как зарегистрировать право оперативного управления на недвижимое имущество
Как зарегистрировать право оперативного управления на недвижимое имущество
Введите то, что Вы ищете
Необходимые документы
ДОКУМЕНТЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ КАДАСТРОГО УЧЕТА И (ИЛИ) РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ
Форма заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество (ссылка на форму) и требования к его заполнению, а также требования к формату такого заявления и представляемых с ним документов в электронной форме утверждены приказом Росреестра от 19.08.2020 № П/0310.
Порядок представления заявления и документов:
Заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном приказом Росреестра от 30.12.2020 № П/0509:
в форме документов на бумажном носителе:
— посредством личного обращения в орган регистрации прав, к уполномоченному лицу органа регистрации прав при выездном приеме, через МФЦ;
— посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении;
— в форме электронных документов и (или) электронных образов документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом:
— с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», посредством единого портала государственных и муниципальных услуг (функций), или официального сайта, или иных информационных технологий взаимодействия с органом регистрации прав.
Заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в форме документов на бумажном носителе посредством почтового отправления направляются в подразделение органа регистрации прав согласно перечню подразделений органа регистрации прав, который опубликован на официальном сайте.
В случае представления заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов посредством почтового отправления:
подлинность подписи заявителя на заявлении должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, а также в нотариальном порядке удостоверена доверенность, подтверждающая полномочия представителя заявителя;
сделка с объектом недвижимости должна быть нотариально удостоверена;
доверенность, подтверждающая полномочия лица, совершившего сделку, должна быть нотариально удостоверена, если подлежащая государственной регистрации сделка с объектом недвижимого имущества или сделка, на основании которой подлежит государственной регистрации право либо ограничение права и обременение объекта недвижимости, совершена представителем, действующим на основании доверенности;
Документы, прилагаемые к заявлению
К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие документы:
документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
иные документы, предусмотренные Законом № 218-ФЗ и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 Закона № 218-ФЗ и требованиям принятых в соответствии с Законом № 218-ФЗ нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено Законом № 218-ФЗ или иными федеральными законами.
Заявитель вправе представить по собственной инициативе для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы, которые в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» представляются в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
За государственную регистрацию прав взимается государственная пошлина в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (статья 17 Закона № 218-ФЗ).
Представление документа, подтверждающего внесение государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав, вместе с заявлением о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав не требуется. Заявитель вправе представить такой документ по собственной инициативе.
При этом орган регистрации прав обязан возвратить заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и документы, прилагаемые к нему, без рассмотрения, если информация об уплате государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав по истечении пяти дней с даты подачи соответствующего заявления отсутствует в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах и документ об уплате государственной пошлины не был представлен заявителем (статья 25 Закона № 218-ФЗ).
Основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав
В соответствии с частью 2 статьи 14 Закона № 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются:
договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;
акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
свидетельства о праве на наследство;
вступившие в законную силу судебные акты;
решения третейских судов, по которым выданы исполнительные листы в соответствии с вступившими в законную силу судебными актами судов общей юрисдикции или арбитражных судов, вместе с такими исполнительными листами;
акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ;
схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом от 01.05.2016 № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости;
наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.
Требования к документам
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРН.
Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено Законом № 218-ФЗ, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Если представленные в форме документов на бумажном носителе заявление и документы имеют подчистки либо приписки, зачеркнутые слова и иные не оговоренные в них исправления, либо такие документы исполнены карандашом, имеют серьезные повреждения, которые не позволяют однозначно истолковать их содержание, то орган регистрации прав обязан возвратить такие заявление и документы, прилагаемые к нему, без рассмотрения.
Необходимые для осуществления государственной регистрации прав документы в форме документов на бумажном носителе, выражающие содержание сделки, являющейся основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения права и обременения недвижимого имущества, а также иные необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы в форме документов на бумажном носителе (за исключением актов органов государственной власти, актов органов местного самоуправления, а также судебных актов, установивших права на недвижимое имущество) представляются в экземпляре-подлиннике. Такие документы с отметкой об их переводе в форму электронного образа документа (за исключением случаев, установленных законом) возвращаются заявителю после завершения процедуры осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав вместе с иными подлежащими выдаче документами.
Межевой план, технический план, акт обследования, карта-план территории представляются в орган регистрации прав исключительно в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера.
Копии актов органов государственной власти, актов органов местного самоуправления в форме документов на бумажном носителе, а также судебных актов, установивших права на недвижимое имущество, в форме документов на бумажном носителе представляются для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в одном экземпляре, который после сканирования при выдаче документов после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав возвращается заявителю.
Заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав в форме документа на бумажном носителе представляется в единственном экземпляре-подлиннике.
Если документы представляются для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в форме электронных документов, электронных образов документов такие документы представляются:
Документы, представляемые в форме электронных документов, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и подписываться усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченных на то лиц, сторон договора или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц в установленных законодательством Российской Федерации случаях.
Документы, представляемые в форме электронных образов документов, должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью лиц, подписавших такие документы на бумажном носителе, или лиц, которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации уполномочены заверять копии таких документов в форме документов на бумажном носителе.
Сформированный комплект документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и представляемых в форме электронных документов, электронных образов документов, должен быть подписан усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя.
ДОКУМЕНТЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВА НА ОСНОВАНИИ ДОГОВОРА КУПЛИ-ПРОДАЖИ ОБЪЕКТА НЕЖИЛОГО НАЗНАЧЕНИЯ
ДОКУМЕНТЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА ОБЪЕКТ ДОЛЕВОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
ДОКУМЕНТЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ ЗАСТРОЙЩИКА НА ЖИЛОЕ (НЕЖИЛОЕ) ПОМЕЩЕНИЕ, НАХОДЯЩЕЕСЯ В МНОГОКВАРТИРНОМ ДОМЕ, НЕ ЯВЛЯЮЩЕЕСЯ ПРЕДМЕТОМ ДОГОВОРА УЧАСТИЯ В ДОЛЕВОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ
Право оперативного управления на объекты недвижимости — порядок регистрации
Многие учреждения (предприятия) владеют имуществом на правах оперативного управления. Для полноправного осуществления этих полномочий требуется не только передача недвижимых объектов, но и регистрация прав на них. О том, как и зачем производится регистрация права оперативного управления на объекты недвижимости, расскажем далее.
Чем регулируется предоставление права оперативного управления объектами недвижимости?
Все основные положения о различных имущественных объектах, правах на них содержатся в Гражданском кодексе РФ (далее – ГК РФ). Владеть недвижимым имуществом можно не только на праве частной или общей собственности.
Согласно ст. 296 ГК РФ различным учреждениям и предприятиям имущество может передаваться и в оперативное управление. Передаваемое имущество может быть как движимым, так и недвижимым.
Статьей 131 ГК РФ предусматривается необходимость зарегистрировать такие права в отношении передаваемых объектов недвижимости в установленном порядке. Любые действия по регистрации недвижимых объектов осуществляются на основании положений ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 № 218-ФЗ (далее Закон № 218).
Что такое регистрация оперативного управления?
Суть управления передаваемым имуществом в оперативном порядке заключается в его безвозмездном использовании для осуществления собственной деятельности. Различное имущество на этом праве передается государством, к примеру, таким учреждениям, как школы, сады.
Однако простой передачи для возникновения законной возможности использовать имущества недостаточно. Для этого требуется произвести его регистрацию. Под государственной регистрацией любых прав на недвижимые объекты понимается официальное признание, подтверждение факта существования этих прав, их возникновения, перехода, прекращения.
По сути, регистрация – это юридический акт, совершаемый путем внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости. Данное определение дается законодателем в Законе № 218.
Для чего и кому нужна регистрация?
Законом предусматривается регистрация оперативного управления объектами недвижимости.
Однако иногда возникает вопрос об обязательности такой процедуры, ведь она отнимает время, требует сбора определенной документации.
Кроме того, учреждения могут пользоваться этим имуществом с момента его передачи. Физическая возможность использования недвижимых объектов, действительно, появляется с момента их фактической передачи.
Но юридически они получают законное право владеть, а также пользоваться переданным имуществом только после госрегистрации своих прав. Это следует из положений статьи 131 ГК РФ.
В законе №218 говорится о том, что акт регистрации является единственным достоверным подтверждением наличия такого права. Оспаривать зарегистрированные права можно только через суд.
Порядок регистрации прав оперативного управления на объекты недвижимости
Основанием для проведения процедуры регистрации является решение собственника о передаче имущества учреждению (предприятию) в описанное управление.
Для ее осуществления нужно обратиться в Росреестр с необходимым пакетом документов. Заявление о регистрации, как правило, подается тем учреждением, которым данное имущество получено. При этом обратиться можно как лично в органы Росреестра, так и посредством почтовой связи.
Кроме того, подать заявление можно через МФЦ или портал госуслуг. Платить госпошлину за регистрацию данного вида прав не требуется. После принятия заявления и всех требуемых документов регистрирующим органом производится их проверка.
Если предоставленные документы отвечают установленным требованиям, то осуществляется внесение записей в Единый реестр недвижимости.
Документы, требуемые для регистрации
Каким документом оформляется передача недвижимого имущества?
Помимо заявления на регистрацию в соответствующий орган нужно подать ряд документов. Их список выглядит следующим образом:
При подаче заявления и документов представителем учреждения (предприятия) требуется наличие надлежащей доверенности. Она должна быть действующей и предусматривать право подачи таких заявлений в регистрирующие органы.
Процедура передачи имущества
Недвижимое (движимое) имущество закрепляется за учреждениями (предприятиями) их собственником. Поскольку речь идет в основном об имуществе государственном (муниципальном), то решение о его передаче принимается уполномоченным на распоряжение имуществом органом. Оно может издаваться в виде решения, акта или иного нормативного документа.
Кроме самого решения о закреплении объектов, необходимо оформить документ об их фактической передаче. В этой роли, как правило, выступают акты приема-передачи. В отдельных муниципальных образованиях могут приниматься собственные акты о порядке передаче такого имущества.
Выводы
Право оперативного управления объектами недвижимости, в том числе жилыми помещениями, является одним из видов имущественных прав. Согласно ГК РФ оно подлежит регистрации в органах Росреестра.
Именно акт такой регистрации является подтверждением наличия указанного управления, позволяет свободно владеть (пользоваться) переданными объектами.
О том, что такое управление недвижимостью вы можете узнать, посмотрев видео:
Как зарегистрировать право оперативного управления на недвижимое имущество
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Организация получила помещения на праве оперативного управления в 2015 году по акту приема-передачи. Право оперативного управления согласно выпискам из ЕГРП зарегистрировано в 2018 году.
В период с 2015 года по 2017 год управляющая компания обратилась с иском о взыскании задолженности за коммунальные услуги к Росимуществу как к собственнику здания. Росимущество возражало против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на то, что не является надлежащим ответчиком. Суд доводы отклонил, исковые требования удовлетворил, сумма была взыскана.
Росимущество обратилось с иском к организации о взыскании суммы неосновательного обогащения.
Имеются ли правовые основания для удовлетворения требований Росимущества, если право оперативного управления фактически зарегистрировано только в 2018 году?
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей
Ответ прошел контроль качества
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
————————————————————————-
*(1) Смотрите, например, постановления Президиума ВАС РФ от 29.01.2013 N 11524/12, ФАС Московского округа от 16.05.2014 N Ф05-1879/14, ФАС Поволжского округа от 21.07.2014 N Ф06-12193/13, Пятнадцатого ААС от 16.11.2013 N 15АП-6435/13.
*(2) Смотрите, например, постановления ФАС Московского округа от 20.02.2013 N Ф05-12598/11, ФАС Поволжского округа от 28.02.2013 N Ф06-5/13, ФАС Дальневосточного округа от 28.03.2012 N Ф03-1094/12, ФАС Уральского округа от 06.03.2012 N Ф09-949/12, Восьмого ААС от 13.09.2012 N 08АП-6793/12.
*(3) Смотрите, например, определение СК по экономическим спорам ВС РФ от 13.10.2015 N 304-ЭС15-6285, постановление АС Московского округа от 10.04.2017 N Ф05-2613/17, решение Арбитражного суда Амурской области от 23.05.2014 по делу N А04-940/2014.
*(4) Смотрите п. 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 432.
*(5) Указанная позиция выражена, например, в постановлениях АС Поволжского округа от 02.07.2015 N Ф06-24745/15, АС Западно-Сибирского округа от 08.09.2016 N Ф04-3252/16, Двенадцатого ААС от 25.02.2015 N 12АП-13154/14, Седьмого ААС от 10.05.2016 N 07АП-2436/16, ФАС Северо-Западного округа от 19.09.2013 N Ф07-6180/13, Четырнадцатого ААС от 24.03.2014 N 14АП-12156/13, апелляционном определении Московского городского суда от 10.12.2015 N 33-46754/15.
*(6) Смотрите, например, постановление Седьмого ААС от 17.11.2015 N 07АП-10172/15.
*(7) О смысле государственной регистрации и основаниях возникновения прав на недвижимое имущество смотрите ст. 8 ГК РФ, ч. 3 ст. 1 и ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
*(8) Смотрите, например, постановления АС Поволжского округа от 17.12.2015 N Ф06-4374/15, Девятого ААС от 31.05.2011 N 09АП-8505/11.
*(9) Смотрите, например, постановление АС Уральского округа от 05.02.2015 N Ф09-9532/14.
Что такое право оперативного управления имуществом?
Право оперативного управления, как правовой институт впервые был введен в законодательство в 1961 году сначала только для обозначения имущественных прав государственных организаций. В 1981 году оно было распространено и на кооперативные, государственно-кооперативные, межколхозные предприятия.
В соответствии со статьей 296 ГК РФ, право оперативного управления имуществом — это ограниченное вещное право, которое предоставляет казенному предприятию, учреждению в отношении закрепленного за ними имущества, возможность осуществлять в пределах, установленных законом, права владения, пользования и распоряжения имуществом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества.
Гражданский кодекс РФ предусматривает, что имущество на праве оперативного управления может передаваться казенному предприятию и учреждению.
Оперативное управление распространяется на имущество, которое находится в ведении собственника, доверенного лица или организации. Указанные лица вправе распоряжаться им в соответствии с производственной необходимостью на основании правил эксплуатации.
Рассматривая вопрос, что такое право оперативного управления, можно сделать вывод, что это деятельность управляющего субъекта, которая направлена на то, чтобы воздействовать на объект имущества для достижения поставленных компанией целей. На практике его суть заключается в реализации производственного плана, а также непрерывный контроль над полнотой и своевременностью его выполнения.
Этот механизм экономики позволяет получать прибыль от оборудования, которое не используется путем передачи его третьим лицам на определенных условиях.
Особенности оперативного управления
Оперативное управление имуществом имеет ряд определенных особенностей:
Объект и субъект права оперативного управления
В соответствии с законодательством, которое действует в 2019 году, субъектами права оперативного управления являются казенные предприятия и учреждения, которые финансируются собственником.
Казенные предприятия создаются на базе государственной и муниципальной собственности. Учреждения могут создаваться любой формой собственности, как государственной, так муниципальной или частной.
К объектам права оперативного управления относят:
Процесс оперативного управления
Процесс оперативного управления состоит из ряда мероприятий. Основные из них:
Распоряжение имуществом осуществляется не только в соответствии с уставными документами, но и регулируются законодательными актами.
Право оперативного управления может предоставляться непосредственно собственнику объектов или организации, которой он делегировал определенные обязанности.
Предприятия обладают очень ограниченными полномочиями, поскольку владелец может в любой момент распорядиться имуществом на собственное усмотрение.
Обязательным условием передачи имущества в оперативное управление является то, что оно должно использоваться строго по назначению, в соответствии с целями, которые указаны в уставных документах организации.
Если условия будут нарушены, владелец имеет полное право изъять материальные ценности. Нецелевое использование имущества должно подтверждаться актом, составленным по итогам проведения специальной проверки.
Процедура регистрации
Регистрация права оперативного управления на объекты недвижимости производится в Росреестре на основании документов, которые устанавливают наличие прав на такое имущество, в частности:
В приказе Росрегистрации отражено, что государственную регистрацию права оперативного управления государственных предприятий на объекты недвижимого имущества, которые находятся в государственной собственности, рекомендуется осуществлять одновременно с государственной регистрацией права государственной или муниципальной собственности на данные объекты.
Процедура регистрации состоит из таких действий:
Стоит учитывать, что возможность представления документов на государственную регистрацию в электронной форме не предусмотрена. Поэтому для регистрации нельзя представить контракт, заключенный по результатам торгов в электронной форме.
Для государственной регистрации перехода прав на объекты недвижимости, нужно предоставить необходимое количество экземпляров-подлинников контракта в бумажном варианте.
Список документов для оформления оперативного управления
Для официального оформления права оперативного управления, нужно подготовить такой перечень документов:
Чем отличается право хозяйственного ведения от оперативного управления
Право хозяйственного ведения и оперативного управления в ГК РФ — это вещные права лиц, которые не являются собственниками.
Под правом хозяйственного ведения имеется в виду механизм, в рамках которого менеджмент государственного предприятия способен использовать имущество соответствующей фирмы в пределах, установленных законодательством и иными нормативными источниками.
Собственник компании, в которой действует механизм хозяйственного ведения — государство, имеет право:
В случае обнаружения собственником использования имущества в хозяйственном ведении не по назначению, он имеет право изъять его из основных фондов предприятия.
Главное отличие права хозяйственного ведения и оперативного управления в том, что субъектом первого механизма является руководство государственного предприятия. Во втором случае, круг возможных участников правоотношений, связанных с управлением имуществом, значительно более широкий.
Прекращение права оперативного управления
Прекращение права оперативного управления осуществляется по основаниям и порядке, предусмотренном ГК РФ, другими законами и правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
Решение о прекращении может зависеть исключительно от самого собственника.
Изъятие имущества должно быть правомерным и не противоречить закону. В качестве оснований могут выступать:
По закону, правомерным считается изъятие, которое происходит по согласию самого предприятия, если с его стороны не было нарушений. В исключительных случаях, вопросы изъятия имущества могут быть решены через суд.
Таким образом, право оперативного управления имуществом — это право казенного предприятия или учреждения владеть и пользоваться имуществом собственника.
Субъектами права собственности здесь выступают государство и муниципальные образования. А субъектами права оперативного управления являются казенные предприятия и финансируемые собственником учреждения.
Оперативное управление позволяет достичь высокого экономического эффекта посредством передачи имущества в ведение третьим лицам и организациям.