как выглядит казачья форма в школе
Форма и содержание: плюсы казачьего обучения
В какую копейку выльется форма
Есть два способа приобретения формы для казачат — покупка готовой формы в специализированных магазинах и пошив на заказ. Начнем с готовой формы. Как в обычных, так и в казачьих классах мальчики ходят в куртках и брюках, девочки — в куртках и юбках. Это наряду с обувью наиболее дорогостоящая часть формы. Средние цены в Краснодаре на куртки с молниями — 800 рублей. Брюки с красными вставками, символизирующие казачьи лампасы, обойдутся в 600 рублей, юбки для девочек на сто рублей дешевле. Белые рубашки стоят 600-650 рублей. Сразу оговорюсь — все цены указаны до 42-й размера. Если у вашего ребенка 42 размер и больше, то форма обойдется вам на 200 рублей больше. Обувь стоит в районе 1200-1500 рублей. Впрочем, если вы найдете ее где-то дешевле — никаких проблем. Естественно, цвет обуви — черный.
Как в казачьих, так и обычных школах дети ходят в головных уборах. Берет и пилотка стоят 200 и 160 рублей соответственно, кокарда — 20-30 рублей. Галстуки бывают простые и вышитые. Разница между ними 30 рублей. Вышитый галстук обойдется в 130 рублей, но он и смотрится красивее.
Пожалуй, единственное отличие казачьей формы — погоны. Погоны бывают двух типов и различаются лишь способом крапления — либо на липучках, либо на пуговицах с закрутками. Погоны на липучках стоят 130 рублей, обычные на 30 рублей дешевле. В целом комплект казачьей формы обойдется в 2500-2700 рублей. Примерно в такую же сумму, а то и больше обходится обычная школьная форма. Можно еще и сэкономить, если заказать казачью форму в ателье. Экономия будет существеннее, если договориться и заказать ее оптом, скооперировавшись.
Свои выкладки проверил, поговорив с несколькими директорами казачьих школ. Все они подтвердили, что казачья форма стоит не дороже обычной, а то и дешевле.
Ребята из казачьих классов отличаются от своих сверстников. Это видно невооруженным глазом.
Во-первых, форма сама по себе дисциплинирует — по себе знаю. Бывало, в то время, когда курил, окурок старался бросить не куда попало, а только в урну. Бранные слова, чего греха таить, ставшие обычным делом, в форме язык не поворачивался произнести.
— Собираясь на День знаний, я надеваю форму, моя супруга Наталья, работающая в школе заместителем директора по воспитательной работе, тоже надевает форму, сын надевает форму. Глядя на нас, дочь, которая не попала в казачий класс, поскольку тогда восьмой класс был не казачий, чуть не плача говорит: «Папа, почему я пойду на День знаний как лохушка! Я тоже хочу ходить в форме!» — рассказал случай, который подтверждает желание детей носить форму, атаман Новощербиновского ХКО Евгений Соломаха.
Казачата гордятся формой и по, их собственному признанию, ведут себя на улице более сдержанно, вежливо, чем их сверстники.
Во-вторых, казачатам прививаются уважение к страшим, к труду, любовь к Родине и готовность ее защищать. О чем не раз говорил восковой атаман Николай Долуда. Надо сказать, что семена падают на благодатную почву. Сколько раз бывал в казачьих школах, и все время удивлялся поведению детей на переменах. Да, они также носятся по школьным коридорам, играют, но практически все обязательно поздороваются. Если идешь в форме, то нередко можно услышать армейское приветствие «Здравия желаю».
В-третьих, как правило, успеваемость у казачат лучше.
— Казачьи классы отличаются дисциплинированностью, они более сплоченные, более трудолюбивые, они больше знают о своих предках. Если человек уважает свою семью, то будет уважать и себя и окружающих. Как правило, успеваемость в казачьих классах лучше, так как они более ответственно относятся к учебе, — считает директор казачьей школы № 9 станицы Новощербиновской Светлана Лобас, где недавно побывал на Дне знаний.
Между прочим эта школа заняла первое место в Щербиновском районе в прошлом учебном году по результатам ЕГЭ. Это о чем-то говорит?
Еще одно отличие казачьих классов заключается в нравственном воспитании. Утверждать, что в обычных классах воспитательному аспекту не уделяется внимания, было бы несправедливо. Однако в казачьих классах ученики знакомятся с основами православной культуры, что само по себе немаловажно.
— В нашем сегодняшнем мире царят алчность, жажда наживы, бездушие и так далее. Когда дети слушают рассказы священника, казаков-наставников, атаманов о христианских заповедях, на которых держалось и держится казачество, они больше узнают о православии. Это своего рода морально-нравственная прививка, — таково мнение Светланы Лобас, которое разделяют многие учителя и казаки.
Случается, что дети, посещая церковные службы, своим примером воздействуют на родителей. Тем более что взрослые присутствуют на церемонии посвящения в казачата, которая проводится в храме. Там ребенок дает клятву хорошо учиться, вести себя подобающим образом. Это торжество остается у них в памяти навсегда.
Еще одно отличие казачьих классов от обычных — работа казаков-наставников. Увы, но сегодня в школе работают в основном женщины, отсюда и пробелы в воспитании. Дефицит мужского начала — это очень серьезное социальное явление. Наставник не только рассказывает об истории казачества, занимается спортом, ходит с детворой в походы, он еще может и дневник проверить, и провести беседу с теми, у кого отметки не блещут. Как правило, подобные беседы не проходят даром.
Да, казачье обучение нравится не всем. Отчасти из-за нелепых слухов о том, что дети будут ежедневно заниматься строевой подготовкой, ползать по-пластунски. Не стоит кого-то слушать, лучше сходите в школу, поговорите с учителями, казаками-наставниками.
…Подводя итог, скажу, что форма казачат стоит не каких-то заоблачных сумм, она вполне доступна. И уж никак не может стать серьезной нагрузкой для семейного бюджета. К слову, почти во всех районах казаки за свои средства покупают форму для детей из малообеспеченных семей. Определив своего ребенка в казачий класс, вы не пожалеете. Если есть такая возможность, сделайте этот шаг, пока учебный процесс не набрал обороты. Не получится в этом году — сделайте в следующем.
«Я против военизации детства». В Краснодарском крае мать первоклассницы борется против превращения школы в казачью
Мать первоклассницы из станицы Старотитаровской Краснодарского края выступила против превращения общеобразовательной школы в казачью: завела инстаграм и начала сбор подписей. Казачьи классы и целые школы казачьей направленности по инициативе бывшего губернатора Александра Ткачева появляются в крае с 2004 года. Настоящее Время рассказывает, чем такие школы отличаются от обычных и что происходит, когда кто-то из родителей выступает против.
Что такое казачьи школы и чему в них учат детей
Екатерина Цвилева – жительница станицы Старотитаровской и мать четверых детей. В Краснодарский край Екатерина с семьей переехала шесть лет назад из Москвы, чтобы поправить здоровье старшего сына (у него ДЦП). По словам женщины, вся ее семья искренне полюбила Кубань и тихую станицу Старотитаровскую, приютившуюся на полуострове между Азовским и Черным морями.
Станица была основана черноморскими казаками еще в XVIII веке, и представители современного казачества здесь – как и на Кубани в целом – пользуются уважением и большой популярностью. На территории края есть множество казачьих объединений, обществ и союзов со своими атаманами. Больше 60 школ в Краснодарском крае носят статус «казачья», здесь есть семь кадетских казачьих корпусов, 4,5 тысячи казачьих классов в общеобразовательных школах и 14 казачьих детских садов.
В классах «казачьей направленности» школьники углубленно изучают традиции и обычаи казаков, историю Кубани и основы православной культуры. В составлении программы для казачьих школ принимают участие представители Кубанского казачьего войска, Департамент по делам казачества и военным вопросам Краснодарского края, а также историки и краеведы Кубанского государственного университета. За каждым казачьим классом закрепляется атаман-наставник из районного казачьего общества. Казаки беседуют с детьми о вреде курения и алкоголя, учат любить родину, а еще могут провести воспитательную беседу с теми, кто плохо себя ведет или не успевает по учебе.
Кроме этого, в программу общеобразовательных школ Краснодарского края входит курс кубановедения, на котором ученики 1-11-х классов тоже знакомятся историей и традициями казаков.
В конце лета 2020 года руководство школы №6 станицы Старотитаровской сообщило родителям учеников, что в следующем учебном году их школа станет казачьей. Сейчас в школе №6 уже есть 21 класс «казачьей направленности». Екатерина Цвилева, чья младшая дочь Полина в этом году поступила в первый класс школы №6, вспоминает:
«На собрании перед 1 сентября нам сказали, что решение о присвоении школе статуса «казачья» принято атаманом Кубанского казачьего войска Николаем Долудой, – говорит Екатерина. – Когда я спросила, что означает этот статус, мне ответили, что он носит чисто образовательный формат, ребята будут изучать казачью культуру, но при этом в школу нужно будет носить казачью форму, которую должны купить родители, и посещать занятия по строевой подготовке».
По мнению Екатерины, одевать детей в форму с погонами и заставлять их ходить строем в общеобразовательное школе – неправильно. «Я обожаю Кубань и уважаю казаков. Казачьи классы – это здорово, когда родители могут отдать туда детей по выбору. Но я не хочу одевать своего ребенка в военную форму. Я не хочу учить титулы атаманов и казачьи заповеди. Я против военизации детства», – рассказывает Екатерина Цвилева.
«Зачем первоклашке учить титулы казаков и их заповеди?» Как общеобразовательная школа становится казачьей
В конце сентября на урок кубановедения к первоклассникам школы №6 пришел член Союза казачьей молодежи Кубани Александр Малиновский. О том, что у их детей будет открытый урок с представителем казачества, родителей, по словам Екатерины Цвилевой, никто не предупредил.
«О каких-то визитах пишут на сайте школы, но родителей не уведомляют. Биографию Малиновского, например, я сама нашла в интернете, – говорит Екатерина. – Как правило, про этих людей ничего не известно, кроме того, что они казаки. Я считаю, что к работе с детьми нужно допускать только специалистов, которые прошли подготовку по педагогике и психологии».
После открытого урока классная руководительница разослала родителям первоклашек памятку, которую попросила выучить.
На памятке напечатаны имена местных казачьих атаманов и десять «заповедей казака». Среди них, например, такие: «Честь и доброе имя для казака дороже жизни», «Казаки все равны в правах», «Держись веры предков, поступай по обычаям своего народа». На вопрос «В каком классе вы учитесь?» составители памятки предлагают школьникам отвечать «В казачьем первом «В», а на вопрос о том, что им нравится изучать в казачьем классе, – «Много интересного о том, как жили люди раньше».
«Я не понимаю, зачем первоклашке учить титулы казаков. Я не понимаю, почему мы должны учить эти заповеди. И почему моему ребенку дают выучить наизусть готовые ответы на вопросы? С моей точки зрения, это программирование. В первом классе у детей еще слабо развито критическое мышление, они на слово верят своей учительнице. А тут она им говорит: «Выучи ответ на вопрос». Я считаю, что наши дети должны сами искать ответы на вопросы, используя все богатство знаний, накопленных человечеством к 2020 году», – убеждена Екатерина Цвилева.
«Сказали, что я нарушаю общественный порядок, и вызвали участкового»
Сейчас Екатерина публично добивается отмены решения о переводе школы №6 в статус казачьей. Женщина опирается на пункт 2 статьи 30 Конституции РФ, в котором говорится, что «никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем».
«Я понимаю, что это казачья станица, у меня есть друзья-казаки, которых казачьи школы устраивают. Но у родителей должно быть право выбора, где учить своих детей, иначе нарушаются мои конституционные права и свободы», – считает Екатерина.
В начале октября женщина создала в инстаграме страницу, на которой стала рассказывать обо всем, что происходит в учебном заведении. Екатерина выложила обращение к директору школы №6 Виталию Сухорукову, в котором попросила не привлекать ее дочь к участию в мероприятиях, проводимых представителями казачества. Кроме этого, женщина составила обращение к министру образования Краснодарского края Елене Воробьевой с просьбой остановить процедуру присвоения школе статуса «казачья» с сохранением казачьих классов. Подписаться под обращением могли те родители, которые, как и Екатерина Цвилева, не хотят перевода школы в новый статус.
