как восстановить утерянный договор с банком
Советы заемщикам. Потерян кредитный договор
Вопрос:
Я потерял свой экземпляр кредитного договора. Чем мне это грозит и как восстановить документ?
Отвечает кредитный эксперт
Ирина Фролова
Краткая справка
Кредитный договор — это имеющий юридическую силу документ, в котором детально определены условия сделки по выдаче и погашению займа. Договор фиксирует права и обязанности сторон, а также ответственность за невыполнение обязательств. Документ составляется и подписывается в двух экземплярах (по одному для каждой из сторон).
Чем грозит потеря договора?
При потере договора не стоит паниковать. Штраф Вам не грозит, но во избежание сопутствующих проблем настоятельно рекомендуем восстановить документ.
Отсутствие договора на руках чревато:
Как восстановить документ?
Утраченный договор всегда можно восстановить, получив его дубликат у кредитора. Копия документа должна быть заверена оттиском печати финансового учреждения и подписью уполномоченного должностного лица.
Обратиться за выдачей документа можно несколькими способами:
Рассмотрение заявления занимает от пары минут до несколько дней. За повторную выдачу утерянного экземпляра договора может взиматься небольшая плата. Этот момент следует оговорить заранее, как и возможность получить электронную копию документа.
Можно ли не восстанавливать договор?
Потерянный договор можно не восстанавливать. Это Ваше право. Согласно действующим законам, заемщики не обязаны следить за сохранностью документов, которые регулируют условия кредитных сделок.
Если порядок погашения займа понятен, а платежные реквизиты и сроки известны, ничто не помешает Вам своевременно выплатить кредит. Тем не менее любые споры и возможные разногласия с банком удастся решить только при наличии копии кредитного договора. Этот документ входит в доказательную базу при рассмотрении дел о нарушениях прав заемщиков.
Подытожим
С юридической стороны потеря договора Вам ничем не грозит. Банк не вправе штрафовать или наказывать Вас каким-либо иным способом. Вы не обязаны, но можете восстановить утерянный документ, обратившись к кредитору. Отказ от получения дубликата грозит возможными трудностями при решении споров с кредитором.
Вас также может заинтересовать:
Если кредитная организация допускает ошибки и нарушения действующего законодательства — как следует действовать заемщику? Куда обращаться, каких специалистов привлекать, какие дополнительные возможности использовать?
Советы заемщику: на что следует обратить внимание при заключении кредитного договора. Условия, структура, срок действия, популярные способы нарушения условий договора. Основные уловки недобросовестных кредиторов.
Нулевая ставка кредитования, навязывание дополнительных услуг, овердрафт, просрочка по кредиту, одностороннее изменение условий договора. Как кредитные организации обманывают своих клиентов, и как защититься от мошеннических схем?
Какие действия необходимо предпринять для погашения кредита без лишних потерь и наиболее комфортно и оптимально. Маленькие хитрости, касающиеся периодических платежей. На что нужно обратить особое внимание при заключении кредитного договора. Как улучшить условия одного или нескольких действующих кредитов. Как закрыть кредит.
Что делать и куда обращаться, если утерян кредитный договор
Довольно часто случается ситуация, когда заемщик потерял кредитный договор. Переезд, чрезвычайное положение или обычная растерянность приводят к тому, что основной документ, по которому вы как заемщик исполняете свои обязательства перед кредитором, утерян. Если гражданин, например, взял микрозайм и потерял кредитный договор, он должен иметь представление, что делать в таких обстоятельствах.
Утрата документа доставит разные неприятности: начиная от потери реквизитов для оплаты и заканчивая невозможностью представить доказательства при участии в судебном споре. Чтобы заплатить по займу, часто требуется указывать паспортные сведения и данные сделки. Номер кредитного договора можно узнать как при обращении в банковское учреждение, так и в прошлых платежных квитанциях.
Для каких целей необходимо наличие кредитного договора на руках
Соглашение о займе − это контракт, заключенный между физическим лицом и кредитором. Оно содержит все условия выдачи кредита: срок, сумму, график выплат, реквизиты организации, права, обязанности и ответственность банка и должника. Документ оформляется только письменно в двух экземплярах, которые подписывают заемщик и уполномоченный сотрудник финансового учреждения. Затем ставится печать банка.
Из-за потери договора возникает риск просрочки по выплате займа. Такое возможно, так как вместе с документом часто утрачиваются график выплат и реквизиты банка. Порядочные граждане стараются не нарушать сроков возврата кредита, чтобы не уплачивать неустойку или пени.
По законодательству РФ заемщик обязан хранить соглашение, платежные квитанции и справку о закрытии кредита еще 3 года после даты полного погашения долга. Документы могут понадобиться для защиты своих интересов в суде, если у банка появятся претензии. После окончания этого срока бумаги разрешается утилизировать, потому что время исковой давности истекло.
Как узнать реквизиты для оплаты
Выяснить номер расчетного счета и другие данные, необходимые для платежа, можно такими способами:
Как восстановить кредитный договор при утере
Чтобы восстановить утерянный кредитный договор необходимо прийти в банковское учреждение, где он заключался, и потребовать выдать дубликат. Гражданин пишет специальное заявление, которое рассматривается до 10 дней. Иногда получить копию кредитного договора возможно только в центральном офисе банка.
Посмотрите пример заявления на восстановление кредитного соглашения:
Восстанавливая соглашение, нужно учитывать следующие моменты:
Можно ли не восстанавливать договор?
Когда у гражданина сохранились график платежей и реквизиты кредитора, он думает, что дубликат потерянного соглашения не нужен. Такое мнение ошибочно. Финансовое учреждение может поменять условия кредитования (например, повысить процент по займу), а человек не узнает правомерно ли это, потому что у него нет нужного контракта.
В связи с тем, что законодательство РФ обязывает заемщика хранить соглашение еще 3 года после выплаты кредита, рекомендуется восстанавливать утерянный документ. Гражданин, погасивший займ и получивший справку об отсутствии долга, может не запрашивать дубликат у кредитора. Однако в период исковой давности остается возможность того, что банк может по какой-либо причине подать в суд на заемщика. Наличие соглашения – одно из главных доказательств в таких разбирательствах, поэтому лучше восстановить потерянные бумаги.
Можно ли не платить по кредиту, если банк сам потерял документы?
Хотя финансовые организации хранят заключенные контракты в архивах, вероятность утраты документа существует. Если банк допустил потерю кредитного договора, человек не освобождается от уплаты задолженности. У учреждения остаются письменные доказательства выдачи денежных средств: заявление на кредит, платежные и расчетные документы (расходный кассовый ордер, выписка о движении денег по счету).
Полезные советы
Полезные советы физическим лицам, заключившим сделку с банковским учреждением:
Человек, потерявший кредитный договор, должен знать, что можно сделать дубликат. Документ восстанавливается в офисе банковской организации в течение 1−14 дней. Соглашение о займе и платежные квитанции хранятся 3 года. После полного возврата задолженности нужно взять справку о закрытии кредита. Ответственно относитесь к документам, бережно храните кредитный договор и исполняйте свои обязательства неукоснительно. Тогда и сотрудничество с любым банком будет простым и взаимовыгодным.
Потеряли договор. Как восстановить?
Есть несколько способов восстановить пропавший договор. Как действовать, зависит от отношений с партнером и типа договора. Управляющий партнер Виолетта Молостова рассказывает, как быть, если вы работали по договору, а он исчез. Ей слово.
Подписать еще один экземпляр
Первый способ вернуть договор — подписать еще один. Подойдет, если у второй стороны сохранился экземпляр или есть текст документа.
Новый экземпляр должен быть в точности таким же, как тот, что потеряли. Понадобится сделать копию договора или распечатать текст и заверить у нотариуса. Нотариус заверяет копию за 10-15 минут.
План такой: берем оригинал договора у партнера, делаем копию и приносим ее вместе с оригиналом нотариусу. Нотариус сравнивает оригинал и копию, ставит подпись и печать: «Копия верна». Готово.
Если партнер не против, можно напечатать такой же договор и еще раз подписать. И это будет не копия, а новый оригинал. Тогда нотариус не нужен.
Бывает, что договор понадобился через несколько лет, а компания-партнер уже закрылась или обанкротилась. Тогда можно позвонить последнему директору или поискать копию в архивах.
Найти договор в архиве суда или города
Если дело было давно и компания-партнер закрылась, договор всё равно можно восстановить. Есть три способа:
Позвонить директору. Если компания закрылась, понадобится найти контакты ее последнего директора и попросить его переподписать договор. Контакты могут быть у главного бухгалтера, юриста или менеджера, который занимался этим договором.
У одного моего клиента, владельца пекарни, была такая история. Он заключил договор с заводом на поставку муки. Через год завод ликвидировали, а в пекарню пришла налоговая проверка. Договор не нашли, а менеджер завода не отвечал на звонки и письма.
Тогда владелец пекарни нашел в реестре юрлиц бывшего руководителя завода. Позвонил ему и попросил подписать пропавший договор. Директор помнил пекарню, поэтому согласился, и документ восстановили.
Найти в судебном архиве. Если компания обанкротилась по решению суда, есть шанс найти договор в судебном архиве.
В архивах суда сохраняются большинство документов обанкротившихся компаний. У арбитражных судов есть картотека судебных дел, а в ней — все документы по компаниям-банкротам.
В открытом доступе есть постановления суда. Чтобы получить доступ к договорам, надо быть участником дела и написать ходатайство в суд об ознакомлении с материалами дела, тогда судья даст такую возможность. Дело можно копировать и фотографировать, но уносить из архива нельзя.
Найти договор в местном архиве. Когда компания закрывается по своему желанию, все документы она может передать в местный архив. Это необязательно, но шанс есть, поэтому стоит поискать в архиве.
Но компания может и не передавать документы в архив, штрафов за это нет.
Поискать в переписках по электронной почте
Для договоров поставок или услуг налоговой и банку достаточно показать переписку по электронной почте.
В такой переписке должно быть видно, что стороны договорились о работе. Например, в письме директор компании «Хлеб» пишет: договорились, 50 тонн пшеницы доставляю к 5 февраля, с вас 100 000 рублей. Договор подписал и отправил почтой.
В моей практике была такая история. Налоговая решила проверить документы компании «Бумага» (название изменено) и запросила договоры поставки. В компании не смогли найти договор, но зато в переписке директора остались письма, где была договоренность о поставках.
В письме заказчик спрашивал у директора «Бумаги», сколько стоит тонна картона. Цена устроила покупателя, и в следующем письме он попросил выставить счет. Эту переписку налоговая приняла как доказательство подписанного договора.
Переписка не подойдет, если потерялся договор на недвижимость или интеллектуальную собственность: там другие правила. О них дальше.
Запросить копию у Росреестра или Роспатента
Есть два особенных договора: на недвижимость и интеллектуальную собственность. Когда стороны подписывают такой договор, его копию сдают в Росреестр или Роспатент. Если не сдать договор, сделка не считается.
Копии договоров аренды и продажи недвижимости хранятся в Росреестре недвижимости, а на интеллектуальную собственность, например на отчуждение прав и лицензионные договоры, — в Роспатенте.
Как зарегистрировать договор аренды в Росреестре
Пошлина за копию договора:
Получить копию договора в Росреестре и Роспатенте может только участник сделки. Там знают, кто подписывал договор, и, если копию попросит кто-то другой, откажут. Поэтому обращаться за копией придется тому, чья подпись стоит на документах.
Чтобы получить копию договора, нужно лично прийти в Росреестр или Роспатент. За копию есть пошлина, ее размер зависит от типа: бумажная дороже электронной.
Как подстраховаться
Хранить все документы в порядке и никогда ничего не терять — это хорошо, но умеют только роботы. Вот что можно сделать заранее, чтобы быстрее восстановить договор.
Заверять все договоры у нотариуса. Копия у нотариуса будет храниться десять лет, а потом отправится в архив. Если договор теряется, компания запрашивает копию у нотариуса.
Указывать в актах и счетах номер договора. Когда на актах и счетах есть номера договоров, их проще найти и восстановить. По дате — найти переписку, а по номеру договора — запросить копию у партнера.
Обмениваться сканами. Если делать для каждого договора скан с подписями и печатями, такой скан можно будет быстро найти и отправить банку в чате или по электронной почте. Главное — хранить их не на компьютере бухгалтера, а в Дропбоксе, Гугл-диске или любом другом облачном хранилище.
Сохранять акты о потопах и пожарах. При пожарах в офисе или архиве компания получает акт: документы утеряны из-за несчастного случая. Акт составляет управляющая компания или пожарная инспекция. Если налоговая просит договор, а он сгорел достаточно показать акт.
Риски, если не найти договор
Если ничего не помогло и компания не смогла восстановить договор, ее ждут штрафы и неустойка:
Вычет по НДС без проверки и суда
Кроме доначисления налогов и разбирательств с инспекторами есть риск с банком. Банк вправе не переводить деньги от партнера на счет компании, пока она не пришлет подтверждение.
Короче
Как восстановить договор:
подписать еще один и заверить у нотариуса;
найти договоренности в переписке с партнером;
запросить копию в Росреестре или Роспатенте;
найти договор в судебном или городском архиве.
Как подстраховаться:
заверять все договоры у нотариуса;
указывать в актах и счетах номер договора;
обмениваться сканами и хранить их в облаке;
Как быть, если потерян договор вклада?
Честно говоря, мне в голову не могло прийти, что этот вопрос может вызвать непонимание, волнения и поиски ответа у экспертов. Уверен, что многие опытные читатели Банков.ру тоже не задумываются над решением такой простой проблемы. К тому же, у некоторых банков вообще нет отдельной бумажной формы договора вклада.
Тем не менее, как ни странно, и на форумах портала, и в рубрике «Вопрос-ответ» здесь же, и в целом в интернете большое количество людей интересуется, что им делать при потере договора вклада и не означает ли это, что денег они больше не увидят. Лучше один раз ответить и не возвращаться к данной проблеме.
Ответ можно разбить на три части.
Впрочем, если вы хотите проверить условия вклада или намерены разбираться с банком по поводу каких-либо нарушений, которые, как вы считаете, им допущены, договор можно восстановить. Для это надо обратиться в отделение банка и написать заявление на получение копии или дубликата договора.
Вам придётся написать «Заявление о несогласии с размером возмещения», в котором надо указать номер и дату договора вклада. Кроме того, сам договор необходимо приложить к заявлению при подаче его в АСВ. Без договора и документов, подтверждающих перечисление денег на вклад, шансов на восстановление справедливости практически нет.
Но во всё чаще встречающейся ситуации, когда банки откровенно воруют деньги вкладчиков, не регистрируя договоры вкладов и не проводя их через бухучёт, наличие «бумажки» с печатями и подписями жизненно необходимо.
Если у вас вклад в Сбербанке или просто крупном надёжном банке, то при потере договора можно не переживать и не торопиться с получением его копии. Если же вклад в малоизвестном мелком банке под необычно высокие проценты, то восстановить договор надо обязательно и как можно быстрее. Для этого достаточно обратиться в отделение банка с паспортом и написать заявление (операционист подскажет, в какой форме). Не помешает, кстати, и периодически брать выписку со счёта с печатью банка.
PS Если у вас есть вопросы по личным финансам, инвестициям и банковской деятельности, задавайте в комментариях. Я постараюсь на них ответить максимально подробно и понятно.
Что делать, если утеряны первичные документы
Именно на основании первичной документации составляется бухучет. Эти бумаги запрашиваются уполномоченными органами для последующей проверки. Поэтому утрата первички – серьезная проблема. Если компания не предпримет всех мер по восстановлению бумаг, на нее может быть наложен штраф.
Основные особенности
Отсутствие документов не является уважительной причиной для неуплаты налогов. Компания также не освобождается от обязанности пройти проверку контролирующими органами. Рассмотрим пример. Компания отказалась уплачивать долг, сославшись на потерю первички. Однако она не предъявила доказательств утраты. В этом случае у организации образуется задолженность. Придется также уплатить пени. Для того чтобы избежать санкций, необходимо заранее подготовить аргументы в свою защиту.
Вопрос: Можно ли подтвердить расходы для целей налога на прибыль восстановленными копиями первичных документов при утрате их оригиналов (п. 1 ст. 252 НК РФ)?
Посмотреть ответ
Порядок действий при утере документов
Правильные действия сразу же после обнаружения утраты позволят избежать проблем с контролирующими структурами. Рассмотрим последовательность принимаемых мер:
Вопрос: Правомерно ли привлечение организации к ответственности по п. 2 ст. 126 НК РФ за непредставление в установленный срок по требованию налогового органа утраченных документов (информации) по ст. 93.1 НК РФ вне рамок налоговых проверок?
Посмотреть ответ
ВАЖНО! Когда подтверждающие документы (к примеру, справка о возбуждении дела) будут получены, нужно обязательно проверить их на наличие ошибок. Если в бумагах будут содержаться ошибки, контролирующие органы не примут во внимание аргумент об утрате первички. Рассмотрим пример судебной практики. Организация предоставила документы о том, что первичка сгорела. Однако в справке о пожаре была допущена ошибка. В частности, неправильно указан адрес. Из-за этого были доначислены налоги и пени. Подробнее с делом можно ознакомиться, прочитав постановление АС Уральского округа № Ф09-9606/15 от 1.02.16 года.
Меры по восстановлению первичной документации
Компания должна предпринять самые активные меры по восстановлению документов. Но и их будет недостаточно. Нужно также подготовить бумаги, которые подтверждают факт активных действий компании. Меры могут быть следующими:
Для восстановления нужно сначала назначить ответственное лицо. Отвечать это лицо будет за взаимодействие с контрагентами. Все моменты общения с партнерами нужно фиксировать. В частности, требуется сохранять переписки, чеки, копии счетов-фактур. Последние должны быть заверены уполномоченным лицом, представляющим контрагента.
Получаем банковскую первичку
Для получения утерянных выписок и платежек нужно направить запрос в банковское учреждение. Идти нужно в тот банк, в котором у компании открыт счет. В запросе требуется указать следующую информацию:
Обращение в банк – это первый шаг, так как таким образом можно установить факты проведения безналичных расчетов и сумм по ним. На основании полученной информации можно восстановить все исполненные ранее операции.
Восстанавливаем кассовые чеки
Кассовые чеки нужны в том случае, если организация покупала собственность за наличные. Чек позволяет подтвердить расход компании. Для получения нового документа нужно обратиться к продавцу. Однако не всегда продавец может предоставить дубликат чека. Возможно это только в том случае, если имеется кассовый аппарат соответствующей модели. Если же его нет, запрашивается копия чека. Выполняется она с помощью копировального оборудования.
Запрашиваем первичные документы у контрагентов
Компания заключает со своими контрагентами договоры в двух экземплярах. У партнера всегда можно запросить копии соглашений. В запросе, адресованному контрагенту, нужно указать эту информацию:
Не всегда компания может установить перечень отсутствующих документов. В этом случае производится сверка бумаг с контрагентом. По итогам сверки оформляется акт. В нем перечисляются отсутствующие документы.
Восстанавливаем отчетность
Компании также нужно восстановить декларации, балансы и расчеты. Нужна эта первичка для составления отчетности. Повторное составление документов самой компанией – процедура затратная. Поэтому имеет смысл направить запрос о предоставлении копий в инспекцию или фонд. В запросе нужно обязательно указать причины, по которым запрашивается первичка, так как инспекторы не обязаны предоставлять копии документов.
Ответственность за утерю первички
Фирма несет ответственность за сохранность своей первичной документации. Если субъект теряет бумаги, он будет нести за это ответственность. Рассмотрим правонарушения, связанные с утратой первички, и ответственность за них:
В статье 109 НК РФ приведены случаи, когда виновное лицо не будет привлекаться к ответственности. В частности, это утрата документов вследствие обстоятельств непреодолимой силы (к примеру, стихийное бедствие). Однако факт действительного наличия этих обстоятельств также придется подтверждать.