как выйти на работу после декретного отпуска 6 лет
Досрочный выход из отпуска по уходу за ребенком до 3 и 1,5 лет
После отпуска по беременности и родам женщина, ставшая мамой, обычно уходит в более длительный — по уходу за ребенком. В любой момент его можно прервать и продолжить работу на прежних или льготных для матери условиях. Администрация обязана сохранять за женщиной в декрете ее рабочее место и должность. Закон запрещает препятствовать желанию женщины одновременно работать и растить ребенка до 3 лет. Как оформить выход из декретного отпуска, не дожидаясь окончания, каковы особенности и последствия такого решения, расскажет наш материал.
Выход из декрета: что нужно знать
Право женщины на декретный отпуск закреплено в ТК РФ, ст. 256. Он может использоваться полностью и частично. Чаще всего в декрет уходит сама женщина, однако право на отпуск по уходу за малышом до 3 лет имеют и другие члены семьи, со всеми вытекающими из законодательства правами и обязанностями.
Отпуск не запрещается делить между родственниками. Женщина может выйти на работу раньше срока, а оставшаяся часть декретного периода будет использована родственниками ребенка для ухода за ним.
Важно! Отпуск по уходу дается, наравне с биологическими родителями, усыновителям и членам их семьи на тех же условиях (ТК РФ, ст. 257).
Законодатель говорит об отпуске до 3 лет, но фактически он разделяется на 2 части:
Компенсация на сегодняшний день составляет всего 50 руб. в месяц. Именно в указанный период чаще всего работницы прерывают декретный отпуск.
Работодатель обязан сохранить рабочее место сотрудницы. Если с этим возникают сложности, он может перевести женщину, досрочно вышедшую из отпуска, на иную должность только с ее согласия. Уволить ее по собственной инициативе у администрации также возможности нет. Единственное основание увольнения – ликвидация фирмы.
Если женщина желает и работать, и пользоваться пособием до 1,5 лет, ей устанавливается график неполной рабочей недели (дня), с учетом предельного норматива рабочего времени – 40 часов в неделю (ст. 91 ТК РФ).
Продолжительность рабочего времени обязательно фиксируется в договоре, а переход на неполный рабочий режим необходимо отразить в допсоглашении к нему.
Неполное рабочее время предоставляется женщине до 1,5 лет малыша одновременно с выплатой пособия (ст. 93 абз. 2, ст. 256 абз. 3 ТК РФ), после чего она будет обязана трудиться в обычном режиме. Это правило действует, даже если рабочий день женщине был сокращен минимально, например, на один час в день. По аналогии с неполным временем работы женщина имеет право работать из дома, без утраты права на пособие.
Внимание! Если она выходит на работу в режиме полного времени, прекращается выплата пособия и компенсации на ребенка до 3 лет.
Как оформить выход на работу
Оформлять досрочный выход на работу необходимо на основании заявления. Предполагается, что женщина сообщит о своем решении заранее, чтобы у администрации была возможность решить проблему кадровых перестановок и возможных увольнений (на месте работницы до ее выхода из отпуска, как правило, работает другой сотрудник).
Законодательство, однако, не содержит сроков, которыми должны руководствоваться стороны в этом случае. Целесообразно прописать их в ЛНА и ознакомить сотрудниц под подпись.
Заявление пишется в свободной форме. В нем отражается просьба прервать отпуск по уходу за ребенком. Если работница выходит на полный рабочий день, указывается просьба прервать выплату пособия до 1,5 лет. Если женщина выходит на неполный рабочий день или намерена трудится дистанционно, с одновременным получением пособия, в заявление просьба о прерывании отпуска по уходу за ребенком не вписывается.
Такая формулировка может послужить причиной для отказа фирме в компенсации выплат на ребенка, поскольку ст. 256 ТК РФ говорит о неполном рабочем времени, надомной работе «во время нахождения в отпусках по уходу за ребенком».
Составляется допсоглашение к трудовому договору, в котором фиксируется:
На основании заявления издается приказ руководителя о выходе женщины из декрета на определенную должность. Обязательно указывается режим ее работы. Одновременно в приказе может содержаться пункт об увольнении сотрудника, принятого на место вышедшей из отпуска женщины. Если кто-то из работников был переведен на это место, в приказ добавляется пункт об обратном переводе на прежнюю должность.
Если после выхода из отпуска прекращаются декретные выплаты, это тоже отражают в приказе. Отпуск по уходу за ребенком, в том числе и досрочный выход из него, вписывается в личную карточку. В трудовой книжке никаких записей делать не нужно.
Правовые аспекты и примеры
Порядок досрочного выхода из отпуска по уходу за ребенком рассмотрим на нескольких характерных примерах.
Ситуация: работница собирается выйти из отпуска по уходу, о чем поставила в известность руководство, написав соответствующее заявление. В администрации ей ответили, что свободных рабочих мест нет, и предложили уволиться.
Здесь администрация нарушила нормы ст. 256 ТК РФ, где говорится о гарантиях сохранения рабочего места в отпуске по уходу за ребенком. Целесообразно сначала выявить нарушение, обратившись в трудинспекцию, прокуратуру с просьбой провести проверку законности действий администрации, а затем руководствуясь собранными материалами, обращаться в суд.
Ситуация: директор сообщает сотруднице, находящейся в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет, что фирма ликвидируется (происходит смена названия), предлагает выйти из отпуска досрочно, уволиться по собственной инициативе, а в дальнейшем прийти на работу в новую фирму.
В данной ситуации выход из отпуска досрочно и последующее увольнение с заключением нового трудового договора невыгодно работнице. Переименование фирмы не означает ее автоматической ликвидации. Кроме того, увольнение при ликвидации предполагает ряд гарантий и компенсаций, в том числе и женщинам в декретном отпуске.
Ситуация: женщина ухаживает за ребенком до 1,5 лет, находится в отпуске, хочет досрочно прервать его. Затем его собирается оформить отец малыша, работник этой же организации. Родители действуют в рамках ст. 256 ТК РФ, где говорится о возможности использования отпуска не только матерью, но и иными родственниками, частями. Мать должна написать заявление о выходе из отпуска, а отец – об уходе. На основании этих документов издаются кадровые приказы и осуществляются начисление пособия.
Ситуация: у женщины истекает отпуск по уходу до 1,5 лет, она хочет продолжить использовать отпуск, оформив заявление и продлив его до 3 лет, однако фактически собирается начать работу раньше. Если ранее работница писала заявление на отпуск до 1,5 лет, теперь ей нужно написать новое – до 3 лет, а затем, проработав желаемый период, письменно заявить о выходе из отпуска.
На основании заявления издается соответствующий приказ.
На работу после декрета
Чего боятся работодатели?
Существует стереотип, что от сотрудницы с маленьким ребенком больше проблем, чем пользы. Работодатель ожидает от молодой мамы два потенциально негативных сценария:
1) Что сотрудница не сможет уделять работе достаточно времени.
Есть мнение, что молодая мама будет все время пропадать: то нужен больничный, то отгул, то детский утренник, то забрать ребенка из сада пораньше. В командировки ее не отправить и попросить задержаться, чтобы доделать важную работу, тоже не получится. К тому же у большинства компаний принят график работы до 18:00 или 19:00, а многие детские сады требуют, чтобы ребенка забирали до 17:00.
2) Что за время декрета сотрудница утратила профессиональную квалификацию.
Навыки, которыми мы какое-то время не пользуемся, ослабевают. Это касается всего: и вождения автомобиля, и английского языка, и даже обычной коммуникации с окружающими. Работодатели думают: если вы два года были в декрете, то занимались только ребенком, следовательно, профессиональную литературу не читали, английский забыли и за актуальными тенденциями в своей области не следили.
Ваши сильные стороны
Главная задача любого кандидата — доказать свою пользу для работодателя. Это же касается и молодых мам. После разговора с вами у работодателя должно сложиться впечатление, что он наконец-то сможет закрыть вакансию, делегировать задачи и заняться своими делами. Поэтому во время интервью старайтесь акцентировать внимание на своих сильных сторонах.
Вы просто очень хотите работать
Ваш главный козырь — горящие глаза. Насидевшись с детьми, женщины горят желанием работать, вспоминать забытое, применять свои деловые способности. Они не опаздывают на работу на полдня, не бегают на частые перекуры и не уйдут на «более теплое место» через полгода, потому что ценят стабильность. Женщины после декрета счастливы целый день общаться с взрослыми людьми, иметь час на обед и возможность сконцентрироваться на работе. Причем чем дольше сотрудница была в декрете, тем больше она рада вернуться на работу.
«Женщина, которая провела несколько месяцев или лет в декрете, обычно очень хочет работать, — делится своим опытом Василий Воропаев, основатель компании Rubrain.com. — Она хочет отвлечься от забот о ребенке и готова обеспечивать не только свое, но и его будущее, даже если это только оплата няни или детского сада. Это большая ответственность, которая заставляет сотрудницу думать о своем профессиональном развитии».
«Посидев пару лет дома в декрете, многие деятельные девушки просто сходят с ума от постоянного «дня сурка», — добавляет Валентина Игнатьева, ведущий менеджер по персоналу агентства интегрированных коммуникаций Comunica. — Поэтому они очень рады вернуться в коллектив и профессионально развиваться. Практика показывает, что те, кто работает продуктивно, остаются такими же и с рождением ребенка, так что режим многозадачности для них не проблема. И чувство ответственности у молодых мам развито гораздо сильнее, чем у их коллег, у которых пока что нет детей».
У вас свои сильные навыки
Это тайм-менеджмент, организованность, умение существовать в режиме многозадачности и многое другое. У сотрудниц с маленькими детьми есть ряд преимуществ перед другими, уверена Ксения Андреева, HR филиала компании «1С-Рарус». «Они гораздо более усидчивы, чем их коллеги без детей, они внимательны к деталям и умеют эффективно распределять время, — рассказывает она. — По нашему опыту, мамы, только вышедшие из декрета, хорошо справляются с задачами, где требуется постоянный контроль (например, это может быть контроль показателей). Такие сотрудники отличаются ответственностью и сосредоточенностью».
Другой профессиональный плюс женщин, которые одновременно с заботой о ребенке работают, — это опыт тайм-менеджмента и скорость принятия решений, добавляет Василий Воропаев: «Отпуск по уходу за маленьким ребенком научил их мгновенно оценивать ситуацию, решать проблему и управлять своим временем, а не прокрастинировать. Это очень важные качества для бизнеса».
Еще одно неоспоримое преимущество мам с маленькими детьми — это лояльность, считает Зульфия Юпашевская, руководитель отдела кадровых услуг BDO Unicon Outsourcing. «Женщина, у которой есть баланс между работой и семьей, едва ли захочет менять работу в обозримом будущем, — продолжает она. — К тому же такие сотрудники обычно выкладываются на 100%. Им важно, во-первых, сохранить рабочее место, во-вторых, научиться новому и наверстать упущенные знания (если декрет был долгим). Еще один пункт в пользу молодых мам — это их навык управления временем и расстановки приоритетов. Ну и гибкость и переговорные навыки, по моему опыту, декрет тоже хорошо развивает, а это большое плюс для любого сотрудника».
Вы готовы искать компромиссы
И искать различные возможные пути решения проблем. Например, поработать какое-то время удаленно, если ребенок заболел, или подобрать индивидуальный удобный график работы вместе с работодателем. «Можно изменить график работы, можно делить работу на части, выполняя ее в разное время дня, — считает президент группы предприятий «Тенториум» Раиль Хисматуллин. — Можно вообще организовать сезонную работу, оставляя себе сезоны гарантированного отпуска. Большинство наших дистрибьюторов — женщины, и часто это молодые мамы с детьми. Конечно, их не надо ставить на конвейерную работу, но это не значит, что таких женщин вообще не стоит рассматривать в качестве работников. Молодые мамы часто готовы сделать невозможное, чтобы закрепиться на месте, получить продвижение, опыт, рекомендации и хорошую зарплату. И в этом отношении они часто превосходят мужчин».
Если ваша должность не требует обязательного присутствия в офисе, договоритесь с руководством, что первое время после выхода из декрета поработаете удаленно. Это поможет и вам, и ребенку привыкнуть к новым жизненным обстоятельствам. Некоторые компании абсолютно нормально относятся к такому многоступенчатому выходу из декрета. «С одной молодой мамой мы начали удаленно сотрудничать, когда она еще находилась в отпуске по уходу за ребенком, — рассказывает Наталья Засыпина, директор департамента маркетинга компании «Фогсофт». — Ребенку тогда было меньше полутора лет. Мы с этой сотрудницей общались через Skype и электронную почту. Помню, во время наших созвонов по Skype в микрофоне периодически слышался детский лепет, но никого из нашей компании это не смущало, потому что это никак не мешало рабочему процессу. Если человек ответственный, то ничто не помешает ему качественно выполнять свою работу. Кстати, эта сотрудница скоро во второй раз станет мамой, и мы с удовольствием продолжим сотрудничать, когда ей станет удобно совмещать заботу о ребенке с решением наших задач».
Иногда компании идут навстречу молодым мамам и решают перевести сотрудницу с маленьким ребенком на удаленную работу уже после выхода из декрета. От такого решения могут выиграть и сотрудник, и компания. «К нам на собеседование приходила девушка, сидевшая дома с ребенком два с половиной года, — рассказывает Светлана Антонова, руководитель HR-отдела компании «Арасар». — Она претендовала на должность логиста, а это довольно стрессовая работа: необходимо организовывать и контролировать перемещение спецтехники и оборудования для стройплощадок по всей стране. Соискатель подходила нам по всем параметрам, более того, даже будучи в декрете она была в курсе, к примеру, актуальных региональных тарифов на перевозки тралами. Мы пригласили ее на работу. Сначала все шло отлично — у человека горели глаза, и работа была в радость. Но примерно через полгода ее ребенок стал регулярно простужаться. Питерская осень, детский сад — причин много. У мамы началась череда вынужденных отгулов. Учитывая, что сотрудник весьма компетентный и ответственный, мы решили перевести ее на удаленную работу с приездом в офис в случае особой необходимости. У нас пошел уже второй год такого сотрудничества и можно констатировать, что это решение было верным».
Полезные советы
1. Сразу акцентируйте внимание работодателя на том, что у вас есть, кому присмотреть за ребенком. Укажите это в резюме в разделе «Семейное положение», проговорите в телефонном разговоре, повторите на собеседовании. Неважно, будет ли это бабушка, няня или детский сад, главное, что вы спланировали, с кем останется ребенок, пока вы будете работать. У работодателя должно сложиться впечатление, что у вас надежные помощники и четкий план. Это уравняет вас с бездетными кандидатами.
Разумеется, нужно как можно раньше до выхода из декрета готовить к этому ребенка: решить, с кем будет оставаться малыш во время вашего отсутствия, и начать его к этому приучать — например, заранее отдать в детский сад.
Решение любых семейных вопросов — это вопрос вашей самоорганизации, ответственности и желания, напоминает Татьяна Конакова, директор по развитию продаж MICE-компании Upjet Travel Group. «Разумеется, больничные по уходу за ребенком и необходимость забирать детей из детского сада — это проблемы, которые лежат на поверхности. Этот вопрос сотрудники решают самостоятельно, так что компания этих сложностей даже не замечает».
2. Продемонстрируйте, что вы в курсе последних тенденций в вашей профессиональной области. Упомяните, какие книги по специальности в последнее время читали, какие статьи или блоги изучали, какие лекции или курсы прослушали. Ну и, конечно, готовиться к выходу на работу следует заранее, чтобы успеть освежить свои знания.
Лучше всего, когда женщина, уходя в декрет, не полностью прерывает карьеру, а продолжает работать — удаленно или на фрилансе, считает Наталья Сторожева, генеральный директор Центра развития бизнеса и карьеры «Перспектива» и преподаватель Русской школы управления. «Тогда она не выпадает из рабочего процесса и не теряет профессиональной формы, — объясняет Наталья. — Сейчас часто женщины уходят в два декрета подряд, а после 5-6 лет, проведенных дома, невозможно выйти на работу с тем же уровнем дохода, как и до декрета. Кроме того, за такой срок теряются навыки, меняются законодательство, система налогообложения, схемы ведения бизнеса и конъюнктура рынка.
3. Задавайте вопросы: и во время телефонного интервью, и на собеседовании, и в первые рабочие дни. Интересуйтесь целями и задачами компании, занимайте активную позицию. Не бойтесь показать, что вы чего-то не знаете. Лучше следуйте главному правилу коммуникации: «Не знаешь — спроси».
4. Молчите о личном. Не всем интересно знать подробности развития вашего ребенка, поэтому не рассказывайте об этом каждому коллеге. Эти новости лучше оставить для родных и близких.
5. Относитесь к своему декрету не как к «балласту», а как к огромному ценному опыту: опыту управления временем, планирования, ответственности, поддержания баланса, работы с очень требовательным клиентом — вашим собственным ребенком.
Трудовой кодекс на вашей стороне
Да, существуют работодатели, которые не соблюдают Трудовой кодекс. Тем не менее трудовое законодательство в России все-таки есть, и оно-то как раз защищает интересы молодых мам. Например, статья 64 говорит нам: «Запрещается отказывать в заключении трудового договора женщинам по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей». Если работодатель вам отказывает по этой причине, требуйте письменный отказ и идите с ним в суд.
Статья 259 Трудового кодекса прямым текстом запрещает заставлять беременных женщин работать сверхурочно. А если вы — женщина с ребенком до 3-х лет, то отправлять вас в командировку или заставлять работать после официального рабочего времени работодатель может только с вашего письменного согласия.
Работодатель обязан взять обратно на работу сотрудницу, ушедшую в декретный отпуск, напоминает Зульфия Юпашевская, руководитель отдела кадровых услуг BDO Unicon Outsourcing. «Мы занимаемся поддержкой бизнес-процессов в сфере бухгалтерии. В России в этой сфере традиционно работает больше женщин. Мы регулярно сталкиваемся с тем, что часть наших специалистов уходит в декрет и возвращается на работу, — рассказывает Юпашевская. — В настоящее время, например, в отпуске по уходу за ребенком находится почти 20% от общей численности нашего персонала. Для нас не стоит вопрос, возьмем ли мы этих людей обратно — мы обязаны сделать это по закону. Но дело не только в соблюдении правовых норм. Нам выгодно продолжать сотрудничать с опытным, проверенным человеком, который знаком с коллективом и спецификой бизнеса. Такого сотрудника не придется обучать с нуля».
В современных и открытых компаниях к детям относятся как к естественному этапу развития сотрудника. Поэтому относитесь к пункту «дети» в резюме как к способу показать потенциальному работодателю, что вы умеете брать на себя ответственность, эффективно распоряжаться своим временем и придерживаться планов.
Как безболезненно вернуться на работу после декретного отпуска: 5 советов от специалистов центра «Моя работа»
Возвращение к работе после декретного отпуска — это непросто. Жизнь женщины кардинально меняется. Теперь ей предстоит совмещать заботу о ребенке с рабочими обязанностями. Справится ли она? Как выход на работу скажется на ее отношениях с ребенком, с мужем? Эти вопросы тревожат и вызывают сильное эмоциональное напряжение. Как избежать стресса при возвращении в рабочий коллектив, рассказывают карьерные эксперты центра «Моя работа».
Совет 1. Не будьте строги к себе
В первые недели после выхода на работу ваше эмоциональное состояние может быть сложным и противоречивым. Вы можете испытывать страх, разочарование, неуверенность. Это абсолютно нормальная реакция организма на стресс. Дайте себе время привыкнуть к смене обстановки и к рабочему процессу, не делайте выводы о себе как о специалисте, исходя из первых недель работы после декрета.
Не игнорируйте свои чувства и переживания, а главное — помните, что этот период скоро закончится, вы вольетесь в коллектив и адаптируетесь к изменениям. Относитесь к себе с пониманием.
Совет 2. Подготовьтесь заранее
До выхода на работу необходимо максимально подготовиться к новому графику. Если ребенок пойдет в сад, важно, чтобы его первый день в саду не совпал с вашим первым рабочим днем. Дайте малышу возможность привыкнуть к изменениям в его жизни, к воспитателю, к детям, и только после этого выходите на работу.
Если планируете оставлять ребенка с няней, обязательно потренируйтесь жить в таком графике какое-то время до выхода на работу. Пробуйте уходить по своим делам, постепенно увеличивая время отсутствия. Подготовка к разлуке с малышом поможет снизить тревожность.
Можно несколько раз просто так съездить в офис. Поездки по этому маршруту пробудят ощущения, которые вы испытывали, когда работали.
Совет 3. Продумайте распорядок дня
Хорошо спланируйте ваш каждодневный график — сколько часов вы будете работать, сколько займет дорога, когда вы будете проводить время с ребенком, и что именно будете делать, когда сможете уделить время себе. Убедитесь, что у вас достаточно времени и на ребенка, и на себя.
Важно вливаться в рабочий процесс по возможности плавно. Если вы планируете совершенствоваться как профессионал, постепенно добавляйте в расписание больше рабочих часов. Однако помните, что торопиться тут ни к чему. Относитесь к себе бережно, изменяйте распорядок дня постепенно и помните, что время с семьей или время для себя крайне важны в борьбе со стрессом.
Совет 4. Вернитесь к общению с коллегами
Важно заново влиться в коллектив. Вспомните, с кем из коллег вы близко общались до отпуска? Какие темы обсуждали? Сейчас вы наверняка изменились. Возможно, в поле ваших интересов преобладает родительство и ребенок, но не стоит превращать любое общение в обсуждение нюансов воспитания. Постарайтесь поддерживать те темы, которые обсуждают коллеги.
Не избегайте совместных обедов и старайтесь переключить свое внимание с мыслей о ребенке на общение в коллективе. Конечно, вам важно делиться ощущениями и новостями вашей жизни в новом статусе родителя, но не злоупотребляйте этой темой и прислушивайтесь к интересам других.
Совет 5. Найдите поддержку
Не оставайтесь один на один с переживаниями. Возможно, кто-то из семьи может выслушать и позаботиться о вас в трудные моменты. Наверняка в коллективе есть сотрудники, которые тоже возвращались к работе после декрета. Обсудите с ними свои чувства и попросите поделиться опытом.
Также форумы и специальные группы в социальных сетях для родителей служат отличным ресурсом поддержки. Обязательно обращайтесь за помощью, когда это нужно. Возобновление профессиональной жизни — непростой этап жизни, и лучше проходить его не в одиночку.
Справочно
Чтобы попасть на прием к карьерным экспертам центра занятости «Моя работа», необходимо получить направление в территориальном МФЦ либо записаться самостоятельно через сайт центра занятости или сайт Мэра Москвы mos.ru.
За помощью в поиске работы обращайтесь к крупнейшему государственному кадровому оператору по поиску работы — службе занятости населения города Москвы. В нее входят 57 отделов трудоустройства, 52 из которых расположены в столичных центрах госуслуг «Мои Документы». Флагманские центры с расширенным набором услуг: центры занятости «Моя работа» на ул. Щепкина, д. 38, стр. 1. и ул. Шаболовка, д.48, специализированный центр занятости «Моя карьера» для граждан 50 +, мам с детьми, людей с инвалидностью и молодежи на ул. Сергия Радонежского, д.1, стр. 1.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы
На работу после декрета: проблемы, с которыми сталкиваются молодые родители
Выход на работу: первый серьезный шаг
Когда с ребенком разлучают обстоятельства, выход из декрета пугает и расстраивает. Возвращение на работу — стресс, но в случае с ребенком на родителя может обрушиться еще и чувство вины. «Иногда окружающие осуждают попытки женщины все успеть, и она начинает считать себя плохой матерью», — рассказывает Марина Ковалевская, эксперт в области работы с человеческим потенциалом, Smart course. Непрошенные советы дают родственники, друзья и даже малознакомые люди.
Пока ребенок совсем маленький, декретные будни угнетают. Но с возрастом проводить время с малышом все интереснее, а вот оторваться от него — сложнее, хотя сам ребенок быстро учится самостоятельности.
«Мне очень хотелось вернуться на работу, когда ребенку был год: ощущение постоянного дня сурка было таким сильным, что иногда с ностальгией вспоминала, как работала до 9-10 вечера, но зато каждый день занималась новым, — поделилась Ксения Филатова, директор по управлению персоналом в российском офисе Британского совета. — Когда сыну исполнилось два года, с ним стало гораздо интереснее гулять, играть, читать книги. Мы вместе пекли оладьи по утрам и ловили белок в парке. Я боялась, что, когда выйду на работу, не смогу уделять время сыну, но это оказалось не так. Ему сейчас гораздо меньше нужно мое постоянное присутствие».
«Я вышла из декрета раньше срока, по финансовым причинам. Самое сложное для меня было отдать младшего ребенка в сад. Ему только исполнилось два года, и я очень переживала, как же он там будет такой маленький без меня, — рассказала Ольга Коротких, ведущий инженер-программист НПЦ «Инфотранс». — За свое состояние я не переживала. В коллективе у меня были хорошие отношения, меня там ждали. Поэтому я вышла на работу с чувством удовлетворения. Было очень приятно, что со мной на работе что-то закрутилось, завертелось».
Баланс между домом и работой
Изменения в распорядке жизни неизбежны. Какие-то дела получат статус необязательных, на них просто не будет хватать времени. Постепенно семья войдет в новый ритм, но для этого требуется время. «Конечно, мне стало сложнее справляться со всем — домашние дела, занятия с детьми, да еще работа, — рассказывает Ольга Коротких. — Мне помогал муж. Что-то стараемся успеть в выходной, а о чем-то просто перестали переживать — оба работаем и не все успеваем, это нормально».
Перемены в жизни мамы часто совпадают с новыми этапами взросления ребенка. Он начинает интересоваться другими людьми и уже не так остро переживает разлуку. Это снимает часть тревог, которые могут беспокоить маму за работой. «Я поняла, что для меня важнее отношения с мужем и ребенком. Поэтому после выхода на работу страдает чистота в квартире и разнообразие блюд на столе, но, кажется, это напрягает только меня», — говорит Ксения Филатова. Наладить новую жизнь помогает признание перемен: когда молодая семья договорилась о распределении обязанностей и домашних дел, условия не кажутся такими враждебными.
Поддержка коллег
Войти в рабочий ритм помогает доверительное общение с коллегами. Психолог Марина Ковалевская советует выбрать тех, с кем приятно общаться, и держаться этого круга. Найти кого-то, с кем можно сходить на обед или посоветоваться: в первые две недели эмоциональная поддержка очень важна.
«После длительного перерыва тяжело восстановить профессиональные навыки, научиться вновь общаться с людьми, не сбиваясь на младенческие темы, справиться с тревогой за ребенка, который остался без тебя, выстроить свой день по новому графику и успевать быть мамой, женой, коллегой и самой собой», — рассказала Ксения Филатова.
Хороший способ отвлечься и расслабиться, завязать разговор с другими сотрудниками — семейное фото на рабочем столе. Коллеги тоже рады поболтать о детях и поделиться переживаниями. Чувства единства и причастности очень важны на этапе вхождения в работу.
Строгий начальник
Большой перерыв на отпуск по уходу за ребенком может сказаться на качестве работы: после декрета работники могут чаще делать ошибки, нуждаться в сопровождении на первом этапе. Руководитель заинтересован в том, чтобы работа шла без остановок, а сотрудницу с маленьким ребенком часто приходится отпускать на больничный. В некоторых компаниях это становится проблемой.
Марина Ковалевская отмечает, что, как ни странно, начальники-мужчины более лояльны к сотрудницам, которые недавно вышли из декрета. Женщины-руководители, которые успешно справились со своими детьми, часто переносят свою историю на подчиненных, острее реагируют на просьбы о больничном или удаленной работе. В таком случае лучше честно и спокойно поговорить с начальницей, признать проблему и договориться о решении, которое устроит всех.
«Конечно, я иногда отпрашиваюсь с работы к врачам, беру больничные. Не могу сказать, что начальница от этого в восторге, но относится с пониманием. У нее тоже есть дети и внуки, не было бабушек и дедушек, которые помогали воспитывать. Поэтому такие ситуации ей знакомы, она идет навстречу», — говорит Ольга Коротких.
Не остается времени на себя
Усталость и стресс, которыми сопровождаются перемены, истощают запас сил. Попросить о помощи бывает сложно, а список дел постоянно растет. Кажется, что дать себе отдых — все равно что украсть это время у семьи или из сроков важного проекта.
«У меня не все было гладко, я уставала. Если это стресс по работе, я прошу дать мне полчаса побыть одной, наливаю бокал вина и медитирую. Если настигает мысль, что я плохая хозяйка — успокаиваю себя тем, что нельзя успеть сделать все. Если расстраиваюсь, что сын растет без матери, пока я на работе — смотрю фотографии, как они в детском саду играют, рисуют, лепят. В общем, нужно выдохнуть и найти позитив. Или пожалеть себя немного и продолжать жить дальше», — говорит Ксения Филатова.
Усталость и желание побыть в одиночестве — это нормально. «Из-за тревог у женщины возможен плохой сон, нестабильное эмоциональное состояние, ощущение одиночества и уязвимости. Здесь можно посоветовать заниматься спортом, нужны прогулки и расслабление, некоторым помогает медитация. Можно вести дневник и разделять свои переживания с близким человеком. При необходимости — обратиться к психологу», — советует Марина Ковалевская. Чтобы расслабиться и переключиться после работы, полезно посидеть 30 минут в тишине и договориться с близкими, чтобы вам дали немного отдохнуть.