как выиграть суд о защите прав потребителей

Как покупатели защищают свои права: 5 реальных дел из обзора судебной практики

Президиум Верховного суда выпустил очередной обзор судебной практики по делам о защите прав потребителей. В нем обобщены дела за 2018—2020 годы. Это реальные истории покупателей, которые помогут вам вернуть деньги и защитить свои права в случае проблем с магазинами, автосалонами и банками. А те истории, что закончились не в пользу потребителей, помогут избежать ошибок благодаря чужому опыту.

В этой части разбора — о правах при бытовых покупках. В следующей — о договорах подряда и оказания услуг.

В какие ситуации вмешался Верховный суд

Возврат денег за технику с недостатками

Ситуация. Человек купил в известном сетевом магазине дорогой холодильник — за 153 тысячи рублей. Через месяц техника сломалась: холодильник стал выключаться, не морозил. Экспертиза выявила производственный недостаток. Покупатель обратился в организацию, которая была указана в сертификате на холодильник, и потребовал вернуть деньги с учетом неустойки. Его интересы в суде представляла организация, которая занимается правами потребителей.

Выводы судов. Две инстанции встали на сторону покупателя: есть производственный недостаток, организация указана в сертификате — а значит, уполномочена принимать претензии клиентов. И взыскали стоимость холодильника и еще 318 тысяч рублей сверху.

А потом к делу подключился Верховный суд — и все решения отменил. В итоге покупатель сломанного холодильника проиграл по всем статьям. И все из-за своих неправильных действий и ошибок защитников.

Как это использовать. Вот главные выводы из этой истории:

Замена смартфона после гарантийного срока

Ситуация. Женщина купила за 52 тысячи рублей Айфон с годовой гарантией. Через два с половиной года он перестал включаться. И хотя гарантия уже прошла, но пятилетний срок службы — нет. Поэтому покупательница потребовала вернуть ей деньги за смартфон.

Выводы судов. Первая инстанция отказала, а вот апелляция решила, что всю сумму за смартфон нужно вернуть покупательнице даже спустя несколько лет после покупки. Якобы если после гарантийного срока, но до окончания срока службы у товара находится существенный недостаток — это повод потребовать назад деньги.

Верховный суд не согласился с таким подходом и отменил решение в пользу покупательницы. Производитель предлагал заменить сломанный смартфон на аналогичную модель, это один из способов устранения недостатков. Но женщина требовала деньги и на замену не соглашалась, хотя это предусмотренный законом вариант. А еще она не предоставила смартфон для проверки производителем, хотя была обязана.

Как это использовать. Если смартфон сломался после гарантии, но в пределах установленного срока службы, действительно есть шанс вернуть деньги, получить замену или бесплатный ремонт.

Вот что нужно учесть, чтобы не остаться без компенсации в таких случаях:

Компенсация при подорожании сломанного товара

Ситуация. Мужчина купил мотоцикл за 1,13 млн рублей. Через полгода мотоцикл сгорел из-за неисправной проводки — экспертиза подтвердила, что это был заводской брак. Частично пострадало еще и имущество покупателя. Мужчина, конечно, пошел в суд за возмещением.

Новый мотоцикл к тому времени подорожал до 1,7 млн рублей.

При возврате денег и возмещении вреда проблема возникла именно с компенсацией удорожания и дополнительного оборудования. Мужчина потребовал доплатить 766 тысяч рублей и неустойку с моральным вредом и штрафом — всего 2 млн рублей.

Выводы судов. Первая инстанция встала на сторону покупателя, хоть и частично: взыскали деньги за удорожание и дополнительное оборудование. Всего 1,3 млн рублей. Но апелляция все отменила: мол, есть вопросы к существенности недостатков, да и сам транспорт покупатель не отдал.

Верховный суд с выводами областного не согласился. При возврате товара с недостатками можно требовать компенсацию удорожания и деньги за дополнительное оборудование.

Как это использовать. Если есть основания для возврата денег за товар, можно требовать компенсацию убытков — в том числе разницы между ценой покупки и стоимостью с учетом удорожания.

Удорожание можно возместить сразу или позже — в рамках отдельного иска. При этом не надо еще раз доказывать обстоятельства, которые были установлены в прошлых разбирательствах по тому же делу.

А главный вывод из этой истории — не нужно бояться идти до конца. Решение апелляции Верховный суд разнес в пух и прах. Читаешь эти выводы — и не понимаешь: у нас что, разные судебные системы и законы? Если бы хозяин сломанного мотоцикла остановился, он не смог бы получить 1,3 млн рублей сверху. Но он, несмотря на отказ второй инстанции, решил бороться за свои права — и получил денег еще на один мотоцикл.

Возмещение процентов по кредиту на покупку товара

Ситуация. Женщина купила Лендровер за 7,3 млн рублей, а он оказался неисправным. То замок на двери плохо работал, то с клеммами проблемы, то лак на руле отслоился, то на потолке какие-то точки появились, а потом еще и обшивка двери треснула.

Часть денег — 6 млн — покупательница взяла в кредит. Но она оформила кредит не как физлицо, а как ИП. И это была ошибка.

Когда выяснилось, что надо сдавать машину и забирать деньги, в числе прочих компенсаций женщина потребовала и проценты по целевому кредиту.

Выводы судов. В первой инстанции ей удалось отсудить большую сумму с учетом стоимости машины, удорожания, дополнительного оборудования и неустойки. Один только штраф составил 1,5 млн. С процентами тоже получилось: суд взыскал с автосалона 1,2 млн рублей. Апелляция такое решение поддержала. А вот Верховный суд — нет. Он отменил решения в части взыскания процентов и штрафа. В остальном — оставил в силе.

В итоге женщине отказали в возврате процентов, а штраф снизили до 300 тысяч рублей, из которых она получит половину.

Как это использовать. При взыскании процентов суды ссылались на пункт 5 статьи 24 закона о защите прав потребителей. Там написано, что если товар покупали в кредит, то покупателю должны вернуть стоимость товара и проценты по кредиту. Эта норма в законе есть.

Но она работает, только если заемщик — физлицо. Если кредит оформлен на ИП, эту норму использовать не получится. Хотя с остальными компенсациями проблем не возникло, не вышло именно с процентами.

Если берете товар в кредит, следите за такими нюансами:

Повторное взыскание компенсаций

Ситуация. Женщина купила за 3 млн рублей дом с участком, а потом обнаружила недостатки: пол и потолок вибрировали от сквозняка, на стенах была плесень, сливная яма наполнялась быстрее обычного, тротуарная плитка проваливалась. Она обратилась за устранением недостатков к продавцу, но в итоге решила расторгнуть договор и забрать деньги.

Сначала в судах все сложилось: женщина получила всю сумму за дом, а также 565 тысяч рублей компенсации убытков, 300 тысяч рублей неустойки, 100 тысяч рублей штрафа и 30 тысяч за моральный вред. Это суммы на день вынесения решения, а фактически деньги ей отдали только через полгода.

За это время неустойка снова набежала, а из-за ожидания женщина испытывала моральный дискомфорт. Она решила отсудить повторную компенсацию: 3,5 млн рублей неустойки и 150 тысяч за моральный вред. Заодно и 50% штрафа сверху.

Выводы судов. В первой инстанции удалось отсудить только неустойку — 80 тысяч рублей. С моральным ущербом и штрафом не вышло. Якобы повторно такие требования заявлять нельзя: моральный вред уже возместили раньше, а штраф — это однократная санкция. Апелляция тоже не поддержала.

Подключился Верховный суд. Он объяснил, что раз есть решение о неустойке из-за несвоевременных выплат, значит, права потребителя нарушены. А раз они нарушены — точно есть моральный вред. Этого достаточно для компенсации и штрафа.

Первый раз моральный вред возмещался за одну просрочку, а теперь — за другую. А штраф нужно взыскивать не один раз, а при каждом отказе добровольно удовлетворять требования потребителя. Женщина получит еще 5 тысяч за моральный вред и 22 тысячи как половину штрафа — вторую часть заберет общественная организация, которая помогла ей защитить права.

Благодаря повторному обращению в суд дополнительная компенсация составит более 100 тысяч рублей.

Как это использовать. Если вы выиграли суд и получили компенсации с опозданием, можно требовать неустойку за просрочку, а дополнительно — компенсацию морального вреда. Даже если в первый раз вам ее уже платили. А если продавец не захочет платить добровольно, через суд заплатит на 50% больше. Даже если после первого суда его уже штрафовали на 50%.

Источник

Спорим с потребителем: как увеличить шансы на успех

За годы работы представителем в арбитражных судах, мне так или иначе приходилось брать дела, связанные защитой своих клиентов от претензий со стороны потребителей. Такие дела я всегда брал крайне неохотно и только от тех клиентов, с которыми мы работали не один год. И дело было даже не в нежелании идти в суд общей юрисдикции, а в имевшихся на тот момент заблуждениях относительно этой специфической категории дел. Об этом чуть ниже.

Почему с потребителем сложно спорить?

Потребитель по законодательству имеет особый статус, предполагается отсутствие у него каких-либо специальных знаний о свойствах приобретенных им товаров или услуг. Бремя доказывания тактично смещено законодателем в сторону продавца. При этом потребитель освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче иска, нет обязательного претензионного порядка, подать иск можно также по месту своего жительства или пребывания.

Ну, и самое интересное, что побуждает многих потребителей попробовать свои силы на судебном поприще — это, конечно, штрафы и компенсации, которые можно получить в случае успеха.

Так, за просрочку исполнения требований потребителя придется уплатить неустойку в двойном размере. Кроме того, в обязательном порядке при удовлетворении иска суд взыщет в пользу потребителя штраф в размере половины удовлетворенных требований потребителя, и это вне зависимости от вины ответчика и наличия какой-либо возможности удовлетворить требования потребителя во внесудебном порядке. А ведь еще может быть заявлено требование о компенсации морального вреда, размер которой потребитель никак не должен доказывать, плюс расходы на оплату услуг представителя.

Сам процесс и «особое» отношение суда

Само рассмотрение дела судом по потребительским спорам также весьма специфично. С одной стороны, несчастный, униженный и оставленный без денег потребитель, ненавидящий всеми фибрами души своего обидчика. С другой, собственно, сам обидчик, как правило, в лице своего представителя.

Долгое время у меня было сформировано четкое убеждение — суды на стороне потребителей. Иначе почему подавляющее большинство судей всячески помогает потребителям и не слышит аргументов представителя ответчика?

Выстраивание четкой аргументации, сложные схемы доказывания, указание на явные пробелы в доказательный базе, по моим наблюдениям, практически не работают. Попытка оспорить все аргументы потребителя, изложенные в исковом заявлении, — путь к поражению.

В таких спорах все должно быть предельно просто. Вопрос только в том, как этого добиться.

Случилось так, что я оказался на стороне потребителя. Крупный автосалон выполнил для меня работы с явными недостатками, хамоватый менеджер отказался что-либо с этим делать, реакции на претензию не последовало. Осталась одна дорога в суд.

Дело было наипростейшим — видимые недостатки выполненных работ, отсутствие реакции на претензию в течение более чем двух месяцев, наличие на руках всех необходимых документов.

Данный спор для меня был абсолютно невыгодным, т.к. цена вопроса была существенно ниже, чем стоимость моих услуг за ведение судебных дел. Единственное, что привлекало — это опыт по потребительским спорам. Было важно посмотреть на работу юристов, которые занимаются исключительно такими спорами, как они будут себя вести, какими аргументами попробуют оспорить мою «непробиваемою» позицию.

Каково же было мое удивление, когда в суд пришел юрист, который не мог толком связать и пары слов, представил письменные возражения, которые были вообще не по теме, а также заявил ходатайство о проведении экспертизы.

