Штрих код на счет фактуре для чего нужно
Штрих код на счет фактуре для чего нужно
Технология штрихкодирования позволяет автоматически распознавать не только товары, но и другие объекты, подлежащие идентификации.
Нанесение штрих-кода на распечатываемый документ позволяет в дальнейшем найти в базе данных этот документ за долю секунды.
Технология штрихкодирования документов
Можно использовать линейные (одномерные) штрих-коды CODE128 или двумерные PDF417
.
Преимущество линейного кода в том, что его cчитывают все сканеры штрих-кодов.
Двумерные штрих-коды считывают сканеры, маркированные «2D». Код PDF417 считывают линейные сканеры Symbol с дополнительной маркировкой «PDF417»
Преимущество двумерного кода в том, что он может содержать больше информации и при этом намного компактнее.
Механизм генерации и обработки распознавания штрих-кодов документов отличается от штрихкодирования других объектов (товары, грузы, тара, ячейки, информационные карты).
Штрих-код документа генерируется таким, что он содержит всю информацию, необходимую для однозначной идентификации документа и не требует хранения в базе данных.
При использовании линейных штрих-кодов, в целях сокращения длины кода, используются вспомогательные справочники, кодирующие части получаемого штрих-кода (вид и префикс документа).
При использовании PDF417 дополнительные кодировки не требуются.
Использование штрихкодирования документов
1. Штрих-кодами маркируются все печатные формы заданий на пересчет и перемещение товаров. При вводе результатов выполнения заданий оператор не тратит время на поиск.
2. Штрих-кодами маркируются распечатываемые в складской программе товаросопроводительные и другие регламентированные документы (ТОРГ-12, ТТН, Счет-фактура и т.д.).
Если складская система работает совместно с корпоративной на платформе 1Сv8, то механизмы формирования и распознавания штрих-кодов документов можно добавить в корпоративную систему. Тогда документы, напечатанные и в офисе и на складе, будут распознаваться в обеих системах.
Например, можно использовать такую схему: менеджер распечатывает клиенту документы и отправляет его на склад получать товар. Пока клиент идет/едет на склад, электронное распоряжение на отгрузку поступает в складскую систему, заказ собирается. По сканированию предъявленного клиентом документа, нужный заказ появляется на экране ПК или ТСД кладовщика.
И наоборот, распечатываемые на складе документы со штрих-кодами, затем можно обрабатывать в корпоративной системе.
Такой же механизм можно добавить и в бухгалтерскую ИБ – работа бухгалтеров по сверке документов упростится.
Штрихкодирование документов
Современные технологии в наше время, позволяют оптимизировать бизнес-процессы компании практически во всех направлениях.
Одним из вариантов оптимизации бизнес-процессов любой компании является автоматизация документооборота, в частности введение штрихкодирования документов. Считывание кода производят сканеры штрих-кода.
Штрихкодирование – технология автоматической идентификации, представляющая собой нанесение штрих-кода – комбинации белых и черных полос, которая легко расшифровывается в электронной системе. Штрих-коды на товарах давно уже стали обычным явлением, идентификация же документов посредством штрих-кодов появилась сравнительно недавно и стала удобным подспорьем при учете деловой документации.
Как это работает?
При распечатке документа привычным способом на бумагу автоматически наносится штрих-код, содержащий все необходимые данные для дальнейшей идентификации.
Зачем это нужно?
Штрихкодирование документов оказывается очень полезной функцией при ведении бизнеса и имеет ряд преимуществ:
Для кого полезно?
Широкое распространение штрихкодирование документов получило в банковской сфере и логистике – именно в этих компаниях работа связана с большим числом платежных документов, транспортных накладных и др. документов.
Однако, данная система учета документов будет удобна и для компаний в других областях деятельности, которые вынуждены подтверждать различные бизнес-процессы бумажными носителями.
Штриховое кодирование документов
Технология штрихкодирования документов — для маркировки документов можно использовать линейные (одномерные 1D) или двумерные штрих-коды (2D).
Применение штриховых кодов в документах позволяет значительно уменьшить влияние, так называемого «человеческого фактора» на процесс обработки документов. Полностью исключить «человеческий фактор», мошенничество, подделку документов штриховое кодирование не сможет. Идентификация документов по штриховым кодам позволяет сократить время на обработку документов, исключить ошибки ручного ввода идентификатора документов, а так же автоматизировать обработку документов с помощью алгоритмов программного обеспечения. Результаты и выгоды от применения штрихкодов в документах могут быть значительные. По результатам внедрения наших проектов автоматизации учета, мы гарантировано получали:
Штриховые коды можно распечатывать при печати документа, допечатывать в выделенное поле или наклеивать с помощью самоклеящихся этикеток. Для печати штрих-кода можно использовать лазерный, струйный принтер или принтер этикеток (штрих-кода).
Преимущество линейного шрих-кода заключается в том, что его считывают все сканеры штриховых кодов. Более того, для считывания линейных штриховых кодов можно использовать самые дешевые светодиодные сканеры штрих кода, что значительно уменьшает стоимость автоматизации документооборота. В процессе применения линейных штрих-кодов для сокращения длины кода используются подчиненные справочники, в них содержится информация о документе и его истории.
1D-код (линейный) штрих-код
Рабочее место бухгалтера, оборудованное сканером штрих-кода, повысит производительность труда. Сокращается время на поиск в базе нужного документа. Вероятность ошибки при поиске сводится до нуля, поскольку каждому документу присваивается свой уникальный код.
Использование штриховых кодов и сканера штрих-кода в бухгалтерии позволяет автоматизировать поиск бухгалтерских документов. В бухгалтерской базе множество документов, и благодаря считыванию штрих-кода с определенного документа нужный документ будет найден за несколько секунд.
Считывание линейного штрих-кода со счета-фактуры и расходной накладной осуществляется с целью быстрого и безошибочного их поиска в базе данных. Благодаря такому применению штрихового кодирования документов и сканера штрих-кода произошла замена ручного ввода данных с бумажных платежных документов на автоматизированный.
2D штрих-код
Преимущество двумерного кода в том, что он может содержать больше информации о документе, то есть основная информация о документе может быть закодирована непосредственно в штриховом коде. Штрих-код документа формата 2D генерируется таким образом, что он содержит всю информацию, необходимую для однозначной идентификации документа и не требует хранения в базе данных. Необходимо учитывать, что двумерные штрих-коды считываются с помощью сканеров 2D, а эти сканера в настоящее время еще достаточно дорогие по сравнению с линейными. Вы можете посмотреть в каталоге: 2D сканеры штриховых кодов. Цены и характеристики.
В два-де кодировке удобно сохранять информацию о связанных документах, ссылки на сайт компании или подразделения, ссылки на страницы с сервисной документацией, коды небольших размеров (когда линейных штриховой код будет занимать много места). В некоторых случаях с помощью 2D кодов обеспечивалась передача накладных. На бумажном носители была напечатана накладная, содержимое которой было закодировано в двумерных кодах. Подобный подход позволил избежать ручного ввода накладной на удаленном складе. Кладовщик с помощью сканера вносил накладную в компьютер.
Использование штрихкодирования документов
Штриховыми кодами маркируются все печатные формы документов. При вводе результатов выполнения заданий и операций сотрудник не тратит время на поиск документа. Более того, в зависимости от рабочего места по результатам сканирования можно автоматически проставлять отметки о выполнении задания и движении документа. Например, можно использовать такую схему: менеджер распечатывает клиенту документы и направляет его на склад получать товар или подтверждение оплаты в бухгалтерии. Пока клиент добирается до склада, распоряжение на отгрузку в электронном виде поступает в складскую систему, заказ собирается и упаковывается, от бухгалтерии поступает разрешение на отпуск продукции. По сканированию документа, предъявленного клиентом, нужный заказ появляется на экране ПК или терминале сбора данных кладовщика. Заказ проверяется и упаковывается. Документы со штрих-кодами можно быстро найти и обработать в корпоративной системе учета. Документ может проходить по маршруту: отдел продаж, бухгалтерия, участок сборки заказов, упаковки заказов, экспедиция и погрузка в автомобиль.
Схема штрихкодирования документов: менеджер печатает оригиналы документов, в которых автоматически пропечатывается уникальный штрих-код. После того, как документ возвращается от клиента, сотрудник (как правило, офис-менеджер) считывает штрих-код сканером штрих-кодов.
В дальнейшем бухгалтер может сформировать отчет и наглядно увидеть — какие документы в наличии или отсутствуют. Отчет можно формировать в разрезе различных аналитик: период, контрагенты, тип документа, ответственный менеджер и т.д. Выведя отчет по недостающим документам, можно инициировать процесс сбора документов.
Штрихкодирование документов с заменой статусов выполняется в двух вариантах: с заменой статуса только в системе или с заменой статуса документа и печатью этикетки со штриховым кодом статуса. Например, наклейка на товарно транспортную накладную: первое взвешивание, акт взвешивания.
Если документооборот выходит за рамки предприятия или связан с международной деятельностью имеет смысл использовать всемирный стандарт идентификации типа документа GDTI. Номер GDTI присваивает издатель документа, используя свой Префикс GS1 предприятия и самостоятельно формируя разряды «Тип документа» и «порядковый номер документа».
Маркировка: что изменится в работе бухгалтера
Маркировка касается производителей, импортёров, оптовиков и розничных продавцов. А значит, и бухгалтеров, которые оформляют приходные и расходные документы. В некоторых случаях, чтобы выполнить требования к обороту подконтрольных товаров, придётся менять привычную схему учёта.
Зачем нужна маркировка
Маркировка — это нанесение на продукцию уникального кода в формате Data Matrix. Данные об этих кодах и их перемещении между компаниями хранятся в облачной системе мониторинга и прослеживаемости товаров «Честный знак». Разработкой этой системы занимается Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ); правительство назначило ЦРПТ оператором маркировки.
Задача ЦРПТ — организовать контроль за оборотом товаров с помощью системы «Честный знак». В ней ФНС, Минпромторг и другие контролирующие органы смогут увидеть всю историю товара: кто и когда его произвёл, какие организации закупили, куда переместили и когда товар выбыл из оборота. Для этого все участники оборота будут обязаны сообщать регулятору о производстве, импорте, списании и продаже товаров.
Благодаря такой системе прослеживаемости государство получит полную картину о работе подконтрольных отраслей, а значит, незаконной торговли станет меньше.
Когда кого коснется
Маркировка началась с рынка шуб в 2015 году. Тогда за это отвечала ФНС, теперь — ЦРПТ как единый оператор системы маркировки. Рынок лекарств поначалу тоже не входил в зону ответственности ЦРПТ, а теперь включён в общую систему.
Список других маркируемых товаров появился в апреле прошлого года: сигареты, папиросы и другой табак, обувь, одежда, бельё (от постельного до кухонного), фотокамеры и лампы-вспышки, автошины, духи (Распоряжение Правительства РФ от 28.04.2018 № 792-р).
На сегодняшний день обязательной маркировке подлежат табачные изделия (Постановление Правительства РФ от 28.02.2019 № 224) и обувь (Постановление Правительства РФ от 05.07.2019 № 860). Однако эксперименты ведутся и в других отраслях:
Полную таблицу со сроками введения маркировки по разным группам товаров смотрите в статье «Маркировка: кто когда должен переходить и что будет с ЕНВД и ПСН».
Обязанности участников рынка
Что должны делать производители и импортёры
Что нужно сделать всем участникам рынка
Если товар переходит от производителя к оптовику или от оптовика в розничную точку, система «Честный знак» должна узнать о смене собственника. Для этого поставщик и получатель должны сформировать документ об отгрузке и приёмке и сообщить о сделке в «Честный знак».
Участники рынка сигарет и папирос с 1 июля 2020 года должны такие сообщения только в формате УПД. Для рынка обуви УПД пока не обязателен, но его можно использовать уже сейчас.
Работайте с маркированным табаком по закону с Контур.Маркетом и Контур.ОФД. Принимайте товар, формируйте чеки и отправляйте данные о продаже в ФНС и «Честный знак».
УПД можно создать в своей учётной программе и передать контрагенту через систему электронного документооборота (ЭДО). Оператор ЭДО сообщает о сделке в «Честный знак» автоматически.
Позже УПД можно будет формировать в личном кабинете, который создаётся при регистрации в «Честном знаке», и обмениваться с контрагентами сведениями о приёмке или отгрузке прямо там.
Также систему мониторинга нужно уведомлять о выводе товара из оборота. Если товар продаётся через онлайн-кассу, ОФД сам сообщит об этом в ЦРПТ, а если касса применяется в автономном режиме, то передать сведения в «Честный знак» нужно будет самостоятельно. Также выводом из оборота считается экспорт, дистанционная продажа, безвозмездная передача, списание из-за брака или порчи товара.
Как работает прослеживаемость товаров и что нужно делать участникам рынка
Что продавцам делать с немаркированными остатками
Участники оборота сигарет освобождены от маркировки остатков. Наносить коды нужно на остатки немаркированной обуви. Возможно, это требование распространится на немаркированные остатки одежды и на некоторые другие категории товаров. Что нужно будет делать?
Приемка, отгрузка. Как работать с электронными накладными
В системе мониторинга движение товаров фиксируется накладными в формате электронных УПД с кодами маркировки. УПД может быть составлен как первичный документ при отгрузке, выполнении работ или передаче имущественных прав. А может также включать в себя счёт-фактуру. Коды в УПД должны соответствовать фактическим.
Договоритесь с руководителем, как организуете приемку и отгрузку товара, чтобы включать в документы достоверные сведения.
Узнайте, как и от кого будете получать коды, чтобы формировать УПД на поставку товара
При оставлении УПД на отгрузку вам нужно будет указывать коды в документах и знать, какие именно коды содержатся в отгружаемой поставке. Обсудите с руководителем, как бухгалтерия будет взаимодействовать с другими подразделениями, чтобы не возникало накладок.
Определите, как будете передавать данные в «Честный знак»
Передать данные в систему мониторинга можно двумя способами:
Однако нужно учитывать, что электронный счёт-фактура имеет юридическую силу только в том случае, если он сформирован по установленному порядку и передан через оператора ЭДО (Приказ Минфина от 10.11.2015 № 174н). Пока ЦРПТ не является оператором ЭДО. А значит, если вы применяете УПД как гибрид первички и счёта-фактуры, то вам нужно отправлять его через оператора ЭДО (второй способ).
ЭДО в маркировке позволяет информировать «Честный знак» о движении товаров и решает другие важные для компании задачи:
Договоритесь, как будете действовать при приёмке товара
Бухгалтер принимающей стороны заинтересован в том, чтобы коды в УПД совпадали с кодами, нанесёнными на товар в поставке. Если коды в документе не соответствуют фактическим, а магазин оприходовал поставку, в системе «Честный знак» несуществующий товар будет числиться за вашей организацией. Вы не сможете его продать или списать, так как в «Честный знак» нужно будет сообщить код, который в системе за вами не числится. Решение — сканировать коды, которые есть в поставке, и сверять их с кодами в документе. Без этого приходовать поставку рискованно.
Подготовьтесь к ситуациям, когда товар нужно принять или вернуть частично
В этих случаях нужно правильно сформировать документы и вставить в них коды возвращаемого, принятого или непринятого товара.
Маркированный товар долго едет до покупателя. Как не нарушить сроки передачи данных в Честный ЗНАК?
На передачу данных в Честный ЗНАК у участников оборота есть 3 рабочих дня с момента отгрузки или приёмки (Постановление Правительства России от 05.07.2019 № 860).
Даты отгрузки и приёмки в УПД проставляются в соответствующем поле, и это не дата формирования электронной подписи, не дата выставления или получения документа.
При этом участники сами определяют, с какого момента начинать отсчёт: с даты приемки или с даты отгрузки.
Часто сразу после подписания УПД с обеих сторон документ сразу же передаётся в Честный ЗНАК. Поэтому мы рекомендуем не затягивать с подписанием входящего документа после приёмки товара.
Расхождения в кодах. Как исправить электронный УПД
В целом исправление и корректировка УПД при отгрузке маркированного и немаркированного товара ничем не отличаются. Нужно лишь учесть, что часть товара может быть не принята только потому, что коды на нём не читаются, утеряны или статус кодов в системе «Честный знак» не позволяет принять товар.
Обычно контрагенты сами согласуют сценарии отгрузки и приёмки товара, но мы рекомендуем дополнительно предусмотреть и зафиксировать порядок действий в ситуациях, когда код теряется, не читается или кодом нельзя распорядиться. К примеру, принимающая сторона может отказаться принимать такой товар или потребовать, чтобы поставщик исправил документы.
Есть три способа исправить электронный УПД.
Способ 1. Корректировочный УПД
Этот способ зафиксирован в НК РФ и в Постановлении Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137 и подходит тем, кто применяет УПД в качестве гибрида счёта-фактуры и первичного документа. Покупатель должен убедиться, что на товар нанесены читаемые коды, которые зарегистрированы в системе «Честный знак», принадлежат поставщику и находятся в обороте. Если хотя бы одно из условий не выполняется, покупатель вправе не принять товар.
При частичной приёмке, когда уменьшается количество поставляемого товара, меняется его стоимость и сумма налога, а следовательно, и налоговая база. В этом случае необходимо составить корректировочный УПД в сторону уменьшения. Это значит, что в документе нужно перечислить только непринятые позиции и указать их стоимость в столбцах «К уменьшению», а также перечислить коды непринятого товара.
При излишках маркированного товара (например, если довезли больше, чем сказано в документах) поставщик формирует корректировочный УПД в сторону увеличения, то есть высылает документ, в котором перечислены только недостающие позиции. Их суммы указываются в столбцах «К увеличению», а в документе перечисляются необходимые коды товара.
Помните, что корректировку можно составить только при наличии уведомления или соглашения сторон об изменениях. Таким уведомлением может быть формализованный документ в ЭДО — уведомление об уточнении, в котором покупатель может указать, почему он не принимает определённый товар.
В систему «Честный знак» поступит исходный УПД, на его основании коды перейдут от поставщика к покупателю. После этого в систему поступит корректировочный документ. Если он был составлен в сторону уменьшения, то коды вернутся к поставщику, а если в сторону увеличения — то к покупателю.
Способ 2. Исправление исходного УПД
Этот способ также описан в НК РФ и в Постановлении Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137. Если в документе есть ошибки, покупатель вправе запросить исправление документа. В этом случае выставляется УПД с заполненными полями «Номер и дата исправления» — получается ещё один УПД, только исправленный.
В этом УПД можно исправить любые ошибочные реквизиты, коды маркировки, наименование товара. Некоторые компании применяют исправление даже в том случае, если в документе ошибочно указали неверные сведения о стоимости и количестве товара.
Способ 3. Аннулировать исходный УПД и создать новый
Этот способ давно существует в электронном документообороте, но, если следовать букве закона, применять его можно только для УПД, которые выполняют роль первичных документов. Для УПД-гибридов нормативные документы предусматривают только корректировку и исправление.
Как это работает для УПД — первичных документов: если возникает потребность исправить документ, то поставщик просто сформирует новый экземпляр, а старые документы аннулирует. Если возникают расхождения с фактическими кодами товаров, покупатель может запросить у поставщика новый документ.
Возврат маркированного товара. Что делать
Порядок действий зависит от того, в какой момент возникла необходимость возвращать товар.
Если возвращать товар решили в момент приёмки
При возврате товара в момент приёмки нужно запросить у поставщика исправление или корректировку, а также указать коды товара, с которым возникли неточности.
Если брак обнаружился, когда товар поставили на учет и передали УПД в «Честный знак»
Действуйте по договорённости с поставщиком. До 2019 года возврат товара в такой ситуации проводили путем обратной реализации. Однако в письме от 23.10.2018 № СД-4-3/20667@ (п. 1.4) ФНС рекомендует продавцам отойти от этой практики и выставлять корректировочные счета-фактуры на стоимость товаров — независимо от того, возвращается вся партия или часть, принял ли покупатель товар на учёт или ещё не успел.
Выберите комплект техники для работы с маркированным табаком
Тамара Мокеева, эксперт Контур.Маркировки
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Штрих-код на счет-фактуре
Штрих-код на счет-фактуре имеет право быть? Не нарушает ли это правила по заполнению счетов-фактур и наличию нужных реквизитов. Хотим установить штрих-кода на счета-фактуры и акты выполненных работ для отслеживания наличия документов у контрагентов. Имеем ли мы на это (установка штрих-кода право)? Как Налоговая инспекция к этому относится? Были ли прецеденты?
консультирует: Елена Дамирова
Налоговый эксперт компании КАДИС с опытом работы в ФНС. Консультирует по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета, отвечает на вопросы по оформлению документов, подлежащих представлению в налоговые органы, ФСС и ПФ РФ
Согласно п. 9 Правил заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость (Приложение N 1 к Постановлению Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость») (далее — Правила заполнения счета-фактуры), налогоплательщики вправе указывать в дополнительных строках и графах счета-фактуры дополнительную информацию, в том числе реквизиты первичного документа, при условии сохранения формы счета-фактуры, утвержденной данным Постановлением.
Таким образом, в счет-фактуру вы можете включить дополнительные реквизиты. Главное при этом сохранить его форму (п. 9 Правил заполнения счета-фактуры).
По мнению ФНС России, дополнительную информацию можно внести после строк счета-фактуры до табличной части. Если же надо добавить столбцы в таблицу, то вы должны сохранить последовательность граф в счете-фактуре. Новые столбцы включите справа или слева от таблицы (Письмо ФНС России от 17.08.2016 N СД-4-3/15094@).
Дополнительную информацию также можно указать после подписей в счете-фактуре (Письма Минфина России от 08.04.2016 N 03-07-09/20121, от 26.02.2016 N 03-07-09/10933).
Ранее, Минфин РФ не раз отмечал, что наличие в счете-фактуре дополнительных реквизитов не является основанием для отказа в вычете (см., например, Письма Минфина РФ от 09.02.2012 N 03-07-15/17, от 23.04.2012 N 03-07-09/40).
Таким образом, если штрих-код не затрагивает никакой из обязательных реквизитов, не меняет форму, то его можно приравнять к дополнительной информации, которая приведена в счете-фактуре.