Уаис бу что это такое

Уаис бу что это такое

Особо стоит отметить поистине гигантский масштаб — проект охватил более 2,3 тыс. учреждений. «Учреждения, включённые в проект, охватывали критически важную социальную сферу: это школы, больницы и дворцы культуры», — отмечает Артём Ермолаев. Параллельно с проектом в городе идёт реформа учреждений образования. Еще в 2014 году в департамент образования входило 3,2 тыс. учреждений, однако в 2015 году количество образовательных учреждений города было сокращено до 1000.

Развитие инфраструктуры города — залог устойчивого развития общества в современном мире. Особенно это актуально для столицы. В эпоху бурного развития технологий главный российский мегаполис должен отвечать самым высоким стандартам в сфере экономики, жизненного уклада и социальной сферы.

Одно из главных направлений — укрепление инвестиционной привлекательности российской столицы, формирование её благоприятного имиджа. Современный мегаполис должен стать комфортным местом проживания и работы, привлекательным рынком для инвестиций. Достичь этого предполагается, в том числе, за счёт внедрения доступного контроля и учёта инвестиционных процессов — в строительстве, в сфере земельно-имущественных отношений, экономики и финансов.

Москва — один из крупнейших мегаполисов мира, поэтому перед руководством города стоит сложная задача организации эффективного управления тысячами государственных учреждений в самых различных отраслях: образование, культура, ЖКХ, спорт, соцзащита, транспорт, торговля. Именно с целью повышения эффективности управления городскими ресурсами в 2012 году стартовал проект автоматизации финансово-хозяйственной деятельности учреждений. В ходе реализации проекта планировалось решить несколько проблем.

Универсальная автоматизированная система бюджетного учёта (УАИС «Бюджетный учет») построена на облачных технологиях и на базе двух промышленных платформ: «1С:Fresh» фирмы «1С» и «Парус бюджет 8». Логически система разделена на три части, две из которых непосредственно функциональные, дублирующие друг друга на различных платформах, и блок сбора и построения аналитической отчётности (BI-отчётность). При этом система встроена в городской ИТ-ландшафт и интегрирована с множеством городских и отраслевых систем. В функциональную архитектуру разработанной системы входят подсистемы, имеющие разный функционал и обслуживающие разные организации. Но все сервисы должны быть соединены между собой едиными классификаторами, единым управлением и единым каталогом. Эта технология обеспечивает:

Уаис бу что это такое. Смотреть фото Уаис бу что это такое. Смотреть картинку Уаис бу что это такое. Картинка про Уаис бу что это такое. Фото Уаис бу что это такое

Рис. 1. Структурная схема платформы «1С:Предприятие 8» и приложений в модели сервиса.

УАИС «Бюджетный учет» развёрнута в ЦОД Департамента информационных технологий города Москвы на основной и резервной площадках. Технические характеристики платформы «1С:Fresh»: более 3000 областей данных, более 28 нод, более 160 виртуальных машин и более 4,5 ТБ данных. Уровень доступности приложений составляет 99,75%, все серверы приложений и баз данных зеркалируются.

В настоящее время к системе подключено более 2300 учреждений — школы, дворцы культуры, театры, музеи, спортивные школы и секции, учреждения коммунального хозяйства, префектуры и управы районов, а число пользователей превышает 18 тысяч. В системе ежемесячно рассчитывается зарплата более 350 тысяч сотрудников бюджетных учреждений Москвы. Система интегрирована с 18 электронными сервисами Правительства Москвы, при этом используются стандартизированные правила обмена информацией между системами.

Уаис бу что это такое. Смотреть фото Уаис бу что это такое. Смотреть картинку Уаис бу что это такое. Картинка про Уаис бу что это такое. Фото Уаис бу что это такое

Рис. 2. Прикладная архитектура универсальной автоматизированной системы бюджетного учёта.

Источник

Приложение. Положение об универсальной автоматизированной системе бюджетного учета

Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 19 августа 2014 г. N 466-ПП

Положение
об универсальной автоматизированной системе бюджетного учета

1.2. УАИС Бюджетный учет представляет собой автоматизированную информационную систему города Москвы, содержащую информацию, программные и технические средства, обеспечивающие автоматизацию бухгалтерского учета органов исполнительной власти города Москвы и государственных учреждений города Москвы, а также кадрового учета и расчета заработной платы работников государственных учреждений города Москвы, формирования и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности и иной отчетности о деятельности органов исполнительной власти города Москвы и государственных учреждений города Москвы, контроля за показателями исполнения бюджета города Москвы и реализации государственных программ города Москвы.

1.3. УАИС Бюджетный учет является собственностью города Москвы.

1.4. Задачами УАИС Бюджетный учет являются:

1.4.1. Повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти города Москвы и государственных учреждений города Москвы путем использования функциональных возможностей УАИС Бюджетный учет.

1.4.2. Создание единой методологии ведения бухгалтерского учета органами исполнительной власти города Москвы и государственными учреждениями города Москвы.

1.4.3. Обеспечение представления бухгалтерской (финансовой) отчетности и иной отчетности о деятельности органов исполнительной власти города Москвы и государственных учреждений города Москвы.

1.4.4. Обеспечение прозрачности и открытости информации об исполнении бюджета города Москвы и реализации государственных программ города Москвы.

1.5. Основными функциями УАИС Бюджетный учет являются:

1.5.1. Технологическое и информационное обеспечение процессов ведения бухгалтерского учета органами исполнительной власти города Москвы и государственными учреждениями города Москвы, а также кадрового учета и расчета заработной платы работников государственных учреждений города Москвы.

1.5.2. Получение, обработка, систематизация и хранение данных бухгалтерской (финансовой) отчетности и иной отчетности о деятельности органов исполнительной власти города Москвы и государственных учреждений города Москвы.

1.5.3. Обеспечение анализа и мониторинга показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности и иной отчетности о деятельности органов исполнительной власти города Москвы и государственных учреждений города Москвы.

1.5.4. Централизованное хранение информации о пользователях УАИС Бюджетный учет, истории их действий в УАИС Бюджетный учет.

1.6. Взаимодействие УАИС Бюджетный учет с иными информационными системами города Москвы осуществляется в установленном порядке с использованием региональной системы межведомственного электронного взаимодействия города Москвы, Автоматизированной системы «Единая система ведения и управления реестрами, регистрами, справочниками и классификаторами».

1.8. Информация, составляющая государственную тайну, не подлежит обработке в УАИС Бюджетный учет.

2. Участники информационного взаимодействия

3. Права и обязанности участников информационного взаимодействия

3.1. Оператор УАИС Бюджетный учет:

3.1.1. Утверждает Регламент.

3.1.2. Обеспечивает функционирование УАИС Бюджетный учет в соответствии с Регламентом.

3.1.3. Обеспечивает развитие программных и технических средств УАИС Бюджетный учет.

3.1.4. Обеспечивает в соответствии с Регламентом подключение пользователей к УАИС Бюджетный учет и информационно-технологическое взаимодействие УАИС Бюджетный учет с иными информационными системами города Москвы.

3.1.5. Осуществляет учет, регистрацию и авторизацию в УАИС Бюджетный учет участников информационного взаимодействия.

3.1.7. Обеспечивает составление и актуализацию справочников и классификаторов УАИС Бюджетный учет.

3.1.8. Осуществляет техническое сопровождение и консультационную поддержку участников информационного взаимодействия по вопросам использования УАИС Бюджетный учет.

3.1.9. Не несет ответственность за достоверность и полноту информации, передаваемой с использованием УАИС Бюджетный учет.

3.1.10. Не имеет права разглашать информацию о пользователях УАИС Бюджетный учет, кроме случаев, когда законодательством Российской Федерации предусмотрена обязанность по предоставлению такого рода информации уполномоченным государственным органам.

3.1.11. Обеспечивает сбор и ведение справочников аналитического учета, представляемых главными распорядителями бюджетных средств города Москвы (учредителями государственных учреждений), в соответствии с отраслевыми особенностями учетной политики.

3.2. Отдельные функции оператора УАИС Бюджетный учет по решению оператора УАИС Бюджетный учет могут быть переданы другому органу исполнительной власти города Москвы, государственному учреждению города Москвы или иной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством города Москвы.

3.3. Уполномоченный орган:

3.3.1. Доводит до пользователей УАИС Бюджетный учет требования по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета и составлению отчетности в соответствии с действующим законодательством и при необходимости информирует оператора о необходимости внесения изменений в функциональность системы в целях приведения ее в соответствие этим требованиям.

3.3.2. Направляет пользователям УАИС Бюджетный учет разъяснения норм законодательства, регулирующего бюджетный и бухгалтерский учет, подготовленные по запросам главных распорядителей бюджетных средств города Москвы (учредителей государственных учреждений), и при необходимости информирует оператора о необходимости внесения изменений в функциональность системы в целях приведения ее в соответствие этим требованиям.

3.3.3. Доводит до пользователей УАИС Бюджетный учет требования к форматам файлов отчетности, представляемой главными распорядителями бюджетных средств города Москвы (учредителями государственных учреждений), и установленные сроки сдачи отчетности и при необходимости информирует оператора о необходимости внесения изменений в функциональность системы в целях приведения ее в соответствие этим требованиям.

3.3.4. Согласовывает Регламент информационного взаимодействия УАИС Бюджетный учет с информационными системами Департамента финансов города Москвы.

3.4. ОИВ города Москвы осуществляют контроль за ведением бюджетного (бухгалтерского) учета и формированием бухгалтерской (финансовой) отчетности и иной отчетности о деятельности государственных учреждений города Москвы с использованием УАИС Бюджетный учет.

3.5. Пользователь УАИС Бюджетный учет:

3.5.1. Размещает информацию в УАИС Бюджетный учет в части, относящейся к его компетенции, в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством города Москвы.

3.5.2. Осуществляет формирование бухгалтерской (финансовой) отчетности и иной отчетности о деятельности органов исполнительной власти города Москвы и государственных учреждений города Москвы на основе размещенной в УАИС Бюджетный учет информации.

3.5.3. Определяет должностных лиц, ответственных за осуществление своевременного внесения, дополнения, изменения информации, размещенной в УАИС Бюджетный учет, ее полноту и достоверность.

3.5.4. Обеспечивает сохранность учетных данных, представляемых оператором для использования функциональных возможностей УАИС Бюджетный учет, неразглашение указанных данных и недопущение использования функциональных возможностей УАИС Бюджетный учет третьими лицами без согласования с оператором.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник

Внедрение облачного сервиса УАИС Бюджетный Учет в учреждениях органов исполнительной власти города Москвы

Холдинг: Учреждения органов исполнительной власти города Москвы

Внедрения в холдинге

ОПИСАНИЕ

Работы выполнены в учреждениях Органов Исполнительной Власти города Москвы.

Сфера деятельности учреждений: Государственное и муниципальное управление, силовые структуры, другие бюджетные учреждения >> Государственное управление >> Муниципальные исполнительные органы власти (городские, районные, сельские администрации)

Компания «Хэндисофт» выступила в качестве генерального подрядчика, руководителя и исполнителя работ в рамках Государственного контракта №ГК6401/15-2241, заказчик «Департамент информационных технологий города Москвы».

Работы выполнены на технологической базе Центра корпоративной технологической поддержки ООО «1С-КСУ», проект CTS-231-003, заказчик «Департамент информационных технологий города Москвы».

Внедрение основано на решениях:
— функциональный блок «Бухгалтерский учет» облачного сервиса УАИС «Бюджетный учет»;
— функциональный блок «Зарплата и кадры» облачного сервиса УАИС «Бюджетный учет».

В процессе внедрения было проведен анализ информации в традиционной информационной системе на полноту ведения учета, выявление ошибок ведения учета и предоставление рекомендаций по исправлению исходных данных в традиционной системе. Проведена проверка технической готовности рабочих мест на предмет соответствия требованиям вычислительной техники, линий связи. Проведен анализ имеющихся нормативно-правовых документов, регламентов и инструкций на предмет их наличия и актуальности и предоставление рекомендаций по разработке или доработке внутренних нормативно-правовых регламентов и инструкций по порядку ведения учета. Оказаны дистанционные консультации по работе с УАИС «Бюджетный учет» и очная помощь в сдаче месячной отчетности.

В результате внедрения обеспечена унификация ведения финансово-хозяйственной деятельности учреждения в сочетании с гибким механизмом индивидуальных настроек. Улучшен контроль за ведением учета и возможности получения консолидированной отчетности.

Подключенные системы сданы в промышленную эксплуатацию.

Суммарное количество автоматизированных рабочих мест: 999

Источник

Облачный бюджетный учёт города Москвы на 12 тысяч пользователей.

Ход проекта и технологии

Облачный бюджетный учёт города Москвы на 12 тысяч пользователей.

Ход проекта и технологии

Уаис бу что это такое. Смотреть фото Уаис бу что это такое. Смотреть картинку Уаис бу что это такое. Картинка про Уаис бу что это такое. Фото Уаис бу что это такое

обозреватель журнала «Управляем предприятием»

Ход проекта

Проект стартовал в 2011 году с создания системы и подключения к нему пилотной зоны: небольшого количества учреждений из разных отраслей — образование, культура, спорт и проч. На пилотной зоне были выявлены и устранены проблемы, возникающие при работе системы, отработаны технологии подключения учреждений и переноса данных из исторических систем. В 2013 году к кадровому блоку системы были подключены все учреждения, подведомственные Департаменту образования города Москвы.

Построение единой кадровой системы обеспечило единообразие в учёте кадров, контроль доходов руководителей образовательных учреждений, а также наполнило актуальной кадровой информацией все системы Департамента образования города Москвы. Масштаб этого проекта весьма значителен: 3200 учреждений, 6000 пользователей системы и данные по 280 тыс. сотрудникам. Это продемонстрировало перспективность развития проекта.

С 2014 года, после успешного окончания пилотного проекта, был запущен основной проект внедрения универсальной автоматизированной системы бюджетного учёта. Началось планомерное подключение всех учреждений города Москвы ко всем функциональным блокам системы. В период с 2014 по 2016 годы к системе подключили более 2000 учреждений из 2500 существующих на данный момент в городе. Подключение осуществлялось ко всем имеющимся функциональным блокам системы.

Проект построения универсальной автоматизированной системы бюджетного учёта разбили на 3 этапа (рис. 1).

Уаис бу что это такое. Смотреть фото Уаис бу что это такое. Смотреть картинку Уаис бу что это такое. Картинка про Уаис бу что это такое. Фото Уаис бу что это такое

Рис. 1. Три этапа проекта создания и внедрения универсальной автоматизированной системы бюджетного учёта.

Технологии и масштаб системы

Универсальная автоматизированная система бюджетного учёта (УАИС «Бюджетный учет») построена на облачных технологиях и на базе двух промышленных платформ: «1С:Fresh» фирмы «1С» и «Парус бюджет 8». Логически система разделена на три части, две из которых непосредственно функциональные части, дублирующие друг друга на различных платформах, и блок сбора и построения аналитической отчётности (BI-отчётность). При этом система встроена в городской ИТ-ландшафт и интегрирована с множеством городских и отраслевых систем. Функциональная архитектура разработанной системы приведена на рисунке 2. В неё входят разные системы, имеющие разный функционал и обслуживающие разные организации. Но все сервисы должны быть соединены между собой едиными классификаторами, единым управлением и единым каталогом. Эта технология обеспечивает:

Уаис бу что это такое. Смотреть фото Уаис бу что это такое. Смотреть картинку Уаис бу что это такое. Картинка про Уаис бу что это такое. Фото Уаис бу что это такое

Рис. 2. Функциональная архитектура универсальной автоматизированной системы бюджетного учёта.

Уаис бу что это такое. Смотреть фото Уаис бу что это такое. Смотреть картинку Уаис бу что это такое. Картинка про Уаис бу что это такое. Фото Уаис бу что это такое

В настоящее время к системе подключены более 2000 учреждений — школы, дворцы культуры, театры, музеи, спортивные школы и секции, учреждения коммунального хозяйства, префектуры и управы районов, а число пользователей превышает 10 тысяч. В системе ежемесячно рассчитывается зарплата более 300 тысяч сотрудников бюджетных учреждений Москвы. Система интегрирована с 18 электронными сервисами Правительства Москвы, при этом используются стандартизированные правила обмена информацией между системами.

Уаис бу что это такое. Смотреть фото Уаис бу что это такое. Смотреть картинку Уаис бу что это такое. Картинка про Уаис бу что это такое. Фото Уаис бу что это такое

Рис. 3. Прикладная архитектура универсальной автоматизированной системы бюджетного учёта.

Управление проектом

Управление проектом организовано в соответствии с международными стандартами IPMA. В ходе реализации проекта создан полный комплект проектных документов, регламентирующих деятельность по проекту, устав проекта, календарный план, описаны регламенты взаимодействия, разработаны и доведены до исполнителей методики внедрения.
Координация и управление проектом осуществляется коллегиальными органами управления — рабочими группами. Перечень рабочих групп и их функции представлены на рис. 4.

Уаис бу что это такое. Смотреть фото Уаис бу что это такое. Смотреть картинку Уаис бу что это такое. Картинка про Уаис бу что это такое. Фото Уаис бу что это такое

Рис. 4. Организационная структура проекта.

Деятельность рабочих групп поддерживается проектными офисами государственного заказчика, функционального заказчика, исполнителя. Поддержка осуществляется за счёт организации совещаний рабочих групп, фиксирования проектных решений и контроля их исполнения. Все процедуры описаны в регламентах.

Такие большие проекты, по сути, регионального уровня требуют особых подходов к управлению. «В подобных централизованных проектах для успеха проекта важны две вещи, — говорит Марина Слесаренко, заместитель директора фирмы «1С» по работе с корпоративными клиентами. — Во-первых, технологичность системы, а во-вторых — организация проекта. Очень важно понимать, что и в какой последовательности делать. Нужно сначала подготовить проектные документы и договориться о правилах взаимодействия по проектным технологиям». Курирование проекта и управление им осуществляли специалисты фирмы «1С», при этом сами работы выполняли её партнеры.

Основной фокус при управлении проектом — типизация процессов и активностей проекта. Специалистами фирмы «1С» совместно со специалистами Департамента информационных технологий разработаны типовые методики тиражирования системы. Перечислим ниже уникальные решения, использованные при управлении проектом.

Сегодня Департамент информационных технологий Москвы и компания «1С» имеют наработанные технологии и специалистов, которые способны развёртывать систему практически в любых масштабах. Более того, за три года реализации проекта стоимость развёртывания системы в одном учреждении снизилась почти в два раза и при этом она уже не зависит от масштаба учреждения.

Отдельно расскажем о подготовке пользователей в рамках этого масштабного проекта. «Когда делаются большие проекты, важно организовать индустриальное обучение, — подчёркивает Марина Слесаренко. — Для быстрого обучения пользователей используются дистанционные курсы. Однако, как показывает практика, дистанционного обучения достаточно только для простых систем; для систем бухгалтерского и управленческого учёта требуется очное обучение. Поэтому, как правило, мы комбинируем очное и дистанционное обучение. При наличии дистанционного обучения новый сотрудник легко вводится в курс дела, поскольку дополнительно работает внутреннее консультирование, бухгалтеры помогают друг другу».

Важно отметить, что подготовка пользователей велась до начала конвертации исходных данных. Это было необходимо для того, чтобы к моменту окончания конвертации пользователи были уже подготовлены и сразу могли работать в новой системе.

Уаис бу что это такое. Смотреть фото Уаис бу что это такое. Смотреть картинку Уаис бу что это такое. Картинка про Уаис бу что это такое. Фото Уаис бу что это такое

Учебные курсы разрабатывались центром методологии. При составлении курсов использовали ролевой компетентностный подход. Сначала определялась роль того или иного сотрудника в рабочем процессе, после чего определялся перечень компетенций, которые ему необходимы, и уже отталкиваясь от этого перечня выстраивалась подготовка сотрудников. В целом подготовка пользователей включала в себя следующие шаги (рис. 5):

Для обучения было создано 10 специальных учебных классов на базе Московского городского университета управления Правительства Москвы. В них одновременно могло обучаться до 200 человек. Это обеспечило большую скорость подготовки пользователей, и в результате за короткий срок были обучены более 10 тыс. сотрудников бюджетных учреждений. Кроме того, такое обучение существенно дешевле, чем обучение пользователей непосредственно в их учреждениях. В системе дистанционного обучения подготовлены тестовые вопросы, благодаря чему органы исполнительной власти могут тестировать своих специалистов на знание системы, прежде чем позволить им использовать её на рабочих местах.

Уаис бу что это такое. Смотреть фото Уаис бу что это такое. Смотреть картинку Уаис бу что это такое. Картинка про Уаис бу что это такое. Фото Уаис бу что это такое

Рис. 5. Система подготовки пользователей.

В последней части статьи речь пойдёт о результатах этого масштабного и уникального проекта.

Источник

Переход на облачную ERP сэкономил Москве миллионы рублей

Развитие облачных технологий идет семимильными шагами. Реализовано множество кейсов, показавших экономическую эффективность «облака» в сочетании с достижением приемлемого уровня ИБ. Но это далеко не все. Помимо уже ставших классическими моделей сервисов SaaS, PaaS и т.д., появляются новые, например, Application Platform as a Service (aPaaS).

Интересно то, что модель aPaaS (разновидность PaaS, которая предоставляет платформу для разработки, развертывания и исполнения приложений в облаке) у нас в стране имеет своих сторонников, как в стане разработчиков ПО, так и потребителей сервисов. Например, компанией «1С» была разработана технология 1cFresh (полное официальное название «1С: Технология публикации решений»). 1cFresh продается как отдельный программный продукт и используется партнерами и клиентами «1С» в своих SaaS сервисах и частных облаках. Сама фирма «1С» использует продукт 1cFresh в своем облачном сервисе сдачи в аренду приложений (SaaS) 1cFresh.com и сервисе 1С:БухОбслуживание.

Среди крупнейших потребителей aPaaS можно назвать Департамент информационных технологий (ДИТ) Москвы, который использует продукт 1cFresh, развернутый на собственных вычислительных мощностях, для ведения бухгалтерского и зарплатного учета в учреждениях, финансируемых из бюджета города Москвы.

Госсектор выступил в авангарде инноваций

В Москве расположено более 2,5 тыс. государственных учреждений – это органы управления, учреждения образования, здравоохранения, культуры, спорта, ЖКХ и множества других отраслей городского хозяйства. Автоматизацией деятельности этих учреждений и занимается ДИТ Правительства Москвы.

Ранее в государственных учреждениях Москвы для ведения бухгалтерского, зарплатного и кадрового учета применялись программы десятков различных производителей, плохо совместимые друг с другом.

Это порождало длительный сбор и низкое качество финансовой и управленческой отчетности на фоне отсутствия достоверной консолидированной отчетности. Пользователей не устраивали ощутимые задержки, аудиторов – сложности контроля за деятельностью государственных учреждений, а специалистов по информационной безопасности – проблемы с ИБ.

Поэтому ДИТ в рамках государственной программы Москвы «Информационный город» начал проект по переводу бухгалтерского, зарплатного, кадрового и прочего учета государственных учреждений Москвы на централизованное программное решение — Универсальную автоматизированную систему Бюджетный учет (УАИС Бюджетный учет). Какие проблемы необходимо было решить городу?

Одна из самых сложных задач заключалась в том, что прикладные решения, входящие в состав УАИС, нуждались в периодическом обновлении в связи с изменениями законодательства и реализацией новой функциональности. Обновления должны гарантированно выполняться в отведенное для этого время, а обновленные версии — предварительно проверяться на функциональность, требуемую пользователям УАИС Бюджетный учет, а также на предмет отсутствия ошибок и обеспечение требуемых показателей производительности.

Требования, предъявляемые заказчиками из госсектора, не обходятся без пунктов о высокой доступности системы, быстром конфигурировании и обновлении настроек серверов, сопровождаемым постоянным мониторингом функционирования ИС.

«Фреш» от «1С»

Подход, при котором вся требуемая функциональность системы может быть собрана по частям из тысяч локально развернутых прикладных решений, имеет право на существование. Таким ПО, например, может быть связка «1С: Бухгалтерия государственного учреждения», «1С: Зарплата и кадры государственного учреждения», а также отраслевое решение «1С-Парус: Зарплата и кадры образовательного учреждения».

Однако в идеологию программы «Информационный город» подобная реализация никак не вписывалась из-за дублирования части общей функциональности. И остальные требования заказчика придется выполнять совсем непромышленными методами, а это сложно и затратно. Естественнее было бы вынести общий функционал в отдельный модуль, предоставляющий единую точку входа для пользователей прикладных решений в облаке, а также содержащий инструменты администрирования.

Поэтому специалистами ДИТ Москвы, 1С-КСУ и фирмы «1С» была спроектирована централизованная масштабируемая архитектура информационной системы с использованием разработанной фирмой «1С» технологии 1cFresh.

Основная идея, которой руководствовались разработчики, заключалась в создании облачного SaaS сервиса, «заточенного» для удаленного предоставления по сети Интернет с помощью обычного браузера или тонкого клиента прикладных решений «1С». При этом сервис должен быть неким тиражируемым «облаком из коробки», который можно с целью обеспечения должного уровня ИБ развернуть на мощностях заказчика (в дата-центре ДИТ в Москве).

Естественно, что на ПК пользователей никаких программ устанавливать не требуется. А раз так, то все действия по установке, обновлению, поддержанию работоспособности и технической поддержке прикладных решений и необходимого для них оборудования выполняются централизованно командой поддержки УАИС «Бюджетный учет».

Для реализации упоминавшейся выше проблемы объединения однотипного функционала используется механизм разделения данных, позволяющий хранить данные однотипных прикладных решений разных организаций в одной информационной базе, что обеспечивает существенную экономию аппаратных ресурсов и возможность централизованного выполнения операций по обслуживанию.

Особенностью развертывания УАИС «Бюджетный учет» стало использование виртуальных машин. Среда виртуализации была организована с помощью продуктов от компании VMWare, гарантирующих гибкость размещения: виртуальная машина может быть быстро перенесена на любой физический сервер. А раз так, то появляется возможность экономии на оборудовании, а также снижении стоимости обслуживания информационной системы. VMWare, кроме того, обеспечивает простоту резервного копирования и восстановления состояния виртуальных серверов, что важно для обеспечения непрерывности предоставления сервисов.

Что под капотом?

Для обеспечения горизонтальной масштабируемости аппаратные ресурсы, обеспечивающие работу прикладных решений системы, поделены на архитектурные единицы, называемые единицами масштабирования или нодами. Каждая нода включает в себя кластер серверов 1С, сервер СУБД и два веб-сервера с публикациями информационных баз и сервисов.

Уаис бу что это такое. Смотреть фото Уаис бу что это такое. Смотреть картинку Уаис бу что это такое. Картинка про Уаис бу что это такое. Фото Уаис бу что это такое

При необходимости расширения системы в нее добавляются новые единицы масштабирования, на которых могут создаваться информационные базы для новых пользователей или новых прикладных решений, а также для переноса данных имеющихся пользователей.

В настоящее время в рабочей зоне системы функционируют 30 единиц масштабирования, 6 из которых используются для системных нужд. Кроме того, в системе имеются два фронтенд-веб-сервера для маршрутизации и балансировки нагрузки, и два сервера шлюза приложений, сервера контроллеров домена, файл-сервера и др.

При разработке архитектуры системы было принято решение использовать кластер «1С:Предприятия», состоящий из 3 серверов: один центральный рабочий сервер и два рабочих. Каждый сервер кластера выполняет свойственную только ему основную функцию, а также является точкой перераспределения нагрузки. Специализация серверов кластера обеспечивается при помощи требований назначения функциональности (ТНФ).

Основная функция центрального сервера – обслуживание клиентских соединений. Второй обрабатывает сервисы полнотекстового поиска, журнала регистрации и работы с внешними источниками данных через ODBC. Клиентские соединения на этот сервер также назначаются, что позволяет распределять нагрузку между вторым и первым сервером. И, наконец, третий сервер загружен фоновыми заданиями, запускаемыми из встроенного языка. При этом запрещается подключение к нему других клиентских сеансов. Эта настройка устраняет влияние выполняемых в системе ресурсоемких фоновых операций на интерактивную работу пользователей. Что же: логично и функционально!

Доверяй, но проверяй

За работой информационной системы ведется круглосуточное непрерывное наблюдение с помощью программы «1С:Центр контроля качества» (ЦКК). Выполняется мониторинг доступности виртуальных машин информационной системы, ее информационных баз и публикаций, а также ресурсов виртуальных машин (использование процессоров, оперативной памяти, места на дисках и т.д.). Администраторам доступны архивы по производительность ключевых операций прикладных решений и статистика по дампам.

При обнаружении ситуаций, которые могут потребовать вмешательства, ЦКК автоматически формирует инциденты и информирует ответственных с помощью электронных писем и SMS. Это позволяет обнаруживать и устранять проблемы заблаговременно, при первых симптомах, не дожидаясь того, когда они начнут влиять на работу пользователей.

Оригинально решена и проблема обновлений ПО: на технологической площадке УАИС «Бюджетный учет» организованы две зоны – рабочая и подготовительная. В подготовительной зоне проверяются все изменения в системе (обновления версий приложений, системных программ, настроек серверов), проводятся тесты и вырабатываются методики реагирования на возможные проблемы. Для максимально точного соответствия результатов тестирования настройки и конфигурация архитектурных единиц подготовительной зоны максимально соответствует их аналогам в рабочей зоне. По результатам тестирования формируются чек-листы с таймингом обновления и указанием обстоятельств, которые необходимо учесть при обновлении в рабочей зоне.

Обновления версий программ и изменения настроек в рабочей зоне выполняются только после успешного тестирования новых версий и апробации процесса обновления в подготовительной зоне.

Для информационной системы был выстроен процесс ее эксплуатации: определены задачи, дежурства, зоны ответственности, отчетность. Были выработаны детальные регламенты внесения изменений в состав и настройки рабочей и подготовительной зоны, обновления версий платформы «1С:Предприятие» и прикладных конфигураций, изменения настроек серверов, их подключение и отключение, и т.д., а также правила реакций на возникшие и возможные проблемы.

И что же получилось?

На данный момент УАИС «Бюджетный учет» эффективно обслуживает работу 12 тыс. пользователей, государственных учреждений города Москвы, из которых более 9 тыс. работают одновременно.

Система обеспечивает доступность в рабочее время на уровне 99,99% при хороших показателях производительности и технологически готова к дальнейшему росту и увеличению нагрузки, а также к качественному решению поставленных задач.

Для ДИТ Москвы внедрение УАИС «Бюджетный учет» позволило на 88% сократить расходы на сопровождение программ для ведения бухгалтерского, зарплатного и кадрового учета в органах власти и бюджетных учреждениях Москвы, обеспечить оперативное составление финансовой и управленческой отчетности бюджетных учреждений, прозрачность и открытость информации об исполнении бюджета Москвы и реализации государственных программ мегаполиса.

Проект создания УАИС «Бюджетный учет» показал, что платформа «1С:Предприятие», прикладные решения на ее основе и технология 1cFresh позволяют создавать крупные высоконагруженные постоянно доступные облачные информационные системы масштаба города и региона.

Кроме того, на практике было доказано, что в государственном облаке тысячи пользователей из сотен организаций и ведомств могут независимо работать с одним и тем же экземпляром приложения. Поэтому уровень возможностей кастомизации приложений при работе с aPaaS делает 1cFresh предметом для пристального изучения множества потенциальных заказчиков.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *