как выставить счет на возмещение расходов
Порядок возмещения транспортных расходов покупателем
Способы возмещения транспортных расходов по договору поставки
Договором поставки может быть предусмотрено несколько вариантов возмещения транспортных расходов покупателем. Для наглядности мы представили их в форме схемы:
При возмещении транспортных расходов способом № 1 поставщик не участвует в перевозке товара. Он просто отдает товар покупателю либо нанятому им перевозчику. На этом его обязательства заканчиваются. Поэтому в бухгалтерском и налоговом учете продавца данный способ возмещения транспортных затрат никак не учитывается.
А вот варианты возмещения транспортных затрат, предусмотренные в способе № 2, требуют своего отражения в учете поставщика. Рассмотрим детально каждый из них.
Возмещение расходов на собственные транспортные услуги
Перед проведением поставки товара продавцу нужно определиться со способом учета транспортных услуг:
При учете затрат по перевозке товара в стоимости товара фиксируете сумму транспортных расходов в договоре поставки. В частности, проставляете стоимость товара с НДС и ниже указываете, что в нее включены расходы по перевозке товара до покупателя в размере NNNNN,NN руб. По желанию отметьте, что при возврате товара полученная от покупателя оплата в части произведенных транспортных расходов не возвращается.
Если же продавец никак не выделит условия и размер возмещения расходов по перевозке товара, а просто укажет стоимость товара, то может столкнуться с неприятностями:
Самым лучшим вариантом возмещения и подтверждения произведенных транспортных услуг будет формирование отдельного договора (или дополнительного соглашения) о перевозке товара. В нем будет четко указано, что покупателю предоставляются услуги по доставке товара по указанному им адресу. И он должен оплатить их в определенный срок. При таком варианте по продаже товара и оказанию транспортных услуг продавец ведет раздельный учет.
При учете услуг по перевозке товара в его стоимости поставщик выписывает товарную накладную. Стоимость транспортных услуг не должна указываться отдельно от стоимости товара. Это связано с тем, что товарная накладная предназначена для подтверждения реализации ТМЦ. А услуги к ТМЦ не относятся.
С заполнением товарной накладной вы можете ознакомиться в нашей статье «Унифицированная форма ТОРГ-12 — бланк и образец».
Для подтверждения перед налоговиками факта перевозки товара поставщик должен оформить путевой лист. Подробности о правилах его заполнения изложены в нашей статье «Какой порядок заполнения путевых листов (образец, бланк)?».
Если же продавец стоимость транспортировки выделяет в отдельном договоре (дополнительном соглашении), то оформление документов может производиться в 3 вариантах:
Если стоимость перевозки товара уже учтена в его стоимости, то продавцом составляется 1 счет-фактура на всю сумму, предназначенную к уплате покупателем. Отдельно выписывать счет-фактуру по услугам транспортировки не надо.
ВНИМАНИЕ! Бланк счета-фактуры претерпел изменения в связи с введением системы прослеживаемости товаров. Подробнее о нововведениях в формуляре читайте здесь.
А вот если стоимость транспортных услуг учтена в отдельном договоре (дополнительном соглашении), то в таком случае нужно сформировать 2 счета-фактуры:
Все выписанные поставщиком счета-фактуры должны быть отмечены в книге продаж. Счета-фактуры по полученным продавцом материалам и услугам (ГСМ, сопроводительные услуги, погрузочно-выгрузочные услуги и пр.) фиксируются в книге покупок.
Как учитывать НДС у продавца при получении возмещения транспортных расходов от покупателя, узнайте в КонсультантПлюс. Получите бесплатный демо-доступ к К+ и переходите в Готовое решение, чтобы узнать все подробности данной процедуры.
С особенностями исчисления НДС по транспортным услугам ознакомьтесь в нашей статье «Какой порядок обложения НДС транспортных услуг?».
Возмещение расходов на транспортные услуги сторонних организаций
При возмещении покупателем расходов на транспортные услуги, которые оказывает не продавец, а третья сторона в виде перевозчика, по сути, происходит перевыставление транспортных услуг покупателю через продавца по следующей схеме:
О порядке действий продавца при таком варианте возмещения транспортных расходов, в частности об оформлении договоров, документов и бухгалтерских проводок по ним, мы подробно рассказывали в нашей статье «Порядок перевыставления транспортных расходов покупателю».
Надо ли оформлять транспортную накладную при самовывозе товара со склада поставщика? Ответ на этот вопрос есть в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Проводки, отражающие возмещение транспортных расходов покупателем
Про составление проводок по возмещению транспортных услуг, оказанных специализированными перевозчиками, мы уже писали в статье «Порядок перевыставления транспортных расходов покупателю».
Поэтому сейчас мы на простом примере рассмотрим проводки, отражающие порядок возмещения только собственных транспортных услуг.
За август произведены следующие операции:
Стоимость транспортировки включена в стоимость товара по договору поставки
Стоимость транспортировки выделена в отдельный договор (дополнительное соглашение)
Как выставить счет на возмещение расходов
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Как правильно оформить возмещение расходов сотруднику, осуществленных из личных средств для нужд организации, в случае, когда деньги под отчет не выдавались?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Возмещение расходов работника на приобретение материальных ценностей (работ, услуг) в интересах организации может быть осуществлено на основании заявления работника и его отчета (по форме, разработанной организацией), утвержденного руководителем организации.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Лазукова Екатерина
Ответ прошел контроль качества
20 сентября 2021 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Перевыставление расходов контрагенту: налоговые последствия
Перевыставление отдельных расходов, возмещение расходов – отношения между контрагентами весьма распространённые.
С этим сталкиваются компании при:
— поставках товаров – перевыставляют транспортные расходы;
— аренде, лизинге – перевыставляют коммунальные расходы, расходы на страхование;
— строительстве – генподрядчик перевыставляет расходы на электроэнергию подрядчику.
Практика обычная. Но так ли безобидны налоговые последствия подобных хозяйственных операций и что по этому поводу думает налоговая служба. Давайте разбираться.
При отражении в бухгалтерском и налоговом учёте расходов организация руководствуется, как минимум, ПБУ 10 «Расходы организации» и 25 главой Налогового кодекса РФ. В данных документах чётко указаны требования по признанию расходов.
Расходы должны быть документально подтверждены и экономически обоснованы, то есть, связаны с получением дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ). И в Законе о бухучёте сказано, что каждый факт хозяйственной жизни компании должен оформляться первичными учётными документами (ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).
В зависимости от факта хозяйственной жизни мы формируем соответствующий пакет первичных документов. О требованиях к первичным документам ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ говорит следующее. Обязательными реквизитами первичного учётного документа являются:
— дата составления документа;
— наименование экономического субъекта, составившего документ;
— содержание факта хозяйственной жизни;
— величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;
— наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за её оформление, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за оформление свершившегося события;
— подписи лиц, предусмотренных пунктом 6 настоящей части, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.
И уже рассматривая данные требования, мы видим, что при перевыставлении расходов требования, изложенные в подпунктах 3, 6, 7 не выполняются!
В вышеуказанных нормативных актах речь идёт о расходах, понесённых самой организацией, а не какой-либо другой организации. И в этом случае Минфин и ФНС РФ неоднократно давали комментарии о невозможности признания «чужих» расходов.
Рассмотрим письмо Минфина от 08.02.2019 №03-03-07/7618 «Об учёте в целях налога на прибыль расходов в виде возмещения расходов другого налогоплательщика», где ведомство прямо указывает: «В случае если налогоплательщиком возмещаются расходы другого налогоплательщика, то такие расходы не могут рассматриваться как расходы, произведённые для осуществления деятельности самого налогоплательщика, в связи с чем не подлежат учёту при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций».
Наиболее часто перевыставлют поставщики транспортные расходы, мотивируя тем, что так написано в договоре: «… покупатель возмещает поставщику расходы на доставку товара». Давайте внимательно рассмотрим данный факт хозяйственной жизни. Поставщик, поставляя товар, является заказчиком транспортных услуг у компании – перевозчика. Перевозчик выставляет первичные документы по факту перевозки в адрес поставщика. Всё верно. У поставщика транспортные услуги учитываются в составе расходов, связанных с продажей товаров. А вот что поставщик перевыставляет покупателю – большой вопрос.
Пункт 5 статьи 38 НК РФ говорит следующее: «Услугой для целей налогообложения признаётся деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности».
Согласно положениям подпункта 1 пункта 3 статьи 169 и пункта 3 статьи 168 Налогового кодекса РФ при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик обязан составить соответствующие счета-фактуры при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения, не позднее пяти календарных дней, считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг).
Таким образом, поставщик потребил транспортную услугу в момент её оказания. Что же тогда он пытается «перепродать»? Потреблённую услугу? Поставщик-то «перепродаёт» и при этом отражает доход и формирует налогооблагаемую базу по двум налогам: налогу на прибыль организации и налогу на добавленную стоимость. А вот что принимает на учёт покупатель под видом перевыставленных транспортных услуг? Вопрос открыт. Ведь при таком отражении искажённых фактов хозяйственной деятельности поставщик выставляет счёт-фактуру. Правомерно ли?
Минфин России в Письме от 22.02.2018 N 03-07-09/11443 указал, что если согласно условиям договора продавец услуг по предоставлению вагонов для перевозки грузов обязуется их оказать, а покупатель оплатить эти услуги и возместить понесённые продавцом транспортные расходы при подаче (возврате) вагонов для (после) оказания услуг, то данные возмещаемые расходы по оплате услуг по транспортировке подаваемых (возвращаемых) вагонов, оказываемых третьими лицами, не учитываются продавцом при определении налоговой базы по налогу на добавленную стоимость и, соответственно, в счёте-фактуре, выставляемом им по услугам по предоставлению вагонов, не указываются.
«Входной» НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным для выполнения договора (т.е. для деятельности, облагаемой НДС), стоимость которых возмещена контрагентом, принимайте к вычету в общем порядке (п. 1 ст. 172 НК РФ, Письма Минфина от 22.04.2015 N 03-07-11/22989, от 22.10.2013 N 03-07-09/44156).
Поскольку сам продавец не оказывает при этом услугу перевозки, то и счёт-фактуру, полученный от перевозчика, он не может просто перевыставить покупателю от своего имени (Письма Минфина от 13.04.2016 N 03-07-09/21127, от 22.10.2013 N 03-07-09/44156). Соответственно, покупатель не вправе принять к вычету НДС со стоимости перевозки по такому счёту-фактуре.
Вариант организации взаимоотношений между организациями, во избежание налоговых рисков, на стадии переговоров расходы на доставку товаров включать в стоимость товаров.
Можно ли списать в расходы возмещённый контрагенту утилизационный сбор? Организация, возместившая поставщику сумму уплаченного им утилизационного сбора, не вправе учесть сумму такого возмещения в «прибыльной» базе.
В своём письме от 14.08.2019 № 03-03-06/1/61449 Минфин напоминает, что в целях налога на прибыль к расходам относятся экономически обоснованные и документально подтверждённые затраты, произведённые при ведении деятельности, направленной на получение дохода. В общем случае возмещение затрат, произведённых иными организациями, не отвечает критериям «прибыльных» расходов.
Следовательно, возмещаемая поставщику продукции (плательщику утилизационного сбора) сумма сбора не учитывается при определении базы по налогу на прибыль у покупателя продукции.
И таких примеров немало.
Об учете лизингополучателем сумм возмещения затрат лизингодателя, связанных с приобретением и передачей предмета лизинга, в целях налога на прибыль
Достаточно часто приходится сталкиваться с тем, что после определённого срока действия договора лизинга лизингодатель перевыставляет лизингополучателю какие- либо расходы. Например, расходы на страхование, на уплату транспортного налога или налога на имущество организации. И вот в этом случае в письме от 27.10.2017 N 03-03-06/1/70590 Минфин говорит, что лизинговые платежи, которые учитываются у лизингополучателя при определении налоговой базы по налогу на прибыль организации, уже должны включать в себя суммы возмещения затрат лизингодателя, связанные с приобретением и передачей предмета лизинга.
Таким образом, мы видим, что перевыставление расходов по сделке является весьма рискованным действием для обоих сторон договора. Большую часть рисков можно снять на стадии обсуждения условий договора.
Компенсация затрат и ее отражение в учете
Расходы, произведенные в интересах другого лица, обычно возмещаются. Рассмотрим, каким будет налоговый учет у обеих сторон
Гражданско-правовые договоры
Как правило, возмещение издержек предусматривается посредническими договорами, договорами аренды и возмездного оказания услуг.
Договор возмездного оказания услуг
Согласно пункту 1 статьи 782 ГК РФ заказчик вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке и отказаться от услуг, только если оплатит исполнителю затраты. К сожалению, учесть их в налоговой базе при УСН заказчик не сможет — в закрытом перечне пункта 1 статьи 346.16 НК РФ нет соответствующего вида расходов. А вот исполнителю полученные суммы придется включить во внереализационные доходы в день, когда деньги поступят в кассу или на расчетный счет (п. 1 ст. 346.15 и ст. 250 НК РФ). При УСН не учитываются доходы, облагаемые налогом на прибыль и НДФЛ, а также указанные в статье 251 НК РФ. Но суммы, компенсированные исполнителю по досрочно расторгнутому договору, ни к тем, ни к другим не относятся. А кроме того, список внереализационных доходов не является исчерпывающим.
Пример 1
ООО «Алкиона» и ООО «Медцентр» заключили договор на оказание медицинских услуг, согласно которому ООО «Медцентр» с 17 по 21 мая 2010 года должно провести врачебное обследование сотрудников ООО «Алкиона». С этой целью 12 мая медицинская компания купила и оплатила необходимые для обследования расходные материалы на сумму 8850 руб. (в том числе НДС 1350 руб.), но 14 мая ООО «Алкиона» отказалось от обязательств по договору и в связи с этим 17 мая возместило ООО «Медцентр» понесенные расходы.
Как отразить указанные операции в налоговом учете контрагентов при условии, что обе организации применяют УСН с объектом налогообложения доходы минус расходы?
Сумму, возмещенную исполнителю за закупки, сделанные им до расторжения договора, учесть в расходах заказчику нельзя. Соответствующие затраты отсутствуют в пункте 1 статьи 346.16 НК РФ.
Стоимость материалов, используемых для оказания услуг, без НДС учитывается как материальный расход (подп. 5 п. 1, п. 2 ст. 346.16 и подп. 1 п. 1 ст. 254 НК РФ). Налоговую базу можно уменьшить и на сумму НДС (подп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Значит, бухгалтер ООО «Медцентр» сразу после оплаты — 12 мая 2010 года вправе списать затраты на материалы без НДС в размере 7500 руб. (8850 руб. – 1350 руб.) и отдельно НДС в размере 1350 руб. 14 мая договор расторгнут, однако материалы будут использованы для оказания услуг другим клиентам, следовательно, расходы корректировать не нужно. С 2009 года стоимость сырья и материалов допускается списывать в расходы при УСН сразу после оплаты, не дожидаясь отпуска в производство. Изменения в подпункт 1 пункта 2 статьи 346.17 НК РФ внесены Федеральным законом от 22.07.2008 № 155-ФЗ. Полученную от заказчика компенсацию (8850 руб.) нужно отразить во внереализационных доходах 17 мая.
Договор аренды
Как правило, по договору аренды возмещаются коммунальные платежи и издержки на улучшение арендованного имущества.
Компенсация за улучшения. Арендатор, осуществивший за свой счет и с согласия арендодателя неотделимые улучшения арендованного имущества, после прекращения договора имеет право на компенсацию их стоимости, если стороны не предусмотрели иное (п. 2 ст. 623 ГК РФ). Неотделимым называется улучшение, которое нельзя рассматривать вне объекта и разъединить с ним, не ухудшив свойств, отвечающих его назначению, или не нарушив целостности. Когда срок договора аренды заканчивается, неотделимые улучшения остаются у арендодателя.
Стоимость неотделимых улучшений арендованного имущества, произведенных арендатором без одобрения арендодателя, не возмещается, если иное не предусмотрено законодательством (п. 3 ст. 623 ГК РФ)
Передавая капитальные вложения, арендатор по сути продает результаты работ. В статье 251 НК РФ не указан доход в виде компенсации за улучшения арендованного имущества. Следовательно, получив от арендодателя возмещение, арендатор должен увеличить налоговую базу (п. 1 ст. 346.15 и ст. 249 НК РФ).
Учет расходов несколько сложнее. Чаще всего неотделимые улучшения связаны с достройкой, реконструкцией, модернизацией или дополнительным оснащением арендованного объекта. Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ затраты на преобразования можно списывать, если они были направлены на основные средства, к которым относится имущество, признаваемое амортизируемым в соответствии с главой 25 НК РФ. В пункте 1 статьи 256 НК РФ говорится, что неотделимые улучшения арендованного объекта, совершенные арендатором с ведома арендодателя, являются амортизируемым имуществом.
Неотделимые улучшения возможны и в виде ремонта
Отражается ли у арендаторов в расходах стоимость работ? Прежде чем ответить, вспомним, что арендаторы не становятся собственниками неотделимых улучшений и потому не вправе причислять их к основным средствам. Значит, затраты на них нельзя признать в расходах согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ. Другого же варианта, к сожалению, нет. А могут ли учесть подобные издержки арендодатели? Да, для них подпункт 1 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ подходит, но есть еще дополнительные требования. Во-первых, расходы при упрощенной системе признаются только после оплаты. Стоимость улучшений считается оплаченной на дату выплаты компенсации. Заметим, для арендодателя не важно, расплатился арендатор с подрядчиками или нет. Во-вторых, модернизированный (реконструированный, достроенный) объект необходимо ввести в эксплуатацию, а документы подать на государственную регистрацию, если она предусмотрена законодательством. Подобные расходы списываются равными долями в последние дни кварталов в течение налогового периода (п. 3 ст. 346.16 и подп. 4 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).
Эта тема подробно рассматривалась в статье «Учет неотделимых улучшений объекта аренды» // Упрощенка, 2008, № 8
Пример 2
Индивидуальный предприниматель П.З. Орешкин 10 июля 2009 года арендовал склад у ООО «Посейдон» на 10 месяцев. В течение срока действия договора арендатор с согласия арендодателя надстроил склад вторым этажом. Расходы составили 1 290 000 руб. (в том числе НДС 196 779,66 руб.). 12 мая 2010 года организация ввела обновленный объект в эксплуатацию и подала документы на государственную регистрацию, а 17 мая перечислила предпринимателю компенсацию.
Отразим указанные операции в налоговом учете обеих сторон при условии, что и предприниматель, и организация применяют УСН с объектом налогообложения доходы минус расходы.
Второй этаж является неотделимым улучшением арендованного склада, которое перешло в собственность ООО «Посейдон». Поэтому П.З. Орешкин не вправе отнести на расходы 1 290 000 руб. Несмотря на это, 17 мая 2010 года сумму полученной компенсации ему придется включить в облагаемые доходы.
12 мая ООО «Посейдон» ввело в эксплуатацию надстроенный склад и подало документы на регистрацию, а 17 мая компенсировало арендатору стоимость работ. С этого дня расходы считаются оплаченными. Таким образом, все условия для учета расходов на обновление основного средства выполнены в II квартале. Следовательно, 30 июня, 30 сентября и 31 декабря бухгалтер ООО «Посейдон» может отразить в расходах по 430 000 руб. (1 290 000 руб. ÷ 3 квартала).
При упрощенной системе НДС является невозмещаемым налогом, поэтому входит в первоначальную стоимость основного средства
Компенсация коммунальных платежей. Согласно пункту 2 статьи 616 ГК РФ за содержание арендованного имущества отвечают арендаторы, если другое не установлено законодательством или договором. Хотя именно они пользуются водой, электричеством, теплом и пр., покупателями коммунальных услуг в основном выступают арендодатели, поскольку традиционно договоры с поставщиками заключают владельцы. Арендаторы же возмещают им затраты.
При упрощенной системе доходы от реализации устанавливаются согласно статье 249 НК РФ (п. 1 ст. 346.15 НК РФ), а в ней указано, что выручка складывается из всех поступлений, связанных с продажей товаров (работ, услуг) или имущественных прав. Стало быть, наряду с арендной платой арендодатель должен включить в доходы полученную компенсацию коммунальных платежей. Так полагают и контролирующие органы (письма Минфина России от 10.02.2009 № 03-11-09/42 и ФНС России от 05.12.2006 № 02-6-10/216@).
Подробнее об этом читайте в статье «Коммунальные платежи» // Упрощенка, 2009, № 11
Если объект налогообложения — доходы минус расходы, то на сумму, перечисленную коммунальным службам, арендодатель вправе снизить налоговую базу (подп. 5 п. 1, п. 2 ст. 346.16 и подп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ). На том же основании арендатор может учесть выплаченную компенсацию (как материальный расход).
Пример 3
Дополним условия примера 2. Согласно договору аренды коммунальные услуги оплачивает ООО «Посейдон» (арендодатель), а индивидуальный предприниматель П.З. Орешкин (арендатор) возмещает их стоимость. 6 мая 2010 года арендодатель перечислил коммунальным службам за апрель 2800 руб. (в том числе НДС 427,12 руб.), а 7 мая получил компенсацию от арендатора. Отразим операции в налоговом учете у обеих сторон.
Коммунальные платежи без НДС составляют 2372,88 руб. (2800 руб. – 427,12 руб.). 6 мая 2010 года учтем их в расходах арендодателя (подп. 5 п. 1, п. 2 ст. 346.16 и подп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ). Отдельной строкой в Книге учета доходов и расходов будет отражен расход в виде НДС — 427,12 руб. (подп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Сумму компенсации, равную 2800 руб., 7 мая включим в доходы арендодателя и в расходы арендатора.
Посреднический договор
От заказчика (доверителя, комитента или принципала) требуется не только уплатить посреднику (поверенному, комиссионеру или агенту) вознаграждение, но и возместить издержки, понесенные по договору (п. 2 ст. 975, ст. 1001 и ст. 1011 ГК РФ).
Комиссионер не вправе требовать компенсацию расходов на хранение имущества комитента, если в законе или договоре не установлено иное
При упрощенной системе доходы, приведенные в статье 251 НК РФ, не учитываются (подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ). В подпункте 9 пункта 1 статьи 251 НК РФ указаны суммы, поступившие посреднику для выполнения договора и возмещения издержек. Следовательно, компенсация затрат, полученная от заказчика, в доходах посредника не отражается. Правда, уменьшить налоговую базу на затраты ему тоже не удастся: они произведены за заказчика и считаются его расходами, да и то не всегда. Ведь при упрощенной системе признаются расходы, которые перечислены в пункте 1 статьи 346.16 НК РФ. Поэтому заказчик вправе учесть в налоговой базе при УСН уплаченную компенсацию только тех затрат, которые упомянуты в закрытом перечне.
Пример 4
По договору комиссии ООО «Альфин» получило от ЗАО «Марлет» 1 т муки для продажи по минимальной цене 20 руб./кг. Комитент возмещает все затраты, связанные с продажей, в том числе на хранение. Комиссионер участвует в расчетах, а его вознаграждение составляет 15% стоимости реализованного товара. Обе организации применяют УСН с объектом налогообложения доходы минус расходы.
ООО «Альфин» 11 июля 2010 года уплатило за аренду склада 2006 руб. (в том числе НДС 306 руб.) и за перевозку муки 3540 руб. (в том числе НДС 540 руб.). Вся партия была продана оптовому покупателю за 22 000 руб. 13 июля деньги поступили на расчетный счет комиссионера, который, удержав вознаграждение и компенсацию затрат, перечислил оставшуюся сумму комитенту. В тот же день комитент подписал отчет. Каким будет налоговый учет у организаций?
Вознаграждение комиссионера составляет 3300 руб. (22 000 руб. × 15%), а полученная компенсация — 5546 руб. (2006 руб. + 3540 руб.). Несмотря на то что ООО «Альфин» применяет УСН с объектом налогообложения доходы минус расходы, оно не вправе учесть в расходах стоимость хранения и перевозки. Эти расходы войдут в налоговую базу ЗАО «Марлет». 13 июля 2010 года в доходах комиссионера нужно отразить только 3300 руб. Сумма полученной компенсации доходом не является (подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 и подп. 9 п. 1 ст. 251 НК РФ).
13 июля бухгалтер ЗАО «Марлет» должен показать в доходах выручку от реализации муки (22 000 руб.), а в расходах — ее покупную стоимость (предположим, что к тому моменту ЗАО «Марлет» погасило задолженность перед поставщиком муки). Отчет подписан, компенсация затрат и вознаграждение удержаны тоже 13 июля. Считается, что в этот день комитент оплатил все издержки, и можно включить в расходы:
Согласно статье 164 ТК РФ компенсация — это сумма, возмещаемая сотруднику, который произвел материальные затраты, исполняя рабочие или иные обязанности, предусмотренные Трудовым кодексом и другими федеральными законами. Случаи, когда выплачиваются компенсации, указаны в статье 165 ТК РФ. Многие из них мы рассматривали в журнале раньше. Сейчас поговорим лишь о затратах, возмещаемых при переезде сотрудников к новому месту службы и разъездной работе.
…при переезде на работу в другой город (район, поселок)
При смене места жительства, продиктованной производственной необходимостью, по предварительной договоренности с руководством возмещаются расходы (ст. 169 ТК РФ):
Обратите внимание: работодатель обязан возместить сотруднику расходы, заранее условившись о приеме на работу и его переезде, когда:
Налоговый учет. Перечень пункта 1 статьи 346.16 НК РФ не содержит компенсацию затрат, понесенных сотрудником при переезде. Тем не менее есть способ, позволяющий отразить ее в налоговой базе. При упрощенной системе разрешено признавать расходы на оплату труда (подп. 6 п. 1 ст. 346.16 НК РФ), состав которых определяется в соответствии со статьей 255 НК РФ. К ним, в частности, относятся все суммы, выплаченные по трудовым или коллективным договорам (п. 25 ст. 255 НК РФ). Таким образом, компенсацию, указанную в данных документах, можно учесть в расходах на оплату труда. Минфин придерживается того же мнения (письмо от 23.07.2009 № 03-03-05/138).
Страховые взносы во внебюджетные фонды. Порядок начисления и уплаты взносов регулируется Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ. Выплаты, с которых не взимаются взносы, указаны в пункте 1 статьи 9. К ним относятся и компенсации, связанные с переездом гражданина в рабочих целях (подп. 2и). Отметим, что не облагаются выплаты в пределах установленных норм. Но для работодателей, не финансируемых из федерального бюджета, законодательно установленных норм нет. Поэтому коммерческие предприятия полностью не начисляют взносы с сумм, выплаченных в размере, установленном трудовыми договорами.
Ситуация
Оплата жилья работникам
Бывает, работодатели снимают для приезжих сотрудников квартиры. Учитывается ли при налогообложении стоимость аренды этих квартир? На первый взгляд нет, ведь в пункте 1 статьи 346.16 НК РФ такой вид затрат не указан. Но не будем спешить.
В соответствии с коллективным или трудовым договором по письменному заявлению сотрудника работу разрешается оплачивать не только деньгами (ст. 131 ТК РФ). Доля, выраженная в натуральной форме, не должна превышать 20% месячного заработка. Очевидно, что издержки на съем жилплощади для персонала, не выходящие за приведенный показатель, работодатель вправе включить в расходы на оплату труда (подп. 6 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Минфин подтверждает такую возможность (письма от 17.03.2009 № 03-03-06/1/155 и от 28.05.2008 № 03-04-06-01/142). Рекомендации даны организациям на общем режиме, но «упрощенцы» также могут ими воспользоваться. Напомним, что и при общем режиме, и при УСН состав расходов на оплату труда определяется согласно статье 255 НК РФ
Взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Постановлением Правительства РФ от 07.07.99 № 765 утвержден Перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы в ФСС РФ (далее — Перечень). Затраты на переезд, вызванный поступлением или переводом на работу в другую местность, возмещенные гражданам в размере, не превышающем лимит, указаны в пункте 10 Перечня. Значит, взносы в ФСС на эти компенсации начислять не нужно.
НДФЛ. Выплаты компенсаций в пределах сумм, зафиксированных в трудовом (коллективном) договоре, указаны в пункте 3 статьи 217 НК РФ, так что НДФЛ с них не удерживается. Данное положение прокомментировано в письме Минфина России от 26.05.2008 № 03-04-06-01/140.
…сотрудникам на разъездной работе
Практически в любой организации есть сотрудники, находящиеся в постоянных разъездах (корреспонденты, курьеры, торговые агенты и т. д.). Некоторых обеспечивают служебными автомобилями, но обычно, следуя статье 168.1 ТК РФ, возмещают затраты на проезд городским транспортом.
Налоговый учет. В пункте 1 статьи 346.16 НК РФ компенсация стоимости билетов для деловых поездок не указана. Однако если она предусмотрена в трудовых или коллективных договорах, то может быть включена в расходы на оплату труда (подп. 6 п. 1, п. 2 ст. 346.16 и п. 25 ст. 255 НК РФ).
Минфин придерживается такой же точки зрения (письмо от 01.08.2006 № 03-05-02-04/121)
Как известно, при упрощенной системе признаются только документально подтвержденные издержки. Поэтому советуем, во-первых, приказом руководителя утвердить список должностей, связанных с разъездами, во-вторых, зафиксировать характер работы в должностных инструкциях и, в-третьих, хранить проездные билеты, за которые организация возвратила деньги.
Страховые взносы во внебюджетные фонды. Сотрудники, занятые в разъездах, вынуждены покупать проездные билеты. Суммы, возмещенные персоналу, исполнявшему свои трудовые обязанности, в базу по страховым взносам не включаются (подп. 2и п. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ). Следовательно, взносы с компенсаций начислять не нужно.
Взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Компенсация сотрудникам служебных расходов указана в пункте 10 Перечня. Значит, взносами в ФСС эти выплаты не облагаются.
НДФЛ. Рабочие поездки совершаются в интересах работодателя, а компенсацию подобных затрат НДФЛ не облагают (п. 3 ст. 217 НК РФ). Возмещенная плата за проезд не является экономической выгодой, то есть доходом сотрудника, значит, НДФЛ с нее взиматься не должен. Об этом говорится и в письмах Минфина России от 29.08.2006 № 03-05-01-04/252 и от 04.05.2006 № 03-05-01-04/112.
Прямо сейчас заберите у «Клерка» 4 000 рублей при подписке на « Клерк.Премиум» до 12 ноября.
Подробности и условия самой обсуждаемой акции «Клерка» здесь.