как вести счет в бильярде
Правила русского бильярда
ОБЩИЕ ПРАВИЛА ПИРАМИДЫ
1. Бильярдное оборудование и аксессуары
При игре в каждую из описанных ниже разновидностей «Пирамиды» следует использовать бильярдные столы, шары и аксессуары, соответствующие «Техническим требованиям МКП к бильярдному оборудованию».
2. Разметка бильярдного стола
3. Используемые шары
Стандартный набор из шестнадцати пирамидных бильярдных шаров: пятнадцать белых (цвета слоновой кости) шаров с номерами от 1 до 15-ти и один цветной (предпочтительно желтый) шар без номера.
Примечание: При игре в «Свободную пирамиду», «Комбинированную пирамиду» и «Динамичную пирамиду» допускается использование пятнадцати белых шаров без номера.
4. Биток и прицельные шары
5. Соударение битка с прицельным шаром
6. Игра после нарушения
7. Розыгрыш начального удара
8. Исходная расстановка шаров
Положение шара определяется положением его центра.
10. Дом и линия дома
10.1. Линия дома не является частью дома.
10.2. Шар, стоящий на линии дома, считается распложенным вне дома.
11. Введение битка в игру (начало игры)
11.1. Биток вводится в игру начальным ударом с руки из дома.
11.2. В качестве битка при выполнении начального удара всегда следует использовать цветной шар.
11.3. Игрок, вступающий в игру первым, может устанавливать биток в любой точке дома, но не на линии дома (см. п.9 и п. 10).
Если биток установлен вне дома, то судья или соперник должны предупредить об этом вступающего в игру игрока до нанесения им удара. В противном случае считается, что биток введен в игру правильно.
Если вступающий в игру предупрежден о неправильном положении битка, он обязан его поправить.
11.4. Биток считается введенным в игру сразу после удара по нему наклейкой кия (см. п. 14).
11.5. До тех пор пока биток не введен в игру, его можно поправлять рукой, кием и т.п. Однако любое касание битка после введения его в игру влечет за собой штраф.
12. Правильный начальный удар
13. Попеременное разбитие
В каждой последующей партии матча соперники разбивают по очереди.
14. Начало и завершение удара
16. Касание ногой пола
17. Запрещенное касание шаров
18. Запрет двойного удара
20. Правильно завершенный удар
22. Правильно и неправильно забитые шары
22.1. Шар считается правильно забитым (сыгранным), если он упал в лузу в результате правильного удара.
22.2. Все правильно забитые шары вынимаются из луз и размещаются на специальной полке. (Каждому из игроков отводится отдельная полка.)
22.3. Если с момента начала удара и до момента его завершения (см. п. 14), было нарушено хотя бы одно из положений настоящих Правил, то все шары, упавшие в лузы в результате этого удара, считаются неправильно забитыми.
Если нарушение произошло после завершения удара (см. п. 14), налагается штраф. Однако шар, упавший в лузу в результате завершившегося удара, считается забитым правильно.
Примечание: Если нарушение правил игры произошло после завершения партии (то есть после завершения последнего удара, в результате которого был правильно забит последний шар в партии), штраф не налагается и результат партии не пересматривается.
22.4. Все неправильно забитые шары не засчитываются и выставляются.
22.5. Шар, выскочивший из лузы на игровую поверхность стола, считается не забитым и остается в игре. Штраф при этом не налагается.
23. Шар на краю лузы
24. Выскочивший шар
24.1. Шар считается выскочившим за борт, если после завершения удара он остановился вне игровой поверхности стола (на борту, на полу и т.п.).
24.2. Шар не считается выскочившим, если он, ударившись о верхнюю часть упругого борта или поручня, самостоятельно возвращается на игровую поверхность, не задев при этом какой-либо иной объект, не являющийся стационарной принадлежностью бильярдного стола.
Если же шар задевает какой-либо предмет, не являющийся принадлежностью стола, например, осветительный прибор, мел на борту или поручне и т. п., то он считается выскочившим, даже если он после этого самостоятельно возвращается на игровую поверхность.
24.3. Если любой шар (биток или прицельный шар) выскакивает за борт, налагается штраф.
24.4. Все выскочившие шары выставляются после завершения удара.
25. Выставление шаров
26. Замедленная игра
Если игрок своей замедленной игрой затягивает ход соревнований или партии, то судья после соответствующего предупреждения может ввести для обоих игроков сорокапятисекундное ограничение времени на подготовку ударов. Судья контролирует время с помощью секундомера и за 10 секунд до истечения отпущенного времени должен сделать соответствующее объявление игроку. Если игрок не укладывается в установленные временные рамки, налагается штраф. Контрольный секундомер включается сразу после завершения удара (см. п. 14). Каждый игрок один раз за партию имеет право на двукратное продление временного ограничения. Если счет в матче равный и игрокам осталось сыграть лишь одну (контровую) партию, то каждый игрок имеет право на два продления в этой партии. Игрок должен своевременно объявить о продлении и убедиться в том, что судья уведомлен об этом.
27. Вмешательство постороннего
Если во время игры шары приходят в движение вследствие вмешательства постороннего лица (непосредственно или путем какого-либо воздействия на игрока, выполняющего удар), то их возвращают на исходные позиции и игра продолжается. При этом штраф не налагается.
Это правило применяется также и при возникновении чрезвычайных ситуаций (землетрясение, ураган, падение осветительного прибора, внезапное отключение света и т. п.)
Если восстановить положение шаров не представляется возможным, то цветной шар устанавливают в доме (если цветной шар вышел из игры, то его возвращают в игру взамен любого из оставшихся на столе белых шаров), все оставшиеся на столе белые шары устанавливают в форме пирамиды (или неполной пирамиды) с вершиной на задней отметке, право последующего удара определяется розыгрышем и игра продолжается по правилу начального удара (см. п. 12). Счет сохраняется таким, каким он был к тому моменту, когда партия была прервана.
Примечание: При установке неполной пирамиды следует руководствоваться правилами, изложенными в п.8.
28. Вмешательство в игру соперника
ПРАВИЛА РУССКОГО БИЛЬЯРДА
В нашей статье мы расскажем Вам про правила русского бильярда. Про правила игры в «Малую русскую пирамиду», «Большую русскую пирамиду», «Московскую пирамиду» и «Американку».
Так как Русский бильярд насчитывает более 40-ка разновидностей, то, наверное, нет смысла перечислять правила всех видов игры, так как это будет и нудно и большинству людей и не нужно. Эти игры входят число неотъемлемых игр на чемпионатах РФ по бильярду.
Чтоб новичку можно было довольно просто разобраться в правилах русского бильярда, необходимо сначала ознакомиться с общими правилами для всех видов игры.
Общие правила русского бильярда
1) В игре принимают участие 15 белых игровых шаров диаметром 68 – 68,5 мм и ориентировочным весом 280 грамм и один биток. Биток отличается цветом и может быть выполнен в виде желтого или красного цвета.
Жеребьевка проводится по следующим правилам:
Розыгрыш первого удара в Бильярде
4) Установка пирамиды осуществляется по определенным правилам. Верхний шар пирамиды должен быть размещен точно на «Задней точке» (см. рисунок ниже).
Разметка бильярдного стола
6) Разбитие пирамиды считается правильным, в том случае, если игрок разбил пирамиду битком таким образом, что из пирамиды три игровых шара коснулись дальнего борта или два шара из пирамиды коснулись борта, а один пересек центральную линию. Так же считается правильным разбитие пирамиды, если при разбитии один из шаров угодил в лузу.
Если разбитие пирамиды произведено не верно, то на игрока накладываются штраф. Второй игрок может согласиться с действующим расположением шаров и продолжить игру либо попросить соперника заново разбить пирамиду. Так же он может самостоятельно совершить это действие. За неверное разбитие пирамиды налагается штраф в виде 1 шара, который уходит в зачет к сопернику. Повторное разбитие пирамиды осуществляется в отсутствии штрафного шара, т.е. производится разбитие неполной пирамиды. Для более наглядного примера смотрите короткое видео «Правила игры в русский бильярд» ниже.
Правила игры в Русский бильярд
Удар под углом 45 градусов
10) Шары, которые выскочили из лузы на игровую плоскость стола, считаются не забитыми и остаются в игре.
11) Кроме уже описанных выше штрафных наказаний, игрок может получить штраф за следующие нарушения:
— При выполнении удара игрок случайно коснулся одеждой или рукой любого шара;
— Вылет любого шара (включая биток) за приделы игрового стола;
— За затяжку игры (умышленно делать длинные паузы);
— За вмешательство в игру соперника (стоять перед ударом, разговаривать с ним, всячески отвлекать);
После изучения основных правил игры в русский бильярд, перейдем к описанию конкретных правил игры. Начнем с правил «Малой русской пирамиды».
Правила «Малой русской пирамиды»
В игре «Малой пирамиды» шары устанавливаются в пирамиду в порядке, которые определены правилами. См. рисунок ниже.
Малая пирамида
Это делается для того, чтоб шары, которые приносят наибольшее количество очков, были менее доступными для игроков при первом ударе. В игре «Малой пирамиды» номер шара соответствует количеству возможных заработанных очков. Т.е. в случае, если вы забиваете шар № 2, то Вы получаете в свою копилку 2 очка.
Особенности игры:
— Удары в этом виде игры наносятся только битком. Если вы случайно положили биток в лузу, то на Вас налагается штраф в размере 5 очков и 5 очков получает Ваш соперник. Т.е. проигрыш в данном случае равняется 10-и очкам. Биток возвращается в «дом».
— Штраф в 5-ть очков (без бонуса сопернику) назначается при нарушении общих правил игры в «Русский бильярд».
Правила «Большой русской пирамиды»
Правила «Большой пирамиды» подобны правилам «Малой пирамиды». Исключение составляет счет, до которого проводится игра, а так же немного отличается подсчет очков.
В «Большой пирамиде» к шарам под номером 2, 3, 4 и 5 прибавляется дополнительно 10 очков. Таким образом, в игре увеличивается количество возможных заработанных очков на 40 пунктов. Таким образом, в «Малой пирамиде» общий счет игры составляет 140 очков, а в «Большой пирамиде» уже 180 очков.
Правила «Американки»
Основные правила «Американки» подобны правилам «Малой пирамиды».
Особенности игры:
— В начале игры шары в пирамиде устанавливаются в свободном порядке.
— Битком в этом виде игры может выступать любой шар, кроме того, в лузу допустимо забивать и сам биток.
— Счет в игре ведется по количеству забитых шаров игроком в лузу. Победитель считается тот, кто первый смог забить 8 шаров. Ничья возможна в том случае, если игроки набрали одновременно по 7-мь шаров.
— Штраф в этой игре назначаете в виде одного шара. Если на текущий момент у игрока нет забитых шаров, то штраф откладывает на время, до тех пор, пока забитые шары не появятся.
Правила «Московской пирамиды»
В настоящее время игра «Московская пирамида» была переименована. Сейчас ее называют либо «Комбинированная пирамида» либо «Сибирская пирамида». Переименование связано с тем, что в мире бильярда запретили давать имена с географической привязкой. Автором этого вида игры считает красноармеец Александр Филиппович Левданский.
Основные правила «Московской пирамиды» подобны правилам игры в «Американку».
Особенности игры:
— Удары в этом виде игры, в отличие от «Американки» наносятся только битком.
— Вложить биток в лузу возможно только в случае рикошета от игрового шара. При этом каждый забитый свой биток позволяет снять любой шар со стола в свою копилку, т.е. биток засчитывается как сыгранный шар. Биток, в свою очередь, возвращается в любую точку «дома», кроме линии.
— Кроме озвученных штрафов в игре «Американка» в «Московской пирамиде» назначается дополнительный штраф за попадания битка в лузу не от игрового шара (без рикошета).
— Штрафы в этой игре также назначаются в виде одного шара, как и в «Американке». Если на текущий момент у игрока нет забитых шаров, то штраф откладывает на время, до тех пор, пока забитые шары не появятся.
Правила русского бильярда
В настоящее время популярность игры в бильярд растет с каждым днем. Наша статья «Правила русского бильярда» позволит Вам приобщиться к удивительному спортивному миру. Конечно, в каждой игре есть свои нюансы, тысячи частных эпизодов и случаев, всех их описать в рамках одно статьи просто не возможно. Но, наша статья, мы уверенны, подойдет для любого начинающего игрока, так как мы ее попытались изложить на самом простом и доступном языке.
Правила русского бильярда не так сложны, как кажется на первый взгляд, их может освоить практически любой человек. Ежегодно на 67% увеличивается количество КМС, на 54% МС и 10% МСМК. Мы уверены, что один из Вас в этом списке 😉
Как вести счет в бильярде
В настоящее время в мире наиболее широкое распространение имеют 4 основных направления бильярда:
Пирамида (Русский бильярд)
Pool (Пул)
Snooker (Снукер)
Carom (Карамболь)
На территории России и стран СНГ наиболее широкое распространение сегодня имеют Русский бильярд и Пул, но в последнее время в клубах устанавливаются и столы для Снукера и Карамболя.
Русский бильярд
Эта игра отлична от всех других тем, что при большом диаметре шара (68 мм) размеры луз лишь незначительно больше (72−74 мм угловая и 78−80 мм средняя). Соревнования проводятся на столах размером 12 футов, но любительская игра может вестись и на столах меньших размеров.
При том, что все шары имеют разный цвет и размер луз при диаметре шара 57,2 мм практически в 2 раза больше, эта динамичная и быстрая игра получила особое признание у молодежи. Вне зависимости от места, где установлен стол (клуб, кафе, бар), играют на нем практически постоянно. Турнирный стол имеет размер 9 футов, но для любителей вполне достаточны и столы меньших размеров.
Снукер
В настоящее время снукер переживает свое бурное развитие и становится самым популярным видом бильярда во всем мире. Стремительно растет его популярность — появляются все больше новых клубов, в которые приходят все больше людей. Особое место для снукера это Великобритания, здесь появилась эта замечательная игра и именно здесь находится центр мировой снукерной жизни. Каждый год в Великобритании проводится чемпионат мира, за которым наблюдают люди по всему миру. В России снукер только набирает свою популярность. Однако стоит надеяться, что в скором времени и у нас появятся игроки, способные на равных соперничать с мировыми звездами снукера.
Карамболь
Карамбольный бильярд значительно отличается от лузного. Прежде всего, в карамбольной игре необходимо отметить больший динамизм и более быструю смену игровых ситуаций. Поэтому от игрока во время выполнения ударов и проведения серий требуется большое внимание, сосредоточенность, умение анализировать и прогнозировать дальнейшее развитие ситуации и, несомненно, превосходное знание и владение техникой проведения основных ударов и приемов.
Игру в карамбольном бильярде ведут только тремя шарами. При этом целью игрока является нанесение удара, в результате которого произойдет последовательное соударение шаров, находящихся в игре. Задача усложняется еще и тем, что после очередного столкновения шары должны всякий раз останавливаться близко друг к другу. Только так спортсмен может обеспечить себе возможность проведения целой серии ударов.
Первый и главный закон бильярдного этикета гласит: уважай своего партнера или игрока, занимающего соседний стол.
Крайне неприличным считается играть в верхней одежде. Одеваться желательно так, чтобы во время игры свести к минимуму возможность зацепить шары рукавом, галстуком или фалдами пиджака. А если это все-таки произошло, не стоит обижаться на партнера, когда он укажет вам, что произошла ошибка. Вообще, если вы совершили ошибку, предусмотренную основными правилами или оговоренную вами заранее, не дожидайтесь, пока вам укажут на это, а лучше сами возьмите биток и передайте его партнеру. Если же ошибку совершил ваш противник, например, не попал ни по одному из прицельных шаров, не хватайте сию же секунду белый шар, ведь, ударившись несколько раз о борта, он может все же коснуться другого шара.
В целом все действия на бильярдном столе следует совершать после того, как остановиться последний шар, катящийся в результате предыдущего удара.
Неприличным считается пристально смотреть за тем, что происходит за соседним столом, и уж тем более в качестве зрителя» стоять над душой» у незнакомых вам игроков.
Прежде чем наблюдать за чужой игрой, спроси разрешения у игроков, поскольку такое внимание к игре может их отвлекать. Кстати говоря, среди профессиональных бильярдистов таких чересчур активных болельщиков, мягко говоря, не жалуют.
Что касается разговора за столом, то этот момент партнерам следует обсудить до начала игры. Не в меру разговорчивый соперник не сможет побыть «молчуном» и будет вам мешать, и в конечном итоге его болтливость сыграет вам плохую службу, что обязательно отразиться на счете в партии.
Никогда не ставь напитки или пепельницу на борт стола: при неблагоприятно стечении обстоятельств придется платить штраф. Вообще, область стола считается «святой»: недопустимо даже курить над столом.
К сожалению, бильярд зачастую ассоциируется с прокуренным помещением, подвыпившими игроками и публикой весьма сомнительного вида. Таким представлениям способствовали многочисленные голливудские фильмы.
В действительности, бильярд — благородный спорт сильных и уверенных в себе людей, знающих цену разумному риску и трезвому расчету.
Игра проводится шестнадцатью шарами. Можно играть любым шаром, находящимся на столе. Побеждает тот, кто первым положит восемь шаров.
Перед началом игры пятнадцать шаров ставятся в пирамиду без учета их номеров. В целом соблюдаются правила «Малой русской пирамиды».
Разница в том, что после первого удара «с рук» из «дома» можно играть любым шаром любой шар, а также класть в лузу «свой» шар от шара или шаров. Заказывать лузу и назначать шары не надо.
Безразлично, сколько шаров упадет от одного удара, если только не будет штрафа.
Штраф взимается в виде шара с полки партнера, допустившего ошибку, или «будущих» шаров, если на момент штрафного удара сыгранные у него отсутствуют. Снятый с полки шар выставляется на стол плотно к тому короткому борту, где ставится пирамида.
Играть партнеру выставленными штрафными шарами сразу не разрешается за исключением случая, когда на столе остаются только штрафные шары. Ничья может быть зафиксирована при взаимном согласии партнеров при условии, если оба положили по семь шаров.
При заметной разнице в классе игры между партнерами может устанавливаться фора. Разбивает пирамиду обязательно более сильный игрок.
Фора дается двумя способами:
а) партнер, дающий фору, разбивает пирамиду, а после окончания удара снимает со стола договоренное число шаров (которые выбирает по своему усмотрению) и отдает их партнеру, получающему фору;
б) партнеры договариваются, сколько шаров играть каждому: например, дающему фору — десять шаров, а получающему — шесть и т. д.
Отыгрыш выполнить при игре в «Американку» сложнее, чем в «Малой русской пирамиде», так как даже незначительная ошибка при постановке шаров в неудобное для игры положение может привести к сыгрыванию их партнером.
Игра в «Американку» более живая по сравнению с «Пирамидой», она развивает умение выполнять самые разные виды ударов, широко используя при этом боковое вращение «своего» (эффе). Пользоваться машинкой, мазиком и длинным кием не разрешается.
Игра производится 16 шарами. 15 белых шаров имеют нумерацию от 1 до 15 очков. Шестнадцатый шар — биток может быть цветным либо полосатым, заметно отличающимся от других шаров.
Шары устанавливаются в пирамиду в строго определенном порядке. В вершине пирамиды, на третьей точке стола — «четверка» (лобовой шар), по бокам основания пирамиды — «двоика» и «тройка», а самые крупные шары «13», «14», «15» — в центре пирамиды. При таком расположении после разбивки пирамиды, как правило, раскатятся только крайние шары с малыми номерами, а крупные шары останутся в середине пирамиды.
Сумма всех обозначенных на шарах цифр составляет 120 очков. К номеру шара с «единицей» («туз») прибавляется 10 и к последнему оставшемуся шару, независимо от нанесенной на нем цифры, прибавляется также 10. Таким образом, общая сумма очков — 140.
Игра ведется только одним, «своим» шаром. Выигравшим считается тот, кто первым наберет 71 очко. Если один игрок набрал 70 очков («своя»), то даже в случае покладки последнего шара его партнером в партии фиксируется ничья.
Иногда играют втроем и даже вчетвером. Так бывает в товарищеских встречах на досуге, когда желающих поиграть много, а столов мало. При игре втроем дополнительно к шару «2» прибавляется 10 очков, и тогда в пирамиде будет 150 очков. Чтобы одному из партнеров выиграть, ему необходимо набрать 51 очко. Если все трое сыграли по 50 очков, то фиксируется ничья.
При игре вчетвером (каждый за себя) к общему числу очков в пирамиде прибавляется еще 10. На этот раз к шару «З». Таким образом, общая сумма очков в пирамиде оказывается равной 160. Выигравшим считается тот, кто первым набрал 41 очко. Ничья возможна в том случае, когда у каждого окажется по 40 очков.
Перед началом игры следует договориться об условиях игры. Одно из таких условий — как заказывать шары: строгим заказом «по чистому назначению» или «шар-луза». При игре «по чистому назначению» перед ударом играющий точно называет номер шара, лузу, куда он желает положить шар, а также объясняет, каким образом должен упасть шар (от такого-то шара, таких-то шаров, абриколью, шаром или шарами и какими именно, каким видом дуплета и т. д.). Игра «шар-луза» предусматривает точное назначение номера шара и лузы, в которую играют. Каким образом шар будет приближаться к лузе — не имеет значения.
Другим условием игры может быть фора, которую дает более сильный игрок другому. Эта фора обычно составляет 5, 10, 15, 20, 30 и даже 35 очков. Вместе с тем молодым спортсменам не рекомендуется привыкать к перестраховке от проигрыша, требуя вперед очки. Фора снижает качество игры, ослабляет волю игрока, собранность, мешает сосредоточенности. Фора оправдана в основном при встречах на товарищеских турнирах команд или во время игр партнеров разного класса. Заказ должен быть произнесен громко, ясно и обязательно до удара.
При правильном сыгрывании назначенного шара все остальные шары, упавшие в лузы вследствие этого же удара, засчитываются как сыгранные, вне зависимости от времени их падения по отношению к падению заказанного шара. Когда на бильярде остается один шар, называть его номер не требуется.
Если шар ударился о внутреннюю стенку лузы и выскочил обратно на стол, он не засчитывается и оставляется там, где остановился.
Кому начинать игру в первой партии — определяется жребием. В дальнейшем игру начинает победитель предыдущей партии. Во время игры разрешается пользоваться киями разной длины, машинкой и мазиком.
При ошибках, предусмотренных пунктами а) и б), кроме штрафа в 5 очков, если одновременно в лузу упадут заказанные шары. то они на засчитываются и выставляются на третью точку стола. Если же точка занята, то — на короткий борт с внутренней стороны пирамиды.
Иногда ошибки, отмеченные в пунктах д) и е), по предварительному взаимному договору партнеров не штрафуются. Однако в целях выработки у спортсменов аккуратности и повышения культуры игры эти ошибки целесообразно штрафовать.
Эта игра появилась в нашей стране в начале 60-х годов, а к настоящему времени получила широкое распространение. Иногда ее называют просто «Московская». В ней одновременно присутствуют элементы как «Малой русской пирамиды», так и «Американки».
Игра проводится шестнадцатью шарами. Пятнадцать шаров устанавливаются в пирамиду без учета номеров. Победителем считается тот, кто первым положит в лузы восемь шаров. Заказывать лузы и назначать шары не требуется.
Игра, так же как и в «Пирамиде», ведется только одним битком, отличающимся от других шаров цветом или нанесенными на него взаимоперпендикулярными полосами. Но, в отличие от «Пирамиды», биток можно играть в лузы от шара или нескольких шаров, в том числе и при разбивке пирамиды ударом «с рук».
Каждая покладка «своего» в лузу означает, что в актив данного игрока поступает один шар. Этот шар, по своему выбору, снимает со стола его партнер и передает игроку, сыгравшему биток в лузу. Если при сыгрывании битка в лузу в сетки луз упадут другие шары. то все они также засчитываются как правильные. Игрок, положивший в лузу «своего», вынимает его рукой из сетки, по своему усмотрению выставляет на любую точку «дома» и продолжает игру ударом «с рук» на общих основаниях.
Штраф взимается выставлением одного шара с полки допустившего ошибку игрока или зачетом шаров «будущих», если к моменту этой промашки шары у него в активе отсутствовали. Снятый с полки шар выставляется на стол к короткому борту со стороны пирамиды.
Штраф в виде одного шара взыскивается:
а) при всяком касании играющим любого шара рукой, одеждой и т. п. до. после или при выполнении удара;
б) при ударе по битку турняком или боковой частью кия;
в) при ударе во время незавершившегося движения шаров от предыдущего удара;
г) при промахе, когда «свой» не коснулся ни одного из шаров;
д) при вылете за борт «своего» шара;
е) при отрыве обеих ног от пола во время удара.
Если при нарушении по пунктам а), д) и е) были сыграны один или несколько шаров, то последние не засчитываются, вынимаются из луз и устанавливаются у короткого борта в районе третьей точки.
В отличие от «Американки», в этой игре одним из результативных и в то же время сравнительно безопасных ударов является сыгрывание «своего» в угловую лузу на тихом ударе. При игре в «Американку», если биток в лузу не упадет, он почти наверняка подставляется для сыгрывания его партнером. Здесь же, наоборот, «свой» шар, застряв в лузе или оказавшись вблизи нее, становится в неудобную для игры позицию.
Условия, на которых может даваться фора для уравнивания шансов на игру, такие же, как и при игре в «Американку».
Во время игры разрешается пользоваться киями разной длины, машинкой и мазиком. «Московская пирамида» дает хорошую возможность использовать в игре как простые, так и сложные удары, а также широко применять отыгрыш, выход и все виды боковых ударов.
Цель игры: «Восьмерка» — бильярдная игра по заказу. Игра ведется битком (белый шар) с использованием пятнадцати прицельных шаров, пронумерованных от 1 до 15. Один игрок забивает шары с номерами от 1 до 7 (цветные), другой игрок — от 9 до 15 (полосатые). Побеждает тот, кто, забив все шары своей группы, забивает шар № 8 по заказу, при правильном ударе.
Установка шаров при игре в пул:
Шары устанавливаются в форме треугольной пирамиды с шаром № 8 в центре. Первый шар пирамиды устанавливают на точку пирамиды (задняя отметка); полосатый в одном углу основания пирамиды, а цветной шар — в другом углу. Цветные и полосатые шары чередуют.
— забивает любой прицельный шар или
— доводит до бортов по крайней мере 4 прицельных шара.
Невыполнение этих требований — ошибка и вступающий в игру соперник имеет выбор:
— все забитые шары остаются в лузах (кроме «восьмерки»);
— это расценивается как ошибка;
— стол остается открытым.
Прицельный шар выскочил за борт при разбивке: Выскакивание за борт прицельного шара при разбивке считается ошибкой и вступающий в игру партнер имеет выбор:
Ход игры: Игрок продолжает игру до тех пор, пока ему удается при правильных ударах забивать шары своей группы. Положив последний шар своей группы, он может забивать восьмерку.
Наказание за нарушение: Вступающий в игру партнер может играть битком «с руки», т. е. поставить биток на любое место стола (за исключением начального удара, когда биток вводится в игру из дома). Данное правило удерживает игроков от умышленных нарушений, которые могут поставить соперника в невыгодное положение. При игре с руки установку битка можно производить рукой или любой частью кия. После установки битка любое движение кия вперед, сопровождающееся касанием битка, рассматривается как начало удара (правильного или неправильного).
Комбинированные удары (удары от шаров или шарами): Комбинированные удары допускаются, но «восьмерку» нельзя использовать в качестве первого шара в комбинации, за исключением случая, когда стол «открыт».
1. Цель игры
В игре «Девятка» используется девять прицельных шаров, пронумерованных от единицы до девяти, плюс биток. При каждом ударе биток в первую очередь должен коснуться шара с наименьшим номером. При этом необязательно забивать шары по порядку номеров. Если игрок забивает шар правильным ударом, то его серия продолжается до первого промаха, фола или победы (в случае сыгрывания девятки). В случае промаха по лузе, вступающий в игру соперник должен принять сложившуюся на столе позицию. Если было совершено нарушение, то оппонент может установить биток в любом месте стола. Перед ударом объявлять заказ не нужно. Матч заканчивается, когда один из соперников выиграет заранее определенное количество партий.
2. Расстановка шаров
Прицельные шары расставляются в виде ромба. При этом единица располагается на его вершине и на задней отметке стола, а девятка в центре пирамиды. Остальные шары расставляются плотно прижатыми друг к другу в произвольном порядке.
3. Очередность разбития пирамиды
В игре «девятка» победивший в партии получает право произвести разбитие в следующей игре, если только организаторами соревнований не установлен другой порядок очередности. А именно:
o Игроки разбивают по очереди
o Разбивает проигравший
o Разбивает проигрывающий по партиям игрок
7. Фолы
Игрок, которому объявлен фол, обязан прекратить свою серию, при этом шары, забитые с нарушением остаются в лузах. (за исключением девятки, которая выставляется). Вступающий в игру противник может установить биток в любом месте стола. Если игрок совершает несколько нарушений в течении одного удара, то это квалифицируется как единственный фол.
8. Неправильный удар
Удар считается неправильным и квалифицируется как нарушение, если первый прицельный шар, которого коснется биток, имеет не наименьший номер.
9. Недоведение шара до борта
Если после контакта битка с шаром не был забит прицельный шар и не был доведен до борта ни один шар, то это считается нарушением.
12. Фол при выполнении перескока и массе
Если матч проходит не под наблюдением судьи, то считается, что игрок допустил нарушение при выполнении перескока или массе, пытаясь перепрыгнуть или обогнуть мешающий прицельный шар, задев его (в данном случае неважно чем: рукой, кием или машинкой).
13. Три фола подряд
Если игрок допустил три нарушения подряд в трех последовательных ударах без промежуточных правильных ударов, то ему засчитывается поражение в партии. Три нарушения подряд должны быть совершены в одной партии. Между вторым и третьим фолом игроку должно быть сделано соответствующее предупреждение. Серия игрока начинается, когда к нему переходит право удара, и заканчивается в случае промаха, фола или победы в партии, а также если нарушение было совершено между ударами.
14. Завершение игры
Партия начинается, когда биток пересекает линию дома при выполнении начального удара. При этом биток вначале должен коснуться шара с номером один. Партия заканчивается, когда правильным ударом забита девятка или одному из игроков засчитано досрочное поражение.