Щелкунчик это что за предмет
Значение слова «щелкунчик»
2. Приспособление для щелканья орехов в виде игрушки.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Либретто к балету создано Мариусом Петипа по мотивам сказки Э. Т. А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король» (1816 год; в основу либретто легло переложение сказки, сделанное в 1844 году Александром Дюма-отцом, однако Театральная энциклопедия ошибочно называет автором переложения Дюма-сына).
Премьера балета состоялась 6 (18) декабря 1892 года в Мариинском театре в Санкт-Петербурге в один вечер с оперой «Иоланта». Роли Клары и Фрица исполняли дети, учащиеся Петербургского Императорского театрального училища, которое оба закончили лишь через несколько лет в 1899 году (это видно и по приведённой в данной статье фотографии — см. выше) Клара — Станислава Белинская, Фриц — Василий Стуколкин. Другие исполнители: Щелкунчик — Сергей Легат, фея Драже — Антониетта Дель-Эра, принц Коклюш — Павел Гердт, Дроссельмейер — Тимофей Стуколкин, племянница Марианна — Лидия Рубцова; балетмейстер Иванов, дирижёр Дриго, художники Бочаров и К. Иванов, костюмы — Всеволожский и Пономарев.
В 1892 году была издана сюита из балета «Щелкунчик» в переложении для фортепиано в четыре руки А. С. Аренского, два года спустя вышло его же переложение всей партитуры балета.
«Щелкунчик» занимает особое место среди поздних произведений П. И. Чайковского; стоит обособленно от традиции балетного жанра, новаторски применены музыкальные образы.
В разных редакциях есть разночтения в имени главной героини: Клара и Мари. В оригинальном произведении Гофмана имя девочки — Мари, а Клара — это её любимая кукла.
В России с началом Первой мировой войны (1914 год) и ростом патриотических настроений сюжет балета русифицировался, и главная героиня стала зваться Машей. При этом Фриц остался непереименованным, поскольку он — отрицательный персонаж. Примечательно, что эта традиция действует до сих пор.
ЩЕЛКУ’НЧИК, а, м. (разг. фам.). Уменьш.-ласкат. к щелкун в 1 знач.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова мохеровый (прилагательное):
Щелкунчик. История рождения
Наступает самое волшебное время в году-ожидание Рождества и Нового года. Нет ничего приятнее, чем предвкушение праздника.
Если для нас Новый год ассоциируется с ароматом хвои и мандаринов, а главными героями зимних праздников являются Дед Мороз и Снегурочка, то в Германии невозможно представить себе Рождество без Щелкунчика.
Воспетый Гофманом и Чайковским, растиражированный сотнями тысяч, этот деревянный солдат навсегда завоевал сердца людей и стал неизменным атрибутом Рождества.
Так откуда же взялся Щелкунчик? Кто придумал его и подарил нам?
Родиной деревянной фигурки считается регион в Саксонии под названием Рудные горы (Erzgebirge). Именно там, в деревушке Зайфен (Seifen) и появился на свет наш герой.
В Рудных горах много лет назад мыли олово рудокопы. А долгими зимними вечерами они вырезали из дерева забавные фигурки. Первый Щелкунчик был вовсе не Щелкунчиком (Nußknacker), а карикатурой на жадного хозяина, отнимавшего у старателей львиную долю заработанного. Именно поэтому, в тяжелую челюсть уродливой деревянной куклы решено было вложить орехи, чтобы он сполна отработал все обиды и унижения, нанесенные рудокопам.
И вот однажды, некто Иоганн Химен, житель Зайфена, нагрузил тележку деревянными уродцами и повез их в Лейпциг на базар. На удивление самого Иогана уродливые куклы, умеющие колоть орехи, разошлись на ура и резчику заказали еще партию.
Так на свет и появился смешной деревянный Зубастик. Своим традиционным обликом Щелкунчик обязан Фридриху Фюхтнеру.
Именно такого Щелкунчика увидел в начале 19 века Эрнст Теодор Амадей Гофман и написал свою знаменитую на весь мир сказку «Щелкунчик и Мышиный король».
Это самая новогодняя сказка на свете!
А маленький мальчик, живший в России и мечтавший стать композитором, однажды прочитав эту сказку про храброго Щелкунчика, написал музыку к одноименному балету, которому суждено было стать легендой. Петр Ильич Чайковский!
Сегодня в декабрьской афише Большого театра всегда присутствует балет «Щелкунчик».
Деревянная кукла в красивом, щегольском мундирчике, с сабелькой, лаковых сапожках и с бородкой из кроличьего меха самый желанный подарок на Рождество.
Всем своим видом он символизирует защиту, храбрость и надежность. Если вы хотите, чтобы ваш дом в новом году не обошли стороной удача и счастье, то обязательно поселите в нем Щелкунчика!
Щелкунчик: история знаменитой деревянной игрушки
Мода на щелкунчиков
Германия — бесспорный мировой лидер по производству и экспорту этих деревянных игрушек. И хотя делают их немецкие мастера с давних пор, в США, например, популярными щелкунчики стали лишь в 50-е годы минувшего столетия.
Герой всемирно известного балета
«Щелкунчик и Мышиный король» — повесть-сказка немецкого писателя Эрнста Теодора Амадея Гофмана, впервые опубликованная в 1816 году. В 1844 году Александр Дюма (отец) предложил читателям свою версию сказки. Она потом легла в основу либретто к балету П. И. Чайковского «Щелкунчик», премьера которого состоялась в 1892 году в Мариинском театре.
Сцена из Балета Щелкунчик в Большом театре
Книга сказок братьев Гримм
Якоб Гримм, старший из братьев, в своей книге «Немецкая Мифология» описывает традиционную роль выструганных из дерева фигурок в немецкой культуре. Щелкунчик не только колет орехи, он символизирует силу и власть, выступает в роли защитника, приносит счастье и удачу. Устрашающе лязгая зубами, он отгоняет злых духов, не давая им проникнуть в дом.
Автор детской книжки «Степка-растрепка» Генрих Гофман в 1851 году также написал свою версию истории — «Король Щелкунчик и бедный Рейнольд». Герой сказки — бедный малыш, он попадает в волшебную страну игрушек, где встречает короля Щелкунчика с поистине королевским подбородком.
Обложка книги Король Щелкунчик и бедный Рейнольд
«Отцом» щелкунчика считается столяр Фридрих Вильгельм Фюхтнер. Вдохновленный сказкой Гофмана, он в 1870 году впервые выстругал щелкунчика, каким мы его привыкли видеть в наши дни. Именно эта фигурка стала началом серийного производства. Сегодня уже восьмое поколение мануфактуры Фюхтнер продолжает традиционное ремесло.
В районе Рудных гор, на границе Германии и Чехии, с давних пор жили горняки. Чтобы хоть как-то скрасить долгие зимние вечера, а заодно пополнить доход, они вырезали из дерева рождественские пирамиды, ажурные подсвечники, щелкунчиков. Здесь же, в Нойхаузене, открылся первый в Европе Музей щелкунчиков.
Щелкунчик родом из региона Рудных гор
Массовым производство деревянных фигурок стало в конце XIX века. На снимке — экспонаты Музея щелкунчиков: рыцарь слева выструган в 1650 году, по центру — совсем свежий экземпляр из Штатов, справа — типичный для Рудных гор щелкунчик, выструганный в 1870 году.
Экспонаты Музея щелкунчиков
Если верить легенде, появились подобные орехоколы по прихоти одного зажиточного крестьянина, не желавшего тратить силы на раскалывание орехов. За скромное вознаграждение один из сельчан выстругал человечка, который щелкает орехи. Щелкунчик в образе Наполеона (в центре) появился 1822 году.
Щелкунчик в образе Наполеона (в центре)
В процессе изготовления традиционного немецкого щелкунчика необходимо проделать не менее 130 рабочих операций. Каждая фигурка состоит из 60 частей и делается, как правило, из бука или пихты. И расписывают щелкунчиков, конечно, вручную. Такой оригинал стоит не менее 70 евро.
Щелкунчиков расписывают вручную
Каждому ли орех по зубам?
Традиционно фигурку изображают в виде короля, солдата, лесника. Но периодически «ореховая миссия» возлагается и на современных героев. Жертвами «политического переворота» стали, например, Билл Клинтон, Гельмут Коль и Герхард Шредер.
Билл Клинтон, Гельмут Коль и Герхард Шредер
Фирма Steinbach в Ганновере — известнейший производитель щелкунчиков. Семейное предприятие разрослось в послевоенные годы. Способствовало этому общение с американскими солдатами, служившими на территории Западной Германии: возвращаясь домой, они брали с собой щелкунчиков в качестве сувенира. Ежегодно Steinbach пополняет ассортимент. Одна из недавних разработок — щелкунчик Дарт Вейдер.
Щелкунчик Дарт Вейдер
Щелкунчик. Игрушка для детей и взрослых. Часть 1
При слове «щелкунчик» отечественные зрители и читатели представляют себе не то деревянную игрушку, не то заколдованного принца в образе солдатика, который приходит из своего сказочного королевства только под Новый год.
Орехоколы известны с тех времён, когда человек решил расколоть орех. Естественно,с течением времени, людям захотелось чем-то облагородить, украсить и усовершенствовать и эти предметы (в т.ч. в соответствии со своими религиозными верованиями, тотемами и т.п.). Задолго до появления декоративных щелкунчиков, были известны орехоколы с человеческими или звериными головами. Причём, эти приспособления могли не только изготавливаться из дерева разных пород, но и имели функциональные особенности, подходящие для раскалывания конкретных видов орехов. Например, существовали отдельные орехоколы для фундука, скорлупа которого не так тверда. Для грецких орехов были приспособления помощнее, и делали их не только из дерева.
Известны, к примеру, несколько бронзовых орехоколов в виде двух соединённых рук. Эти экземпляры датируются III-V вв до нашей эры. В наше время тоже существуют орехоколы, сделанные из разных метериалов (дерево, металл, горные породы и т.д; см.фото ниже).
Во внешнем виде практичных орехоколов часто можно было заметить не только некоторые подобия людей и животных, но также мифологические и сказочные мотивы. Например, в XIX-XX вв. в Норвегии существовали орехоколы с головами гномов. Сейчас существует отдельная группа декоративных орехоколов, которые изображают рождественских дарителей, персонажей сказки Э-Т-А. Гофмана или героев балета Чайковского. Особенно редкими экземплярами являются щелкунчики-мышиные короли.
В России орехоколы, а за ними и щелкунчики-игрушки назывались «щелкун орехов», «грызун орехов», просто «щелкун», «щелкуша», «щелкушка», «человечек-щелкуша». Игрушки изготавливались чаще всего в виде солдата или барина. И были отечественные мастера, которые вплоть до 1970-80 гг делали таких классических щелкунчиков, которыми восхищались зарубежные историки и коллекционеры.
Русскоязычный перевод сказки Э-Т-А.Гофмана тоже существовала сначала под разными названиями, но с подачи композитора П.И.Чайковского и писательницы Зинаиды Журавской (1867 — 1937), которую называли «Королевой русских переводчиков», закрепилось имя и название «щелкунчик».
Практически все русскоязычные интернет-статьи повествуют о том, что «родиной Щелкунчика является небольшой немецкий городок Зайфен (Seiffen) в Рудных горах»: якобы некий крестьянин из этой местности в конце 17 века сотворил первую подобную игрушку и повёз продавать её на ярмарку, а в 18 веке игрушки-щелкунчики распространились по всей Европе и даже вывозились на кораблях в Америку. Честно говоря, я не знаю, откуда берутся такие данные, но в реальности дело обстояло немного не так.
Примерно с 1735 года подобные «практичные игрушки» существовали и в Тюрингии, одном из регионов Германии. То есть щелкунчики в Германии были и в 18 веке, но производились они не в Рудных горах.
Путаница может быть ещё из-за того, что разные деревянные иделия изготавливались и продавались мастерами ещё раньше, чем были придуманы игрушки-щелкунчики. До сих пор некоторые люди путают щелкунчиков с другими популярными фигурками, которые называются «Räuchermann / курильщики». Их прототипы появились примерно в 1830 году в тех же Рудных горах. Обычно эти фигурки делают в виде лесников, солдат, ярмарочных разносчиков различных товаров или представителей других профессий. Они полые и открываются, как матрёшки. Внутри кладут благовоние в виде конуса (первоначально им был ладан), поджигают, и дым выходит через рот фигурки.
Другой подобный образ называется Moosmännel. Он уже больше связан с фольклором и представляется в образе лесного духа, гнома и т.п. существ, которые помогают людям. Из-за способности одаривать богатством, эти персонажи стали тесно связаны с современным празднованием Рождества, но в наши дни они иногда сливаются с образами обычных «курильщиков».
Сейчас стали изготавливать «курильщиков» не только в виде людских и мифологических фигурок, но и в виде различных предметов (печка, паровоз, дом и т.д.).
Фото из Интернета
Самая знаменитая игрушка в виде щелкунчика была описана в сказке Эрнста-Теодора-Амадея Гофмана «Nußknacker und Mausekönig / Щелкунчик и Мышиный король», опубликованной в 1816 году. Не имеет под собой основания и ещё одна легенда, повествующая о том, что якобы именно этот щелкунчик стал основой для появления в то время множества подобных игрушек. Как раз наоборот: действие сказки происходит в Нюрнберге, в Баварии, но сам писатель родился в Кёнигсберге, а в годы создания своего знаменитого произведения жил в Дрездене и Берлине. Поэтому вдохновением для него могли стать уже существующие тогда щелкунчики-орехоколы из Тюрингии, Баварии или Италии.
Der Pariser Nussknacker (Napoleon beißt sich an der harten Nuss der Schlacht zu Leipzig 1813 die Zähne aus). Фото skd.museum
Первый щелкунчик в Эрцгебирге, в Рудных горах (именно эта местность сейчас считается «местом жительства современных щелкунчиков») был сделан на токарном станке около 1865 года в мастерской Вильгельма Фридриха Фюхтнера (Füchtner). Это изделие было создано из древесины хвойных пород и под влиянием образа из истории Генриха Гофмана «König Nußknacker und der arme Reinhold» / Король Щелкунчик и бедный Рейнольд» (1851).
Да-да, второе известное произведение о щелкунчике, которое посодействовало современному развитию этого образа, написал тот самый родоначальник книжных «педагогических ужасов». В 1845 году Генрих Гофман издал сборников поучительных стихов для детей «Стёпка-растрёпка» (нем.»Struwwelpeter», букв.»Неряха Петер»). Подробнее о подобных «поучениях» я рассказывала вчера в статье «Снежинки с личиками, или Грусть на ёлке» (ссылка открывается в новом окне).
Первый деревянный щелкунчик, созданный по мотивам образа из сказки Генриха Гофмана, был оформлен в красных, жёлтых, синих и оранжевых тонах. Украшения были очень простыми, а головной убор короля имел такую же форму, как шляпа шахтера, только на ней были нарисованы золотые насечки. Для бороды и волос использовался кроличий мех.
Кроме короля, впоследствии были созданы «мрачные и грубые» солдаты, лесники, полицейские и пожарные как символические представители правящей верхушки. Поэтому часто, даже в первой половине XX века, эти орехоколы делались в виде не стройных, а толстеньких и даже пузатых розовощёких и красноносых мужчин.
В действительности изначально это были игрушки-насмешки, игрушки-карикатуры. Для простых людей это была возможность в некотором роде посмеяться над теми, кто присылает приказы сверху. Каждый человек, а не только дети, мог заставить короля, жандарма или помещика поработать физически, т.е. поколоть орехи.
Многие люди за пределами Германии вообще не знают о существовании сказки Генриха Гофмана «Король Щелкунчик и бедный Рейнольд» (1851). В ней используется мотив «замёрзший ребёнок», о котором я буквально вчера говорила в своей статье «Снежинки с личиками, или Грусть на ёлке» (ссылка открывается в новом окне). Этот же мотив, к примеру, обыгрывали Достоевский в произведении «Мальчик у Христа на ёлке» и Андерсен в своей «Девочке со спичками».
Эта книга до сих пор переиздаётся с такими же иллюстрациями. Фото www.nussknackerbuch.at
Для сравнения: так выглядел Щелкунчик на иллюстрациях к сказке Э-Т-А.Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король»
Фото www.staatsbibliothek-bamberg.de
В СССР о щелкунчике знали не только по балету Чайковского, но и по одноименному мультфильму, созданному в 1973 году (см. подробнее «Новогодний кинозал. Ч.14. Щелкунчик»; ссылка открывается в новом окне). Именно этот тандем «балет+мультфильм» в сознании советских девочек идеализировал орехокол-игрушку, и с тех пор любые подобные игрушки почти всегда называют именем собственным — пишут слово «Щелкунчик» с прописной буквы.
Всё находится в нашем подсознании и в том энергетическом поле, которое нас окружает. Дело в том, что в мировой мифологии орехи и семечки считались не только символом богатства, но ещё и плодородия. Во всех европейских фольклорных жанрах сохранились косвенные или прямые намёки на то, что эти плоды вызывают влечение к противоположному полу (не только платоническое), влияют на потенцию (особенно миндаль и грецкие орехи). Восточные жители наделяют теми же свойствами кунжут и финики.
Фото picclick.de
В народной медицине до сих пор считается, что семечки и орехи не только положительно влияют на мужскую силу, но и одновременно содержат вещества, влияющие на женское репродуктивное здоровье. Причём, такими свойствами обладают как подлинные орехи, признанные таковыми с ботанической точки зрения, так и «ложные» орехи. К примеру, кокос считается в Индии символом брака со всеми вытекающими отсюда последствиями. Многие мысли по поводу «эротики орехов» подтверждает и современная наука.
О некоторых свойствах подлинных и ложных орехов, а также об их лекарственно-косметическом и кулинарном применении см. мою статью «Философия орехов. Ч.1-5» (ссылка на первую часть открывается в новом окне).
Кстати, есть современные девочки, которым щелкунчики не нравятся: они их не понимают и совершенно спокойно проходят мимо подобных игрушек, хотя сами очень любят и семечки, и орехи. А есть мальчики, которым наоборот щелкунчики нравятся: они, как и Фриц, брат Мари, считают щелкунчиков бравыми солдатами и уважают их за стойкость, отвагу и мужество.
Щелкунчик: история игрушки
Увидев Щелкунчика, каждый из нас вспоминает что-то доброе, искреннее, чудесное. Кто-то — любимый мультфильм, а кто-то только вчера читал сказку Гофмана своему маленькому рыцарю или принцессе. Но, полюбив историю отважного деревянного человечка с детства, не все из нас знают историю этой игрушки. Откуда берет начало Щелкунчик и почему он стал символом Рождества во многих странах?
Щелкунчик родился в городке Зайфен в Рудных горах Германии и существует уже более 300 лет. Он представляет собой механическую куклу-солдатика, блестящую от лака, в треуголке и изящном мундирчике, с бородкой из кроличьего меха, с маленькой косичкой сзади, с сабелькой и воинственной челюстью. В рот вкладывается орех, дергается косичка, челюсти смыкаются — крак! — и орех расколот.
Когда-то по дну ручьёв в Рудных горах перекатывались крупинки чистого олова. Рудокопы складывали из камней ступенчатые запруды, вылавливали светло-серые бусинки, плавили их в фарфоровых чашечках и делали ходовую по тем временам оловянную посуду. Отсюда и пошло название деревушки Зайфен, что значит «мыть», «намывать».
В долгие зимние вечера рудокопы любили посидеть в домашнем тепле, вырезая из душистого деревянного чурбачка забавную зверюшку, героя народной сказки, злую соседку, похожую на ведьму, или ненавистных притеснителей — князя, барона, выколачивающих кнутом последнюю копейку у бедняка рудокопа. Жадного притеснителя изображали с зубастым, огромным, прожорливым ртом. Какому-то весёлому резчику пришла в голову озорная идея — заставить деревянного уродца щёлкать орехи. Пусть потрудится и посмешит рудокопов!
Так появился на свет Щелкунчик — деревянная кукла-карикатура — король, разбойник и жандарм, фабрикант и мироед. Создавая фигурки из различной величины цилиндрических болванок, зайфенские мастера получали сперва «ломаный» корпус, а затем, при помощи бумаги, перьев, меха и соответствующей разрисовки достигали поразительно живого изображения. При своих крошечных размерах щелкунчик относился к самым дешёвым игрушкам, что также послужило его широкому распространению и популярности.
В 1699 году Иоганн Химан, крестьянин из Зайфена, нагрузил ручную тачку деревянными игрушками своих односельчан и покатил её по извилистым горным тропам и колдобистым просёлочным дорогам на ярмарку в Лейпциг. Он прошагал с тачкой почти триста километров туда и обратно, но вернулся довольный — игрушки распродал выгодно. И особенно понравился покупателям «Зубастик». С тех пор каждый уважающий себя мастер в деревне должен был сделать своего Щелкунчика.
Так в начале XIX века и увидел Щелкунчика замечательный немецкий сказочник Эрнст Теодор Амадей Гофман. Кукла становится главным персонажем его сказки «Щелкунчик и мышиный король», которая впервые была опубликована в 1816 г. Её главные герои — девочка по имени Марихен Штальбаум (при переводе на русский язык её называли и Кларой, и Марией, и просто Машей) и странная игрушка — щипцы для колки орехов в форме солдатика, тот самый легендарный Щелкунчик, которого подарил Марихен её крёстный, сказочник Дроссельмейер, в канун Рождества. Никто из окружающих, конечно, не догадывается, и только мудрый сказочник знает, что на самом деле Щелкунчик — это не уродливая игрушка, а прекрасный принц, заколдованный мышиной королевой Мышильдой.
Благодаря этой удивительно трогательной и поучительной сказке, Щелкунчик стал символом Рождества. В России история Щелкунчика получила ошеломительную популярность после того, как Пётр Ильич Чайковский сочинил балет «Щелкунчик».
К началу XX века игрушки-щелкунчики стали похожи на мрачных старых солдат, лесников, полицейских и пожарных. А с лёгкой руки мастера Рихарда Лангера (1887-1957) в 1910-х годах Щелкунчик стал коренастым мужичком с круглым носом-пуговкой и треуголкой. Известно также, что во время Второй мировой войны Щелкунчик попал за океан — американские солдаты охотно отправляли его в подарок своим детям: в их понимании Щелкунчик символизировал силу, защиту и приносил удачу. Сегодня Щелкунчики являются одним из наиболее традиционных немецких подарков на Рождество, и изготавливаются эти игрушки в многочисленных мастерских по всей Германии в разнообразных вариациях, в том или ином художественном оформлении.