Сбор подписей Екатерина проводила в пятницу, 9 октября. О том, где ее можно будет найти, она заранее написала на странице в инстаграме. Администрацию школы Екатерина тоже предупредила.
«В пятницу я пошла собирать подписи, встала недалеко от школы. Я установила информационный стенд, у меня была футболка с надписью «Я против военизации детства». Но родители просто обходили меня стороной, хотя на собрании перед началом года очень многие высказывали несогласие с тем, что школу будут делать казачьей», – рассказывает Екатерина. По ее словам, за день до сбора подписей в школе провели собрание, где ответили на вопросы родителей о казачьей школе. Однако саму Екатерину туда не пригласили.
Екатерина успела собрать всего четыре подписи, одна из которых – подпись ее мужа, когда к ней подошли две сотрудницы администрации Старотитаровского сельского поселения. Они отказались представиться и потребовали, чтобы Екатерина ушла с места сбора подписей, так как она «всем мешает».
«Сотрудницы администрации сказали, что я нарушаю общественный порядок, и вызвали участкового. С участковым общался мой муж, которого я попросила подъехать. Объяснительную тоже написал он. Я в это время общалась с атаманом Темрюкского района Виталием Хандошкой», – рассказала Екатерина.
Виталий Хандошка – казак, который также проводил урок в школе №6 в сентябре этого года. По словам Екатерины, сам атаман утверждает, что он – представитель некоммерческой организации. По данным Rusprofile, Хандошка является генеральным директором Темрюкского районного казачьего общества, основной вид деятельности которого – обеспечение общественного порядка и безопасности.
Виталий Хандошка в ответ на просьбу корреспондентки Настоящего Времени об интервью написал, что «вопросы, интересующие родителя, написавшего в инстаграм, ей разъяснены, она не против организации казачьего образовательного учреждения». Хандошка посчитал инцидент исчерпанным и от дальнейшего общения отказался.
Екатерина Цвилева говорит, что намерена продолжать вести свою страницу в инстаграме. Обращение с подписями (удалось собрать семь) она отправила в Министерство образования Краснодарского края, а также направила запрос в Минпросвещения России, где попросила уточнить форму организации учебного процесса в казачьей школе.
«Я доведу начатое до конца, получу ответы на все свои вопросы. Потом буду думать об альтернативных вариантах учебы дочери: переведу ее в другую школу или на семейное образование. Я переехала в станицу из Москвы, чтобы вырастить детей здоровыми – и физически, и психически. Я могла бы просто молча уйти в другую школу, но мне кажется, что это неправильно. Я думаю, если люди будут чаще задавать вопросы, то наша жизнь станет немножко лучше».
Аргументы сторонников казачьей школы
«Я родилась в этой станице, мой отец по духу казак, мой сын считает себя казаком. Я не против того, чтобы школа стала казачьей, но, мне кажется, у родителей может быть право выбора, должны быть и другие классы. В станице очень много приезжих, у людей может быть другая картина мира. Не все же чувствуют себя казаками!» – говорит Ирина Солонинкина, жительница станицы Старотитаровской, мама первоклассника Тимофея.
В детстве Ирина сама ходила в школу №6, а сейчас учебное заведение посещает ее сын.
Ирина говорит, что с удовольствием изучает традиции и историю казачества, а ее сын много знает о казаках от дедушки. «Лет 25 назад мой отец записался в казачье общество, но ушел оттуда буквально через две недели, – вспоминает Ирина. – Он решил, что не хочет быть там с теми людьми, кто тогда входил в объединение». Когда Тимофея попросили выучить заповеди казака, Ирина не посчитала это чем-то странным и страшным. Женщина говорит, что мальчик выучил памятку с удовольствием, так как ощущает себя казаком.
Форма с погонами, которую придется носить школьникам, если школу сделают казачьей, Ирине тоже не кажется плохой идеей: «Своему сыну к началу учебного года я покупала обычную школьную форму и потратила на нее около 15 тысяч рублей. Нужно было купить несколько брюк, три рубашки, ремень, туфли. Говорят, что казачья форма стоит даже дешевле, примерно 5 тысяч за весь комплект. К тому же она и прослужит дольше, ведь ее можно передавать из поколения в поколение».
Строевая подготовка, по мнению мамы первоклассника, поможет школьникам стать более дисциплинированными и сплоченными, научит уважать старших.
«В прошлом году у нас было районное соревнование по строевой подготовке, я тоже там присутствовала. То, что я увидела, меня очень приятно удивило. Все дети были собранными, в красивой форме, слаженно выполняли команды. Я не увидела ничего страшного в том, что они делают. Над ними никто не издевался. И девушки, и юноши с достоинством демонстрировали свою подготовку. Все было красиво, я ничего плохого не увидела. Мне кажется, это хорошо, что дети учатся работать вместе», – рассказала Ирина.
О казаках, которые приходили в школу №6, Ирина мало что знает, но об атамане Хандошке ее знакомые отзываются хорошо, говорят, что он очень открытый и приятный человек, готовый прийти на помощь. По словам женщины, у Тимофея еще не было никаких открытых уроков с представителями казачества. Также Ирина рассказала, что не слышала ни о каких родительских собраниях, кроме организационного перед 1 сентября.
Что говорят школа и министерство образования
На запрос Настоящего Времени администрация школы №6 ответила, что директор заведения Виталий Сухоруков с 12 октября ушел в отпуск и не может дать никаких комментариев.
В Министерстве образования, науки и молодежной политики Краснодарского края Настоящему Времени объяснили, что для присвоения школе статуса «казачья» она должна подать заявку с пакетом документов, куда входит ходатайство районного казачьего общества. Школа № 6 такой пакет предоставила. Присвоение статуса происходит приказом Министерства образования и Департамента по делам казачества, военным вопросам и работе с допризывной молодежью. При этом «казачий» статус школы не отражается в названии учебного учреждения и уставе.
В министерстве также сообщили, что для присвоения статуса «казачья» необходимо наличие «образовательного спроса и заказа участников образовательной деятельности, заинтересованности педагогического коллектива, районного казачьего общества, муниципального органа управления образованием и наличие более 50% классов казачьей направленности». О согласии родителей в ответе министерства ничего не говорится, однако упоминается, что детям из общеобразовательных классов доступны внеурочные курсы, не связанные с казачеством.
При этом казачья школа имеет право на внесение изменений в «организацию образовательной деятельности, содержание образования и управление образовательной организацией» в рамках российского законодательства. Кроме этого, совместно с казачьим обществом может быть принято решение о дополнительном финансировании казачьей образовательной организации.
Статус «казачья» повлияет в первую очередь на «организацию воспитательной работы», заявили в министерстве. Казачьи классы будут изучать историю, традиции, а также «военно-спортивное и духовно-нравственное наследие» кубанского казачества во внеурочное время. Работу казаков-наставников организует и курирует не школа, а Кубанское казачье войско и Департамент по делам казачества.
UPD. В материал внесены изменения 16 октября 2020 года: добавлены четыре последних абзаца с комментарием Министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края
От бурки до черкески: азбука обмундирования казака
В октябре Краснодарский край отмечает сразу две памятных даты — День кубанского казачества и годовщину образования Кубанского казачьего войска. К этим праздникам интернет-портал «Кубань24» предлагает вниманию читателей материал о традиционном гардеробе и обмундировании кубанского казака.
Гардероб – честь и гордость казака
В 1816 году вышел первый императорский указ, который регламентировал внешний вид казака, элементы гардероба и предметы вооружения.
Для каждого казачьего войска определялся свой набор элементов, но для казаков Черноморского (далее Кубанского) и Донского войск наборы оказались максимально похожи. Разница была только в цветах формы и второстепенных составляющих гардероба.
Изначально на Кубань запорожцы пришли очень ярко и живописно одетыми — широкие, чаще всего синие шаровары, жупаны червонного цвета, цветистые кафтаны, шелковые кушаки и сапоги (особо ценились тогда модные, желтой кожи). Постепенно их гардероб трансформировался в сторону более сдержанных цветовых гамм и форм. На одежду оказали влияние и кавказские народы — некоторые оказавшиеся удобными элементы одежды взяты у горцев.
Так из чего же состоял гардероб и вооружение кубанского казака? Начнем с ног — там мы видим сапоги из мягкой кожи, чаще всего бычьей. Обувь была с маленьким каблуком или без него. В дождь сверху надевали калоши, сшитые из более толстой кожи. В зимнее время носили шерстяные валенки.
Чуть выше мы видим шаровары синего цвета. У кубанских казаков шаровары были без лампасов, а у донских — с лампасами. В качестве верхней одежды носили черкеску, реже бешмет. Черкеску казаку было запрещено надевать, если он выполнял работу по найму, в этом случае использовался более простой зипун. А в целом черкеску носили и в повседневной жизни, гордясь казачьим статусом.
От черкески до кителя
В 1915 году под влиянием мировой тенденции в военной форме, черкески в армии попытались заменить кителями, хотя это вид военной одежды встречался у казаков и раньше. Кстати, носить укороченную черкеску считалось постыдным. И вот почему — это означало, что мужчина мало ездит верхом. А все казаки были прекрасными наездниками, и только наезднику можно было с комфортом носить длинную черкеску.
Это не значит, что казачьи модники того времени не пробовали разнообразить свою одежду. Также характерно для казачества было ношение чекменя — крестьянского кафтана похожего на плотный халат и архалука — кавказской поддевки со стоячим воротником из кашемира, атласа или сатина с кушаком или поясом.
Поверх черкески в дождь одевали балахон, а в холод или при полном параде — знаменитую бурку. Она чаще всего была черного или бурого цвета, редко встречались одеяния белого цвета. На голове носилась папаха, а позже их в теплое время года заменили на фуражки. Но они в среде кубанского казачества не прижились.
Потом папахи стали шить укороченными — так появились знаменитая кубанка. Иногороднему ее носить запрещалось. Если казака в походе настигала непогода, то на голову надевали башлык — остроконечный капюшон с лопастями для обматывания вокруг шеи в виде шарфа. Хорошие и качественные черкеска, бурка и папаха стоили очень дорого и были предметами гордости казака и зависти окружающих. Часто они передавались по наследству.
Голову казаки брили, часто оставляя одну длинную прядь — чуприну, которую зачесывали за ухо. Наиболее приверженные традициям казаки бороды не носили.
Только шашка казаку во степи подмога
Отдельным важным элементом обмундирования казака была нагайка. Нагайка — это вид плети, представляющая собой сплетение кожаных ремешков с утолщением на конце (шлепок), куда иногда вставлялся утяжелитель. Считалось, что нагайка меньше травмирует шкуру лошади. Утяжелитель также был и в рукояти.
В Краснодарском крае утвердили единый стандарт формы для учащихся казачьих школ и классов
Требования к форме были подготовлены департаментом по делам казачества и военным вопросам края, Кубанским войсковым казачьим обществом совместно с предприятиями легкой промышленности региона.
Форму для юных казаков будут отшивать местные швейные предприятия. Коллекция включит в себя одежду и аксессуары для мальчиков и девочек разных размеров на теплый и холодный сезоны. При производстве будут учтены климатические особенности региона.
– Новая казачья форма будет представлена на выставках-презентациях «Дни школьной моды», которые будут проходить с начала следующего года в крае. Представители учебных заведений и родители смогут оценить ее качество и подобрать комплект одежды. Планируется, что форма будет введена в школах уже с нового учебного года, – сообщил руководитель департамента промышленной политики края Иван Куликов на заседании рабочей группы по развитию легкой промышленности в регионе.
О том, что край сегодня нуждается в системе, которая позволит не только производить качественную одежду, но и гарантированно ее реализовывать, говорил губернатор Вениамин Кондратьев. Его инициативу в создании единой торговой сети поддержали местные производители.
Кроме того, Иван Куликов на совещании рассказал об итогах реализации Стратегии развития легкой промышленности России в крае за текущий год и о планах на ближайшее время. По его словам, для отрасли разрабатываются специальные меры поддержки, оказывается помощь в продвижении продукции предприятий, создаются комфортные условия для бизнеса.
Напомним, в ходе заседания совета по развитию отрасли Вениамин Кондратьев поставил задачу увеличить до 5 млрд рублей бюджет Фонда развития промышленности Краснодарского края. Тогда это будет сформировавшийся институт поддержки бизнеса, который сможет работать без краевой поддержки. Кроме того, по решению главы региона фонд будет оказывать поддержку и предприятиям пищевой промышленности.
Пресс-служба администрации Краснодарского края