как вести журнал учета трудовых книжек при электронных трудовых
В Роструде напомнили, как вести журнал по учету трудовых книжек по новым правилам
Организация планирует вести журнал в виде отдельно хранящихся листов на каждого сотрудника. Эти листы будут называться «Журнал по учету движения трудовых книжек и вкладышей в нее» и содержать в себе все необходимые реквизиты и поля привычного журнала, но только для одного работника.
По мнению экспертов Роструда, такой способ ведения журнала недопустим. Специалисты трудового ведомства ссылаются на новый порядок ведения и хранения трудовых книжек (утв. приказом Минтруда России от 19.05.21 № 320н). Действительно, с 1 сентября работодатель самостоятельно разрабатывает книги (журналы) по учету бланков трудовой книжки и вкладыша в нее и учета движения трудовых книжек.
В книге (журнале) по учету движения трудовых книжек и вкладышей в нее указываются трудовые книжки, принятые от работников при поступлении на работу, а также трудовые книжки и вкладыши в нее, выдаваемые работникам вновь, с указанием их серии и номера.
В книге (журнале) по учету бланков трудовой книжки и вкладыша в нее фиксируются сведения о всех операциях, связанных с получением и расходованием бланков трудовой книжки и вкладыша в нее, с указанием серии и номера каждого бланка.
При этом в пункте 40 Порядка прямо сказано, что указанные книги (журналы) должны быть пронумерованы, прошнурованы, заверены подписью руководителя организации, индивидуального предпринимателя, печатью организации (при наличии).
Таким образом, журнал не может состоять из отдельных, разрозненных листов, даже если эти листы содержат все реквизиты, заверены подписью руководителя и печатью.
Для чего предназначен журнал регистрации трудовых книжек
Если на работу приходит новый сотрудник с бумажной трудовой, он отдает ее в отдел кадров, и работодатель вносит в нее запись о приеме в штат. Если же специалист ранее нигде не работал, с 2021 года бумажная трудовая на него не заводится, а сведения о работе ведутся в электронном виде.
Любой работодатель должен вести учет всех поступивших к нему книжек. Для этого ему необходимо назначить своим приказом уполномоченное лицо, которое и будет осуществлять ведение, хранение, учет и выдачу ТК (п. 42 Порядка ведения трудовых книжек, утв. приказом Минфина от 19.05.2021 № 320н).
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Учету подлежат не только заполненные трудовые книжки работающих сотрудников, но и новые бланки трудовых и вкладышей к ним (п. 39 Порядка ведения).
Для осуществления такого учета нужно вести:
О том, возможна ли выдача книжки на руки не собирающемуся увольняться сотруднику, читайте в материале «Можно ли выдать трудовую книжку на руки сотруднику?».
Журнал учета движения и выдачи трудовых книжек: форма и образец заполнения с 01.09.2021
Действующий с 01.09.2021 Порядок ведения трудовых книжек № 320н предписывает работодателям разработать формы книг по трудовым книжкам самостоятельно (п. 40 Порядка).
Нужно ли успеть утвердить новые журналы и перейти на них к 1 сентября и как быть со старыми книгами, которые еще не закончились? На этот вопрос ответил Роструд. Ответ ведомства смотрите в КонсультантПлюс. Пробный доступ к системе можно получить бесплатно.
В книге (журнале) по учету движения трудовых книжек и вкладышей в нее указываются трудовые книжки, принятые от работников при поступлении на работу, а также трудовые книжки и вкладыши в нее, выдаваемые работникам вновь, с указанием их серии и номера.
В книге (журнале) по учету бланков трудовой книжки и вкладыша в нее фиксируются сведения о всех операциях, связанных с получением и расходованием бланков трудовой книжки и вкладыша в нее, с указанием серии и номера каждого бланка.
Книги должны быть пронумерованы, прошнурованы, заверены подписью руководителя организации, индивидуального предпринимателя, печатью организации (при наличии).
Рекомендуем воспользоваться образцом книги, который подготовили эксперты КонсультантПлюс. Скачать его можно бесплатно, оформив пробный доступ к К+:
Книга учета трудовых книжек: скачать образец заполнения до 01.09.2021
До 01.09.2021 действует унифицированная форма журнала учета трудовых книжек, утв. постановлением Минтруда России от 10.10.2003 № 69. Если она вам нужна, можете скачать бланк и образец у нас на сайте:
Типовой образец журнала движения трудовых книжек состоит из 13 граф, которые и следует заполнять работодателю при каждом случае перемещения любой книжки. Правила заполнения формуляра смотрите в постановлении от 10.10.2003 № 69, которым он утвежден.
Как быть, если вы пришли в организацию, в которой не велась книга учета движения трудовых книжек и вкладышей в них? Нужно ли ее заводить и восстанавливать все записи и как это сделать? Ответы на все эти вопросы есть в системе КонсультантПлюс. Получите бесплатный пробный доступ и переходите к Путеводителю по трудовой книжке.
Итоги
С 1 сентября 2021 года формы книг по учету трудовых книжек разрабатываются работодателями самостоятельно. Ведение книг учета и движения трудовых книжек не требует от кадровиков глубоких знаний трудового законодательства. Достаточно соблюдать ряд несложных правил, в числе которых регистрация в журнале всех книжек и вкладышей к ним, как полученных от работников, так и оформленных работодателем самостоятельно.
Новые книги учета трудовых книжек с 1 сентября 2021: есть обязательные требования
С 01.09.2021 действуют новые правила ведения и хранения бумажных трудовых книжек. В том числе по новому порядку более не требуется применять установленные унифицированные формы книг и журналов учета книжек, а нужно утвердить собственные.
Если работодатель ведет учетные регистры по трудовым книжкам по формам, установленным постановлением Минтруда от 10.10.2003 № 69, то после изменения законодательства он может продолжать их вести, пока они не закончатся. И только после этого переходить на разработанные самостоятельно бланки (Информация Роструда).
При разработке собственных форм нужно учитывать, что и к ним предъявляются определенные требования: книги должны быть пронумерованы, прошнурованы, заверены подписью руководителя и (при наличии) печатью организации. Вести журнал учета движения трудовых книжек в виде отдельно хранящихся листов, оформленных на каждого сотрудника, нельзя, сказал Роструд.
Что касается самих трудовых книжке нового образца, то их нужно будет применять с 01.01.2023. Надо ли обменивать старые трудовые работников на новые и что делать с неизрасходованными к 2023 году бланками старого образца, читайте здесь.
Увидеть новые бланки и образцы их заполнения можно в этом материале КонсультантПлюс. Напоминаем, что просмотр будет для вас бесплатным, если вы оформите тестовый доступ в систему.
Как втиснуть запись в графу 13 книги учета при переходе на электронные трудовые? Формулировка от эксперта
Работник предпочел перейти на электронную трудовую книжку, как втиснуть запись в графу 13 книги учета? Какую формулировку допустимо использовать?
Эксперт по трудовым отношениям Юлия Жижерина поделилась у себя на странице в Facebook.
«Коллеги, а вы делали уже запись в книге учета трудовых книжек в связи с выдачей трудовой книжки, когда работник отказывает от ведения бумажной трудовой книжки? У вас вместилась вся запись в графу 13 книги учета?
Вот и у моих клиентов не помещалась, и они спрашивали: «Что делать?».
Итак, в случае, если работник откажется от ведения бумажной трудовой книжки, необходимо внести соответствующую запись в трудовую, выдать ее работнику и внести запись в книгу учета движения трудовых книжек.
Минтруд предложил формулировку (Письмо от 12.02.2020 № 14-2/В-150):
«Выдана на руки на основании письменного заявления (фамилия, имя, отчество) о предоставлении ему (ей) работодателем сведений о трудовой деятельности в соответствии со статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации (часть 2 статьи 2 Федерального закона N 439-ФЗ)».
Представители Роструда разместили следующие разъяснения:
«Можно ли использовать конкретно такую формулировку: „Выдана на руки на основании письменного заявления о предоставлении сведений о трудовой деятельности в соответствии со ст 66.1 ТК РФ“?
„Приведенная Вами формулировка при заполнении книги учета движения трудовых книжек допустима“.
А ниже автор приводит полезные ссылки с разъяснениями:
Вам надо по-другому работать с наличкой. Кого прижмут налоговики и банки? Забирайте запись, пожалуй, лучшего вебинара «Клерка»: «Как будут контролировать наличку по 115-ФЗ».
Только сегодня можно забрать запись со скидкой 60%. Программу вебинара смотрите здесь
Что делать с книгой по учету трудовых книжек, заведенной до 1 сентября 2021 года?
C 1 сентября 2021 года изменяются правила учета трудовых книжек. В силу вступает приказ Министерства труда № 320н от 19.05.2021 года. В документе говорится, что организации сами должны разработать книги по учету трудовых книжек. Нужно ли будет фирмам начинать вести новые книги по учету трудовых после вступления постановления в силу? Как следует поступить со старым экземпляром?
Как велись книги по учету трудовых книжек до 1 сентября 2021 года
По действующим правилам, работодатели для того, чтобы вести учет трудовых трудовых книжек, бланков и вкладышей должны иметь в распоряжении:
Министерство труда в приказе № 69 от 10.10.2003 разработало новый вариант приходно-расходной книги, где работодатель должен учитывать бланки трудовых книжек. Изменения коснулись и книг для учета движения трудовых книжек сотрудников. Приходно-расходная книга, где фиксируются бланки и вкладыши в трудовой должна быть пронумерована и прошнурована. Также необходимо книгу заверить печатью фирмы, поставить сургучную печать или сделать опломбировку. То же самое относится и к книге по учету движения трудовых книжек.
Конкретных рекомендаций по ведению таких книг не был прописано в законе. Поэтому работодатель мог самостоятельно выбрать порядок ведения, который удобен для его организации.
Новый порядок по учету трудовых книжек с 1 сентября 2021 года
В силу вступают новые правила учета трудовых книжек. Компании, предоставляющие работу людям, обязаны:
Фирма в книге, где учитывается движение рудовых книжек и вкладышей в нее, не должна фиксировать:
В книге по регистрации бланков и вкладышей организация не должна записывать информацию, связанную с получением бланков и вкладышей трудовой книжки. Информацию о расходе тоже не следует указывать. Также не нужно фиксировать номер и серию каждого бланка, как это требовалось ранее.
Книги необходимо пронумеровать, прошнуровать, поставить подпись руководителя фирмы или индивидуального предпринимателя, а также заверить печатью организации, если она имеется. Согласно новому закону, с первого сентября организация должна сама разрабатывать книги по учету бланков трудовой книжки и вкладыша в нее, а также книги учета движения трудовых книжек. Но это нововведение касается только тех фирм, которые заведут книги по учету движения трудовых после того, как вступит в силу приказ. Книги, которые были заведены до 1 сентября 2021 года и еще действуют, заменять на новые не нужно. Работодатель должен вести их до окончания. И только после этого, завести книгу по новому образцу.