как вести учет крс в кфх
Учет крупнорогатого скота (КРС)
Особое место в сфере сельского хозяйства занимает животноводство. Задача отрасли – производство питательных продуктов для населения и сырья для дальнейшей переработки. Грамотная организация всего процесса, профессиональный регламентированный учет крс – это залог успеха, процветания и развитие отрасли. О тонкостях бухгалтерского учета крс мы подробно обсудим в данной статье.
Учет крупнорогатого скота
Все стадо крупного рогатого скота предприятия делится на две основные группы:
Приобретенное поголовье отображается на бухгалтерских счетах в виде суммы потраченной на их приобретение, включая погрузку транспортировку и прочие расходы, НДС не учитывается.
Наглядно посмотрим отображение бухгалтерских проводок на примере:
Учет приплода. Телята рождаются с постоянной регулярностью и их необходимо отображать на счетах. Процедура следующая, после рождения теленка/телят работник фермы должен заполнить акт установленного образца СП-39. На основании данного документа бухгалтер делает проводку (ставит на учет) Дт11 Кт20.2. Акты позволяют не только отслеживать движение поголовья скота, но производить начисление заработной платы работникам фермы. Дата прихода является датой рождения. Особенность: если рождается теленок мясной породы, его приходуют по весу, если молочной – по количеству.
Учет молодняка. Представители этой группы КРС отображаются на 11 счете. Их учет ведется по количеству, массе и стоимости. В любой момент времени молодняк может быть реализован, забит или оставлен на ферме для дальнейшего выкармливания. Следовательно, есть два субсчета « молодняк» и «на откорме».
Продажа. Готовятся соответствующие документы и делаются проводки: Дт 62 Кт 90, Дт 90 Кт 11 и Дт 90 Кт 98.
Перевод в другую группу. Спустя определенное время, поголовье достигают определенного размера, веса и возраста и подлежит переводу в другую группу, а учет скота должен отображать реалии. Для этого необходимо оформлять акт СП 47. Процедура выполняется в строгом соответствии с установленными нормативами (методические рекомендации).
Учет забоя. Актом 54 оформляется не только забой, но и порезка, гибель, пропажа и падеж. Для этого создается специальная комиссия, а полученная продукция передается на склад. Если забитый скот был в группе оборотных средств, то списание происходит Дт 20 Кт 11. Если ОС, тогда потребуется три проводки Дт 01 Кт 01, Дт 02 Кт 01 и Дт 20 Кт 01. Изначально показывается первоначальная стоимость скота, который отправляется на забой, затем учитывается амортизация и остаточная стоимость туши, передаваемая на переработку.
Учет продукции животноводства
Бухгалтерия осуществляет контроль:
Кроме основной продукции (для чего и был организован основной процесс), например, мяса, молока или яиц, есть сопряженная и побочная продукция. Сопряженная продукция возникает в момент создания/производства основной и является не менее значимой. Например, у производителя молочного КРС – молоко является основным продуктом, а приплод уже сопряженным. И совсем, наоборот, у мясного: приплод – основной, а молоко – сопряженный. Продукция, которая получается в результате производства основного – называется побочной, и она не является целью процесса производства. Это может быть шкура, технический жир, рога, копыта, субпродукты и т.д.
Цена основного продукта рассчитывается путем сложения всех затрат на содержание и минус побочные затраты. Побочные расходы рассчитываются по рыночным ценам или остаются для дальнейшего использования на территории предприятия. Если данная продукция признается отходами, тогда на эту сумму увеличивается основная статья расходов на производство.
Возможности программ для оптимизации и основные преимущества
С помощью 1С:Предприятие 8. «Цифровое животноводство» и «Селекция в животноводстве» удается автоматизировать основные бизнес – процессы на ферме, а именно:
От автоматизации процесс всех зоотехнических мероприятий приобретает структуру, легко вести планирование и следить за графиком выполнения. Например, время осеменения или проведение планового УЗИ или отел. Если это молочное производство, легко контролировать объем надоя, как отдельно по каждому животному или по стаду.
Основные выгоды программы:
Маркировка молочной продукции
Комплексное решение по маркировке товаров для производителей продукции, розницы и дистрибьюторов
1С:Селекция в животноводстве. КРС
1С:Селекция в животноводстве. КРС подходит для предприятий, занимающихся племенной и зоотехнической работой и позволяет вести:
Решение разбито на подсистемы.
Количественно весовой учет позволяет вести контроль над каждой единицей, группой или всем стадом.
В подсистеме учет воспроизводства, можно отслеживать весь цикл производственного процесса, а именно:
А также есть акт (утвержденный СП 39) на оприходование приплода, позволяющий облегчить работу работникам фермы.
В подсистеме учет молока есть возможность увидеть объем надоя, выпойку телят и объем молока, который был реализован сторонним организациям.
Бонитировку и анализ племенного стада можно увидеть в подразделе «племенной учет». Все что связано с ветеринарными манипуляциями: прививками, вакцинацией, манипуляциями, применяемыми препаратами собраны в разделе «ветеринарного учета». Учет кормов, дает полную картину по остаткам на складе, среднедневном или среднемесячном обороте кормов, отдельно по видам и объему в целом.
Данное решение легко адаптируется уже под существующие программы, не имеет никаких ограничений по количественному и качественному составу КРС. Оперативная и достоверная информация всегда под рукой. Оперативные данные, реальные остатки, качественные отчеты.
1С:Предприятие 8. Цифровое животноводство
Отраслевая программа, которая объединила в себе оперативный учет и управление производством молочной и мясной промышленности. С её помощью удается не только контролировать все процессы производства, но и получать оперативные данные.
Основные подсистемы программы:
Основной принцип работы программы – это формирование актуальный заданий и оперативное донесение до исполнителя. Информация может передаваться двумя способами: на бумажном носителе или при помощи приложения в смартфоне. Информация четкая и лаконичная, указывается конкретное животное, сектор и т.д., результат также оперативно загружается в систему и сразу становится доступным для просмотра всем желающим. Информация может вноситься по факту, без планового задания, например, животное заболело. «Мобильный зоотехник» дополнительная функция системы, позволяет загружать информацию за выбранный период, по отдельно взятому животному или событию. Очень удобно, находясь на своем рабочем месте (на ферме), выявив факт или событие оперативно добавив в систему. Еще один плюс, загрузка выполняется, даже если доступ к интернету отсутствует. Для выгрузки – потребуется интернет. Упрощает работу и передачу информации наличие бирок на ушах животного. Информация считывается автоматически. Весовые, доильные или кормораздаточные аппараты могут быть интегрированы в систему.
Индивидуальная программа учета крс позволяет прогнозировать и анализировать все события по отдельно взятой голове. Есть ряд устройств, при помощи которых можно реализовать идентификацию: транспондер, ушная бирка или электронный чип.
Интеграция с оборудованием и программным обеспечением
Автоматизация и механизация всего производственного процесса производства позволяет облегчать труд всем сотрудникам ферм, и контролировать индивидуальные параметры отдельно взятого животного. В режиме реального времени можно увидеть состояние коровы или теленка, видеть количественное и качественное состояние надоя и многое другое.
Электронное управление – это комплексный подход управление стадом, который включает в себя различное оборудование и программное обеспечение. Которые позволяет вести как групповой, так и индивидуальный учет поголовья КРС. Систем позволяет одновременно разным группа специалистов вести наблюдение и контроль за животными: дояркам, ветеринарам, зоотехникам и т.д. Системный подход позволяет осуществлять выбор наиболее продуктивных особей и делать выбраковку. Правильно, а главное своевременно, принятое решение – гарантия успеха и процветания бизнеса.
Электронная система управления настраиваться для каждой фермы индивидуально, учитывая пожелания технические и финансовые возможности заказчика. Гласный элемент системы – это процессор, который напоминает собой журнал, в котором отображается вся информация. Подключение системы к персональному компьютеру позволяет управлять и контролировать процесс. Транспортер позволяет считывать информацию с коровы и передавать ее состояние и вести количественный учет. Ветеринар следит за состоянием каждого животного и мгновенно реагирует на какие-либо изменения. Доярки могут мониторить надои, работники вести учет кормления, зоотехники выявлять активность животных и понимать, когда какое животное готово к осеменению, спариванию.
Применение комплексного управления стадом позволяет увеличить эффективность работы, повысить рентабельность, снизить статьи расходов на обслуживающий персонал, а также сведение к минимуму ошибок и неточностей.
Бухгалтерский учет в фермерском хозяйстве 2021
Добавлено в закладки: 0
Любое фермерское хозяйство, вне зависимости от своей специализации и масштаба, должно определенным законодательством образом вести учет деятельности. Конкретный метод определяется действующей правовой формой. Для того чтобы избежать частых трудностей, с которыми сталкиваются главы фермерских хозяйств, нужно знать основные правовые нормы и подводные камни бухгалтерского учета.
Бухгалтерский учет для фермеров: главные отличительные особенности
Бухгалтерский учет – обязательное требование, предъявляемое законодательством к крестьянско-фермерским хозяйствам любого уровня и формы организации. Эта документация важна, поскольку позволяет фермерам регулярно и в полном объеме отчитываться перед налоговой службой и уплачивать налог со своих доходов.
На видео: Автоматизация учета т ранспортно-заготовительных расходов
Кроме необходимости производить отчет перед налоговой службой, ведение бухгалтерского учета значительно облегчает процесс работы и финансовое планирование КФХ. В том числе тщательно продуманная бухгалтерия позволяет разработать грамотное финансовое и материальное планирование деятельности, должным образом контролировать производственные процессы в компании, соотносить доходы и расходы КФХ.
С самого первого дня деятельности предприятия учредители хозяйства должны начать осуществлять бухгалтерский учет. В этот документ входят данные о собственности предприятия, его техническом оснащении, количестве производимой продукции и прибыли, которую хозяйство получает при ее реализации. В связи с этим необходимо выбрать юридическую форму и разработать стратегию будущей компании необходимо еще на этапе планирования бизнеса.
Налоговый кодекс, точнее пункт 1 ст. 23 этого документа, диктует, что бухгалтерская отчетность должна вестись на основе книги учета доходов и расходов. Необходимость вести этот документ предусматривается и специальным приказом Министерства финансов ( http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_65497/ ).
На видео: Бизнес идея организация фермерского хозяйства
Конкретный метод ведения отчетности будет зависеть от организационной формы, выбранной для предприятия. Так, фермерское хозяйство, имеющее статус юридического лица, требует осуществления такого же учета, как и в любой компании соответствующей организационной формы. Индивидуальные предприниматели, занимающиеся фермерством на основе удостоверения ИП, могут выбрать для своей деятельности упрощенную форму налогообложения, что значительно облегчит ведение бухгалтерского учета.
Бухгалтерский учет в фермерском хозяйстве: выбор системы налогообложения дополнительные особенности
Фермеры, особенно начинающие, нередко сталкиваются с определенными проблемами. Наиболее распространены такие проблемы, как затруднение в соблюдении сроков подачи отчетности и расчет оптимального размера взносов. Чтобы избежать этой проблемы, следует внимательно изучить существующее законодательство применительно к выбранной системе налогообложения и юридическому статусу компании. Еще одно частое затруднение – с определением базы отчетности и требуемыми размерами взносов, которые должен осуществлять конкретный фермер. Не менее распространенная трудность заключается в расчете себестоимости продукции и общего уровня рентабельности предприятия. Требует решения и вопрос, будет ли необходим бухгалтер или ведением документации фермерского хозяйства и всеми финансовыми вопросами сможет заниматься сам глава КФХ. Если предприятие имеет значительный масштаб, а сам фермер не обладает достаточными навыками и опытом в финансовых вопросах, лучше нанять квалифицированного сотрудника или доверить бухгалтерию удаленным специалистам на основе аутсорсинга.
Объем и сложность документации в составе бухгалтерской отчетности во многом зависит от характера бизнеса и его масштаба. Так, в зависимости от масштабов деятельности и конкретного типа налогообложения учет может быть простым или упрощенным. А поскольку современные нормативные акты не дают подробных указаний для выбора того или иного варианта налогообложения, это решение оставляют на долю самих учредителей и глав агропромышленных предприятий.
Фактически различие в ведении бухгалтерского учета отдельно взятого хозяйства будет зависеть от выбора одной из двух доступных систем – простой или упрощенной. Первый метод предусматривает отсутствие корреспонденции счетов и возможность вести все учетные записи по определенным алгоритмам (соотношение прихода и расхода, а также дохода и затрат). Упрощенная двойная система предусматривает обязательное ведение корреспондентских счетов с отражением всех кредитовых и дебетовых операций. Упрощенный режим рекомендуют выбирать для агрокомплексов, имеющих в своем составе сельскохозяйственные угодья более 50 тысяч гектаров, финансовые поступления от продажи продукции составляют более тысячи минимальных месячных окладов.
Еще одни налоговый формат, в котором может функционировать КФХ – ЕСХН, или единый сельскохозяйственный налог. ЕСХН в фермерской деятельности встречается значительно чаще остальных режимов, что объясняется значительными преимуществами, которые предоставляет эта система налогоплательщикам. В числе таких бонусов – более простая система отчетности и простой порядок бухгалтерского учета. Главное требование, позволяющее предприятию перейти на этот режим – не менее 70 процентов выручки должно быть результатом изготовления, переработки или продажи сельхозпродукции. Процесс отчетности для предприятий, работающих по ЕСХН, включает одноразовое предоставление отчетных документов и 6 – процентную налоговую ставку. При этом налоговые выплаты осуществляют дважды в год: первый – до 25 июля текущего года и второй – в начале года, следующего за отчетным.
Специальный Приказ Министерства финансов РФ №135н от 2012 года утверждает основной пакет учетных журналов и книг, который должен входить в состав бухгалтерии любого сельскохозяйственного предприятия.
Одним из важных решений, которое предстоит принять учредителю фермерского хозяйства – оптимальная система налогообложения.
Подготовка документации
В зависимости от выбора системы – простой либо упрощенной, состав документации может несущественно отличаться.
При этом есть перечень документов, актуальный для обеих систем, включает:
Помимо этой основной документации, без которой не обходится деятельность хозяйства любого типа независимо от статуса и формата работы, есть еще ряд внутренних учетных документов, включая различные накладные, расписки и акты, табели, ведомости по расчету сотрудников и прочее.
Значительное внимание в фермерской деятельности уделяется учету материальных ценностей. Большинство глав КФХ, занимающихся выращиванием сельхозпродукции, используют такие виды документации, как путевые листы, реестры отправки зерна, накопительная ведомость для контроля количества продукции после ее поступления на склад. Для отображения затрат, которые предприятие понесло в течение определенного периода. Только для животноводства будет актуальной такая документация, как карточка учета надоев молока, акт оприходования приплода, ведомость учета кормов и прочее.
Хотя многие фермеры самостоятельно ведут все документальные и финансовые дела, доверить бухгалтерский учет лучше специалисту с профильным образованием. Вся документации должна составляться в бумажном виде и храниться на протяжении 5 лет на случай проверок.
Бухгалтерский учет: организация и найм сотрудников
Сельскохозяйственные предприятия имеют некоторые отличительные особенности, нехарактерные для других видов коммерческой деятельности. Так, главной собственностью любой агрокомпании является земля и сельскохозяйственная техника. Как правило, на первоначальное приобретение земельного участка для высадки сельхозкультур или разведения скота индивидуальный предприниматель затрачивает собственные средства или накопления из существующего имущественного пая. В дальнейшем, при условии успешного развития компании, на эти цели выделяются средства со счетов предприятия.
В бухгалтерской документации следует различать имущество основного характера и ценности, которые в эту категорию не входят. Так, в зависимости от специфики и масштабов компании к основному фонду будут принадлежать земельные угодья и сооружения. Изменяться цена основного имущества будет только если происходит реконструкция зданий или расширение фермы. К собственности, не относящейся к основной, можно причислить животных, которые выращиваются для продажи или откармливания, семена или саженцы, предназначенные для дальнейшей посадки. Отдельным пунктом в бухучете будет сумма амортизации.
Во время расчетов в нее вносят инвестиции в улучшение угодий, расходы на корма для животных и услуги ветеринара и подобные пункты. Одной из отличительных черт бухгалтерского учета применительно к фермерским хозяйствам является необходимость разделения животных на различные группы при внесении расходов и затрат в учетную книгу. К примеру, животные могут выращиваться для производства молока и других целей. Соответственно в форме №1-кх предусмотрены специальные разделы для внесения сведений относительно размера принадлежащих хозяйству угодий или животных, входящих в собственность фермы, и данные об основных материальных средствах.
Вопрос, которому следует уделить внимание сразу после открытия хозяйства и в процессе его дальнейшего развития и расширения – сотрудники, или трудовые ресурсы компании.
Каждый из работников фермы, независимо от общего их количества, должен быть учтен в бухгалтерском учете и отчетной документации. Так, на каждого работника КФХ заводят личное дело с указанием основных персональных данных, состав семьи, возможные льготы и прочие характеристики.
Для составления учета в отношении трудовых ресурсов фермерского хозяйства используют одну из основных форм – №3-кх. Ее заполняют, указывая всю предложенную информацию в соответствии с календарными датами. Документ состоит из нескольких разделов, в которых указывается отработанное сотрудником время, размер оплаты за выполняемые обязанности и сведения о произведении расчета в установленном порядке.
Подытоживая сведения о бухгалтерском учете, применяемом для КФХ, следует помнить о необходимости регулярной и точной подачи всех предусмотренных законодательством отчетных документов и осуществлять регулярный учет всех расходов и доходов предприятия независимо от его формата и масштаба. Чтобы этот процесс не вызывал затруднения даже у новичков в фермерстве, в своей деятельности следует опираться на существующие нормативные документы, прежде всего – действующий Налоговый кодекс.
Налоговый и бухучет КФХ в 2021 году
КФХ могут работать на УСН, ОСНО и ЕСХН (единый сельскохозяйственный налог). Статус крестьянского хозяйства также присваивается предприятиям, которые занимаются производством, переработкой и реализацией продуктов животноводческой и/или сельскохозяйственной отрасли.
Нюансы первичной документации
Бухучет в данной сфере подразумевает составление регистров, обработку отчетности и первичных бумаг, фиксацию различных операций в базе, сдачу документации в налоговую службу и фонды. Рассмотрим подробнее нюансы обработки первички.
Бухучет в сельскохозяйственной сфере дополняется перечнем специфических отчетов. Например, бухгалтер работает с реестрами перевозки зерновой продукции с полей, документацией на просушку и сортировку, занимается фиксацией путевых листов вида Ф412 АПК, заполняет бумаги поступления и размещения урожая в зернохранилищах. Также отчетность дополняется специфическими актами для животноводческой сферы, отчетами использования материалов.
Без соответствующих компетенций и опыта ведения отчетности ошибки в бухучете неизбежны. Они приводят к проблемам с органами надзора, сказываются на репутации фермерской компании.
Основы учета
Бухучет в сельскохозяйственной организации строится вокруг материальных ценностей и товарооборота. Бухгалтеры фиксируют в отчетах, сколько материалов поступило, сколько использовали. Большую часть занимают оценка себестоимости товаров, расчет затрат на производство и реализацию. В отчетности также фиксируют убыль с/х продукции, скота или сырья по естественным причинам.
Вся информация отражается в количественных единицах измерения. Свои нюансы есть у бухучета в животноводстве, растениеводстве и перерабатывающей сфере.
Налогообложение
При определении режима налогообложения в учет берут специфику сельскохозяйственной деятельности, прогнозируемую доходность бизнеса, оборот и прочие факторы. В большинстве случаев фермеры подключают УСН или ЕСХН. К общей системе налогообложения (ОСНО) прибегают при утере права на упрощенку или специфический режим для отрасли.
При регистрации деятельности ОСНО выбирается автоматически – это базовый режим в РФ. Для перевода на УСН или ЕСХН фермер подает заявление по установленной форме в налоговую в течение 1 месяца.
Специальные режимы доступны всем КФХ, которые соответствуют заданным параметрам. Например, УСН предусматривает ограничения по обороту, размеру ОС, численности штата. Единый сельхозналог устанавливает определенный долевой размер с/х продукции.
Доходы и расходы при ЕСХН и УСН высчитываются кассовым способом. На ОСНО можно применять метод начисления. На упрощенке уплачивается НДС, который заменяет налог на прибыль, при ЕСХН хозяйство вносит сельхозналог. Компании на ОСНО уплачивают налог на прибыль и делают ряд других взносов.
При УСН налог может рассчитываться двумя способами: учет доходов (6%) или разница между доходами и расходами (15%). Единый сельхозналог и ОСНО рассчитываются по методике «доходы минус расходы».
В большинстве случаев с/х компании подключают ЕСХН, если есть такая возможность. Эта система дает ряд преференций при уплате налогов и других сборов. Ещё один плюс режима – упрощенная система работы с отчетностью по сравнению с ОСНО.
Отличия ЕСХН
Налог применяется хозяйствами, у которых доля от продаж с/х продукции составляет 70% и более. Иными словами, сельскохозяйственная деятельность является главной. Если фермеры работали на общей или упрощенной системе, то на единый с/х налог они могут перейти только со следующего года. При регистрации нового бизнеса желательно сразу выбрать упрощенку или ЕСХН. Для этого подается заявление на смену системы налогообложения.
Декларация при ЕСХН подается ежегодно в марте. В документе указывают данные по тратам и прибыли с учетом имеющихся у предприятия лимитов. Ставка по налогу – 6%. Выплаты осуществляются в два подхода: аванс, который вносится до 25 июля этого года, и фактический налог. Его нужно уплатить до 1 апреля года, следующего за отчетным. Просрочка платежа штрафуется, начисляется пеня. Также предусматриваются санкции за неуплату сборов, несвоевременную подачу декларации. В этих случаях штраф достигает 20% от общей суммы налога.
Специфика бухучета
Если фермерская компания работает на УСН или ЕСХН, то вносить в отчетность сводную информацию по имуществу не нужно. При общей системе бухгалтер формирует подобную ведомость для сдачи в ИФНС.
Для учета имущественных активов используют специальные бухгалтерские формы. В этих документах фиксируют информацию по материальным и нематериальным активам компании. В книги учета вносят данные о поголовье рабочего скота, животных на откорме, продукции.
Нематериальные активы (НМА) также учитываются. Стоимость НМА рассчитывается по той же методике, что и ОС. К таким активам относят инновационные разработки для сферы, селекционные патенты на виды сортов растений, авторские права, разрешения на эксплуатацию природных ресурсов. Нематериальные активы являются амортизационными расходами, период их действия зависит от срока ожидания дохода.
Бухгалтер также составляет кадровую отчетность по нанятым в штат специалистам. Сотрудников принимают на работу по Трудовому кодексу РФ. Для расчета зарплат, премий задействуют первичные бумаги – табель выработки, путевые листы, наряды на выполнение работ, реестры.
ИП и юрлица могут нанимать работников. В бухучет при этом вводится первичка по сотрудникам и их трудовой деятельности:
Денежные средства, выплачиваемые сотрудникам, облагаются налогом. Фермерская компания имеет право удерживать взносы для оплаты в казну РФ.
Страховые выплаты
С зарплат уплачиваются страховые отчисления в пенсионный и внебюджетные фонды. Процент отчислений определяется по выбранному режиму уплаты сборов. Отчетность подается в ИФНС. Отчисления по случаям травматизма, профессиональным заболеваниям направляются в ФСС в виде сокращенного отчета.
Рассмотрим типы отчетности и место предоставления:
Сегодня все отчеты принимаются налоговой службой поквартально.
Инвентаризация
Бухучет в сельскохозяйственных компаниях затрудняется постоянной циркуляцией активов, перерасчетом себестоимости продукции, естественной убылью имущества. Чтобы получить актуальные сведения о состоянии активов, проводят инвентаризацию. Список проверяемого имущества, частота проверок определяются фермером с учетом характера деятельности.
Обычно проверяют состояние:
Инвентаризацию проводит специальная комиссия, которая утверждается руководством организации. Данные, полученные в процессе проверки, отмечаются в инвентаризационной описи.
Частые вопросы
Компанию, работающую в с/х сфере, можно зарегистрировать как ИП или юрлицо. Статус присваивается сразу после госрегистрации бизнеса.
Да, компания может задействовать минимальный объем регистров при ведении налоговой и бухгалтерской отчетности.
Фермерское хозяйство обязуется выполнять законодательные нормы. Если имеются кассовые расчеты, то эти операции нужно документировать.
Доходность или убыточность предприятия не влияет на обязательства налогоплательщика уплачивать авансовые и основные платежи в ИФНС. Если деньги не поступают, то налагается штраф (пеня).