Убрус что это святой

Как появилась иконография изображения Христа «Спас Нерукотворный»?

Приблизительное время чтения: 1 мин.

Отвечает Дмитрий Трофимов, руководитель творческих мастерских «Царьград»:

Убрус что это святой. Смотреть фото Убрус что это святой. Смотреть картинку Убрус что это святой. Картинка про Убрус что это святой. Фото Убрус что это святой

По Преданию, «Спас Нерукотворный» — первое и, более того, прижизненное изображение Христа. Царь Эдессы (город на юго-востоке современной Турции) Авгарь тяжело заболел. Он отправил к Христу художника, чтобы тот написал Его портрет, надеясь через него исцелиться, но у придворного живописца ничего не получилось. Тогда Спаситель умыл свое лицо и вытер его полотенцем, на котором отпечатался Его лик.

Так как борода после умывания была мокрая, то она отпечаталась в виде клиновидной пряди, и поэтому этот образ иногда называют «Спас Мокрая Брада». «Спас на убрусе» — Мандилион (старослав. убрус — полотенце, греч. мандилион — плащ, плат, полотно) — первый тип изображений «Спаса Нерукотворного».

Убрус что это святой. Смотреть фото Убрус что это святой. Смотреть картинку Убрус что это святой. Картинка про Убрус что это святой. Фото Убрус что это святой

Полотно было доставлено царю, и тот исцелился. В благодарность за это чудо Авгарь приказал поместить образ над вратами Эдессы. В годы гонений христиане заложили кладкой Нерукотворный Образ в нише врат. Когда кладку разобрали, оказалось, что святынь теперь две — лик Христа отпечатался на черепице.

Керамидион (греч. черепица), или «Спас на чрепии» — второй тип образа «Спас Нерукотворный». Лик Христа здесь изображается не на полотне, а на коричневом или золотом фоне. К этому типу относится знаменитый «Спас Нерукотворный» XII века, хранящийся в Третьяковской галерее. Новгородский мастер создал величественный, глубокий образ Христа. Отличительная особенность — круглый нимб, в который полностью вписана глава Спасителя.

Нередко в храмах изображали и «Спас на убрусе», и «Спас на чре­пии» — друг против друга, на вос­точ­ной и западной стене. «Спас Нерукот­вор­ный» — один из самых чтимых в Пра­вославной церкви образов. Посредством иконы мы встречаемся с Христом лицом к лицу, вернее, лицом к Лику

Источник

Спас Нерукотворный

Убрус что это святой. Смотреть фото Убрус что это святой. Смотреть картинку Убрус что это святой. Картинка про Убрус что это святой. Фото Убрус что это святой

Происхождение иконы Спас Нерукотворный

Происхождение иконы Спас Нерукотворный можно угадать по ее названию. Нерукотворный — означает, что этот образ не был написан руками иконописцы и появился в Церкви благодаря чуду. Образ Христа отпечатался на плате, которым Спаситель вытер свой лик. День почитания иконы в Православной Церкви — 29 августа.

Спас Нерукотворный: значение

Существует Предание, согласно которому человек, страдающий от проказы, попросил своего архивария Ханнана (Ананию) отнести Христу письмо. В письме он просил спасителя прийти в Едессу и исцелить его. Ханнан был художником, и Авгарь попросил архивария принести хотя бы образ Спасителя, если Сам Он не сможет явиться.

Ханнан увидел Христа, когда Того окружала плотным кольцом толпа. Он понял, что не сможет пробиться сквозь нее и взобрался на высокий камень, чтобы написать образ Спасителя. Иисус увидел это, попросил воды умыться и вытер свой лик платом. К удивлению Ханнана на плате отобразился образ Христа. Он подошел к Ханнану и отдал ему плат с ответным письмом, где говорил, что не может пойти в Едессу, так как Ему надлежит исполнить то, для чего Он был послан, но вместо Него придет его ученик.

С помощью плата Авгарь исцелился от проказы, но ее следы оставались на его лице, пока однажды, после Пятидесятницы, в Едессу не вошел апостол Фаддей. Святой апостол исцелил Авгаря окончательно и крестил его.

Авгарь же взял плат Христа и прикрепил в нише над городскими воротами, вместо стоящего там языческого идола. К сожалению, один из потомков Авгаря стал язычником и попытался уничтожить Спас Нерукотворный, епископам пришлось спрятать икону с зажженой перед ней лампадой в городской стене.

Спас Нерукотворный стал символом силы веры, благодаря которой даже плат Иисуса был целительным для человеческого недуга, но речь шла не только о физических недугов. Господь исцелил и тело и душу Авгаря за его веру в спасительную силу Господа нашего Иисуса Христа.

Убрус что это святой. Смотреть фото Убрус что это святой. Смотреть картинку Убрус что это святой. Картинка про Убрус что это святой. Фото Убрус что это святой

Молитвы образу Спас Нерукотворный

Пречистому Твоему образу покланяемся, Благий, просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже, волею бо благоволил еси плотию взыти на Крест, да избавиши яже создал еси от работы вражия. Тем благодарственно вопием Ти: радости исполнил еси вся, Спасе наш, пришедый спасти мир.

В чем помогает икона Спас Нерукотворный

Спас Нерукотворный считается одним из первых изображений Спасителя. Перед иконой молятся:

Спас Нерукотворный: иконография

Убрус что это святой. Смотреть фото Убрус что это святой. Смотреть картинку Убрус что это святой. Картинка про Убрус что это святой. Фото Убрус что это святой

Убрус что это святой. Смотреть фото Убрус что это святой. Смотреть картинку Убрус что это святой. Картинка про Убрус что это святой. Фото Убрус что это святой

Источник

Нерукотворный Образ (Убрус) Господа нашего Иисуса Христа

Нерукотворный Образ (Убрус) Господа нашего Иисуса Христа

Убрус что это святой. Смотреть фото Убрус что это святой. Смотреть картинку Убрус что это святой. Картинка про Убрус что это святой. Фото Убрус что это святой

Нерукотворный Образ Господа нашего Иисуса Христа

Нерукотворный образ, переданный царю Авгарю

Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа было в 944 г. Предание свидетельствует, что во времена проповеди Спасителя в сирийском городе Едессе правил Авгарь. Он был поражен по всему телу проказой. Слух о великих чудесах, творимых Господом, распространился по Сирии (Мф. 4, 24) и дошел до Авгаря. Не видя Спасителя, Авгарь уверовал в Него как в Сына Божия и написал письмо с просьбой прийти и исцелить его. С этим письмом он послал в Палестину своего живописца Ананию, поручив ему написать изображение Божественного Учителя. Анания пришел в Иерусалим и увидел Господа, окруженного народом. Он не мог подойти к Нему из-за большого стечения людей, слушавших проповедь Спасителя. Тогда он стал на высоком камне и попытался издали написать образ Господа Иисуса Христа, но это ему никак не удавалось. Спаситель Сам подозвал его, назвал по имени и передал для Авгаря краткое письмо, в котором, ублажив веру правителя, обещал прислать Своего ученика для исцеления от проказы и наставления ко спасению. Потом Господь попросил принести воду и убрус (холст, полотенце). Он умыл лицо, отер его убрусом, и на нем отпечатлелся Его Божественный Лик. Убрус и письмо Спасителя Анания принес в Едессу. С благоговением принял Авгарь святыню и получил исцеление; лишь малая часть следов страшной болезни оставалась на его лице до прихода обещанного Господом ученика. Им был апостол от 70-ти святой Фаддей (память 21 августа), который проповедал Евангелие и крестил уверовавшего Авгаря и всех жителей Едессы. Написав на Нерукотворном Образе слова «Христе Боже, всякий, уповая на Тебя, не постыдится», Авгарь украсил его и установил в нише над городскими воротами. Много лет жители хранили благочестивый обычай поклоняться Нерукотворному Образу, когда проходили через ворота. Но один из правнуков Авгаря, правивший Едессой, впал в идолопоклонство. Он решил снять Образ с городской стены. Господь повелел в видении Едесскому епископу скрыть Его изображение. Епископ, придя ночью со своим клиром, зажег перед ним лампаду и заложил глиняной доской и кирпичами. Прошло много лет, и жители забыли о святыне. Но вот, когда в 545 г. персидский царь Хозрой I осадил Едессу и положение города казалось безнадежным, епископу Евлавию явилась Пресвятая Богородица и повелела достать из замурованной ниши Образ, который спасет город от неприятеля. Разобрав нишу, епископ обрел Нерукотворный Образ: перед ним горела лампада, а на глиняной доске, закрывавшей нишу, было подобное же изображение. После совершения крестного хода с Нерукотворным Образом по стенам города персидское войско отступило. В 630 году Едессой овладели арабы, но они не препятствовали поклонению Нерукотворному Образу, слава о котором распространилась по всему Востоку. В 944 году император Константин Багрянородный (912-959) пожелал перенести Образ в тогдашнюю столицу Православия и выкупил его у эмира — правителя города. С великими почестями Нерукотворный Образ Спасителя и то письмо, которое Он написал Авгарю, были перенесены духовенством в Константинополь. 16 августа Образ Спасителя был поставлен в Фаросской церкви Пресвятой Богородицы. О последующей судьбе Нерукотворного Образа существует несколько преданий. По одному — его похитили крестоносцы во времена их владычества в Константинополе (1204-1261), но корабль, на который была взята святыня, потонул в Мраморном море. По другим преданиям, Нерукотворный Образ был передан около 1362 года в Геную, где хранится в монастыре в честь апостола Варфоломея. Известно, что Нерукотворный Образ неоднократно давал с себя точные отпечатки. Один из них, т. н. «на керамии», отпечатался, когда Анания прятал образ у стены по пути в Едессу; другой, отпечатавшись на плаще, попал в Грузию. Возможно, что разность преданий о первоначальном Нерукотворном Образе основывается на существовании нескольких точных отпечатков.

