как вывести деньги с казначейского счета по гособоронзаказу
Порядок расчетов с казначейством по госконтрактам в 2021 году
БКС-Тендер / Статьи / Порядок расчетов с казначейством по госконтрактам в 2021 году
В чем вообще разница между стандартным расчетным счетом компании в банке и лицевым счетом в казначействе? Разница в том, что деньги с расчетного счета можно переводить на нужды компании в свободном режиме, в то время как деньгами с казначейского счета можно пользоваться только при строгих условиях и далеко не на все цели. Средства, находящиеся на казначейском счете бюджетные, по закону они не принадлежат Поставщику (подрядчику, исполнителю), он ими только распоряжается. Расходовать средства бюджета можно на строго определенные цели.
Основная задача казначейского счета – контроль целевого расходования бюджетных средств. Разберем поподробнее все этапы расчетов с казначейством.
1. Поставщик (подрядчик, исполнитель) не вправе самостоятельно распоряжаться денежными средствами, находящимися на его казначейском счете. Разрешение на перевод средств с казначейского счета дает Федеральное казначейство. Расходовать денежные средства можно только на ограниченный перечень направлений. Данный перечень во вложении. При заключении контракта с Заказчиком компании необходимо четко знать структуру расходов на которые пойдут средства от контракта. Все эти расходы должны быть реальными и документально подтвержденными. На первом этапе мы бы рекомендовали сформировать перечень направлений на которые будут расходоваться средства, учитывая долю прибыли. Размер прибыли может определяться в самом контракте при его заключении. По государственному оборонному заказу, например, установлено, что норма прибыли не может превышать 20% от цены контракта. Важно то, что документально неподтвержденные расходы Поставщика (подрядчика, исполнителя) перечислению не подлежат, даже если контракт им исполнен. Остатки средств с казначейского счета в таком случае переводятся в доход бюджета.
2. После распределения всех направлений расходов, с возможностью их документального обоснования, Поставщик (подрядчик, исполнитель) формирует документы, являющиеся основанием для распоряжения средств с казначейского счета. Основанием для осуществления платежей с казначейского счета являются следующие документы:
1) Контракт. Его можно не предоставлять, если он был предоставлен в казначейство при открытии лицевого счета.
2) Товарные накладные, акты выполненных работ (оказанных услуг). Документы, подтверждающие факт выполнения работ, оказания услуг, поставки товаров должны быть подписаны уполномоченными лицами со стороны Заказчика и со стороны Поставщика (подрядчика, исполнителя) – эти лица должны быть указаны в контракте и в карточке образцов подписей, которая была передана в казначейство для открытия казначейского счета.
3) Сведения об операциях с целевыми средствами, код формы по ОКУД 0501213. Данная форма отображает направление расходов, на которые будут направлены денежные средства. Перечень расходов, как говорилось выше, жестко ограничен. Деньги с казначейского счета разрешено переводить на:
4) Платежное поручение. В платежном поручении обязательно должен присутствовать аналитический код раздела лицевого счета и детализированный код и наименование выплат согласно Перечню направлений расходования бюджетных средств.
5) Дополнительно, в качестве обоснования, может быть запрошена справка о распределении накладных расходов (форма в учетной политике) и выписка из регистров аналитического учета (Приложение N1 к Приказу № 4н от 10.01.19г.).
По каждому из вышеперечисленных документов нужно проверить, чтобы обязательно был указан уникальный идентификатор контракта – это обязательный реквизит для казначейства, по которому происходит отслеживание бюджетных средств.
3. Документы направляются в казначейство на проверку через Портал СУФД.
4. Казначейство во время проверки может запросить дополнительные документы, подтверждающие раздельный учет доходов, расходов, активов и обязательств. К таким документам согласно Приказа Минфина России от 25.12.2019 N 255н относятся Расчет накладных расходов и Расходная декларация. Ведение раздельного учета – обязанность получателя бюджетных средств. За нарушение ведения предусмотрена серьезная административная ответственность.
5. Перевод денежных средств Казначейством.
До момента полного исполнения контракта и подписания окончательных Товарных накладных, актов выполненных работ (оказанных услуг) переводить на свой расчетный счет прибыль запрещается. Федеральное казначейство переводит с казначейского счета прибыль компании только после получения подписанных с обеих сторон товарных накладных, актов выполненных работ (оказанных услуг). Как уже было сказано выше – компании обязательно соблюдать установленную норму прибыли. Если остатков на счете после выполнения контракта будет больше, чем норма прибыли – никто эти деньги компании не вернет.
Казначейское сопровождение госконтрактов в 2021 году
Казначейское сопровождение — это механизм усиления контроля за целевым использованием бюджетных средств. Проверяют государственных заказчиков, но не всех и не всегда.
Какие контракты сопровождает казначейство
Федеральное казначейство сопровождает различные операции с целевыми средствами, выделенными на ведение деятельности государственных и муниципальных учреждений и реализацию национальных проектов. Обязательное казначейское сопровождение госконтрактов в 2021 году распространяется на:
Средства, выделенные на заключение госконтрактов на экспертизу проектной документации, результатов инженерных изысканий и услуги по приему платежей от физических лиц, осуществляемых платежными агентами, не проходят через казначейское сопровождение.
Казначейство сопровождает все крупные контракты заказчика, финансирование которых осуществляется из федерального бюджета. Информация о банковском или казначейском сопровождении контракта включается в извещение, закупочную документацию и проект контракта, составленные по правилам 44-ФЗ.
В Постановлении Правительства №2106 от 15.12.2020 описаны изменения в казначейском сопровождении в 2021 году для получателей бюджетных денег. Новый порядок касается не только государственных заказчиков, но и таких получателей целевых средств:
Для получения целевых средств эти учреждения обязаны открыть в территориальном отделении Федерального казначейства (ТОФК) специальные казначейские счета неучастников бюджетного процесса. На этих счетах отражаются операции по поступлению и списанию целевых денег. Движения денежных средств на лицевых расчетных счетах производятся только после санкционирования операций специалистами ТОФК.
В госконтракты, заключенные на целевые деньги, вносится специальный пункт о запрете их перечисления на основаниях, указанных в 385-ФЗ (например, взносы в уставный капитал). Казначейское сопровождение осуществляется по госконтрактам, которые заключены с применением обеспечения обязательств от Федерального казначейства.
Используйте бесплатно инструкции от экспертов КонсультантПлюс, чтобы работать с казначейским обеспечением обязательств без ошибок.
Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: ПОЛУЧИТЬ БЕСПЛАТНО НА 2 ДНЯ .
Территориальные отделы ФК обязаны резервировать и открывать единые лицевые счета с кодом 71 (письмо ФК №07-04-05/22-18684 от 29.08.2019). Единый 71 лицевой счет для казначейского сопровождения предназначен для учета операций НУБП — неучастника бюджетного процесса. Такой счет открывают для головных исполнителей на получение платы за поставку товаров, работ или услуг и для юридических лиц, получающих финансирование из государственных субсидий и бюджетных инвестиций по соответствующим соглашениям.
Когда сопровождают госконтракты в 2021 году
Законодатели ежегодно выпускают закон о бюджете: в 202-м это — Закон №385-ФЗ от 08.12.2020 о федеральном бюджете на 2021 год и плановые периоды 2022–2023. В результате обновились и правила казначейского сопровождения в 2021 году (ПП РФ №2106 от 15.12.2020). По новому порядку обязательно сопровождение контрактов, заключенных на целевые средства по нацпроектам (ч. 2 ст. 5 385-ФЗ).
Необходимо сопровождать целевые средства на:
В 385-ФЗ указано, в каких случаях казначейское сопровождение контракта по 44-ФЗ не требуется:
Что контролирует Казначейство
Казначейское сопровождение означает обязанность крупных получателей бюджетных денег открыть счета в Федеральном казначействе. Механизм предусмотрен для бюджетных средств, предоставление которых осуществляется с последующим подтверждением их использования в соответствии с условиями и целями, для которых они предоставлены. Такие деньги называют целевыми средствами.
В некоторых случаях, помимо контроля, понадобится и казначейское обеспечение обязательств — при перечислении денег в пределах лимитов, выделенных на оплату фактически поставленных товаров, работ, услуг. Такие ситуации предусмотрены в ч. 8 ст. 5 385-ФЗ, п. 9 ПП РФ №2106. Например, в отношении целевых средств, которые предоставляются юрлицам по госконтрактам на строительство (реконструкцию) объектов госсобственности, и контрактов, которые заключаются в рамках их исполнения.
Казначейское обеспечение обязательств осуществляется для субсидий, выделяемых по распоряжению правительства РФ и госкорпораций «Роскосмос» и «Росатом», и для ситуаций, определенных в ч. 2 ст. 5 385-ФЗ. Окончательная оплата через Казначейство проводится следующим образом: средства для платежа по обязательствам юрлиц перечисляются только после получения обеспечения от Казначейства. А осуществляется оно в пределах суммы, необходимой для оплаты фактически поставленных товаров.
Каков общий порядок казначейского сопровождения
Казначейство сопровождает соглашения заказчиков в строгом порядке. Нормы, правила КС и информация об аналитических кодах, используемых федеральным казначейством в целях санкционирования операций с целевыми расходами на 2021 год утверждены в ПП РФ №2106.
Для осуществления операций с целевыми средствами территориальные органы Федерального казначейства (ТОФК) открывают счет в учреждениях Центрального банка РФ для учета денег юридических лиц, которые не являются участниками бюджетного процесса.
Получатели целевых денег (подрядчики и поставщики), в свою очередь, обязаны открыть лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства. На них будут зачисляться и с них будут списываться деньги.
Чтобы израсходовать их с лицевого счета, организация вместе с платежным поручением на оплату предоставляет в ТОФК заключенный госконтракт и иные документы, подтверждающие обязательства по расходованию целевых средств. Это и товарная накладная, и акт приемки-передачи, и счет-фактура.
Перечисление целевых денег не на казначейский счет для госконтракта, а на банковский счет допускается только в определенных случаях. Например, для выполнения обязательств юридического лица по оплате труда и иных выплат в пользу работников.
При казначейском контроле в госконтракты включаются определенные условия, в том числе обязанность поставщика (подрядчика):
В платежных и расчетных документах и документах, которые подтверждают возникновение денежных обязательств, указывается идентификатор государственного контракта. По ИГК ведомство полностью контролирует ход исполнения госконтракта и взаиморасчеты сторон по принятым и доведенным до государственного заказчика обязательствам.
Работники ТОФК, осуществляющие обеспечение госконтрактов, вправе запросить любую документацию, подтверждающую факт и объемы поставленных товаров, работ и услуг, порядок исполнения договора и целенаправленность расходования денежных средств.
Для чего нужен идентификатор госконтрактов
Идентификатор используется для определения контрактов и расчетов по ним. Он представляет собой цифровой код, который присваивается заказчиком после формирования реестровой записи и сохраняется на протяжении действия договора. Компании, которые реализуют товары в рамках контрактной системы закупок, должны указывать этот идентификатор в счетах-фактурах и других платежно-расчетных документах.
Как проводят казначейское сопровождение в гособоронзаказе
Контроль и казначейское сопровождение ГОЗ в 2021 году является обязательным. У всех заказчиков и исполнителей ГОЗ ведется работа с Казначейством по оборонным госконтрактам. Правила утверждены Постановлением Правительства №2153 от 18.12.2020.
Федеральное казначейство отслеживает деньги, которые выделены на исполнение контрактов по оборонному заказу. Сопровождению подлежат все платежи в рублях при расчетах по госконтрактам, которые заключены головными исполнителями с исполнителями или между исполнителями.
Исключение предусмотрено для госконтрактов, которые заключает Министерство обороны, и для контрактов, заключенных госзаказчиками при наличии банковского сопровождения (отдельный банковский счет по 275-ФЗ) или для обеспечения:
Все случаи, исключающие казначейское сопровождение гособоронзаказа в 2021 году, описаны в п. 3 ч. 3 ст. 5 385-ФЗ. Казначейство не сопровождает договоры на поставку коммунальных услуг, услуг связи и электроэнергии и контракты, подписанные с казенными учреждениями федерального уровня по п. 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.
Общие правила для ГОЗ таковы: ТОФК сопровождает госконтракты по ГОЗ (с исполнителями) и соглашения, которые заключают для исполнения основного контракта по государственному оборонному заказу (с соисполнителями). Все денежные операции проводятся на специальных счетах.
Каждому госконтракту присваивают уникальный идентификатор (ИГК). Его указывают в платежных и расчетных документах. Все операции проводятся после санкционирования расходов ТОФК. При открытии лицевого счета ФК проводит проверку головного исполнителя или исполнителя в течение двух рабочих дней. Если проверка прошла успешно, орган открывает лицевой счет, если нет — приостанавливает открытие. Информация об этой процедуре передается в Федеральную службу по финансовому мониторингу.
По новым правилам вводится режим лицевого счета, который подразумевает проведение финансовых операций по ИГК. Правила пользования целевыми деньгами, санкционирования расходов и приостановления операций по ГОЗ не изменились.
В 2009 году закончила бакалавриат экономического факультета ЮФУ по специальности экономическая теория. В 2011 — магистратуру по направлению «Экономическая теория», защитила магистерскую диссертацию.
Инструкция по работе с отдельным счетом для гособоронзаказа по 275-ФЗ
Отдельный банковский счет исполнителя ГОЗ — это финансовый инструмент, который открывается в уполномоченном кредитном учреждении для проведения взаиморасчетов между заказчиком и поставщиком государственного оборонного заказа.
Кто обязан открывать отдельный счет
Для расчетов между участниками государственного оборонного заказа используется спецсчет: это закреплено в 275-ФЗ от 29.12.2012. Каждый поставщик по ГОЗ обязан использовать отдельные номинальные счета по ГОЗ.
Регулируется открытие счета по 275-ФЗ в ст. 8 Федерального закона (п. 7 ч. 1, п. 7 ч. 2 ст. 8): их открывают головные исполнители и поставщики по гособоронзаказу для проведения расчетов с другими исполнителями.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, обязан ли субподрядчик открывать спецсчет. Используйте эти инструкции бесплатно.
Как открыть
Открытие возможно, только если у исполнителя заключен контракт на банковское сопровождение ГОЗ с уполномоченным банком. Банковское учреждение выбирает сам поставщик. Главное условие, без которого нельзя открыть отдельный счет, — наличие особого подтверждения от Центробанка.
ЦБ РФ проверяет, соответствует ли банк установленным критериям для ведения этого специального инструмента по ГОЗ, и выдает ему разрешение на такую деятельность. К примеру, зарезервировать счет в Новикомбанке по гособоронзаказу допускается, только если у этого кредитного учреждения есть специальное разрешение Центробанка. У АО АКБ «Новикомбанк» такое разрешение присутствует, поэтому поставщики и соисполнители вправе подать заявку на резервирование.
Все банки, уполномоченные открывать специальные счета по гособоронзаказу, получают разрешение от Центрального банка РФ. Актуальный перечень уполномоченных банков доступен на официальном сайте Банка России. Для дополнительного подтверждения запрашивайте у специалиста банковского учреждения документальный допуск от ЦБ РФ.
Отдельный счет предназначен для расчетов между государственными заказчиками и исполнителями гособоронзаказа. Средства, выделенные на ГОЗ, носят целевой характер. Эти деньги используются только для расходов на государственный оборонный заказ, любое отклонение повлечет существенный штраф. Номинальный счет открывается для контроля движения денежных средств по контрактам, связанным с ГОЗ.
В Законе №275 определен режим использования отдельного счета (ст. 8.3 275-ФЗ). Открывается спецсчет по правилам, установленным конкретным уполномоченным банком. Вот что надлежит сделать поставщику:
Как только стороны завершат исполнение контракта по гособоронзаказу, подрядчик обязан уведомить об этом уполномоченный банк и закрыть спецсчет.
Как пользоваться
В 275-ФЗ четко указано, должен ли исполнитель гособоронзаказа открывать счет — да, все головные исполнители, исполнители и соисполнители открывают спецсчет в уполномоченных банках. Банковские учреждения заключают специальные договоры на обслуживание спецсчетов по государственному оборонному заказу. Операции проводятся, только если в распоряжении на перечисление денежных средств указывают идентификатор государственного контракта. Когда открытие одобрено уполномоченным банком, поставщик оповещает заказчика и направляет ему реквизиты. С этого момента государственный заказчик обязан перечислять деньги на спецсчет, указывая в каждом платежном документе идентификатор контракта.
Если из распорядительного органа (ТОФК — территориальное отделение Федерального казначейства) поступит уведомление о временной приостановке операций по спецсчету, уполномоченное учреждение обязано на время заблокировать движение средств (Указание ЦБ РФ №3729-У от 15.07.2015).
Какие операции допускаются
Не все движения денежных средств строго контролируются банками и Казначейством. Вот перечень допустимых операций, по которым допускается использование средств по гособоронзаказу (п. 2 ч. 1 ст. 8.3 275-ФЗ):
Допускаются и расходы на оплату труда персоналу со спецсчета, если соблюдается условие об одновременной выплате вознаграждения и компенсаций работникам ГОЗ по действующему трудовому законодательству. Исполнители вправе использовать спецсчет для перечисления НДФЛ с доходности, полученной в качестве заработной платы (Письмо Минфина России №03-04-06/15565 от 21.03.2016).
Приказ Минобороны №605 от 21.10.2019 закрепляет порядок взаиморасчетов с физическими лицами, которые предоставили в ограниченное пользование земельные участки в рамках сопровождаемой сделки по ГОЗ. Головной исполнитель обязан подать в уполномоченный банк перечень таких лиц, закрепив список тех, кому надлежит перечислить целевые средства гособоронзаказа. В реестр включаются сведения о гражданине (Ф.И.О., паспортные данные, адрес регистрации), о его земельном участке (кадастровый номер) и о связанном государственном контракте (идентификатор).
Какие операции проводить нельзя
Ряд операций не получится провести через спецсчет. Поставщику ГОЗ не разрешат предоставить или вернуть кредит, ссуду или заем, рассчитаться с физическими лицами (исключение — оплата труда), купить ценные бумаги или иностранную валюту, вложиться в уставный капитал, разместить деньги на депозитах, обеспечить исполнение обязательств за счет целевых средств по гособоронзаказу. Полный список представлен в ст. 8.4 275-ФЗ.
ТОФК вправе приостановить спецсчет для гособоронзаказа при казначейском сопровождении контрактов по ГОЗ. Такое правило установили в Приказе №43н от 22.12.2020.
Порядок вступил в силу 12 марта 2021 года. Если клиент предоставил неверные реквизиты, находится в процессе ликвидации или банкротства, связан (аффилирован) с государственным заказчиком, специалисты Федерального казначейства приостанавливают открытие лицевого счета. В приложении к Приказу №43н перечислены все критерии приостановления процедуры открытия счетов.
Разъяснения по теме
Основные тезисы | Реквизиты документа | Скачать | ||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
О взыскании денежных средств для уплаты налогов (сборов, страховых взносов) с отдельного счета, открытого в рамках гособоронзаказа, в ходе конкурсного производства |
№ | Вопросы | Ответы по информации Федерального казначейства |
---|---|---|
1 | Сколько лицевых счетов можно открыть в рамках одного контракта? | |
2 | Можно ли не открывать лицевой счет, если договор заключен на сумму меньше чем 100 000 рублей? В этом случае лицевой счет для сопровождения Казначейством не открывается. Операции ведутся обычным образом на расчетных счетах в кредитных организациях. Исключение составляют отдельные случаи, они указанны в законе № 362-ФЗ в ст. 5 ч. 3 п. 3. | |
3 | ||
4 | По условиям госконтракта на лицевой счет исполнителя, неучастника бюджетного процесса, перечисляется аванс. Каков правовой статус денежных средств, находящихся на этих лицевых счетах? В каких нормативных актах это закреплено? | Средства в валюте РФ по расчетам государственных контрактов по ГОЗ являются целевыми. Это закреплено в статье 5, ч. 1, абз. 1 и ч. 2 Федерального закона № 362-ФЗ. |
5 | ||
6 | Необходимость разработки плана закупок на работы по ГОЗ. | |
7 | Как происходит возмещение произведенных расходов по договорам, заключенным до 01.01.2018? |