрессии. Преступление агрессии отнесено к юрисдикции Суда, однако определение преступления агрессии в Статуте отсутствует. Согласно п. 2 ст. 5 Международный уголовный суд осуществляет юрисдикцию в отношении преступления агрессии как только будет принято в соответствии со ст. 121 и 123 положение, содержащее определение этого преступления и условия, на которых Суд будет осуществлять юрисдикцию относительно него.

11 июня 2010 г. принята Резолюции RC/Res.6, согласно ст. 8-би которой «”преступление агрессии” означает планирование, подготовку, инициирование или осуществление лицом, которое в состоянии фактически осуществлять руководство или контроль за политическими или военными действиями государства, акта агрессии, который в силу своего характера, серьезности и масштабов является грубым нарушением Устава Организации Объединенных Наций». Акт агрессии в п. 2 данной статьи определен как «применение вооруженной силы против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства или каким-либо другим образом, несовместимым с Уставом ООН».

Вопросы и задания для самоконтроля

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *