Шпиль в питере что это
Шпиль в питере что это
Первый кораблик-флюгер на шпиле Адмиралтейства появился еще в 1719 году. Его создал мастер Харман ван Болос со своими помощниками — русскими мастерами Иваном Шпаком, Иваном Сухим, Герасимом Ивановым и др.
Исследователи предполагают, что прототипом флюгера был первый корабль, вошедший в петербургский порт. Согласно другой версии, прообразом кораблика стал фрегат «Орел», построенный по указу царя Алексея Михайловича в 1660-х годах. По легенде, в носовой части флюгера-кораблика хранился личный компас Петра I, а его мачты были выполнены из чистого золота.
При Анне Иоанновне Адмиралтейство могло потерять свой кораблик: архитектор Иван Коробов предлагал во время реконструкции здания понизить его шпиль и увенчать простой главкой. Но старые адмиралтейцы, видевшие в кораблике-флюгере символ России как морской державы, выступили против такого решения, и Коробов не просто сохранил, а увеличил величину шпиля и оставил флюгер на месте.
Этот кораблик находился на шпиле Адмиралтейства почти сто лет — в 1815 году во время ремонта шпиля его заменили на новый, и петровский кораблик был утерян. Сегодня же мы видим на шпиле Адмиралтейства уже третье судно в истории здания — оно появилось на этом месте в 1886 году во время очередного ремонта (второй флюгер уже сохранили — он находится в Центральном военно-морском музее). Высота кораблика достигает почти двух метров, вес — 65 килограммов, а на его покрытие потребовалось 2 килограмма сусального золота. Сегодня кораблик на шпиле Адмиралтейства является одним из символов Санкт-Петербурга — он изображен на медали «За оборону Ленинграда».
Ниже на шпиле находятся декоративная корона и яблоко-шар. По легенде, в ларце внутри шара лежат золотые монеты. В действительности же там хранятся отчеты о тех мастерах, что ремонтировали шпиль Адмиралтейства. Также в шаре можно найти и газеты тех лет, когда проходили работы по обновлению «адмиралтейской иглы».
Первый кораблик-флюгер на шпиле Адмиралтейства появился еще в 1719 году. Его создал мастер Харман ван Болос со своими помощниками — русскими мастерами Иваном Шпаком, Иваном Сухим, Герасимом Ивановым и др.
Исследователи предполагают, что прототипом флюгера был первый корабль, вошедший в петербургский порт. Согласно другой версии, прообразом кораблика стал фрегат «Орел», построенный по указу царя Алексея Михайловича в 1660-х годах. По легенде, в носовой части флюгера-кораблика хранился личный компас Петра I, а его мачты были выполнены из чистого золота.
При Анне Иоанновне Адмиралтейство могло потерять свой кораблик: архитектор Иван Коробов предлагал во время реконструкции здания понизить его шпиль и увенчать простой главкой. Но старые адмиралтейцы, видевшие в кораблике-флюгере символ России как морской державы, выступили против такого решения, и Коробов не просто сохранил, а увеличил величину шпиля и оставил флюгер на месте.
Этот кораблик находился на шпиле Адмиралтейства почти сто лет — в 1815 году во время ремонта шпиля его заменили на новый, и петровский кораблик был утерян. Сегодня же мы видим на шпиле Адмиралтейства уже третье судно в истории здания — оно появилось на этом месте в 1886 году во время очередного ремонта (второй флюгер уже сохранили — он находится в Центральном военно-морском музее). Высота кораблика достигает почти двух метров, вес — 65 килограммов, а на его покрытие потребовалось 2 килограмма сусального золота. Сегодня кораблик на шпиле Адмиралтейства является одним из символов Санкт-Петербурга — он изображен на медали «За оборону Ленинграда».
Ниже на шпиле находятся декоративная корона и яблоко-шар. По легенде, в ларце внутри шара лежат золотые монеты. В действительности же там хранятся отчеты о тех мастерах, что ремонтировали шпиль Адмиралтейства. Также в шаре можно найти и газеты тех лет, когда проходили работы по обновлению «адмиралтейской иглы».
В Петропавловской крепости рассказали, как создавался уникальный соборный шпиль
Как создавался один из главных символов Петербурга? В Петропавловской крепости провели уникальную экскурсию, рассказав историю соборного шпиля. Повод – 200-летие со дня рождения инженера Дмитрия Журавского. Благодаря этому мастеру Петропавловский собор обрел свою уникальную, устойчивую ко всем стихиям доминанту.
Его видно издалека. Шпиль Петропавловского собора. В помещение, где находится часовой механизм, обычно никого не пускают, но хранители Петропавловки сделали исключение для журналистов, чтобы вспомнить автора этой уникальной конструкции: инженера Дмитрия Журавского. 200 лет со дня его рождения отмечается как раз сегодня.
Невооруженным глазом это не заметить, но конструкция буквально на несколько сантиметров отклоняется от вертикали. Это нормально. Более того: говорят, что разработчик проекта так и задумал.
«Есть предположение, что Журавский специально заложил это отклонение, чтобы шпиль сначала бы стал вертикально, а только потом бы начал отклоняться. То есть, мы еще до нулевой точки не дошли», — рассказал главный хранитель часов-курантов Петропавловской крепости Андрей Кудрявцев.
Дмитрий Журавский — известный российский ученый и инженер. Строитель знаменитого Веребьинского моста и Николаевской железной дороги, переименованной в последующем в Октябрьскую. Он спроектировал легкую металлическую решетчатую конструкцию шпиля собора из элементов, собирающихся по принципу мостовых ферм.
«Получилась как детская игрушка неваляшка. Центр тяжести очень низко. И как сильно не дует ветер, шпиль встает вертикально, очень низко центр тяжести. Здесь, в помещении, основание шпиля. Ниже связи шпиля с собором нет никакой. Он стоит под собственным весом. В штормовой ветер вершина раскачивается на метро», — добавил Андрей Кудрявцев.
Если возникнет сильное отклонение, его можно выровнять, подкрутив в определенных местах гайки гигантским ключом. Первый шпиль был деревянным. Его автор — Доменико Трезини. Со временем конструкция накренилась. Требовалась замена на металлическую. Миссия досталась Дмитрию Журавскому. К тому времени он уже реализовал несколько успешных проектов.
Изначально Журавский предложил три вида конструкции шпиля. У него был и конкурент. Однако проект Дмитрия Ивановича оказался более жизнеспособным: экономичным, конструкция легкая. Внутри освобождалось много пространства. Сегодня шпиль — это часть большого музея. Внутри расположилась целая экспозиция. Представлены фотографии и исторические документы. Есть совершенно уникальные.
«Например, не знали, кто занимался подрядной работой, создавая доломитовую кладку. Не знали, кто золотил шпиль Петропавловского собора. А из этого документа все узнали», – пояснила методист экскурсионной методической службы Государственного музея истории Петербурга Надежда Глотова.
Результаты трудов Дмитрия Журавского, например, исследования свойств сопротивляемости материалов, вошли в учебники. И пусть его имя известно не всем, в истории мировой техники он занимает почетное место, а уж в Петропавловской крепости позаботятся о том, чтобы в Петербурге о Журавском всегда помнили.
Репортаж подготовил корреспондент телеканала «Санкт-Петербург» Вадим Федосеев.
Фото и видео: телеканал «Санкт-Петербург»
Шпиль Петропавловки
Шпиль собора в Петропавловской крепости так привычен нам, петербуржцам, что мы не осознаём, сколько труда, отваги и смекалки потребовалось, чтобы сохранить до нашего времени это архитектурное чудо Петровской эпохи.
XVIII век
По указу Петра Первого в июне 1712 года архитектору Доменико Трезини было поручено строить в Санкт-Петербурге новый большой каменный храм Святых Петра и Павла, соответствующий статусу новой столицы. Его стены стали возводить прямо вокруг старой деревянной церкви, стоявшей со времён закладки крепости и основания города.
Конструктором первого шпиля был голландский мастер Герман фон Болес. Первый флюгер, основание которого составили четыре специально подобранных кедра, не был похож на современный. Ангел держался руками за осевой шток с поворотным механизмом. Высота колокольни со шпилем составила тогда 112 метров. Только в 1733 году, уже после кончины Петра Первого, были завершены работы по строительству этого каменного храма.
В ночь с 29 на 30 апреля 1756 года в шпиль ударила молния, он загорелся и упал на крышу собора. В результате пожара выгорели все деревянные конструкции крыши, был разбит портик храма и даже расплавились колокола. Императрица Елизавета сразу же издала указ о восстановлении собора. Однако прошло 18 лет, прежде чем последствия этого пожара были ликвидированы. В 1776 году на колокольне мастер Б. Орт Крас из Голландии установил куранты.
10 сентября 1777 года во время наводнения и сильнейшего урагана ангел-флюгер на шпиле был сильно повреждён. Опять пришлось строить очень высокие леса. По рисунку зодчего Антонио Ринальди был изготовлен другой ангел (несколько меньше прежнего), который вновь засверкал над Петербургом. Ещё через год от шпиля провели громоотвод.
XIX век
Во время сильного урагана в 1830 году ангел с крестом на шпиле накренился и в любой момент мог упасть. Надо было строить новые леса, но никто не решался начать эти дорогие и опасные работы. И вдруг в октябре никому не известный кровельщик из Ярославля Пётр Телушкин предложил губернатору Петербурга починить в одиночку ангела на шпиле. Он просил только денег на материалы, а за работу — сколько начальство заплатит.
Телушкин был малого роста, но большой физической силы. С помощью верёвок он в два приёма сумел подняться на шпиль собора. Самым трудным было преодолеть так называемое яблоко диаметром около 3 метров под ангелом. Телушкин сумел это сделать, находясь спиной вниз на огромной высоте, а дальше опустил верёвочную лестницу. Поздней осенью в погожие дни он шесть недель работал на шпиле. Закрепил позолоченные листы обшивки, установил более надёжно крест и починил одно из крыльев ангела.
Президент Академии художеств Алексей Николаевич Оленин из окна своего дома наблюдал через подзорную трубу работу на шпиле ярославского кровельщика, а потом в журнале «Сын Отечества» напечатал об этом статью. Телушкин был представлен царю. Тот вручил ему серебряную медаль «За усердие» на анненской ленте и большую сумму денег. Известно ещё, что Пётр Телушкин ремонтировал золотой кораблик на шпиле Адмиралтейства.
Многим памятна картина художника Григория Чернецова «Парад на Марсовом поле в 1831 году», где изображены известные люди того времени, начиная с Александра Сергеевича Пушкина и Ивана Андреевича Крылова. Там можно найти и крестьянина Петра Телушкина.
Дерево заменяют металлом
В середине ХIХ века стало ясно, что все деревянные конструкции шпиля надо менять на металлические. На специальном конкурсе победил военный инженер Дмитрий Иванович Журавский, который уже приобрёл известность при строительстве мостов железной дороги Петербург — Москва. Он был единственным из конкурсантов, кто математически рассчитал всё металлическое сооружение. Журавский предложил конструкцию восьмигранной усечённой пирамиды, связанной кольцами. Ему помогали архитектор Константин Андреевич Тон, инженеры Александр Симонович Рехневский и Павел Петрович Мельников.
Новый шпиль был создан очень быстро, в 1857-1858 годах. Каркас шпиля и огромное количество мелких деталей изготовили рабочие Воткинского железоделательного завода. Впервые при сборке были применены заклёпки. Медные позолоченные листы делали на Невьянском заводе, тоже на Урале.
Когда старого ангела с крестом опустили на землю, выяснилось, что вся его конструкция совершенно обветшала. Новую фигуру спроектировал академик Роберт Зелеман. По-видимому, это была точная копиия ангела работы Ринальди. Журавский создал новую оригинальную конструкцию поворотного механизма флюгера, которая исправно работала свыше 130 лет!
Высота самого шпиля с ангелом стала теперь 47 метров, вес — 56 тонн. На позолоту ушло 8 килограммов драгоценного металла. Внутри шпиля появилась лестница на 2/3 высоты, далее выход наружу, ещё выше идут скобы. Общая высота колокольни с крестом и фигурой ангела составила 122,5 метров.
Главенствующая часть собора после перестройки — многоярусная колокольня на западном фасаде, декорированная пилястрами. Первые два яруса раздаются вширь и тем самым формируют плавный переход от основного здания собора к высокой башне. Третий ярус легко устремляется вверх. Он увенчан золочёной восьмискатной крышей с четырьмя круглыми окнами в массивных белокаменных рамах, над которой располагается стройный и изящный восьмигранный барабан с узкими вертикальными проёмами. Над ним — высокая, тоже восьмигранная, золотая корона, а на ней вместо традиционного креста — тонкая золотая башенка, служащая основанием шпиля. Высота креста — 3,2 метра, размах крыльев ангела — 3,8.
Вместе со шпилем была проведена реконструкция курантов. К часам добавилась минутная стрелка, кроме того, стали исполняться две мелодии.
XX век и далее
В годы Великой Отечественной войны альпинисты покрыли шпиль маскирующей краской и сеткой, которые после Победы были сняты, и шпиль Петропавловского собора снова засверкал в вышине.
При нашем суровом климате наиболее уязвимыми местами шпиля являются стыки медных золочёных листов, куда начинает проникать вода. Постепенно снашиваются детали поворотного механизма, а смазку там использовать нельзя. Поэтому в самом начале 2000-х годов решили начать капитальный ремонт ангела-флюгера.
Монтажники бережно освободили ангела с крестом от шпиля и на вертолёте спустили его на землю. В январе-феврале 2003 года его «лечили» в заводских цехах, в том числе от пробоин времён войны; заменили поворотный механизм. При этом использовались самые современные материалы и способы металлообработки. Наконец, наступил тот день, когда обновлённый ангел и крест на вертолёте были подняты на вершину шпиля, а монтажники надёжно закрепили его на самом верху. И в год 300-летия Петербурга один из главных символов нашего города снова засверкал золотом высоко в небе.
Василий Васильевич Мицуров — кандидат исторических наук, автор более 450 статей в петербургских научно-популярных журналах
Шпиль и ангел Петропавловской крепости
Ответ: Вместе с Ангелом 46 м, без Ангела – 40 м.
Благодаря этому шпилю Петропавловский собор долгое время считался самым высоким храмом в России – целых 122,5 метров, настоящий небоскреб! Шпиль установили на куполе храма в 1723 году. Из-за этого Петропавловский собор приобрел ни на что не похожий вид. Он похож на пронзающую небо иглу. Но первый шпиль был деревянным.
На стометровой высоте находится так называемое «яблоко». А над ним установили крест с фигурой Ангела. Автором скульптуры был Р. Залеман. Этот символ Петербурга – удивительный флюгер, который вращается вокруг стержня в самой фигуре. Высота Ангела – 3,2 метра, а размах его крыльев – почти 4 м.
История шпиля
Из-за сильных ветров и бурь шпиль несколько раз страдал – в 1756, 1777 и 1829 годах. Особенно пострадала фигура Ангела. Пришлось возводить леса и даже делать нового Ангела с крестом. А после бури 19 века простой кровельщик Петр Телушкин отремонтировал шпиль и ангела осенью 1830 года, поднявшись туда просто на веревках! В награду император разрешил ему пить бесплатно в любом трактире России.
В 50-е годы 19 века соорудили уже металлический шпиль, который позолотили. Кстати, на покрытие его драгоценным металлом пошло 8 килограмм настоящего золота высокой пробы. Золочение фигуры Ангела проводилось химиками под руководством академика Г. Струве.
Башня
На башню, ведущую к шпилю, можно подняться во время экскурсии. Она тоже очень интересная. С высоты 16 м начинается шахта часового механизма, ведущая вверх на 30 м. Раньше в этой шахте поднимались и опускались гири, и часы таким образом заводились.
Карильон
Выше шахты находится уникальный карильон. О нем стоит рассказать отдельно. В Западной Европе, особенно на севере – Бельгия, Голландия, север Франции – есть очень интересная архитектурная штука, карильоны. Это колокольни со множеством небольших колоколов. Только они украшают не церкви, а светские здания, в основном, ратуши. Так мэры и городские советы подчеркивали свою значимость.
И чем больше было колоколов на карильоне, чем больше мелодий они могли играть, тем «круче» считался город. В свое время Петр I, который был в Голландии, увлекся этой модой. Он купил первый карильон за баснословные деньги и установил его в Петропавловском соборе.
Но однажды ночью, во время бури 1756 года, в него ударила молния и полностью сожгла. Через 20 лет там установили новый карильон, которому повезло больше. Но в середине 19 века его разобрали из-за ветхости. Только в 1991 году, бельгийцы сделали новый карильон и подарили его Петербургу. Этот карильон состоит из 51 колокола, и на нем можно сыграть любую мелодию – от классики до джаза.
Колокольня
Карильон представляет собой одну из достопримечательностей башни Петропавловского собора. Выше, на высоте 42 метров, находится русская звонница, которая звучит только перезвоном. Там находится 27 колоколов, но их можно слышать только во время службы. Они были отлиты в 1905 году, а самый большой из них весит 5 тонн. Его поднимали на шпиль с помощью сложной системы веревок. Поэтому сейчас в башне Петропавловского собора находится уникальное собрание из 130 колоколов, как старинных, так и современных.
Часы-куранты
Экскурсантов водят только до уровня колокольни. А выше можно попасть, только получив особый пропуск. Там находятся знаменитые часы-куранты собора. Они очень сложные, и их можно смело назвать компьютером 18 века. Детали для них сделал в Голландии мастер Оорт Красс в 1760 году, а собрали уже в Питере. Интересно, что часы тогда не имели стрелки, а время обозначалось при помощи разных мелодий, которая менялась каждые 15 минут. Мелодии же исполнялись благодаря карильону.
В 50-е годы 20 века часы отреставрировали в Москве, деревянные детали заменили металлическими, и тогда же появилась на циферблате часовая стрелка. На них также установили электрические моторы. Правда, теперь мелодий стало меньше. Колокола, играющие музыку, висят на верхней площадке шпиля, на высоте 62 метров. Правда, теперь они играют только две мелодии – ежечасно «Коль славен Господь наш в Сионе» и в 6 и 12 «Боже царя храни».
Шпиль
Кирпичная башня заканчивается на высоте 72 метров, в помещении с окнами интересной формы. Из-за него оно носит название Фонарик. Туда ведет винтовая лестница. Дальше уже высится металлический шпиль, весом в 86 тонн. Но стержни, которые его поддерживают, чтобы он не упал, начинаются уже от уровня часов.
Винтовая лестница продолжается и внутри металлического шпиля до высоты 92 метров. А еще 8 метров идет прямая лестница, потому что шпиль становится слишком узким. Выше ста метров находится площадка и люк, откуда можно выбраться к Ангелу. На такой высоте шпиль уже раскачивается, но он рассчитан на порывы очень сильного ветра, так что можно не переживать.
Музеи Петропавловской Крепости
Сама крепость – это часть огромного Музея истории Санкт-Петербурга. Но на ее территории можно посмотреть несколько совершенно уникальных и интересных музеев. Чтобы посмотреть их все, не хватит и целого дня, а то и нескольких.
Здесь, к примеру, есть выставка истории крепости. По чертежам, макетам и археологическим находками можно представить себе, как выглядела крепость раньше, и как ее строили.
Очень красивый Музей старого Петербурга, где выставлены фарфоровые сервизы императорского завода с видами Северной Пальмиры, как называли Питер.
Специальная выставка для детей называется «Улица времени». Она интерактивная, с макетом пристани и торговых кораблей, которые причаливали к ней в петровские времена. Можно даже подержать в руках некоторые товары.
А Комендантский дом с историей жизни дореволюционного Петербурга! Есть даже Музей пыток, хотя он на любителя. Одним словом, на все это нужно выделить время, чтобы погулять и осмотреть все обстоятельно, не «галопом по Европам». Но самые интересные, на мой взгляд, музеи – это истории денег, космонавтики и керамики.
Музей истории денег
Этот музей находится прямо за Петропавловским собором. Его можно посетить самостоятельно или с экскурсией. Последний вариант гораздо интереснее. Но имейте в виду – если вы хотите послушать экскурсию, то вместе с билетом вам выдадут наклейку, которая должна быть на видном месте. Иначе гид вас не допустит. Экскурсия длится приблизительно час.
В музее можно узнать историю денег как она есть – от первых монет до кредитных карт. Ведь мы часто держим деньги в руках, и даже не задумываемся, как они появились. Оформление музея – потрясающее. Он очень современный, непохожий на привычные экспозиции. Смотреть и слушать необычайно интересно. Сам музей состоит из двух зданий, так что не пропустите второе.
В экспозиции даже есть пятикилограммовые золотая и серебряная монеты, которые можно подержать в руках. После экскурсии туристов отпускают просто бродить по музею и разглядывать монеты. Если они слишком мелкие, то на стендах есть интерактивный экран, где их можно рассматривать в увеличенном виде.
На втором этаже проводятся разные викторины, к примеру, как отличить фальшивую банкноту от подлинной. Можно даже поучаствовать в мастер-классе монетного двора и напечатать собственные деньги. Ну, и посмотреть на интересные инсталляции, к примеру, башню из миллиона рублей монетами.
Музей космонавтики спб петропавловская крепость
Этот музей просто необычайный для такого старинного места. Правда, первые два зала могут разочаровать обычного посетителя – там, в основном демонстрируются документы. Но если пойти дальше, то увидите скафандры, ракетную технику и двигатели (от самых первых до современных), а также разделы, посвященные космонавтам.
Но главное отличие этого музея от подобных экспозиций, посвященных космонавтике, это внимание к обычному быту, в котором живут покорители космоса. Вы увидите столовую, еду для космонавтов и даже туалет! И в этом музее дают подержать в руках экспонаты. Это железный метеорит, очень тяжелый.
А если вы посмотрите в интерактивный экран, то увидите, как проходит повседневная жизнь в космосе. Здесь будет очень интересно детям, да и прочих посетителей он не оставит равнодушными. Ведь часто мы не имеем ни малейшего представления о том, как люди живут на космических станциях.
Музей керамики
Это один из новых музеев Петропавловской крепости. Называется он «Керамарх», потому что посвящен не простой керамике, а архитектурной. То есть, здесь выставлена резная декоративная плитка, художественная облицовка печей, старинные кирпичи, черепица, камины отличной сохранности, удивительной красоты изразцы и даже целые фрагменты фасадов зданий. Экспонаты собраны как из частных коллекций, так и из фондов крупных музеев.
В «Керамархе» можно посмотреть, как развивался интерьер российских зданий, в том числе домов знатных и богатых людей, а также церквей и мечетей, начиная с 18 века. Музей небольшой, но интерактивный. Некоторые печи и камины можно открывать, а изразцы трогать руками. Он нравится детям. А взрослые ценят грамотные и понятные тексты, которые на пальцах объяснят, чем одна архитектурная деталь отличается от другой. Материал в музее подан превосходно.
Экспозиция музея помогает обычным людям постичь секреты керамического декора и учит отличать керамические архитектурные детали от гипсовых или металлических, хотя они бывают очень похожи. Музей устраивает мастер-классы для детей, где их обучают обминать глину, делать плитки со сказочными птицами, львиные маски и многое другое.
Бастионы Петропавловской Крепости
Известно, что Петропавловская крепость, была построена по плану, который создавал лично Петр I, для войны со шведами. Она обнесена толстыми крепостными стенами или куртинами, построенными как можно ближе к берегу, чтобы десант врага не смог высадиться. Кроме того, по всем правилам военного искусства, в крепости построили шесть выдвинутых бастионов.
Там стояли пушки, а расположение бастионов увеличивало зону обстрела артиллерии таким образом, чтобы противник не мог приблизиться. Бастионы были пятиугольной формы, высотой 12 метров, а их стены с узкими амбразурами – толщиной до 6 метров. На то время они считались практически неприступными. Вначале их строили из земли и дерева, но после 1709 года они все были уже из камня.
Всего в Петропавловской крепости построили шесть бастионов. Пять из них курировали сподвижники императора, а шестой – сам Петр. Поэтому они названы в честь тех государственных деятелей, которые отвечали за их строительство – Головкин, Зотов, Трубецкой, Нарышкин и Меньшиков. А бастион, возведением которого руководил Петр, соответственно, назывался Государев.
Самым известным бастионом стал Трубецкой, но вовсе не из-за особой конструкции или участия в военных действиях, а потому что в нем стала располагаться тюрьма для заключенных Тайной канцелярии.
Тюрьма Трубецкого бастиона
Все бастионы строились таким образом, что были соединены между собой подземными ходами. Кроме того, там находились казематы, где должны были жить солдаты. Но казематы Трубецкого бастиона уже при жизни Петра использовались как застенки. Здесь держали сына императора, Алексея Петровича, и убили его там же.
Но именно как тюрьма для политзаключенных, «русская Бастилия», Трубецкой бастион стал использоваться после восстания декабристов. Тогда казематы были переоборудованы в одиночные камеры, а за декабристами пришел черед и других узников.
В 70-е годы 19 века Трубецкой бастион был перестроен в настоящую тюрьму. Это была главная следственная тюрьма России. Она состояла из двух этажей и повторяла пятиугольную форму бастиона. Заключенные здесь сидели только в одиночных камерах в условиях полной изоляции. Им не разрешалось иметь книг, устраивать свидания с родными переписываться, и так далее. Поэтому некоторые заключенные сходили с ума или совершали самоубийство.
В тюрьме Трубецкого бастиона сидели и народовольцы, и эсеры, и брат Ленина, и писатель Максим Горький, и Троцкий. После революции и до 1924 года она продолжала быть застенками, только уже для противников новой власти. Чекисты бросали сюда членов династии Романовых, работников Временного правительства, юнкеров, защищавших Зимний дворец. А во время «красного террора» заключенных выводили к Головкиному бастиону и расстреливали.
Нарышкин бастион
Этот бастион, названный в честь одного из сподвижников Петра, находится в центре крепости со стороны Невы. Поэтому там стоит пушка, которая стреляет во время различных городских праздников, еще с 18 века. Отсюда открывается потрясающий вид на дворцы Петербурга.
Недаром императрица Анна Иоанновна любила любоваться панорамой Петербурга именно с этого бастиона. Поэтому для удобства государыни здесь построили специальную Флагшточную башню. Это был смотровой павильон с панорамными окнами. Внутри него находилась комната, где императрица пила кофе и любовалась своей столицей.
Теперь по Нарышкиному бастиону проходит пешеходный маршрут «Невская панорама». А видами, восхищавшими императрицу, могут любоваться обычные туристы со всего мира.