Штайншлифт что это беговых лыж
Штайншлифт что это беговых лыж
Качество скольжения лыж определяет скорость движения лыжника и оказывает значительное влияние на его результат, идет ли речь о горных или беговых лыжах. Борьба за улучшения качества скольжения всегда носила принципиальный характер, особенно на соревнованиях мирового уровня. По сути она давно уже превратилась в отдельное (предстартовое) соревнование между сервисными бригадами. Отзывы сервисменов и самих лыжников-гонщиков о качестве скольжения в тех или иных условиях служили и продолжают служить наиболее ценной информацией для разработчиков лыжных мазей.
К настоящему времени разработчики лыжной смазки, используя достижения современной химии и инновационные технологии (в том числе и нано-технологии), достигли совершенства в производстве своей продукции, так что дальнейшее улучшение качества скольжения за счет усовершенствования мазей скольжения на молекулярном уровне (прежде всего, речь идет о фторуглеродной смазке), становится все более проблематичным. Зато все большее значение придается теперь гораздо менее изученным с научной точки зрения факторам, и, в первую очередь, так называемой структуре скользящей поверхности.
Давайте вместе попробуем разобраться в этом вопросе. Прежде всего, освежим в памяти те факты, которые достаточно известны, общепризнанны, и не вызывают сомнений.
При движении скользящей поверхности лыжи по снегу, она разогревается вследствие трения о снежные кристаллы. В результате снег плавится и возникает тонкая пленка воды. Благодаря этому лыжа хорошо скользит.
Но все хорошо в разумных пределах. В очень холодную погоду при сухом снеге водяная прослойка может оказаться слишком тонкой, в этом случае она не обеспечит хорошее скольжение. Напротив, в теплую погоду и при влажном снеге воды образуется слишком много, возникает так называемый «подсос», и сила сопротивления увеличивается, а скорость скольжения уменьшается.
В общих чертах для холодной погоды и сухого снега расстояние между бороздками структуры должно составлять 0.5 мм и менее, для более теплого и влажного снега — от 0,75 мм и более. Другая формулировка этого правила состоит в том, что расстояние между бороздками структуры не должно превышать половины линейного размера снежного кристалла, чтобы предотвратить «забивание» бороздок снегом.
По мнению сервисменов мирового уровня влияние правильно подобранной структуры на качество скольжения выше, чем влияние подбора правильной мази. Гоночные лыжи с черным (графитосодержащим) полиэтиленом требуют меньшей глубины бороздок структуры по сравнению с лыжами с бесцветным пластиком, поскольку черный пластик при скольжении выделяет меньше тепловой энергии. К этому следует добавить, что высокофтористые мази скольжения лучше «работают» на более тонкой структуре, поскольку они лучше «отталкивают» воду и не нуждаются в особо глубоких бороздках для ее отвода.
Гоночные лыжи, поступающие в продажу, как правило, имеют фабричную структуру различного уровня агрессивности в зависимости от их назначения (имеется в виду разделение на «холодные» и «теплые» лыжи). Они лучшим образом приспособлены именно к тем условиям, для которых предназначены, поэтому при покупке лыж следует учитывать климатические особенности того региона, в котором вы проживаете или собираетесь кататься на лыжах.
Если вас не устраивает структура, нанесенная на фабрике, или она подверглась значительному износу, ситуацию можно исправить двумя путями. Первый — это нанесение так называемой «ручной» структуры с помощью специальных инструментов — ручных накаток. Второй путь — нанесение структуры машинным способом на шлифовальных станках, получивших обиходное название «штайншлифт», что с немецкого можно примерно перевести как «шлифовка с помощью наждачного камня».
Структура, нанесенная с помощью ручных накаток, держится недолго, поскольку материал скользящей поверхности — полиэтилен UHMW (Ultra-high molecular weight polyethylene) — это достаточно эластичный материал, который при температуре около 100 градусов и выше стремится вернуться к своей первоначальной форме. Это значит, что при каждой последующей подготовке лыж с помощью утюга бороздки от накаток практически исчезают. Следует также учесть, что базовая фабричная структура не исчезает полностью при использовании накаток. Это означает, что приспособить «холодные» лыжи к теплой погоде (и наоборот) с помощью накаток довольно проблематично. Это относится в первую очередь к ручным накаткам с вращающимися резцами, которые «выдавливают» сравнительно неглубокий рисунок на скользящей поверхности. Накатки с фиксированным резцом «прорезают» бороздки, которые держатся дольше, но все равно исчезают через некоторое время. К тому же следует отметить, что резцы накаток затупляются довольно быстро (после обработки 10-15 пар лыж) и требуют заточки или замены.
Более радикальным и эффективным способом обновления структуры на скользящей поверхности является обработка лыж на специальных шлифовальных станках (штайншлифтах). Основные преимущества этого процесса таковы:
Однако следует учитывать тот факт, что сервис-центры, оказывающие подобные услуги, зачастую имеют дело в основном с горными лыжами и сноубордами. При обработке лыж и сноубордов с металлическими кантами обычно делают 5-6 проходов для выравнивания скользящей поверхности, а затем еще 3-4 прохода для нанесения структуры. При этом абразивный камень оказывает достаточно большое давление на скользящую поверхность лыжи или сноуборда. Металлические канты препятствуют снятию слишком большого слоя полиэтилена, поэтому такая обработка не представляет для них особой опасности.
Совсем иначе обстоит дело с беговыми лыжами. У них нет металлических кантов, а слой скользящего пластика несколько тоньше. Их обработка должна проводиться с особой осторожностью, при меньшем давлении абразивного камня на скользящую поверхность и, как правило, меньшем количестве проходов. В противном случае ваши лыжи могут быть безнадежно испорчены. Поэтому, прежде чем воспользоваться услугами того или иного сервис-центра, соберите все возможные сведения о его специализации и репутации.
Нанесение структуры машинным способом — это достаточно редко проводимая операция. Хотя, по сути, она не сильно дороже, чем подготовка лыж с помощью фторуглеродных порошков и ускорителей, но ее нельзя проводить слишком часто из-за износа пластика в данном процессе. Поэтому желательно принять меры к тому, чтобы эта структура сохранялась как можно дольше. Прежде всего, следует бороться с окислением скользящей поверхности, поскольку окислившийся (точнее говоря, потерявший изначальную твердость) пластик необходимо удалить путем циклевки, а это влечет за собой и удаление структуры. Поэтому необходимо тщательно следить за состоянием скользящей поверхности, не допуская ее высыхания. Своевременно обрабатывайте скользящую поверхность парафином, удаляйте старую смазку скольжения только «горячим» способом, заливайте пластик транспортировочным парафином при хранении и перевозке лыж — вот основные правила ухода за лыжами, которые необходимо строго соблюдать.
При появлении царапин не спешите «лечить» их с помощью ремонтных свечек. Мелкая царапина значительно меньше влияет на скольжение, чем большая заплатка.
Еще одним важным преимуществом машинной структуры является форма и глубина бороздок. Это особенно важно при нанесении структур типа «елочка», состоящих из отдельных коротких бороздок, расположенных в диагональном направлении. Режущие абразивные камни с нанесенным рисунком позволяют прорезать довольно тонкие и глубокие бороздки, которые не будут забиваться снегом при скольжении. Эти полости служат как «карманы» для воздуха, который и предотвращает торможение за счет «подсоса». Ручные накатки воспроизводят такие бороздки, у которых глубина нарастает постепенно. Они легко забиваются снегом и теряют свою эффективность.
Очень важным моментом является качественная обработка скользящей поверхности после нанесения структуры на станке «штайншлифт». После такой обработки на скользящей поверхности, которая на первый взгляд может показаться идеальной, остается большое количество ворсинок и частиц пластика. Для их удаления следует осторожно, без большого нажима (чтобы не повредить нанесенную структуру) обработать скользящую поверхность острой металлической циклей, а потом фибертексом. Затем несколько раз провести горячую очистку с помощью легкоплавкого парафина, снимаемого в теплом состоянии. Окончательную очистку лучше проводить с помощью тугоплавкого («холодного») парафина, который при снятии его скребком будет «откалываться» от скользящей поверхности вместе с ворсинками. Окончательную доводку лыж (так называемую «откатку») можно провести единственно правильным естественным способом — на них нужно проехать несколько десятков километров, при этом качество скольжения будет улучшаться с каждым пройденным километром.
Существует большое количество типов структур, различающихся по форме и глубине бороздок, а также расстоянию между ними. Их влияние на скольжение до сих пор не изучено с научной точки зрения, поэтому лыжники и специалисты лыжного сервиса полагаются на свой опыт и интуицию. При выборе структуры полагайтесь на собственный опыт или доверьтесь надежным проверенным в деле специалистам.
Некоторые разновидности структур, наносимых на станке «штайншлифт» представлены на рисунках ниже.
Штайншлифт и структуры беговых лыж: особенности
Структура – рисунок по скользящей поверхности лыж, подобный протектору на автомобильных покрышках. Роль выполняет тоже подобную – контроль уровня влаги между снегом и скользяком лыжи. Во время скольжения происходит трение, из-за этого создается тонкая водяная пленка, по которой и скользят лыжи. Избыток или недостаток этой водяной пленки мешает скольжению, поэтому нужно сделать этот слой оптимальным.
В холодную и сухую погоду образуется мало воды, происходит сухое трение и лыжи плохо скользят. В теплую и влажную погоду образуется избыток воды, происходит прилипание, подобное тому как слипаются 2 мокрых стекла между собой. Назначение структуры состоит в устранении эффекта прилипания в теплых условиях и создании водяной пленки в холодных.
Структуру можно нанести на лыжи 3 способами:
Что такое штайншлифт?
Штайшлифт – шлифовка и нанесение структуры на лыжи при помощи абразивного камня на специальном станке. Слово штайншлифт произошло от немецкого steinschliff (штайншлюфф) и дословно переводится как шлифовка камнем. Технология нанесения структуры на беговые лыжи пришла из горнолыжного спорта, как и многие другие лыжные технологии.
Станки для шлифования лыж постоянно совершенствуются и все больше операций выполняют автоматически, но все равно мастерство шлифовальщика важно для выбора и правильного нанесения структуры. Помимо этого, нужно постоянно следить за состоянием камня и охлаждающей жидкостью. В процессе шлифовки от трения повышается температура, для этого в станок заливается специальная охлаждающая эмульсия.
Процесс нанесения структуры состоит из 2 этапов:
Перед штайншлифтом лыжи нужно очистить от парафина и мазей, снять крепления. После нанесения структуры нужно помыть лыжи от грязи фторовой смывкой. Затем почистить холодным парафином, чтобы убрать микроворс. При использовании старых шлифовальных машин лыжи выходят слишком ворсистыми, поэтому необходимо провести все этапы обработки новых лыж. О них мы писали в статье обработка лыж после штайншлифта.
Факторы, влияющие на тип и качество структуры:
Как выбрать структуру для лыж?
При выборе структуры определяющую роль играет влажность и тип снега. Температура пишется лишь приблизительно для удобства выбора и классификации. Многим может показаться странным, но при одинаковых условиях для конька и классики режутся разные структуры. Разница как раз в типе снега: классика проходит по плотному глянцу (лыжня), а конек сталкивается с более сложными для скольжения условиями. Именно поэтому коньковые структуры чаще идут под узкий диапазон условий.
Удобно, когда в арсенале есть несколько пар лыж под разные условия. Если такой возможности нет, выбирайте универсальные мелкие структуры, при необходимости ручной накаткой можно “довести” структуру под влажные условия. А вот уменьшить крупный штайншлифт уже не получится.
При выборе структуры учитывайте особенности конструкции лыж. На лыжи, предназначенные для мягких и мокрых трасс, нет смысла наносить морозную структуру. Не забывайте приоритетность факторов, влияющих на скольжение лыж:
Если первый пункт не выполнен, смена структуры не поможет.
Когда нужно или не нужно делать штайншлифт?
Лыжи стоит перешлифовать, если:
Не стоит делать штайншлифт, если:
Чем отличается от штайншлифт от накатки?
Штайншлифт наносит структуру надолго, накатка – временно. Она представляет собой металлический ролик с насечками, которые оставляют рисунок на скользящей поверхности. Нанесение производится руками Накатку удобно использовать для “доводки” структуры под нужные условия, если выбор лыж на гонку ограничен.
Сколько раз можно наносить структуру на лыжи?
В этом вопросе мнения сервисеров расходятся. Кто-то рекомендует шлифовать лыжи не более 5 раз, кто-то больше. Во многом это зависит от состояния лыж, уровня станка и мастера.
Структуры сервисных центров России
Все списки структур взяты со страниц сервисных центров и представлены в ознакомительных целях.
Спортивная линия Санкт-Петербург
Точка спорта Ижевск
Ювента спорт Москва
Ювента спорт Пермь
Сервисный центр Икс-Ски
Штайншлифт беговых лыж: видео
Циклить или парафинить?
Определяющее влияние на скольжение оказывает микро топография скользящей поверхности ( структура ). Выбор структуры определяется погодными условиями: температурой воздуха, снега; влажностью, состоянием снега. И в первую очередь сказывается на водоотталкивающих свойствах (гидрофобности) скользящей поверхности.
Видов структур может быть бесконечное множество, основные:
Французские специалисты первыми (на олимпиаде в Ванкувере) в разных зонах скользящей поверхности наносили разный рисунок, дифференцированный по длине лыжи.
Штайншлифт
Структура может наноситься камнем на шлифовальной машине ( штайншлифт ), ручными способами с помощью накатки, цикли, шлифовальной бумаги (редко), металлической щетки.
Национальными сборными командами шлифовка камнем используется очень хорошо, хотя влияние той или иной структуры на скольжение изучено ещё достаточно слабо. Современные шлифовальные машины могут делать до 1000 различных комбинаций, что, впрочем, только затрудняет поиск закономерностей, распыляя лабораторные ресурсы. Проблема в том, что воспроизвести ту или иную структуру со 100-процентной точностью практически невозможно. Камень изнашивается, меняется его диаметр, состав камня неоднородный, резец точится, камень вращается с разными скоростями, лыжа подается тоже на разных скоростях и т.д. и т.п.
Штайншлифт плох ещё тем, что «поджигает» верхнюю часть геометрической структуры и образует на структуре бахрому («ворс», «волосатость» вызванную, по всей видимости высокой температурой пластика структуры при обработке и износом камня), особенно при нанесении структуры на промышленные партии лыж. Проявляется это в необходимости проведения многократной базовой подготовки лыж парафинами, прежде, чем мы выйдем на максимальные возможности этой структуры по скольжению.
Альтернатива штайншлифту
Хорошей альтернативой ШШ является нанесение структуры ручным способом, циклей и ручной нарезкой, накаткой.
Что знаем о циклёвке? Самое серьёзное – найти и соблюсти условности:
— геометрия, материал, угол заточки и структура рабочей кромки цикли;
— угол постановки, усилие прижима, скорость движения цикли;
— точность, координированность и последовательность движений рук циклевщика.
Это в основном. Если скомбинировать эти аспекты на высоком уровне, получим хороший прецизионный биомеханический шлифовально-полировальный человек-станок. Лыжи после этого будут едущие. При утрате любого компонента или его низком качестве лыжи будут просто отцикленные, а может произойти и срыв цикли или нагон волны.
Можно научиться циклевать, но уверенности, что попадёшь и сразу почувствуешь как надо, действительно, на самом деле никакой нет.
Обработка скользящей поверхности парафинами
Что происходит? Согласно Свикс, некоторая часть парафина растворяется в областях аморфного полиэтилена диффузией, из которых выходит в процессе скольжения. В ходе катания и постепенного схода парафина с поверхности лыжи обратной диффузией он выходит из аморфного полиэтилена, ухудшая скольжение.
Срезая торчащий ворс (выступающие части структуры) пластиковым скребком в ходе снятия парафинов и заглаживая щётками не торчащий, мы добиваемся устранения части ворса. Другая часть «склеена» парафинами. Ухудшение скольжения со временем после подготовки традиционным способом можно объяснить элементарным удалением остатков парафина под прилипшим ворсом и включением его (ворса) в работу по торможению лыжи.
Нанесение мазей скольжения, таким образом, примитивно «управляет ворсообразованием», размером, количеством склеек, стойкостью во времени и т.д., изменяя структуру.
Когда применять различные методы?
Выше начального уровня помимо циклёвки или штайншлифта будет нелишним применять традиционную подготовку парафинами и порошками и быть готовым ради лучшего скольжения откатывать несколько пар приготовленных лыж.
Что такое штайншлифт? Скользящая поверхность лыж.
Скользящая поверхность лыжи
Скорость и качество скольжения лыж в большей степени зависит от качества скользящей поверхности лыжи, а точнее, используемого для этих целей пластика (тефлон).
В основе процесса движения лыжи лежит трение, возникающее в результате взаимодействия скользящей поверхности лыжи и снега. В результате трения кристаллы снега превращаются в тонкую водную пленку на поверхности лыжи. Благодаря этой тонкой водяной пленки и происходит скольжение лыжи по поверхности снега. В зависимости от толщины этой пленки скольжение отличается и может иметь как положительный эффект, так и отрицательный. Увеличение толщины пленки ведет к «прилипанию лыжи», или как это ещё называют «эффекту подсасывания». Результатом «подсасывания» становится ухудшение скольжения лыжи.
Все лыжные фирмы стремятся найти материал, который при любых погодных условиях имел бы наименьший коэффициент трения при контакте со снегом. К сожалению, такой суперпластик пока не найден. Но в результате многолетних исследований и наблюдений выяснилось, что скольжение можно улучшить, нанеся рисунки на поверхности лыжи. Эти рисунки или линейные текстуры (профили) обычно называются «структурой». Нанесение структуры на скользящую поверхность уменьшает площадь соприкосновения поверхности со снегом, а также «разрывает» поверхностное натяжение пленок воды на поверхности. Практически на все современные лыжи производителем наносится определенная базовая структура. Структура представляет собой систему канавок на скользящей поверхности лыжи, с помощью которых с поверхности отводятся излишки воды. Рисунок структур отличается в зависимости от того, для каких погодных условий он предназначен. Существует множество структур предназначенных для использования на свежий снег, старый залежалый снег, мокрый снег, на холодную погоду, на теплую погоду и т.д.
Базовые структуры наносятся на скользящую поверхность производителем на заключительной стадии изготовления лыжи. Это происходит на специальном станке и делается в несколько этапов. Процесс нанесения структуры на поверхность лыж называется «штайншлифт». И вот мы подошли к основному вопросу: что же такое штайншлифт лыжи?
Штайншлифт лыж
Это слово пришло из немецкого языка и имеет значение «шлейфовка с помощью наждачного камня». Штайншлифтом лыж называют процесс нанесения структуры на специализированном шлейфовальном станке. Шлифовальная машина может создавать разнообразные рисунки скользящей поверхности. Шлифовка осуществляется прохождением по поверхности лыжи быстро вращающимся абразивным камнем. Технология обработки лыж на специальной шлифовальной машине пришла в лыжные гонки из горнолыжного спорта, где поверхность лыж изнашивается очень быстро, а циклевать горные лыжи практически невозможно по причине наличия у горных лыж металлических кантов.
Процесс штайншифта состоит из двух этапов: шлейфовка скользящей поверхности лыжи и нанесение новой структуры.
На первом этапе лыжа отшлейфовывается, полностью снимается старая структура, выравнивается верхний слой скользящей поверхности, убираются мелкие неровности и царапины, которые могли влиять на скольжение лыжи. На этом этапе с лыжи снимается тончайший слой пластика, толщина которого исчисляется в микронах.
На втором этапе на поверхность лыж наносится непосредственно структура.
После нанесения структуры лыжи обязательно необходимо напитать парафином. В результате обработки на станке, скользящая поверхность подвергается термическому воздействию, что высушивает тефлон. Поэтому после штайншлифта лыжи необходимо насытить парафином, чтобы сохранить свойства тефлона и продлить срок его службы.
Штайншлифт делается в тех случаях, если:
— вас не устраивает структура, нанесенная на фабрике;
— скользящая поверхность подверглась значительному износу;
— на поверхности лыжи появилось значительное количество мелких царапин.
Штайншлифт и структуры беговых лыж: особенности, видео
Структура – рисунок по скользящей поверхности лыж, подобный протектору на автомобильных покрышках. Роль выполняет тоже подобную – контроль уровня влаги между снегом и скользяком лыжи. Во время скольжения происходит трение, из-за этого создается тонкая водяная пленка, по которой и скользят лыжи. Избыток или недостаток этой водяной пленки мешает скольжению, поэтому нужно сделать этот слой оптимальным.
В холодную и сухую погоду образуется мало воды, происходит сухое трение и лыжи плохо скользят. В теплую и влажную погоду образуется избыток воды, происходит прилипание, подобное тому как слипаются 2 мокрых стекла между собой. Назначение структуры состоит в устранении эффекта прилипания в теплых условиях и создании водяной пленки в холодных.
Структуру можно нанести на лыжи 3 способами:
Что такое штайншлифт?
Штайшлифт – шлифовка и нанесение структуры на лыжи при помощи абразивного камня на специальном станке. Слово штайншлифт произошло от немецкого steinschliff (штайншлюфф) и дословно переводится как шлифовка камнем. Технология нанесения структуры на беговые лыжи пришла из горнолыжного спорта, как и многие другие лыжные технологии.
Станки для шлифования лыж постоянно совершенствуются и все больше операций выполняют автоматически, но все равно мастерство шлифовальщика важно для выбора и правильного нанесения структуры. Помимо этого, нужно постоянно следить за состоянием камня и охлаждающей жидкостью. В процессе шлифовки от трения повышается температура, для этого в станок заливается специальная охлаждающая эмульсия.
Процесс нанесения структуры состоит из 2 этапов:
Перед штайншлифтом лыжи нужно очистить от парафина и мазей, снять крепления. После нанесения структуры нужно помыть лыжи от грязи фторовой смывкой. Затем почистить холодным парафином, чтобы убрать микроворс. При использовании старых шлифовальных машин лыжи выходят слишком ворсистыми, поэтому необходимо провести все этапы обработки новых лыж.
Факторы, влияющие на тип и качество структуры:
Как выбрать структуру для лыж?
При выборе структуры определяющую роль играет влажность и тип снега. Температура пишется лишь приблизительно для удобства выбора и классификации. Многим может показаться странным, но при одинаковых условиях для конька и классики режутся разные структуры. Разница как раз в типе снега: классика проходит по плотному глянцу (лыжня), а конек сталкивается с более сложными для скольжения условиями. Именно поэтому коньковые структуры чаще идут под узкий диапазон условий.
Удобно, когда в арсенале есть несколько пар лыж под разные условия. Если такой возможности нет, выбирайте универсальные мелкие структуры, при необходимости ручной накаткой можно “довести” структуру под влажные условия. А вот уменьшить крупный штайншлифт уже не получится.
При выборе структуры учитывайте особенности конструкции лыж. На лыжи, предназначенные для мягких и мокрых трасс, нет смысла наносить морозную структуру. Не забывайте приоритетность факторов, влияющих на скольжение лыж:
Если первый пункт не выполнен, смена структуры не поможет.
Когда нужно или не нужно делать штайншлифт?
Лыжи стоит перешлифовать, если:
Не стоит делать штайншлифт, если:
Чем отличается от штайншлифт от накатки?
Штайншлифт наносит структуру надолго, накатка – временно. Она представляет собой металлический ролик с насечками, которые оставляют рисунок на скользящей поверхности. Нанесение производится руками Накатку удобно использовать для “доводки” структуры под нужные условия, если выбор лыж на гонку ограничен.
Сколько раз можно наносить структуру на лыжи?
В этом вопросе мнения сервисеров расходятся. Кто-то рекомендует шлифовать лыжи не более 5 раз, кто-то больше. Во многом это зависит от состояния лыж, уровня станка и мастера.
Структуры сервисных центров России
Все списки структур взяты со страниц сервисных центров и представлены в ознакомительных целях. Если найдете какие-то неточности или хотите что-то добавить – пишите нам в комментариях.
Спортресурс Санкт-Петербург
Спортивная линия Санкт-Петербург
Точка спорта Ижевск
Ювента спорт Москва
Ювента спорт Пермь
Сервисный центр Икс-Ски
Спорт депо
Сыктывкар Экип-центр
Красногорск Serviccer
Skimax Уфа