Штакеншнейдер архитектор что построил
Гид по Петербургу
Что посмотреть и куда сходить в Культурной Столице
Андрей Штакеншнейдер – главный архитектор при дворе Николая I
Архитекторы
Внук немецкого кожевенника, русский архитектор с немецкой фамилией – Андрей Иванович Штакеншнейдер. Благодаря его таланту Санкт-Петербург блистает многими постройками, без которых невозможно теперь представить облик северной столицы.
Биография
Близ Гатчины, на берегу реки Ижоры, императорским указом Павла I, датируемым 1797 годом, Иоганну Штакеншнейдеру даруется в потомственное владение мельница с прилегающим к ней обширным земельным участком. Год спустя был выстроен каменный дом, ставший семейной усадьбой. Здесь, 22 февраля 1802 года, у мельника Иоганна и родился сын — будущий знаменитый архитектор Андрей Иванович Штакеншнейдер. Фамилия ему досталась от деда, искусного мастера кожевенного дела, который был родом из Германии.
Учеба
В возрасте 13 лет мальчика отдали на обучение в архитектурный класс Академии художеств: он с раннего детства проявлял способности к рисованию и сооружению игрушечных сооружений. Но учеба в Академии не стала особенно успешной. После ее окончания, в 1821 году, юный Штакеншнейдер получил место чертежника в Комитете строений и гидравлических работ, который занимался регулированием застройки петербургских площадей и улиц.
Спустя 4 года работы молодой архитектор попал в команду специалистов, которых набирал для работы над проектом Исаакиевского собора Огюст Монферан. Благодаря этому знакомству для Андрея Штакеншнейдера открылся путь в мир большой архитектуры.
Придворная служба
По протекции Монферана в 1831 году Штакеншнейдера привлек для постройки своей загородной усадьбы граф Александр Бенкендорф – Главный начальник III отделения канцелярии Его Императорского Величества. Граф остался доволен работой архитектора, который в знак своих заслуг был представлен императору Николаю I.
Штакеншнейдер начал придворную службу при дворе князя Михаила Павловича, сына императора Николая, стал привилегированным строителем императорских и княжеских дворцов.
Архитектор императорского двора
Талант архитектора подтверждают звания, полученные им на придворной службе:
В 1854 году Штакеншнейдер начал преподавательскую деятельность в Академии Художеств, спустя четыре года работы он обзавелся самым большим количеством учеников.
С 1856 года Андрей Штакеншнейдер являлся главным архитектором Собственного Его Величества Дворца, заведовал загородными дворцовыми постройками государыни императрицы.
В браке с Марией Федоровной Халчинской у архитектора родились 8 детей. Архитектор скончался в Москве в возрасте 63 лет и похоронен в Санкт-Петербурге на территории мужского монастыря — Свято-Троицевой пустыни.
Архитектурные творения
Трудами архитектора создано много великолепных построек. Санкт-Петербург и Петергоф украшают дворцы и павильоны, возведенные по проектам Андрея Штакеншнейдера.
Мариинский дворец
Построенный с 1839 по 1844 годы, он стал первым самостоятельным и самым лучшим творением Штакеншнейдера. Дворец является частью ансамбля Исаакиевской площади. В его архитектуре Штакеншнейдер соединил сразу несколько стилей, что характерно для такого художественного направления, как эклектика. По мнению некоторых специалистов особо выделяется среди них неоклассицизм.
Дворец предназначался в качестве свадебного подарка для дочери императора Николая I – княжны Марии Николаевны.
Во время октябрьской революции 1917 года во дворце разместилось Временное правительство. Сейчас там работает Законодательное собрание Санкт-Петербурга.
Николаевский дворец
Николай I распорядился возвести на Благовещенской площади парадную трехэтажную резиденцию для своего третьего сына, князя Николая Николаевича.
По проекту Штакеншнейдера дворец возводили с 1853 по 1861 годы. Его архитектурным стилем также стала эклектика.
Площадь, на которой расположен дворец, в 1918 году переименовали в площадь Труда. В советские годы в здании располагались профсоюзы, которые именовали его Дворцом Труда. В настоящее время помещения дворца арендуют коммерческие организации.
Ново-Михайловский дворец
Он стал резиденцией для четвертого сына Николая I – князя Михаила Николаевича. Дворец строили с 1857 по 1862 годы. Возвели его в самом центре города на Дворцовой набережной, 18. Он расположен на берегу Невы, напротив Петропавловской крепости.
Так как в Санкт-Петербурге уже существовал один Михайловский дворец, вновь выстроенный был назван Ново-Михайловским. Его архитектурным стилем стала привычная для Штакеншнейдера эклектика.
Сейчас в помещения Ново-Михайловского дворца работают различные учреждения Российской Академии Наук.
Дворец Белосельских-Белозерских
В месте пересечения Невского проспекта с Фонтанкой расположился трехэтажный дворец. Его фасад розового цвета оформлен скульптурами атлантов, будто поддерживающих сооружение.
Штакеншнейдер перестроил каменный особняк, принадлежащий княгине Белосельской, оформив его в стиле необарокко. Работы по переделке дворца продолжались с 1847 по 1848 годы.
Внутреннюю отделку особняка Штакеншнейдер выполнил самостоятельно, оформив помещение мраморными каминами и широкой парадной лестницей, украшенной скульптурами с канделябрами и ажурными перилами.
В советские годы дворец занимали различные учреждения. С середины 90-х и до 2003 года в здании дворца располагался Музей восковых фигур. В 2003 году дворец передан в ведение Управления по делам президента РФ. В 2015 году здесь закончились реставрационные работы.
Загородные постройки
Трудами Штакеншнейдера созданы постройки в Петергофе и Петергофском уезде, Царском селе, Сергиевской пустыни, Павловске, Крыму.
Штакеншнейдер разработал планировку двух пейзажных парков Петергофа — Колонистского и Лугового. Дворцово-паковый ансамбль и его окрестности украшают многие творения Штакеншнейдера:
На территории Петергофа в парке Александрия, названном в честь супруги Николая I Александры Федоровны, Штакеншнейдер перестроил Фермерский дворец, а к Коттеджу пристроил Столовую с Мраморной террасой. Помимо этого для императрицы был выстроен дворец в Крыму.
Места, связанные с именем архитектора
В Санкт-Петербурге, помимо архитектурных творений Штакеншнейдера, существует еще несколько мест, связанных с именем знаменитого архитектора. А в Гатчинском районе области сохранились некоторые постройки усадьбы, где родился Андрей Иванович.
В гостях у Иоганна Штакеншнейдера, еще будучи наследником, любил бывать будущий император Павел I во время своих увеселительных прогулок по Гатчине. Его частые визиты послужили поводом к тому, что усадьба мельника стала именоваться Охотничьим домиком Павла I. Именно здесь, на обеде доме Штакеншнейдера, 5 ноября 1796 года он получил известие о смертельном состоянии своей матери, императрицы Екатерины II, которая скончалась на следующий день.
Согласно другой легенде за женой Иоганна Штакеншнейдера, Анной, закрепилась слава местной травницы – целительницы. Она лечебными компрессами избавляла от болезни жену Павла I Марию Федоровну.
Игорь Северянин, один из поэтов Серебряного века, жил на даче недалеко от Гатчинской мельницы, в местах, овеянных легендами, связанными с трагической судьбой Павла I. Они вдохновили его на знаменитые строки, в которых он описывает окрестности, где по его впечатлению «словно призрак, стоит заброшенный дворец, он обветшал, напоминая без драгоценностей ларец».
Семейное поместье Штакеншнейдера именовалась мыза. Так в некоторых частях Петербургской губернии в XVII — XVIII веках назывались отдельно стоящие усадьбы с хозяйством. Именно по названию усадьбы Штакеншнейдера — мыза Ивановка — именуется поселок, который существует и теперь. Здесь до настоящего времени сохранилась Гатчинская мельница. Усадебный дом же был разрушен – от него остались лишь каменные руины. Часть его каменных стен была использована для возведения новых построек в поселке Мыза-Ивановка.
Усадебный комплекс, на котором находится мельница, хозяйственные постройки и парк, объявлен памятником архитектуры и находится под государственной охраной. Мельницу Штакеншнейдера планируется восстановить.
Ресторан — гостиная «Штакеншнейдер»
Дом № 10 на улице Миллионой, где с семьей жил архитектор, являлся центром культурной жизни Санкт-Петербурга: там регулярно устраивались «штакеншнейдеровские субботы», на которых собирались представители творческой интеллигенции.
В 2015 году в этом старинном особняке открылся ресторан.
Его исторический интерьер оформлен роскошно:
Некоторые элементы интерьера остались нетронутыми со времен постройки особняка: кирпичная кладка в одном из залов и дубовая дверь. На внутреннем дворике ресторана есть веранда с фонтаном.
Меню ресторана почти наполовину составляют блюда традиционной русской кухни, приготовленные по старинным рецептам. Подают их на именных сервизах работы «Императорского фарфорового завода».
Продукты для ресторанной кухни поставляют фермерские хозяйства, работают собственная кондитерская и хлебопекарня.
Ночной клуб Stackenschneider
Танцевальный клуб Stackenschneider – одно из заведений ночной жизни Санкт-Петербурга, который существует с 2013 года.
Первоначально он открылся в арт-кластере особняка на улице Милионной, который принадлежал архитектору. Исторические стены особняка с вензелями и лепниной были перекрашены в черный и красный цвета.
Слава клуба, как главного оплота местной электронной сцены, распространилась даже за пределами Санкт-Петербурга. Среди своих завсегдатаев клуб именуется «Штакен».
В 2014 году клуб переехал и расположился на Конюшенной площади. Теперь с его открывается вид на купола Спаса-на-Крови.
Наша Гатчина и Гатчинский район
Андрей Иванович Штакеншнейдер
Зодчий высокого вкуса и мастерства
Пудостьский край по праву может гордиться своим знаменитым земляком, архитектором Андреем Ивановичем Штакеншнейдером. Он оставил неповторимый след в формировании архитектурного облика Санкт-Петербурга и его окрестностей. Неслучайно, являясь блестящим мастером стилизации, передовым новатором и знатоком архитектурных стилей он пользовался большим признанием у современников. Будущий зодчий родился 6 марта 1802 года в усадьбе своего отца, впоследствии получившей название «Мыза Ивановка» и был крещен в Гатчинской лютеранской церкви под именем Генрих. Будучи самым младшим сыном в семье, он рос болезненным мальчиком. В семье мельничного арендатора было принято говорить на родном немецком языке, однако Генрих, вскоре ставший Андреем, быстро освоил русский язык.
Мальчик получил хорошее домашнее образование и рано проявил стремление к изобразительному искусству, он прекрасно рисовал и очень любил возводить из местного известняка миниатюрные крепостные сооружения, замки и дворцы. В 1815 году он поступил учиться на архитектурное отделение императорской Академии художеств. Поскольку семья числилась иностранной, Иоганну Штакеншнейдеру приходилось платить за обучение сына. Юноша с отличием закончил Академию художеств после пятилетнего курса обучения. Андрей Штакеншнейдер сразу же был приглашен на службу в чертежную мастерскую «Комитета строений и гидравлических работ». В 1825 году он перешел на работу в «Комиссию о построении Исаакиевского собора» и определяется на службу к Огюсту Монферану на должность «рисовальщика по архитектуре». Талантливый зодчий, строитель знаменитого собора заметил в юном ученике незаурядные творческие способности. Этот период времени стал хорошей практической школой для молодого Андрея Штакеншнейдера.
С этого же времени архитектор был определен ко Двору великого князя Михаила Павловича и производит работы на Каменном острове в Петербурге, принадлежавшем тогда князю. Из Послужного списка Штакеншнейдера известно, что здесь он занимался изменением фасада и интерьеров дачи. В документе сообщается о работах, которые были выполнены «с совершенным искусством, прочностью и с соблюдением при том экономии». В 1837 году молодой зодчий совершил путешествие в Европу, занимаясь изучением старинных памятников архитектуры. Сохранились зарисовки сделанные Андреем Штакеншнейдером в Италии, Франции, Германии, характеризующие его как превосходного пейзажиста.
Выполняя императорские заказы, он работал в Крыму, где по проекту архитектора были сооружены оригинальный ансамбль царской виллы в Ореанде и монументальный храм-памятник на кладбище русских воинов, павших при героической обороне Севастополя в 1854-1855 годах.
Но особенно много работал А.И. Штакеншнейдер в Петербурге. Он был автором дворца построенного для князей Белосельских-Белозерских у Аничкова моста (1846-1848 гг.), Николаевского дворца (1853-1861 гг.), Новомихайловского дворца (1857-1861 гг.). Последний из перечисленных объектов, был построен по заказу великого князя Михаила Николаевича. Его пышный фасад, в композиции которого сочетаются элементы двух разных стилей барокко и ренессанса, явился одним из первых примеров нового этапа в развитии архитектуры того периода. Работал он и в зданиях Зимнего дворца, Малого и Старого Эрмитажа, создав здесь несколько интерьеров, среди которых особенно впечатляет Павильонный зал. Среди его построек четырехэтажное здание казармы первого батальона лейб-гвардии Преображенского полка, расположенное рядом с Эрмитажем на берегу Зимней канавки. По его проектам строится несколько жилых домов для петербургской знати, в 1840 году он руководил перестройкой дома графа Г. Г. Кушелева, расположенного на набережной Фонтанки. Штакеншнейдер активно работал в столичных пригородах: Ораниенбауме, Царском Селе, Павловске и в усадьбе графини А.А. Толстой «Пустынька», расположенной на берегу реки Тосны. В 1852 году по проекту архитектора бы построен загородный дом в усадьбе графа Г.Г. Кушелева в Лигово. В собрании музея-заповедника «Гатчина» хранится выполненный им проект дома жены титулярного советника Натальи Макеевой на Малогатчинской улице, выполненный в 1854 году.
Эта ставшая регулярной и практически повседневной суматошная жизнь, насыщенная роскошными приемами гостей и всевозможными праздничными событиями, не могла не отразиться на финансовой и бытовой стороне жизни семейства Штакеншнейдеров. Несмотря на хорошие проектные заказы денег не хватало. Андрей Иванович, уставший от светских увлечений жены и старшей дочери, не мог создать нормальных условий для воспитания младших детей. К тому же он нередко болел. Ему часто приходилось работать, закрывшись в мастерской или кабинете, среди царящего шума и гама. В такой обстановке было невозможно сосредоточиться, а заказов на проекты поступало много. Всё это привело в итоге к тому, что, хозяин дома был вынужден продать сначала свою дачу, расположенную на Петергофском шоссе, а в 1862 году расстаться и с домом на Миллионной улице. Этот резкий поворот событий стал шоком для Марии Федоровны, но изменить решение супруга уже не представлялось возможным. Все семейство переезжает на постоянное жительство на родину архитектора. Начинается новый, заключительный период в жизни А.И. Штакеншнейдера связанный с Мызой Ивановкой.
Штакеншнейдер, Андрей Иванович
22 февраля (6 марта) 1802 ( 1802-03-06 )
Андре́й Ива́нович Штакеншне́йдер (22 февраля (6 марта) 1802, имение близ Гатчины (ныне посёлок Мыза-Ивановка) — 8 (20) августа 1865, Москва) — русский архитектор, спроектировавший ряд дворцов и других зданий в Санкт-Петербурге и Петергофе.
Содержание
Биография
Внук кожевника, выписанного в Россию Императором Павлом I из Брауншвейга, родился на мельнице своего отца, близ Гатчины, 22 февраля 1802 года и тринадцати лет от роду поступил своекоштным воспитанником в Императорскую академию художеств. Не выказав при прохождении курса особенно блестящих успехов, он тотчас же по его окончании, в 1821 году, получил место чертёжника в комитете строений и гидравлических работ, из которого, четыре года спустя перешёл на службу архитектором-рисовальщиком в комиссию по сооружению Исаакиевского собора. Привлечён Огюстом Монферраном к работам в Зимнем дворце. В 1831 году Штакеншнейдер покинул службу в вышеупомянутой комиссии для того, чтобы свободнее заняться частными постройками, преимущественно же постройкой барского дома для графа А. Х. Бенкендорфа в его имении Фалль, в окрестностях Ревеля (Кейла-Йоа). Довольный своим архитектором, граф рекомендовал его императору, и с этого времени счастье начало всё более и более улыбаться Штакеншнейдеру.
Архитектор быстро приобрёл благоволение Николая I и стал получать от него одно за другим важные поручения и вскоре сделался привилегированным строителем царских и великокняжеских дворцов. Начав придворную службу в звании архитектора при дворе великого князя Михаила Павловича, он под конец своей жизни был главным архитектором департамента уделов, архитектором Собственного Его Величества дворца и заведующим постройками по загородным дворцам государыни императрицы.
В 1834 году, за составленный Штакеншнейдером по заданной программе проект «небольшого императорского дворца», Академия присудила ему звание академика. В 1837—1838 годах он сделал поездку для своего усовершенствования в чужие края с пособием от правительства, и посетил Италию, Францию и Англию. В 1844 году Академия возвела его в звание профессора 2-й степени Санкт-Петербургской Академии художеств без исполнения с его стороны программной задачи, как художника, уже имеющего громкую известность.
С 1848 года — архитектор императорского двора.
В последние годы жизни здоровье Штакеншнейдера, истощённое постоянными усиленными трудами, значительно слабело; для его поправления, он, весной 1865 году, по совету врачей, отправился в кумысное лечение в Оренбургскую губернию. Проведённое там лето, казалось, принесло ему пользу, но на возвратном пути в Петербург он почувствовал себя снова худо и умер в Москве 8 августа того же года. Архитектор был похоронен в Петербурге в Троице-Сергиевой пустыни в церкви Григория Богослова, построенной им самим (могила сохранилась).
Работы в Санкт-Петербурге
Многочисленные произведения Штакеншнейдера очень разнообразны в отношении стилей, которые он, однако, не соблюдал в полной строгости, внося в них, с целью достижения пущей роскоши, произвольные изменения и прибавки.
Главное из его созданий — Мариинский дворец (ныне — резиденция Законодательного собрания Санкт-Петербурга), построенный в 1839—1844 годах на Исаакиевской площади.
Кроме него, в Санкт-Петербурге им сооружены:
Работы в Петергофе
Особенно богаты его постройками Петергоф и его ближайшие окрестности. Здесь ему принадлежат:
Другие постройки
Из прочих трудов Штакеншнейдера заслуживают быть упомянутыми постройки, произведённые в Зимнем, Мраморном и Аничковских дворцах, внутренняя отделка Старого Эрмитажа, для предполагавшегося пребывания в нём цесаревича Николая Александровича, в Санкт-Петербурге, а также некоторые переделки в Ораниенбаумском и Стрельнинском дворцах.
Штакеншнейдер Андрей Иванович
Андрей Иванович Штакеншнейдер родился 22 февраля 1802 года недалеко от Гатчины в мызе Ивановка. Эта мыза (усадьба) принадлежала отцу Андрея Иоганну Штакеншнейдеру, называлась по имени владельца. В детстве Андрей увлекался рисованием и сооружением игрушечных сооружений. Отец обратил внимание на эти занятия и отдал тринадцатилетнего сына а Академию художеств.
В Академии художеств Андрей Штакеншнейдер учился скромно, без наград. После окончания учёбы в 1820 году долгое время нуждался, был вынужден работать над небольшими частными заказами. В январе 1821 года архитектор поступил чертёжником в Комитет строений и гидравлических работ. Через четыре года его приняли архитектором-рисовальщиком в Комиссию по возведению Исаакиевского собора, где Штакеншнейдер трудился под руководством Огюста Монферрана.
Работа с Монферраном оказалась большой удачей для молодого архитектора. Французский зодчий заметил талант Штакеншнейдера. Он смог организовать для своего подопечного заграничную поездку, но она сорвалась из-за болезни последнего.
В 1831 году после увольнения из Комиссии по возведению Исаакиевского собора по рекомендации Монферрана Штакеншнейдер перестраивал усадьбу графа Бенкендорфа под Ревелем (Таллин). Фактически это была первая самостоятельная работа архитектора. Заказчик остался ей крайне доволен, Штакеншнейдер даже оказался представлен императору. По итогам этого события зодчий был привлечён к дворцовому строительству.
С этого времени Андрей Штакеншнейдер стал известным архитектором. Ему начинают поступать выгодные заказы, поправляется материальное положение. В ноябре 1833 года он поступает на службу ко двору великого князя Михаила Павловича. Штакеншнейдер вёл строительные работы на Каменном острове, в то время принадлежавшем великому князю, переделывал интерьеры его дворцов.
В 1834 году Андрей Иванович Штакеншнейдер получил звание академика и чин титулярного советника. В это время он разрабатывал проект перестройки усадьбы Знаменка (близ Петергофа), этот проект был реализован лишь частично. В Петергофе архитектором были созданы Царицын, Ольгин и Розовый павильоны, Собственная Его Величества дача, Фермерский дворец в парке Александрия, Львиный каскад в Нижнем парке.
За границу архитектор смог выехать в 1837 году. Почти год он путешествовал по Италии, Франции, Англии и Германии. Вернувшись из-за границы, Андрей Штакеншнейдер продолжил переделывать интерьеры в Знаменке, оформил несколько залов в Михайловском дворце. В конце 1830-х годов он начал создавать проект Мариинского дворца.
Долгое время семья Штакеншнейдеров проживала на съёмных квартирах. В 1852 году архитектор купил дом на Миллионной улице. Здание было полностью перестроено, после чего стало одним из культурных центров Санкт-Петербурга. На «субботах» у Штакеншнейдеров гостили по 50-60 человек, среди них И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, И. А. Гончаров, Д. В. Григорович, Г. П. Данилевский, Г. Э. Боссе, А. П. Брюллов, И. К. Айвазовский, Н. А. Майков.
В 1854 году началась преподавательская деятельность зодчего в Академии художеств. Андрей Иванович Штакеншнейдер был известен большим количеством своих учеников. Через четыре года работы в Академии их было уже более шестидесяти, гораздо больше чем у других преподавателей. Студентам архитектор часто помогал не только морально, но и материально.
По проектам Штакеншнейдера строились здания не только в Петербурге, но и в Москве, Крыму, Таганроге.
Андрей Иванович Штакеншнейдер скончался 8 августа 1865 года в Москве. Он был похоронен в Троице-Сергиевой пустыни в им же построенной церкви святителя Григория Богослова.
LiveInternetLiveInternet
—Цитатник
Толковый словарь В. Даля ON-LINE. Толковый словарь живого великорусского языка &m.
Вечный православный календарь на каждый день. При нажатии в верхнем правом угл.
Оборона Бреста. Первые месяцы войны.
—Метки
—Рубрики
—Ссылки
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Друзья
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Зодчий Андрей Штакеншнейдер
Штакеншнейдеры
Андрей Иванович Штакеншнейдер
Родился 22 февраля 1802 года под Петербургом, близ Гатчины, в семье помещика, владельца мызы Ивановка.
В 13 лет отец отдал его в Академию художеств в Петербурге.
В 1821 году поступил чертежником в Комитет строений и гидравлических работ. С 1825 года работал под руководством Огюста Монферрана. Вскоре император Николай I привлек Штакеншнейдера к дворцовому строительству в Петербурге. С 1833 года он определен ко двору великого князя Михаила Павловича.
В истории русской архитектуры Штакеншнейдер известен как наиболее яркий представитель ранней эклетики. Центр Петербурга немыслим без его произведений.
Штакеншнейдер работал в различных уголках России (Крым, Новгород, Тамбовская и Орловская и др. губернии).
В 1834 году женился на Марии Федоровне Холчинской.
У Штакеншнейдеров было восемь детей: четыре сына и четыре дочери.
Длительное время семья имела квартиру в доме при Лютеранской церкви Петра и Павла на Невском проспекте.
В 1852 году Штакеншнейдер купил дом на Миллионной улице (дом 10, сохранился до наших дней).
В этом доме проходили «субботы» у Штакеншнейдеров (здесь собирались писатели, поэты, художники, скульпторы, архитекторы, актеры).
8 августа 1865 года Андрей Штакеншнейдер скончался в Москве. Похоронен в Сергиевой пустыне (район станции Володарская, кладбище не сохранилось) под Петербургом.
Дворцы и особняки, построенные зодчим
Мариинский дворец
Дворец великого князя Николая Николаевича (пл. Труда)
Типологические вещи середины Х1Х века, они имеют свою уникальную историю, связанную с судьбами известных представителей российской культуры.
Работал в Санкт-Петербурге, Царском Селе, Петергофе, Москве, Таганроге, Крыму. Основные работы в Санкт-Петербурге:
Мариинский, Ново-Михайловский и Николаевский дворцы, дворец Белосельских-Белозерских и ряд частных особняков,
«На берегу моря, в холмистой местности, окутанной лесами, над крутым скалистым берегом реки, против шумного пенистого водопада, стоит дом с высокой башней, с террасами, балконами, в том затейливом, несуровом готическом стиле, который при Николае I был пущен в ход архитектором Штакеншнейдером».
Это из воспоминаний С.М.Волконского, внука декабриста. В них воспет Фалль, бывшее имение А.Х.Бенкендорфа.
Известность Штакеншнейдеру принесла именно перестройка усадьбы Фалль под Ревелем (Таллин), принадлежавшей А.Х.Бенкендорфу (1831–1832); главному дому по воле заказчика был придан вид средневекового замка. Представленный Бенкендорфом Николаю I, зодчий с той поры пользовался неизменными симпатиями двора.
Величественный дворец на Невском проспекте
Штакеншнейдер также занимался перестройкой Константиновского дворца в Стрельне в середине 50-х годов 19 века.
Дворец вначале был просто фермой, построенной в 1830 году в полуверсте от собственно дачи, известной как Дворец-коттедж, она была предназначена для тринадцатилетнего наследника престола Александра.
По случаю своей свадьбы взрослеющий Александр решил превратить постройку в Фермерский дворец, который бы служил ему «вторым домом». Перестройку осуществил архитектор Андрей Штакеншнейдер в 1838-1840 годах.
Здание стало двухэтажным, а его фасады были отделаны в неоготическом стиле. Во дворце появилась приличная коллекция живописи, а также некоторые технические новинки, например первый в России лифт (он представлял собой кабину, которую лифтер поднимал вручную с помощью ворота).
Здесь в конце 50-х годов 19 века разрабатывался проект Великой реформы.
СОБСВЕННЫЙ ДОМ ШТАКЕНШНЕЙДЕРА
Собственный дом на Миллионной улице, 10
В доме на Миллионной собирался литературный салон, хозяйкой которого была старшая дочь архитектора Елена Андреевна.
Адриен и Елена (брат и сестра)
В 1860-х годах субботние вечера в салоне стал посещать Ф.М. Достоевский, недавно возвратившийся из ссылки. Но вскоре большое семейство Штакеншнейдеров переехало на мызу Ивановка близ Гатчины и знакомство с Достоевским временно прекратилось.
В начале 1870-х Ф.М. Достоевский вновь стал бывать в литературном салоне Елены Андреевны. Вот как вспоминала А.Г. Достоевская посещения салона:
«У ней (у Е.А. Штакеншнейдер – Ю.З.) по вторникам собирались многие выдающиеся литераторы, читавшие иногда свои произведения.
Устраивались у ней и домашние спектакли; например, я запомнила, что мы с мужем зимою 1880 года присутствовали на представлении «Дон-Жуана»
Федор Михайлович очень уважал и любил Елену Андреевну за ее неизменную доброту и кротость, с которой она переносила свои постоянные болезни, никогда на них не жалуясь, а, напротив, ободряя всех своею приветливостью…»
прекрасный зимний сад в доме Штакеншнейдера
В 1870-е годы в салоне Е.А. Штакеншнейдер бывали поэты Я.П. Полонский, К.К. Случевский, драматург и прозаик Д.В. Аверкиев, журналист М.А. Загуляев, переводчица и журналистка А.Н. Энгельгардт и другие – все они близкие знакомые Достоевского.
Штакеншнейдеры и Достоевские дружили семьями, вели переписку.