Экспертное заключение удивило не меньше — по одному из вопросов эксперт ответил, что дефект — это не дефект, а так должно и быть, а по другим вопросам ответить не может, т.к. не имеет соответствующего оборудования. Поэтому дефекты не выявлены.

Решение суда полностью повторило выводы эксперта, в иске было отказано. Обжалование успехов не дало. Суды как один ссылались на экспертное заключение.

Была идея привлечь эксперта к уголовной ответственности. Изучение практики показало, что это практически невозможно.

Это был ценнейший опыт. Дальнейшее изучение судебной практики крупных компаний позволило сформировать понимание, как выигрываются потребительские споры.

Выводы из поражения

После полученного мной опыта, как раз подвернулась пара потребительских дел. Используя нехитрую методику, оба они были выиграны с минимальными трудозатратами. Был сформирован специальный подход к таким делам.

Экспертное заключение — ключевое доказательство по таким делам. Оно настолько важное, что судами зачастую игнорируются все другие доводы сторон. На заключение проще всего сослаться в решении, его можно оспорить только через другое экспертное заключение.

Никогда не нужно устраивать ни словестную, ни письменную перебранку с потребителем. Пусть он приводит тысячи аргументов, пишет многостраничные заявления, пояснения, уточнения. У суда, как правило, нет ни времени, ни желания во все это влезать. Одного убедительного доказательства достаточно для принятия решения. Пусть это будет экспертное заключение, с ним не поспоришь.

Профессионализм представителя определяет спокойствие. Суд это всегда замечает. Эмоциональность показывает неопытность, неуверенность в своих силах. А это может сильно навредить делу. Увидев неуверенность, суд может помочь потребителю – например, самостоятельно выбрать экспертное учреждение. Что, как минимум, затянет и усложнит весь процесс.

Лень потребителя или его представителя – лучший друг ответчика. Подавая потребительский иск – потребители часто не готовы ни к проведению экспертизы, ни к поиску эксперта. Довольно часто суды откладывают вынесение определения о назначении экспертизы по ходатайству ответчика, давая тем самым шанс потребителю найти свое экспертное учреждение. 90% потребителей и даже юристов, их представляющих, этого не делают.

Источник

Как готовиться к суду за свои права?

Отстоять свои права иногда бывает просто, но в некоторых ситуациях добиться справедливости не получается. В этом случае многие задумываются о том, чтобы добиваться правды в суде. Но когда это имеет смысл, а когда лучше не связываться, чтобы не потерять больше? Александр Борисов, сопредседатель Союза потребителей, поможет разобраться, как правильно готовиться к суду.

как выиграть суд о защите прав потребителей. Смотреть фото как выиграть суд о защите прав потребителей. Смотреть картинку как выиграть суд о защите прав потребителей. Картинка про как выиграть суд о защите прав потребителей. Фото как выиграть суд о защите прав потребителей

1. Изучите компанию, с которой будете судиться

Компания, которая выступит ответчиком в суде, должна быть реальной организацией с достаточно стабильным положением на рынке. Если фирма находится в стадии реорганизации, предбанкротном состоянии, могут возникнуть проволочки и на этапе судебного разбирательства, и на этапе претворения в жизнь судебного решения. Если на фирму подано уже много исков, это тоже должно стать звоночком для потенциального истца: не исключено, что под тяжестью этой судебной повинности виновник не сможет удовлетворить требования даже после того, как суд встанет на сторону потребителя.

Наконец, не редки случаи, когда компания оказывается существующей только на бумаге (используются трейдинговые площадки, регистрация заграницей, и так далее). В этом случае также судиться можно разве что ради морального удовлетворения, деньги взыскать с ответчика вряд ли получится.

2. Определите подсудность для вашего дела

Для дел по защите прав потребителей возможно альтернативная подсудность, и зачастую это оказывается самый удобный вариант. Это означает, что вы можете подавать иск по месту вашего жительства, а не по месту регистрации компании-ответчика.

Особенно это актуально для тех, кто пользуется услугами небольших компаний, работающих в интернете и рассылающих продукцию при помощи почты или транспортных компаний. Зарегистрированы такие фирмы и ИП могут быть в любом городе нашей необъятной Родины. С одной стороны, такая открытость рынка – это хорошо, больше возможности выбирать, с другой – в случае необходимости подать иск могут возникнуть сложности. Если вы не хотите прикладывать много усилий, можете направлять иск в свой районный суд. И учтите еще один нюанс: если компания, с которой вы решили судиться, для своего региона является крупной, авторитетной, возможно, суд по вашему месту жительства будет более объективен.

Ваши права нарушили. Как правильно жаловаться?

3. Подготовьте все доказательства

Просто сообщить суду, в чем суть дела, недостаточно. Для подтверждения правоты всегда нужны доказательства. Чеки, фотографии, показания свидетелей, переписка – все это может свидетельствовать о вашей правоте. Чем больше доказательств вы соберете, тем лучше, потому что в таком случае судье будет проще принять решение в вашу пользу.

4. Определитесь с требованиями

Закон «О защите прав потребителей» предполагает несколько вариантов компенсации урона, нанесенного покупателю или заказчику услуги: возврат денег (всех или части), замена товара, предоставление аналогичного товара, принудительное оказание услуги в полном объеме или возврат денег за неоказанную услугу. Для успешного завершения дела истец долен точно знать, что именно он хочет получить в итоге. В ряде случаев можно также требовать компенсацию морального ущерба. К сожалению, как показывает практика, если это требование и будет выполнена, сумма компенсации окажется крайне невелика, но многих радует сам факт получения этой компенсации.

5. Определите способ исполнения

После вынесения решения исполнительный лист направляется в место нахождения ответчика. Это может занять немало времени, если ответчик находится в другом регионе, и далеко не каждый готов столько времени ждать.

Куда жаловаться, если ваши права нарушают?

Однако у истца есть способ ускорить процесс. Для этого нужно узнать, где находятся счета ответчика, и обратиться в тот банк с исполнительным листом для ареста истребуемой суммы и направления в адрес потребителя. Таким образом через банк можно решить вопрос намного быстрее.

Источник

Как суды защищают потребителей при оказании услуг: 4 истории о ремонте, ЖКХ и страховках

Верховный суд выпустил обзор судебной практики по делам о защите прав потребителей. В октябре мы разобрали первую часть — о возврате смартфонов, машин и участков. Теперь пришла очередь судов из-за договоров подряда, оказания услуг и страхования.

Несмотря на решения судов, оказывается, что деньги можно вернуть, даже если недостатки работы обнаружились через пять лет, моральный вред должны возмещать не только собственнику жилья, а от страховой можно требовать больше, чем указано в договоре.

Что стало предметом споров

Возврат денег через 5 лет после выполнения работ

Через пять лет штукатурка отслоилась и вот-вот могла рухнуть. Собственница дома заказала экспертизу, специалисты подтвердили, что в ходе работ была нарушена технология. Чтобы устранить дефекты, нужно было полностью менять облицовку и утеплитель.

Тогда заказчица направила ИП претензию: хочу, мол, расторгнуть договор и забрать свои деньги. Но возвращать ей никто ничего не собирался. И тогда женщина пошла по судам. Появился встречный иск: ИП хотел, чтобы договор подряда признали мнимой сделкой, то есть объявили недействительным. Якобы на самом деле это была только поставка материалов, а кто выполнял работы — ИП не в курсе.

С учетом неустойки, убытков и морального вреда заказчица требовала 566 тысяч рублей.

Что сказали суды. Районный суд частично удовлетворил требования заказчицы, а во встречном иске ИП отказал. И хотя гарантия на работы составляла только один год, а недостатки обнаружили спустя пять лет, заказчице удалось отсудить 427 тысяч рублей.

Но вторая инстанция отменила это решение и отказала в возмещении: вроде бы сроки уже прошли, через пять лет требовать назад деньги поздно.

Тогда подключился Верховный суд. Он согласился, что договор заключен в мае 2012 года, а дефекты штукатурки нашлись в июле 2017. Но подрядчик обязан выполнить работы качественно. А две экспертизы признали недостатки существенными.

Если результатом пользуются долгое время, исполнитель может установить срок службы — в этот период нужно бесплатно устранять существенные недостатки. Требование об устранении недостатков можно направить в течение двух лет, а если речь о недвижимости — в течение пяти лет со дня принятия результата, но в пределах срока службы. Если срок службы не установлен, тогда претензии можно предъявлять в течение десяти лет. На устранение недостатков отводится 20 дней. Если требования не выполнены или дефект нельзя исправить, придется вернуть деньги, возместить расходы и компенсировать убытки.

То есть срок для претензий к подрядчику — 10 лет, несмотря на годовую гарантию. А апелляция решила, что пять, и ошиблась. Решение пересмотрели, права оказалась первая инстанция. Женщина все-таки получила право на компенсацию, в три раза превысившую расходы.

Как это использовать. Если заказываете работы по договору подряда с организацией или ИП, вас защищает закон о правах потребителей. Потом ИП может говорить, что это были не работы, а поставка материалов. Или что ИП — это просто физлицо и закон так не работает.

Вот главное для таких ситуаций:

Возмещение морального вреда без права собственности

Ситуация. У семьи из Краснодара зимой в доме незаконно отключили газ. Им насчитали задолженность по нормативам, якобы из-за не поверенного вовремя счетчика. Хотя это была ошибка, никаких долгов у семьи не было. Собственником дома был мужчина, а жена и сын там жили и были прописаны, но права собственности на доли не имели.

С газом в итоге разобрались: с помощью прокурора отключение признали незаконным и подачу возобновили. Но семья решила добиться компенсации морального вреда: из-за холода жена болела и даже получила инвалидность. Незаконное отключение газа — это нарушение прав потребителей. Одного этого факта уже достаточно для компенсации.

От межрегионгаза потребовали по 50 000 Р мужу и сыну и 100 000 Р женщине. Еще 5250 Р составила компенсация за обогреватель. Но требовать эти деньги пришлось в суде.

Апелляция поддержала решение районного суда: компенсацию морального вреда может требовать только абонент — собственник жилья. А те, кто с ним живет, — нет.

Но вмешался Верховный суд. Он объяснил, что члены семьи собственника имеют такое же право пользоваться коммунальными услугами. Еще они несут солидарную ответственность по обязательствам при оплате услуг. А значит, отопление — для всех проживающих в доме, а не только для собственника. Если газ незаконно отключили во всем доме, право на возмещение морального вреда имеет вся семья.

По поводу обогревателя тоже не разобрались. Предыдущие суды не выяснили, когда и зачем его покупали.

В итоге областному суду пришлось пересматривать свое решение. Всем членам семьи удалось взыскать по 10 000 Р компенсации и деньги за обогреватель.

Как это использовать. Если управляющая компания или поставщик коммунальных услуг нарушат ваши права любым способом, заработает закон о защите прав потребителей. А по нему всегда можно требовать компенсацию морального вреда без доказательств, просто по факту нарушения прав. И тогда деньги должны заплатить не только собственнику, но и всем членам семьи. Требуйте по максимуму. Даже если сумму снизят, ее получит каждый проживающий, а не кто-то один.

Оплата экспертизы сверх лимита по ОСАГО

Что сказали суды. Две инстанции взыскали со страховой компании 285 000 Р возмещения, неустойку и штраф. И расходы на экспертизу — 12 000 Р сверху, но в пользу не истца, а экспертов, которых страховщик повторно вызвал для проверки. За первую экспертизу, которую провел сам автовладелец, взыскать 15 000 Р оказалось якобы невозможно, так как лимит выплат был исчерпан.

Но Верховный суд с таким подходом не согласился. Если между страховщиком и страхователем есть спор по поводу возмещения, нужно провести независимую экспертизу. Стоимость экспертизы, на основании которой будет возмещение, входит в состав убытков — ее тоже нужно возместить. При этом расходы на экспертизу не являются страховым возмещением и не входят в лимит страховой выплаты.

Дополнительное возмещение по ОСАГО в итоге выплатили на основании экспертизы по обращению страховой компании. То есть условие соблюдается: страховой компанией должна быть оплачена именно эта экспертиза.

Экспертиза автовладельца не легла в основу решения суда. Но она сыграла роль в защите прав потребителя. Если бы ее не заказали, то и решения о дополнительном возмещении на основании второй экспертизы не было. То есть эти расходы потребитель понес, чтобы восстановить нарушенное право. А такие расходы признаются убытками из-за недобросовестных действий страховщика. И неважно, когда эту экспертизу заказали: до обращения в страховую компанию или после. Деньги надо вернуть.

Краевой суд вынес новое решение, в котором согласился с оплатой экспертизы по заказу автовладельца — 15 000 Р дополнительно к уже назначенным выплатам.

Как это использовать. Если машина пострадала в ДТП по вине другого водителя, а страховая компания возместила ущерб в меньшем объеме, чем положено, — можно заказать экспертизу для подтверждения повышенных расходов. Если возмещение должно быть больше, расходы на экспертизу обязана компенсировать страховая — даже в том случае, когда она заказала свою проверку и суд положил в основу решения именно ее.

Страховая будет отказываться: мол, не оплатим вашу экспертизу, кто вас просил ее заказывать, мы заплатили за свою. Или скажет, что лимит исчерпан: больше 400 000 Р возмещать не обязаны. Но Верховный суд объяснил, что заплатить придется за всё, причем сверх лимита возмещения по закону об ОСАГО. Расходы на экспертизу для защиты своих прав — это убытки, а не часть страховой выплаты.

Сохранение гарантии после страхового возмещения

Ситуация. Автовладелец застраховал машину и попал в ДТП, было повреждено лобовое стекло. Он обратился за возмещением: по договору оно могло быть в форме ремонта, а не выплаты деньгами. Страховая компания дала направление на ремонт в сервисный центр, с которым сотрудничала. Но там предложили установить неоригинальное лобовое стекло, и тогда Ниссан потерял бы гарантию.

Владелец машины попросил оплатить ремонт в официальном центре, чтобы не потерять гарантию. Страховая отказалась. Это и стало поводом для судов. Кроме обязанности отремонтировать машину у дилера автовладелец требовал еще и 40 000 Р за моральный вред.

Что сказали суды. Две инстанции отказали владельцу Ниссана. По договору страхования возмещение может быть в виде ремонта на станции по выбору страховщика — в том числе не у официального дилера. По мнению страховой компании, замена стекла не привела бы к потере гарантии, так как детали и агрегаты не должны были быть затронуты.

Но Верховный суд объяснил: страховое возмещение предусматривает, что машину должны привести в первоначальный вид. И гарантия при этом должна сохраниться. А в сертификате на гарантию написано, что она не распространяется на случаи замены деталей или прохождения техобслуживания не у официального дилера. Дело отправили на новое рассмотрение.

В апелляции приняли новое, противоположное первоначальному решение — с цитатами из определения Верховного суда. Оказалось, что, несмотря на условия договора страхования, машину действительно нужно отправлять на ремонт к официальному дилеру, чтобы сохранилась гарантия. Поэтому требование автовладельца выдать ему направление — законное, а решение суда об отказе — нет. Страховая компания обязана выдать направление на ремонт туда, куда просит автовладелец, для установки оригинального лобового стекла. Еще нужно заплатить 10 000 Р за моральный вред, 5000 Р штрафа сверху и возместить 30 000 Р за услуги представителя.

Как это использовать. Если есть каско и машина на гарантии, требуйте направление на ремонт в тот центр, где не потеряете гарантию. Даже если страховая говорит, что по договору не так или что можно поставить неоригинальную запчасть и якобы ничего страшного не случится. Несмотря на условия договора, отказ в направлении на ремонт к официальному дилеру — незаконный. Получилось у владельца Ниссана — получится и у вас.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *