Шокан Уалиханов (Шоқан Уәлиханов) — известный казахский ученый и исследователь, который оставил богатое наследие. За свою недолгую жизнь он много путешествовал, изучал быт и культуру кочевых народов. Изучим и мы биографию Шокана Уалиханова: в ней много интересного.
Шокан Уалиханов: биография ученого
Мухаммед-Ханафия — такое имя получил при рождении мальчик, которого мать позже нарекла Чокан, а весь Казахстан сегодня знает и чтит как Шокана Уалиханова.
Где родился будущий ученый? Он появился на свет в 1835 году, а его малой родиной стала территория орды-зимовки Кунтимес. В те времена это была Омская область, а в современном Казахстане здесь расположился поселок Костанайской области.
Познакомимся с этапами его жизни:
Детство
Род, в котором суждено было появиться на свет Шокану, был знатным:
Поэтому мальчик хоть и рос в степи, но с малых лет ему прививали любовь к наукам, да он и сам тянулся к образованию. Казахский, арабский и персидский языки, рисование и восточную поэзию он освоил еще в местной школе.
Кадетский корпус
Где учился Шокан юношей? В 1847 году он стал кадетом Сибирского кадетского корпуса, расположенного в Омске, где учился до 1853 года. Здесь он освоил французский и немецкий языки, увлекся путешествиями и понял, что хочет открыть всему миру культуру Азии. Учитель истории Гонсевский симпатизировал любознательному ученику и разрешил ему пользоваться собственной огромной библиотекой.
Обучение Шокан завершил в чине корнета, после чего попал в ряды императорской армии. Семейные традиции и полученное образование определяли его дальнейший путь, но и свои мечты он смог реализовать.
Служба и призвание
В 18 лет Уалиханов стал канцеляристом и историографом в Западной Сибири у генерал-губернатора Гасфорда. С учетом такой должности ему был предоставлен полный доступ к Омскому архиву.
Кроме того, он мог работать с различными историческими материалами дома и подробно их изучать. Это помогло исследователю пополнить свои знания и сделать вклад в науку.
В 1855-м Гасфорд поручил ему отправиться в поездку по отдаленным районам страны. Он побывал в Семиречье и Коканде, подробно описывая свои поездки.
Два года спустя Шокан получил звание поручика и вместе с полковником Хоментовским отправился в дипломатическую командировку за реку Или. В дороге встречался с Федором Достоевским, помог отправить в Санкт-Петербург оду о коронации царя.
В течение 12 лет активной деятельности личные качества позволили Шокану служить в царской армии, выполнять различные поручения разведывательного характера, заниматься научными исследованиями и творчеством.
Конец жизни
Незадолго до ухода из жизни Шокан поселился в ауле Тезек, расположенном в Алтынемельском округе. Его супругой стала Айсары — кузина местного султана.
Казалось бы, его ждет еще долгий жизненный путь, дети и семейное счастье. Но великого путешественника, ученого, разведчика и офицера не стало весной 1865 года:
В жизни и смерти Шокана Чингисовича много загадок. Но он оставил потомкам бесценные труды, которые помогли изучать культуру народов Средней Азии. Также знаковой была его роль посредника в урегулировании межнациональных конфликтов.
Шокан Уалиханов: YouTube/Олег Зар
Шокан Уалиханов: деятельность
Что открыл Шокан Уалиханов? Служба в армии не только не мешала его исследованиям, а даже помогала им. Так, путешествие в Кашгарию было и разведывательной миссией, и географической поездкой.
Позднее в своих трудах он описал этот период как Кашгарскую экспедицию. Затем ученый побывал на озере Иссык-Куль, в китайском Кульджу, поселениях Восточного и Западного Туркестана.
Заслуги, вклад в географию и деятельность Уалиханова таковы:
Собрал данные о территории в Алтышахаре, климате, населении
Летом 1858 года 22-летний Шокан отправился в свою первую научную экспедицию в Кашгар, одновременно осуществлял разведывательную миссию. Для маскировки ученый переоделся купцом и взял имя Мусабая Тухтубаева:
Экспедиция продолжалась почти год. По возвращении написал отчет, который был позже высоко оценен востоковедами.
Шокан Уалиханов во время путешествия: YouTube/Олег Зар
Составил карты Средней Азии
В 1859–1861 гг. служил в Генштабе, в петербургском министерстве иностранных дел (азиатский отдел). В это время занимался составлением географических карт Средней Азии, помогал ученому Риттеру, читал лекции. Совершил короткую поездку в Париж для публикации своих географических открытий и статей о Казахстане.
Совершенствовал систему самоуправления и реализовывал судебную реформу
В 1861-м истощенный физически и морально Уалиханов перебрался в родной аул. Здесь его поддержали, но выборы он проиграл и не смог занять пост старшего султана округа Атбасара.
Проигрыш был подстроен по политическим причинам, но Шокан заручился поддержкой губернатора и занялся реализацией судебных реформ, совершенствовал систему самоуправления.
Как переводчик и дипломат налаживал дружественные отношения между казахами и киргизами
В 1864-м участвовал в походе в Западный Туркестан как переводчик и дипломат в чине штабс-ротмистра. Его цель заключалась в установлении дружеских связей с местным населением и устранением споров о пастбищах между казахскими и киргизскими землевладельцами.
Но Уалиханова возмутили действия военных по отношению к мирному населению в Пишпеке и Аулие-Ата. В результате Шокан ушел со службы. По другой версии, это был дипломатический ход, чтобы перебросить разведчика к границе с Китаем.
Написал научные труды о казахах и их культуре
Еще адъютантом Шокан изучал родословную казахов — сопоставлял данные из летописей и писаний разных народностей. Но работу эту не закончил.
В дальнейшем же он создал много трудов как географического характера (дневники поездок в Кульджу, на Иссык-Куль, очерки Джунгарии), так и исторические произведения о батырах XVIII века, о казахской народной поэзии, о родословиях киргизов, так и литературные («Песня об Алае»).
Ученый всегда интересовался местными преданиями и легендами, записывал их и литературно обрабатывал, чтобы сохранить уникальность и красоту народной мысли. Также фиксировал он и быт, условия жизни в Азии.
В 1961 году, а затем в 1972-м по инициативе казахстанской Академии наук был издан пятитомник сочинений Шокана Уалиханова на русском языке. В них поражает такая особенность, как органический сплав стиля ученого и писателя-художника. В 1985 году к 150-летию со дня рождения великого ученого рядом с местом его захоронения был открыт мемориальный музей.
Шокан Уалиханов описал культуру и быт своих соотечественников, собрал и передал общественности данные о местных обычаях, экономическом устройстве жизни кочевых народностей. Его деятельность трудно переоценить, а потомков восхищает смелость и решительность этого человека, который так много успел за столь короткую жизнь.
Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора
казахский учёный, историк, этнограф и фольклорист, путешественник, просветитель
урочище Кочен-Тоган, Алтын-Эмель, Семиречье
Исследования Валиханова печатались в трудах Русского Географического общества, также выходили в Берлине (1862), в Лондоне (1865) и вошли в 6-й и 7-й тома (1878—1879) 19-томной французской Всеобщей географии («La Nouvelle géographie universelle») Элизе Реклю.
Чокан Валиханов — чингизид, правнук знаменитого хана Аблая.
Содержание
Этапы жизни
Валиханов и Достоевский
Чокан познакомился с Федором Ивановичем Достоевским в доме Ольги Ивановны Ивановой, дочери декабриста Анненкова. Через год Чокан нашёл Достоевского в Семипалатинске, куда того отправили на солдатскую службу.
«Я никогда ни к кому, даже не исключая родного брата, не чувствовал такого влечения, как к Вам» (из письма Достоевского Валиханову).
Киргизский эпос «Манас»
В первом путешествии на Иссык-Куль в 1856 году Валихановым был собран большой по объёму материал для словаря киргизского языка, записано и переведено много местных былин и песен. Важным результатом его поездки стало открытие учёному миру и широкой общественности величайшего памятника киргизского устного творчества, насчитывающего полмиллиона строк, — эпоса «Манас». Он явился первым исследователем, который записал (26 мая 1856 года), а впоследствии перевёл на русский язык отдельные главы эпоса. Валиханов оценил его как выдающееся произведение восточной устной традиции, киргизского фольклора. Он назвал «Манас» «степной Илиадой». А продолжение «Манаса» — поэму «Семетей» — он охарактеризовал как восточную «Одиссею». В результате этих поездок им были написаны «Дневник поездки на Иссык-Куль», «Записки о кыргызах», «Очерки Джунгарии», «Западный край Китайской Империи и город Кульджа».
Валиханов как художник
Чокан Валиханов был первым казахским художником в западном понимании. Исполнил большое количество этнографически точных жанровых, портретных и пейзажных зарисовок, иллюстрировавших его научные и путевые дневники. Создавал также станковые рисунки и акварели («Казахи Большой Орды», «Сартай из рода Сары Багиш» и др.).
Экспедиция в Кашгарию
Всего четыре европейца побывали там до Валиханова: в XIII веке знаменитый Марко Поло, в XVII веке — некий монах-иезуит Гаес и во второй половине XIX века — англичанин, чьи имя и судьба остались неизвестными, и немецкий путешественник, ученик великого Гумбольдта, Адольф Шлагинтвейт, исчезнувший бесследно в ходе своей дерзкой экспедиции в Центральную Азию. Китайские власти всячески препятствовали проникновению иностранцев в южную Джунгарию. Любой европеец, оказавшийся в Кашгаре, рассматривался ими как шпион и подлежал смертной казни.
В июне 1858 года Валиханов отправился в путешествие, навсегда оставшееся в анналах российской географической науки. Ему исполнился тогда 21 год. В путь Чокан тронулся с караваном семипалатинского купца Мусабая Тохтубаева. Он путешествовал под вымышленным именем Алимбая, переодетый в восточную одежду и с обритой, по местному обычаю, головой. За полтора месяца достигнув верховий реки Или, купцы провели затем месяц, занимаясь торговлей с киргизами, после чего караван двинулся к китайской границе. Пройти через Тянь-Шань в сентябре оказалось делом нелёгким. При переходе через перевалы в высокогорных снежниках и ледниках погибла большая часть баранов, верблюдов и лошадей (из 101 верблюда с гор спустилось лишь 36). Кроме того, несколько раз пришлось отбиваться от нападений разбойничьих шаек, грабивших караваны в горных ущельях. При входе в город караван по приказу китайских властей был подвергнут тщательному обыску.
Во время пребывания в Кашгарии Валиханов познакомился со многими купцами, чиновниками и другими местными жителями. Ему удалось собрать сведения о населении и дорогах «страны шести городов» (Алтышахар), как называли уйгуры Кашгарию. Исследователь записывал также данные о климате и природе страны, её экономике. Он установил подробности гибели в Кашгаре Шлагинтвейта, которому отрубили голову у городской стены.
12 апреля 1859 года, через 11 месяцев после начала путешествия, Чокан Валиханов вернулся в Верный. По итогам экспедиции он написал отчет «О состоянии Алтышара, или шести восточных городов Китайской провинции Нан Лу (Малый Бухарин) (1858—1859)». Труд был высоко оценен востоковедами России и за её пределами и вскоре переиздан на английском языке.
Жизнь в Петербурге
Тяжелые условия путешествия, нервное напряжение и лишения, встретившиеся в пути сказались на здоровье молодого ученого. По возвращении домой Чокан Валиханов заболел. В 1860 году по вызову Военного министра исследователь Кашгарии приехал в Петербург, где был встречен как отважный путешественник и знаток жизни народов Средней Азии и Казахстана и награждён орденом Святого Владимира и повышен в чине до штабс-ротмистра.
Пребывание в Петербурге (он пробыл там больше года) духовно обогатило Валиханова и укрепило его демократические взгляды. Он окунулся в гущу общественной жизни и развернул широкую деятельность, работал в Военно-учетном комитете Генерального штаба, Азиатском департаменте и географическом обществе. Составление карт Средней Азии и Восточного Туркестана, подготовка к изданию трудов Риттера, сотрудничество в издании энциклопедии (где впервые была опубликована его известная статья «Аблай», 1861), изучение восточных рукописей, чтение лекций по истории Востока в Русском географическом обществе — всё это составляло содержание его жизни в Петербурге. Большое влияние на Чокана в этот период оказали профессор А. Н. Бекетов, редактор «Записок Русского географического общества» востоковед, дипломат и публицист Е. П. Ковалевский, известные ученые-ориенталисты В. В. Григорьев, В. П. Васильев и В. В. Вельяминов-Зернов. Постоянную поддержку и дружеское расположение оказывал Валиханову вице-президент Русского географического общества П. П. Семёнов-Тян-Шанский. В Петербурге Валиханов вновь встретился со своим другом писателем Ф. М. Достоевским. Среди его Петербургских друзей были поэты А. Н. Майков и Я. П. Полонский, братья В. С. и Н. С. Курочкины, состоявшие членами общества «Земля и воля». Разночинная литературная среда расширяла кругозор казахского ученого, помогала ему лучше разобраться в событиях общественной жизни России в период революционной ситуации. Чтение Валихановым литературно-художественных и общественнополитических журналов «Современник», «Русское слово», «Эпоха», «Отечественные записки», «Время» и др., игравших большую роль в развитии общественного интереса к истории формировании исторических взглядов интеллигенции, способствовало утверждению демократических взглядов Валиханова.
По некоторым источникам (воспоминания и письма друзей) Валиханов в этот период на короткое время съездил в Лондон и Париж, возможно, с целью публикации своих статей в трудах Географических обществ Великобритании и Франции.
Влажный петербургский климат пагубно отразился на здоровье Чокана, и он вынужден был вскоре покинуть столицу и вернуться на родину.
Деятельность в Омске
Переехав в Омск, Валиханов принял непосредственное участие в мероприятиях правительства по реорганизации местного управления степи, внёс ряд практических предложений и рекомендаций. Основные мысли изложены им в ряде «Записок», поданных на имя властей: «О мусульманствах в степи», «О кочевниках киргизах», «Записка о судебной реформе» и др.
Участие в походе Черняева
Город Верный был оплотом Российской империи в Семиречье. Но юг современного Казахстана тогда находился под властью Кокандского ханства. Россия продолжила завоевание Туркестана, направив свои войска на эти земли, населенные казахами. Чокан Валиханов принял участие в этом походе, чтобы способствовать освобождению соплеменников от кокандского ига.
В чине штабс-ротмистра он служил переводчиком при главном командовании, где исполняя служебные обязанности, способствовал установлению дружественных взаимоотношений русских властей с местным населением, а также справедливому решению споров из за пастбищ между казахами и киргизами и т. д.
Однако расправа войск над мирным населением при взятии крепостей Пишпек и Аулие-Ата в 1864 году так глубоко возмутила Валиханова, что после нескольких горячих споров с полковником Черняевым, не видя иного выхода, он подал в отставку и вернулся в Семиречье.
Смерть
Разочарованный и подавленный, в глубокой депрессии, Чокан уехал зимовать в далёкий аул в горах Алтын-Эмеля. Там он женится на Айсары, сестре султана Тезека. Чокан успевает написать последнюю статью о восстании дунган в Синьцзяне («Русский инвалид», № 51, 1865), но его застарелая болезнь обостряется и вскоре он умирает. В письме к отцу из аула Тезека Чокан писал: «Устал, нет никакой силы, весь высох, остались одни кости, скоро не увижу света. Мне больше не суждено повидаться с моими дорогими родными и друзьями, нет для этого никаких средств. Это будет моё последнее письмо. Прощайте, обнимаю всех».
Выдающийся русский востоковед академик Н. И. Веселовский писал о нём: «Как блестящий метеор, промелькнул над нивой востоковедения потомок киргизских ханов и в то же время офицер русской армии Чокан Чингисович Валиханов. Русские ориенталисты единогласно признали в лице его феноменальное явление и ожидали от него великих и важных откровений о судьбе тюркских народов, но преждевременная кончина Чокана лишила нас этих надежд. За неполных тридцать лет он сделал то, что другие не смогли сделать за всю свою жизнь».
«Его имя не исчезнет в истории Киргис-Кайсаков и Кара-Киргисцев, его имя будет в памяти двух народов» (Ф. М. Достоевский).
Память
Труды
Литература
Фильмы
Интересные факты
Путь Чокана Валериановый повторил и расширил его земляк и брат по крови Лавр Корнилов, известный царский генерал и один из основателей Добровольческой белой армии. Отец Корнилова — иртышский казак, а мать — крещёная казашка из рода аргын. По окончании Николаевской Академии генштаба капитан Корнилов, пользуясь своей азиатской внешностью и знанием шести языков, в конце XIX и начале XX веков совершил разведывательные экспедиции в Персию, Афганистан, Кашгар, Китай и Индию. Его книга «Кашгария или Восточный Туркестан» (426 стр. с приложениями), ставшая весомым вкладом в географию, этнографию, военную и геополитическую науку и принёсшая автору заслуженный успех, была замечена британскими специалистами и, как и труды Валиханова, немедленно переиздана в Англии. Как установил современный исследователь М. К. Басханов, картографический материал к английскому изданию «Военный отчёт по Кашгарии» 1907 года представляет собой планы городов и укреплений Восточного Туркестана, опубликованные в работе Л. Г. Корнилова [5].
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Шокан Уалиханов» в других словарях:
Уалиханов, Шокан Чингисович — Чокан Валиханов Шоқан Уәлихан Имя при рождении: Мухаммед Ханафия Род деятельности: казахский учёный, историк, этнограф и фольклорист, пут … Википедия
Уалиханов Шокан Чингисович — Чокан Валиханов Шоқан Уәлихан Имя при рождении: Мухаммед Ханафия Род деятельности: казахский учёный, историк, этнограф и фольклорист, пут … Википедия
Шокан Чингисович Уалиханов — Чокан Валиханов Шоқан Уәлихан Имя при рождении: Мухаммед Ханафия Род деятельности: казахский учёный, историк, этнограф и фольклорист, пут … Википедия
Опубликовано в русской Википедии http://ru.wikipedia.org/wiki/ _
Чокан (Шокан) Чингисович Валиханов (полное имя Мухаммед-Ханафия, а Чокан — прозвище, данное матерью, казах. Шокан Уалиханов, ноябрь 1835, Кокчетавский уезд, Акмолинская область, Российская Империя — 10 апреля 1865, урочище Кочен-Тоган) — казахский учёный, историк, этнограф и фольклорист, путешественник, просветитель, а также российский офицер и разведчик. Родился в ноябре 1835 года в Кокчетавском округе. Умер 10 апреля 1865 года.
Друг Ф. М. Достоевского. Исследования Валиханова печатались в трудах Русского Географического общества. В Омске, где он учился в кадетском корпусе, в 2004 году ему поставлен памятник.
Чокан Чингисович — чингизид (торе), правнук знаменитого Аблай-хана и внук султана Уали (Вали)-хана.
1853 — Окончил кадетский корпус в Омске, где учился и дружил c будущим известным ученым и путешественником Г. Н. Потаниным. Вступил в службу в Сибирское линейное казачье войско, назначен к исправлению должности адъютанта при командире Отдельного сибирского корпуса Гасфорте. 1854 — Знакомство с ссыльными «петрашевцами» Ф. М. Достоевским и С. Ф. Дуровым. 1855 — Первая поездка в Семиречье. 1856 — Экспедиция в Семиречье и на Иссык-Куль. Поездка в Кульджу. Знакомство с Семёновым-Тян-Шанским. За отличие по службе произведён в поручики. 1857 — Избран в действительные члены Императорского русского географического общества. Командировка в Семиречье и на Иссык-Куль для подготовки экспедиции в Кашгар. 1858, 28 июня — Под видом купца присоединился к каравану, направляющемуся из Семипалатинска в Кашгар. 1859, 12 апреля — вернулся в караваном в укрепление Верное. 1860 — В начале года приехал в Петербург. Доклад в Географическом обществе, интенсивная научная, общественная и литературная деятельность. Произведён в штабс-ротмистры, награждён орденом Св. Владимира. 1861 — Возвращение на родину. 1862 — Выбран на должность старшего султана Атбасарского округа, но не утверждён генерал-губернатором. 1863 — Участие в комиссии по сбору народных мнений о судебной реформе. 1864, март — июнь — Участие в походе М. Г. Черняева. 1865, 10 апреля — Скончался в урочище Кочен-Тоган от туберкулёза (предположительно заразившись от бабушки Айганым).
КИРГИЗСКИЙ ЭПОС «МАНАС»
В первом путешествии на Иссык-Куль в 1856 году им был собран большой по объёму материал для словаря кыргызского языка, записано и переведено много кыргызских былин и песен. Важным результатом его поездки к кыргызам, стало открытие учёному миру и широкой общественности величайшего памятника кыргызского устного творчества, насчитывающего 10 миллионов строк, — эпоса «Манас». Он явился первым исследователем, который записал, а впоследствии перевёл на русский язык отдельные главы эпоса. Валиханов оценил его как выдающееся произведение восточной устной традиции, кыргызского фольклора. Именно ему принадлежит определение, данное им «Манасу», как степной «Илиады». А продолжение «Манаса» поэму «Семетей» он охарактеризовал как восточную «Одиссею». В результате этих поездок им были написаны «Дневник поездки на Иссык-Куль», «Записки о кыргызах», «Очерки Джунгарии», «Западный край Китайской Империи и город Кульджа».
ЭКСПЕДИЦИЯ В КАШГАРИЮ
Всего четыре европейца побывали там до Валиханова: в XIII веке знаменитый Марко Поло, в XVII — некий монах-иезуит Гаес и во второй половине XIX века — англичанин, имя и судьба которого остались неизвестным, да отчаянный немецкий путешественник, ученик великого Гумбольдта, Адольф Шлагинтвейт, исчезнувший бесследно в ходе своей дерзкой экспедиции в Центральную Азию. Китайские власти всячески препятствовали проникновению иностранцев в южную Джунгарию. Любой европеец, оказавшийся в Кашгаре, рассматривался ими, как шпион, и подлежал смертной казни. В июне 1858 года Валиханов отправляется в путешествие, навсегда оставшееся в анналах российской географической науки. Ему исполнился тогда 21 год. В путь Чокан тронулся с караваном семипалатинского купца Мусабая Тохтубаева. Он путешествовал под вымышленным именем Алимбая, переодетый в восточную одежду и с обритой, по местному обычаю, головой. За полтора месяца достигнув верховий реки Или, купцы провели затем месяц, занимаясь торговлей с киргизами, после чего караван двинулся к китайской границе. Пройти через Тянь-Шань в сентябре оказалось делом нелёгким. При переходе через перевалы в высокогорных снежниках и ледниках погибла большая часть баранов, верблюдов и лошадей (из 101 верблюда с гор спустилось лишь 36). Кроме того, несколько раз пришлось отбиваться от нападений разбойничьих шаек, грабивших караваны в горных ущельях. При входе в город караван по приказу китайских властей был подвергнут тщательному обыску. Во время пребывания в Кашгаре Валиханов познакомился со многими купцами, чиновниками и другими местными жителями. Ему удалось собрать сведения о населении и дорогах «страны шести городов» (Алтышаар), как называли уйгуры Кашгарию. Исследователь записывал также данные о климате и природе страны, её экономике. Он сумел установить подробности гибели в Кашгаре отважного Шлагинтвейта, которому отрубили голову у городской стены. 12 апреля 1859 года, через 11 месяцев после начала путешествия, Чокан Валиханов вернулся в Верный. По итогам экспедиции он написал отчет «О состоянии Алтышара, или шести восточных городов Китайской провинции Нан Лу (Малая Бухария) (1858—1859)». Труд был высоко оценен востоковедами России и за ее пределами и вскоре издан на английском языке.
ЖИЗНЬ В ПЕТЕРБУРГЕ
Тяжелые условия путешествия, нервное напряжение и лишения, встретившиеся в пути сказались на здоровье молодого ученого. По возвращении домой Ч. Валиханов заболевает. В 1860 г. по вызову Военного министра исследователь Кашгарии приезжает в Петербург где был встречен как отважный путешественник и знаток жизни народов Средней Азии и Казахстана, нaгражден орденом Святого Владимира и повышен в чине до штабс-ротмистра. Недолговременное пребывание в Петербурге (он пробыл там год) духовно обогатило Валиханова и укрепило его демократические взгляды. Он окунулся в гущу общественной жизни и развернул широкую деятельность, работал в Военно-учетном комитете Генерального штаба, Азиатском департаменте и географическом обществе. Составление карт Средней Азии и Восточного Туркестана, подготовка к изданию трудов Риттера, сотрудничество в издании энциклопедии (где впервые была опубликована его известная статья «Аблай»), изучение восточных рукописей, чтение лекций по истории Востока в Русском географическом обществе — все это составляло содержание его жизни в Петербурге. Большое влияние на Чокана в этот период оказали профессор А. Н. Бекетов, редактор «Записок Русского географического общества» востоковед, дипломат и публицист Е. П. Ковалевский, известные ученые-ориенталисты В. В. Григорьев, В. П. Васильев и В. В. Вельяминов-Зернов. Постоянную поддержку и дружеское расположение оказывал Валиханову вице-президент Русского географического общества П. П. Семёнов-Тян-Шанский. В Петербурге Валиханов вновь встретился со своим другом писателем Ф. М. Достоевским. Среди его Петербургских друзей были поэты А. Н. Майков и Я. П. Полонский, братья В. С. и Н. С. Курочкины, состоявшие членами общества «Земля и воля». Разночинная литературная среда расширяла кругозор казахского ученого, помогала ему лучше разобраться в событиях общественной жизни России в период революционной ситуации. Чтение Валихановым литературно-художественных н общественнополитических журналов «Современник», «Русское слово», «Эпоха, „Отечественные записки“, „Время“ и дp., игравших большую роль в развитии общественного интереса к истории формировании исторических взглядов интелегенции, способствовало утверждению демократических взглядов Валиханова. По некоторым источникам (воспоминания и письма друзей) Валиханов в этот период на короткое время сьездил в Лондон и Париж, возможно с целью публикации своих статей в трудах Географических обществ Великобритании и Франции. Но влажный петербургский климат пагубно отразился на здоровье Чокана Валиханова и он вынужден был покинуть столицу.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОМСКЕ
Переехав в Омск, Валиханов принял непосредственное участие в мероприятиях правительства по реорганизации местного управления степи, внес ряд практических предложений и рекомендаций. Основные мысли изложены им в ряде „Записок“, поданных на имя властей: „О мусульманствах в степи“, „О кочевниках киргизах“, „Записка о судебной реформе“ и др.
УЧАСТИЕ В ПОХОДЕ ЧЕРНЯЕВА
Город Верный был оплотом Российской империи в Семиречье. Но юг современного Казахстана тогда находился под властью Кокандского ханства. Царизм продолжил завоевание Туркестана, направив свои войска на эти земли, населенные казахами. Чокан Валиханов принял участие в этом походе, чтобы способствовать освобождению соплеменников от кокандского ига. В чине штабс-ротмистра он служил переводчиком при главном командовании, где исполняя служебные обязанности, способствовал установлению дружественных взаимоотношений русских властей с местным населением, а также справедливому решению споров из за пастбищ между казахами и киргизами и т. д.
Но царские войска не различали кокандцев и мирных жителей. Расправа царских войск над мирным населением при взятии крепостей Пишпек и Аулие-Ата в 1864 году так глубоко возмутила Валиханова, что после нескольких горячих споров с полковником Черняевым, не видя иного выхода, он подаёт в отставку и возвращается в Семиречье.
Разочарованный и подавленный, в глубокой депрессии уезжает зимовать в далёкий аул в горах Алтын-Эмеля, где его застарелая болезнь обостряется и он умирает. В письме к отцу из аула Тезека Чокан писал: „Устал, нет никакой силы, весь высох, остались одни кости, скоро не увижу света. Мне больше не суждено повидаться с моими дорогими родными и друзьями, нет для этого никаких средств. Это будет мое последнее письмо. Прощайте, обнимаю всех“.
Выдающийся русский востоковед, академик Н.И. Веселовский писал о нём: „Как блестящий метеор, промелькнул над нивой востоковедения потомок киргизских ханов и в то же время офицер русской армии Чокан Чингисович Валиханов. Русские ориенталисты единогласно признали в лице его феноменальное явление и ожидали от него великих и важных откровений о судьбе тюркских народов, но преждевременная кончина Чокана лишила нас этих надежд“. За неполных тридцать лет он сделал то, что другие не смогли сделать за всю свою жизнь».
» Его имя не исчезнетъ въ історіи Киргис-Кайсаков и Кара-Киргисцев, его имя будет в памяти двух народов «. ( Ф. Достоевский).
На месте захоронения Чокана Валиханова (бывший Кербулакский район Талдыкорганской области) в 1988 году был построен мемориальный комплекс «Алтын-Эмель» с мемориальным музеем Валиханова. В Казахстане ему установлены три памятника. В Алма-Ате перед зданием Академии Наук КазССР, открыт в 1969 году и венчает улицу его имени.[1]. Другой монумент стоит в Кокчетаве (1971).[2]. В Семипалатинске у музея Достоевского установлена парная бронзовая скульптура «Чокан Валиханов и Ф. М. Достоевский». [3] Ему также поставлен памятник с группой манасчи в столице Киргизии Бишкеке в 2002 году. В Омске, где Валиханов учился в кадетском корпусе, в 2004 году ему поставлен памятник [4] на улице Валиханова, в честь его установлена мемориальная доска на здании кадетского корпуса, расположенного неподалеку.
*»Chinese Turkestan and Dzungaria» by Capt. Valikhanov and other russian travellers, «The Russians in Central Asia», London, Edward Stanford, 1865. *«Сочинения Чокана Чингисовича Валиханова». (Записки Императорского Русского Географического Общества, Серия этнографическая, том XXIX). СПб, 1904 г. Доступно на Google Books. *Валиханов Ч. Ч. Собрание сочинений в пяти томах. Алма-Ата, 1961—1985. *Валиханов Ч. Ч. Избранные произведения. Москва, Наука, 1986. *Валиханов Ч. Этнографическое наследие казахов. Астана, Алтын Китап, 2007.
1. Художественный фильм «Его время придёт», «Казахфильм», 1956. Режиссер Мажит Бегалин, в гл.роли Нурмухан Жантурин.
2. Многосерийный художественный телефильм «Чокан Валиханов» об известном ученом, путешественнике и просветителе ХIХ века (к 150-летию со дня рождения). «Казахфильм», 1985. Режиссер Асанали Ашимов, в гл.роли Саги Ашимов (1961—1999).
3. Документальный фильм «Человек в мундире», реж. Игорь Гонопольский, 2006 (о географе, этнографе, исследователе истории и культуры азиатских народов Чокане Чингисовиче Валиханове (1835—1865 гг.).