как выучить гражданское право за 1 день
Секреты подготовки к экзамену за 1 день
Подготовка к экзамену за 1 день — это вполне осуществимая задача. По принципу спринтера нужно сделать максимальный рывок за короткий отрезок времени. Однако при умственной нагрузке работают более тонкие и сложные механизмы, чем при мышечной. Чтобы суметь запомнить огромный объем информации и выучить билеты за 1 день, нужно использовать все возможные методы улучшения работы мозга, экономии времени, запоминания. От того, каким образом студент повысит эффективность процесса обучения, зависит конечный результат экзамена.
Подготовка к предстоящей нагрузке
Как подготовиться к экзамену за 1 день? На отличную оценку в ситуации авральной подготовки рассчитывать может только хорошо ориентирующийся в предмете ученик. Цель экстренно быстрого усвоения материала для обычного студента — избежать неудовлетворительной оценки.
Накануне дня подготовки желательно хорошо выспаться, ведь чтобы все успеть, встать придется пораньше. Не нужно завтракать слишком плотно, так как обилие пищи задействует большую часть энергии на переваривание, а не на умственную деятельность. Завтрак, а также последующие приемы пищи, должны работать на максимальное увеличение эффективности обучения. Хорошо повышают IQ такие продукты:
Рекомендуется выпить кофе или цитрусовый сок, так как они обладают свойством повышать сосредоточенность.
Чтобы эффективно подготовиться к экзамену за 1 день и выучить билеты, необходимо хорошо настроиться на плодотворную работу. Можно провести короткий аутотренинг, повторив про себя несколько раз позитивные утверждения. Чтобы не потерять концентрацию, нужно убрать все отвлекающие факторы: социальные сети, телевизор и телефон. На столе не должно быть ничего лишнего кроме принадлежностей для плодотворной учебы.
Теперь можно открыть перечень вопросов для экзамена и просмотреть их. Рекомендуется начинать с наиболее сложных и фундаментальных билетов, оставив легкие на потом. Утром память не перегружена и концентрация находится на высшем уровне, поэтому усвоение трудного материала будет более быстрым и эффективным.
Как правильно распределить время
Учеба без отрыва на протяжении всего дня грозит нервным срывом и депрессией. Но если нужно подготовиться к экзамену за 1 день, то придется поднапрячься. Главное — грамотно распределить время. Через каждые 45 минут сосредоточенной учебы необходимо делать 15-минутный перерыв, ведь такой режим не зря использовался еще в школе. Во время передышки мозг должен отдохнуть от умственной нагрузки. Лучше всего в это время выйти на свежий воздух, подвигаться, можно медитировать или просто полежать.
Необходимо правильно распределить ограниченное количество времени, если перед студентом стоит задача из запоминания 30 билетов в течение одного дня. Чтобы за 1 день выучить все экзаменационные билеты, придется осваивать по 3 вопроса в каждые 45 минут. На это уйдет 10 часов, после чего необходимо устроить большой двухчасовой перерыв. Оставшееся время понадобится на повторение пройденного материала, чтобы лучше закрепить его в памяти.
Иногда происходит застревание на одном из сложных вопросов, а время уходит. Рекомендуется пропустить этот вопрос, перейти к следующему. Контролировать время поможет таймер. К непроработанным вопросам придется вернуться позже.
Используем ресурсы памяти
Как быстро улучшить память? Скорость подготовки зависит не только от способностей студента, но и от изучаемых дисциплин. Точные науки (математика, физика) требуют практики, а гуманитарные — навыков усвоения больших объемов материала, запоминания определений и дат.
Обучение в сверхскоростном режиме задействует кратковременный тип памяти. За один день можно запомнить колоссальный объем информации, но после экзамена от знаний не останется и следа. Чтобы выучить материал на более долгий срок, нужно увеличить число повторений в соответствии с объемом информации.
Способы запоминания
Каждый студент в процессе учебы понимает, как он быстрее усваивает материал. В обучении наиболее важными являются сенсорные типы памяти: слуховая, зрительная или моторная, а также их комбинации. Этой индивидуальной особенностью можно воспользоваться для того, чтобы быстро улучшить память и успеть выучить билеты за 1 день.
Аудиалу нужно прочитывать конспекты вслух, можно начитать текст на диктофон и прослушивать по нескольку раз. Можно тренироваться, рассказывая билет кому-либо из домочадцев, животному или своему отражению в зеркале. Делать это нужно от лица профессора, стараясь объяснить материал слушателям. Обучение других только что выученному материалу улучшает его запоминание.
Известно, что на визуальное восприятие расходуется около 50 % ресурсов головного мозга. Обладателю зрительной памяти легче запоминать материал по таблицам, диаграммам и чертежам, зарисовывать схемы.
Студент с моторным видом памяти ускорит запоминание информации, если будет писать шпаргалки. На миниатюрном клочке бумаги фиксируется основная суть ответа на билет, выжатая из целого конспекта или параграфа учебника. Процесс составления шпаргалки заставляет студента анализировать, выделять самое важное, и автоматически запоминать информацию. На кусочке бумаги нужно разместить тезисный план ответа, добавить даты или формулы. Возможно, на экзамене шпаргалки ему даже не понадобятся, так как все знания осядут в голове.
Как максимально задействовать память
Правильное использование памяти поможет сделать подготовку к экзамену максимально эффективной и быстрой, направляя информацию напрямую в мозг. Необходимо учить по принципу: от общего к частному. Сначала требуется уловить общую суть, которая послужит опорой для более детального рассмотрения вопроса.
Быстро улучшить память поможет составление плана текста, способствующего структурированию, анализу и точной формулировке. Он составляется методом разбивания текста на отдельные смысловые блоки с выделением главной мысли из каждого. Достаточно написать три пункта: проблему, главную мысль, вывод. Алгоритм изучения билетов за 1 день с помощью плана:
План помогает усвоить большой объем информации быстрее, так как при этом работают все типы памяти. Он также окажется полезен непосредственно перед экзаменом, когда нужно быстро восстановить в памяти изученные накануне вопросы.
Как за 1 день выучить билеты, если не всегда удается понять сложную информацию? Зубрить бесполезно, так как неусвоенный мозгом материал просто не запомнится. Поэтому лучше потратить время на разбор трудных моментов, выстраивая логические цепочки, применяя ассоциации. Во время экзамена можно излагать материал своими словами. Преподаватели ценят тех, кто старается разобраться и хоть что-то понимает.
Для быстрого запоминания исторических дат, названий, терминологии, иностранной лексики можно использовать мнемотехнические приемы. Они основаны на свойстве памяти сохранять лишь наполненные эмоциями образы, а не сухие факты и даты. Абстрактные объекты подменяют понятиями с зрительным и чувственным восприятием. Мнемонические схемы могут быть в виде аббревиатур, рифмованных фраз, образов.
Некоторые методы мнемоники для быстрого запоминания:
Чтобы за 1 день выучить билеты со множеством терминов или иностранных слов, можно воспользоваться методом карточек. На одной из сторон записывается термин, а на обратной — его расшифровка. Метод удобен еще и тем, что студенту будет легче проверить себя перед экзаменом.
Как еще можно за 1 день выучить билеты? Одним из вариантов является использование готовых кратких электронных конспектов, созданных самими студентами. Там можно найти компактно оформленные готовые ответы на вопросы. Такой способ позволит значительно сэкономить время на поиске информации.
Что делать с усталостью
Велика вероятность того, что режим подготовки к грядущему экзамену может сорваться из-за сильной усталости студента. Но время терять нельзя, поэтому придется прибегать к стимуляции активности любыми доступными способами. Наиболее известный метод взбодриться — выпить кофе. Нужно заранее запастись натуральным черным кофе, а также темным шоколадом. Если добавить в кофе сливки или молоко, то мозг получит дополнительную энергию из углеводов. Рекомендуется съесть хлеб с медом, орехи. Не стоит использовать энергетики. Заряд бодрости быстро пройдет, а за этим последует еще большая усталость.
Физические нагрузки являются одним из наиболее эффективных стимуляторов умственной деятельности. Вращения головой улучшают кровоснабжение мозга, обогащая клетки кислородом. Несколько минут отжиманий, приседаний, вращений туловищем и руками, прыжков и даже танцев восстановят энергетический потенциал. Рекомендуется также сделать гимнастику для глаз, чтобы снять зрительное напряжение.
Надежда на «авось»
Изучив около половины билетов за 1 день, студент может решить, что этого достаточно. К сожалению, надежда на «авось» приводит к провалу на экзамене. Именно пропущенный материал попадается чаще всего. Чтобы не пожалеть о затраченных усилиях, нужно подготовить небольшой ответ на каждый из вопросов. Всегда лучше ответить по билету хоть что-то, чем молчать перед экзаменатором.
У каждого из преподавателей есть ряд любимых тем, что выявляется в процессе учебы. Этот материал нужно выучить очень хорошо, так как дополнительные вопросы могут быть связаны именно с ним.
Совместная подготовка
Отличный метод экстренной подготовки к экзамену — коллективный. Несколько студентов объединяют свои усилия, собираясь вместе в общежитии или на квартире. Каждому достается часть вопросов. С помощью коллективного разума подготовиться к экзамену за 1 день удается быстрее и эффективней. Еще один плюс совместной подготовки в повышении мотивации — одногруппники не дадут заснуть или отлынивать от поставленной задачи. Главное, сохранять серьезный настрой и помнить об ограниченном времени.
Формат экзамена
Формат экзамена можно узнать у преподавателя или посмотреть в учебном плане. Если требуется написать сочинение или дать подробный ответ, то придется изучить большой перечень тем. Подготовка будет состоять в написании примерного плана сочинения, запоминании терминов и основных концепций.
Формат теста предполагает вопросы о терминах, незначительных деталях, этапах событий, сходствах и различиях определенных понятий. Правильный вариант выбирается из нескольких предложенных. Рекомендуется сконцентрироваться на изучении отдельных тем. Для подготовки к экзамену можно использовать примерные тесты, стараясь отвечать на вопросы максимально быстро. Если ответ на вопрос неизвестен, то нужно следовать дальше. На некоторые из них придется давать интуитивный ответ.
Сдавать экзамен желательно в первой пятерке, что даст больше времени на подготовку. Еще не успевший устать экзаменатор не будет слишком требовательным, зная, что в очереди еще много студентов. Если зайти в самом конце очереди, то можно воспользоваться усталостью преподавателя и рассчитывать на его снисхождение.
Перед экзаменом необходимо хорошо выспаться. Именно во время сна происходит упорядочивание полученной за день информации. Недостаток сна, ночное бдение над учебниками, приводит к снижению умственной активности на 40 %. Усталость и сонливость на экзамене подведут даже при хорошей подготовке.
Как подготовиться к экзамену за 1 день быстро и эффективно
Выбор места
Чтобы запомнить материал к экзамену, 24 часов будет более чем достаточно. Однако если ученик неправильно распределит имеющиеся ресурсы, то рискует получить неудовлетворительную оценку во время теста или устного ответа. Одной из самых распространенных ошибок, совершаемых студентами, является учеба в неподходящем для этого месте. К примеру, некоторые из них делают это в помещении с работающим телевизором или компьютером, другие отдают предпочтение какому-нибудь кафе, где в любой момент кто-то может отвлечь от выполнения важного задания. Однако вот небольшой список мест, которые подойдут для учебы практически идеально:
Что касается требований к помещению, то они должны быть самыми обычными: письменный стол, удобное кресло, хорошее освещение, звукоизоляция. Также необходимо в обязательном порядке выключить смартфон, дабы социальные сети и звонки друзей не отвлекали ученика от важного процесса. Как только подходящая обстановка будет создана, можно переходить к самому процессу обучения.
Эффективные методы изучения материала
Чтобы подготовиться к экзамену за 1 день, необходимо выбрать подходящую методику изучения материала, которая будет учитывать особенности предмета, а также индивидуальные предпочтения учащегося. К примеру:
Поэтому прежде чем приступить к бездумному решению уравнений, которые вряд ли попадутся на тесте, необходимо для начала определиться с тем, какая методика обучения будет наиболее эффективной. Ведь сосредоточиться необходимо именно на том материале, что вызывает больше всего вопросов.
Просмотр конспектов
Если у ученика нет нужных записей, то это еще не значит, что подобный метод обучения следует сразу же отклонить. Ведь иногда достаточно просто попросить тетрадь у сокурсника или одноклассника и снять все необходимые ксерокопии всего за пару минут. Вот только просто прочитать конспект — идея не из лучших, поскольку таким образом материал вряд ли хорошо усвоится. Дабы знания остались в голове, необходимо воспользоваться следующими вариантами:
Однако эти методики подойдут лишь в том случае, если у ученика есть возможность воспользоваться конспектом или составить записи самому. Для некоторых предметов такой подход является не самым лучшим. Поэтому стоит рассмотреть и другие методы усвоения материала.
Чтение вслух
Чтобы быстро выучить билет на экзамен, многие студенты предпочитают использовать одну интересную методику, которая основана на использовании сразу двух способов восприятия информации — слухового и зрительного. Для этого достаточно просто читать информацию вслух, дабы она лучше усваивалась. Ведь когда мозг не только видит перед собой буквы, но и слышит слова, то ученик начинает куда лучше вдумываться в текст, который написан.
Также в эту же категорию стоит отнести и пересказ ранее выученной информации. Необходимо представить, как на столе находится экзаменационный билет по обществознанию или русскому языку, вытянуть его и мысленно начать рассказывать вслух тему, которая недавно была выучена. Однако необходимо это делать как можно четче, как будто происходит реальная сдача предмета. Ведь многие люди не могут сдать зачет только потому, что они боятся выражать свои мысли перед профессором или учителем.
Несколько интересных приемов
Многие студенты и учащиеся школ задаются вопросом о том, что делать вечером перед важным экзаменом. И такой тенденции есть рациональное объяснение. Ведь именно те действия, что ученик совершил накануне теста перед сном, влияют на то, насколько хорошо или плохо будет сдан предмет. Придется заставить себя совершить несколько действий, которые могут показаться не особенно интересными:
Вовсе не обязательно использовать сразу все эти методики. Достаточно будет подобрать для себя одну-две, которые подходят лучше всего. Ведь некоторые люди эффективнее всего работают с учебником, а другие отлично воспринимают информацию из конспектов или карточек.
Подготовка в зависимости от формата
Вряд ли кто-то из учеников скажет, что готовиться к тесту или экзамену легко. Однако упростить себе задачу можно, особенно если время сильно поджимает. Для этого придется учитывать тот формат, в котором будет проходить экзамен. Существует 4 распространенных варианта, каждый из которых подразумевает определенную методику изучения:
Поэтому перед подготовкой к экзамену каждый ученик должен для начала определиться с тем, что его ждет. Исходя из этого, необходимо подобрать подходящую методику, а также составить план подготовки к тестированию или устному ответу.
План обучения
Любая цель является бессмысленной, если она не записана на листке бумаги. Однако написать фразу: «Выучить правила постановки знаков препинания в русском языке» или «Повторить закон термодинамики» — пустая трата времени. Необходимо расписать детальный план, по которому будет продвигаться подготовка. Можно даже учесть примерное время для подготовки, чтобы контролировать себя и свои знания. Вот небольшой пример:
Подготовка к экзамену — это сложный процесс, который требует большой ответственности. Однако если подходить к делу с умом, то даже за 24 часа можно выучить предмет на «отлично». Главное — старание и терпение.
Записки русского путешественника
Заканчиваю сегодня серию заметок «Правоведение для чайников». В ближайшие дни начну их редактировать, сводить в одну книги и готовить к изданию. Для тех, кто захочет чем-то помочь в этом процессе, скоро выложу специальное объявление со всей необходимой информацией.
Ну а сегодня расскажу базовую информацию о каждой отрасли права: сферу действия, главные институты, источники, проблемы и литературу по теме. В результате у вас будет общее представление о системе российского права, которое вы при необходимости сможете расширять и углублять.
Для расширения и углубления можно читать законы и судебную практику, а также рекомендованную литературу. В основном, это пособия, по которым учатся студенты юридических вузов. Большинство из них, правда, написаны очень плохо и слабо помогают разобраться в теме. Но поскольку ничего лучше нет, приходится советовать и такие книги.
Поскольку учебники постоянно переиздают, я не указываю конкретное издание: ориентируйтесь на автора или вуз. Главные юридические вузы страны: Московская государственная юридическая академия (МГЮА), юридические факультеты Московского и Санкт-Петербургского госуниверситетов (МГУ и СПбГУ), Высшей школы экономики и МГИМО, а также Уральская государственная юридическая академия (УрГЮА, Екатеринбург).
Помимо учебников, есть и другие полезные книги по разным отраслям права. Их я тоже упомяну в обзоре.
Конституционное право: как нам обустроить Россию
Что регулирует. Базовые отношения между государством и его жителями, а также работу высших органов власти. Конституционное право определяет форму правления и государственно-территориального устройства, основные права и обязанности граждан, правила проведения выборов и референдумов, полномочия президента, правительства и парламента.
Зачем изучать. Чтобы понимать, как устроено наше государство, каковы полномочия высших органов власти, как должны проходить выборы и референдумы и каковы наиболее важные права и обязанности граждан.
Главные правовые институты. Выборы и референдумы (иногда их называют подотраслью – избирательным правом), гражданство, президентство, законодательная власть (парламентаризм), исполнительная власть, федеративное устройство, местное самоуправление.
Главные источники права. Конституция РФ, законы «О гражданстве», «О политических партиях» «Об основных гарантиях избирательных прав…» и др.
Основные проблемы. Чрезмерная и почти никем не контролируемая власть президента, ограничение и нарушения прав и свобод граждан во всех сферах жизни, фальсификации на выборах, отсутствие демократических механизмов в системе управления государством, излишняя централизация, отсутствие значимых полномочий у регионов и неразвитость местного самоуправления.
Что почитать. На мой взгляд, наиболее адекватный учебник – «Конституционное право России» Сурена Авакьяна (завкафедрой конституционного права юрфака МГУ). Это, кажется, единственный автор, который не просто пересказывает Конституцию, но ещё и анализирует проблемы и противоречия в законодательстве. Правда, новичков может отпугнуть объём – два тома, каждый почти в тысячу страниц.
Также полезно изучить опыт зарубежных стран. Для этого посмотрите «Организацию государственной власти в России и зарубежных странах» под редакцией Сурена Авакьяна, «Конституционное (государственное) право зарубежных стран» под редакцией Бориса Страшуна и «Самоограничение власти. Краткий курс конституционализма» венгерского юриста и политолога Андраша Шайо.
Из дореволюционных произведений можно почитать «Государственное право» Аркадия Елистратова, «Конституционное государство» Сергея Котляревского, «Курс государственной науки» Бориса Чичерина.
Кроме того, рекомендую ознакомиться с работами по политологии, где затронуты проблемы конституционного права. Наиболее интересные и полезные – книги Григория Голосова «Сравнительная политология» и «Демократия в России. Инструкция по сборке». И напоследок посоветую своё исследование «Управляемая демократия и конституционная реформа» с кратким обзором основных проблем российской Конституции.
Лирическое отступление: блеск и нищета юридической литературы
Современные учебники по правовым дисциплинам далеки от совершенства. Редкий автор умеет писать ясным и простым языком, соотносить текст закона с реальной жизнью, выделять главные моменты, приводить наглядные примеры, анализировать проблемы. Большинство учебников – это просто плохой пересказ действующего законодательства. И если вам попался именно такой учебник, лучше самому почитать законы, на которые он ссылается, – это будет куда полезнее.
Деградация учебной литературы особенно заметна, если сравнить её с дореволюционным временем. Тогда авторы-юристы писали гораздо понятнее и конкретнее. И поэтому литература столетней давности может пригодиться и сегодня. Пусть она основана на законодательстве Российской империи, но основные идеи и принципы там обычно раскрыты лучше.
Вот, к примеру, как объясняют разные авторы один из принципов гражданского процесса.
Современный учебник: «Под принципом диспозитивности следует понимать нормативно-руководящие положения гражданского судопроизводства, определяющие в качестве движущего начала процесса главным образом инициативу заинтересованных в исходе дела лиц… Ряд авторов понимает диспозитивность как право или возможность участвующих в деле лиц в известных пределах под контролем суда распоряжаться своими процессуальными и материальными правами, а также средствами их защиты» («Гражданский процесс» В. Блажеев и Е. Уксусова, 2015 г.).
Дореволюционный учебник: «§ 21. Диспозитивность. Отличительная черта гражданских прав состоит в том, что они предоставлены в полное распоряжение своих обладателей… Каждый волен осуществлять свое частное право или не осуществлять, сохранять его за собою или отрекаться от него… Государство нисколько не заинтересовано в том, чтобы домохозяева взимали наемную плату с квартиронанимателей, а не позволяли им жить в своих домах даром; чтобы литераторы получали гонорар от издателей журналов, а не сотрудничали безвозмездно; чтобы наследники принимали оставленное им наследство, а не отрекались от него. Кто хочет осуществить свое право, должен сам заботиться об этом» (Е. Васьковский «Учебник русского гражданского процесса», 1917 г.).
Не отличается высоким уровнем и то, что называют юридической наукой. Большинство научных монографий и исследований не интересны никому, кроме их авторов. Учёные-юристы почти не затрагивают горячие и острые проблемы, волнующие общество. Мало кто из них пытается решить практические вопросы: как с помощью права сделать нашу жизнь лучше. И книги с названиями вроде «Актуальные проблемы уголовного права» будут рассказывать не про глупые и несправедливые приговоры, а про споры учёных относительно того, что такое «предмет» и «объект» уголовного права и как эти понятия соотносятся между собой.
Тем, кто планирует создать учебник или научное исследование, рекомендую почитать мою статью «Семь советов авторам-юристам: как написать хороший учебник».
Гражданское право: утром – деньги, вечером – стулья
Что регулирует. Гражданское право регулирует почти все отношения между людьми и организациями, куда государство прямо не вмешивается. В центре этих отношений – имущество или схожие понятия, в том числе вещи, земельные участки, результаты работ, услуг и интеллектуальной деятельности и вообще всё, что можно оценить в деньгах (например, вред, нанесённый чести и достоинству человека), а также сами деньги. Гражданское право исходит из того, что субъекты права независимы, равноправны и самостоятельны и один не имеет власти над другим. Эта отрасль регулирует статус граждан и организаций, их связь с имуществом, устанавливает правила сделок, регламентирует отношения, связанные с интеллектуальной собственностью и личными правами граждан (честь, достоинство и т. д.).
Зачем изучать. Гражданское право регулирует почти все важные отношения между людьми и организациями. Любой человек владеет каким-то имуществом и постоянно заключает сделки (иногда даже не осознавая это). Так что важно знать правила, которые всё это регулируют.
Главные правовые подотрасли и институты. Гражданское право настолько объёмно, что его делят на несколько подотраслей: корпоративное право (всё о создании и функционировании юрлиц), вещное право (собственность и другие права на имущество), обязательственное право (сделки, договоры, причинение вреда), право интеллектуальной собственности (права на книги, фильмы, изобретения, товарные знаки и др.), наследственное право.
Важнейшие институты гражданского права: гражданско-правовая ответственность, юридическое лицо, имущество, вещь, собственность, обязательство, сделка, договор, наследование, результат интеллектуальной деятельности.
Главные источники права. Самый важный источник – Гражданский кодекс РФ. Есть также законы о разных видах юрлиц («Об обществах с ограниченной ответственностью», «Об акционерных обществах» и т. д.) и законы по отдельным правовым институтам («Об ипотеке (залоге недвижимости)», «О несостоятельности (банкротстве)», «О потребительском кредите» и др.). Плюс важен закон РФ «О защите прав потребителей»: он регулирует большинство гражданских правоотношений, в которые вступают обычные люди (приобретение товаров или услуг у юрлиц или предпринимателей).
Основные проблемы. Большинство толковых юристов в России занимаются гражданским правом, и о проблемах этой отрасли написано больше всего. Однако, если сравнивать с конституционным, административным или уголовным, то гражданское право – самая вменяемая отрасль российского права. Проблемы здесь, конечно, есть, но в целом нормы гражданского права справедливы и разумны.
Что почитать. Для первого знакомства с гражданским правом рекомендую лекцию «Понятие и предмет гражданского права» Евгения Суханова (завкафедрой гражданского права юрфака МГУ). Её аудио- или видеозапись можно найти в торрентах.
Классическим стал учебник, по которому учат гражданское право на юрфаке МГУ – «Российское гражданское право» под редакцией того же Суханова. Его основной конкурент – учебники юрфака СПбГУ за авторством Юрия Толстого и Александра Сергеева. Правда, Сергеев больше не работает в СПбГУ и начал писать отдельные учебники. А так пособия по гражданскому праву разного качества выпускают почти все юридические вузы страны.
Также рекомендую книгу Вадима Белова «Занимательная цивилистика» с интересными и яркими примерами, иллюстрирующими принципы и нормы гражданского права. Хороши многие дореволюционные книги: «Учебник русского гражданского права» Габриэля Шершеневича, «Основные проблемы гражданского права» Иосифа Покровского и «Учебник гражданского права» Евгения Васьковского. О том, как решают гражданско-правовые проблемы в странах прецедентного права, читайте «Английское договорное право» Вячеслава Оробинского.
Интересные материалы о гражданском праве есть на Youtube. Для начинающих – канал Татьяны Залуниной, преподающей в Академии интеллектуальной собственности, для более подготовленных – канал Антона Иванова, экс-председателя Высшего Арбитражного суда.
Также при изучении этой отрасли будет полезен двухтомный труд «Практика применения Гражданского кодекса РФ» под редакцией вышеупомянутого Вадима Белова. В книге проанализированы более 30 тысяч решений арбитражных судов по гражданско-правовым спорам в сфере бизнеса. Плюс много толковых книг написано по отдельным проблемам гражданского права: например, «Введение в страховое право» Юрия Фогельсона или «Судебная практика по гражданским делам. Споры о защите прав потребителей» Нелли Бугаенко и Максима Кратенко.
Административное право: без бумажки ты букашка
Что регулирует. Отношения в сфере государственного управления и вопросы административной ответственности. Можно сказать, что главная задача административного права – определить, как и во что могут вмешиваться чиновники. Сфера действия административного права чрезвычайно широка: оборона, государственная безопасность, иностранные дела, миграция, промышленность, торговля, строительство, сельское хозяйство, занятость населения, здравоохранение, образование, транспорт, связь, наука, СМИ, культура, спорт, туризм – всё это входит в предмет административного права в той мере, в какой там участвуют представители государства.
Зачем изучать. Чтобы понимать, как государство управляет разными сферами жизни общества. Особенно важно знать нормы в той области, где вы работаете (туризм, наука или разведение кроликов), и в той области, с которой вы всегда можете столкнуться (например, правила дорожного движения).
Главные правовые институты. Государственная служба, надзор, контроль, лицензирование, обжалование действий и актов должностных лиц, административное правонарушение и административная ответственность.
Главные источники права. Источников административного права очень много. Главные – Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) и ФЗ «О государственной гражданской службе РФ». Кроме того, административные нормы по какой-либо теме чаще всего прописаны в законе с тем же или похожим названием. Если хотите узнать о рекламе – читайте ФЗ «О рекламе», о связи – ФЗ «О связи», об образовании – ФЗ «Об образовании», о туризме – ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» и т. д. В этих законах прописаны основные правила, за нарушение которых чиновники могут вас оштрафовать. Плюс есть множество подзаконных актов – их выпускают профильные министерства и ведомства.
Основные проблемы. Чрезмерная зарегулированность всех процессов в обществе, необходимость согласовывать многие вопросы с государством и выполнять кучу бессмысленных правил. Всё это отнимает огромные ресурсы и ложится тяжёлым бременем на экономику. Кроме того, здесь, как и в уголовном праве, степень опасности нарушения часто несоразмерна суровости наказания. За многие безвредные деяния предпринимателя или организацию могут наказать огромным штрафом.
Что почитать. Тяжёлый бюрократический дух вселяется в каждого, кто пишет об этой отрасли. Любой учебник здесь так же непрост для чтения, как и сами источники административного права. Наиболее известны пособия под редакцией Бориса Россинского (завкафедрой административного права Всероссийского госуниверситета юстиции) и учебники основных юридических вузов страны: «Административное право России» Алексея Алехина и Анатолия Кармолицкого (юрфак МГУ) и «Административное право РФ» под редакцией Льва Попова (МГЮА).
Из старых авторов можно упомянуть профессора Московского университета Аркадия Елистратова. В первой половине XX в. он выпустил несколько учебников и книг по административному праву Российской империи и Советского Союза.
Некоторые практические аспекты административного права затронуты в книге Глеба Архангельского «Госслужба на 100%», где рассказано о работе чиновников. Взгляд с другой стороны баррикад – книга «Проверки. Защита прав предпринимателей» под общей редакцией Вячеслава Оробинского и Олега Проскурина.
Уголовное право: преступление и наказание
Что регулирует. Отношения между государством и гражданами по поводу того, какое поведение считать преступным и как за него наказывать. Нормы уголовного права определяют, что такое преступление, кто за него несёт ответственность, объясняют понятия «соучастие», «покушение» и перечисляют все возможные составы преступлений и виды наказаний.
Зачем изучать. Из всех видов юридической ответственности самая серьёзная – уголовная. Поэтому нужно знать хотя бы основные вещи о нормах уголовного права, чтобы ненароком их не нарушить. Особенно это касается нашей страны, где преступлением может оказаться всё, что угодно (например, неуведомление властей о наличии вида на жительство другой страны – ст. 330.2 УК РФ, или оскорбление чувств верующих – ч. 1 ст. 148 УК РФ).
Главные правовые институты. Преступление, уголовная ответственность, вина, вменяемость, приготовление к преступлению, покушение на преступление, соучастие, амнистия, помилование, судимость, наказание.
Основные проблемы. Огромное количество каучуковых норм, по которым можно посадить любого человека (см. заметку «Каучуковые нормы»), а также наличие составов преступлений, которые не представляют никакой общественной опасности. Всё это приводит к тому, что преступником может стать любой житель России.
Что почитать. Уголовное право – просто кладезь живых и наглядных примеров. Однако книги по уголовному праву, как и вся юридическая литература, страдают чрезмерной абстрактностью и занудством. Авторы избегают интересных примеров, анализа судебной практики и оценки норм точки зрения разумности. Про вопиющую абсурдность и несправедливость многих статей Уголовного кодекса пишут, кажется, все, кроме авторов учебной литературы.
Наиболее известны учебники разных преподавателей МГЮА и юрфака МГУ: Людмилы Иногамовой-Хегай, Владимира Комиссарова, Алексея Рарога. Также существует учебник, написанный совместно преподавателями этих двух вузов, – двухтомное «Российское уголовное право» под редакцией Иногамовой-Хегай и Комиссарова. Это один из немногих учебников, где есть хоть какие-то живые и наглядные примеры.
Кроме того, рекомендую небольшое, но интересное пособие «Теоретические основы квалификации преступлений» Анны Корнеевой. Вопреки названию, в книге много судебной практики, хорошо показывающей, как те или иные деяния относят к соответствующим статьям УК РФ.
Из дореволюционных авторов более всего известен Николай Таганцев, написавший несколько учебников по уголовному праву Российской империи («Русское уголовное право», «Курс русского уголовного права» и др.).
Те же, кому достаточно получить лишь общее представление об этой отрасли, могут почитать маленькую книжку «Уголовный кодекс для чайников» Дмитрия Усольцева.
Трудовое право: кто не работает, тот не ест
Что регулирует. Отношения между работником и работодателем по поводу заключения, изменения и прекращения трудового договора, заработной платы, отпуска, условий труда и ответственности за нарушения.
Зачем изучать. Большинство людей играет роль работника, а некоторые – роль работодателя. Первым нужно знать свои основные права и обязанности: как их должны принимать на работу, в каких случаях их могут уволить, как должна начисляться зарплата и т. д. Ну а вторым необходимо знать основные права работника, чтобы не нарушать их.
Главные правовые институты. Трудовой договор, рабочее время, время отдыха, отпуск, оплата труда, охрана труда, дисциплинарная ответственность, материальная ответственность, профессиональный союз (профсоюз), коллективный трудовой договор.
Главные источники права. Трудовой кодекс РФ, законы «О занятости населения в РФ», «О минимальном размере оплаты труда», «О профессиональных союзах…» и др.
Основные проблемы. Чрезмерная зарегулированность трудового процесса и огромное количество обязанностей у работодателя. Из-за этого многие не готовы создавать бизнес и нанимать работников. А это, в свою очередь, приводит к тому, что у людей очень небольшой выбор хорошей работы. Взять, к примеру, труд несовершеннолетних. На работодателя накладывают столько дополнительных обязанностей (взять подростка без испытательного срока, не привлекать его к сверхурочным работам и др.), что никто не хочет нанимать несовершеннолетних. В результате подростку до 18 лет почти невозможно найти легальную работу.
Впрочем, в реальности многие обязанности так и остаются на бумаге, а работодатели (особенно крупные компании) постоянно нарушают права работников.
Что почитать. Учебник юрфака МГУ «Трудовое право России» под редакцией Александра Куренного, учебник УрГЮА «Трудовое право» Светланы Головиной и Юлии Кучиной, а также учебник «Трудовое право» под редакцией Олега Смирнова и Ирины Снигиревой, выпущенный Академией труда и социальных отношений.
Интересные примеры из судебной практики можно прочитать в книгах «Трудовые споры. Чему не учат студентов» Бориса Горохова и «Новейшая судебная практика по трудовому законодательству с комментариями» Оксаны Бойковой и Марины Филипповой.