как застенчивому человеку наладить отношения со сверстниками
Как застенчивому человеку наладить отношения со сверстниками
Практикующий социальный психолог. Работает со школьниками с 2007 года.
Как понять, что у ребёнка проблемы с общением
Может казаться, что у школьника всё хорошо: нормальные оценки, учителя не жалуются на поведение, одноклассники не обижают. И в то же время ребёнок несчастлив. Возможно, дело в том, что у него не получается завести себе друзей. Вот несколько признаков, по которым это легко понять:
Почему возникают проблемы с общением
Старшее поколение часто винит в этом гаджеты. На самом деле дети чаще всего используют смартфоны и планшеты как раз для общения: обсуждают видео в ТикТоке, делятся контентом, дискутируют в соцсетях.
И всё же бывают случаи, когда ребёнок предпочитает виртуальное общение потому, что в реальности ему трудно найти друзей. Происходить это может по разным причинам.
Причина 1. Застенчивость
Излишняя робость и нерешительность не позволяют ребёнку подойти и заговорить с другими детьми, поучаствовать в игре или ответить у доски.
Решение: Чтобы свободно сходиться с людьми, нужно преодолеть стеснительность. Для этого у ребёнка не должно быть проблем с самооценкой. Избежать их можно, если относиться к ребёнку внимательно, давать больше самостоятельности, регулярно замечать его успехи, а критиковать только по делу и конструктивно.
Поощряйте стремление ребёнка к общению, хвалите за смелость. И никогда не осуждайте его личные качества, только сам поступок. Одну и ту же информацию можно подать по-разному. Сравните: «Ты не сказал «спасибо», какой невоспитанный, мне за тебя стыдно!» или «А почему ты “спасибо” не сказал? Застеснялся? Не надо стесняться, а то можно подумать, будто ты плохо воспитан. Но это ведь не так, правда?». Второй вариант не навредит самооценке ребёнка.
Причина 2: Отношение в семье
«Молчи, когда взрослые разговаривают!» — ребёнок, который постоянно слышит такое, никогда не научиться общаться.
Решение: Разговаривайте с ребёнком на разные темы, интересуйтесь его мнением, просите рассказать об увиденном на прогулке или в кино. Ребёнку, с которым много общаются дома, будет проще разговаривать со сверстниками. А если его участие в каком-то разговоре нежелательно, объясните это мягко: «Мы обязательно всё обсудим с тобой после, но сейчас нам нужно поговорить отдельно».
Если вы поддерживаете добрые отношения с окружающими, приглашаете в гости друзей, заботливы и внимательны к близким — у вашего ребёнка сложатся правильные представления о том, как общаться с другими людьми. Прекрасные примеры дружбы можно найти в литературе и кино. Обсуждайте отношения героев и их поступки — правильно ли они поступают в тот или иной момент, и что бы сделал ребёнок на их месте.
Причина 3. Отсутствие навыков общения
Другие дети сторонятся ребёнка, который не умеет вести себя в обществе: дерётся, отбирает вещи, кричит и не слушает других.
Решение: Такое поведение — повод задуматься, не копирует ли он кто-то из близких или из телевизора. В любом случае необходимо научить ребёнка общаться со сверстниками. Расскажите о правилах, которые надо соблюдать, чтобы другие дети хотели дружить с ним:
Эмпатия поможет ребёнку понять, что чувствуют другие, а эмоциональный интеллект позволит разобраться в собственных чувствах. Помогите ребёнку развить эти качества — они незаменимы для цивилизованного общения.
Причина 4. Неудачный опыт
Ребёнок попытался завязать новые знакомства, но столкнулся с грубостью или сам по неосторожности повёл себя нехорошо. Теперь он обижен, зол и отказывается общаться с другими детьми.
Решение: Подобные проблемы ребёнок должен научиться решать сам, но на первых порах ему понадобится помощь. Подробно обсудите произошедшее. Пусть он поймёт, что обида и гнев не помогут исправить положение. Объясните, кто, где и почему был неправ, и как избежать повторения ситуации.
Позволять ребёнку учиться на своих ошибках — не значит оставлять наедине с проблемой.
Причина 5. Неумение постоять за себя
Часто детей воспитывают с мыслью, что нужно быть послушным и добрым со всеми. Бывают ситуации, когда это может обернуться против ребёнка. Например, он не может противостоять агрессии других детей и ведётся на их подначки. В результате ребёнок разочаровывается в общении и предпочитает одиночество.
Решение: Ребёнок должен быть готов к тому, что не все дети будут относиться к нему хорошо. Оградить сына или дочь от всех неприятностей не получится, но можно научить правильно на них реагировать.
Научите ребёнка говорить «нет» в ситуациях, когда нарушают его границы или предлагают поучаствовать в сомнительных делах. Объясните, что на обзывательства лучше реагировать с юмором — это часто обескураживает обидчиков. И никогда не лезть в драку первым, но защищаться, если другого выхода нет.
Причина 6. Отсутствие круга общения
Никто из одноклассников не разделяет интересов ребёнка, или ему самому неинтересно общаться с ними.
Решение: Помогите ребёнку найти друзей в другом месте. Посещайте центры детского развития, театральные студии, секции и кружки — ребёнок лучше сойдётся с детьми, которые любят то же, что и он.
Держите дома игры, в которые можно играть компанией и приглашайте в гости детей, знакомьтесь с их родителями.
Главное — подбирайте круг общения ненавязчиво. Если ребёнку не хочется общаться с каким-нибудь мальчиком или девочкой — он имеет на это право.
Причина 7. Интроверсия
У ребёнка интровертивный тип личности: в шумных компаниях ему тревожно и некомфортно.
Решение: Интроверсия — это не проблема. Людям с таким характером приятно быть наедине с собой, они привыкли полагаться на себя и не нуждаются в постоянном общении. Если ваш ребёнок интроверт, не стоит заставлять его общаться с другими детьми — таким образом вы можете травмировать его психику.
У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.
Попробовать бесплатно
Как побороть застенчивость и наладить отношения с одноклассниками
Это статья предназначена для подростков, у которых не всегда получается легкое и уверенное общение с окружающими. Как побороть застенчивость и наладить отношения с одноклассниками – таким вопросом задаются многие парни и девушки… да и взрослые люди тоже! Только проблемы, которые они в свое время не решили в школе, теперь перекочевали в другие сферы – на работу, друзей и личные отношения.
Так что, если ты подросток и не знаешь, как избавиться от ненужной скромности, то правильно делаешь, что заботишься об этом сейчас. А если вы взрослый, то начинать никогда не поздно!
Почему застенчивость портит жизнь?
О, кто застенчивый, тот знает, что это – настоящая трагедия! Невозможно познакомиться с кем хочешь, отстоять свое мнение, крайне неуютно чувствуешь себя в новых ситуациях. И в компании где все веселятся и перебрасываются шуточками, стоишь, как дурак, пытаясь мучительно уловить паузу и вставить какое-то слово. А если это и удается, то неуместно всё и как-то невпопад.
Если ты застенчивый, то над твоими шуткам не смеются, и с тобой не особенно хотят дружить. Считают тебя занудой или, наоборот, отморозком каким-то скучным. Ты пробуешь, пробуешь… и после нескольких обломов бросаешь попытки…
Почему взрослые не помогают своему ребенку справиться с застенчивостью?
На это есть несколько причин:
Застенчивость – это слабость
Буквальный перевод За-Стенкой. За стенкой человек прячется от жизни. Почему? По причине собственной неуверенности. Она, эта неуверенность говорит ему: «молчи, не высовывайся, сморозишь что-то не то, все смеяться будут». Или что-нибудь в этом роде.
Застенчивый человек отличается от скромного тем, что очень-очень-очень озабочен тем, что о нем думают окружающие. Именно страх сделать ошибку и произвести плохое впечатление на окружающих и приводит к тому, что так и происходит.
Скромность – это сила
Скромный человек уверен в себе настолько, что ему нет нужды лезть на первый план, чтобы доказать кому-то или самому себе, то он классный. Он и так это знает и в доказательствах не нуждается. И в признании окружающих не нуждается. Скромный опирается на себя самого, а застенчивый пытается опереться на людей вокруг.
Уверена, если родители говорили тебе о пользе скромности, они имели ввиду именно истинную скромность, а не застенчивость.
В истинной скромности действительно много уверенности, много харизмы. Может, ты встречал таких людей – они могут молчать, почти никак не проявляться, но явно понятно, кто в компании главный. Поэтому ставить задачу таким образом: «как преодолеть скромность» или «как избавиться от скромности» не стоит…
От застенчивости к скромности — через уверенность
Путь от застенчивости к скромности ведет через УВЕРЕННОСТЬ. Над тем, как приобрести уверенность в себе, действительно нужно работать человеку, который считает себя застенчивым. А уж когда ты приобретешь это качество, то сам(сама) решишь, хочется ли тебе идти дальше и стремиться к скромности? Или пока можно отдохнуть и насладиться своей звездностью…
Как побороть застенчивость и превратиться в уверенного человека?
…которому всё доступно, в том числе и такая задача как наладить нормальные отношения с окружающими людьми, в том числе и с одноклассниками?
Это возможно, не сомневайся! Но не происходит «по щелчку», по мановению волшебной палочки. То есть, если ты ждешь, что сейчас тебе откроют секрет и ты сразу станешь, крутым, то так не бывает. УВЫ! Тут тебе придется научиться наблюдательности и настроиться делать непривычные и не комфортные для себя вещи.
Как повысить уверенность в себе
Для начала разберемся, откуда она берется эта уверенность? Если смотреть вглубь проблемы, то уверенность ребенку дает любовь и принятие родителей в возрасте 1-3 года. Причем, программа закладывается на всю жизнь. Но увы, психологическая грамотность большинства населения на уровне твердой 2-ки по 5-балльной системе. И для тебя хорошо бы понять раз и навсегда, что твои родители этого не знали. Они воспитывали тебя так, как умели. И тему вины родителей за твою застенчивость советую проехать. Родителей не упрекаем, благодарим, ведь наверняка есть за что.
Дальше начинается самостоятельный путь. Спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Перевожу: никто тебе не поможет кроме тебя побороть свою застенчивость и приобрести уверенность, кроме тебя самого(самой).
О себе
Советы, которые ниже, опробованы на практике и дали свои результаты. Моя школьная жизнь тоже не была усыпана розами. Я была застенчивой, как и ты. И страстно хотела в те времена узнать, как бороться с застенчивостью. Интернета в те времена не было, информацию добыть было нелегко. Пришлось искать способы самостоятельно. Мне удалось, делюсь опытом!
Как это делается?
Внешность – не повод для застенчивости. Самые красивые часто не знают о своей красоте, портят ее плохой осанкой, угрюмым выражением лица, или неудачной одеждой. Всё это можно изменить!
Если у тебя есть друг
Если у тебя есть друг, которому ты доверяешь, попроси его рассказать тебе, почему он с тобою дружит. Что в тебе есть такого привлекательного? Возможно, ты услышишь кое-что новое, что придаст тебе уверенности.
Если у тебя хорошие отношения с родителями, можешь обратиться с такой просьбой и к ним тоже. Удивительно, но близкие люди не всегда знают о том, как на самом деле любят друг друга и как хорошо друг о друге думают!
Твои близкие и друзья – твоя поддержка. Запиши всё, что они скажут на диктофон и прослушивай время от времени. Твоя жизнь – в твоих руках, и ты сможешь побороть застенчивость, приобрести уверенность и наладить отношения с одноклассниками, главное, теперь знаешь, как это делать!
Автор блога — психолог Юлия Головкина
Личные консультации:
Что еще почитать на эту тему
КАК ПОМОЧЬ НЕОБЩИТЕЛЬНОМУ РЕБЕНКУ: 8 СОВЕТОВ
Есть дети, которые от природы не наделены общительностью и открытостью, их природные социальные навыки развиты хуже, чем у приветливых сверстников. К счастью, и необщительных детей можно научить навыкам, которыми социально успешные дети наделены от природы, так что менее общительные тоже смогут добиться такого же, если и не большего, социального успеха
Есть дети, которые от природы не наделены общительностью и открытостью, их природные социальные навыки развиты хуже, чем у приветливых сверстников. К счастью, и необщительных детей можно научить навыкам, которыми социально успешные дети наделены от природы, так что менее общительные тоже смогут добиться такого же, если и не большего, социального успеха.
Ниже приведены советы, которые помогут вашему ребенку вести со сверстниками беседы, соответствующие его возрасту. Не задавайтесь целью научить ребенка всем этим социальным навыкам за один присест, осваивайте их постепенно, по одному, шаг за шагом.
Как помочь ребенку стать популярным
По мере того как ребенок будет учиться заводить новых друзей, его природные способности будут подвергаться все более сильной стимуляции, и вскоре, уверяю вас, вы уже будете задаваться вопросом: «И о чем только эти дети так долго болтают?»
1. Научите ребенка выражать свои чувства, потребности и желания.
Поощряйте ребенка говорить о своих чувствах и о причинах, по которым они возникают. Психологи зачастую предлагают детям и взрослым прибегать к «Я»-заявлениям, заполняя пропуски в простой фразе:
«Я чувствую _________, потому что __________, и я хотел бы ___________».
Когда ребенок выражает и объясняет свои чувства, окружающие получают возможность более адекватно на них отреагировать. И в таком случае у ребенка больше шансов получить ответ на свою просьбу или добиться желаемого.
2. Приучите ребенка больше делиться личными сведениями о себе.
Застенчивые и пассивные дети зачастую полагают, будто никому не интересны и что окружающие будут к тебе лучше относиться, если просто проявлять интерес к речам собеседника. Однако односторонним разговором друзей не завоюешь.
3. Научите ребенка вести диалог на равных.
Если ребенок хочет заговорить, он может поднять голову, поднять указательный палец, податься вперед, посмотреть в глаза собеседнику или повысить голос. Когда ребенок готов слушать, он сигнализирует об этом паузой в разговоре, может также откинуться назад или изменить позу или спросить собеседника о его мнении («Что ты об этом думаешь?»).
Есть дети, которым эти навыки даются легко, но они отнюдь не в большинстве. Некоторые дети при разговоре начинают «тянуть одеяло на себя», не понимая и не замечая, что собеседник чувствует себя обделенным. Другие, напротив, прекрасно умеют слушать, но не знают, как в ходе беседы выражать свое мнение, и таких, как правило, сверстники воспринимают как пассивных и скучных.
Чтобы помочь ребенку действительно овладеть умением вести разговор на равных, попробуйте посмотреть какую-нибудь телевизионную программу с дискуссией в эфире или же выпуск новостей, причем сначала с включенным звуком, а затем без звука. Укажите ребенку на множество способов, которыми люди сигнализируют друг другу о готовности слушать собеседника или желании говорить самому.
4. Поощряйте ребенка правильно пользоваться телефоном и электронной почтой.
Дети, которые страшатся социального отвержения, как правило, неохотно звонят по телефону. Они тревожатся, потому что не видят собеседника, их беспокоит, что, пока они говорят, тот, возможно, веселится над ними на другом конце провода или даже высмеивает их перед другими присутствующими, которых ребенок тоже не видит.
Известно, что по крайней мере 30-40% людей время от времени приходится бороться с застенчивостью и страхом социального отвержения. Большинство преодолевают застенчивость так. берут новые социальные «высоты» постепенно, шаг за шагом.
Поняв, что страх новых социальных событии уравновешивается и даже, как правило, перевешивается радостями дружбы, приятельских отношений и симпатии со стороны окружающих, застенчивый человек тем самым получает стимул к следующему шагу.
Использование электронной почты и онлайновых диалогов в Интернете как средство коммуникации завоевало у детей огромную популярность. Одно из недавних исследований показывает, что дети в среднем отводят компьютерному общению с друзьями 8-14 часов в неделю.
Судя по всему, многие социально скованные или застенчивые дети предпочитают такой способ общения, потому что он дает им время обдумать следующую реплику или письмо. Поскольку при электронной переписке или общении в «чате» контакт осуществляется в меньшей степени, застенчивый ребенок чувствует себя не столь уязвимым; его не видят, его не слышат.
5. Научите ребенка задавать вопросы.
Все мы любим поговорить о себе, и всем нам нравятся те, кто проявляет интерес к нашей персоне. Научите ребенка задавать вопросы собеседнику о нем самом и объясните, как хорошо и удобно таким образом завязывать и поддерживать беседу.
Однако Патрик так волновался, что у Марка могут быть другие планы на выходные, что каждую очередную пятницу придумывал для себя предлог за предлогом, лишь бы не звонить. И вот Патрик выходные за выходными просиживал дома в одиночестве, а Марк в это время общался с одноклассниками.
Наконец Патрик собрался с духом и все-таки пригласил Марка пойти поиграть в кегельбан, на что тот сразу же радостно согласился. Это приглашение стало поворотным пунктом в отношениях мальчиков и в социальном самосознании Патрика.
6. Научите ребенка, как выражать одобрение окружающим.
Дети любят получать похвалу и другие положительные отзывы от взрослых, но еще важнее для них заслужить одобрение сверстников. Дети, пользующиеся социальным успехом, хвалят других легко и охотно, причем начинают это делать довольно рано, уже в 3-4 года.
Моя четырехлетняя дочь Тесс не жалеет комплиментов, если ей кто-то или что-то понравилось. Я не раз слышал, как она говорила подружке: «Ой, какое у тебя чудное платье!» или «Ах, какую дивную картинку ты нарисовала!» Кроме того, Тесс щедра на похвалу в отношении мамы и меня. Она, например, может сказать: «Мама, у тебя симпатичные туфли» или «Папа, у тебя красивая стрижка».
7. Научите ребенка вести продолжительные разговоры.
В возрасте 5-6 лет дети, как правило, ограничиваются довольно короткими разговорами: один задает вопрос, другой отвечает, и все. Но по мере того как у ребенка развиваются языковые навыки и внимание, разговоры становятся все длиннее. И уже к 9-10 годам родители нередко возмущаются тем, что ребенок так долго болтает по телефону.
Как-то вечером Элен спросила свою одиннадцатилетнюю дочку Хизер:
— И о чем это вы с Сэнди так долго болтали? Вы ведь провели весь день вместе, в школе!
Вопрос был резонный: Хизер проговорила с лучшей подружкой по телефону больше трех часов.
Ответ девочки был довольно предсказуемым.
— Просто о всяком разном. У меня накопилось что сказать Сэнди помимо того, о чем мы говорили сегодня днем.
Но социально скованному или застенчивому ребенку поддерживать длительный разговор нередко бывает сложно. Вот другая одиннадцатилетняя девочка, Рашель, просит разрешения выйти из-за стола, чтобы позвонить подруге насчет домашнего задания. Минуты через две она возвращается.
Похоже, что у детей типа Рашель просто нет врожденной потребности поговорить, которой так щедро наделены дети наподобие Хизер. Первый тип детей, видимо, просто более интровертен и не получает такого удовольствия от разговоров, как сверстники-экстраверты.
Конечно, вы можете спокойно считать, что это дело личных предпочтений вашего ребенка, но вот если он не пользуется популярностью среди сверстников и его социальная приспособленность не соответствует главным вехам социального развития, важным для его возраста, то вам определенно следует приложить усилия, чтобы научить ребенка умению вести более длительные беседы.
8. Научите ребенка проявлять и выражать участие к чувствам собеседника.
Объясните ребенку, что ему нужно показывать свою чуткость и заинтересованность в эмоциях собеседника, а сделать это проще всего, если отзываться на то, что он видит и слышит. Научите его, например, говорить: «Похоже, ты расстроен», «Это тебя наверняка подбодрит и порадует» или «Ты, наверное, здорово напугался» и тому подобным репликам.
Кайла: Не знаю, почему Джимми мне не звонит. Обещал позвонить. Я проторчала дома все выходные и, сколько ни набирала его номер, попадала на этот дурацкий автоответчик.
Дарлина: Ты, должно быть, ужасно разозлилась.
Кайла: Да уж, вот увижу его в школе и устрою ему взбучку.
Дарлина: А что ты собираешься сказать?
Кайла: Скажу, что с меня хватит и наши отношения окончены. Пусть ищет себе другую подружку и игнорирует ее, сколько душе угодно.
Кайла: Нет. (В голосе слышатся слезы.) Я его все еще люблю. Просто не хочу, чтобы он так жестоко со мной обходился.
Дарлина: О-о. Тогда тебе, должно быть, тяжело. (В ее голосе тоже звучит печаль.) Мне так жаль.
Кайла: Угу. Ладно. Ничего, переживу как-нибудь. (Продолжает, приободрившись.) Ну все, шут с ним, с Джимми. Хватит сидеть сиднем, пошли прогуляемся, развлечемся.
Дарлина: Отлично, давай сходим в кино.
Как видите, поначалу Дарлина не вполне правильно истолковала переживания подруги, но разговор это не остановило: Кайла поправила приятельницу и продолжала беседу. Дети практически всегда откликаются на непритворное изъявление сочувствия сверстником. И умение выражать сочувствие играет принципиальную роль в создании доверительных дружеских отношений.
Беседуйте почаще.
Напомню, что при разговоре вам следует непременно сидеть с ребенком лицом к лицу и ни на что не отвлекаться. Однако, если вы заподозрите, что у ребенка серьезные сложности в общении со сверстниками, лучше сделать «уроки бесед» более формальными.
Запишите на видео беседу ребенка с кем-нибудь из домашних и заставьте его сосредоточиться на каком-нибудь одном иа секретов поддержания беседы (том, который кажется вам актуальнее прочих). Затем просмотрите видеозапись вместе с ребенком и попросите его указать, в каких эпизодах ему следовало вести себя иначе.
Лоренс Шапиро «Секретный язык детей. Детский язык жестов, снов, рисунков»
Остались вопросы — задайте их здесь
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ: