Составление акта об оказании услуг является завершающим этапом оформления каких-либо работ и служит доказательством того, что исполнитель или подрядчик выполнил свои обязательства перед заказчиком в полном объеме. Характер услуг значения не имеет – акт может быть составлен по самым разным поводам, поэтому он имеет широчайшее распространение. Акт об оказании услуг является приложением к договору подряда, поэтому его нельзя назвать самостоятельным документом.
К вашему вниманию! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Зачем нужен акт об оказании услуг
В первую очередь следует сказать, что в акте фиксируется факт того, что все необходимые услуги были выполнены в срок и в надлежащем качестве. Также он подтверждает, что у заказчика отсутствуют претензии к исполнителю (список всех предоставленных услуг вносится в специальную таблицу, содержащуюся в документе).
Таким образом, акт является законным основанием для производства окончательных расчетов по подрядному договору между заинтересованными сторонами.
Если говорить о заказчике, то акт включается еще и в финансовую отчетность, в том числе по учету понесенных расходов и на его основе происходит снижение базы налогового обложения.
В тех случаях, если заказчик остается недовольным качеством предоставленных услуг, это также отражается в акте отдельным пунктом. В нем подробно перечисляются выявленные недочеты, дефекты, ошибки и указывается период, в течение которого необходимо их устранить. Если же работы по устранению нарушений не проводятся, заказчик вправе подать на исполнителя в суд. Точно также в суд может подать и исполнитель, например, при задержке или уклонении заказчика от оплаты.
То есть, акт об оказании услуг может стать аргументом в судебном споре между контрагентами, причем как с одной, так и с другой стороны.
В других же ситуациях документ, наоборот, может являться гарантией от необоснованных претензий и возникновения судебных разбирательств.
Стоит отметить, что если дело дойдет до суда, а акта между сторонами не будет, его отсутствие судья может расценить, как нежелание соблюдать законодательно установленную процедуру оформления оказания услуг. Это в свою очередь может привести к наложению штрафных санкций со стороны надзорных органов.
Правила составления акта
Акт об оказании услуг не имеет стандартного, унифицированного образца, обязательного к применению, поэтому оформляться он может в произвольном виде, исходя из потребностей компании, или по разработанному в фирме шаблону (если выбран второй вариант, то форма акта должна быть закреплена в учетной политике организации).
При оформлении документа нужно придерживаться определенных правил и норм делопроизводства. В частности, акт должен включать в себя:
Если к акту прикладываются какие-либо дополнительные документы (это могут быть не только печатные бумаги, но и фотографии, чеки, квитанции и т.п.), их необходимо указать отдельным пунктом.
Что делать, если в акте обнаружены ошибки
Самый лучший способ исправления ошибок в акте оказания услуг: уничтожение неправильного экземпляра и написание нового акта.
К составлению акта следует относиться внимательно и скрупулезно, стараться не допускать помарки и неточности (особенно в цене). Если избежать ошибок не удалось, их нужно исправлять путем аккуратного зачеркивания неверных сведений и внесения верных (заверить подписями и надписью «исправленному верить»).
Правила оформления
Документ можно оформлять на обычном листе А4 формата или же на фирменном бланке предприятия, причем как от руки, так и на компьютере (это не имеет значения). Делать нужно два экземпляра – по одному для каждой из сторон. При этом обе копии акта необходимо подписать руководителями обеих организаций (или уполномоченными действовать от их имени сотрудников) и проштамповать печатями (только при их наличии, т.к. с 2016 года юридические лица по закону имеют право не визировать свои бумаги при помощи штампов и печатей).
После того, как услуга будет предоставлена и сотрудничество завершено, в том числе произведена полная оплата, акт следует передать в архив компании, где он должен храниться на протяжении установленного законом периода.
Образец составления акта об оказании услуг (табличная форма)
Под таблицей фиксируется окончательная цена прописью.
Во второй части документа следует зафиксировать то, что все услуги предоставлены в надлежащем качестве, в установленный срок и в полном объеме. Также необходимо вписать то, что заказчик претензий не имеет. Здесь же нужно указать, к какому договору данный акт является приложением (его номер и дату составления).
Последнее, что следует внести в акт об оказании услуг: реквизиты сторон. Их набор стандартный:
В завершение акт нужно заверить подписями директоров организаций или других лиц, действующих от имени компаний.
Вы ещё помните? Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Акт выполненных услуг — это итоговый документ, который формируется на этапе закрытия контракта и подтверждает факт, объем и качество исполнения поставщиком его обязательств по этому контракту.
Скачать общую форму акта выполненных работ из КонсультантПлюс
Скачать бланк унифицированной формы КС-2 для ремонта, строительства
Скачать форму акта выполненных работ по договору об оказании услуг 2021 года
Скачать образец акта выполненных работ по договору оказания услуг, выполнения работ по форме КС-2
Скачать образец акта оказания услуг в word (консультационные)
Скачать образец акта сдачи-приемки оказанных услуг 2021 года (транспортно-экспедиционные)
Скачать образец акта об исполнении обязательств по договору (аварийно-технические услуги)
Для чего используется акт оказанных услуг
После того как поставщик выполнил обязательства по контракту, заказчик принимает выполненные обязательства по контракту. Специалисты заказчика сверяют поставленные объемы с условиями госконтракта, анализируют качество оказанных услуг. Если услуги оказаны в полном объеме и надлежащим образом, то стороны составляют и подписывают акт выполненных работ или оказанных услуг.
В акте оговариваются сроки, которые отводились на выполнение работ в соответствии с государственным контрактом. Если сроки нарушены, то прописываются штрафные санкции, если услуги оказаны вовремя, это отмечается в отчете. Этот первичный регистр подтверждает качество и полноту выполненных работ. Формируя итоговую документацию, стороны согласовывают результаты закупки. К примеру, подписанный акт выполненных работ за консалтинговые услуги означает, что все обязательства, закрепленные контрактом, исполнены, заказчик не имеет претензий к поставщику, а поставщик — к заказчику.
Стороны подписывают актовый документ, если:
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, что делать, если заказчик не подписывает акт выполненных работ. Используйте эти инструкции бесплатно.
Если любое из этих условий не выполнено (услуги оказаны не в полной мере или в ненадлежащем качестве), то заказчик вправе не принимать работы и не подписывать регистр. В таких ситуациях составляется протоколирующий документ, в котором указываются все позиции, не допускающие приемки. В протоколе прописывают и срок, в течение которого необходимо устранить выявленные нарушения.
Грамотно составленный протокол разногласий является своего рода гарантией для заказчика. Если организация обратится в судебные органы для дальнейшего разбирательства, протокол нарушений и неподписанный акт станут доказательством ненадлежащего исполнения обязательств со стороны поставщика.
Бланк составляется в двух экземплярах: один экземпляр остается у организации-заказчика, другой — у поставщика.
В какой форме составляется
Формат зависит от объекта закупки. Если предметом контракта являлись работы по строительству, ремонту, капитальному ремонту, основой для которых была проектно-сметная документация, то документ в обязательном порядке формируется по унифицированной форме КС-2 (кодировка по ОКУД — 0322005, утв. постановлением Госкомстата РФ № 100 от 11.11.1999).
В остальных случаях исполнение обязательств актируют в свободной форме. Каждое учреждение вправе разработать собственный бланк. Это позволит учесть особенности организационно-правовой формы, отрасли и специфику конкретной закупки. При необходимости организация вправе дополнять (но не уменьшать унифицированное содержание) и форму КС-2. Все разработанные бланки утверждаются в учетной политике и локальных нормативах заказчика.
Законодательство не закрепляет строгих правил по формированию собственной формы. Вот что писать в результат выполненных работ по контракту, чтобы акт обладал юридической силой:
Готовый документ подписывают руководители или другие уполномоченные лица.
Контролирующие органы требуют корректного заполнения актовых регистров. Для этого инстанции утверждают методические рекомендации по формированию такой отчетности. В методичках прописывается как порядок заполнения регистра, так и регламент применения и расчета штрафов и взысканий при ненадлежащем исполнении контракта. Для этого в форму включаются соответствующие пункты, отражающие фактическое качество работ, выявленные недостатки, размер штрафных санкций и сумму по контракту, исчисленную после удержания штрафов и неустоек.
Как заполнить акт
Итоговую документацию, подтверждающую факт выполнения работ или оказания услуг, оформляют поставщики. Заказчик только изучает документы и подписывает их. Примеров, как выглядит акт выполненных работ на поставку товаров, нет. Стороны актируют сдачу-приемку продукции товарной накладной.
Строительный или ремонтный КС-2 заполняют по строго унифицированной форме, подробно указывая реквизиты сторон, наименование объекта строительства и адрес стройки. Табличная часть документа заполняется в строгом соответствии со сметным расчетом.
Регистры, формируемые для иных случаев, заполняются либо на фирменном бланке организации-заказчика, либо в формате обычного документа.
Независимо от выбранной формы, в документе обязательно указываются предмет закупки, цена контракта, сроки выполнения работ.
Ошибки и исправления в бланке не допускаются. При обнаружении неточностей документацию переделывают, аннулируя предыдущий вариант.
Отчетные документы подписываются представителями со стороны заказчика и исполнителя, печать ставится при ее наличии в учреждении. Для бюджетных учреждений и в случае некоторых закупок бланки составляются в трех экземплярах: по одному экземпляру — для каждой стороны и один экземпляр — для контролирующего органа.
Вот пример, как правильно оформить акт выполненных работ на оказание услуг в 2021 году:
Разъяснения по теме
Основные тезисы
Реквизиты
Скачать
Если производите оплату за вычетом неустойки, то в акте выполненных услуг указывают сумму оплаты по условиям контракта, размер взыскиваемой неустойки, порядок ее расчета и основания применения, и итоговую сумму, подлежащую оплате поставщику
Письмо ФАС от 10.12.2015 № АЦ/70978/15
В случае расторжения контракта по соглашению сторон заказчик оплачивает только работы, которые подтверждены актом
Письмо Минфина России от 10.11.2017 № 24-03-07/74487
Для актирования используют и форму универсального передаточного акта. В него вносят дополнительные показатели
Составляем акт выполненных работ по договору оказания услуг
Акт приема работ по договору — это документ, подтверждающий выполнение работ и оказание услуг по договору в указанном объеме и соответствующего качества.
Для того чтобы подтвердить, что все услуги, о которых договорились стороны, оказаны и заказчика удовлетворяет их качество, составляют акт выполненных работ по договору оказания услуг. Его подписание предусмотрено ст. 720 ГК РФ (Приемка заказчиком работы, выполненной подрядчиком) в качестве подтверждения выполнения работ подрядчиком. Но ее применяют и к обсуждаемым правоотношениям на основании ст. 779 ГК РФ (Возмездное оказание услуг).
Основания для составления
На основании норм действующего российского законодательства акт приемки — это подтверждающий выполнение обязательств по соглашению. Основание для его составления — окончание взаимоотношений, выполнение полностью или частично указанных в контракте условий. В данном документе фиксируют и отступления от предусмотренного порядка. Но в соответствии со ст. 720 ГК РФ заказчик не вправе ссылаться на ненадлежащее исполнение обязательств, если недостатки результата исполнения контракта не указаны в документе о приемке, либо в нем не указано, что у заказчика есть право на предъявление недостатков в дальнейшем (например, при обнаружении скрытых дефектов).
Нормы Гражданского кодекса не устанавливают обязательность составления такого документа, но он часто используется на практике. Форма приложения к договору разрабатывается самими сторонами. Акт часто является приложением к контракту, которое в силу подписания приложения сторонами становится обязательным для них. В ряде случаев составляется акт выполненных услуг без договора, заключенного в письменной форме. Например, для подтверждения выполнения сделки, заключенной устно.
Бланк
Ранее использовались унифицированные бланки по форме №КС-2, номер по ОКУД 0322005, утвержденные Постановлением Госкомстата РФ №100 от 11.11.1999. Но с января 2013 года эти формы не являются обязательными.
Бухгалтеры рекомендуют в качестве шаблона использовать универсальный передаточный документ и акт оказанных услуг к договору формировать на его основе. ФНС РФ отдельно разъяснила в приложении к Письму №ММВ-20-3/96@ от 21.10.2013, что можно использовать универсальный передаточный документ. При этом необходимо учитывать, что ФЗ-402 от 06.12.2011 предъявляет обязательные требования к содержанию первичного учетного документа, которым и является обсуждаемый документ в соответствии со ст. 9 этого закона. А письма ФНС России от 22.04.2019 №ЕД-4-15/7638, от 23.12.2015 №ЕД-4-15/22619 утверждают, что УПД разрешается дополнять любыми другими показателями для отражения специальных условий сделок.
Впрочем, документ разрешено составить самим с учетом собственных интересов сторон правоотношения.
Порядок оформления
В соответствии с ч. 2 ст. 9 ФЗ-402 форма акта в договоре, составленная по правилам, применяемым к первичному документу, должна включать следующие реквизиты:
Рекомендуется включить реквизиты основного контракта и графу, в которой в случае необходимости заказчик впишет оценку качества услуг, оказанных исполнителем (выявленных недостатках).
Эти реквизиты указывают в таком виде, чтобы была возможность их идентифицировать, так как они необходимы для составления бухгалтерской отчетности.
Образец
В качестве образца приведем акт к договору возмездного оказания услуг, используйте его как подсказку для составления собственного документа.
Акт № 3 от «20» января 2020 г.
Исполнитель: Ком Иван Иванович
Заказчик: Общество с ограниченной ответственностью «Дональд»
Есть ли специальный бланк акта сдачи-приемки выполненных работ, и где можно его скачать?
Акт сдачи-приемки выполненных работ — это итоговый документ, которым стороны договора подряда (образец-2020 скачать бесплатно вы сможете в этой статье) утверждают выполнение работ по их окончании.
Помимо итоговых могут составляться промежуточные акты. О них читайте в статье«Акт промежуточной приемки выполненных работ — образец».
Специальной формы для акта приема-передачи результата работ нет (за исключением деятельности, при которой обязательно следует составить акт по форме КС-2, о котором мы расскажем ниже). При заключении договора подряда партнеры (заказчик и исполнитель) разрабатывают и согласовывают форму или образец акта выполненных работ сами. Причем для бухгалтера важно, чтобы в нем были те реквизиты, которые установлены законом для первичного документа. То есть реквизиты из ст. 9 закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ. Ведь на основании акта выполненных работ компания-подрядчик будет отражать в учете выручку, а заказчик — проводить расходы. В частности, акт приемки выполненных работ должен содержать:
Подробнее об исправлении первичных документов см. в статье «Как вносить исправления в первичные документы».
Посмотреть и скачать образец акта сдачи-приемки выполненных работ можно у нас на сайте по ссылке ниже:
Когда применяется форма КС-2
Унифицированная форма КС-2 применяется в капитальном строительстве. Действующее законодательство не предусматривает обязательного применения унифицированных форм, в том числе таких документов, как акт приема-передачи результата работ по форме КС-2. Однако на практике выполнение строительно-монтажных работ производственного, жилищного, гражданского и других назначений оформляют актом по форме КС-2, который при необходимости дорабатывают под потребности организации. Основанием для его составления служит журнал учета выполненных работ (форма № КС-6а). А сам акт используется для формирования справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма № КС-3).
Образец акта приемки выполненных работ по форме КС-2 и разъяснения по его составлению можно найти в статье«Унифицированная форма № КС-2 — скачать бланк и образец».
Нужно ли применять формы КС-2 и КС-3 при приеме/передаче выполненных ремонтных работ по договору строительного подряда, если оформляется УПД? Ответ эксперта на этот вопрос вы найдете в КонсультантПлюс. Пробный доступ к правовой системе можно получить бесплатно.
Где найти образец договора подряда 2021 года
Договор подряда с физическим лицом образца 2021 года (или гражданско-правовой договор) довольно часто используется бизнесменами, если для выполнения определенного объема работ необходимо нанять сотрудника, но нет необходимости заключать с ним трудовой договор.
Заключая договор ГПХ с «физиком», не забывайте о рисках его переквалификации в трудовой. Свести эти риски к минимуму вам помогут разъяснения от экспертов КонсультантПлюс, например, аналитический обзор свежей судебной практики. Если у вас еще нет доступа к этой правовой системе, пробный полный доступ можно получить бесплатно.
Особое внимание следует уделить при составлении договора подряда с иностранным гражданином образца 2021 года — здесь важно учесть все нюансы. Для облегчения задачи мы представляем вам бланк такого документа.
Нюансы договора подряда с физическим лицом ищите в статье «Гражданско-правовой договор с физическим лицом».
Об особенностях обложения выплат физическим лицам по договорам подряда страховыми взносами читайте в статьях «Договор подряда и страховые взносы: нюансы обложения» и «Страховые взносы по ГПД».
Также широко востребованы среди предпринимателей еще такие договоры, их образцы вы сможете скачать, перейдя по ссылке:
Итоги
Акт сдачи приемки выполненных работ не имеет законодательно установленной формы, он может быть разработан организацией самостоятельно, с соблюдением требований, предъявляемых к первичным документам.
В строительстве, в качестве акта сдачи приемки работ, как правило, используют акт формы КС-2, в который при необходимости включают реквизиты для отражения дополнительной информации.
Чтобы подтвердить, что исполнитель или подрядчик полностью выполнил обязательства, оформляют акт оказанных услуг. Образец, пустой бланк и руководство по составлению — на этой странице.
Получите бланк бесплатно!
Зарегистрируйтесь в онлайн-сервисе печати документов МойСклад, где вы совершенно бесплатно сможете:
Акт сдачи-приемки оказанных услуг — это приложение к договору. Документ гарантирует, что у заказчика не будет претензий к исполнителю, поэтому важно грамотно его составить. Как шаблон можно использовать наш образец акта сдачи-приемки оказанных услуг на 2021 год.
Акт приемки-сдачи оказанных услуг: скачать образец
Получите образец бесплатно!
Зарегистрируйтесь в онлайн-сервисе печати документов МойСклад, где вы совершенно бесплатно сможете:
Как заполнить акт оказанных услуг
Бланк акта оказанных услуг не унифицирован. Это значит, что составлять его можно в произвольной форме — по соглашению сторон, исходя из потребностей компаний.
При этом обязательно надо указать следующие реквизиты:
Если заказчик недоволен результатом, это надо включить в акт оказанных услуг отдельным пунктом. Перечислите в нем все ошибки и дефекты и укажите, в какой срок надо их исправить.
Когда исполнитель не соглашается с претензиями, заказчик должен составить мотивированный отказ от подписания акта оказанных услуг. Образец документа лучше согласовать с юристом. Он поможет грамотно описать ситуацию и приведет ссылки на законы. Скачайте актуальный в 2021 образец мотивированного отказа от подписания акта оказанных услуг, возьмите его за основу и при необходимости дополните.
Получите образец бесплатно!
Зарегистрируйтесь в онлайн-сервисе печати документов МойСклад, где вы совершенно бесплатно сможете:
Если не направить исполнителю мотивированный отказ, он может посчитать, что заказчик уклоняется от приемки. Обязательно укажите, какой пункт или условие договора было нарушено.
Заполнить акт сдачи-приемки оказанных услуг онлайн
Чтобы документы имели юридическую силу, их надо правильно оформить. Проще всего это сделать онлайн: в сервисе МойСклад автоматически заполняется информация о вашей компании и контрагентах, номер акта, стоимость услуг и итоговые цифры. Вам останется только проверить и подписать.
Заполните акт оказанных услуг онлайн!
Зарегистрируйтесь в онлайн-сервисе МойСклад — вы совершенно бесплатно сможете:
В МоемСкладе можно выбрать удобный формат для печати: Excel или PDF, а также сразу из сервиса отправить документ контрагенту. Это экономит до 70% времени на рутинной работе.Архив распечатанных документов создается автоматически: они всегда будут под рукой.
Далее мы ответили на часто задаваемые вопросы о составлении акта оказанных услуг и разобрали частные случаи.
Форма акта сдачи-приемки оказанных услуг утверждена законодательно или мы можем составить ее в произвольном виде?
Можете разработать свою форму, но лучше скачайте наш образец акта оказанных услуг по договору оказания услуг. В нем заполнены все обязательные реквизиты — не ошибетесь.
Сколько экземпляров акта оказанных услуг надо составить?
Документ составляют в двух экземплярах — по одному для каждой из сторон. Обе копии должны подписать руководители компаний, также надо поставить печати, если они есть. Оформить документ можно в любом удобном формате, например, в word.
Акт оказанных услуг: скачать в word образец и бланк
Получите бланк и образец бесплатно!
Зарегистрируйтесь в онлайн-сервисе печати документов МойСклад, где вы совершенно бесплатно сможете:
Для чего нужен односторонний акт оказанных услуг?
Односторонний акт оказанных услуг практически ничем не отличается от стандартного, двустороннего. На нем просто нет подписи принимающей стороны. Документ составляют, когда заказчик уклоняется от приемки услуг и их оплаты. У акта есть юридическая сила, суд может признать его недействительным, только если у заказчика есть обоснованные причины не принимать услуги.
Что делать, если в процессе работы изменилась цена услуг?
Нужно составить корректировочный акт оказанных услуг. Его оформляют, когда в договоре случаются различные изменения. После подписании акта именно информация из него будет считаться актуальной.
У документа нет унифицированной формы. Скачайте наш корректировочный акт оказания услуг: бланк и образец на 2021 год. В них есть все нужные реквизиты.
Получите образец и бланк бесплатно!
Зарегистрируйтесь в онлайн-сервисе печати документов МойСклад, где вы совершенно бесплатно сможете:
Нам нужно составить акт об оказании услуг с физическим лицом. Образец можно взять такой же, как и для юрлица?
Да. Не забудьте указать в договоре паспортные данные исполнителя.