как вы понимаете принцип защиты прав меньшинства

Как создавалась система защиты нацменьшинств в международном праве

Права человека, защита от дискриминации и права меньшинств – эти понятия появились лишь к концу ХХ века и поначалу даже юристы не видели между ними разницы. Отчасти поэтому полноценной системы защиты национальных и языковых меньшинств в рамках ООН так и не создано.

Тема защиты национальных (или этнических) меньшинств появилась в середине XIX века в связи с распространением идеологии национализма, чтобы смягчить крайности этно-националистической гегемонии. Первые попытки защиты меньшинств были предприняты в Европе в XVII-XVIII веках, но речь шла главным образом о защите религиозных меньшинств и их прав, ее инициаторами выступили Австро-Венгерская и Османская империи.

С особой остротой проблема защиты нацменьшинств возникла после Первой мировой войны, когда карта Европы была радикально перекроена. Романтический национализм и его претензии получили поддержку со стороны западных стран, прежде всего в лице президента США Вудро Вильсона, который сформулировал принцип «права наций на самоопределение».

как вы понимаете принцип защиты прав меньшинства. Смотреть фото как вы понимаете принцип защиты прав меньшинства. Смотреть картинку как вы понимаете принцип защиты прав меньшинства. Картинка про как вы понимаете принцип защиты прав меньшинства. Фото как вы понимаете принцип защиты прав меньшинства

Применение этого принципа в условиях Центральной Европы, представлявшей собой мозаику множества этнических групп, требовало разработки специальной системы защиты меньшинств. Эта задача так и не была решена в 20-30-х годах в рамках Лиги Наций, но предпосылки для создания такой системы были заложены. Лига Наций, к примеру, получила право рассмотрения жалоб и петиций в случаях нарушения договоров, заключенных между странами.

При этом до 1948 года права человека не являлись частью международного права. Принятие Генассамблей ООН Всеобщей декларации прав человека представляло собой революционное изменение всей системы международных отношений, поскольку все жители того или иного государства объявлялись равными в своих правах независимо от расы, пола, языка, национального или этнического происхождения. Возникла оптимистическая иллюзия, будто нет необходимости в специальных мерах по защите меньшинств – достаточно лишь разработать систему предотвращения дискриминации. На этом основании отдельная статья о правах меньшинств не была включена в текст Всеобщей декларации.

Защита меньшинств и предотвращение дискриминации – в чем противоречие

Однако постепенно возникли серьезные, прежде всего практические сомнения в реалистичности такого подхода.

как вы понимаете принцип защиты прав меньшинства. Смотреть фото как вы понимаете принцип защиты прав меньшинства. Смотреть картинку как вы понимаете принцип защиты прав меньшинства. Картинка про как вы понимаете принцип защиты прав меньшинства. Фото как вы понимаете принцип защиты прав меньшинства

Выяснилось, что даже при самой либеральной демократии существует государственный (официальный) язык, господствующая религия и т.п. Более того, граждане государства оказываются фактически не равны. Представители господствующего большинства имеют явные прямые или косвенные преимущества: на рынке труда, в сферах образования, языка, культуры, религии. Наконец, примитивное представление о сути демократии, так называемой, тирании большинства, почти всегда приводит к ситуации «дефицита демократии»: представителям меньшинств сложно участвовать в принятии решений и отстаивать свои интересы.

В концептуальном плане с самого начала выявилось фундаментальное противоречие между целями – защита меньшинств и предотвращение дискриминации. И, тем самым, – между индивидуальным и коллективным (групповым) правом.

Целью предотвращения дискриминации является устранение различного, или неравного, поведения в отношении к определенным индивидам, принадлежащим к разным группам.

Защита меньшинств, напротив, предполагает существование различий между группами и, как минимум, неодинаковое отношение к ним, включая позитивные меры.

как вы понимаете принцип защиты прав меньшинства. Смотреть фото как вы понимаете принцип защиты прав меньшинства. Смотреть картинку как вы понимаете принцип защиты прав меньшинства. Картинка про как вы понимаете принцип защиты прав меньшинства. Фото как вы понимаете принцип защиты прав меньшинства

В плане практической политики это противоречие не так легко снимается. США, например, предприняли огромные усилия по практическому воплощению концепции «раздельные, но равные» в отношение расовых и этнических групп. Однако результаты оказались сомнительными: всегда есть риск переборщить с позитивными мерами по защите меньшинств, так как это выливается в дискриминацию других групп населения. Доктрина апартеида в Южной Африке тоже имела позитивную цель защиты отдельных расовых групп, но привела, как известно, к совершенно гротескному результату.

После многолетних споров подкомиссия ООН по предотвращению дискриминации и защите меньшинств в 1966 году пришла к компромиссу, сформулированному в ст. 27 Пакта о гражданских и политических правах:

«В тех странах, где существуют этнические, религиозные и языковые меньшинства, лицам, принадлежащим к таким меньшинствам, не может быть отказано в праве совместно с другими членами той же группы пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять ее обряды, а также пользоваться родным языком».

Субъектом права, таким образом, являются лица, а не группы. При этом обязательства государств сформулированы невнятно и в пассивной форме (в отличие, например, от Конвенции о ликвидации дискриминации).

Лишь в 1992 году ООН приняла специальную Декларацию о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинства, тем самым как бы исправив ошибку с отсутствием статьи о меньшинствах в тексте Всеобщей декларации прав человека.

Согласно статье 2 этой Декларации, представители нацменьшинств имеют абсолютное право:

К сожалению, эта Декларация остается в области морального права на декларативном же уровне.

Прошло уже почти 30 лет, но ООН оказалась, увы, не способна принять конвенцию о защите нацменьшинств и перевести вопрос в плоскость обязывающего позитивного права.

Все материалы рубрики «Право на защиту» предоставлены Центром информации по правам человека и публикуются в авторской редакции. Авторы статей – Алексей и Лариса Семеновы, Елена Каржецкая и Елена Ежова.

Источник

Проблемы защиты прав национальных меньшинств в Российской Федерации

Современное демократическое общество исходит из принципа, в соответствии с которым каждый должен иметь равные права и возможности независимо от национальности, отношения к религии и исповедания ее, физического состояния, убеждений, политических воззрений и идеологии, принадлежности к общественным объединениям и других особенностей. Вместе с тем общеизвестно, что даже люди, наделенные равными правами, нередко имеют далеко не одинаковые возможности пользоваться ими из-за различных как субъективных, так и объективных факторов. Обязанностью цивилизованного общества и демократического государства является преодоление негативного влияния на человека тех факторов, которые не зависят от воли конкретного человека и гражданина. Обычно к людям, страдающим от таких факторов, относят лиц с физическими отклонениями или недостатками, а также лиц из различных меньшинств, в том числе и национальных. Все они испытывают определенные трудности в осуществлении своих прав, поскольку проживают в окружении большинства, которое этих трудностей не ощущает.

Лицам, принадлежащим к национальным меньшинствам, зачастую нелегко общаться с представителями большинства, если они плохо владеют их языком, из-за различий в обычаях, традициях и культуре. Все это в совокупности создает трудности в обучении и производственной деятельности, тем более что подчас большинство населения не понимает или не хочет понимать проблем, с которыми сталкиваются представители национальных меньшинств. Правовое и фактическое ограничение прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, нарушает упомянутый выше принцип равноправия и вызывает конфликты, наносящие ущерб обществу.

В данной статье предлагается обратить внимание на особенности правового положения национальных меньшинств, которые нередко составляют немалую часть населения многих стран. Проблемы национальных меньшинств актуальны и для Российской Федерации.

Проблемы защиты прав национальных меньшинств и прав и свобод лиц, себя к ним относящих, рассмотрены в ряде международных и межгосударственных документов, принятых ООН и региональными организациями, в том числе и европейскими.

Пакт вступил в силу для России 23 марта 1976 года.

Известия. 1990. 22 ноября.

Конвенция была подписана Российской Федерацией при вступлении в Совет Европы. Она была ратифицирована нашей страной 18 июня 1998 года.

Правовые акты, направленные на обеспечение прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, принимались и другими региональными межгосударственными организациями. Например, в октябре 1994 года странами СНГ была принята Конвенция о правах меньшинств.

Вопрос о необходимости принятия закона, гарантирующего права лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, поднимался в нашей стране неоднократно. Это вполне объяснимо, поскольку число лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, в России составляет примерно одну пятую населения страны.

Объясняя формулировки приведенных выше конституционных норм, следует заметить, что в то время, да и сегодня, в российском законодательстве нет общепринятого определения «национальное меньшинство». Не сложилось оно и в нашей научной литературе. В то же время термин «коренные малочисленные народы» в законодательстве и научной литературе уже применялся, и вполне понятно, что он означает.

Можно, конечно, считать, что одной из причин того, что в российском законодательстве до сих пор нет федерального закона, комплексно обеспечивающего недискриминацию лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, является отсутствие ясного представления об особенностях этих меньшинств. Но на самом деле причины, по которым такой федеральный закон еще не принят, более глубоки, о чем и будет сказано ниже.

Вместе с тем, поскольку факты дискриминации национальных меньшинств в нашей стране существуют и проблема защиты их прав от дискриминации остается актуальной, законодатели были вынуждены на это откликаться. Примером нормы, относящейся к правам национальных меньшинств, может служить норма Закона «О языках народов РСФСР» 1991 года, установившая, что «государством гарантируется языковой суверенитет каждого народа независимо от его численности», а также что государство признает равные права всех языков народов на их сохранение и развитие. В соответствии с Законом «О средствах массовой информации» (в редакции от 5 августа 2000 года) не допускается использование СМИ в целях разжигания национальной нетерпимости или розни. Уголовным кодексом РФ, принятым в 1996 году, предусмотрена ответственность за нарушение равноправия граждан, а также за действия, направленные на пропаганду исключительности, превосходства или неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, национальной или расовой принадлежности.

См.: Ведомости СНД и ВС РСФСР. N 50. Ст. 1740; СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3804.
См.: СЗ РФ. 2000. N 32. Ст. 3333.

См.: СЗ РФ. 1997. N 38. Ст. 4339; 1999. N 14. Ст. 1653.

См.: СЗ РФ. 1996. N 25. Ст. 2965.

Вместе с тем Закон не лишен существенных недостатков. К ним следует отнести то, что он не содержит норм, препятствующих использованию его отдельными лицами в целях обособления национальных культур и, тем самым, разрыву культурных связей между совместно проживающими народами. К сожалению, такие попытки имеют место. В их ряду, например, решение государственных органов Татарстана о переводе татарской письменности на латинский алфавит, что не может не создать дополнительных трудностей русскому населению республики в освоении татарского языка, не говоря уж о том, что оно едва ли оправданно с позиций филологии.

Принципиальные позиции российского государства в сфере национальных отношений на современном этапе его развития изложены в Концепции государственной национальной политики Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации 15 июня 1996 года. Федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано руководствоваться Концепцией при решении конкретных задач в сфере национальных отношений, а также при разработке федеральных, региональных и местных программ национального развития и межнационального сотрудничества.

Концепция определила узловые проблемы развития национальных отношений, в числе которых, в частности, «обеспечение политической и правовой защищенности малочисленных народов и национальных меньшинств». Однако развития в качестве самостоятельного направления регулирование и защита прав национальных меньшинств в Концепции не получили, и в число принципов национальной политики они не включены. Концепция ограничилась постановкой вопроса о реализации гарантий прав коренных малочисленных народов. В этом направлении сделаны определенные шаги. К сожалению, проблема обеспечения права национальных меньшинств на участие в ведении государственных дел в Концепции не была затронута.

См.: СЗ РФ. 1999. N 18. Ст. 2208.
См.: СЗ РФ. 2000. N 30. Ст. 3122.

Принципиальной и важной особенностью Закона о гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации является то, что сфера его действия распространяется не только на лиц, относящихся к определенным этносам, а именно к коренным малочисленным народам как таковым, но и на тех, кто постоянно проживает «в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов, ведущих традиционный образ жизни, осуществляющих традиционное хозяйствование и занимающихся традиционными промыслами». Это означает, что российский законодатель вышел за этнические рамки и принял норму, направленную на устранение дискриминации граждан независимо от их национальной принадлежности.

Такой подход весьма важен, поскольку прямо вытекает из сущности нормы ч. 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой государство гарантирует равенство прав человека и гражданина независимо не только от обстоятельств, перечисленных в этой статье, но и, как в ней сказано, «а также других обстоятельств».

Естественно, что меры по защите прав коренных малочисленных народов, содержащиеся как в федеральных законах, так и в законах ряда субъектов Российской Федерации, решают только незначительную часть объективно существующих проблем.

Установление гарантий прав коренных малочисленных народов, являющихся частью национальных меньшинств Российской Федерации, создало лишь предпосылки для решения проблем национальных меньшинств в целом, но не решило их. Представляется, что основным препятствием постановки проблемы национальных меньшинств в масштабе Российской Федерации является недостаточное представление о значении и сущности такого социального явления, как меньшинства, практически существующие в любом обществе и являющиеся его неотъемлемой частью. Право быть меньшинством признается современным цивилизованным обществом, и насильственное уничтожение меньшинства является нарушением прав человека. Российское государство, и это принципиально важно при оценке отношения общества к явлению меньшинства, в частности, установило, что никакая идеология не может быть государственной или обязательной и что в стране признается политическое многообразие. Право на многообразие является одной из основ демократического общества. Именно исходя из этого признание прав национальных меньшинств и важности их недискриминации имеет особенно важное значение для российского государства, в котором гражданское общество еще только складывается.

Как уже отмечалось, в российском законодательстве нет четкого понятия национального меньшинства. Однако, как представляется, законодательное закрепление понятия национального меньшинства вполне возможно. Национальное меньшинство составляют лица, относящие себя к народу (этносу), число которых меньше числа лиц, относящих себя к народу (этносу), образующему большинство в стране или ее территориальном образовании (субъекте Российской Федерации, территории местного самоуправления). Законом должно быть закреплено, что гарантии недискриминации распространяются на лиц, хотя и не относящихся к национальному меньшинству, но которые по признаку национальной принадлежности дискриминируются представителями национальности, практически узурпировавшей власть в субъекте Российской Федерации или на территории местного самоуправления.

Средства массовой информации неоднократно обращали внимание на факты такой дискриминации в ряде мест. Способы дискриминации были различны, но суть их одна: представитель одного народа (он может и не составлять большинства населения) использует свое нахождение у власти преимущественно в интересах представителей своего народа, игнорируя при этом интересы других народов. Тем самым нарушается конституционный принцип равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от его национальной принадлежности и ограничиваются права граждан по признакам национальной, а иногда и иной принадлежности.

Сложность принятия мер по защите прав и свобод национальных меньшинств обусловлена прежде всего тем, что их дискриминация обычно проводится на основе неформальных связей правящей верхушки общества и лиц одной с ними национальной принадлежности и только в редких случаях устанавливается правовыми нормами.

Органы государственной власти Российской Федерации, к ведению которых в соответствии с п. «в» ст. 71 Конституции относится регулирование и защита прав национальных меньшинств, обязаны принять меры, обеспечивающие права и свободы лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, без какой-либо их дискриминации. В числе этих мер наиболее неотложной является принятие федерального закона о гарантиях прав национальных меньшинств и лиц, к ним относящихся. Этому федеральному закону должны соответствовать законы и иные нормативные акты субъектов Федерации.

Предложения о законе или иных правовых нормах, обеспечивающих права и свободы национальных меньшинств, обычно парируются утверждением, что любые меры, устанавливающие особые права для части населения, нарушают принцип равноправия, который в равной степени должен применяться к каждому человеку. Такое утверждение явно безосновательно, поскольку закон и иные правовые нормы о защите прав национальных меньшинств лишь восстанавливают действие принципа равноправия в отношении тех лиц, чьи права и свободы нарушаются из-за их принадлежности к национальному меньшинству.

Проблема реальной ликвидации дискриминации национальных меньшинств при осуществлении ими права участвовать в управлении государством как непосредственно, так и через своих представителей, в частности в представительных органах государственной власти и местного самоуправления, при всей кажущейся ее трудности вполне решаема.

Статья 13 Федерального закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» предусмотрела право субъектов Российской Федерации устанавливать квоты представительства малочисленных народов в законодательных (представительных) органах субъектов Российской Федерации и представительных органах местного самоуправления.

Подобные правовые нормы могут быть положены в основу предлагаемого федерального закона о гарантиях прав национальных меньшинств.

Одним из препятствий для принятия федерального закона о правах и свободах лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, являются настойчиво распространяемые взгляды, в соответствии с которыми главной основой демократического устройства нашего общества должно являться не обеспечение и развитие прав и свобод человека и гражданина, а обеспечение прав народа, рассматриваемого как особый этнос. Получается, что народы наделяются правами, как бы не вытекающими из прав и свобод человека, что логически приводит к тому, что права человека и гражданина находятся в зависимости от прав народа. На самом деле права человека и гражданина, относящиеся к его национальной принадлежности, и права народа взаимосвязаны и даже неразрывны. Однако, поскольку права человека и гражданина могут быть определены с необходимой для закона точностью, а научное и законодательное определение понятия народа едва ли возможно (нельзя же игнорировать факт, что абсолютно «чистых» народов и этносов не существует), целесообразно при законодательном решении национальных проблем исходить из определения прав человека и гражданина.

О национальном самочувствии народов России. О состоянии и перспективах государственной национальной политики // Независимая газета. НГ-регионы. 2001. 30 янв. С. 6.

Источник

Rel.kz

Қазақша Мәліметтер Сайты

Демократический принцип защиты прав меньшинства

как вы понимаете принцип защиты прав меньшинства. Смотреть фото как вы понимаете принцип защиты прав меньшинства. Смотреть картинку как вы понимаете принцип защиты прав меньшинства. Картинка про как вы понимаете принцип защиты прав меньшинства. Фото как вы понимаете принцип защиты прав меньшинства

Демократия представляет собой не просто набор государственных институтов, определяющих форму правления, прежде всего она опирается на систему ценностей, взглядов и процессов, которые, принимая разнообразные формы и воплощения в разных обществах, культурах и т.д., представляют собой ее основополагающие принципы и стандарты.

Одним из таких основополагающих принципов современной демократии является уважение к правам меньшинства, где под меньшинствами понимаются группы населения, определяемые этническим происхождением, религиозной принадлежностью, географическим положением, уровнем дохода или просто образовавшиеся в результате поражения на выборах или в политических дискуссиях.

До оформления концепции современной демократии в ее развитом виде и выработки базовых демократических принципов и стандартов в их современном понимании господствовало представление, согласно которому демократия — это есть власть народа, то есть народовластие, в связи с чем здесь защищаются права большинства. В частности, уже античные демократии знали принцип большинства и проводили его в жизнь. По этому поводу Аристотель замечал, что большинство выступает в качестве целого, поэтому решение большинства — есть решение целого. Однако уже Сократ сомневался в абсолютной правомерности и справедливости данного принципа полисной демократии.

Однако политическую принципиальность соотношение между правами большинства и меньшинства приобрело только с развитием буржуазного общества, появлением теории естественного права с их признанием неотъемлемости и универсальности прав и свобод человека и принципа разделения властей.

Так Ж.-Ж. Руссо считал, например, что решения большинства обязательны для меньшинства. Другие мыслители, такие как Дж. Милль, Б. Констан, А. Токвиль полагали, что воля большинства должна иметь определенные границы, поскольку абсолютное господство большинства ведет к угнетению, тирании. Границей воли большинства призваны были стать права отдельного индивида, способами же защиты прав как отдельного человека, так и различных меньшинств должны были выступить независимый суд, административная юстиция, представительство меньшинства в парламенте и др.

Разумеется, при всем признании прав отдельной личности и разнообразных меньшинств, все демократии представляют собой системы, при которых политические решения принимаются властью большинства. Согласно остроумному замечанию американского писателя Э.Б. Уайта, «Демократия — это периодически возобновляемое допущение, что большая половина граждан права в течение большей половины времени».

Однако при всем том следует учитывать, что подчинение меньшинства большинству не всегда оказывается демократическим. В подлинно демократическом обществе воля большинства должна учитывать права отдельной личности, более того, гарантировать эти права, которые, в свою очередь, станут условием защиты прав меньшинства — этнического, религиозного или политического. Следует отчетливо понимать, что в демократическом обществе права меньшинства не должны зависеть от доброй воли большинства и не могут быть отменены большинством голосов.

Следовательно, власть большинства сама по себе не является демократической. В современном демократическом государстве согласно исторически выработанным и четко сформулированным стандартам демократии власть большинства должна сочетаться с гарантиями личных прав человека, которые, в свою очередь, позволяют защищать права меньшинства и инакомыслящих — этнических, религиозных или просто проигравших политические выборы. Права меньшинства не зависят от доброй воли большинства и не могут быть отменены властью большинства. Права меньшинства охраняются и гарантируются постольку поскольку демократические законы и институты защищают права всех граждан.

Таким образом, в современных демократических государствах, где права человека являются приоритетом, где права и свободы человека имеют фундаментальное значение, право на существование, на свое открытое выражение имеют и различные меньшинства. В демократическом обществе мнение меньшинства может не совпадать с мнением большинства, с мнением государства, но однако государство не только не может запретить им высказывать свое мнение, не только не правомочно преследовать меньшинство, напротив, оно обязано дать ему возможность высказать и выразить свою точку зрения всеми возможными средствами и всеми средствами защищать мнение и позицию меньшинства. Следовательно, плюралистическое и подлинно демократическое общество должно не только уважать самобытность любого лица, принадлежащего к меньшинству но и создавать соответствующие условия, позволяющие выражать, сохранять и развивать эту самобытность.

В свою очередь, меньшинствам необходимо доверять политической власти защиту своих прав и безопасности. В случае обеспечения защиты этих прав и безопасности, меньшинства могут участвовать в демократических институтах своей страны, внося свой особенный вклад в их работу. В этой связи принцип власти большинства и гарантии прав меньшинства характерен для всех современных демократий, как бы они ни различались по своей истории, культуре, населению и экономике.

Таким образом, следует четко понимать, что уважение к правам меньшинства, предоставление возможности меньшинствам быть услышанными, сохранять и развивать свою самобытность, осуществлять свои права является одним из краеугольных камней современной демократии.

Только на поверхностный взгляд сочетание принципов волеизъявления большинства и защиты прав личности и меньшинства может показаться противоречивым. На самом же деле эти принципы являются основами, на которых держится сам фундамент демократического правления.

В осмыслении сущности, демократического характера принципа защиты прав меньшинств серьезную роль играет такое понятие международного права, как коллективные права народов, социальных общностей.

Концепция так называемых коллективных прав стала формироваться после Второй мировой войны. В формировании принципов и норм, касающихся коллективных прав народов, а также различных социальных общностей большая роль принадлежит Организации Объединенных Наций, поскольку Устав ООН явился первым универсальным международно-правовым документом, содержавшим основы коллективных прав народов. Свое дальнейшее развитие и юридическое закрепление концепция коллективных прав получила в таких международно-правовых документах, как Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г. Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.

Сущность коллективных прав заключается в том, что эти права осуществляются определенной социальной общностью, группой, коллективом, которые в демократическом государстве могут представлять собой разнообразные меньшинства, мнения и установки которых не совпадают с позицией большинства. Как указывают указанные международные правовые документы, права и свободы отдельного человека теснейшим образом связаны с правами и свободами таких социальных общностей- Только правовая защита свобод коллектива, некоторой группы, ассоциации может обеспечить полноценное осуществление прав и свобод отдельного индивида. В этой связи не следует разделять и изолировать коллективные права отдельных социальных общностей от индивидуальных прав человека.

Следует понимать, что отдельное лицо, входящее в состав той или иной социальной общности, группы, ассоциации, используя свои гражданские и политические права и свободы (право участия в выборах, свобода слова, печати, собраний), в процессе реализации коллективных прав выражает свое отношение к тому или иному вопросу. Таким образом, волю всего народа составляет, в конечном счете, выраженное подобным образом мнение большинства, состоящее из мнений и точек зрений различных групп, общностей и т.д. Следовательно, коллективными правами может пользоваться как весь народ, вся нация, так и отдельные личности, их образующие.

Наряду с этим, необходимо учитывать, что коллективные права имеют свою особую специфику. Коллективные права, к которым относятся право народа, право нации, право общности, ассоциации, в отличие от индивидуальных прав отдельной личности, не являются естественными правами, поскольку они формируются в процессе становления интересов той или иной общности, коллектива, группы. Коллективные права нельзя также свести к простой сумме индивидуальных прав лиц, входящих в ту или иную социальную общность, поскольку они имеют качественно иные характеристики, определяющиеся целями и интересами определенного коллективного образования.

Однако какой бы многообразный характер не носили коллективные права различных социальных общностей и групп, их правомерность должна обусловливаться и определяться, согласно стандартам современной концепции демократии, именно правами индивида. Права социальных общностей, определенных меньшинств, в свою очередь, ни в коей мере не должны ущемлять права человека, противоречить, либо подавлять их.

В том случае, если коллективные права ведут к ограничению прав отдельной личности, то это означает, что цели, объединяющие данную общность, группу, ассоциацию антигуманны и противоправны. Таким образом, данное основополагающее положение, прежде всего, утверждает приоритет интересов отдельного индивида над интересами любой социальной общности — именно в этом состоит ценностный смысл универсальных прав человека, выработанных тысячелетним опытом цивилизации. Следовательно, согласно концепции современной демократии, коллективные права должны находиться в гармонии с индивидуальными правами.

По мнению американского ученого Б.Дж. Сингера, «коллективные права — это те права, которыми индивидуумы обладают в силу их коллективной принадлежности к какому-либо подсообществу. Поскольку члены такого подсообщества пользуются такими правами коллективно, то можно сказать, что это права подсообщества. Из этого следует, что существуют права, которые могут быть только коллективными, например, право объединяться, чтобы совместно конституировать сообщества».

Таким образом, коллективные права социальных общностей, направленные на экономическое, социальное и культурное развитие народа в целом, тем самым укрепляют права и свободы отдельной личности. Следовательно, нарушение коллективных прав социальных групп, общностей, меньшинств неизбежно приводит к нарушению прав и свобод отдельного человека.

1) подчинение социального меньшинства большинству, где волеизъявление большинства представляет собой средство организации государственной власти и решения общественных вопросов, ни в коей мере не должен быть путем к угнетению и тирании. Точно так же, как ни одна самостоятельно сложившаяся группа не имеет права угнетать других, никакое большинство в демократическом обществе не должно отнимать основные права и свободы у любой группы меньшинств или у отдельной личности;

2) все меньшинства должны пользоваться гарантированными основными правами, которые не правомочно отбирать у них ни одно правительство и ни одно выборное или какое-либо иное большинство;

3) меньшинства должны быть уверены в защите своих прав, своего самосознания, культуры, самобытности со стороны правительства. С появлением подобной уверенности в защите со стороны государства у таких групп, они могут участвовать в работе демократических институтов своей страны и вносить свой посильный вклад в их работу;

4) в совокупность основных прав человека, которые обязано защищать любое демократическое правительство, входят свобода слова и самовыражения, свобода религии и вероисповедания, наличие надлежащей правовой процедуры и равной защиты со стороны закона, а также на основе этих прав свобода создания организаций, выражения своих взглядов, выражения несогласия по любому вопросу и полноправного участия в общественной жизни своей страны;

5) в современных демократических государствах проявляется понимание того, что одной из их основных задач власти является защита прав меньшинств на сохранение самобытности их культуры, обычаев, самосознания, религиозных обрядов, политических убеждений;

6) признание этнических и культурных групп, кажущихся необычными и чуждыми большинству населения, может представлять одну из самых больших трудностей, с которыми приходится сталкиваться любому демократическому правительству- Однако в демократических государствах, руководствующихся в своей жизнедеятельности стандартами, современной демократии признают, что многообразие может быть и огромным преимуществом. В подлинно демократических странах относятся к подобным различиям в характерных чертах, культуре, ценностях, убеждениях не как к угрозе, а как к сложной задаче, решение которой способно укрепить и обогатить культуру народов этих стран;

7) только посредством проявления терпимости, толерантности, внимательного и заинтересованного обсуждения, открытости и готовности идти на компромиссы свободные демократические страны могут достичь соглашений между волеизъявлением большинства и правами меньшинства.

Абдильдин Ж. Собрание сочинений в десяти томах. Т. 10. Астана — 2012, — 552 стр.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *