как вести учет в кафе самый простой способ для начинающих шаблон
Организация учета в общепите
Сфера общественного питания обладает признаками производственных предприятий, торговых компаний и учреждений, оказывающих услуги населению. В отдельных случаях комплекс выполняемых операций дополняется развлекательными мероприятиями. Многоуровневый подход к созданию системы обслуживания становится главной причиной сложностей в бухгалтерском и налоговом учете.
Организация учета на предприятиях общепита
К структурам общепита Межгосударственным стандартом (ГОСТ 30389-2013) причисляются такие типы предприятий:
Две ситуации. Первая касается дохода официантов (горничных), получающих чаевые от клиентов. Должен ли он облагаться НДФЛ, если чаевые клиент перечисляет с использованием электронных сервисов? Вторая затрагивает сотрудников организации (в том числе командированных), проводивших по служебной необходимости деловые встречи в ресторане. Можно ли в числе представительских расходов учесть чаевые? Нужно ли включать сумму чаевых в налоговую базу по НДФЛ, если работнику возмещается в числе командировочных расходов сумма чаевых, уплаченных в ресторане? Изменится ли ситуация, если чаевые включены в счет?
Посмотреть ответ
Регламентация бухгалтерского учета осуществляется общими для всех субъектов предпринимательства правовыми актами. Компаниям предоставлено право разработки собственных методик и алгоритмов действий в рамках актуальных законодательных норм. Закрепляются они учетной политикой, которая формируется после регистрации предприятия.
В процессе осуществления хозяйственной деятельности необходимо ориентироваться на:
Первичная документация
Система документооборота основана на двух категориях первичных бланков: унифицированных и разработанных самостоятельно. По законодательно утвержденным шаблонам оформляются кассовые документы и другие образцы первички общего назначения. Узкоспециализированная документация может быть создана с учетом особенностей работы предприятия.
Организации общепита применяют:
ЗАПОМНИТЕ! Калькуляционные карточки обязательно должны быть завизированы руководителем компании.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Составление плана-меню относится к обязанностям шеф-повара, но директор должен заверить документ своей подписью.
Используемые бухгалтерские счета
Для отражения в учете расходных операций используют 20 и 44 счета. Готовая продукция показывается по 43 счету, а товары – на 41. Доходные поступления в сумме реализации заносятся в 90 счет. Возможен вариант, когда предприятие не использует 43 счет, а ограничивается применением 20 кода.
Типовые корреспонденции по учету материальных ценностей:
ВАЖНО! ТМЦ предприятия общепита должны показываться в учете по фактически сформированной себестоимости, которая состоит из озвученной поставщиком цены и понесенных дополнительных накладных затрат (п. 5 ПБУ 5/01).
Расходные операции могут быть отражены путем дебетования 20 счета и формирования кредитового оборота по 10, 41, 70, 43, 69, 02 счету. Выручка от реализации готового блюда предполагает зачисление ее суммы в кредит 90 счета и одновременное проведение по дебету 62. Факт поступления денег отражается записью между Д50 и К90.1. Если клиент расплатился банковской картой, то необходимо сформировать комплекс проводок:
Если по итогам инвентаризации были выявлены испорченные продукты или разбитая посуда, то их стоимость списывается на дебет 94 счета (с кредита 10 или 41 счета). Следующим шагом будет идентификация виновного лица и отнесение зафиксированных сумм ущерба на него – Д73 и К94.
Налоговый учет
Для предприятий общепита предусмотрено право выбора общей системы налогообложения или одного из спецрежимов. Чаще выбирают УСН или ЕНВД, чтобы избежать дополнительных трудностей с учетом налога на добавленную стоимость. На выбор специального режима налогообложения влияет общая площадь торгового зала.
СПРАВОЧНО! Для перехода на ЕНВД площадь торгового зала должна быть в переделах 150 кв. м. В этот показатель закладываются помещения, которые используются для оказания услуг питания. Кладовые и складские, подсобные комнаты не берутся в расчет.
Если отдано предпочтение ЕНВД, то нет необходимости рассчитывать НДС или налог на прибыль. Бухгалтер берет за основу доходную базу, умножает ее на коэффициент корректировки и площадь зала обслуживания посетителей.
ИСКЛЮЧЕНИЕ! Не признается общепитом специализация компаний по реализации готовых продуктов через торговые автоматы.
При избрании упрощенной системы можно установить налогооблагаемую базу в сумме всех доходных поступлений или в размере прибыли (доходы минус расходы). От показателя базы налогообложения будет зависеть ставка налога. При этом надо будет вести Книгу учета доходных и расходных операций.
Особенности учетных мероприятий
Нюансы по учету в сфере общественного питания связаны с многофункциональным назначением таких предприятий. Организациям надо вести учет по складам (кладовым), отдельно показываются операции на кухне, в зале обслуживания. Отражение в бухгалтерии ТМЦ осложняется двоякой ролью каждого продукта. Одна позиция может обладать характеристиками и товара, и сырья для применения на кухне.
Например, сок может быть продан как готовый продукт в запечатанной таре. В этом случае он будет считаться товаром. Если сок использовать для приготовления коктейля или добавить в десерт, то он становится сырьем и его надо отражать в учетных операциях на другом счете.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Со склада ТМЦ могут направляться для реализации клиентам или на кухню в качестве одного из ингредиентов. В учете эти операции отражаются разными корреспонденциями.
Материальные ценности в процессе деятельности могут проходить цикл из нескольких внутренних перемещений. Каждая такая операция должна быть зафиксирована и показана бухгалтерской проводкой. Особенность инвентаризационных мероприятий по ТМЦ заключается в допущении пересортицы между позициями по 41 и 10 счетам. Снятие остатков в сфере общепита осуществляется чаще, чем в других организациях.
Главная специфика учетных операций – формирование себестоимости. Она создается на основании калькуляции. Операция проводится отдельно для каждого блюда в меню. Алгоритм действий:
Прямые затраты компаниями относятся на 20 счет. Сюда включаются расходы, связанные с оплатой труда наемного персонала, оплатой сырья, амортизационные отчисления. Косвенный тип затрат отражается на 25 и 26 счетах. Допускается вариант отнесения на 20 счет только стоимости сырьевых материалов, а остальные виды трат показываются в составе 44 счета. В конце каждого месяца остатки с 44 счета переводятся на себестоимость проводкой Д90.2 – К44.
В сфере общепита могут возникать специфичные расходы, которые не связаны напрямую с предоставлением услуги питания. Эти затраты надо учитывать на 44 счете. К ним относятся:
Программы для общепита: какую систему учета и автоматизации выбрать для столовых и кафе
Когда компания предлагает клиентам еду, ей всегда стоит автоматизировать свой бизнес, при любом формате работы. И мы хотим познакомить вас с теми решениями, которые помогут это сделать. Рассмотрим, какие программы для общепита сегодня актуальны, со всеми их основными плюсами и минусами, и разберемся, что за возможности они предоставляют своим владельцам. Из обзора вы получите максимум полезной информации, на основании которой не составит труда определиться и выбрать ПО, лучше всего подходящее для ваших целей.
Обратите внимание, специализированный софт удобен буквально на всех стадиях обслуживания. С его помощью можно упростить прием и передачу заказа, контроль расхода еды и напитков, процесс оплаты, отслеживание выполненных операций в базе данных. Его внедрение и грамотное использование – залог отсутствия ошибок «человеческого фактора», шаг к оптимизации взаимодействия персонала, а значит мощная предпосылка для увеличения количества постоянных клиентов.
Обзор ПО для автоматизации общепита: программы для учета
Для наглядности последующего сравнения у каждого продукта мы будем рассматривать одни и те же характеристики, то есть тип его установки (платформу, для которой он предназначен), стоимость его лицензии и/или подписки и, конечно, функционал – ему мы уделим самое пристальное внимание.
СБИС Presto
Комплексное решение от известного разработчика – компании Тензор, – особенно удобное своей интеграцией с системами электронной отчетности. Пользователь может подать данные по молочке и алкоголю, подписать документы для бухгалтерии и отдела кадров без покупки какого-либо дополнительного ПО. Подходит для заведений всех типов как для единичных баров или кофеен, так и для сети фастфудов. Отличная программа для технолога общественного питания, позволяющая создавать карты любой сложности.
Варианты установки: облачная, но и офлайн-приложение тоже присутствует.
Цена подписки: 750-200 рублей ежемесячно, в зависимости от пакета.
Все это – в одном окне, с детальной схемой рассадки, аватарками посетителей, привязкой видеофиксации, загрузкой техкарт и каталогов в один клик.
Paloma365
Универсальная программа учета для столовых, ресторанов, бутиков, салонов красоты – не только для предприятий общепита, но и для самых разных видов бизнеса. Создана казахстанским разработчиком, поддерживается с 2013 года, предлагается с пробной версией.
Тип установки: облако с платформой SaaS, работает на ОС Windows, приложения – на основе Android.
Цена подписки: от 790 рублей ежемесячно (при тарифном плане «Стартап», но есть еще 2, более дорогие, «Базовый» и «Полный»).
R Keeper
Продукт для тех, кому интересны бесплатные программы для общепита. Потому что пробная его версия распространяется совершенно свободно самими разработчиками, представившими первое ПО линейки еще в 1992 году. Сегодня же это комплексный сервис с широкими возможностями масштабирования, фронт- и бэк-офисом и приложениями, позволяющими чутко управлять предприятием индустрии HoReCa.
Тип установки: локальная.
Цена лицензии: 77-180 тысяч рублей.
ПО авторства Давида Янга (сооснователя ABBYY), очень популярное в России (занимает 2 место). Любовь потребителей обусловлена разнообразием модулей, стабильным подключением к серверу, фронт- и бэк-офисом. Пользуются как микро-кафе на фудкортах, так и огромные гастромаркеты.
Вид инсталляции: локальная
Стоимость лицензии: 23390 руб. за сам сервер + 11990 – за автоматизацию складского контроля iikoOffice + 1990 – за организацию автоработы кассовой станции iikoFront.
Quick Resto
Облачное решение, объединяющее универсализм POS и наглядность CRM. Призвано упростить рассадку посетителей, прием оплаты, печать чеков и позволить тем самым улучшить качество обслуживания для роста бизнеса и прибыли. Работает только на Android и iOS, но поддерживает подключение периферийных устройств (через QR Box) и отличается обилием красочных картинок.
Варианты установки: мобильная + SaaS.
Цена лицензии: для одного терминала – от 2990 рублей ежемесячно.
Трактиръ
Эта программа для учета продуктов питания в кафе и ресторане позволяет принимать заказы вообще без официантов, упрощает ведение бухгалтерии, помогает оптимизировать обслуживание. Ориентирована на мобильные платформы, обладает хорошим охватом, но каждый ее модуль приходится покупать отдельно.
Тип установки: мобильная, локальная, SaaS.
Стоимость лицензии: 13000 + 11500 рублей за фронт- и бэк-офис + другие расширения (по мере их необходимости).
Poster
ПО с облачным хранилищем, обеспечивающим доступ из любой точки земного шара, интуитивным интерфейсом и проверенной временем совместимостью с Android и iPad. Единое решение – и для потока финансов, и для рабочего места официантов (планшет), и для распечатки чеков (благодаря принтеру Epson TM-120).
Варианты инсталляции: локальная и SaaS.
Цена подписки: от 1500 рублей ежемесячно.
POS FUSION
Подходит для всех заведений, от пиццерий до кальянных, от отдельно построенных объектов до фудтраков. Очень универсальная программа для общепита: учет продуктов осуществляется при помощи облачных технологий, поэтому доступ к данным есть из какой угодно точки мира.
Тип установки: интернет, SaaS, cloud-сервис (при совместимости с Windows, iOS, Android).
Стоимость использования: 1790 рублей ежемесячно.
Jammy
Отличается удобством интерфейса и тем, что сохраняет статистику о просмотрах, что позволяет понять, какие позиции понравились посетителям больше других, и за счет этого начать эффективнее привлекать клиентов. Поддерживает только мобильные платформы.
Варианты инсталляции: интернет, облако, SaaS.
Цена подписки: 1668 рублей ежемесячно.
Гибридное программное обеспечение для общепита, синхронизирующее локальные данные с удаленными серверами и поэтому не зависящее от прихотей связи. Взаимодействуют между собой и отдельные модули для персонала (у менеджеров, официантов, поваров они свои), благодаря чему сокращается время от приема заказа до приготовления и подачи блюда. Плюсом является и гибкость ПО – вносить информацию в базу можно даже «задним числом».
Тип установки: SaaS + локалка.
Цена подписки: 2000 рублей ежемесячно.
Poster Shop
Облачная витрина – сайт, интегрированный с аккаунтом флагманского продукта разработчика и берущий все данные напрямую оттуда. Дает возможность с удобством выбрать нужные позиции, выполнить импорт статистики, уточнить нюансы оплаты и доставки – словом, упрощает ведение HoReCa-бизнеса.
Варианты инсталляции: интернет, облако, SaaS.
Стоимость подписки: 1520 рублей ежемесячно.
SmartTouch POS
Здесь программы учета для кафе и ресторанов объединены в пакет ПО – для использования на самых разных точках общепита, включая мобильные. Помимо универсальности, привлекает своей доступностью и круглосуточной службой поддержки.
Тип установки: интернет, облако, SaaS.
Цена: от 450 рублей каждый месяц.
LoyversePOS
Пробная версия распространяется совершенно свободно, но подписку уже придется покупать. ПО включает в себя решения для ведения продаж и обслуживания клиентов заведения с помощью планшета или смартфона.
Варианты инсталляции: SaaS + cloud-технологии + интернет.
Стоимость: от 350 рублей ежемесячно.
Caffesta
Достаточно гибкая программа контроля кафе и различных предприятий торговли, позволяющая подбирать оборудование по своим потребностям. Также привлекает доступностью и надежностью облачного сервера.
Тип установки: облачная среда + интернет + SaaS.
Цена подписки: начинается от 573 рублей ежемесячно.
Restik
ПО отлично подходит даже для кальянных, кофеен и других заведений, еще более специализированных. Простое в освоении, правда, совместимо исключительно с iOS, зато есть компетентная круглосуточная поддержка.
Варианты инсталляции: SaaS + интернет + cloud-технологии.
Стоимость: от 990 рублей ежемесячно.
Cafe Manager
Несмотря на название, удобное ПО для автоматизации столовой, программа упростит работу любого заведения, в том числе и принимающего клиентов с оплатой по времени.
Тип установки: интернет + SaaS + облако.
Цена подписки: 880 рублей ежемесячно.
Lexplate
Продукт от «Экософт» хорош сразу в нескольких направлениях, так как он позволяет оптимизировать слежение за финансовыми потоками, улучшить взаимодействие персонала, поднять кредит доверия клиентов благодаря повышению оперативности обслуживания.
Варианты инсталляции: cloud-технологии + SaaS + интернет.
Стоимость: 900 рублей ежемесячно.
Tillypad
Достаточно мощная система учета для общепита, причем с открытым кодом, благодаря которому пользователь не так сильно зависит от разработчика и может кастомизировать купленное ПО, адаптируя его под нужды своей компании.
Тип установки: облако, SaaS, интернет.
Цена подписки: от 2500 рублей каждый месяц.
GBS.Market
Отличный софт для малого/среднего бизнеса, помогающий следить за продажами, остатками, ассортиментом, и подходящий не только для баров или кальянных, но и для торговых фирм. Совместим с Windows и Mac.
Варианты инсталляции: облачная, через интернет, SaaS.
Стоимость: от 179 рублей ежемесячно.
Guscom
Универсальная программа для учета в общепите, одинаково удобная и для официантов, и для инвесторов в развитие бизнеса, и даже для IT-команды. Отличается очень подробным меню, дающим массу команд и опций. Есть модуль фискальных принтеров и обилие других полезных приложений.
Тип установки: облако, SaaS, интернет.
Цена подписки: от 3000 рублей каждый месяц.
АТОЛ ЕДА
Под этим названием понимается модуль, идущий в комплекте с мультизадачным ПО (Сигма Облако), позволяющим гибко менять меню, ускорять проводку заказов, разделять чек по посетителям, предлагать бонусы, устраивать рассылки и многое другое.
Варианты инсталляции: облачная, SaaS.
Стоимость: 2900, 5900 или 11900 в год, в зависимости от выбранного тарифного плана.
Преимущества программ для предприятий общественного питания
При правильном использовании они:
Каждая из них в целом координирует коллектив и оптимизирует ведение бизнеса. Причем ее внедрение идет на пользу не только руководителю, но и его подчиненным, ведь те же официанты или повара улучшают качество обслуживания, а значит и свой профессиональный уровень.
Учет в общественном питании: решаем проблемы на форуме «Клерка»
Из отраслевых учетов общепит, пожалуй, самый обсуждаемый и проблемный.
Оказанием услуг общественного питания занимается большое количество организаций и индивидуальных предпринимателей. Бухгалтерский и налоговый учет в этой сфере деятельности не так прост. Ведь тут сочетается производство, розничная торговля и иногда еще развлечения.
Калькуляции, закупки продукции у частников, учет движения посуды и приборов, учет движения продуктов — все это специфические операции, которые вызывают много вопросов у бухгалтеров. А сейчас еще приходится работать с ЕГАИС, Меркурием и обязательной маркировкой товаров.
При реализации алкоголя в общепите не надо проводить по ЕГАИС каждую бутылку, как это делается в розничной торговле. В систему вносится информация об объеме закупленной алкогольной продукции (в том числе пива). А списание в ЕГАИС осуществляется на основании первичных учетных документов не позднее следующего рабочего дня после списания продукции в учете.
Из отраслевых учетов общепит, пожалуй, самый обсуждаемый и проблемный. Так, одна из тем форума «Клерка» Кафе. Как вести учет? содержит более 1600 сообщений. И все десять лет её существования, она остается востребованной.
В помощь бухгалтерам и предпринимателям мы сделали подборку тем наших форумов.
Вам надо по-другому работать с наличкой. Кого прижмут налоговики и банки? Забирайте запись, пожалуй, лучшего вебинара «Клерка»: «Как будут контролировать наличку по 115-ФЗ».
Только сегодня можно забрать запись со скидкой 60%. Программу вебинара смотрите здесь
Бухгалтерский учет в ресторанах и кафе: нюансы, о которых должен знать владелец
Основная сложность бухучета в ресторане заключается в том, что в рамках одного заведения происходят производство, розничная торговля и предоставление услуг. Важно при регистрации бизнеса правильно выбрать систему налогообложения, т.к. от нее зависят объем и сложность учета, который придется вести.
У нас есть отдельные статьи на эту тему:
«Инвентаризация в кафе, ресторане или баре: кому поручить и что делать с результатами».
«Как вести бухгалтерию общепита в соответствии с актуальным законодательством: объясняют эксперты».
«Бухучет в ресторане, баре или кафе: как выбрать форму собственности и систему налогообложения, чтобы его не вести».
Давайте рассмотрим нюансы организации бухучета в ресторане, которые вам придется учесть в своей работе.
Учет производства в ресторане
Бухгалтерия в общепите больше связана не с торговлей, а с производством: покупкой ингредиентов, их обработкой и продажей в готовом виде как отдельного товара.
Бухучет производства в ресторане сложен. Чаще всего используют метод «партион» — производство и продажа готовой продукции партиями, например, 15 пицц или 10 салатов, где на каждую партию списывается определенное количество отдельных ингредиентов.
Сложность заключается в том, что нужно отслеживать все эти затраты, а еще не забывать про труд персонала, обслуживание оборудования, его износ и т. п. Упростить процесс помогает автоматизация бухгалтерского учета в ресторанах и кафе.
Бухгалтерские приложения не могут обеспечить такой детальный учет, в них нужно вводить всю информацию вручную — это долгий и кропотливый процесс, велики шансы, что данные будут внесены неточно.
Бухучет в ресторане чаще всего ведут в 1С, с ней Poster полностью интегрирован: умеет выгружать накладные, справочники. Вашему бухгалтеру не нужно разбираться в ПО, которым будете пользоваться вы, или ваш управляющий, а он может спокойно работать в привычной системе.
Если не внедрите систему автоматизации в самом начале, организовать корректный и достоверный учет, в том числе налоговый, будет крайне сложно. Чем лучше и функциональнее ваша система, тем меньший объем бухгалтерских работ нужно будет делать.
Надеемся, с налоговым учетом и автоматизацией процессов мы разобрались, поэтому идем дальше, чтобы понять, как вести бухгалтерский учет в ресторанах и кафе.
Договор о материальной ответственности (ДМО)
Это соглашение между работником и заведением общепита где:
При этом неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат. ДМО важен не только для работодателя, которому дает уверенность в том, что продукцию или оборудование не испортят, но и для самого работника, так как он ограждает его от безосновательных подозрений и претензий.
Помимо договора о материальной ответственности к бухучету в ресторанеможно отнести товарные отчеты.
Товарный отчет материально ответственных лиц
Это отчет по движению запасов, товаров и тары. Его составляют в двух экземплярах материально ответственные лица.
К первому экземпляру прикрепляют все приходные, расходные накладные и сдают в бухгалтерию, а второй оставляют у себя.
Периодичность и сроки составления отчета устанавливаются приказом. На практике же в общепите его делают отдельно за каждый день.
Товарный отчет состоит из приходной части, которая заполняется материально ответственным лицом на основании первичных документов, которые подтверждают поступление товара.
Перед составлением отчета все документы должны быть рассортированы как «приход» и «выбытие» товара. Расходная часть заполняется на основании товарных чеков, Z-отчетов и расходных накладных.
Порядок заполнения отчета:
С товарными отчетами разобрались, дальше идет одна из самых затратных частей — оплата труда.
Учет оплаты труда
Бухгалтерский учет в ресторанах и кафе включает в себя учет численности работников, отработанного времени и выработки.
Для начала вам нужно определить количество работников, которые будут задействованы на каждом участке, исходя из площади и заполняемости заведения. Кроме того, не забывайте про соблюдение норм охраны труда.
Есть две формы оплаты труда, которые чаще всего применяются в общепите:
Отдельная тема — официальное оформление отпусков и больничных. Нужно составить график отпусков на каждого сотрудника, издать приказ на отпуск и выплачивать отпускные за три дня до начала отпуска.
Начислим зарплату и рассчитаем обязательные отчисления в госфонды!
Так мы постепенно приближаемся к самой трудоемкой, требующей особого внимания бухгалтера, задаче — учету результатов инвентаризации в кафе или ресторане.
Инвентаризация в ресторане, баре или кафе
Как правило, инвентаризация проводится каждое первое число месяца, перед ней обязательно нужно проводить все приходные и расходные документы.
Если у вас бар, то инвентаризацию управляющему или иному ответственному лицу лучше проводить вместе со старшим барменом. На кухне инвентаризация проводится с шеф-поваром и технологом.
После проведения инвентаризации данные в кафе или ресторане обрабатываются, и остатки вводятся в систему учета. Все полуфабрикаты по кухне и бару раскладываются на отдельные составляющие и добавляются к фактическому остатку.
Дальше проводим анализ результатов инвентаризации в ресторане, кафе или баре. Если есть расхождения или другие вопросы, делаем проверку прихода–расхода, технологической карты, процента обработки продукта. Если есть ошибка, ее нужно обязательно исправить, чтобы не вносить неверные данные в систему. Потом вы можете забыть про это и только усугубите проблему.
Если возник вопрос по проценту потери при первичной обработке продукта:
Если проблема в техкарте, тогда делаем дополнительную проработку блюда и пересчитываем весь расход по задействованным продуктам за период.
Также существует частичная инвентаризация в ресторане, которая проводится для проверки одной категории товаров, если при исправлении всех недочетов все равно остается недостача или излишек.
Учет сырья, товаров, тары на складе и в бухгалтерии
Бухгалтерский учет в ресторанах и кафе включает в себя также фиксацию поступлений товаров и сырья, их оценку. Все начинается, с оформления договоров по запросу от заведения к поставщику.
Поставщик должен отправить заказчику:
В договоре с поставщиком важно указать:
Работа с закупщиком, деньги ему нужно выдавать только под отчет. В конце дня закупщик заполняет авансовый отчет на основании чеков и товарных накладных, после чего сдает остаток либо ему возвращают перерасход.
Как показывает практика многих успешных заведений, можно работать и с поставщиками, и с закупщиком. Периодически поставщики не успевают привезти продукцию вовремя и закупщик может спасти ситуацию. К тому же, нужные позиции иногда выгоднее купить на рынке или в супермаркете.
Наравне с поставками вашему бухгалтеру или вам, если не собираетесь никому доверять свою бухгалтерию, придется учитывать списания. Это могут быть:
Как бухгалтеры рассчитывают рентабельность заведения?
Вариант 1: чистую прибыль заведения разделить на сумму всех расходов и умножить на 100% (рентабельность затрат).
Вариант 2: сумму балансовой прибыли разделить на стоимость активов и умножить на 100% (рентабельность активов).
Доверьте бухучет в ресторане, кафе или баре Фингуру! Вы получите в свое распоряжение троих бухгалтеров (по зарплатам, первичке и налогам) с опытом работы в сфере общепита и пониманием всех важных нюансов.