Убрус что это святой. Смотреть фото Убрус что это святой. Смотреть картинку Убрус что это святой. Картинка про Убрус что это святой. Фото Убрус что это святой

Царь Авгарь исцеляется пред Нерукотворным Образом

Во времена иконоборческой ереси защитники иконопочитания, проливая кровь за святые иконы, пели тропарь Нерукотворному Образу. В доказательство истинности иконопочитания папа Григорий II (715-731) прислал письмо к восточному императору, в котором указывал на исцеление царя Авгаря и пребывание Нерукотворного Образа в Едессе как на общеизвестный факт. Нерукотворный Образ помещался на знаменах русских войск, ограждая их от врагов. В Русской Православной Церкви есть благочестивый обычай при входе верующего в храм читать вместе с другими молитвами тропарь Нерукотворному Образу Спасителя.

По Прологам известны 4 Нерукотворных Образа Спасителя: 1) в Едессе, царя Авгаря — 16 августа; 2) Камулианский; обретение его описал святитель Григорий Нисский (память 10 января); по сказанию преподобного Никодима Святогорца († 1809; память 1 июля), Камулианский образ явился в 392 году, но он имел в виду образ Матери Божией — 9 августа; 3) при императоре Тиверии (578-582), от которого получила исцеление святая Мария синклитикия (память 11 августа); 4) на керамии — 16 августа.

Убрус что это святой. Смотреть фото Убрус что это святой. Смотреть картинку Убрус что это святой. Картинка про Убрус что это святой. Фото Убрус что это святой

Нерукотворный Образ Господа нашего Иисуса Христа

Празднество в честь перенесения Нерукотворного Образа, совершаемое в попразднство Успения, называют третьим Спасом, «Спасом на холсте». Особое почитание этого праздника в Русской Православной Церкви выразилось и в иконописании; икона Нерукотворного Образа одна из наиболее распространенных.

2. Плат святой Вероники (Ватикан)

Убрус что это святой. Смотреть фото Убрус что это святой. Смотреть картинку Убрус что это святой. Картинка про Убрус что это святой. Фото Убрус что это святой

Св. Вероника. Икона. Ок. 1420 г. Мастер «Св. Вероники» (Старая Пинакотека. Мюнхен)

ВЕРОНИКА — [Верника, Вереника; греческий Βερονίκη; латинский Veronica] (I в.), святая (память в греческой Церкви 12 июля, память в западной 4 февраля). Отождествляется христианским Преданием с неназванной в Евангелиях по имени кровоточивой женой, получившей исцеление, прикоснувшись к одеждам Спасителя (Мф 9. 20-22; Мк 5. 25-34; Лк 8. 43-48), и благочестивой жительницей Иерусалима, отершей платом лик Спасителя во время Крестного пути на Голгофу. Кровоточивая жена, согласно Оригену (1-я четв. III в.), в учении гностиков-валентиниан выступала как одно из олицетворений Мудрости (Προυνικὸν σοφίαν — Orig. Contra Cels. VI 35). Впервые имя Вероники появляется в «Актах Пилата» (III-IV в.), вошедших впоследствии в качестве составной части в апокрифическое Евангелие от Никодима (IV-V вв.): во время суда над Христом Вероника свидетельствовала, что 12 лет страдала кровотечением и исцелилась от одного прикосновения к краю одежды Спасителя (Гл. 7). Евсевий Кесарийский сообщает, что исцеленная Спасителем кровоточивая жена происходила из Кесарии Филипповой (Панеады) на севере Палестины (Euseb. Hist. eccl. VII 18) и рядом с ее домом находилась бронзовая скульптурная композиция, изображавшая Иисуса и кровоточивую, из каменного пьедестала которой росла целебная трава, излечивавшая различные недуги. Эта скульптура была уничтожена при императоре Юлиане Отступнике. (Sozom. Hist. eccl. V 21). Рассказ Евсевия повторяется и варьируется многими восточнохристтианскими и западнохристианскими авторами. Имя Вероники и рассказ о панеадской статуе соединены в середине VI в. в тексте Хроники Иоанна Малалы (Ioan. Malal. Chron. P. 237).
В Псевдо-Климентовых гомилиях имя Вероника носит дочь хананеянки (Clem. Rom. Hom. 3. 73), об исцелении которой Спасителем говорится в Евангелии (Мф 15. 22-28).

Другой цикл апокрифов о плате Вероники возник под влиянием преданий об эдесском царе Авгаре, его переписке с Иисусом Христом и Нерукотворном образе Спасителя. Сказания о Веронике как о владелице изображения Спасителя получили распространение исключительно в западнохристианском ареале; несомненна вторичность этих легенд о Веронике по отношению к авгаровскому циклу. В поздних вариантах этой легенды говорится о том, что изображение Спасителя было отослано в Эдессу и передано дочери царя Авгаря по имени Вероника. Предполагают, что само имя Вероника произошло от латинского названия изображения Христа — vera icon (подлинный образ).

Согласно латинскому апокрифу «Смерть Пилата» (Mors Pilati) (Гл. 2-3), последовательница Христа Вероника решила заказать Его портрет художнику, но Спаситель, узнав ее желание, приложил холст к Своему Лику и запечатлел на нем Свой Образ. Через некоторое время после Распятия до тяжело болевшего императора Тиберия дошли слухи о знаменитом целителе, совершавшем чудеса в Палестине. Не зная о казни Иисуса, он отправил за ним своего служителя Волусиана. Вероника убедила посланца императора, что для исцеления достаточно с благоговением воззреть на Нерукотворный образ. Волусиан и Вероника доставляют образ Спасителя в Рим, и воздавший Ему почести Тиберий выздоровел. В апокрифе «Кара Спасителя» (Vindicta Salvatoris) рассказывается, что Волусиан отнял силой у Вероники изображение Спасителя и отослал его для поклонения императору Тиберию, который исцелился от проказы. Перед смертью Вероника передала плат с изображением Спасителя священномученику Клименту, папе Римскому.

Наибольшее распространение получило средневековое предание о встрече Иисуса Христа во время Его следования на Голгофу с Вероникой, которая протянула Ему свое головное покрывало, чтобы отереть с лица пот и кровь. Когда Господь вернул его Веронике, на плате отобразился Его искаженный страданием Лик. Это предание возникло в XII-XIII вв. и зафиксировано в Библии Рожера из Аржантёя (ок. 1300). Крестный путь (Via Dolorosa), которым идут паломники в Иерусалиме, включает VI остановку на том месте, где произошло это событие. В настоящее время здесь находится храм (арх. А. Барлуцци), принадлежащий греко-католическому (униатскому) женскому монастырю «младших сестер Иисуса», в нижней части которого, по преданию, располагался дом Вероники.

Образ на плате хранился долгое время в церкви Санта-Мария Маджоре, а затем — в базилике святого Петра в Риме. Первые достоверные сведения о почитании плата Вероники в часовне Девы Марии, находившейся перед внутренней входной стеной базилики святого Петра, относятся к IX в.

Из западных средневековых легенд одна отождествляет Веронику с Марфой, сестрой праведного Лазаря (Гервасий из Тилбери, ок. 1210), другая называет ее женой мытаря Закхея (впоследствии, согласно легенде, отшельник Амадур) и повествует о проповеди ими Евангелия в Центральной Галлии.

Памяти Вероники нет в Иеронимовом Мартирологе и других древнейших календарях. Она почиталась местно: например, в Бордо чтилась ее гробница, в Милане память Вероники праздновалась с особой службой до XVI в., когда архиепископ Карло Борромео († 1584) исключил ее из амвросианского миссала. После изобретения фотографии Вероника была объявлена папским декретом покровительницей фотографов.

Память Вероники Кровоточивой (греч. ἡ αἱμορροοῦσα) отмечена под 12 июля в Синаксаре Константинопольской Церкви Х в. (SynCP. Col. 818) и Типиконе Великой Церкви X в. (Mateos. Typicon. Т. 1. P. 338), под 13 июля — в ряде византийских календарей (например, Paris. Coisl. 223, 1301 г.) и древнерусских Прологах (РГАДА. Тип. 173. Л. 160; Тип. 174. Л. 116 об., XIV в.). В древнерусскую литературу сказание о Веронике попало из славянского перевода хроники Иоанна Малалы (через посредство Летописца Еллинского и Римского) и вошло в некоторые списки Четиих Миней под 16 августа (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 415-417 (2-я паг.)). В русском Хронографе редакции 1617 г. в главе 53 содержится статья «О вопрошении кровоточивым недугом исцелевшия жены от Ирода царя сотворити Образ Христов», восходящая к тому же тексту Хроники Малалы (Творогов. С. 6-7).

3. Анчисхатский образ (Грузия)

Убрус что это святой. Смотреть фото Убрус что это святой. Смотреть картинку Убрус что это святой. Картинка про Убрус что это святой. Фото Убрус что это святой

Анчийский Спас. VI–VIII () в. (Гос. музей искусств Грузии. Тбилиси)

АНЧИЙСКИЙ СПАС — [Анчисхатский Спас; груз. ანჩის ხატი], Нерукотворный образ Спасителя — одна из наиболее чтимых грузинских святынь. В древности икона находилась в монастыре Анчи в Юго-Западной Грузии; в 1664 г. была перенесена в тбилисскую церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, VI в., получившую после перенесения иконы название Анчисхати (в настоящее время хранится в Государственном музее искусств Грузии). Согласно гимнографу Иоанну, епископу Анчийскому, Анчийский Спас был принесен апостолом Андреем Первозванным из Иераполя в Кларджети (Джанашвили. С. 310). Народное предание отождествляет эту икону с Нерукотворным Образом Спасителя из Эдессы. Так, в одной из чеканных надписей XVIII в. на окладе Анчийского Спаса в нарушение хронологии событий говорится, что икона «была доставлена из Эдессы в Константинополь, и, когда же появились Лев Исавр и другие иконоборцы, ее оттуда перенесли и поставили в Кларджети, в кафедральной церкви Анчийской» (Цит. по: Микеладзе. С. 92).
Чудотворная икона (105´ 71´ 4,6 см без киота) заключена в средник разновременного (XII, XIV, XVII-XIX вв.) оклада-триптиха, оставляющего видимым только лик Спасителя, Его древнее энкаустическое изображение, близкое по стилистическим признакам к сир. живописи, датируется не позднее VII-VIII вв. Икона поновлялась в 1-й четверти XIX в., тогда же был исполнен серебряный чеканный оклад. Однако на нем Иисус Христос представлен не в изводе, характерном для изображения Нерукотворного Образа Спасителя, а как Господь Вседержитель. Ш. Я. Амиранашвили, описавший икону в 1929 г. после снятия оклада, отметил сильную поврежденность красочного слоя и неясность многих деталей иконографии и стиля. Ученый датировал первоначальное изображение VI-VII вв., а поздний живописный слой — XVII в. Установление исходной иконографии древней иконы строится на свидетельстве епископа Анчийского Иоанна, заказавшего в конце XII в., при святой царице Тамаре, золотое чеканное обрамление для чудотворного Нерукотворного образа Спасителя, исполненное Бекой Опизари. На раме XII в. выполнены ростовые фигуры Богородицы и святого Иоанна Предтечи, которые должны были составить вместе с иконой Спасителя деисус. Оклад XIX в. трактует триптих как деисус с Господом Вседержителем в центре. В надписях, выполненных в разное время на чеканных створках киота, икона обозначена только как «Нерукотворный Образ», «Образ Воплощения», «Лик Божий» и «Эдесский Образ».

Отражением характерного для Грузии XIII-XIV вв. приема повторного украшения старинных чеканных икон можно считать факт создания для Анчийского Спаса киота с 2 боковыми створками, обложенными чеканными по серебру композициями праздников (Благовещение, Рождество Христово, Крещение, Преображение, Распятие, Воскресение и Вознесение в полукружии киота над самой иконой), выполненными в 1-й половине XIV в. по заказу атабагов Самцхе (1308-1344). В 1686 г. золотых дел мастер Бертаука Лоладзе украсил чеканкой наружные створы киота. Композиции «Воскресение Лазаря», «Успение», «Тайная вечеря», «Вход в Иерусалим», «Уверение Фомы» и «Сошествие Св. Духа на апостолов» разделены, как и на внутренних сторонах створок, полосами чеканных орнаментов. Возможно, тогда же уголки верхней части киота по сторонам от вписанного в полукруг Вознесения были заполнены изображениями летящих херувимов, заняв место поврежденных чеканных орнаментов XIV в.

О местном праздновании Анчийского Спаса в Грузии сведения отсутствуют. Возможно, оно происходило по византийскому установлению 16 августа, в день празднования перенесения из Эдессы в Константинополь Нерукотворного образа Господа нашего Иисуса Христа. В настоящее время Грузинская Православная Церковь в этот день отмечает праздник «анчисхатоба». В XII в. Иоанн, епископ Анчийский, посвятил иконе «Песнопения Анчийского образа»; в XIII в. католикос-Патриарх Арсений IV (Булмаисимисдзе) создал «Восхваление в честь невидимого Нерукотворного Образа»; впоследствии появился «Молебен Анчийского Нерукотворного Образа, составленный по древним рукописным песнопениям».

Дополнительно рекомендуем почитать подробную статью в четырех частях:

Молитвы пред Нерукотворным Образом

Убрус что это святой. Смотреть фото Убрус что это святой. Смотреть картинку Убрус что это святой. Картинка про Убрус что это святой. Фото Убрус что это святой

Нерукотворный Образ Господа нашего Иисуса Христа

Тропарь Нерукотворенного Образа
глас 2

Пречистому Твоему образу покланяемся, Благий,/ просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже:/ волею бо благоволил еси плотию взыти на Крест,/ да избавиши яже создал еси от работы вражия./ Тем благодарственно вопием Ти:/ радости исполнил еси вся, Спасе наш,// пришедый спасти мир.

Кондак Нерукотворенного Образа
глас 2

Неизреченнаго и Божественнаго Твоего к человеком смотрения,/ неописанное Слово Отчее,/ и образ неписанный,/ и богописанный победителен,/ ведуще неложнаго Твоего воплощения,// почитаем, того лобызающе.

Источник

Убрус

Убру́с — 1) плат, полотно, поло­тенце; 2) Святый (Святой) Убрус — Неру­ко­твор­ный Образ Спа­си­теля; плат с неру­ко­твор­ным изоб­ра­же­нием лика Иисуса Христа.

Убрус что это святой. Смотреть фото Убрус что это святой. Смотреть картинку Убрус что это святой. Картинка про Убрус что это святой. Фото Убрус что это святой

Сохра­нился ли Святой Убрус до наших дней?

Пре­да­ние о Неру­ко­твор­ном Образе Спаса доно­сит до нас исто­рию про­ис­хож­де­ния этой свя­тыни.

Когда Едес­ский пра­ви­тель, Авгарь Ухама, стра­дав­ший от тяже­лой болезни (про­казы), неиз­ле­чи­мой обыч­ными вра­чеб­ными сред­ствами, узнал о чуде­сах, совер­ша­е­мых Хри­стом на тер­ри­то­рии Пале­стины, он отпра­вил к Нему своего слугу Ананию (Хан­нана), пред­ва­ри­тельно вручив ему посла­ние, в кото­ром просил об исце­ле­нии. Кроме того, зная о пре­сле­до­ва­ниях Христа со сто­роны иудеев, Авгарь пред­ло­жил Ему кров и убе­жище.

Ввиду необ­хо­ди­мо­сти испол­не­ния глав­ной задачи При­ше­ствия в мир, Спа­си­тель от при­гла­ше­ния отка­зался, однако пообе­щал при­слать впо­след­ствии одного из Своих уче­ни­ков, кото­рый не только изле­чит Авгаря от телес­ной болезни, но и исце­лит от неве­де­ния граж­дан его страны.

Анания был живо­пис­цем и имел пору­че­ние от Авгаря запе­чат­леть образ Мессии в случае, если Тот отка­жется при­быть в Едессу лично. Когда Анания хотел было взяться за напи­са­ние образа, ему не уда­лось при­бли­зиться к Спа­си­телю, так как Он был тесним огром­ными тол­пами людей. Сколько он ни пытался вос­про­из­ве­сти на мате­рии сия­ю­щее Боже­ствен­ной славой лицо, ему никак не уда­ва­лось достичь жела­е­мого резуль­тата.

Тогда Гос­подь, ура­зу­мев про­ис­хо­дя­щее, пове­лел при­не­сти ему плат, после чего умыл Своё лицо и отерся. Таин­ственно и неизъ­яс­нимо на плате отпе­чат­лелся Его Боже­ствен­ный лик. После того как Убрус был вручен живо­писцу Хан­нану, тот доста­вил его в Едессу.

Авгарь принял Неру­ко­творн­ный Образ с бла­го­го­ве­нием и с тех пор исце­лился, хотя болезнь всё же оста­вила на его плоти неко­то­рые следы. Окон­ча­тельно он был исце­лен апо­сто­лом Фад­деем, кото­рый был направ­лен в Едессу апо­сто­лом Фомой после того, как Гос­подь, иску­пив чело­ве­че­ский род и вос­крес­нув, воз­несся на Небеса и воссел одес­ную Отца.

Фома про­све­тил горо­жан светом Еван­гель­ской про­по­веди и Едесса сде­ла­лась хри­сти­ан­ской.

Убрус был нало­жен на доску и утвер­ждён в нише, рас­по­ла­гав­шейся в кре­пост­ной стене над город­скими воро­тами. Все вхо­див­шие в город через ворота должны были воз­да­вать Неру­ко­твор­ному Образу покло­не­ние.

Когда, спустя годы, один из потом­ков Авгаря стал насаж­дать в Едессе язы­че­скую веру, мест­ный епи­скоп, полу­чив откро­ве­ние, пришёл ночью к воро­там, зажёг перед Обра­зом лам­паду и заму­ро­вал вме­щав­шую его нишу, причём сделал это настолько искусно, что место хра­не­ния иконы уже ничем не выде­ля­лось на общем фоне стены. Со вре­ме­нем о место­на­хож­де­нии Образа забыли.

Прошли сто­ле­тия, прежде чем Неру­ко­твор­ный Образ вновь был явлен народу.

В 545 году, когда пер­сид­ский царь Хосрой I (Хозрой I) осадил город Едессу и гото­вился им овла­деть, епи­скопу Евла­вию было виде­ние: Жена, явив­ша­яся ему в Небес­ном вели­чии, ука­зала на место хра­не­ния Неру­ко­твор­ного Образа и пове­лела взять этот Святой.

Под­чи­ня­ясь Боже­ствен­ной воле, Евла­вий вскрыл заму­ро­ван­ную нишу и обна­ру­жил утра­чен­ный было Святой Убрус. Образ ока­зался непо­вре­жден­ным. Более того, на закры­вав­шей его камен­ной (кера­ми­че­ской) плите он обна­ру­жил ещё один образ Спа­си­теля, чудесно отоб­ра­зив­ший тот, кото­рый был запе­чат­лен на Убрусе.

После того как перед Неру­ко­твор­ным Обра­зом было совер­шено моле­ние, а затем, с крест­ным ходом он был про­не­сен по город­ским стенам, враг отсту­пил.

Когда в VII веке арабы овла­дели Едес­сой, хри­сти­а­нам было доз­во­лено покло­няться Образу как свя­тыне. Слава об этой неру­ко­твор­ной иконе рас­про­стра­ни­лась по всему Востоку.

В 944 году импе­ра­торы Кон­стан­тин VII Пор­фи­ро­род­ный и Роман I Лака­пин, дви­жи­мые рев­но­стью о Гос­поде, дого­во­ри­лись с вла­стями Едессы о выкупе иконы. В дар за икону им было отправ­лено 12000 среб­ре­ни­ков и 200 плен­ных сара­цин. Вместе с тем было им было дано обе­ща­ние, что отныне город не будет под­вер­гаться напа­де­ниям со сто­роны импе­ра­тор­ских войск.

Горо­жане, конечно же, не хотели рас­ста­ваться со своей свя­ты­ней. Однако пра­ви­телю уда­лось скло­нить их к согла­сию: кого уве­ще­ва­ни­ями, кого силой и при­нуж­де­нием, кого угро­зами смерти.

15 авгу­ста 944 года Неру­ко­твор­ный Образ был достав­лен во Вла­херн­ский храм, оттуда — в храм «Фарос». 16 авгу­ста он был внесён в Кон­стан­ти­но­поль­ский храм Пре­муд­ро­сти Божьей. После чество­ва­ний и покло­не­ний Неру­ко­твор­ному Образу, его воз­вра­тили в Фарос. В память об этих собы­тиях Цер­ко­вью был уста­нов­лен особый Празд­ник. Он отме­ча­ется еже­годно 16 (29) авгу­ста.

Со вре­ме­нем Святой Убрус был утра­чен.

Согласно наи­бо­лее рас­про­стра­нён­ному мнению, он был похи­щен из Фароса по раз­граб­ле­нии Кон­стан­ти­но­поля кре­сто­нос­цами в 1204 году и направ­лен в Вене­цию на корабле. До Вене­ции судно так и не дошло: зато­нуло в Мра­мор­ном море. Вместе с судном пошёл на дно и Убрус.

По одному част­ному пре­да­нию, Неру­ко­твор­ный Образ в Мра­мор­ном море не тонул. В XIV веке Иоанн Палео­лог пере­дал его гену­эз­цам в знак при­зна­тель­но­сти за помощь в осво­бож­де­нии неко­то­рых земель от вла­ды­че­ства сара­цин. Так икона попала в Европу. Правда, впо­след­ствии выяс­ни­лось, что образ, выда­ва­е­мый за ори­ги­наль­ный Святой Убрус, при­над­ле­жит более позд­нему письму.

Согласно дру­гому пре­да­нию, тоже част­ному, Неру­ко­твор­ный Образ Спа­си­теля путём слож­ных пери­пе­тий попал на тер­ри­то­рию Грузии. Раньше этот образ выстав­лялся для покло­не­ния. Однако, и он ока­зался руко­твор­ным.

Что такое Плат Веро­ники?

Почи­та­е­мый в Пра­во­слав­ной Церкви Святой Убрус не сле­дует путать с извест­ным на Западе Платом Веро­ники. Прин­ци­пи­аль­ным отли­чием этой иконы явля­ется то, что Хри­стос пред­став­лен на ней в тер­но­вом венце.

Согласно пре­да­нию Запад­ной Церкви, про­ис­хож­де­ние этой иконы свя­зано со сле­ду­ю­щим пре­да­нием. Веро­ника была той кро­во­то­чи­вой женой, кото­рую исце­лил Гос­подь ( Мф.9:20-22 ). Она сопро­вож­дала Его во время шествия на Гол­гофу, к месту Его послед­них стра­да­ний и жерт­вен­ной смерти. Сочув­ствуя и желая хоть как-то помочь Своему исце­ли­телю, она подала Ему плат, чтобы Он смог сте­реть с лица капли пота и крови. В знак бла­го­дар­но­сти Спа­си­тель вернул этот плат с чудесно про­явив­шемся на нём отпе­чат­ком Своего лица.

В другом вари­анте исто­рии о про­ис­хож­де­нии плата сооб­ща­ется, что Веро­ника, желая иметь при себе образ Христа, попро­сила напи­сать его Еван­ге­ли­ста Луку. Но все его попытки не увен­ча­лись успе­хом. Тогда Гос­подь, зная о её жела­нии, Сам пришёл к ней на вечерю, умылся и при­ло­жил плат к лицу, после чего на нём и отоб­ра­зился Его святой лик.

Также на статус Плата Веро­ники пре­тен­дуют три релик­вии, нахо­дя­щи­еся: в соборе апо­стола Петра в Риме, в кафед­раль­ном соборе неболь­шой деревни ита­льян­ской про­вин­ции Абруццо, в мона­стыре испан­ского города Али­канте.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *