У соседей пчелы что делать по закону
Правила и нормы содержания пчел: как жить в мире с соседями
Отношения с соседями: когда крепкий мир лучше затяжной войны. Пчеловоды – увлеченные, тихие, спокойные люди, так как общение с кусающими охотниками-медоносами «под силу» уравновешенным и неагрессивным. Сладкий бизнес приносит им небольшой доход и моральное удовлетворение. Чтобы не поставить любимое дело под угрозу со стороны провластных учреждений и недовольных соседей, следует соблюдать правила комплексного содержания пчел, который гарантирует приятный, бесконфликтный отдых всем – тем, кто добывает мед своими руками, и тем, кто достает его из баночки к чаю, не вникая в суть процесса пчеловодства.
На сегодня единственной официальной бумагой, регламентирующей нормы и правила организации пасеки, является инструкция от 17.06.2002 г. (но и ее правомерность иногда оспаривают в виду отмены, но отсутствия других регламентирующих документов). Согласно ей, разрешено:
Также косвенное отношение к пчелам имеют общегосударственные законы:
Соблюдайте законы Российской Федерации и правила содержания пчел, уважайте привилегии и права других людей. Не давайте предлога привлекать к решению вопроса органы судебной и исполнительной власти, общественного контроля, полицию, ветеринаров.
Видео: Содержание пчел на чердаке частного дома
Что предписывают санитарные нормы и правила содержания пчел
Идеальный вариант – заведомо выбирать для занятия пчеловодством местечко «на отшибе», когда непосредственно за заборчиком начинается луг или лес. Если сделать это не удалось, ставьте улики в самом дальнем уголке двора, разворачивая их летками в сторону, противоположную соседским домам и огородам. Проконсультируйтесь у СЭС и ветеринарной службы, какие требования предъявляет их службы к правилам содержания пчел на земельном приусадебном участке, также узнайте о нормах, рекомендованных поселковым советом.
Обязательно проконсультируйтесь на предмет наличия в данном поселении, селе, деревне, дачном кооперативе своих внутренних актов и особых требований и правил к содержанию пчел, увы так бывает что на самом местом уровне может быть принят акт ограничивающий количество размещаемых пчелиных семей на участке. Т.е. общее собрание дачников может принять такое постановление и вы вынуждены будете его выполнять. При этом важно понимать, что совсем запретить содержать пчел вам не могут (это ваше право), но могут сильно ограничить количество ульев на вашей земле.
Приложите максимум усилий, чтобы обеспечить сборщиков нектара всем необходимым на своей территории (питьем, подкормкой, свободным местом), чтобы у семейства не было соблазна поживиться чем-нибудь на чужом участке.
Как избежать конфликтных ситуаций: рекомендации пчеловодам
Люди, не связанные с медосбором, зачастую не осознают особенности рабочего режима пчел, не знают факторов, которые их манят и отталкивают. Зато панически подсознательно боятся укусов. При этом о пользе меда, воска, прополиса и других продуктов – знают практически все. В целом население планеты оценивает пчеловодство как полезное занятие, но мириться с жужжащей и бесконтрольно летающей «армией» не каждый согласен. Обстановка накаляется, если поблизости живут аллергики или дети.
Видео: Содержание пчел на чердаке частного дома
Что можно сделать, чтобы свести к минимуму тревогу по поводу своих подопечных:
1. Установить причину волнений. Их может быть несколько:
2. Поставить физическую преграду в виде забора. Двухметровое ограждение должно быть сплошным и полностью опоясывать территорию пасеки. Как вариант – можно обнести участок высокой плотной мелкоячеистой сеткой-рябицей.
3. Обзавестись паспортом пасеки. Любой официальный разрешительный документ благоприятно влияет на отношения с соседями. К тому же наличие паспорта пасеки (и внесение в него ежегодных результатов анализов на заболевания пчел) предписано всеми существующими правилами пчелиного содержания.
4. Разводить неагрессивные породы (карпатка, кавказянка, украинская степная, карника). Правда, с этим пунктом приходится проявлять осторожность, так как не все виды легко и безболезненно приживутся в ваших климатических условиях, особенно в холодные зимы.
Донесите мысль, что, в отличие от комаров, ос, шмелей и мух, которые досаждают в летний период больше, чем пчелки, последние приносят огромную пользу и, по сути, целыми днями заняты работой – им некогда и незачем специально нападать на людей. Объясните, что не стоит вести себя агрессивно по отношению случайно залетевшей пчелке-разведчице, и она не проявит агрессии в ответ. А вот провоцирующее поведение (махание руками, попытки ударить чем либо по пчеле и т.д.) может заставить пчелу сделать укус.
Объясняйте и доказывайте всеми способами, что содержать и разводить пчел на своем загородном участке – это законно, что вы выполняете все директивы (кроме физически невыполнимых и бессмысленных) и прилагаете усилия к тому, чтобы ваша живность никому не доставляла неудобств. Что красавицы-пчелки активны только 5-7 месяцев в году, они не летают по вечерам, при этом не только приносят медовое лакомство, но опыляют цветущие растения на чужих огородах, тем самым увеличивая их урожайность. Да! Напомните соседям что 20-30% урожая добавили именно ваши пчелки.
Как защитить свои права: советы соседям несознательных пчеловодов
Видео: Что делать при укусе пчелы?
Что можно порекомендовать
За очень редким исключением, пчеловоды – миролюбивые, нескандальные люди, с которыми можно договориться. Но, привыкшие к «благотворным для здоровья», неизбежным укусам, они не всегда осознают, что для другого человека это может быть проблемой. Разговаривайте, ищите общие грани соприкосновения, обсуждайте. Уничтожение чужого имущества (пчел) – не выход, так как это преступное деяние преследуется Уголовным кодексом и мало не покажется уже вам. Объединяйтесь в защите своих прав. Если поступает коллективная жалоба, государственные заведения намного быстрее реагируют на нее, а суд выносит вердикт с учетом интересов большинства.
Владельцу маленьких тружениц стоит отстаивать свой главный аргумент – он делает важное дело, получая ценный продукт. Гражданам, которым досталось соседство с «неправильными» пчелами, стоит принять меры, чтобы уменьшить контакты и не провоцировать на укусы. Помните о том, что судебная инстанция не закроет тотчас пасеку, а только вынесет предписание устранить недостатки и нарушения правил содержания пчел, а разбор претензии в суде может тянуться многие месяцы, а часто годы. Поэтому знаменитый лозунг из знаменитого мультфильма «Давайте жить дружно» – по-прежнему актуален.
Последние добавленные статьи о пчёлах и пчеловодстве:
У соседей пчелы что делать по закону
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 490-ФЗ “О пчеловодстве в Российской Федерации”
Принят Государственной Думой 22 декабря 2020 года
Одобрен Советом Федерации 25 декабря 2020 года
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Предмет регулирования и цели настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы развития пчеловодства как сельскохозяйственной деятельности, а также деятельности, направленной на сохранение пчел.
2. Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение производства продукции пчеловодства и сохранение пчел.
Статья 2. Основные понятия
В целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
Статья 3. Правовое регулирование отношений в сфере пчеловодства
Правовое регулирование отношений в сфере пчеловодства осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами субъектов Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Статья 4. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом
1. Настоящим Федеральным законом регулируются отношения, возникающие в связи с осуществлением видов деятельности в сфере пчеловодства, а также с сохранением пчел.
2. Имущественные отношения, связанные с оборотом продукции пчеловодства, регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
3. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на отношения, связанные с получением продуктов жизнедеятельности объектов животного мира (меда, воска диких пчел и других).
4. Отношения, указанные в части 3 настоящей статьи, регулируются Федеральным законом от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ «О животном мире».
Статья 5. Использование земель и земельных участков для пчеловодства
1. Для пчеловодства допускается использование земель сельскохозяйственного назначения и других земель, если осуществление пчеловодства допускается их режимом, а также использование земельных участков, предоставленных или приобретенных для ведения личного подсобного хозяйства.
2. Земельные участки в целях осуществления пчеловодства предоставляются в соответствии с земельным законодательством.
3. Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков в целях осуществления пчеловодства, осуществляется в соответствии с земельным законодательством.
4. Лесные участки в целях осуществления пчеловодства используются в соответствии с лесным законодательством.
Статья 6. Создание и эксплуатация пчеловодческой инфраструктуры
1. Особенности создания зданий, строений, сооружений в целях осуществления пчеловодства устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
2. Требования к размещению пасек устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса.
3. Запрещается расположение пчеловодческой инфраструктуры на земельных участках, которые были использованы для размещения кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов.
Глава 2. Экономические основы осуществления пчеловодства
Статья 7. Основные задачи и направления развития пчеловодства
1. Основными задачами развития пчеловодства являются:
1) повышение конкурентоспособности сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляющих производство продукции пчеловодства и (или) ее первичную и последующую (промышленную) переработку;
2) обеспечение качества и безопасности продукции пчеловодства;
3) повышение урожайности сельскохозяйственных культур;
4) обеспечение сохранения пчел;
5) сохранение генофонда пчел.
2. Основными направлениями развития пчеловодства являются:
1) содействие продвижению продукции пчеловодства, произведенной на территории Российской Федерации, на внутреннем и внешнем рынках;
2) содействие развитию взаимовыгодной кооперации между сельскохозяйственными товаропроизводителями, осуществляющими производство продукции растениеводства, и сельскохозяйственными товаропроизводителями, осуществляющими производство продукции пчеловодства, в целях повышения урожайности сельскохозяйственных культур и увеличения объемов производства продукции пчеловодства;
3) осуществление учета пчел;
4) выявление и предотвращение случаев массовой гибели пчел;
5) развитие научно-исследовательской, научно-технической и инновационной деятельности в сфере пчеловодства;
6) развитие деятельности по контролю качества продукции пчеловодства, выявлению фальсифицированной, недоброкачественной и контрафактной продукции пчеловодства.
Статья 8. Союзы (ассоциации) пчеловодческих хозяйств
1. Пчеловодческие хозяйства вправе создавать союзы (ассоциации) в соответствии с гражданским законодательством.
2. Союзы (ассоциации) при участии в формировании и реализации государственной политики в сфере развития пчеловодства вправе:
1) принимать участие в разработке проектов нормативных правовых актов, государственных программ, предусматривающих мероприятия в сфере развития пчеловодства;
2) принимать участие в обобщении и распространении достижений науки и техники, российского и международного опыта в сфере развития пчеловодства;
3) предоставлять органам государственной власти информацию, необходимую для формирования и реализации государственной политики в сфере развития пчеловодства.
Статья 9. Поддержка в сфере развития пчеловодства
В целях достижения задач развития пчеловодства, установленных статьей 7 настоящего Федерального закона, органы государственной власти, органы местного самоуправления реализуют меры правового, экономического и организационного характера по следующим направлениям:
1) информационное обеспечение деятельности производителей продукции пчеловодства;
2) содействие созданию сбытовых (торговых), перерабатывающих, обслуживающих, потребительских и иных сельскохозяйственных кооперативов;
3) содействие развитию производства продукции пчеловодства путем создания благоприятных организационно-правовых, экологических и иных условий производства, в том числе предоставление научно-технических разработок и технологий.
Статья 10. Продукция пчеловодства, пчелы и объекты пчеловодческой инфраструктуры как объекты гражданских прав
1. Продукция пчеловодства, пчелы и объекты пчеловодческой инфраструктуры являются объектами гражданских прав в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
2. Договорные обязательства и иные отношения, связанные с оборотом продукции пчеловодства, пчел и объектов пчеловодческой инфраструктуры, регулируются гражданским законодательством в той мере, в какой это допускается настоящим Федеральным законом.
Статья 11. Право собственности на продукцию пчеловодства, пчел и объекты пчеловодческой инфраструктуры
1. Сельскохозяйственные товаропроизводители, осуществляющие пчеловодство, являются собственниками продукции пчеловодства, полученной в результате своей деятельности.
2. Право собственности на продукцию пчеловодства возникает в соответствии с гражданским законодательством.
Глава 3. Об основах управления в сфере пчеловодства
Статья 12. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере развития пчеловодства
1. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в сфере развития пчеловодства реализуются в рамках полномочий по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса.
2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в целях развития пчеловодства осуществляют следующие полномочия:
1) разработка и реализация программ субъектов Российской Федерации по развитию пчеловодства;
2) установление порядка оформления и ведения ветеринарно-санитарного паспорта пасеки;
3) иные полномочия, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
3. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями в сфере развития пчеловодства в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Глава 4. Порядок осуществления пчеловодства
Статья 13. Содержание пчел
1. Учет пчел осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Ветеринарные правила содержания пчел утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса.
Статья 14. Техническое регулирование в сфере пчеловодства
Требования безопасности к продукции пчеловодства (включая санитарно-эпидемиологические, гигиенические и ветеринарные требования) и связанным с требованиями к ней процессам производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и (или) техническими регламентами Евразийского экономического союза.
Глава 5. Сохранение пчел
Статья 15. Предупреждение и ликвидация болезней пчел
1. Организация мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней пчел по перечню, утверждаемому федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, осуществляется в соответствии с ветеринарным законодательством Российской Федерации.
2. Запрещается применять для лечения пчел лекарственные препараты, не прошедшие государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 16. Предотвращение отравления пчел пестицидами и агрохимикатами
1. Не позднее чем за три дня до проведения работ по применению пестицидов и агрохимикатов лица, ответственные за проведение таких работ, обеспечивают доведение до населения населенных пунктов, расположенных на расстоянии до 7 километров от границ запланированных к обработке пестицидами и агрохимикатами земельных участков, через средства массовой информации (радио, печатные органы, электронные и другие средства связи и коммуникации) информации о таких работах.
2. Информация о запланированных работах по применению пестицидов и агрохимикатов должна содержать следующие сведения:
1) границы запланированных к обработке пестицидами и агрохимикатами земельных участков;
2) сроки проведения работ;
3) способ проведения работ;
4) наименования запланированных к применению пестицидов и агрохимикатов и классы их опасности;
5) сведения об опасных свойствах запланированных к применению пестицидов и агрохимикатов;
6) рекомендуемые сроки изоляции пчел в ульях.
3. Применение опасных для пчел пестицидов и агрохимикатов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 19 июля 1997 года N 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами».
Статья 17. Сохранение племенной продукции пчеловодства
1. Отношения в сфере разведения племенных пчел, производства и использования племенной продукции (материала) пчеловодства регулируются законодательством Российской Федерации в области племенного животноводства.
2. На расстоянии до 25 километров от организаций, осуществляющих племенную работу в сфере пчеловодства, осуществление физическими и юридическими лицами пчеловодства с использованием пчел, отнесенных к породам, отличным от используемых в племенной работе указанных организаций, запрещается.
Глава 6. Заключительные положения
Статья 18. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования.
Президент Российской Федерации | В. Путин |
30 декабря 2020 года
Обзор документа
Закон о пчеловодстве устанавливает:
— основные задачи и направления развития пчеловодства;
— права союзов (ассоциаций) пчеловодческих хозяйств;
— меры поддержки (включая содействие созданию сбытовых (торговых), перерабатывающих, обслуживающих, потребительских и иных с/х кооперативов);
— полномочия органов власти в данной сфере.
Отдельные нормы посвящены предупреждению и ликвидации болезней пчел, предотвращению отравления пчел пестицидами и агрохимикатами, сохранению племенной продукции пчеловодства.
Закон вступает в силу по истечении 180 дней после даты опубликования.
И снова о пчелах и негаторном иске. Анализ Определения ВС РФ от 03.03.2020 по делу № 77-КГ 19-21
Фабула дела
Баловнев К.Е. и Чурюкина Л.Д. являются собственниками двух земельных участков. Между этими участками расположен земельный участок, принадлежащий на праве собственности Зайцевой М.И. и предоставленный Макарову В.В.
Позиция ВС РФ
Макаров размещает ульи на земельном участке Зайцевой на протяжении нескольких лет. Так, согласно данным ветеринарно-санитарного паспорта пасеки от 2017 г. Макаров разместил на земельном участке пасеку из 35 ульев с пчелосемьями.
В 2012 г. Чурюкина была ужалена пчелой, попала в больницу на 7 дней с острой аллергической реакцией. В 2018 г. Баловнев был ужален пчелой, также доставлен в больницу в связи с аллергической реакцией, от госпитализации отказался. Судебно-медицинскими экспертизами установлено, что Чурюкина и Баловнев страдают аллергической реакцией на укус пчелы.
Суд первой инстанции опирался на Методические рекомендации по технологическому проектированию объектов пчеловодства РД-АПК 1.10.08.01-10, утв. Минсельхозом РФ 06.08.2010 (далее – Метод. рекомендации), Закон РФ от 14.05.1993 4979-1 «О ветеринарии» и заключил, что из-за наличия у истцов аллергической реакции укусы пчел несут реальную угрозу их здоровью. В связи с этим следует запретить деятельность Макарова. Зайцева же размещением и содержанием пасеки не занимается, поэтому требования к ней удовлетворению не подлежат.
Суд апелляционной инстанции посчитал, что отсутствуют доказательства потенциальной угрозы для истцов со стороны пчел, содержащихся на пасеке Макарова, поскольку пасека полной мере соответствует Ветеринарным правилам содержания медоносных пчел в целях их воспроизводства, выращивания, реализации и использования для опыления сельскохозяйственных энтомофильных растений и получения продукции пчеловодства, утв. Приказом Минсельхоза РФ от 19.05.2016 № 194 (далее – Ветеринарные правила).
ВС РФ ссылается на п. 2 ст. 209, ст. 304 ГК РФ, ст. 1, 10 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 11 Ветеринарных правил, Метод. рекомендации, Закон о ветеринарии и указывает на то, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения предполагает отсутствие вредного воздействия факторов среды обитания на человека и обеспечение благоприятных условий его жизнедеятельности. Ульи с пчелами подлежат размещению на расстоянии не менее 3 м от границ соседних земельных участков с направлением летков к середине участка пчеловода, или без ограничений по расстояниям, при условии отделения их от соседнего земельного участка глухим забором (или густым кустарником, или строением) высотой не менее 2 м. Приусадебные участки и участки садоводческих товариществ должны быть огорожены сплошным забором высотой не менее 2 м, по периметру забора высаживаются деревья и кустарники такой же высоты. Размещение пасеки не допускается в непосредственной близости (в радиусе 300 м) от усадеб граждан, имеющих заключение об аллергической реакции на укусы пчел.
В материалах дела имеется заключение эксперта о том, что пасека соответствует требованиям Минсельхоза РФ. Ссылаясь на ряд норм ГПК РФ, ВС РФ указывает на то, что это заключение эксперта было составлено не на основе определения суда о назначении экспертизы, а по заказу ответчика. Таким образом, данное доказательство следует квалифицировать не как заключение эксперта, а как письменное доказательство, к которому предъявляются иные требования. Кроме того, истцы указывали на ошибки и противоречия в заключении и на то, что эксперт не предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
Следовательно, суд апелляционной инстанции должен был дать оценку указанным доводам истцов и учесть, что возражения ответчика могли быть подтверждены либо опровергнуты заключением судебной экспертизы. Вместе с тем, при рассмотрении дела вопрос о проведении экспертизы судом не ставился и со сторонами по делу не обсуждался.
Кроме того, согласно п. 2, 15 Ветеринарных правил в населенных пунктах осуществляется содержание миролюбивых пород пчел. Истцы указывали, что формальное соблюдение Макаровым ветеринарно-санитарных правил содержания ульев с пчелосемьями само по себе не исключает угрозу для их здоровья, т.к. ответчиком содержатся пчелы неустановленной породы. Вместе с тем судом апелляционной инстанции данным доводам не дана оценка.
Дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Комментарий
1. К сожалению, анализируемое Определение не отличается бОльшей обоснованностью, нежели Определение ВС РФ от 28.05.2019 № 37-КГ19-4. По сути ВС РФ предлагает соотнести результаты двух судебных экспертиз (экспертизы, подтверждающей наличие аллергии на укусы пчел у Баловнева и Чурюкиной, и экспертизы о соблюдении Макаровым правил ведения пчеловодства) и только на этом основании разрешить спор. При этом ВС РФ недвусмысленно намекает на вывод, который он сделал в Определении № 37-КГ19-4, о том, что формальное соблюдение ответчиком нормативно установленных правил содержания ульев с пчелосемьями само по себе не исключает угрозу для здоровья истцов, что может служить основанием для удовлетворения негаторного иска. Одновременно не исключено, что в этом деле ВС РФ все-таки видит нарушение правил ведения пчеловодства со стороны Макарова в том, что он разводит в населенном пункте пчел немиролюбивой породы.
Тем самым ВС РФ опять не обращает внимание, во-первых, на то, что жизнь и здоровье человека – это, естественно, высшая ценность, однако в рассматриваемой категории дел и она должна быть положена на весы наряду с материальной ценностью – в частности, со свободой реализовывать правомочия правообладателя вещи. То есть заранее предопределенного решения в таком деле быть не можем, иначе мы просто остановим экономику (закроем все пасеки, вредное и шумное производство и т.д.). Для более подробного изучения этого аргумента отсылаем читателя к замечательному посту С. Будылина по Определению № 37-КГ19-4 на zakon.ru.
Во-вторых, ВС РФ традиционно не рассматривает вопрос о правовой природе отношений между соседями. В данном случае можно говорить о наличии полноценного соседского спора между истцами и ответчиками. В отсутствие комплексного института соседского права в действующем российском законодательстве (он только предполагается к созданию в Проекте по внесению изменений в ГК РФ 2019 г.) нормы соседского права разбросаны по различным нормативным правовым актам, в том числе публично-правовым отраслевым кодексам, федеральным законам, СНиПам, СанПиНам, ветеринарным правилам, правилам землепользования и застройки и т.д.
Однако, применяя данный алгоритм, надо учитывать ряд обстоятельств.
Кроме того, суду надлежит исследовать фактические отношения соседей и порядок их установления. А именно в какой момент были приобретены соответствующие земельные участки и размещена на одном из них пасека. Если пасека появилась раньше, чем земельные участки были приобретены соседями-аллергиками, то нужно определить, знали ли или должны ли были знать эти соседи о том, что они приобретают земельные участки в непосредственно близости от пасеки. То есть приняли ли они на себя последствия установления такого ограничения права собственности (даже если сосед-пасечник вышел за пределы своего права собственности), добросовестно ли их поведение?
Нужно иметь в виду и то, что о соседских правах, установленных в частных интересах, соседи могут передоговориться. Например, установив сервитут или вещное обязательство. С доктринальной точки зрения оба инструмента могут иметь как положительное, так и отрицательное содержание.
2. Негаторный иск направлен на защиту права собственности, в данном случае на защиту права собственности на земельные участки. Здесь можно усмотреть защиту некого усредненного интереса любого собственника земельного участка, обладающего схожими характеристиками. Негаторный иск не направлен на защиту жизни и здоровья физических лиц. Во-первых, защита жизни и здоровья не входит в содержание права собственности. Во-вторых, здесь мы уже говорим не об усредненном интересе, а об интересе совершенно конкретного лица. Для защиты жизни и здоровья существуют другие механизмы.
В свете этого, если Макаров и вышел за границы (пределы) принадлежащего ему права (т.е. нарушил порядок осуществления пчеловодства), судя по разъяснениям ВАС РФ и ВС РФ из Постановления № 10/22 от 29.04.2010, самого этого факта не достаточно для удовлетворения негаторного иска. Есть точка зрения, согласно которой нормы о соседских границах (пределах) права являются минимальной гарантией прав, и само их нарушение можно рассматривать как презумпцию нарушения права собственности. Однако ВАС РФ и ВС РФ заключили, что при рассмотрении исков об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, путем возведения ответчиком здания, строения, сооружения суд устанавливает факт соблюдения градостроительных и строительных норм и правил при строительстве соответствующего объекта. Несоблюдение, в том числе незначительное, градостроительных и строительных норм и правил при строительстве может являться основанием для удовлетворения заявленного иска, если при этом нарушается право собственности или законное владение истца (п. 46). Тем самым Баловнев и Чурюкина должны не просто сослаться на угрозу жизни и здоровью, но и доказать нарушение их права собственности.
Кстати, в анализируемом Определении, в отличии от Определения № 37-КГ19-4, пчелы уже укусили истцов. В этом случае для Баловнева и Чурюкиной открыта дорога для предъявления деликтных исков, судьба которых будет зависеть от наличия или отсутствия состава гражданского правонарушения. Но эти иски не могут подменяться негаторными требованиями. Нельзя защищать жизнь и здоровье посредством защиты права собственности на вещь.
3. Интересна и позиция ВС РФ по поводу экспертных заключений – для суда имеет значение только экспертиза, назначенная в процессе производства по делу. К сожалению, следуя этой логике Высокого Суда, суды общей юрисдикции в принципе склонны не рассматривать внесудебные экспертные заключения в качестве допустимых доказательств. Особенно рельефно эта проблема видна в сервитутных спорах. С одной стороны, суды оставляют без движения исковые заявления, к которым не приложены экспертные заключения, подтверждающие необходимость установления сервитута. С другой стороны, в последующем эти заключения не рассматриваются судами как достаточные для подтверждения каких-либо обстоятельств по делу, и суд настаивает на проведении повторной экспертизы за счет истца. В итоге истец вынужден платить дважды. Полагаем, что осторожное отношение к внесудебным экспертизам может быть обосновано, но не должно становиться генеральной линией поведения.
Заметка написана в рамках Образовательного проекта Lexcourse.