Штайнеровская педагогика считает что
Антропософские основы
В педагогических воззрениях Штайнера антропософия служит не предметом преподавания, а лишь основой образовательной методики и ее главным инструментом. Философ стремился подчинить педагогику потребностям развития детей, а не требованиям «позднеиндустриального общества достижений». Эти подробности рассматривались педагогом через призму его антропософских гипотез, главным образом рассказывающих о триединстве, 4 сущностях человека и темпераменте.
Триединство
Рудольф Штайнер был уверен, что в человеке объединяются дух, душа и тело. Им соответствуют: мысль (познавательные и интеллектуальные способности), чувство (творческие и художественные способности) и воля (практические и производственные способности). Задача педагогики, по его мнению, состоит не только в развитии интеллектуальных способностей ребенка, но и в его эмоциональном взрослении и волевом становлении.
Четыре сущности человека
Помимо физического тела, Штайнер описывает еще три человеческие сущности, которые не могут быть непосредственно восприняты, то есть обнаруживаются лишь по действиям. По его мнению, в каждом человека происходит взаимодействие таких тел:
Каждая их сущностей имеет определенное время рождения и появляется через семь лет после предыдущей. Школьные годы приходятся как раз на рождение двух сущностей:
Штайнер рассматривает воспитание как «содействие развитию». Согласно этой логике, в 21 год, когда рождается «Я», начинается процесс саморазвития.
Темпераменты
Учение о темпераментах Штайнер развивал с позиции антропософии, соотнося каждую из человеческих сущностей с определенным типом темперамента:
У каждого человека смешение темпераментов уникально, и этим объясняется его индивидуальность. Также у каждого есть преобладающая сущность, которая и обуславливает преобладающий темперамент.
Использовать эту концепцию в образовательных целях имеет смысл в первые три года обучения. К примеру, организовав соседство за партой детей с одинаковым темпераментом, можно обеспечить каждому из них «пресыщение собой» и уравновешивание сущностей. Впоследствии ребенок настолько созревает, что начинает сам контролировать проявление своего темперамента, и учитывать эти аспекты в преподавании уже не имеет смысла.
История вальдорфской школы
Свою первую книгу, посвященную образованию, Рудольф Штайнер написал в 1907 году, назвав ее «Образование ребенка». В 1919 году была открыта первая вальдорфская школа, основанная на принципах, исповедуемых ученым. Инициатором открытия учебного заведения стал Эмиль Мольт – владелец и директор сигаретной фирмы «Вальдорф-Астория» в немецком городе Штутгарте. Отсюда и пошло название образовательной системы, которое по сей день используется во всем мире.
Первая штайнеровская школа развивалась довольно стремительно, и вскоре в ней стали открывать параллельные классы. Педагогические принципы нового учебного заведения быстро снискали поклонников в обществе. В результате за последующие два десятилетия подобные школы были открыты в других уголках Германии, а также в Америке, Великобритании, Голландии, Швейцарии, Норвегии, Венгрии и Австрии. Нацистский режим не обошел стороной образовательную сферу, и большинству европейских вальдорфских школ пришлось закрыться. Однако после окончания Второй мировой войны пострадавшие учебные заведения, в том числе и первая вальдорфская школа в Германии, вновь начали работать.
В страны СНГ педагогика Штайнера пришла относительно поздно. Так, в Москве вальдорфская школа была открыта лишь в 1992 году. На сегодняшний день по данной методике работают 26 учебных заведений, география распространения которых весьма обширна. Примечательно, что порядка половины из них бесплатны, поэтому родители могут не переживать о стоимости обучения в вальдорфской школе. Есть и такие учебные заведения, в которых бесплатны только младшие классы. По этому принципу работает та самая первая вальдорфская школа в Москве.
Несмотря на бурную критику, зарубежная педагогическая система неплохо привилась на русской почве. Это вполне логично, ведь идеи, созвучные с идеями Штайнера, можно встретить во многих исконно русских педагогических концепциях рубежа веков и последующих лет.
Особенности метода
Большое внимание в воспитательной системе вальдорфских школ уделяется духовному развитию, причем не только учеников, но и всех без исключения участников образовательного процесса. Учебный материал разделен на блоки (эпохи). На всех этапах обучения день делиться на три части:
Педагоги могут подчинять ритм дня тому предмету, блок которого на данный момент находится в изучении. К примеру, при изучении математического блока детям могут предложить увидеть математические закономерности в танцах и рисунках. Весь учебный материал подается из соображений соответствия развития ребенка развитию исторического общества. Например, в шестом классе, когда у учеников формируются представление о государственности и справедливости, их знакомят с историей Римской империи, а через год, года начнется половое созревание, – с историей Средневековья, когда были ярко выражены мужественность и женственность (рыцари и дамы соответственно). При этом ученики участвуют в тематических мероприятиях, подчиненных тому или иному историческому периоду, а иногда даже посещают те самые города, о былой славе которых они узнали от учителей.
«Душевная экономия»
Основным методом педагогики Штайнера является так называемая душевная экономия. Она отлично иллюстрирует всю суть вальдорфских школ. Согласно этому методу, в процессе обучения в ребенке развивают ту деятельность, которую он без внутреннего сопротивления способен постигать на данном этапе развития. Так, в период от смены зубов до начала полового созревания в детях развивают память и образное мышление, апеллируя их к чувству, а не к интеллекту. В младших классах посредством активных игр и рукоделия в учениках тренируют мелкую и общую моторику, а также индивидуальную и групповую координацию, что важно как для интеллектуального, так и для социального развития. После полового созревания школьника учителя начинают работать с его абстрактным мышлением.
Рациональная тренировка памяти
Исходя из того, что формирование понятий начинается естественным образом с 12 лет, до этого возраста вальдорфская школа Штайнера отвергает методы «наглядного обучения». Взамен им предлагается «обучение в сопровождении чувств». Благодаря подключению чувств, которые становятся опорой для памяти ученика, он легче запоминает информацию. Современные психологи подтверждают, что эмоциональная память является одной из самых долговечных. Главная задача педагога в этом направлении – справиться с безучастным отношением учеников к изучаемому материалу.
Интерес как средство мобилизации
Ученику интересно то, что созвучно с процессами его внутреннего развития в конкретный момент времени. Так, до 9 лет детям нравятся активные игры, подражание и прослушивание сказок. Простыми словами, они эмоционально еще находятся в дошкольном периоде, где «мир добр». Кроме того, младшие школьники чувствуют потребность в живых образах, творческой фантазии и ритме, которая наиболее остро ощущается в период с 9 до 12 лет. Во время рубикона ребенок начинает отделять себя от окружающего мира и интересоваться вещами, «какие они есть на самом деле». Это значит, что в обучение пора вводить более реалистические предметы.
«Созерцательные» и «активные» предметы
Избыток умственной деятельности плохо сказывается на здоровье детей. Чтобы решить эту проблему, в вальдорфских школах были введены предметы, на которых дети занимаются физической активностью. Кроме того, используются «созерцательные» предметы, на которых педагог стремится пробудить воображение ребенка, привести в движение его чувства, а не просто поскорее истолковать тему занятия. Главная цель – включить интерес детей как положительную эмоцию.
Ритмический распорядок
В вальдорфской школе существует строго определенный ритм дня. В течение учебного дня происходит плавный переход к физической деятельности от умственной. Вместо утренней зарядки ученикам предлагается ритмическая часть продолжительностью порядка 20 минут. За ней идет первый, он же главный урок. Это может быть математика, география, физика, родной язык и прочие сложные предметы. На втором уроке происходит ритмическое повторение. Вторыми обычно идут такие уроки: музыка, гимнастика, живопись, эвритмия и прочие. В послеобеденное время ученики занимаются практической деятельностью: ручной труд, садоводство, всяческие ремесла и прочие предметы, которые требуют физической нагрузки.
«Эпохи»
Говоря об особенностях вальдорфской школы, важно упомянуть, что изложение материала в ней осуществляется большими периодами, которые здесь называют «эпохами». Каждая из «эпох» длится примерно 3-4 недели. Такое распределение материала позволяет ребенку вжиться в него. Ученику не нужно постоянно тратить энергию на внедрение в новую тему и выход из нее. По окончании «эпохи» ребенок чувствует прилив сил благодаря возможности подытожить свои достижения.
Гармонизация
В процесс обучения педагоги стараются достичь равновесия между волей, чувством и мышлением каждого их подопечных. Каждая их этих душевных способностей ребенка проявляется на определенном этапе его развития. Так, в начальной школе внимание обращают преимущественно на волю, в средней – на чувства, а в старшей – на мышление. Наряду с гармонизацией душевной жизни, в вальдорфской школе действует принцип гармонизации общественной жизни. Здоровая социальная среда имеет большое значение для ученика. Личность развивается свободно только тогда, когда ее не подавляет окружение.
Индивидуальный подход
Благодаря индивидуальному подходу к каждому из воспитанников последние имеют возможность полностью раскрыться. Безоценочная система обучения и отсутствие соревновательных моментов позволяют слабым детям чувствовать себя полноценными. В качестве меры достижений используется сравнение текущих успехов ребенка с былыми. Это позволяет каждому ученику получить «мягкую мотивацию» и почувствовать себя успешным, не возвышаясь при этом над одноклассниками.
Совместная деятельность
Душевному комфорту детей также способствует дружный класс. Объединение учеников осуществляется во время ритмической части дня. Согласованность действий, например, во время танца, достигается лишь за счет взаимного внимания одноклассников. Приучать детей действовать сообща, уважать друг друга и стремиться к слаженной работе позволяет постановка совместных спектаклей. Важным фактором здесь является авторитет педагога, который служит для ребенка примером для осмысленного подражания и предоставляет ему чувство защищенности. При этом учитель старается организовывать учебную деятельность таким образом, чтобы дети становились самостоятельными и не боялись переходить на старшую ступень.
Критика
Критикуя вальдорфскую педагогику, многие обращают внимание на то, что она целиком базируется на принципах Р. Штайнера, многие из которых носят оккультный характер. Сами же приверженцы антропософского движения отрицают якобы существующий культ личности Штайнера. Они считают, что текущий период развития человечества (с 1990 года) является эпохой плюрализма и тождественных с ним вопросов идентичности.
Русская Православная Церковь обвиняет вальдорфскую педагогику также в антихристианской направленности и идеологической связи с оккультизмом.
Известные выпускники
Вопреки распространенному мнению о том, что вальдорфская школа – это такое место, в котором создаются «тепличные условия» для учеников и не обеспечивается их социальная адаптация, практика показывает, что выпускники таких учебных заведений успешно получают высшее образование и устраиваются в жизни. При этом многие из них добиваются больших успехов, чем выпускники простых школ.
Назовем несколько известных личностей, окончивших вальдорфскую школу:
Плюсы и минусы
На основе существующих отзывов о вальдорфской школе отметим ее основные достоинства и недостатки.
Как показывают отзывы, вальдорфская школа имеет и недостатки:
Теоретико-философские положения педагогики Р. Штайнера
Основными принципами вальдорфской педагогики являются:
образование ребенка является следствием его потребностей, а не социального заказа того или иного общества;
гармоничность развития всех составляющих человека (тела, воли, чувств, разума);
художественность всего обучения.
а также последующая взрослая жизнь в традиционных условиях
3.2.2. Вальдорфская школа и специальное обучение
Штайнеровская педагогика по праву может быть отнесена сегодня к наиболее перспективным и успешно развивающимся направлениям мировой нетрадиционной педагогики. В настоящее время имеется свыше 600 штайнеровских школ в большинстве развитых стран мира, в том числе около 100 школ в России и странах СНГ.
8 вальдорфских детских садах и школах дети с отклонениями в развитии чувствуют себя комфортно, так как учебный процесс позволяет учитывать их особые образовательные потребности.
Штайнеровская педагогика с ее бережным, внимательным отношением к внутреннему миру ребенка оказывает благотворное влияние на детей с проблемами в развитии. Принимая во внимание тот факт, что в нашей стране в последние годы все большее распространение приобретает система интегрированного обучения, знакомство с содержанием образования в штайнеровской педагогике полезно для будущего учителя: пополнится арсенал педагогических средств для преодоления неуспеваемости детей, сглаживания отклонений в поведении и развитии.
Целью многих гуманистических педагогических систем являются воспитание гармоничной личности, сочетающей творческое мышление, любовь и интерес к человеку, к миру, ответственность за себя и за окружающий мир. В штайнеровской педагогике для достижения этой цели разработаны уникальные планы и методики, философски обоснованные в трудах Р. Штайнера, апробированные в течение 80 лет работой вальдорфских школ и детских садов.
Вальдорфской школе присущи атмосфера тепла, искренности, взаимного уважения и доверия, отсутствие пристрастных суждений со стороны учителя, отсутствие системы оценок как формы давления на учащихся, эмоциональная насыщенность учебного процесса.
Штайнеоовская педагогика рассматривает человека не только как результат взаимодействия его генотипа и окружающей среды. Природное и общественное в человеке видится лишь как часть его целостной человеческой личности, деятельность которой определяется ее духовным, индивидуальным, человеческим Я.
В соответствии с этим воспитание и обучение в штайнеровской школе направлены на создание оптимальных условий для развития человеческой индивидуальности в процессе ее собственной деятельности.Поэтому учебно-воспитательная работа направлена на три вида деятельности:
развитие мышления, результатом чего должно стать умение делать целостные обобщения и быть творческим;
формирование уравновешенной жизни чувства, что является не только основой для формирования способности здравой оценки себя и окружения, но и основой способности социально ориентированного поведения;
развитие здоровой и сильной воли как основы способности к деятельности и самому действию.
Организация вальдорфской школы строится на следующих основах:
организация дня в определенном ритме, причем утро как время наиболее благоприятное для интеллектуальной деятельности, отводится соответствующим учебным предметам;
изложение учебного материала большими учебными периодами, «эпохами», что позволяет ученику «погружаться» в учебный материал, сосредоточиться на нем;
художественно-эстетические упражнения воспитывают волю, произнесенное слово воздействует на чувства;
свобода и отсутствие страха, так как нет оценок, нет экзаменов; ребенка заставляет учиться его собственное желание.
В структуры вальдорфского образования входят школы с двенадцатилетним сроком обучения и детские сады, находящиеся, как правило, при школах. Со школами могут быть связаны группы продленного дня, школа досуга, кружки, курсы и другие учреждения.
Для детей, достигших шестилетнего возраста, в школе есть подготовительный класс, который поддерживает развитие раннего детства.
Ежедневная программа дошкольного образования включает разнообразные художественные занятия: письмо красками, рисование, лепку, музыку, эвритмию («зримая речь», «зримый напев»), кукольный театр, постановки маленьких пьесок, рассказывание
сказок. Ребенку дается возможность свободно найти свои средства для художественного самовыражения. Каждый день много времени отводится свободной игре, в которой дети используют игровой материал, способствующий развитию творческого начала. Окончание подготовительного класса не является обязательным условием для приема в вальдорфскую школу.
Основная ступень вальдорфской школы состоит из восьми учебных лет, которые охватывают период от школьной зрелости до завершения пубертата. Процессы формирования внутреннего мира ребенка требуют, чтобы в это время один учитель следовал за учеником, сопровождая его развитие подобно тому, как у нас один учитель работает с детьми в начальных классах.
Учебный план штайнеровской школы строится так, чтобы содержание и методы обучения точно соответствовали возрастному развитию сознания человека. В этом случае обучение поддерживает естественное развитие ребенка и воздействует на него терапевтически.
В обучении детей с нарушениями слуха или интеллекта весьма значимо использование наглядных средств обучения. Штайнеров-ская педагогика также придает первостепенное значение в обучении детей до пубертатного периода наглядности.
него возникает устойчивый образ этой фигуры. И только потом он переносит форму движения на бумагу. В результате подобной работы изображение формы на бумаге рождается как следствие собственного опыта, прожитого всем детским существом через соответствующее движение. Образное восприятие ребенка развивается по мере осознания формы движения. Такой подход к ознакомлению с геометрическим материалом эффективен и в работе с детьми, испытывающими трудности в обучении. Сенсомоторное восприятие является хорошей основой для формирования последующих математических представлений о геометрических фигурах у этих детей.
К ребенку, который только формирует жизнь чувства, не стоит обращаться на языке абстрактных понятий. Он усвоит их поверхностно. Ребенок до переходного возраста вживается в изучаемый материал силами своего воображения и учится на конкретных примерах в процессе практической деятельности. Поэтому в штайнеровских школах широко пользуются методом образного обучения, что также важно при построении учебного процесса с ребенком, имеющим отклонения в развитии. Семилетний ребенок вживается в иные по своему качеству учебные образы, чем ребенок четырнадцати лет.
При обучении чтению и письму учитываются индивидуальные особенности развития детей. Те дети, которые по тем или иным причинам не научились читать вместе со всеми к концу I класса, не должны чувствовать своего отставания. Для здоровья ребенка и будущей его взрослой жизни не имеет принципиального значения, научился он читать к этому времени, как все, или нет, считают педагоги штайнеровских школ. Ценностью более высокого порядка является утверждение в этом возрасте чувства неограниченного доверия к миру и чувства самоуважения.
Восьмиклассник вживается чувствами в то, что рассказывает учитель, который должен быть хорошим рассказчиком. Для изучения самого предмета механическое запоминание дат и цифр наизусть бессмысленно.
Пробуждающееся логическое мышление у девятиклассников требует упорной и напряженной тренировки. Молодой человек должен попытаться вначале сам объяснить то или иное событие, явление, сам придумать теорию. Затем учитель может рассказать о тех теориях, которые уже существуют в современной науке, и лучше, если их будет не одна, а несколько. Это соответствует методам современного научного познания, которым должны научиться школьники. Обучая их самому методу, педагоги учат учеников мыслить и не бояться пользоваться собственным мышлением. Для человеческого мышления небезразлично, заучивает ли
человек наизусть готовую схему или теорему или сам пытается создавать и вырабатывать пусть неумелое и несовершенное, но свое собственное умозаключение.
Учебный план штайнеровской школы составляют так, чтобы в каждом классе и применительно к каждому изучаемому предмету во внимание принимался уровень развития сознания ребенка. Метод обучения, таким образом, меняется в зависимости от возрастной группы школьников. В годы школьного обучения до возраста пубертата обучение обращается к чувствам ребенка и к его воображению. Начиная с переходного возраста, обучение сознательно развивает мыслительные способности подростка, школьника учат вести точные наблюдения и тренируют умение делать собственные умозаключения.
В штайнеровской школе существует требование индивидуального подхода к воспитанию ребенка. В контексте представлений о человеке, которыми пользуется штайнеровская педагогика, индивидуальность более сложна, чем перечень определенных человеческих качеств и их комбинаций в каждом человеке. В ее основе лежат представления о фундаментальных силах, которые ищут индивидуального неповторимого воплощения. Воспитание ребенка должно основываться на знании его типичных свойств, которые могут быть опорой для самовыражения индивидуальности.
Большую роль в личностной направленности, в гуманизации образования играет искусство. Оно является универсальным средством развития творческих способностей, образного мышления, эмоциональной сферы, эстетического сознания личности. Искусство (живопись, лепка, танец, движения и речь, музыка), как особая форма духовно-практической деятельности, представлено в штайнеровской школе на всех годах обучения.
В художественном обучении, считают педагоги штайнеровских школ, следует опасаться слишком интеллектуальных и односторонних упражнений. Занятия искусством целостно развивают человеческую социальность, человеческие способности, если они не превращены в принудительный труд. Потребность в занятиях искусством и музыкой живет во всех детях.
Обучение музыке и искусству рассматривается как содействие целостному детскому развитию, и только на втором плане стоит достижение технических результатов. Что касается одаренных детей (таких много, например, в сфере изобразительной, конструктивной деятельности среди глухих детей), то здесь важно не только то, насколько искусными музыкантами или художниками они станут, а то, каким образом с помощью искусства уравновесить и сделать гармоничным процесс детского возрастного разви-
тия и в результате этого укрепить человеческую индивидуальность ребенка.
В штайнеровской педагогике занятиям искусством и работе руками придается исключительно важное значение. Последняя особо много значит для развития мелкой моторики и, вторично, речи в коррекционной работе с детьми, имеющими любые отклонения в развитии. С особой тщательностью исследуются вопросы: какого качества искусство, в каких педагогических целях, в каком возрасте и как преподавать с тем, чтобы самым оптимальным способом поддерживать развитие ребенка. Музыка и искусство в силу своей внутренней природы должны быть составной частью любого воспитания. Заметим, что в стандарте школьного образования глухих и слабослышащих детей музыкально-ритмические занятия как вид коррекционно-развивающей деятельности представлены с подготовительного по V класс.
В заключение еще раз отметим, что сущность педагогического процесса штайнеровской школы не только в передаче взрослыми социального опыта детям, но и главным образом во всестороннем гармоничном развитии, соответствующем внутренним потребностям личности на различных возрастных этапах, направленном на свободное и творческое самоопределение индивидуальности. Это созвучно современному личностно-деятельностному подходу в отечественной общей и специальной педагогике. Даже отдельные элементы штайнеровской педагогики в работе с проблемными детьми помогают находить оригинальные пути в развитии индивидуальности каждого ребенка, расширяя возможности его реабилитации и социальной адаптации.
3.2.3. Кэмпхиллское движение’
1 Материал предоставлен Л. И. Аксеновой. 388
нии и Ирландии. Аналоги кэмпхиллских общин появляются в последнее время и в России.
Цели и задачи кэмпхиллского движения реализуются:
в организации общин, жизнь которых основывается на признании христианства как необходимого элемента в устройстве и работе таких общин. Это выражается в соблюдении христианских праздников, охране окружающей среды и помощи ближнему;
в такой финансовой организации деятельности общины, когда работа и оплата за нее не связаны между собой. Заработной платы нет, но материальные потребности каждого человека удовлетворяются.
Основными задачами организации подобных поселений являются следующие:
создание условий для максимально независимой жизни (культурной, общественной, трудовой) для каждого члена общины;
организация ухода для лиц со значительными ограничениями жизнедеятельности (нетрудоспособных);
восстановление отношений с окружающей средой и достижение лучшего понимания нужд людей, имеющих различные психофизические нарушения;
организация труда для тех членов общины, которые в обычных условиях были бы безработными.
Кэмпхиллское движение, как одна из организационных форм социально-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями, получило признание во многих странах мира. Кэмп-хилл оказал значительное влияние на изменение общественного мнения в отношении людей с инвалидностью и на формирование государственной социальной политики западных стран по отношению к людям, относящимся к самой уязвимой категории населения. Это направление в штайнеровской педагогике стало реальным гуманистическим решением сложных жизненных затруднений для многих семей, имеющих детей с отклонениями в психофизическом развитии, шансом полноценной жизни для многих людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности.
1. Каковы основные принципы педагогической системы М. Монтессори?
2. Какие возможности открываются для образования детей с отклонениями в развитии в детских садах и школах, работающих по системе Монтессори?
3. Каковы основные принципы педагогической системы Р. Штайнера?
4. Каковы основные положения содержания и организации работы валь-дорфского детского сада?
5. На какие этапы в развитии человека рассчитана структура вальдорф-ской школы? В чем ее привлекательность для обучения детей с особыми образовательными потребностями?
6. Попробуйте найти общие и отличительные черты вальдорфской школы и Монтессори-школы в содержании и организации обучения детей с отклонениями в развитии.
7. Что такое Кэмпхиллское движение?
Литература для самостоятельной работы
ОГЛАВЛЕНИЕ
Слово к читателю. 3
Раздел I. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ. 5
1.1. Основные понятия, термины специальной педагогики. 5
1.2. Объект, субъект, предмет, цель и задачи
специальной педагогики. 16
1.3. Систематика и статистика специальной педагогики. 18
1.4. Предметные области современной специальной педагогики. 24
2.1. Философия и специальная педагогика. 27
2.2. Социокультурные основы специального образования. 36
2.3. Экономические основы специального образования. 43
2.4. Правовые основы специального образования. 51
2.5. Клинические основы специальной педагогики. 58
2.7. Лингвистические и психолингвистические основы
специальной педагогики. 81
Глава 3. История становления и развития национальных систем
специального образования (социокультурный контекст). 87
3.1. Первый период эволюции: от агрессии и нетерпимости к
осознанию необходимости призрения инвалидов. 88
3.2. Второй период эволюции: от осознания необходимости
3.3. Третий период эволюции: от осознания возможности
обучения детей с сенсорными нарушениями к признанию права аномальных детей на образование. Становление системы специального образования. 97
3.4. Четвертый период эволюции: от осознания необходимости специального образования для отдельных категорий детей с отклонениями в развитии к пониманию необходимости специального образования для всех, нуждающихся в нем. Развитие и дифференциация системы специального образования. 105
3.5. Пятый период эволюции: от равных прав к равным
возможностям; от «институциализации» к интеграции. 14