Уаис бюджетный учет что это

Облачный бюджетный учёт города Москвы на 12 тысяч пользователей.

Ход проекта и технологии

Облачный бюджетный учёт города Москвы на 12 тысяч пользователей.

Ход проекта и технологии

Уаис бюджетный учет что это. Смотреть фото Уаис бюджетный учет что это. Смотреть картинку Уаис бюджетный учет что это. Картинка про Уаис бюджетный учет что это. Фото Уаис бюджетный учет что это

обозреватель журнала «Управляем предприятием»

Ход проекта

Проект стартовал в 2011 году с создания системы и подключения к нему пилотной зоны: небольшого количества учреждений из разных отраслей — образование, культура, спорт и проч. На пилотной зоне были выявлены и устранены проблемы, возникающие при работе системы, отработаны технологии подключения учреждений и переноса данных из исторических систем. В 2013 году к кадровому блоку системы были подключены все учреждения, подведомственные Департаменту образования города Москвы.

Построение единой кадровой системы обеспечило единообразие в учёте кадров, контроль доходов руководителей образовательных учреждений, а также наполнило актуальной кадровой информацией все системы Департамента образования города Москвы. Масштаб этого проекта весьма значителен: 3200 учреждений, 6000 пользователей системы и данные по 280 тыс. сотрудникам. Это продемонстрировало перспективность развития проекта.

С 2014 года, после успешного окончания пилотного проекта, был запущен основной проект внедрения универсальной автоматизированной системы бюджетного учёта. Началось планомерное подключение всех учреждений города Москвы ко всем функциональным блокам системы. В период с 2014 по 2016 годы к системе подключили более 2000 учреждений из 2500 существующих на данный момент в городе. Подключение осуществлялось ко всем имеющимся функциональным блокам системы.

Проект построения универсальной автоматизированной системы бюджетного учёта разбили на 3 этапа (рис. 1).

Уаис бюджетный учет что это. Смотреть фото Уаис бюджетный учет что это. Смотреть картинку Уаис бюджетный учет что это. Картинка про Уаис бюджетный учет что это. Фото Уаис бюджетный учет что это

Рис. 1. Три этапа проекта создания и внедрения универсальной автоматизированной системы бюджетного учёта.

Технологии и масштаб системы

Универсальная автоматизированная система бюджетного учёта (УАИС «Бюджетный учет») построена на облачных технологиях и на базе двух промышленных платформ: «1С:Fresh» фирмы «1С» и «Парус бюджет 8». Логически система разделена на три части, две из которых непосредственно функциональные части, дублирующие друг друга на различных платформах, и блок сбора и построения аналитической отчётности (BI-отчётность). При этом система встроена в городской ИТ-ландшафт и интегрирована с множеством городских и отраслевых систем. Функциональная архитектура разработанной системы приведена на рисунке 2. В неё входят разные системы, имеющие разный функционал и обслуживающие разные организации. Но все сервисы должны быть соединены между собой едиными классификаторами, единым управлением и единым каталогом. Эта технология обеспечивает:

Уаис бюджетный учет что это. Смотреть фото Уаис бюджетный учет что это. Смотреть картинку Уаис бюджетный учет что это. Картинка про Уаис бюджетный учет что это. Фото Уаис бюджетный учет что это

Рис. 2. Функциональная архитектура универсальной автоматизированной системы бюджетного учёта.

Уаис бюджетный учет что это. Смотреть фото Уаис бюджетный учет что это. Смотреть картинку Уаис бюджетный учет что это. Картинка про Уаис бюджетный учет что это. Фото Уаис бюджетный учет что это

В настоящее время к системе подключены более 2000 учреждений — школы, дворцы культуры, театры, музеи, спортивные школы и секции, учреждения коммунального хозяйства, префектуры и управы районов, а число пользователей превышает 10 тысяч. В системе ежемесячно рассчитывается зарплата более 300 тысяч сотрудников бюджетных учреждений Москвы. Система интегрирована с 18 электронными сервисами Правительства Москвы, при этом используются стандартизированные правила обмена информацией между системами.

Уаис бюджетный учет что это. Смотреть фото Уаис бюджетный учет что это. Смотреть картинку Уаис бюджетный учет что это. Картинка про Уаис бюджетный учет что это. Фото Уаис бюджетный учет что это

Рис. 3. Прикладная архитектура универсальной автоматизированной системы бюджетного учёта.

Управление проектом

Управление проектом организовано в соответствии с международными стандартами IPMA. В ходе реализации проекта создан полный комплект проектных документов, регламентирующих деятельность по проекту, устав проекта, календарный план, описаны регламенты взаимодействия, разработаны и доведены до исполнителей методики внедрения.
Координация и управление проектом осуществляется коллегиальными органами управления — рабочими группами. Перечень рабочих групп и их функции представлены на рис. 4.

Уаис бюджетный учет что это. Смотреть фото Уаис бюджетный учет что это. Смотреть картинку Уаис бюджетный учет что это. Картинка про Уаис бюджетный учет что это. Фото Уаис бюджетный учет что это

Рис. 4. Организационная структура проекта.

Деятельность рабочих групп поддерживается проектными офисами государственного заказчика, функционального заказчика, исполнителя. Поддержка осуществляется за счёт организации совещаний рабочих групп, фиксирования проектных решений и контроля их исполнения. Все процедуры описаны в регламентах.

Такие большие проекты, по сути, регионального уровня требуют особых подходов к управлению. «В подобных централизованных проектах для успеха проекта важны две вещи, — говорит Марина Слесаренко, заместитель директора фирмы «1С» по работе с корпоративными клиентами. — Во-первых, технологичность системы, а во-вторых — организация проекта. Очень важно понимать, что и в какой последовательности делать. Нужно сначала подготовить проектные документы и договориться о правилах взаимодействия по проектным технологиям». Курирование проекта и управление им осуществляли специалисты фирмы «1С», при этом сами работы выполняли её партнеры.

Основной фокус при управлении проектом — типизация процессов и активностей проекта. Специалистами фирмы «1С» совместно со специалистами Департамента информационных технологий разработаны типовые методики тиражирования системы. Перечислим ниже уникальные решения, использованные при управлении проектом.

Сегодня Департамент информационных технологий Москвы и компания «1С» имеют наработанные технологии и специалистов, которые способны развёртывать систему практически в любых масштабах. Более того, за три года реализации проекта стоимость развёртывания системы в одном учреждении снизилась почти в два раза и при этом она уже не зависит от масштаба учреждения.

Отдельно расскажем о подготовке пользователей в рамках этого масштабного проекта. «Когда делаются большие проекты, важно организовать индустриальное обучение, — подчёркивает Марина Слесаренко. — Для быстрого обучения пользователей используются дистанционные курсы. Однако, как показывает практика, дистанционного обучения достаточно только для простых систем; для систем бухгалтерского и управленческого учёта требуется очное обучение. Поэтому, как правило, мы комбинируем очное и дистанционное обучение. При наличии дистанционного обучения новый сотрудник легко вводится в курс дела, поскольку дополнительно работает внутреннее консультирование, бухгалтеры помогают друг другу».

Важно отметить, что подготовка пользователей велась до начала конвертации исходных данных. Это было необходимо для того, чтобы к моменту окончания конвертации пользователи были уже подготовлены и сразу могли работать в новой системе.

Уаис бюджетный учет что это. Смотреть фото Уаис бюджетный учет что это. Смотреть картинку Уаис бюджетный учет что это. Картинка про Уаис бюджетный учет что это. Фото Уаис бюджетный учет что это

Учебные курсы разрабатывались центром методологии. При составлении курсов использовали ролевой компетентностный подход. Сначала определялась роль того или иного сотрудника в рабочем процессе, после чего определялся перечень компетенций, которые ему необходимы, и уже отталкиваясь от этого перечня выстраивалась подготовка сотрудников. В целом подготовка пользователей включала в себя следующие шаги (рис. 5):

Для обучения было создано 10 специальных учебных классов на базе Московского городского университета управления Правительства Москвы. В них одновременно могло обучаться до 200 человек. Это обеспечило большую скорость подготовки пользователей, и в результате за короткий срок были обучены более 10 тыс. сотрудников бюджетных учреждений. Кроме того, такое обучение существенно дешевле, чем обучение пользователей непосредственно в их учреждениях. В системе дистанционного обучения подготовлены тестовые вопросы, благодаря чему органы исполнительной власти могут тестировать своих специалистов на знание системы, прежде чем позволить им использовать её на рабочих местах.

Уаис бюджетный учет что это. Смотреть фото Уаис бюджетный учет что это. Смотреть картинку Уаис бюджетный учет что это. Картинка про Уаис бюджетный учет что это. Фото Уаис бюджетный учет что это

Рис. 5. Система подготовки пользователей.

В последней части статьи речь пойдёт о результатах этого масштабного и уникального проекта.

Источник

Уаис бюджетный учет что это

Особо стоит отметить поистине гигантский масштаб — проект охватил более 2,3 тыс. учреждений. «Учреждения, включённые в проект, охватывали критически важную социальную сферу: это школы, больницы и дворцы культуры», — отмечает Артём Ермолаев. Параллельно с проектом в городе идёт реформа учреждений образования. Еще в 2014 году в департамент образования входило 3,2 тыс. учреждений, однако в 2015 году количество образовательных учреждений города было сокращено до 1000.

Развитие инфраструктуры города — залог устойчивого развития общества в современном мире. Особенно это актуально для столицы. В эпоху бурного развития технологий главный российский мегаполис должен отвечать самым высоким стандартам в сфере экономики, жизненного уклада и социальной сферы.

Одно из главных направлений — укрепление инвестиционной привлекательности российской столицы, формирование её благоприятного имиджа. Современный мегаполис должен стать комфортным местом проживания и работы, привлекательным рынком для инвестиций. Достичь этого предполагается, в том числе, за счёт внедрения доступного контроля и учёта инвестиционных процессов — в строительстве, в сфере земельно-имущественных отношений, экономики и финансов.

Москва — один из крупнейших мегаполисов мира, поэтому перед руководством города стоит сложная задача организации эффективного управления тысячами государственных учреждений в самых различных отраслях: образование, культура, ЖКХ, спорт, соцзащита, транспорт, торговля. Именно с целью повышения эффективности управления городскими ресурсами в 2012 году стартовал проект автоматизации финансово-хозяйственной деятельности учреждений. В ходе реализации проекта планировалось решить несколько проблем.

Универсальная автоматизированная система бюджетного учёта (УАИС «Бюджетный учет») построена на облачных технологиях и на базе двух промышленных платформ: «1С:Fresh» фирмы «1С» и «Парус бюджет 8». Логически система разделена на три части, две из которых непосредственно функциональные, дублирующие друг друга на различных платформах, и блок сбора и построения аналитической отчётности (BI-отчётность). При этом система встроена в городской ИТ-ландшафт и интегрирована с множеством городских и отраслевых систем. В функциональную архитектуру разработанной системы входят подсистемы, имеющие разный функционал и обслуживающие разные организации. Но все сервисы должны быть соединены между собой едиными классификаторами, единым управлением и единым каталогом. Эта технология обеспечивает:

Уаис бюджетный учет что это. Смотреть фото Уаис бюджетный учет что это. Смотреть картинку Уаис бюджетный учет что это. Картинка про Уаис бюджетный учет что это. Фото Уаис бюджетный учет что это

Рис. 1. Структурная схема платформы «1С:Предприятие 8» и приложений в модели сервиса.

УАИС «Бюджетный учет» развёрнута в ЦОД Департамента информационных технологий города Москвы на основной и резервной площадках. Технические характеристики платформы «1С:Fresh»: более 3000 областей данных, более 28 нод, более 160 виртуальных машин и более 4,5 ТБ данных. Уровень доступности приложений составляет 99,75%, все серверы приложений и баз данных зеркалируются.

В настоящее время к системе подключено более 2300 учреждений — школы, дворцы культуры, театры, музеи, спортивные школы и секции, учреждения коммунального хозяйства, префектуры и управы районов, а число пользователей превышает 18 тысяч. В системе ежемесячно рассчитывается зарплата более 350 тысяч сотрудников бюджетных учреждений Москвы. Система интегрирована с 18 электронными сервисами Правительства Москвы, при этом используются стандартизированные правила обмена информацией между системами.

Уаис бюджетный учет что это. Смотреть фото Уаис бюджетный учет что это. Смотреть картинку Уаис бюджетный учет что это. Картинка про Уаис бюджетный учет что это. Фото Уаис бюджетный учет что это

Рис. 2. Прикладная архитектура универсальной автоматизированной системы бюджетного учёта.

Источник

Уаис бюджетный учет что это

Уаис бюджетный учет что это. Смотреть фото Уаис бюджетный учет что это. Смотреть картинку Уаис бюджетный учет что это. Картинка про Уаис бюджетный учет что это. Фото Уаис бюджетный учет что это

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Уаис бюджетный учет что это. Смотреть фото Уаис бюджетный учет что это. Смотреть картинку Уаис бюджетный учет что это. Картинка про Уаис бюджетный учет что это. Фото Уаис бюджетный учет что это

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Уаис бюджетный учет что это. Смотреть фото Уаис бюджетный учет что это. Смотреть картинку Уаис бюджетный учет что это. Картинка про Уаис бюджетный учет что это. Фото Уаис бюджетный учет что этоОбзор документа

Постановление Правительства Москвы от 19 августа 2014 г. N 466-ПП «Об универсальной автоматизированной системе бюджетного учета»

В целях автоматизации бухгалтерского учета органов исполнительной власти города Москвы и государственных учреждений города Москвы, а также кадрового учета и расчета заработной платы работников государственных учреждений города Москвы и контроля за показателями исполнения бюджета города Москвы и государственных программ города Москвы за счет применения информационно-телекоммуникационных технологий Правительство Москвы постановляет:

1. Утвердить Положение об универсальной автоматизированной системе бюджетного учета (приложение).

2.2. Департамент финансов города Москвы является уполномоченным органом, осуществляющим методическое руководство в области организации бухгалтерского учета, составления отчетности и формирования учетной политики.

2.3. Переход на ведение бухгалтерского учета органами исполнительной власти города Москвы и государственными учреждениями города Москвы, а также переход на ведение кадрового учета и расчета заработной платы работников государственных учреждений города Москвы, контроль за показателями исполнения бюджета города Москвы и государственных программ города Москвы в УАИС Бюджетный учет осуществляется с 1 сентября 2014 г. по 1 мая 2016 г.

3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на министра Правительства Москвы, руководителя Департамента информационных технологий города Москвы Ермолаева А.В. и министра Правительства Москвы, руководителя Департамента финансов города Москвы Зяббарову Е.Ю.

Мэр МосквыС.С. Собянин

Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 19 августа 2014 г. N 466-ПП

Положение
об универсальной автоматизированной системе бюджетного учета

1. Общие положения

1.2. УАИС Бюджетный учет представляет собой автоматизированную информационную систему города Москвы, содержащую информацию, программные и технические средства, обеспечивающие автоматизацию бухгалтерского учета органов исполнительной власти города Москвы и государственных учреждений города Москвы, а также кадрового учета и расчета заработной платы работников государственных учреждений города Москвы, формирования и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности и иной отчетности о деятельности органов исполнительной власти города Москвы и государственных учреждений города Москвы, контроля за показателями исполнения бюджета города Москвы и реализации государственных программ города Москвы.

1.3. УАИС Бюджетный учет является собственностью города Москвы.

1.4. Задачами УАИС Бюджетный учет являются:

1.4.1. Повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти города Москвы и государственных учреждений города Москвы путем использования функциональных возможностей УАИС Бюджетный учет.

1.4.2. Создание единой методологии ведения бухгалтерского учета органами исполнительной власти города Москвы и государственными учреждениями города Москвы.

1.4.3. Обеспечение представления бухгалтерской (финансовой) отчетности и иной отчетности о деятельности органов исполнительной власти города Москвы и государственных учреждений города Москвы.

1.4.4. Обеспечение прозрачности и открытости информации об исполнении бюджета города Москвы и реализации государственных программ города Москвы.

1.5. Основными функциями УАИС Бюджетный учет являются:

1.5.1. Технологическое и информационное обеспечение процессов ведения бухгалтерского учета органами исполнительной власти города Москвы и государственными учреждениями города Москвы, а также кадрового учета и расчета заработной платы работников государственных учреждений города Москвы.

1.5.2. Получение, обработка, систематизация и хранение данных бухгалтерской (финансовой) отчетности и иной отчетности о деятельности органов исполнительной власти города Москвы и государственных учреждений города Москвы.

1.5.3. Обеспечение анализа и мониторинга показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности и иной отчетности о деятельности органов исполнительной власти города Москвы и государственных учреждений города Москвы.

1.5.4. Централизованное хранение информации о пользователях УАИС Бюджетный учет, истории их действий в УАИС Бюджетный учет.

1.6. Взаимодействие УАИС Бюджетный учет с иными информационными системами города Москвы осуществляется в установленном порядке с использованием региональной системы межведомственного электронного взаимодействия города Москвы, Автоматизированной системы «Единая система ведения и управления реестрами, регистрами, справочниками и классификаторами».

1.8. Информация, составляющая государственную тайну, не подлежит обработке в УАИС Бюджетный учет.

2. Участники информационного взаимодействия

3. Права и обязанности участников информационного взаимодействия

3.1. Оператор УАИС Бюджетный учет:

3.1.1. Утверждает Регламент.

3.1.2. Обеспечивает функционирование УАИС Бюджетный учет в соответствии с Регламентом.

3.1.3. Обеспечивает развитие программных и технических средств УАИС Бюджетный учет.

3.1.4. Обеспечивает в соответствии с Регламентом подключение пользователей к УАИС Бюджетный учет и информационно-технологическое взаимодействие УАИС Бюджетный учет с иными информационными системами города Москвы.

3.1.5. Осуществляет учет, регистрацию и авторизацию в УАИС Бюджетный учет участников информационного взаимодействия.

3.1.7. Обеспечивает составление и актуализацию справочников и классификаторов УАИС Бюджетный учет.

3.1.8. Осуществляет техническое сопровождение и консультационную поддержку участников информационного взаимодействия по вопросам использования УАИС Бюджетный учет.

3.1.9. Не несет ответственность за достоверность и полноту информации, передаваемой с использованием УАИС Бюджетный учет.

3.1.10. Не имеет права разглашать информацию о пользователях УАИС Бюджетный учет, кроме случаев, когда законодательством Российской Федерации предусмотрена обязанность по предоставлению такого рода информации уполномоченным государственным органам.

3.1.11. Обеспечивает сбор и ведение справочников аналитического учета, представляемых главными распорядителями бюджетных средств города Москвы (учредителями государственных учреждений), в соответствии с отраслевыми особенностями учетной политики.

3.2. Отдельные функции оператора УАИС Бюджетный учет по решению оператора УАИС Бюджетный учет могут быть переданы другому органу исполнительной власти города Москвы, государственному учреждению города Москвы или иной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством города Москвы.

3.3. Уполномоченный орган:

3.3.1. Доводит до пользователей УАИС Бюджетный учет требования по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета и составлению отчетности в соответствии с действующим законодательством и при необходимости информирует оператора о необходимости внесения изменений в функциональность системы в целях приведения ее в соответствие этим требованиям.

3.3.2. Направляет пользователям УАИС Бюджетный учет разъяснения норм законодательства, регулирующего бюджетный и бухгалтерский учет, подготовленные по запросам главных распорядителей бюджетных средств города Москвы (учредителей государственных учреждений), и при необходимости информирует оператора о необходимости внесения изменений в функциональность системы в целях приведения ее в соответствие этим требованиям.

3.3.3. Доводит до пользователей УАИС Бюджетный учет требования к форматам файлов отчетности, представляемой главными распорядителями бюджетных средств города Москвы (учредителями государственных учреждений), и установленные сроки сдачи отчетности и при необходимости информирует оператора о необходимости внесения изменений в функциональность системы в целях приведения ее в соответствие этим требованиям.

3.3.4. Согласовывает Регламент информационного взаимодействия УАИС Бюджетный учет с информационными системами Департамента финансов города Москвы.

3.4. ОИВ города Москвы осуществляют контроль за ведением бюджетного (бухгалтерского) учета и формированием бухгалтерской (финансовой) отчетности и иной отчетности о деятельности государственных учреждений города Москвы с использованием УАИС Бюджетный учет.

3.5. Пользователь УАИС Бюджетный учет:

3.5.1. Размещает информацию в УАИС Бюджетный учет в части, относящейся к его компетенции, в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством города Москвы.

3.5.2. Осуществляет формирование бухгалтерской (финансовой) отчетности и иной отчетности о деятельности органов исполнительной власти города Москвы и государственных учреждений города Москвы на основе размещенной в УАИС Бюджетный учет информации.

3.5.3. Определяет должностных лиц, ответственных за осуществление своевременного внесения, дополнения, изменения информации, размещенной в УАИС Бюджетный учет, ее полноту и достоверность.

3.5.4. Обеспечивает сохранность учетных данных, представляемых оператором для использования функциональных возможностей УАИС Бюджетный учет, неразглашение указанных данных и недопущение использования функциональных возможностей УАИС Бюджетный учет третьими лицами без согласования с оператором.

Обзор документа

Переход на ведение бухучета органами власти и госучреждениями города, а также на ведение кадрового учета и расчета зарплаты работников в УАИС Бюджетный учет осуществляется с 1 сентября 2014 г. по 1 мая 2016 г.

Источник

Правила ведения бухучета в бюджетных организациях

Уаис бюджетный учет что это. Смотреть фото Уаис бюджетный учет что это. Смотреть картинку Уаис бюджетный учет что это. Картинка про Уаис бюджетный учет что это. Фото Уаис бюджетный учет что это

Определения и виды организаций, финансируемых из бюджета

Для того чтобы разобраться в понятиях, обозначающих различные организации, финансируемые из бюджета, обратимся к закону «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ. В основном под бюджетными организациями подразумеваются те, что созданы государством. Таким образом, наиболее обобщенным понятием является термин «государственные (муниципальные) учреждения» (далее — госучреждения). Они учреждаются Российской Федерацией, ее субъектом или муниципалитетом. В соответствии с п. 2 ст. 9.1 закона № 7-ФЗ госучреждения классифицируются как:

В следующей таблице представлено сравнение трех видов госучреждений.

Основной регулирующий НПА

Закон «Об автономных учреждениях» от 03.11.2006 № 174-ФЗ

Закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ

Бюджетный кодекс РФ

Обслуживание в следующих областях: наука, образование, медицина, культура, соцзащита, занятость населения, физкультура и спорт и др. (п. 1 ст. 2 закона № 174-ФЗ, п. 1 ст. 9.2 закона № 7-ФЗ)

Выполнение гос. функций, а также оказание госуслуг (ст. 6 БК РФ).

Использование доходов от коммерческой деятельности

На свое усмотрение (пп. 2–3 ст. 298 ГК РФ).

Перечисляются в бюджет (п. 3 ст. 161 БК РФ)

В Федеральном казначействе и коммерческих банках (п. 3 ст. 2 закона № 174-ФЗ)

Только в Федеральном казначействе (п. 9 ст. 9.2 7-ФЗ, п. 4 ст.161 и ст. 220.1 БК РФ)

На праве оперативного управления. Собственником является РФ, субъект РФ, муниципалитет (п. 1 ст. 3 закона № 174-ФЗ, п. 9 ст. 9.2 закона № 7-ФЗ, п. 4 ст. 298 ГК РФ)

Должно быть получено согласие собственника:

Распоряжается на свое усмотрение остальным имуществом

Должно быть получено согласие собственника:

Распоряжается на свое усмотрение остальным имуществом

Необходимо согласие собственника для действий с любым имуществом (п. 4 ст. 298 ГК РФ)

Крупные сделки (п. 1 ст. 15 закона № 174-ФЗ), которые совершаются только с одобрения наблюдательного совета АУ (п. 2 ст. 3 закона № 174-ФЗ) или учредителя БУ (п. 13 ст. 9.2 закона № 7-ФЗ) независимо от вида имущества

Ответственность
по
обязательствам

Отвечает по своим обязательствам своими активами (за исключением тех, на распоряжение которыми нужно согласие учредителя). Если обязательства образованы по причине причинения вреда гражданам, при нехватке активов, которыми можно распоряжаться, ответственность несет учредитель (п. 5 ст. 2 закона № 174-ФЗ, пп. 5–6 ст. 123.22 ГК РФ)

Отвечает по обязательствам денежными средствами, при нехватке таковых отвечает учредитель (п. 4 ст. 123.22 ГК РФ)

Субсидии (п. 1 ст. 78.1 БК РФ)

Бюджетная смета (п. 2 ст. 161 БК РФ)

Об особенностях бюджетной бухотчетности читайте в статье «Порядок сдачи бюджетной отчетности в налоговую».

Планы счетов и инструкции по бухгалтерскому учету

Прежде чем разобрать планы счетов, применимые к госучреждениям, отметим, что главным нормативным актом по бухучету является закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ, который обязаны применять не только коммерческие организации, но и некоммерческие, в том числе и государственные. Этот закон содержит базовые требования к бухучету и правила его ведения в РФ. Перечислим основные из них:

Формы первичных документов, а также учетных регистров и отчетности для бюджетников вы можете найти в КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходите в справочник.

На базе принципов бухучета для госорганизаций разработаны единый план счетов и инструкция, утвержденные приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н. Они действуют как для всех госучреждений, так и для госорганов. Кроме того, в соответствии с п. 21 единого плана счетов для каждого вида госучреждения есть свой частный план счетов, утвержденный:

Отметим еще один нюанс в терминологии. Часто словосочетание «бюджетный учет» употребляют применительно ко всем видам госучреждений. Однако исходя из формулировок, используемых в перечисленных выше НПА, АУ и БУ ведут бухгалтерский учет, а вот государственные органы, внебюджетные фонды и прочие учреждения, указанные в п. 1 инструкции (приказ № 162н), ведут бюджетный учет.

Также важно уделить внимание другим основным законодательным актам, которые необходимы для ведения учета в госучреждении. Приказ Минфина России от 29.11.2019 № 207н содержит перечни КБК на 2020 год, а приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н утвержден порядок применения КОСГУ с 01.01.2019. Инструкция о порядке составления и представления отчетности об исполнении бюджетов, утвержденная приказом Минфина России от 28.12.2010 № 191н и инструкция, утвержденная приказом Минфина России от 25.03.2011 № 33н, содержат формы отчетности и правила их заполнения. Приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н утверждены формы первичных документов и регистров для бюджетников. Помимо того, имеется ряд правовых актов для определенных отраслей и прочих специфических НПА.

С 2021 года планируют внести правки в некоторые КОСГУ. Какие нововведения планирут ввести узнайте в Обзоре от экспертов КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к правовой системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

План счетов госучреждения содержит 5 разделов. В первый раздел «Нефинансовые активы» входят:

Необычным подразделом для знакомых только с классическим бухучетом могут быть непроизведенные активы, которыми являются земля, ресурсы недр и прочие активы, не созданные человеком на производстве. Они отражаются в бухучете по первоначальной стоимости, только когда начали участвовать в экономическом обороте (кроме земли). А получение прав на пользование такими объектами показывается за балансом на счете 01. Земельные участки числятся по кадастровой стоимости. Еще одной особенностью является применение счета для вложений в материальные запасы. Он используется для аккумулирования затрат на производство или покупку материалов.

Более детально о первом разделе плана счетов читайте в статье «Нефинансовые активы в бюджетном учете — это…».

Второй раздел «Финансовые активы» охватывает:

Кредиторская задолженность по кредитам, заработной плате, долги контрагентам за товары, работы услуги, обязательства по перечислениям другим госструктурам, социальным выплатам, оплате налогов и т. д. содержатся в третьем разделе «Обязательства».

В четвертом разделе «Финансовый результат» сгруппированы счета для записи доходов, расходов, финансовых результатов. В основном состав активов и обязательств сравним с соответствующими статьями в небюджетных организациях, но также есть и отличия, как в перечне возможных счетов, так и в их бухучете. В инструкции к единому плану счетов можно найти информацию по учету и по использованию счетов.

Особенностью учета в госучреждениях, помимо прочего, является наличие раздела 5 «Санкционирование расходов» в плане счетов. Он необходим для записи получения и использования денежных средств, выделенных из бюджета, лимитов обязательств, полученных от распорядителей бюджетов, использования этих лимитов, планируемых доходов и расходов. То есть при поступлении уведомления от вышестоящих органов на текущий период о лимитах на приобретение, например, материально-производственных запасов учреждение отражает это на счетах учета. Проводки со счетами данного раздела содержатся в пп. 190–209 (приказ № 183н), пп. 161–180 (приказ № 174н), пп. 131–150 (приказ № 162н) инструкций к планам счетов. Бухгалтерские записи по санкционированию расходов делаются между счетами этого раздела.

Для госучреждений предусмотрено 30 забалансовых счетов. Подход для записи на них такой же, как в учете коммерческих организаций, с помощью односторонней записи, то есть только по дебету для поступлений и только по кредиту — для выбытий. За балансом числится имущество, которое не находится в оперативном управлении, гарантии, награды, бланки строгой отчетности, объекты, которые по инструкции не должны быть на балансе, и пр. Организация также имеет право самостоятельно открыть дополнительные забалансовые счета для осуществления контроля сохранности имущества и других задач управления.

Счета учета в государственных организациях

Номер счета бухучета для госучреждений состоит из 26 разрядов, о чем сказано в п. 21 единого плана счетов. В следующей таблице описано значение каждого разряда:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *