как заполнить больничный лист в 2021 году прямые выплаты
Как заполнить больничный лист в 2021 году
В сентябре 2020 года Минздрав утвердил новый порядок заполнения больничных листов. Рассказываем, как заполнять бумажные и электронные больничные листы в 2021 году, можно ли оформлять больничный при дистанционном приёме врачом и как проверить подлинность больничного листа.
Варианты заполнения больничного листа: бумажный и электронный
С 2017 года в России можно использовать два способа составления больничных листов: традиционный бумажный и электронный.
Бумажный больничный лист — это бланк специальной формы. Врач заполняет свою часть документа и отдаёт работнику. После выздоровления работник сдаёт больничный лист в бухгалтерию. Бухгалтер проверяет документ, заполняет раздел с данными о компании и расчётами, а затем передаёт больничный в ФСС для оплаты. Также на основании больничного листа в установленных законом случаях работодатель сам перечисляет работнику пособие за первые три дня болезни.
Электронный больничный лист — это запись в базе данных ФСС. Работник должен дать письменное согласие на использование электронного документа. В этом случае врач заносит информацию в базу фонда со своего компьютера и отдаёт сотруднику талон с номером больничного. Далее сотрудник передаёт талон работодателю, и бухгалтер также заполняет свою часть документа, но в электронном виде.
Использовать электронный больничный лист намного удобнее, чем бумажный. Его нельзя потерять или испортить и практически невозможно подделать. Кроме того, информация сразу попадает в базу фонда, что ускоряет процесс начисления и снижает вероятность ошибок. А рассчитывать больничные в несколько кликов можно в интернет-бухгалтерии «Моё дело».
Как проверить больничный лист перед заполнением
Получив больничный лист на бумаге, работодатель должен проверить три параметра.
2. Подлинность бланка по внешним признакам:
3. Достоверность информации, заполненной врачом. В частности, название медицинского учреждения должно быть таким же, как на печати, ФИО работника должно соответствовать его паспортным данным. А вот в названии предприятия могут быть опечатки, так как врач заносит эти сведения со слов сотрудника. В этом случае заменять больничный не нужно, работодателю достаточно без ошибок внести название компании и регистрационный номер в своём разделе (письмо Московского регионального отделения ФСС РФ от 14.07.2020 № 14-15/7710-1110-ЛНК).
Если у работодателя после всех проверок остались сомнения, он может направить запрос в свое отделение ФСС, приложив оригинал спорного больничного (письмо ФСС РФ от 30.09.2011 № 14-03-11/15-11575). При оформлении электронного больничного листа, работодателю достаточно проверить его номер. Если в базе ФСС есть этот больничный, значит документ настоящий.
Как заполнить бумажный больничный лист
Правила заполнения больничных листов приведены в разделе IX Порядка, утвержденного приказом Минздрава РФ от 01.09.2020 № 925н.
1. Записи нужно делать заглавными печатными буквами с использованием печатающих устройств или с помощью гелевой, капиллярной, либо перьевой ручки с чернилами чёрного цвета. Пользоваться шариковой ручкой нельзя.
2. Допускается комбинированный вариант, когда часть информации в больничный внесена с помощью печатающего устройства, а часть — вписана авторучкой (письмо ФСС РФ от 23.10.2014 № 17-03-09/06-3841П).
3. Все записи должны начинаться с первой ячейки и не выходить за границы полей.
4. Печати медицинской организации и работодателя могут выходить за границы отведённых мест, но не должны перекрывать поля с информацией.
5. Если работодатель допустит ошибку при заполнении больничного листа, то её можно исправить без замены бланка (п. 72 приказа № 925н). Для этого следует:
При исправлении нельзя использовать корректор и другие аналогичные средства.
Работодатель заносит в раздел больничного листа «ЗАПОЛНЯЕТСЯ СТРАХОВАТЕЛЕМ» следующие данные.
1. Сведения о месте работы:
2. Идентификационные коды работника: ИНН и СНИЛС.
3. Специальные условия расчёта больничного:
Если ни одного из перечисленных особых условий нет, все эти поля нужно оставить пустыми.
4. Сведения для начисления пособия:
При оплате пособия напрямую через ФСС две последние строки заполнять не нужно (п. 73 приказа № 925н).
Работодатель заверяет больничный подписью руководителя и главного бухгалтера, а также печатью, если она имеется.
Как заполнить электронный больничный лист
Работодатель вносит в электронный больничный лист те же сведения, что и в бумажный бланк. Информацию нужно передать в базу ФСС через личный кабинет работодателя. После того, как данные внесены, их в общем случае следует заверить УКЭП руководителя и главного бухгалтера, либо индивидуального предпринимателя.
Работодатель может передать полномочия по заверению больничных листов специалисту, который занимается их оформлением. Для этого нужно издать приказ и оформить доверенность. Тогда для заверения электронных больничных листов необходимо будет использовать УКЭП уполномоченного лица (п. 74 приказа № 925н).
Если данные электронного больничного заполнены работодателем неверно, то ошибку можно исправить. Для этого нужно повторно заполнить сведения и передать их в ФСС с указанием причин исправления. Исправленные данные следует заверить УКЭП руководителя и главного бухгалтера (п. 72 приказа № 925н).
Особые случаи: декретные выплаты и карантин
В период эпидемии допускается оформление больничного листа в рамках дистанционного приёма с использованием телемедицинских технологий. Это относится, в том числе, и к начислению пособий по беременности и родам (п. 50 приказа № 925н). Таким образом снижаются риски распространения опасных заболеваний.
Также для уменьшения количества контактов между врачами и пациентами, в условиях эпидемии предусмотрено особое правило заполнения больничных при карантине. В этом случае врач должен оформить больничный лист сразу на весь период изоляции пациента (п. 48 приказа № 925н).
В остальном порядок заполнения работодателем больничных листов при беременности или в случае карантина не отличается от описанного выше.
Пример заполнения больничного листа работодателем
Для чего кадровику правила заполнения больничного листа
Выдача больничных листов — процедура, строго регламентированная законодателем. Это следует уже из того, что больничный должен оформляться исключительно на защищенном бланке. Его форма утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 347н.
Кроме того, важно соблюсти правила заполнения больничного листа в 2021 году работодателем, установленные для него приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.09.2020 № 925н. Документ содержит перечень общих требований к заполнению больничного, актуальных и на сегодняшний день.
Работодатель вносит сведения только в часть пунктов на бланке больничного, которые объединены в блок «Заполняется работодателем».
ВАЖНО! В больничном листе должны быть корректно указаны данные, заполняемые как врачом, так и работодателем.
Если ответственное лицо работодателя перед тем, как заполнить больничный лист, обнаружит ошибки в блоке, оформленном врачом, заполнять часть для работодателя не имеет смысла. Скорее всего, ФСС не станет его оплачивать. Необходимо запросить в медицинской организации новый документ.
Напомним! С 2021 года проект ФСС «прямые выплаты» действует на всей территории РФ. Подробнее см. в нашей памятке для бухгалтера.
Столь же строгой может быть санкция ФСС и за ошибки, допущенные из-за незнания, как заполняется больничный лист работодателем. Рассмотрим, как их можно избежать.
Инструкция по заполнению больничного листа в 2021 году работодателем
С учетом требований, изложенных в нормативных документах, инструкция по заполнению больничного листа будет выглядеть следующим образом. Работодатель вносит в больничный лист:
Подробнее о расчете стажа и его влиянии на размер пособия по нетрудоспособности читайте здесь.
Справка-расчет как обязательное приложение к больничному
Следует учитывать, что одного знания, как правильно заполнить больничный лист, мало. Кроме самого больничного листа работодателю нужно представлять в ФСС справку — расчет пособия. Она нужна для того, чтобы подтвердить правильность цифр, указанных в больничном.
Унифицированной формы справки-расчета законодатель не утвердил. Работодателю придется разработать ее самостоятельно.
Главное, чтобы справка включала:
Подписывается справка-расчет обычно руководителем и главным бухгалтером работодателя.
Какой ручкой, какими чернилами и каким цветом заполнять больничный лист
Внесение данных в бланки больничных листов, созданные на бумаге, обычно осуществляется вручную с помощью ручки — капиллярной, гелевой или же перьевой черного цвета. Внесение данных в больничный с помощью шариковой ручки не допускается.
В принципе, заполнить форму можно и на ПК — с помощью специальной программы, которая способна переносить данные с цифрового бланка на бумажный, передавая данные на принтер, в который вставлен официальный бланк. Более того, допустимо заполнять 1 часть больничного ручкой, а другую — на ПК (письмо ФСС РФ от 23.10.2014 № 17-03-09/06-3841П).
Каким образом заполнять документ
Когда заполняем больничный лист 2021 года, следует учитывать, что данные в него должны вноситься большими буквами начиная с первой доступной слева ячейки используемого поля. Если работодатель проставляет на бланке печать, она не должна попадать на соответствующие ячейки.
При обнаружении ошибок в графах больничного их можно исправить. Для этого необходимо:
Вне зависимости от количества исправлений в больничном сделать на бланке запись: «Исправленному верить», проставить подписи директора, главного бухгалтера, а также печать достаточно 1 раз.
Слишком длинное название фирмы-работодателя: что делать
Бывает, что даже сокращенное название фирмы-работодателя требует бо́льшего количества ячеек, чем предусмотрено в соответствующей графе больничного. Иногда оно отсутствует, то есть не зарегистрировано в учредительных документах. В этом случае в бланк можно вписать основную часть названия компании и поставить точку. Так или иначе, идентификация фирмы будет осуществлена по ее уникальному номеру, выданному ФСС.
Расчет итоговой суммы: нюансы
Размер итоговой суммы пособия, который фиксируется в соответствующей графе бланка, не должен быть уменьшен на НДФЛ. Если данная сумма, а также иные денежные величины, отражаемые в документе, не содержат копеек, вместо них следует вписывать 0.
Как осуществляется передача полномочий по заверению больничного
В общем случае блок больничного листа, заполняемый работодателем, подписывается руководителем и главным бухгалтером. Однако допустима передача полномочий по подписанию больничных листов другим лицам. Для этого им необходимо оформить доверенность с учетом положений ст. 185 ГК РФ. При этом на самом бланке больничного каких-либо отметок о том, что документ подписывается по доверенности, быть не должно.
Как заполнять больничный лист работодателю: образец 2021 года
Чтобы представлять, как заполнять больничный лист, образец с уже внесенными данными можно загрузить на нашем сайте.
Отметим, что поскольку исходные форма и содержание документа не корректировались, для больничного листа образца 2021 года заполнение работодателем будет производиться по тем же правилам, что и в предшествующие годы.
Где скачать пример заполнения больничного листа нового образца для 2021 года
Документ доступен по ссылке ниже. Данные расчета в нем приведены исходя из стажа работы сотрудника, составляющего от 5 до 8 лет (т. е. в расчет берется 80% от среднего заработка).
Скачать образец заполнения больничного листа работодателем
Построчный комментарий по заполнению работодателем больничного листа привели эксперты КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к К+, оформите его бесплатно и переходите к указаниям.
Электронный больничный
С 01.07.2017 начато применение электронной формы больничного (закон от 01.05.2017 № 86-ФЗ), использование которого ведется наравне с обычным бумажным документом.
Электронный больничный от обычного отличает следующее:
Электронный больничный также нужно будет заполнить работодателю. Как это сделать правильно, узнайте в КонсультантПлюс. Получите бесплатный демо-доступ к К+ и переходите в материал, чтобы узнать все подробности данной процедуры.
Подробнее об организации взаимодействия сторон при работе с больничным читайте в материалах:
Итоги
Процедура оформления больничного листа в 2021 году по-прежнему строго регламентирована законодательством РФ — как с точки зрения требований к внешнему виду документа, так и в плане алгоритма его заполнения. Работодателю, как и медицинскому учреждению, надо четко представлять, как правильно заполнить больничный лист, и нельзя допускать ошибки при оформлении больничного, иначе ФСС не примет его в качестве основания для компенсации расходов работодателя на оплату пособия.
Как заполнить новые реестры на прямые выплаты пособий
Со 2 мая 2021 года отправлять электронные реестры в ФСС по больничным и другим пособиям нужно по новым формам. Рассказываем, что изменилось и как их теперь заполнять.
Кто и когда отправляет электронные реестры в соцстрах
С 1 января 2021 года по всей стране заработали прямые выплаты от ФСС — работники стали получать пособия по временной нетрудоспособности напрямую из ФСС, а не от работодателей. Изменения затронули почти все больничные и соцвыплаты, кроме:
Эти суммы работодатели выплачивают за свой счёт, а затем обращаются в ФСС за возмещением расходов по пособиям на погребение и дополнительным выходным. По остальным выплатам они выступают в роли посредников — получают от работников и передают в соцстрах сведения и документы для назначения и расчёта пособий.
Если в организации или у ИП среднесписочная численность работников за прошлый год превысила 25 человек, сведения для назначения и выплаты пособий передают электронным реестром по специальным формам. Для этого нужны электронная подпись и сервис, через который можно обмениваться информацией с соцстрахом.
При среднесписочной численности за прошлый год менее 25 человек, работодатель может выбрать способ передачи документов в ФСС — электронным реестром или на бумаге с описью по форме из приложения № 3 к Приказу ФСС № 26 от 4 февраля 2021 г.
Срок отправки реестров в ФСС — не позднее пятого календарного дня с даты получения от работника листа нетрудоспособности (или номера, если это электронный больничный) и других документов для назначения и расчёта пособий. В интернет-бухгалтерии «Моё дело» реестры ФСС уже обновлены.
Список документов зависит от ситуации — это могут быть справки от других работодателей, свидетельство о рождении ребёнка и т. д.
Как заполнять новые реестры ФСС
Есть три формы реестра для назначения и выплат разных видов пособий. Обновлённые бланки утвердили приказом ФСС № 26 от 4 февраля 2021 г.
По временной нетрудоспособности и материнству
В приложении № 15 — форма реестра сразу к нескольким пособиям:
При рождении ребёнка
В приложении № 17 — форма реестра сведений по единовременному пособию при рождении ребенка.
По уходу за ребёнком до 1,5 лет
В приложении № 19 — форма реестра по ежемесячному пособию по уходу за ребёнком.
Если в реестре ФСС ошибки или неполная информация
Если в реестре не хватает каких-либо сведений для назначения и расчёта пособия, ФСС, в течение пяти рабочих дней вы получите извещение через электронный сервис, которым пользуетесь для обмена с ФСС.
Не позже следующего рабочего дня нужно подтвердить, что вы получили реестр, а в течение пяти рабочих дней с момента получения извещения — отправить новый реестр с уточнёнными сведениями.
Если ФСС не дождётся подтверждения и реестра в установленные сроки, то в течение трёх рабочих дней отправит извещение повторно, но уже заказным письмом.
Если не отправить реестр, должностных лиц организации могут оштрафовать за непредставление в ФСС сведений для назначения и выплаты пособий. Согласно п. 4 ст. 15.33 КоАП РФ штраф составит от 300 до 500 руб.
Если реестр уже принят ФСС, но вы обнаружили ошибки, например, неверно дали данные по расчёту среднего заработка, сформируйте и отправьте новый реестр. Откорректировать уже принятый реестр нельзя.
Оплата больничных работодателем в 2021 году: новые обязанности для организаций
Новые обязанности работодателей в 2021 году по оплате больничных
С 2021 года все без исключения регионы перешли на прямые выплаты социальных пособий из средств ФСС. Зачетный механизм при исчислении взносов на обязательное социальное страхование был упразднен (Федеральный закон № 243-ФЗ от 03.07.2016).
По новым правилам работодатели выплачивают своим работникам больничные пособия только за первые 3 дня временной нетрудоспособности (ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»). За все последующие дни больничного деньги работникам будут поступать непосредственно из регионального отделения ФСС (п. 11 Постановления Правительства РФ от 30.12.2020 № 2375).
Выплачивать пособие за весь период больничного листка работодателям больше не потребуется. Соответственно, не потребуется и представлять заявления на возмещение/зачет выплаченных сотрудникам пособий. Все страховые взносы в ФСС работодатели будут уплачивать в полном объеме без возможности их уменьшения на величину выплаченных в пользу работников больничных пособий. При этом обязанность по оплате сотрудникам первых 3 дней временной нетрудоспособности сохраняется за работодателями в полном объеме. Возмещать работодателям эти деньги ФСС по-прежнему не будет.
Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени
1. С 2021 года все регионы перешли на прямые выплаты социальных пособий из средств ФСС. Зачетный механизм при исчислении взносов на обязательное соцстрахование был упразднен.
2. С 2021 года работодатели выплачивают своим работникам больничные пособия за первые 3 дня временной нетрудоспособности. Все последующие дни больничного оплачивает ФСС.
3. Работодатель должен получить от работника документы, необходимые для назначения и выплаты больничного пособия, рассчитать и выплатить пособие за первые 3 дня, сформировать и представить в ФСС комплект документов для выплаты пособия за весь последующий период временной нетрудоспособности.
4. Работодатель обязан назначить сотруднику пособие по временной нетрудоспособности в течение 10 календарных дней со дня обращения сотрудника за пособием.
5. Пособие за первые 3 дня болезни работодатель должен перечислить сотруднику в ближайший после назначения пособия день, установленный для выплаты зарплаты.
6. В течение 5 рабочих дней с момента обращения сотрудника за получением больничного пособия работодателю нужно сформировать и направить в ФСС полный комплект документов для назначения и выплаты этого пособия.
7. ФСС обязан выплатить свою часть пособия в течение 10 календарных дней с момента поступления в фонд документов от работодателя.
8. Несоблюдение сроков для передачи документов в ФСС грозит работодателю штрафом от 300 до 500 рублей.
Сам порядок расчета больничных пособий по большей части не изменился. В 2021 году пособия также рассчитываются, исходя из среднего дневного заработка сотрудника и количества дней временной нетрудоспособности, подтвержденного больничным. Единственное изменение здесь состоит в том, что теперь больничное пособие за полный месяц не может быть меньше МРОТ (Федеральный закон от 29.12.2020 № 478-ФЗ). Если пособие в расчете за полный месяц окажется ниже данной величины, то его нужно будет выплатить в размере, исчисляемом исходя из МРОТ. В этих целях действующий МРОТ делится на количество календарных дней месяца и умножается на количество календарных дней, приходящихся на время болезни.
При этом работодатели должны рассчитать пособие только за первые 3 дня болезни работника. Расчет оставшейся части пособия произведет ФСС на основании сведений, поступивших от работодателя. Для этого работодателям нужно получить от работника заявление, больничный лист и направить их вместе со сведениями о заработке сотрудника в ФСС.
С учетом вышеуказанных изменений обязанности работодателей в части оплаты больничных листов теперь будут сводиться к выполнению следующих действий:
Какие документы работодатель должен получить от работника для назначения больничного пособия
Поскольку в 2021 году оформление больничных пособий осуществляется через работодателей, именно на них возлагается обязанность по получению от работников сведений и документов, необходимых для назначений этих пособий.
В число таких документов входят (ч. 5 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ):
Заявление заполняется работником по форме, утв. приказом ФСС РФ от 24.11.2017 № 578 (Приложение № 1). В заявлении в обязательном порядке указывается способ перечисления больничного пособия – на банковскую карту «Мир», на банковский счет или почтовым переводом.
К заявлению прикладывается оригинал больничного листка (номер электронного больничного), предоставленный работником. Причем к оплате принимаются больничные листки, с момента оформления которых прошло не более 6 месяцев (п. 17 Постановления Правительства РФ от 30.12.2020 № 2375).
Работодатель заполняет только свою часть больничного листка. То есть указывает в нем сведения об организации и самом работнике, средний заработок сотрудника для начисления пособия, средний дневной заработок, а также сумму пособия за первые 3 дня больничного.
Поля больничного «За счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации» и «ИТОГО начислено» работодателем не заполняются – их заполнят в ФСС. Электронный больничный листок заполняется работодателем в аналогичном порядке (п. 11 постановления Правительства РФ от 16.12.2017 № 1567).
Получив от работника все нужные документы, работодатель осуществляет расчет и выплату пособия за первые 3 дня больничного, формирует пакет документов для оплаты больничного за оставшийся период и направляет его в ФСС.
Выплата пособия за первые 3 дня больничного
Работодатель обязан назначить сотруднику пособие по временной нетрудоспособности в течение 10 календарных дней со дня обращения сотрудника за его получением.
Само пособие за первые 3 дня болезни работодатели обязаны перечислять на зарплатные карты своих сотрудников в ближайший после назначения пособия день, установленный для выплаты зарплаты (ст. 15 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ).
Законодательство не обязывает работодателей оформлять для перечисления пособия отдельный платежный документ. И больничное пособие, и зарплату (аванс) можно перечислить на банковскую карту сотрудника одной платежкой, указав в ней соответствующие типы назначения платежа.
При этом с выплаченного работнику пособия работодатель должен удержать и уплатить в бюджет НДФЛ. НДФЛ перечисляется в бюджет не позднее последнего дня месяца, в котором было выплачено больничное пособие (абз. 2 п. 6 ст. 226 НК РФ).
Оставшуюся часть пособия работнику рассчитывает и перечисляет уже региональное отделение ФСС. Для этого работодатель обязан своевременно направить в фонд полный комплект документов, необходимых для назначения и выплаты больничного пособия.
Передача в ФСС документов для выплаты больничного пособия
С момента обращения сотрудника за получением больничного пособия у работодателя есть 5 рабочих дней для того, чтобы сформировать и направить в ФСС полный комплект документов для назначения и выплаты этого пособия (п. 3 Постановления Правительства РФ от 30.12.2020 № 2375).
В число таких документов входят заявление, больничный листок, сведения о среднем заработке сотрудника для расчета больничного и опись этих документов.
Форма представления в ФСС вышеуказанных документов и сведений зависит от количества сотрудников, работающих у работодателя. Работодатели со среднесписочной численностью сотрудников до 25 человек включительно могут направить эти документы заказным письмом. Если же численность сотрудников работодателя превышает 25 человек, то вместо пакета документов он направляет в ФСС электронный реестр сведений (п. 4 положения, утв. постановлением Правительства РФ от 21.04.2011 № 294).
Оставшуюся часть пособия ФСС выплатит работнику в течение 10 календарных дней с момента поступления в фонд документов или реестра сведений от работодателя. Пособие перечислят на банковский счет или через организацию федеральной почтовой связи по выбору самого сотрудника.
Как отвечает работодатель за несвоевременную передачу больничных в ФСС
Если работодатель в течение 5 рабочих дней после получения от работника всех необходимых документов для назначения больничного пособия не передаст эти документы в ФСС, его могут привлечь к административной ответственности.
Законодательство предусматривает административную ответственность за непредставление и несвоевременное представление в ФСС документов и сведений, необходимых для назначения и выплаты больничного пособия.
Ответственность за это правонарушение работодатели несут по ч. 4 ст. 15.33 КоАП РФ (нарушение порядка и сроков представления документов в территориальные органы ФСС). В соответствии с данной статьей несоблюдение 5-дневного срока подачи в ФСС необходимых документов влечет наложение штрафа на руководителя и главного бухгалтера организации-работодателя в размере от 300 до 500 рублей.