Убыточное предприятие чем грозит

Какие последствия могут быть при возникновении убытков в бухгалтерском учете

Убыточное предприятие чем грозит. Смотреть фото Убыточное предприятие чем грозит. Смотреть картинку Убыточное предприятие чем грозит. Картинка про Убыточное предприятие чем грозит. Фото Убыточное предприятие чем грозит

Предпринимательской в гражданском законодательстве называется деятельность, направленная на извлечение прибыли, при этом осуществляемая на собственный риск. Мало какая организация или индивидуальный предприниматель начали работать сразу с финансовой отдачей, зато рискуют абсолютно все.

Неважно, чем вы занимаетесь – продаете товары, строите дома, оказываете услуги посредника, производите запчасти или сдаете внаем недвижимость, всегда есть шанс, что, завершив очередной год, увидите в отчете убыток. Насколько отрицательный результат между доходами и расходами критичен для текущих дел и будущего, почему он вообще возникает и можно ли от него избавиться – вопросы, на которые постараюсь сегодня ответить.

Понятие убытка в бухучете

Определение можно найти в пункте 79 ПБУ, утвержденном Приказом № 34-н от 29.07.1998. Если точнее, там дано совместное определение прибыли и убытка – это результат, полученный в отчетном периоде при бухгалтерском учете всех хозяйственных операций в итоге оценки статей баланса по принятым в законе правилам.

Т.е. для определения результата в БУ нужно выполнить два условия:

Почему делаю акцент на этом? Если первичные данные были учтены в бухгалтерии неправильно или вообще не указывались, то исказятся итоги на счетах, а они формируют статьи баланса. В свою очередь некорректное распределение некоторых остатков по строкам и разделам приведет к искажению итогов баланса и отчета о финансовых результатах.

Исходя из первоначального значения, убыток – это отрицательный результат хозяйственной деятельности. Грубо говоря, когда расходы превзошли доходы. Итоги года показывают не только эффективность работы за прошедший период, но и формируют стратегию на будущее. Если нет прибыли, придется разобраться, что пошло не так.

Как возникает убыток

Он возникает по-разному в трех видах учета: бухгалтерском, налоговом и управленческом (УУ). Чем отличается отражение операций:

В НУ могут использоваться оба метода в зависимости от системы налогообложения. На ОСНО традиционно – метод начисления, на УСН – всегда кассовый.

Управленческий учет отражает все реальные расходы, включая те, которые по каким-то причинам не попали в официальные отчеты.

Налоговый создает базу для подготовки деклараций, расчетов по страховым взносам и т.д. Он определяет суммы налогов к начислению и уплате в бюджет.

Управленческий необходим для внутреннего пользования, для представления о реальной картине расходов и доходов, для внешних пользователей бесполезен, т.к. не всегда может быть документально подкреплен и обоснован.

НУ передает информацию государственным органам – ФНС, ПФР, ФСС, на основе которых делаются выводы о финансовом состоянии организации, сокращениях отдельных видов затрат или, наоборот, об их увеличении, сопоставляются данные из разных отчетов для выявления недостоверных или искаженных данных.

УУ служит инструментом планирования, если бухучет неполноценно показывает реальные затраты и ресурсы.

Исходя из вышесказанного, убыток возникает в каждом виде учета по-разному. В НУ появляется только на некоторых системах налогообложения, при формировании налогооблагаемой базы:

В УУ выводится почти аналогично бухгалтерскому, ведущемуся кассовым методом. Если в общем, то формула несложная: остаток средств на счетах (в кассе организации) на начало периода минус фактические затраты плюс поступления. Иногда добавляются еще прогнозные показатели.

Бухгалтерский учет

В бухучете убыток возникает, если создается одна из следующих ситуаций:

В остальных случаях, когда невозможно установить виновного или в результате судебного разбирательства вынесено решение не в пользу организации, операции проводятся с участием счета 94 таким образом:

Или Дебет 91.2 Кредит 94, Дебет 91.9 Кредит 91.2, Дебет 99 Кредит 91.9 – в зависимости от вида недостачи.

Обратите внимание! Использование более быстрого списания амортизации приводит к возрастанию риска убытков. Например, если вы купили оборудование, относящееся к шестой амортизационной группе со сроком полезного использования от 10 до 15 лет и установили минимальный СПИ 10 лет.

Важно! В БУ обязательно должен создаваться резерв по сомнительным долгам (п. 70 Положения по бухгалтерскому учету, утвержденному Приказом 34-н), исключений не предусмотрено.

При этом даже у неработающей организации есть расходы: зарплата сторожа, аренда, земельный налог и т. д. Некоторые сохраняют счет в банке и платят за обслуживание.

Наверное, самый распространенный вопрос, который слышит главный бухгалтер от собственника по окончании очередного года и подведения итогов – «Почему деньги на счете есть, а прибыли нет и дивиденды я получить не могу?» Пункты выше зачастую и есть ответ.

Убыток в отчетности

Весь год вы добросовестно учитывали все хозяйственные операции, и настало время сформировать бухгалтерскую отчетность, которая бывает двух видов: полная и упрощенная. Полный комплект состоит из 6 отчетов и приложений. Это не значит, что сдавать надо весь набор. Те, у кого не наблюдалось изменений в капитале или целевых поступлений, соответствующие приложения не сдают.

Упрощенную отчетность вправе сдавать только некоторые категории организаций, указанные в п. 4 статьи 6 Закона о бухгалтерском учете 402-ФЗ:

При этом не могут воспользоваться этим правом организации, обязанные проходить аудит, некоторые виды кооперативов, компании, занимающиеся микрофинансовыми операциями, бюджетники и еще ряд организаций.

Многие организации, как субъекты малого предпринимательства, пользуются своим правом. В этом случае нужно подавать только первые два отчета: баланс и отчет о финансовых результатах, а также отчет о целевых средствах, если они были (для НКО, которые к СМП не могут относиться по определению, обязательно всегда).

Отдельно в балансе убыток отчетного периода, конечно, вы не увидите, в нем зафиксированы остатки по счетам на конец года. Всю информацию ищем во втором отчете.

В упрощенной форме всего несколько строк (в скобках их номер):

Показатели указываются в обобщенном виде, более подробно их раскрывают в пояснительной записке (не всегда обязательно). Организации на УСН указывают в строке налога на прибыль единый налог. Строка итога вычисляется путем суммирования строк 2110 и 2340 и вычитанием из них всех остальных.

Полный отчет несколько шире, он раскрывает более полно каждый показатель. Например, не включительно в себестоимости, а отдельно показывает коммерческие и управленческие расходы, отражает доходы от участия в других организациях, проценты не только к уплате, но и получению, формирует промежуточные итоги.

В форме есть и особые строчки: налог на прибыль и включенные в него текущий и отложенный налог. Это формулировки для тех, кто применяет ПБУ 18/02. Организации на общей системе налогообложения, если они могут вести упрощенный учет, но отказались от этого права или те, кто изначально должен вести только полный, используют указанное Положение при расчете налога на прибыль.

Во второй части отчета расположены строки справочных данных: результаты от переоценки активов или от прочих операций, которые не вошли в расчет, а также прибыль (убыток) на акцию (для акционерных обществ).

Для сравнения в формах есть две колонки – по данным отчетного периода и аналогичного периода прошлого года. Так можно проследить динамику показателей.

Важно! В некоторых случаях, когда в бухгалтерской отчетности исправлялись ошибки, возможно, что данные, указанные за прошлый период в текущем отчет, не совпадут с прошлогодними (часть II ПБУ 22/2010).

Чистая прибыль (убыток) отчетного периода находится в строке 2400 формы отчета о финансовых результатах.

Влияние на деятельность

Как наличие убытка в бухгалтерии повлияет на организацию – таким вопросом в первую очередь задаются собственники и руководители. Если ваше руководство упорно считает, что нужно платить налогов как можно меньше, поэтому расходов должно быть как можно больше (кстати, не всегда реальных), а убыток – вообще супер (да, таких тоже много), покажите им следующий список причин, чем плоха такая ситуация:

Варианты решений: ликвидация или уменьшение УК. Причем если он минимальный, то, наоборот, придется, возможно, увеличивать его, доводя до уровня ЧА.

Наверное, ни один пункт не порадует собственников. Сокращение расходов и оптимизацию можно проводить и не доводя компанию до кризиса (пусть даже формального).

Как избежать убытков

Есть ли способы избавиться от убытка в бухгалтерском учете? На самом деле – да. Рассмотрим самые оптимальные варианты, которые осуществимы в любой организации:

Можно списывать МПЗ методом ФИФО (п. 16 ПБУ 5/01), т.е. начиная со стоимости первой партии и переходя к последней. Поскольку цены на многие товары поднимаются регулярно, это позволит при большом обороте материалов снизить затраты, включаемые в себестоимость.

Не забудьте про компьютерные программы, системы, ЭЦП, антивирусы их в бухучете допустимо отражать как расходы будущих периодов на время действия ключей, сертификатов, лицензий и т.д., а не списывать одномоментно.

Эта статья ни в коем случае не призыв скрывать какие-то операции или указывать недостоверные данные. Грамотный специалист различает сокрытие фактов хозяйственной деятельности и оптимизацию, а главбух должен уметь оптимизировать учет, не нарушая законодательство.

Источник

Убыток по итогам года: анализ, учет и внимание налоговиков

Убыточное предприятие чем грозит. Смотреть фото Убыточное предприятие чем грозит. Смотреть картинку Убыточное предприятие чем грозит. Картинка про Убыточное предприятие чем грозит. Фото Убыточное предприятие чем грозит

Убыток в общем случае представляет собой разницу между доходами и расходами хозяйствующего субъекта с отрицательным значением. Это понятие закреплено статьей 274 НК РФ. Разница между доходами и расходами определяется в рамках налогооблагаемых доходов и учитываемых расходов (гл. 25 НК РФ).

Финансовый результат в бухгалтерском и налоговом учете

Доходы и расходы учитываются в бухгалтерском учете на основании положений приказа Минфина России от 06.05.1999 № 32н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету „Доходы организации“ ПБУ 9/99» и приказа Минфина России от 06.05.1999 № 33н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету „Расходы организации“ ПБУ 10/99».

Конечный финансовый результат деятельности хозяйственного субъекта отражается в Отчете о финансовых результатах по строке «Чистая прибыль (убыток)».

Конечный финансовый результат в бухгалтерском и налоговом учете может отличаться, так как правила учета доходов и расходов в бухгалтерском и налоговом законодательстве различаются. «Убыток не всегда убыток»/

Нельзя говорить об убыточности деятельности юридического лица только основываясь на том, что по итогам финансового года получен отрицательный финансовый результат, как и наличие в бухгалтерском балансе непокрытого убытка.

Первый фактор заключается в том, что отечественное законодательство устанавливает такое понятие как величина чистых активов, значение которых и будет говорить об успешности хозяйственной деятельности. Законодатель под чистыми активами понимает активы, которые остались бы в организации после погашения всех обязательств (п.4-6 приказа Минфина России от 28.08.2014 № 84н). То есть чистые активы — это собственные средства.

Второй фактор связан с общими итогами деятельности юридического лица, рассчитанными на основании финансового анализа деятельности в динамике. Например, по итогам анализа сделан вывод, что убыток в отчетном периоде снизился по сравнению с предыдущем периодом в 2 раза, что конечно же будет свидетельствовать о положительной динамике деятельности в целом.

Финансовый анализ

Обратимся к отчету о финансовых результатах, который является одним из основных компонентов отчетности в целом, и показывает изменение капитала под влиянием доходов и расходов. Информация, представленная в отчете нарастающим итогом отчетного года, позволяет оценить эффективность деятельности предприятия.

Оценка и анализ статей отчета дает возможность сделать заключение об экономическом положении организации, оценить рентабельность и финансовую устойчивость, сформировать представление о дальнейшем развитии организации.
Посмотрим на полученный убыток «со стороны».

Основные показатели исследования эффективности активов:
— прибыль (убыток) от продаж, полученная за период;
— прибыль (убыток) до налогообложения, полученная за период;
— чистая прибыль (непокрытый убыток), полученная за период;
— показатели рентабельности (убыточности).

Показатели рентабельности (убыточности) характеризуют эффективность использования активов и источников их формирования. Под рентабельностью понимается эффективность, прибыльность, доходность предприятия или предпринимательской деятельности.
Можно сделать вывод об эффективности использования ресурсов, так как в расчете может участвовать не только показатель прибыли, но и показатель убытка. Соответственно, рассчитанные таким образом показатели рентабельности должны быть больше нуля и в этом случае оценка динамики показателей будет иметь положительное значение, даже несмотря на то, что может быть получен убыток.

Внимание налоговиков

Одним из оснований проверки налоговиков является низкая рентабельность, а также отражение в налоговой отчетности убытков на протяжении двух и более лет (Концепция системы планирования выездных налоговых проверок, утв. Приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок», далее Концепция).

Положения Концепции связаны с критериями самостоятельной оценки рисков, среди них есть такой критерий как отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.
Конечно, для налоговых органов больший интерес представляет налоговая, а не бухгалтерская отчетность, тем более, что налогоплательщик может в бухгалтерской отчетности отражать убыток, а в налоговой прибыль и это не противоречит законодательству.

Тем не менее, даже если только в бухгалтерской отчетности отражается убыток, контролирующие органы могут пригласить руководство организации на «убыточную комиссию», где и попросят объяснить причины убытков, ведь деятельность коммерческой организации направлена, прежде всего, на получение прибыли, о чем указано в п. 1 ст. 2 ГК РФ.

Кроме того, налоговые органы рассчитывают рентабельность предприятия. Цель —сравнить ее со среднестатической рентабельностью по отрасли, отклонение которой должны быть не более 10%. Иначе организация будет кандидатом на выездную налоговую проверку. Рентабельность рассчитывается по данным бухгалтерской отчетности, поэтому имеют место случаи, когда споры с налоговыми органами о низкой рентабельности приходится доказывать в судебном порядке.

Примером могут служить постановления ФАС Московского округа от 09.11.2010 № А40-175533/09-35-1333 и от 04.05.2010 № А40-114683/09-4-826.

Таким образом, полученный убыток может быть «опасен» не только с точки зрения дальнейшей деятельности самой организации, но и с точки зрения пристального внимания налоговых органов.

«Борьба» с убытком

Рассмотрим возможные варианты увеличения прибыли. Однако некоторые из них могут показаться «недостижимыми», и в этом будет доля истины.

Увеличивать выручку от реализации, сохраняя при этом уровень издержек организации.

Увеличение продаж

Что делать:
В данной ситуации необходимо тщательное изучение рынка, в том числе и в регионах. а в крайнем случае путем повышения стоимости, конечно если это возможно в условиях рынка.

Кроме того, увеличение продаж возможно добиться гибкой маркетинговой политикой. Сама по себе маркетинговая политика будет являться не только программой лояльности клиентов, но и направлена на исключение налоговых рисков при предоставлении скидок и бонусов клиентам, так как зачастую налоговые органы пристально следят за ценообразованием и пытаются «доказать» получение налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды. Свидетельствует об этом и судебная практика, например, Постановления АС УО от 11.02.2015 по делу № А34-2255/2014, АС ВВО от 03.03.2016 по делу № А43-14608/2013.

В учетной политике целесообразно предусмотреть следующие положения: товарная политика, ценовая политика, сбытовая политика, политика продвижения.

Снижение себестоимости

Что делать:
Например, проанализировать транспортные расходы, и, возможно, сменить транспортную компанию, на ту, в которой стоимость доставки ниже, либо рассмотреть вопрос о вложении средств в собственный транспорт. Все направления нужно тщательно проанализировать для принятия решения.

ВНИМАНИЕ!

Завтра на «Клерке» стартует обучение на онлайн-курсе повышения квалификации для получения удостоверения, которое попадет в госреестр. Тема курса: управленческий учет.

Повысьте свою ценность как специалиста в глазах директора. Смотреть полную программу

Источник

Убытки в отчетности: чем это грозит бизнесу

Очень многие компании в первые годы после регистрации работают в убыток. Причина — все средства вкладываются в развитие. Но нередки ситуации, когда убыток возникает у предприятия, работающего давно и достаточно успешно. Причина — неудачные сделки, падение спроса, финансовые кризисы и т. д.

В общем случае под убытком понимают ситуацию, при которой расходы превышают доходы.

В соответствии с действующим законодательством все налогоплательщики ведут:

Если компания применяет ОСНО, при расчете убытка необходимо руководствоваться ст. 274 НК РФ. Если же для ведения учета выбрана УСН, следует внимательно изучить п. 7 ст. 346.18 НК РФ.

Год завершен. Компания может отразить убыток:

Данные бухгалтерского и налогового учета не всегда сходятся. Некоторые расходы в бухучете полностью принимаются к зачету, а в налоговом учете только частично. И получается, что налоги насчитаны, их нужно платить, а нечем.

Это относится к ситуациям с расходами на рекламу, оплату банковских процентов по кредиту. При списании их в налоговом учете нельзя выходить за пределы норм, прописанных в НК РФ. Это же касается расходов на спецоценку условий труда, благоустройство прилегающей территории. Например, те, кто выбрал для работы УСН, не могут принять эти расходы к зачету (основание — ст. 346.16 НК РФ). Как следствие, в балансе эти расходы будут отражены, а в декларации по УСН нет.

Бывают и ситуации, когда в бухотчетности показана прибыль, а налоговая — с убытками. Одна из возможных ситуаций — учредитель за свой счет приобретает для компании оборудование. Бухучет в соответствии с п17 ПБУ 9/99 предполагает отражение дохода на эту сумму. А пп. 11 ст. 251 НК РФ подобное поступление доходом не считает. Соответственно, в декларации его отражать не надо.

Еще пример. Компания применяет УСН и оплачивает коммунальные услуги по факту получения их. Счета за декабрь будут выставлены в январе и тогда же оплачены. Так как работа на УСН предполагает обязательное применение кассового метода, то в бухучете все подобные расходы должны быть отражены в декабре. А в налоговом их можно принять к зачету только в январе. Причина — расходы нельзя учесть до того, как они будут оплачены.

Сразу стоит сказать, что проверка будет особо тщательной. Инспектор по каналам электронной связи или заказным письмом отправит запрос, в котором попросит предоставить на проверку:

На формирование ответа у налогоплательщика есть 5 рабочих дней с момента, как требование получено. Важно понимать, что при электронном документообороте представитель компании обязан подтверждать, что письмо получено и прочитано.

Компания не может очень уж долго работать в убыток. Если в течение нескольких лет в ФНС предоставляется отчетность с минусами по налогам, это говорит о том, что предприятие либо работает в рамках группы компаний, либо предназначено для решения определенных задач (часто незаконных) собственников.

Инспектор ФНС квартал за кварталом видит в декларациях убыток? Можно с почти 100% уверенностью говорить о том, что будет назначена выездная налоговая проверка. Для этого достаточно убытка даже в размере 1 копейки.

Есть целый ряд ситуаций, когда компании не стоит лишний раз попадать в поле зрения налоговиков с убыточными декларациями. Наиболее частые причины:

В любой из перечисленных ситуаций достаточно просто убрать из декларации «лишние» расходы. За излишне уплаченные налоги никто никого не наказывает.

Но не стоит забывать, что все вышесказанное относится только к налоговой отчетности. В бухгалтерской расходы показываются полностью. Если это не сделать, при выявлении недостоверных данных должностное лицо будет наказано на 5-10 тысяч рублей (основание — ст. 15.11 КоАП РФ). Предусмотрены штрафы и в НК РФ, точнее в ст. 120. Здесь суммы наказания начинаются от 10 тыс. рублей.

Компания, у которой на определенном этапе деятельности были убытки, может перенести их на будущее для уменьшения налоговой базы. Это касается и ОСНО, и УСН. Но важно соблюсти ряд требований:

На то, чтобы закрыть убыток полностью, компании дается не более 10 лет. Например, если в 2015 году был зафиксирован убыток в размере 1 млн. рублей, перекрыть полностью его предстоит до 2025 года.

Для тех, кто предпочитает работать на основной системе налогообложения, стоит прочитать следующие правила:

Не редки ситуации, когда налогоплательщик получает документы, на которых стоит дата прошедших периодов. Как поступать в такой ситуации? Принимать в текущем году? Сдавать корректировки за прошлые периоды и готовиться к проверкам со стороны налоговиков?

Законодательство говорит, что уменьшить налоговую базу на сумму расхода можно только в том периоде, к которому затраты относятся по факту. Но на самом деле небольшой выход из ситуации есть. Налоговики разрешают принимать документы к зачету в последующих периодах, если принятие их в своем периоде приведет к снижению налога. Основание — п. 1 ст. 54 НК РФ. Это относится и к УСН, и к ОСНО.

Несколько иначе обстоит ситуация в бухгалтерском учете. Здесь бухгалтер обязан исходить из следующих положений:

Наличие убытка как в налоговой, так и в бухгалтерской отчетности приведет не только к проверкам и запросам со стороны ФНС, но и к другим негативным последствиям. Например, банки вряд ли захотят выдать кредит тому, кто постоянно работает в убыток.

Отдельного внимания заслуживают тендеры на закупки товаров и услуг для нужд государственных и муниципальных предприятий. Формально компании с убытком могут в них участвовать. На практике же в пакет документов обычно включают справку об отсутствии задолженности по налогам и сборам, бухбаланс с приложениями и т. д. Вполне естественно, что шанс стать победителем в тендере больше у того, кто работает с прибылью.

Источник

Убыток и его налоговые последствия

Если бизнес долго работает с убытком – это создает серьезные проблемы для его владельцев. «Проедаются» оборотные средства, приходится урезать расходы, из-за чего могут уволиться ценные сотрудники и прийти в негодность оборудование.

Но, кроме всего прочего, отрицательный финансовый результат влечет за собой и налоговые последствия. Причем – иногда не только негативные, но и положительные для бизнесмена. Рассмотрим, как убыточная деятельность влияет на налоговую нагрузку компании.

Убыток и начисление налогов

Чтобы финансовый результат влиял на налоги — их расчет должен зависеть от прибыли бизнеса.

Это условие выполняется при трех налоговых режимах.

При общей системе (ОСНО) финансовый результат деятельности облагается налогом на прибыль. Если нет прибыли – то нет и налога.

Также убыток при ОСНО влияет и на НДС, но не так прямо, как в случае с налогом на прибыль. Дело в том, что добавленная стоимость складывается не только из разницы между выручкой и затратами, но и включает в себя все расходы, не облагаемые НДС. В первую очередь – это заработная плата и начисляемые на нее страховые взносы. Поэтому компания, работающая с убытком, в большинстве случаев все равно платит НДС, только в меньшем объеме, чем при получении прибыли.

Также существуют два специальных налоговых режима, при которых прибыль облагается по принципам, сходным с ОСНО.

Единый сельхозналог (ЕСХН) и налог при упрощенной системе налогообложения (УСН) с объектом «Доходы минус расходы» рассчитываются на основе разницы между выручкой и затратами.

Отличия между ними следующие:

При остальных «спецрежимах» сумма налога не зависит от прибыли. При УСН «Доходы» она исчисляется на основе выручки, без учета затрат.

Что же касается «вмененки» и патентной системы, то в этих случаях налог вообще не привязан к оборотам бизнеса. Базой при указанных спецрежимах являются различные «физические» показатели: численность работников, торговые площади, количество транспортных средств и т.п.

Т.е. бизнесмен на «вмененке» или патенте может работать «в ноль», получить убыток или вообще не вести деятельность, но обязанность заплатить налог у него остается.

Финансовый результат деятельности влияет на фискальную нагрузку при трех налоговых режимах: ОСНО, ЕСХН и УСН «Доходы минус расходы».

Далее рассмотрим, что грозит бизнесмену, работающему с убытком, и какую пользу он может извлечь из этой ситуации.

Как налоговики относятся к убыткам

Ответ на этот вопрос очевиден – сотрудники ФНС, мягко говоря, «недолюбливают» убыточные компании. Инспектора «по умолчанию» подозревают каждого такого бизнесмена в уклонении от уплаты налогов.

Причем речь идет не просто о «самодеятельности» отдельных специалистов или руководителей подразделений, а о позиции всей налоговой службы.

В приказе ФНС РФ от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ перечислены критерии для отбора «кандидатов» на налоговую проверку.

В п. 11 части 4 приложения 1 к этому приказу сказано, что одним из критериев для включения в план проверок является существенное снижение рентабельности по сравнению со среднеотраслевой.

Т.е. налоговиков не устраивает даже падение прибыли, не говоря уже о полном ее отсутствии.

Иногда инспектора даже пытаются банкротить убыточные организации, но в этом случае судьи обычно не поддерживают их.

Верховный Суд РФ указал, что хотя прибыль и является целью предпринимательской деятельности, но это не значит, что бизнесмен не может работать с отрицательным финансовым результатом (п. 13 постановления Пленума ВС РФ от 24.10.2006 № 18).

Поэтому закрыть убыточную компанию налоговики вряд ли смогут, но создать массу других проблем — вполне способны.

Речь в первую очередь идет о выездной проверке. Но у налогоплательщика, работающего «с минусом» есть возможность ее избежать и сделать свой убыток, так сказать, «законным» в глазах инспекторов.

Для этого нужно подготовить обоснованное пояснение убытков. Как это сделать – рассмотрим в следующем разделе.

Как обосновать убытки перед налоговиками

Если организация сдала «отрицательную» декларацию, или даже несколько подряд, то это вовсе не значит, что на пороге офиса сразу же появятся проверяющие.

Скорее всего, сначала налоговики запросят письменные пояснения или вызовут руководителя компании на «убыточную» комиссию.

И от того, насколько весомыми будут аргументы бизнесмена, во многом зависит дальнейшая ситуация.

Не следует «отписываться» общими фразами об экономическом кризисе, падении спроса и т.п. Пояснение должно быть предельно конкретным и характеризовать ситуацию именно на данном предприятии.

В качестве причин убытков можно назвать, например, следующие:

Все указанные причины должны быть подтверждены документально. Например, если речь идет о взаимоотношениях с контрагентами, то нужно приложить копии договоров, писем и прайс-листов, при аварийных ситуациях подтверждением будут акты государственных органов и т.п.

Если бизнесмену удалось обосновать свои убытки, то он может использовать их в дальнейшем для налоговой оптимизации. Как это сделать – покажем в следующем разделе.

Как перенести убытки на будущее

Все налоговые режимы, «завязанные» на финансовый результат, предусматривают перенос убытков на будущее, но каждый из них имеет свои особенности.

При ОСНО убытки переносятся в соответствии со ст. 283 НК РФ.

Существует ряд ограничений:

Если убытки «накопились» за несколько лет, то их следует списывать в хронологическом порядке.

Бизнесмены обязаны хранить все первичные документы, подтверждающие убытки, до их полного списания (п. 4 ст. 283 НК РФ, письмо Минфина РФ от 25.05.2012 № 03-03-06/1/278).

Перенос убытков при УСН (п. 7 ст. 346.18 НК РФ) и ЕСХН (п. 5 ст. 346.6 НК РФ) осуществляется в целом по тем же принципам, что и при ОСНО, но с учетом следующих особенностей:

Также следует иметь в виду, что при смене налогового режима накопленные убытки «аннулируются», т.е. не могут быть в дальнейшем использованы для уменьшения облагаемой базы.

Разумеется, это положение относится только к налоговому учету. В бухучете финансовые результаты деятельности компании накапливаются в течение всей ее «жизни», независимо от смены формы налогообложения

Вывод

Полученные убытки не только ухудшают финансовое положение организации, но и могут привести к проблемам с налоговиками.

Инспектора подозревают любую убыточную компанию в применении незаконных схем уклонения от налогов.

Чтобы избежать выездной проверки, бизнесмену следует подготовить аргументированные пояснения и убедить чиновников в том, что убытки вызваны объективными причинами.

Если доводы налогоплательщика были достаточно весомыми, то в дальнейшем «подтвержденный» убыток можно использовать для уменьшения облагаемой базы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *