У улыбки больше друзей чем у хмурости
Семь навыков высокоэффективных людей: Мощные инструменты развития личности (4 стр.)
Я сильная личность. Я уверен, что почти всегда смогу повести беседу в нужном мне направлении. Зачастую мне даже удается заставить других прийти к решению, которое выгодно мне. Продумывая каждую ситуацию, я убеждаюсь, что предлагаемые мною идеи являются наиболее предпочтительными. Но все же полного удовлетворения у меня нет. Мне всегда хочется знать, что на самом деле думают обо мне и моих взглядах другие.
Наш брак перестал приносить радость. Не могу сказать, что мы скандалим; просто мы больше не любим друг друга. Мы обращались к консультанту, перепробовали разные рецепты, но, наверное, просто уже не способны оживить прежние чувства.
Все эти проблемы глубоки и болезненны, с наскока их не решить. Пару лет назад и мы с моей женой Сандрой столкнулись с подобной проблемой. У одного из наших сыновей никак не ладилась учеба. Он был хроническим отстающим, не понимал даже условий задачи, не говоря уже о решении. В социальном плане он был незрелым, стеснялся разговаривать даже с близкими. Он был физически слабым, низкорослым, щуплым, с плохо скоординированными движениями: например, он взмахивал бейсбольной битой еще до того, как мяч оказывался в воздухе. Он постоянно вызывал насмешки окружающих.
Мы с Сандрой очень хотели помочь мальчику. Мы чувствовали, что достижение успеха, важное в любой сфере жизни, приобретает особое значение при выполнении нами нашей родительской роли. Поэтому мы стали работать над своими установками и поведением в отношении нашего сына, одновременно пытаясь повлиять и на его поведение. Мы стремились подзарядить его психологически, используя технику позитивного мышления:
– Давай, давай, сынок! Ты можешь сделать это! Мы знаем, что ты можешь! Держи биту чуть-чуть повыше и смотри на мяч. Не замахивайся, пока он не подлетит поближе.
И если у сына получалось хоть немного лучше, мы изо всех сил подбадривали его:
– Вот молодец, сынок, так и продолжай!
Если кто-то смеялся над ним, мы набрасывались на насмешника:
– Оставьте его в покое! Не мешайте! Он ведь только учится!
При этом наш сын заливался слезами и кричал, что у него никогда ничего не получится и что он терпеть не может бейсбол.
Как мы ни старались, наши усилия ни к чему не приводили. И мы видели, насколько болезненно это сказывается на самолюбии ребенка. Мы пытались подбодрить его, помочь ему, вселить в него уверенность, однако после многократных фиаско решили взглянуть на всю ситуацию под другим углом.
В ту пору я вел большую работу по развитию руководства с различными клиентами по всей стране. В частности, мне приходилось каждые два месяца готовить презентации на тему коммуникации и восприятия для участников программы развития административного персонала IВМ.
Проводя необходимые исследования и готовя соответствующие материалы, я чрезвычайно заинтересовался тем, как формируется восприятие, как оно воздействует на наши взгляды и как наши взгляды воздействуют на наше поведение. Это привело меня к изучению теории вероятности и самореализующихся предсказаний, или «эффекта Пигмалиона», а также к осознанию того, насколько глубоки корни нашего восприятия. Я понял, что мы должны внимательно смотреть не только на мир вокруг нас, но еще и на «призму», сквозь которую смотрим, и что сама эта «призма» определяет наше восприятие мира.
Беседуя о тех концепциях, которым я обучал сотрудников IВМ, мы с Сандрой постепенно осознали, что все, чем мы стремились помочь нашему сыну, не гармонировало с тем, как мы на самом деле воспринимали, видели его. Когда мы честно признались себе в наших глубоко скрытых чувствах, мы осознали, что в глубине души воспринимали нашего сына как ребенка, отстающего в развитии. Поэтому, сколько бы мы ни трудились над своими установками и поведением, что бы ни делали и ни говорили, наши действия оставались малоэффективными, так как он неизменно читал в них: «Ты не способен на это. Ты нуждаешься в помощи».
Мы начали понимать, что если мы хотим что-либо изменить, то начинать надо с себя. И для того, чтобы измениться, мы прежде всего должны поменять свое восприятие.
Этика личности и этика характера
Помимо исследования восприятия я занялся изучением литературы, посвященной успеху, которая была издана в США начиная с 1776 года. Я читал и просматривал сотни книг, статей и очерков в таких областях, как самосовершенствование, популярная психология и помощь самому себе. Так у меня в руках появилась выжимка, субстанция того, что свободные и демократически настроенные авторы считали ключом к успеху в жизни.
Исследуя двухсотлетнюю историю сочинений, посвященных достижению успеха, я обнаружил одну поразительную вещь. Анализ проблем, с которыми столкнулись мы в нашей семье, и аналогичных проблем в жизни и отношениях множества людей, с которыми я работал на протяжении многих лет, позволил мне понять, что в последние пятьдесят лет литература, посвященная достижению успеха, носила поверхностный характер. В ней описывались техники создания имиджа, специальные приемы быстрого действия – своеобразный «социальный аспирин» или «пластырь», которые предлагались для решения острейших проблем. Благодаря этим средствам некоторые проблемы могли на какое-то время потерять свою остроту, однако глубинные, хронические очаги болезни оставались незатронутыми, воспалялись и давали о себе знать вновь и вновь.
Полной противоположностью сказанному была литература первых ста пятидесяти лет. Почти вся она была посвящена теме, которую мы назовем «Этика характера как основа успеха». Здесь речь шла о таких личных качествах, как целостность личности, скромность, верность, умеренность, мужество, справедливость, терпеливость, трудолюбие, простота, а также приверженность «золотому правилу». Образцом такой литературы является автобиография Бенджамина Франклина. В основном это были истории о том, как человек работал над собой с целью развития у себя определенных принципов и навыков.
Этика характера учит тому, что существуют основополагающие принципы эффективной жизни и что подлинного успеха и подлинного счастья можно добиться, лишь научившись следовать этим принципам.
Однако вскоре после окончания Второй мировой войны ключевое представление об успехе переместилось с этики характера на этику личности. Теперь успех стал рассматриваться скорее как функция социального образа личности, поведения и поступков, навыков и техник, служащих смазкой в механизме человеческого взаимодействия. Этика личности имеет два основных направления: первое – техника человеческих и общественных связей, и второе – позитивная ментальная установка (ПМУ). Эта философия в определенной степени отражена в таких вдохновляющих и мудрых изречениях, как «Ваше отношение определяет ваше положение», «У улыбки больше друзей, чем у хмурости» и «Человек может достичь всего, что понял и во что поверил».
Другие направления «личностного» подхода представляют собой явную манипуляцию или даже обман. Они побуждают вас использовать специальные приемы, чтобы понравиться другим людям, или проявлять ложный интерес к увлечениям других, чтобы вытянуть из них нужную вам информацию, или же демонстрировать власть и запугивать, когда это отвечает вашим потребностям.
Порой подобная литература признает значение характера в достижении успеха, однако чаще всего рассматривает его обособленно, не отводя ему главной роли, роли катализатора. Ссылки на этику характера в этом случае являются формальными, пустыми словами, в действительности ставка делается на быстродействующие техники влияния, стратегию силы, навыки общения и позитивное мышление.
Я начал понимать, что именно этику личности мы с Сандрой подсознательно сделали основой тактики, которую пытались использовать в отношении нашего сына. Задумавшись более глубоко над различием между этикой личности и этикой характера, я понял, что хорошее поведение наших детей было для нас с Сандрой источником социального удовлетворения. Младший сын в этом смысле никакого удовлетворения нам не приносил. Наше представление о самих себе как о добрых, заботливых родителях оказалось более весомым, чем наше представление о собственном сыне, и, возможно, оказывало на него влияние. Мы гораздо больше заботились о нашем видении этой проблемы и способах ее преодоления, нежели беспокоились о судьбе своего ребенка.
Поговорив об этом, мы с Сандрой пришли к прискорбному выводу о сильном влиянии на наши поступки нашего собственного характера и наших мотивов, а также нашего представления о своем ребенке. Мы поняли, что социальные мотивы, двигавшие нами, совершенно не гармонировали с нашими глубокими внутренними ценностями и могли привести нас к «условной» любви к сыну и к утрате им чувства собственного достоинства. Поэтому мы решили сконцентрировать свои усилия на самих себе – не на нашем поведении, а на наших скрытых мотивах и нашем восприятии собственного сына. Вместо того чтобы стараться изменить его, мы попытались взглянуть на него со стороны – отделить себя от него, ощутить его личность, индивидуальность и достоинство.
В результате глубоких раздумий, черпая силы в вере и молитвах, мы пришли к тому, что увидели в сыне самостоятельную, неповторимую личность. Мы увидели в нем бесконечные возможности, которые следовало реализовывать в соответствии с его собственным жизненным ритмом. Мы решили перестать волноваться, дать возможность его индивидуальности проявиться без нашего вмешательства. Свою естественную роль мы увидели в том, чтобы способствовать развитию индивидуальности сына, радоваться за него и ценить его. В придачу, мы поработали над своими мотивами и начали создавать «внутренние источники безопасности», позволяющие нам добиться того, чтобы наши представления о собственной значимости не зависели от «приемлемости» поведения наших детей.
У улыбки больше друзей чем у хмурости
Авторский обзор по материалам книги
«7 навыков высокоэффективных людей». Стивен Р. Кови
Автор обзора: Ольга Шуравина
7 мощных инструментов развития личности по Стивену Кови
Книга Стивена Р. Кови на протяжении десятилетий остается супербестселлером. Она оказала влияние на жизни миллионов людей, включая Билла Клинтона, Ларри Кинга и Стивена Форбса. Половина мировых корпораций, входящих в рейтинг Fortune 500, посчитали своим долгом ознакомить сотрудников с философией эффективности, изложенной в «Семи навыках».
Сдвиг парадигмы: изнутри наружу
Прежде, чем изучить семь навыков, Стивен Кови предлагает разобраться, что такое этика личности и этика характера, парадигма и привычки.
Стивен рассказал историю сына. Тот отставал в учебе, стеснялся общаться с другими, даже с близкими. Кроме того, сын был физически слабым, когда играл в бейсбол, то не мог координировать движения. Над ним смеялись окружающие. Стивен вместе с женой Сандрой решили помочь сыну и стали использовать технику позитивного мышления:
– Давай, сынок! Ты можешь! Держи биту чуть повыше и смотри на мяч. Не замахивайся, пока он не подлетит поближе.
И если у сына получалось, изо всех сил подбадривали его:
– Вот молодец, сынок, так и продолжай!
Однако, как родители не старались, усилия не давали результата, что еще сильнее било по самолюбию ребенка. После многократных фиаско Стивен понял ошибку. Дело в том, что всё, чем они стремились помочь сыну, не гармонировало с тем, как они его воспринимали. Родители честно признались, что считали ребенка отстающим в развитии. Поэтому, что бы они ни говорили, сын это воспринимал так: «Ты не способен на это. Ты нуждаешься в помощи». Стивен понял, если они хотят изменить жизнь сына, то начинать надо с себя.
В чем разница между этикой характера и этикой личности
Стивен Кови изучил сотни книг и статей в таких областях, как популярная психология, помощь самому себе, самосовершенствование, которые были изданы в США, начиная с 1776 года. Литература, вышедшая до 20-х годов ХХ века, в основном посвящена теме «Этика характера как основа успеха», и рассказывает истории людей, которые добились успеха, работая над собой. Эти люди развивали такие качества: целостность личности, верность, мужество, справедливость, терпеливость, трудолюбие.
После окончания Второй мировой войны представление об успехе переместилось с этики характера на этику личности. Успешными стали считать тех, кто по поведению и внешне соответствует определенному социальному образу. Подобная философия видна в изречениях: «У улыбки больше друзей, чем у хмурости», «Человек может достичь всего, что понял и во что поверил». Авторы этики личности предлагали людям своеобразный «социальный аспирин». Благодаря ему некоторые проблемы на время теряли остроту, однако хронические очаги болезни давали о себе знать. Стивен Кови цитирует американского психолога и социолога Эриха Фромма, который разглядел следствия применения этики личности:
«Сегодня мы имеем дело с индивидуумом, ведущим себя подобно автомату, который не знает и не понимает самого себя. Знает он лишь человека, которого ожидают в нем видеть. Человека, который язык общения заменил бессмысленным лепетом, живой смех – синтетической улыбкой, чья истинная боль сменилась чувством тупого отчаяния».
Стивен Кови понял: пытаясь изменить сына, они с женой использовали этику личности. Хорошее поведение детей было для них источником социального удовлетворения. Младший сын удовлетворения не приносил. Представление о себе как о заботливых родителях оказалось весомее, чем представление о сыне. Родители в итоге осознали, что их сын – неповторимая личность. Они больше не пытались изменить его, перестали волноваться, позволили проявиться индивидуальности сына без вмешательства. Теперь они радовались за ребенка, а не сравнивали его с другими. Приученный к опеке, сын поначалу испытывал трудности. Родители слушали его, но не всегда реагировали. «Тебя не нужно защищать, – говорило их молчаливое послание. – У тебя все в порядке».
Сын начал развиваться в своем ритме. Проходили недели и месяцы, он обретал уверенность в себе, добивался успехов в учебе, общении, спорте. Шли годы, сына выбирали на руководящие должности в студенческие организации, он стал чемпионом штата по легкой атлетике, приносил домой отличные отметки. Он вырос обаятельным, открытым парнем, доброжелательно относящимся ко всем окружающим.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Ольга Шуравина
Краткое содержание «7 навыков высокоэффективных людей»
7 мощных инструментов развития личности по Стивену Кови
Книга Стивена Р. Кови на протяжении десятилетий остается супербестселлером. Она оказала влияние на жизни миллионов людей, включая Билла Клинтона, Ларри Кинга и Стивена Форбса. Половина мировых корпораций, входящих в рейтинг Fortune 500, посчитали своим долгом ознакомить сотрудников с философией эффективности, изложенной в «Семи навыках».
Сдвиг парадигмы: изнутри наружу
Прежде, чем изучить семь навыков, Стивен Кови предлагает разобраться, что такое этика личности и этика характера, парадигма и привычки.
Стивен рассказал историю сына. Тот отставал в учебе, стеснялся общаться с другими, даже с близкими. Кроме того, сын был физически слабым, когда играл в бейсбол, то не мог координировать движения. Над ним смеялись окружающие. Стивен вместе с женой Сандрой решили помочь сыну и стали использовать технику позитивного мышления:
– Давай, сынок! Ты можешь! Держи биту чуть повыше и смотри на мяч. Не замахивайся, пока он не подлетит поближе.
И если у сына получалось, изо всех сил подбадривали его:
– Вот молодец, сынок, так и продолжай!
Однако, как родители не старались, усилия не давали результата, что еще сильнее било по самолюбию ребенка. После многократных фиаско Стивен понял ошибку. Дело в том, что всё, чем они стремились помочь сыну, не гармонировало с тем, как они его воспринимали. Родители честно признались, что считали ребенка отстающим в развитии. Поэтому, что бы они ни говорили, сын это воспринимал так: «Ты не способен на это. Ты нуждаешься в помощи». Стивен понял, если они хотят изменить жизнь сына, то начинать надо с себя.
В чем разница между этикой характера и этикой личности
Стивен Кови изучил сотни книг и статей в таких областях, как популярная психология, помощь самому себе, самосовершенствование, которые были изданы в США, начиная с 1776 года. Литература, вышедшая до 20-х годов ХХ века, в основном посвящена теме «Этика характера как основа успеха», и рассказывает истории людей, которые добились успеха, работая над собой. Эти люди развивали такие качества: целостность личности, верность, мужество, справедливость, терпеливость, трудолюбие.
После окончания Второй мировой войны представление об успехе переместилось с этики характера на этику личности. Успешными стали считать тех, кто по поведению и внешне соответствует определенному социальному образу. Подобная философия видна в изречениях: «У улыбки больше друзей, чем у хмурости», «Человек может достичь всего, что понял и во что поверил». Авторы этики личности предлагали людям своеобразный «социальный аспирин». Благодаря ему некоторые проблемы на время теряли остроту, однако хронические очаги болезни давали о себе знать. Стивен Кови цитирует американского психолога и социолога Эриха Фромма, который разглядел следствия применения этики личности:
«Сегодня мы имеем дело с индивидуумом, ведущим себя подобно автомату, который не знает и не понимает самого себя. Знает он лишь человека, которого ожидают в нем видеть. Человека, который язык общения заменил бессмысленным лепетом, живой смех – синтетической улыбкой, чья истинная боль сменилась чувством тупого отчаяния».
У улыбки больше друзей чем у хмурости
7 навыков высокоэффективных людей: Мощные инструменты развития личности
Переводчик О. Кириченко
Редактор Е. Харитонова
Выпускающий редактор С. Огарева
Технический редактор Н. Лисицына
Корректор М. Бубелец
Компьютерная верстка Е. Захарова, М. Поташкин
Художник обложки М. Соколова
© FranklinCovey Company, 1989, 2004
© ООО «Альпина Паблишер», 2017
Все права защищены. Никакая часть электронного экземпляра этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.
Предисловие к юбилейному изданию
Я впервые увидел Стивена Кови в 2001 году, когда он предложил мне встретиться, чтобы обсудить некоторые идеи. После теплого приветствия – его рукопожатие напоминало мягкую кожаную перчатку, к которой ты давно привык, – у нас состоялся разговор, который продолжался два часа. Стивен начал с вопросов, большого количества вопросов. Передо мной сидел великий учитель, один из самых влиятельных мыслителей современности, и хотел научиться чему-то у юнца на четверть века моложе себя.
Когда у меня, наконец, появилась возможность удовлетворить мое собственное любопытство, я начал: «Как вы придумали свои “Семь навыков”?»
«Я не придумывал», – ответил он.
«То есть? – не понял я. – Вы же написали книгу».
«Да, написал, но эти принципы были известны задолго до меня. Они больше похожи на законы природы, – продолжал он. – Я просто собрал их вместе, объединил для удобства людей».
Именно тогда я начал понимать, почему его работа имеет такое влияние. Более тридцати лет Кови изучал, практиковал, преподавал и оттачивал то, что в конечном итоге выкристаллизовалось на этих страницах. Он не искал признания; он хотел учить этим принципам, сделать их доступными для людей. Он расценивал «семь навыков» в первую очередь не как средство достижения успеха для себя, а как деятельность, которая приносит пользу человечеству.
Когда Боб Уитман, председатель совета директоров FranklinCovey, позвонил мне и спросил, не хочу ли я написать предисловие к юбилейному изданию в честь двадцатипятилетия первой публикации «Семи навыков высокоэффективных людей», первое, что я сделал, – перечитал книгу от начала до конца; я читал ее вскоре после того, как она впервые вышла в 1989 году, и испытал чувство глубокого удовлетворения от того, что снова смог прикоснуться к этому посланию. Мне также хотелось провести переоценку и понять, почему она стала классикой. Я нашел четыре фактора, обусловившие ее уникальный статус.
1. Кови создал «пользовательский интерфейс», организованный в логическую концептуальную схему, легко доступную благодаря прекрасному языку автора.
2. Кови сосредотачивается на вечных принципах, а не на отдельных методах или сиюминутных поветриях.
3. Кови пишет в первую очередь о построении характера, а не о «достижении успеха», – и таким образом помогает людям стать не просто эффективными личностями, но и настоящими лидерами.
4. Кови сам был учителем 5-го уровня, признававшим собственные недостатки, но при этом настроенным на то, чтобы делиться тем, что знал сам.
Стивен Кови был мастером синтеза. То, что он сделал в сфере личной эффективности, аналогично тому, что графический интерфейс сделал для персональных компьютеров. До Apple и Microsoft мало кто мог пользоваться компьютерами в повседневной жизни; не существовало понятного пользовательского интерфейса – никаких курсоров, дружественных иконок или перекрывающихся окон на экране, не говоря уже о тачскринах. Но с появлением Macintosh, а затем и Windows массовый потребитель смог, наконец, прикоснуться к мощи спрятанных за экраном микрочипов. Точно так же сотни лет происходило накопление мудрости в сфере личной эффективности – от Бенджамина Франклина до Питера Друкера, но она не была организована в единую логическую, дружественную пользователю схему. Кови создал стандартизированную операционную систему – своего рода «Windows» – для личной эффективности и сделал ее простой в использовании. Он оказался прекрасным писателем, мастером коротких историй и игры слов. Я никогда не забуду историю (и ее мораль) из первой главы о мужчине в метро, который не мог успокоить своих шумных детей, точно так же, как не забуду маяк, «не те» джунгли или аналогию с золотыми яйцами. Некоторые из его примеров работают особенно хорошо, представляя читателю как более доходчивые описания идей, так и варианты их практического применения. «Думайте в духе “Выиграл/Выиграл”». «Сначала стремитесь понять, а потом – быть понятым». «Начинайте, представляя конечную цель». «Сначала делайте то, что необходимо делать сначала». Он сделал идеи еще более доступными, используя ситуации и проблемы из своей собственной жизни – воспитания детей, построения брака, общения с друзь ями, – чтобы обучать людей навыкам и упражнениям, необходимым для их использования.
Идеи, заложенные в этой схеме, вечны. Это принципы. Именно поэтому они работают и актуальны для людей любого возраста, в любой точке земного шара. В мире, где царствуют перемены, раскол, хаос и постоянная неопределенность, людям необходим якорь, набор концепций, которые помогли бы им найти верный путь среди этого хаоса. Кови верил, что вечные принципы действительно существуют и что поиск их – это отнюдь не бессмысленное действие, а проявление мудрости. Он отвергал взгляды тех, кто на каждом углу кричит: «Нет ничего святого, ничего вечного, ничего достаточно прочного для того, чтобы устоять в этом постоянно меняющемся мире! Все должно быть новым! То, что было в прошлом, не работает сегодня!»
В моих собственных исследованиях я сосредоточился на вопросе: благодаря чему великие компании занимают свое место – почему им удается совершить переход от хорошего к великому (а другим – нет), почему их структура выдерживает испытание временем (а другие рушатся), почему они процветают среди хаоса? Одним из основных сделанных нами открытий стала идея «Сохранение ядра / Стимуляция прогресса». Она состоит в том, что никакое предприятие не может стать или остаться поистине великим без ядра принципов, которые необходимо сохранять в качестве основы и руководства к действию в постоянно меняющемся мире. В то же самое время компания не может сохранить свое величие, если не будет стимулировать прогресс – перемены, обновления, улучшения и преследование BHAG («больших волосатых наглых целей»). Объединяя оба этих принципа – «сохранение ядра» и «стимулирование прогресса» – вы получаете волшебную диалектику, которая будет поддерживать жизнеспособность компании. Кови обнаружил похожую схему в сфере личной эффективности: вначале необходимо создать твердое ядро принципов, не подверженных постоянным переменам; при этом человек должен постоянно стремиться к совершенствованию и самообновлению. Такая диалектика позволяет сохранить прочное основание и добиться постоянного личностного роста на протяжении жизни.
Но, на мой взгляд, самый важный аспект «Семи навыков» – то, что делает их не просто практическим руководством, но великой книгой, – это их акцент на постройке характера, а не на «достижении успеха». Не бывает эффективности без дисциплины, и не бывает дисциплины без характера. Во время написания этого предисловия я работал профессором кафедры изучения лидерства в Военной академии США в Вест-Пойнте. Я пришел к профессиональному убеждению, что главный ингредиент в рецепте Вест-Пойнта – это идея о том, что настоящее лидерство начинается с характера, что лидерство – это в первую очередь функция того, кем вы являетесь, потому что именно это служит основой всего, что вы делаете. Как сделать из человека лидера? Вначале нужно построить характер. И поэтому я вижу в «Семи навыках» книгу не просто о персональной эффективности, но о развитии лидерства.