Шри ишопанишад что это

Шри Ишопанишад

Шри ишопанишад что это. Смотреть фото Шри ишопанишад что это. Смотреть картинку Шри ишопанишад что это. Картинка про Шри ишопанишад что это. Фото Шри ишопанишад что это

Айтарея · Брихад-араньяка · Иша · Тайттирия · Чхандогья · Кена · Мундака · Мандукья · Катха · Прашна · Шветашватара

Шикша · Чандас · Вьякарана · Нирукта · Джьотиша · Калпа

Смрити · Шрути · Бхагавад-гита · Агамы · Даршаны · Панчаратра · Тантры · Сутры · Стотры · Дхарма-шастры · Дивья-прабандха · Теварам · Чайтанья-чаритамрита · Рамачаритаманаса · Шикша-патри · Вачанамрут · Ананда-сутрам

«Иша-упанишада» является последней главой (адхьяя) «Шукла Яджур-веды» и рассматривается учёными как одна из более ранних Упанишад канона мукхья, датируемая временами империи Маурьев.

В тексте обсуждаются философия, религия, ритуализм и метафизика.

«Иша-упанишада» имеет особое значение среди всех Упанишад — в ней описывается природа Всевышнего Ишвары, который представлен как [1] «бестелесный, всеведущий, безупречный, не имеющий вен, чистый и неосквернённый» (мантра 8), [2] который «оставаясь в Своей обители, передвигается быстрее мысли и может обогнать всех бегущих». «Он ходит, и не ходит. Он далеко и в то же время очень близко. Он пребывает внутри всего, и всё же Он вне всего» (мантры 4 и 5). [3] [4]

Последующие мантры представляют собой серию молитв, в которых просящий просит о возможности заглянуть по ту сторону сияния Всевышнего с целью осознать истинную природу Верховного Господа.

В двух шакхах «Шукла Яджур-веды» (Мадхьяндиния-шакхе и Канва-шакхе) мантры 1-8 представлены в одном и том же порядке, однако мантры 9—14 Канва-шакхи соответствуют мантрам 12, 13, 14, 9, 10, 11 Мадхьяндиния-шакхи, причём мантра 17 представляет собой вариацию мантры 15 Канвы, а мантра 16 Канвы отсутствует в Мадхьяндинийи, 17—18 Канвы соответствуют 15—16 Мадхьяндинийи. Порядок стихов, цитируемых в этой статье соответствует Канва-шакхе:

Канва123456789101112131415161718
Мадхьяндиния1234567812131491011(17)1516

Мантра 18 представляет собой текст из «Риг-веды» (РВ 1.189.1), в котором призывается Агни.

Источник

Значимость Шри Ишопанишад

Сатьяраджа даса

В качестве одной из первых предназначенных для перевода книг Шрила Прабхупада выбрал традиционный текст, который принимают все категории ведантистов. Шри Ишопанишад занимает особое положение среди книг Шрилы Прабхупады. Она относится к его наиболее значимым трудам (Бхагавад-гита, Шримад Бхагаватам, Чайтанья-чаритамрита, Нектар преданности), но в широком контексте ведической науки, представленном многочисленными ветвями современного индуизма, занимает особенное положение – относится к категории текстов, называемых «шрути».

Говоря в общем, к шрути относят четыре Веды, а также Упанишады – дополнение к ним. Сама ведическая традиция прославляет эти тексты, как откровение, которое было открыто миру непосредственно Богом. Помимо их существуют смрти – другая категория литературы, то, «что было запомнено», и вайшнавы считают их во всех отношениях наравне со шрути. Фактически в традиционном понимании смрти является составной частью шрути; частью, без которой шрути останутся непонятыми. Обычно к священным писаниям категории смрти относятся эпосы (Махабхарата, Рамаяна) и Пураны, названные в шрути «пятой Ведой» (см., напр. Чхандогья Упанишад 7.1.4, Брхад-аранйака Упанишад 2.4.10). Поскольку в Бхагавад-гите содержатся слова, произнесенные непосредственно Кришной, Богом, а Шримад Бхагаватам повествует непосредственно о сокровенных играх Господа Кришны, подлинные знатоки ведической мудрости считают эти две книги шрути (с точки зрения более глубокого понимания).

В начале 1960-х, до основания ИСККОН, Прабхупада издал рукопись Шри Ишопанишад в журнале «Назад к Богу». Шри Ишопанишад был одной из первых книг, которую он издал, прибыв на Запад. Также он предложил использовать прочитанную им в 1969 году лекцию «Что такое Веды?», подчеркивающую важность ведического статуса Ишопанишад в качестве Введения к книге. Эта лекция является Введением к книге и в ее нынешних изданиях.

Шри Ишопанишад является сороковой (последней) главой Шукла Йаджур Веды и включает в себя восемнадцать мантр на санскрите. Шрила Прабхупада пишет: «Одиннадцать из Упанишад считаются основными: это «Иша», «Кена», «Катха», «Прашна», «Мундака», «Мандукья», «Тайттирия», «Айтарея», «Чхандогья», «Брихад-араньяка» и «Шветашватара». В «Муктикопанишад» (стихи 30 – 39) приводится список ста восьми Упанишад» (ЧЧ, Ади 7.108, комм.). Шри Ишопанишад считается одной из наиболее важных Упанишад.

Есть еще соображения, вследствие которых эта работа занимает выдающееся положение, и соображения эти ясно изложены в Веданта Дешике (ранних комментариях на «Веданта-сутру», составленных вайшнавской школой Рамануджи), а также в одном из трудов Мадхвы, величайшего из учителей прошлого, входящих в линию ученической преемственности кришнаитов. Все довольно просто: Ишопанишад (Иша Упанишад) повествует об Ише, или Ишваре, о «Верховном повелителе», о Боге.

Слово «упанишад» означает «сидеть неподалеку». Хотя другие Упанишады в большинстве своем дают неясное представление об Абсолютной Истине, Шри Ишопанишад дает «знание, которое приближает к Верховной Личности, Кришне». Книга последовательно ведет своего читателя от имперсонального понимания Бога к знанию о его всепроникающем и непревзойденном личностном аспекте.

Прабхупада сообщает нам, что согласно Шри Ишопанишад «Высшая Абсолютная Истина вечно и одновременно является безличной и личностной, но личностный ее аспект гораздо важнее безличного» (Учение Господа Чайтаньи, глава 24).

В двенадцатой мантре Шри Ишопанишад в качестве доказательства приводится предостережение в отношении обезличенных представлений о Боге: «Те, кто поклоняется полубогам, попадут в темнейшие области невежества, но еще в большей степени это относится к тем, кто поклоняется безличному Абсолюту.». Комментаторы-вайшнавы говорят, что имперсоналисты склонны к адскому сознанию, так как отрицают способность Бога обладать личностными характеристиками, имея в виду что сами они обладают тем, чего лишен Бог. Все наисильнейшие наши удовольствия проистекают из опыта чувств, и Бог не может быть лишен этих удовольствий. Он может видеть, слышать, говорить и любить. Говоря кратко, Он, также как и мы, способен воспринимать реальность, но делает это будучи свободным от несовершенств, связанных со временной и ограниченной природой [живого существа].

Далее Ишопанишад сообщает нам, что безличная ипостась Бога суть есть необозримый белый свет. Он имеет исключительно духовную природу и полностью поглощает всякого, кто приходит в соприкосновение с ним. Он – сияние тела Господа, которое может ослеплять, лишая смотрящего возможности увидеть источник этого сияния – личностную форму Господа. Пятнадцатая мантра провозглашает: «О мой Господь, поддерживающий все живое! Твой истинный лик скрыт Твоим ослепительным сиянием. Удали же этот покров и яви Себя Твоему чистому преданному». Далее, в шестнаднатой мантре мы читаем: «О мой Господь, о изначальный философ, хранитель вселенной, о регулирующий принцип, конечная цель чистых преданных, благодетель прародителей человечества! Пожалуйста, удали сияние Своих ослепительных трансцендентных лучей, чтобы я смог увидеть Твою исполненную блаженства форму. Ты — вечная Верховная Личность Бога, подобная солнцу, как и я». Из этого следует, что для вайшнавов имперсональный аспект Господа является в известном смысле Его менее привлекательным проявлением. Так происходит не только потому, что этот аспект лишен личностных качеств, благодаря которым возможны близкие отношения с Богом, но также и потому, что этот аспект может, как говорилось выше, лишать нас самой возможности иметь отношения с формой Бога.

Подводя итог, можно сказать: комментарии к выполненному Шрилой Прабхупадой переводу Шри Ишопанишад и сам ее перевод позволяют достичь многих целей. Традиционный, признаваемый всеми ведическими учеными текст используется, чтобы подвести читателя к выводам в сознании Кришны. К тому же, он последовательно ведет своего читателя от имперсонального понимания Абсолюта к знанию о Верховной Личности Бога. Более того – в доступной форме преподносит читателю высочайшую духовную свободу, что на самом деле является достоинством всех написанных Шрилой Прабхупадой книг.

Источник

«Шри Ишопанишад» — обзор книги

«Шри Ишопанишад» — обзор книги

Небольшие фрагменты из книги « Шри Ишопанишад »:

«Шри «Ишопанишад» (Йшопанишад) — одна из 108 Упанишад, входящая в состав «Яджур-веды».

См. также : Упанишады

» >Ишопанишад » — Ценность человеческой жизни

Люди созданы не для того, чтобы враждовать между собой, как кошки и собаки. Они должны быть достаточно разумными, чтобы осознать значение и смысл человеческой жизни. Человеческая форма жизни дана нам не для того, чтобы тяжко трудиться, подобно ослам, свиньям и собакам, а для того, чтобы достичь высшего совершенства жизни.

Если нас не интересует самоосознание, законы природы заставят нас работать не покладая рук, независимо от того, хотим мы этого или не хотим. Более того, если человек по той или иной причине упускает возможность духовного развития, предоставленную ему человеческой формой жизни, и снова возвращается в эволюционный цикл, состоящий из 8 400 000 форм жизни, это следует считать самым большим несчастьем, которое может с ним случиться. Но из-за несовершенства своих чувств глупый человек не способен понять, что ему это угрожает.

Поэтому «Шри Ишопанишад» рекомендует использовать свою энергию в духе ишавасьи. Тот, кто поступает подобным образом, может желать долгих лет жизни. В противном случае долгая жизнь человека лишена смысла. Деревья то же могут жить многие сотни лет, но какой смысл жить долго, подобно дереву, дышать, словно мехи, рожать детей, как свиньи и собаки, или есть, как верблюд? Скромная и незаметная жизнь, посвященная Богу, гораздо ценнее грандиозного фарса, которым является жизнь, принесенная даже в жертву идеям безбожного альтруизма или социализма.

» >ум становится кристально чистым. Тот, кто достиг этой стадии, является освобожденной душой и может везде и вовсем видеть Бога. В этом заключается совершенство самбхавы, описанное в 13-й мантре «Шри Ишопанишад».

Шри ишопанишад что это. Смотреть фото Шри ишопанишад что это. Смотреть картинку Шри ишопанишад что это. Картинка про Шри ишопанишад что это. Фото Шри ишопанишад что это

«Шри Ишопанишад» о Боге

Верховное Существо, Абсолютная Личность Бога, является совершенной личностью и обладает законченным и совершенным разумом, позволяющим Ему с помощью Своих различных энергий управлять всем. Верховное Существо часто сравнивают с огнем, а органическую и неорганическую материю — с теплом и светом огня. Подобно тому как огонь распространяет свою энергию в виде тепла и света, Бог так же проявляет Свою энергию в разных формах. Но при этом Он всегда остается высшим владыкой, поддерживающим все и управляющим всем. Он всеведущ, обладает всеми энергиями, заботится о благе каждого и исполнен непостижимого могущества, богатства, славы, красоты, знания и отрешенности.

По сути дела, как внутри, так и снаружи всего нет ничего, кроме Бога. Все сущее есть проявление Его различных энергий, подобно теплу и свету, которые исходят от огня. В этом смысле Его многообразные энергии тождественны друг другу. Но несмотря на это тождество, Бог в Своей личностной форме бесконечно наслаждается всем, что доставляет сравнимо ничтожное наслаждение Его мельчайшим неотъемлемым частицам — живым существам.

Верховный Господь не бесформен. Он обладает трансцендентной формой, которая не имеет ничего общего с формами материального мира. В этом мире формы живых существ созданы материальной природой и действуют, подобно материальным механизмам. Анатомическая структура материального тела должна иметь механическую конструкцию, то есть оно должно обладать венами и прочим, но в трансцендентном теле Верховного Господа нет ни вен, ни чего бы то ни было подобного.

«В целом мире нет учения настолько благотворного и возвышающего, как учение Упанишад. Оно было утешением моей жизни, и оно станет утешением моей смерти ».
Артур Шопенгауэр, немецкий философ и писатель

См. также: преданный, бхакта

» >арча-виграха ) у который устанавливают в храмах истинные ачарьиу осознавшие Господа так, как это описано в седьмой мантре Шри Ишопанишад, ничем не отличается от изначальной формы Бога. Изначальная форма — это форма Шри Кришны. А Шри Кришна распространяет Себя в бесконечное множество таких форм, как Баладева, Рама, Нрисимха, Вараха и т.д. Все эти формы являются единой Личностью Бога. Аналогично этому, арча-виграха у которой поклоняются в храмах, также является одной из форм-экспансий Господа. Поклоняясь арча-виграхе, человек может сразу же приблизиться к Господу, который с помощью Своей всемогущей энергии принимает служение Своих преданных.

Форма Бога арча-виграха является в этот мир попросьбе ачарьев, святых учителей, и благодаря Его всемогущей энергии действует как Сам Господь. Глупцы, не знакомые с этими мантрами «Шри Ишопанишад» и другими шрути-мантрами, считают, что арча-виграха, которой поклоняются чистые преданные, создана из материальных элементов. Глупым людям или Начинающий преданный, или преданный-неофит, чья вера шатка и неустойчива

Шри ишопанишад что это. Смотреть фото Шри ишопанишад что это. Смотреть картинку Шри ишопанишад что это. Картинка про Шри ишопанишад что это. Фото Шри ишопанишад что это

«Шри Ишопанишад» о ценности ведического знания

» >гуны природы (благость, страсть и невежество) перестают влиять на человека, и его деятельность превращается в найшкарму, то есть деятельность, которая помогает ему вырваться из круговорота рождений и смертей.

Корень греха скрыт в сознательном нарушении законов природы, которое вызвано нежеланием признать, что все является собственностью Бога. Неповиновение законам природы, то есть нарушение порядка, установленного Господом, гибельно для человека. С другой стороны, если человек мыслит здраво, знает законы природы и не поддается влиянию ненужных привязанностей или ненависти, он привлечет к себе внимание Господа и получит право вернуться к Богу, в свой вечный дом.

Безбожная цивилизация возникает из иллюзии и порождает только скорбь. Люди безбожной цивилизации, которую поддерживают современные политики, постоянно пребывают в тревоге, так как знают, что в любой момент ей может прийти конец. Таков закон природы. И, как сказано в «Бхагавад-гите» (7.14), выйти из-под власти суровых законов природы может только тот, кто предался лотосным стопам Верховного Господа.

Таким образом, если мы хотим избавиться от всех заблуждений и тревог и привести к общему знаменателю все разнообразные интересы, то должны поставить Бога в центр всей нашей деятельности.

И это лишь небольшие капли нектара мудрости,
собранного в замечательной книге «Шри Ишопанишад»

Шри Ишопанишад — скачать книгу

Скачать книгу «Шри Ишопанишад» можно свободно скачать с файлового архива сайте.
Формат книги «DjVu» с текстовым слоем (OCR) интерактивным навигационным меню.

«Шри Ишопанишад» — скачать аудио книгу

Так же вы можете скачать электронный вариант книги «Шри Ишопанид» в формате «mp3».

Источник

Шри Ишопанишад. Размышления о сакральных истинах

«Шри Ишопанишад» в переводе и с комментариями Его Божественной Милости А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады была первой книгой моего духовного учителя, которую я прочел. Именно прочитав «Шри Ишопанишад», я твердо решил встать на путь бхакти. Я, в свою очередь, предлагаю этот комментарий в качестве подношения как тем, кто недавно пришел в сознание Кришны, так и старшим преданным. Я хотел бы, чтобы эта книга послужила для всех нас напоминанием о том, как важно постоянно размышлять о священном знании, доступ к которому открыл нам Шрила Прабхупада.

Бхакти Тиртха Свами

Размышления о сакральных истинах.

«Шри Ишопанишад» в переводе и с комментариями Его Божественной Милости А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады была первой книгой моего духовного учителя, которую я прочел. Именно прочитав «Шри Ишопанишад», я твердо решил встать на путь бхакти. Я, в свою очередь, предлагаю этот комментарий в качестве подношения как тем, кто недавно пришел в сознание Кришны, так и старшим преданным. Я хотел бы, чтобы эта книга послужила для всех нас напоминанием о том, как важно постоянно размышлять о священном знании, доступ к которому открыл нам Шрила Прабхупада.

Я хотел бы искренне поблагодарить Дебору Рошель Клейн за ее труд в качестве главного редактора, а также Париджату даси, Дхрува-Махараджу даса, Диану Колтон, Мэтью Герхольда, Лила-катху даси, Мурти даси и Ачьюту даси за помощь в дальнейшем редактировании и корректировании. Я также хотел бы поблагодарить Карттику даса и многих других за помощь в транскрибции многочисленных аудиозаписей.

Я в высшей степени признателен преданным из Южной Африки за то, что они эффективно трудились как одна команда, готовя эту книгу, и даже оплатили ее издание. Я в высшей степени благодарен им и с радостью жду будущих проектов, в которых мы сможем снова трудиться вместе.

В ней затрагиваются темы, столь же обширные и универсальные, как и сам ее источник. Это важнейшие понятия, например, понятие нашей ответственности как неотъемлемых частиц Вселенной, неповторимо индивидуальных, но в то же время связанных со всем и со всеми столь чувствительной связью, что одно наше неловкое движение может оказать губительное влияние на бытие многих других. Удивительно, что книга, которая считается якобы «религиозной» в самом узком и ограниченном смысле этого слова, может быть такой практичной и принимаемой в реальной жизни. Это не какая-то отвлеченная материя, из которой создаются предания, но, напротив, прагматизм, приземленный, как Ньютон и его яблоко, однако дающий весьма ощутимую связь с предметами, выходящими далеко за пределы нашего текущего опыта.

Но подождите! Когда мы подойдем к последним страницам книги, мы увидим, что автор взывает к Абсолюту из глубины сердца с глубоким чувством. Кажется, его жизни приходит конец, и он переживает некоторый опыт общения с Богом, который приводит его в область такой реализации, которая очевидно бросает вызов имперсонализму. За пеленой ослепительного духовного света и всепоглощающего на вид единства он видит лик! С восторгом, нарастающим в трансцендентном крещендо, когда все материальное отпадает от него, он чувствует и осознает присутствие необычайной переполненной милостью Верховной Личности, которая теперь доступна для него, и которая, несомненно, ответит ему, когда он откроет свое сердце и найдет полное прибежище в Ней.

Мы говорим не о равнодушном, бесстрастном не-существе. Напротив, именно Абсолютная Истина, которую ведическая традиция бхакти признает Верховной Личностью, Богом, отвечает тем чистым преданным, которые полностью отдают себя Ей. «Шри Ишопанишад» твердо ведет нас к личностной концепции Абсолютной Истины, разрешая, таким образом, спор, столь же древний, как и сама книга. В то же время она признает и безличный аспект, отличающийся своими качествами от личностности, как мы ее себе представляем. Но и за этим безличным проявлением лежат личностные черты, так же как за проявлениями энергии мы всегда обнаруживаем ее источник.

В этот бурлящий океан истины погружает нас наш комментатор, Его Святейшество Бхакти Тиртха Свами. Он, как никто другой, подготовлен к работе с предметом «Шри Ишопанишад». Будучи одним из ведущих бхакти-йогов на протяжении 35 лет, он прожил большую часть своей жизни в ведическом стиле, погрузившись в философию ведической традиции. Вместе с тем, будучи образованным человеком, преподавателем политологии и психологии, он видит, как применять эту философию в нынешний век, а это большая редкость. В его собственной жизни этот синтез древнего знания и современной практичности достиг совершенства, и это отражается в его способности общаться с современной аудиторией. Даже ведущих бизнесменов и политиков он наделяет высшим духовным пониманием истины, с помощью которого они могут успешно решать проблемы жизни 21 века.

Бхакти Чайтанья Свами, Председатель Международного Управляющего Комитета ИСККОН.

Санскритское слово «мантра» состоит из двух корней: «ман», что означает «ум», и «тра», что значит «освобождать». Таким образом, само название указывает на то, что мантра-медитация является практикой, предназначенной для освобождения ума. В наши дни большинство людей отчаянно стремится вырваться из тисков нездоровых связей, мошенничества и навязанных стереотипов мышления. «Шри Ишопанишад» дает могучее понимание природы души, космоса и взаимоотношений людей с Верховной Личностью, Богом. Ее мантры были составлены по указанию Шрилы Вьясадевы около пяти тысяч лет назад, на заре Кали-юги, нынешней эпохи ссор, раздоров и лицемерия, для того, чтобы пробудить в нас дремлющее сознание и освободить от невежества.

Источник

Шри ишопанишад что это

Шри Ишопанишад А.Ч.Бхактиведанта Свами Прабхупада.

Лекция Его Божественной Милости А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады,

прочитанная 6 октября 1969 года в Конвей-Холле (Лондон, Англия).

Дамы и господа, темой сегодняшней лекции является учение Вед. Что такое

Веды? Санскритский глагольный корень слова веда можно переводить

по-разному, но в конечном счете все различные значения этого слова

являются производными от слова «знание». Любое знание, которое вы

получаете, есть веда, потому что учение Вед — это изначальное знание.

Пока мы пребываем в состоянии обусловленности, наше знание имеет много

недостатков. Разница между обусловленной и освобожденной душой

заключается в том, что обусловленной душе присущи четыре недостатка.

Первый ее недостаток состоит в том, что она обречена совершать ошибки.

Например, в нашей стране Махатму Ганди почитают великим человеком, но и

он допускал много ошибок. Даже в последний день его жизни секретарь

предупреждал его: «Махатма Ганди, не ходите на это собрание в Новом

Дели. Я слышал от друзей, что там опасно». Но он не послушался. Он

настоял на том, чтобы пойти туда, и был убит. Даже такие великие люди,

как Махатма Ганди, президент Кеннеди и им подобные, совершают ошибки.

Человеку свойственно ошибаться. В этом заключается один из недостатков

Другой недостаток — склонность впадать в иллюзию. Иллюзия — это вера в

реальность того, чего не существует — майи. Майя буквально означает «то,

чего нет». Каждый принимает свое тело за себя. Если я спрошу вас, кто

вы, вы ответите: «Я мистер Джон, я богатый человек», и т.д., и т.п. Все

это разные формы отождествления себя с телом. Но вы не есть тело. Это

Третий недостаток — склонность к обману. Каждый склонен обманывать

других. Человек может быть первейшим глупцом, но выдавать себя за

умного. Мы уже говорили, что человек на каждом шагу заблуждается и

допускает ошибки, но это не мешает ему рассуждать: «Я думаю, что это

так, а то — этак». При этом он даже не знает природы своего «я». Он

пишет книги по философии, хотя сам далек от совершенства. В этом его

болезнь. Это и есть обман.

И наконец, наши чувства несовершенны. Мы очень гордимся своим зрением.

Часто люди с вызовом спрашивают нас: «Можете ли вы показать мне Бога?»

Но есть ли у вас глаза, чтобы увидеть Бога? Вы не сможете Его увидеть,

пока у вас не будет глаз, необходимых для этого. Если сейчас в комнате

вдруг станет темно, вы не сможете увидеть даже собственную руку. Так

много ли стоит ваша способность видеть? Таким образом, нельзя

рассчитывать обрести истинное знание (веду) с помощью наших

несовершенных чувств. Обладая этими недостатками, присущими

обусловленным живым существам, мы никому не можем дать совершенного

знания. Да и сами мы несовершенны. Поэтому мы безоговорочно принимаем

Веды иногда называют священными писаниями индуизма, но слово «индуизм»

иностранного происхождения. Мы не индусы. Сущность нашей культуры

отражает слово варнашрама. Этим словом называют тех, кто следует Ведам и

принимает деление человеческого общества на четыре варны и ашрама, то

есть на четыре сословия и четыре ступени духовной жизни. Эту систему

называют варнашрамой. В «Бхагавад-гите» [4.13] сказано: «Это деление

существует везде, поскольку оно создано Богом». Общество делится на

брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр. Брахманами называют разумных людей,

тех, кто знает, что такое Брахман. Кшатрии — это сословие правителей, то

есть второе сословие разумных людей. Затем идут вайшьи — торговое

сословие. Эти группы людей можно обнаружить в любом обществе. Таков

ведический принцип, и мы принимаем его. Ведические принципы принимают,

не требуя доказательств, так как в Ведах не может быть ошибок. В этом

заключается смысл слова «принимать». Например, в Индии коровий навоз

считается чистым, хотя и представляет собой испражнения животного. В

Ведах говорится, что, коснувшись испражнений, необходимо сразу совершить

омовение. Но в другом месте сказано, что коровий навоз чист. Если

вымазать коровьим навозом нечистое место, то оно станет чистым.

Руководствуясь обыденным здравым смыслом, мы можем возразить: «Это

противоречие». И действительно, с точки зрения здравого смысла это

противоречие, но тем не менее тут нет ошибки. Это факт. В Калькутте один

знаменитый ученый-медик исследовал коровий навоз и обнаружил, что он

обладает всеми антисептическими свойствами.

В Индии, если один человек говорит другому: «Ты должен сделать то-то и

то-то», — тот может спросить: «Чего ради? Почему я должен беспрекословно

выполнять твои указания? Что, об этом сказано в Ведах?» Ведические

предписания нельзя толковать по-своему. Но в конечном счете, если вы

тщательно изучите каждое из этих предписаний, то обнаружите, что они

Веды не являются творением человеческого разума. Ведическое знание

пришло из духовного мира, от Господа Кришны. Другое название Вед —

шрути. Словом шрути называют знание, которое обретают в процессе

слушания. Это не эмпирическое знание. Шрути сравнивают с матерью. От

матери мы узнаем об очень многом. Например, если вы хотите узнать, кто

ваш отец, кто может ответить вам? Только ваша мать. Когда мать говорит

вам: «Вот твой отец», — вам остается только согласиться с этим.

Установить личность отца экспериментальным путем невозможно. Аналогично

этому, если вы хотите познать нечто, лежащее за пределами сферы вашего

опыта, вашего эмпирического знания, за пределами сферы действия ваших

чувств, то должны принять Веды. В этом случае не может быть и речи об

экспериментировании. Все эксперименты уже давно поставлены. Истина уже

установлена. Нам остается только принять ее, как мы принимаем на веру

слова матери. Другого пути нет.

Веды называют матерью, а Брахму — дедом, предком, так как он был первым,

кто получил ведическое знание. Брахма был первым живым существом во

вселенной. Он получил ведическое знание и передал его своему сыну Нараде

и другим ученикам и сыновьям, а они передали его своим ученикам. Так

ведическое знание передается по цепи ученической преемственности.

«Бхагавад-гита» также подтверждает, что ведическое знание передается

этим путем. Поставив эксперименты, вы в конечном счете придете к тому же

выводу, но, чтобы сберечь время, лучше просто принять учение Вед. Если

вы хотите узнать, кто ваш отец, и признаете свою мать авторитетом в этом

вопросе, то должны принять на веру все,что она вам скажет. Существует

три вида доказательств: пратьякша, анумана и шабда. Пратьякша означает

«эмпирическое доказательство». Эмпирические доказательства всегда имеют

слабые стороны, поскольку наши чувства несовершенны. Например, мы каждый

день видим солнце, и оно кажется нам маленьким диском, тогда как на

самом деле оно гораздо больше многих планет. Так чего же стоят наши

наблюдения? Чтобы составить правильные представления о солнце, мы должны

читать книги. Итак, непосредственный опыт далек от совершенства. Другим

видом доказательства является анумана, индуктивное знание, или гипотеза:

«Предположим, что это так…». Примером такого доказательства является

теория Дарвина, которая целиком основана на предположениях. Но это

нельзя назвать наукой. Это всего лишь предположение, и оно также

несовершенно. Совершенным может быть только знание, полученное из

авторитетного источника. Если радиостанция пришлет вам программу

передач, вы не станете оспаривать ее. В этом случае вам ни к чему

проводить эксперименты, потому что программа получена из надежного

Ведическое знание называют шабда-праманой, или по-другому шрути. Шрути

означает, что знание должно быть получено в процессе слушания. Веды

учат, что если мы хотим понять трансцендентную науку, то должны слушать

человека, сведущего в этом вопросе. Источник трансцендентного знания

находится за пределами материальной вселенной. Знание, доступное в этой

вселенной, — это материальное знание, а знание о том, что находится за

ее пределами, — трансцендентное знание. Нам не под силу достичь границ

даже материальной вселенной, не говоря уже о том, чтобы попасть в

духовный мир. Следовательно, обрести полное знание невозможно.

И тем не менее духовный мир существует. За пределами проявленной и

непроявленной материи раскинулось духовное небо, в котором парят вечные

планеты, населенные вечными существами. Но как вы сможете это проверить?

Об этом говорится в ведических писаниях, но как вы поставите

эксперименты? Это невозможно. Поэтому мы должны просто принять

информацию, изложенную в Ведах. Это называется ведическим знанием. В

нашем Движении сознания Кришны мы получаем знание от высшего авторитета,

Кришны. Авторитет Кришны признают люди всех категорий. В первую очередь

я имею в виду две категории трансценденталистов. Одна категория

трансценденталистов — это имперсоналисты, майявади. Обычно их называют

ведантистами школы Шанкарачарьи. К трансценденталистам другой категории

относятся вайшнавы, такие, как Рамануджачарья, Мадхвачарья, Вишнусвами.

Шанкара-сампрадая, так же как и Вайшнава-сампрадая, признает Кришну

Верховной Личностью Бога. Шанкарачарья считается имперсоналистом, так

как он проповедовал имперсонализм, безличный Брахман, но фактически он

был скрытым персоналистом. В своем комментарии к «Бхагавад-гите» он

пишет: «Нараяна, Верховная Личность Бога, пребывает за пределами

космического проявления». И затем снова подтверждает это: «Верховная

Личность Бога, Нараяна, — это Кришна. Он пришел в образе сына Деваки и

Васудевы». Он специально упоминает имя Его отца и матери. Таким образом,

все трансценденталисты признают Кришну Верховной Личностью Бога. Это

неоспоримая истина. В Движении сознания Кришны мы опираемся на знания,

почерпнутые из «Бхагавад-гиты», которая была поведана Самим Кришной. Мы

опубликовали «Бхагавад-гиту как она есть», потому что принимаем все, что

сказал Кришна, не давая Его словам собственных толкований. Это

ведическое знание. Ведическое знание чисто, поэтому мы принимаем его. Мы

принимаем все, что говорит Кришна. В этом суть сознания Кришны. Таким

образом экономится много времени. Приняв истинный авторитет, вы

сбережете много времени. В материальном мире существуют два метода

познания: индуктивный и дедуктивный. Примером дедуктивного знания

является наше представление о том, что человек смертен. Ваш отец

говорит, что человек смертен, ваша сестра говорит, что человек смертен,

все говорят, что человек смертен, но сами вы не проводите экспериментов.

Вы не подвергаете сомнению то, что человек смертен, вы просто принимаете

эту истину на веру. Если же вы захотите провести исследование, чтобы

установить, смертен ли человек, вам нужно будет изучить всех людей, и

при этом нельзя будет исключить вероятность того, что где-то живет

бессмертный человек, но он вам еще не встретился. Таким образом, ваше

исследование никогда бы не закончилось. Этот процесс на санскрите

называется арохой, восходящим процессом. Попытки обрести знания,

опираясь только на свои силы и несовершенные чувства, заранее обречены

на неудачу. Таким образом невозможно прийти к правильным выводам.

В «Брахма-самхите» говорится: «Отправляйтесь в путешествие на самолете,

который движется со скоростью мысли». Материальные самолеты могут

двигаться со скоростью три тысячи километров в час, но какова скорость

мысли? Вы сидите дома, вдруг вы подумали об Индии, которая находится,

скажем, за десять тысяч километров от вас, и сразу очутились там. Ваши

мысли мгновенно перенесли вас туда. Так велика скорость мысли. Поэтому в

«Брахма-самхите» говорится: «Пропутешествовав по просторам духовного

неба миллионы лет со скоростью мысли, вы убедитесь в том, что оно

безгранично». К нему невозможно даже приблизиться. Вот почему в Ведах

утверждается, что человек должен, а точнее обязан, найти истинного

духовного учителя, гуру. Каковы же качества духовного учителя? Он усвоил

сущность Вед из авторитетного источника и утвердился в Брахмане. Таковы

два качества, которыми он должен обладать, иначе его нельзя назвать

Движение сознания Кришны целиком основано на ведических принципах. В

«Бхагавад-гите» Кришна говорит, что истинная цель изучения Вед — познать

Его. В «Брахма-самхите» также говорится: «Кришна, Говинда, имеет

бесчисленное количество форм, но все они суть одно». Они не похожи на

наши несовершенные формы. Его форма совершенна. Моя форма имеет начало,

но Его форма не имеет начала. Она ананта. И Его форма — многочисленные и

многообразные формы — не имеет конца. Мое тело находится здесь, а не в

моей квартире. Вы сидите в зале, а не в своей квартире. Однако Кришна

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *