Учебное исследование что это такое
Учимся по ФГОС. Учебное научное исследование.
Иссле́дование (буквально «следование изнутри») в предельно широком смысле — поиск новых знаний или систематическое расследование с целью установления фактов. В более узком смысле исследование — научный метод (процесс) изучения чего-либо. (с – ВикипедиЯ)
1) требования к результату образования;
2) требования к структуре основных образовательных программ;
3) требования к условиям реализации стандарта.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ – универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные) – основа умения учиться; межпредметные понятия.
ПРЕДМЕТНЫЕ – опыт получения, преобразования и применения предметных знаний;
Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в школе является включение учащихся в исследовательскую и проектную деятельность. Основная задача исследовательской и проектной деятельности направлена на практическое применение предметных знаний. В исследовательских и проектных работах востребованы практически любые способности подростков, сочетаются различные виды познавательной деятельности. Исследовательская и проектная деятельность побуждает подростка к творчеству как индивидуальному, так и коллективному; способствует их предварительной профессиональной ориентации.
Учебное исследование – это процесс осмысления мира, приобретения знаний. В его рамках задаются вопросы, делаются открытия в стремлении к новому пониманию. Реализация требований ФГОС в ходе исследовательских проектов включает в себя следующие пункты:
1. Учащиеся учатся ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путем научного исследования;
2. Учащиеся учатся получать новую информацию;
3. Учащиеся должны уметь анализировать полученную информацию;
4. Учащиеся учатся формулировать вытекающие из результатов исследования выводы.
Не следует путать или объединять понятия «проектная работа» и «научное исследование».
Выбор сферы деятельности, доказательство актуальности планируемых работ
Формулировка замысла проекта: описание продукта проектной работы и его соответствие условиям будущего использования
Осознание проблемы, существующей в данной научной сфере.
Формулировка гипотезы, направленной на разрешение данной проблемы
Направлены на выполнение замысла проекта
Направлены на решение научной проблемы
Нацелены на получение конкретного продукта проектных работ
Нацелены на разностороннее научное исследование объекта изучения
Выбор методов обработки изделия.
Выбор основных и вспомогательных материалов. Выбор инструментов, приспособлений и оборудования.
Выбор общенаучных методов исследовательской деятельности.
Выбор специфических методов исследовательской деятельности.
Проведение проектных или исследовательских работ
Реализация проектных работ в соответствии с замыслом, целями и задачами, с использованием выбранных материалов и инструментов.
Получение конкретного продукта проектной деятельности.
Проведение научного исследования, направленного на решение существующей научной проблемы. Экспериментальная проверка выдвинутой гипотезы, достижение поставленных целей исследования. Решение задач, конкретизирующих цели исследования.
Оценка свойств разработанного продукта. Разработка рекомендаций к использованию полученного продукта
Анализ, обработка результатов научного исследования. Оформление результатов исследования.
Проверка возможности использования изделия в конкретных условиях.
Обсуждение полученных результатов исследования с компетентными лицами.
Практическое использование полученного продукта.
Прогноз дальнейшего развития научных исследований данного направления.
В результате научного исследования происходит смена парадигмы обучения. Учащиеся переходят от:
· Понимания науки как устоявшейся совокупности знаний к пониманию относительности знаний, которые могут оказаться как достоверными, так и спорными;
· Готовых знаний, содержащихся в учебниках к анализу мнений современных ученых, экспертов и самостоятельному поиску ответов;
· Исследований, предполагающих следование готовой методике и заранее известному результату к поиску ответов на поставленные самими учениками открытые вопросы, на которые нет готовых ответов.
Признаки, по которым можно определить эффективность задач учебного исследования:
ü Начинаются с глагола действия – выявить, разработать, описать, проанализировать, оценить, решить и др.;
ü Связаны с темой обучения;
ü Результат выполнения исследования можно показать и измерить, т.е. должны существовать конкретные критерии выполнения задания.
Задачи не будут эффективными, если они:
ü Используют размытие формулировки;
ü Описывают вид деятельности, а не образовательную цель;
ü Описывают процесс, который не поддается наблюдению или измерению.
Улучшенная задача «ПОСЛЕ»
Найти информацию о крупных геологических структурах области
Провести поиск информации с целью определить, проиллюстрировать и классифицировать геологические структуры области
Типы научных исследовательских проектов:
1. Однофакторные эксперименты. Наиболее часто применяемый тип, который следует классическому научному методу. В его ходе учащиеся контролируют разные переменные. Например, что произойдет с яблоком, если его оставить в тепле, в холоде, в темноте и т.д.
2. Описательское исследование – анализ исходных данных, собранных в Сети или книгах. Например, «Как сохранить тепло», «Вред и польза ветра»
3. Модели и моделирование – чертежи, математические уравнения, схемы, физические объекты, компьютерные модели.
4. Значимые проблемы как повод для научного исследования или научное осмысление. Например, «Экологический детектив».
5. Изучение прецедентов – глубокий анализ одного природного объекта, явления, места, опыта. Например «Нашествие колорадского жука».
Структура исследовательской работы:
Ход работы (выполнение плана)
1) актуализация знаний;
3) создание проблемной ситуации;
4) постановка проблемы исследования;
5) определение темы исследования;
6) формулирование цели исследования;
7) выдвижение гипотезы;
8) проверка гипотезы (проведение эксперимента, лабораторной работы, чтение литературы, размышление, просмотр фрагментов учебных фильмов и т.д.);
9) интерпретация полученных данных;
10) вывод по результатам исследовательской работы;
11) применение новых знаний в учебной деятельности;
12) оценивание, подведение итогов урока, рефлексия
13) домашнее задание.
Рекомендации для педагога при организации исследовательской деятельности
Стремитесь развить в каждом ребенке его индивидуальные наклонности и способности;
Выявление и устранение заблуждений учащихся о науке;
Ориентируйтесь больше на процесс исследовательского поиска;
Учите выявлять связи между предметами, событиями и явлениями;
Предвидеть возможные проблемы, иметь способы их решения;
Постоянно поддерживать сосредоточенность учащихся;
Учите детей способности добывать информацию, а также умениям анализировать, синтезировать и классифицировать получаемую ими информацию;
Не делайте за детей то, что они могут сделать самостоятельно;
Обучайте школьников анализу ситуаций и решению проблем исследования;
Цель оценивания – определение не только понимания материала, но и умение демонстрации учащимся этого понимания; побуждение к осознанию учащимися своих действий и постановке новых целей.
Примерные темы исследовательских работ по физике и математике:
Ветер на службе у человека
Эйнштейн – парадоксальный гений
Аспекты влияния музыки на организм человека
Механика сердечного пульса
Загадки полярных сияний
Целебное электричество в медицине
Энергосбережение для всех и каждого
Ядерная энергия – зло или благо?
Экология в цифрах и задачах
Математика в легендах и сказках
Координатная плоскость и знаки зодиака
Математическая природа музыки
Математика и законы красоты
Математика в архитектуре
Математика и ремонт квартиры
Умеют ли животные считать?
Человек и его пропорции.
Виды защиты исследовательской работы:
Итак, исследовательская деятельность – совокупность методов и приёмов, которая позволяет создать «естественную среду», реальные условия для формирования ключевых компетенций учащихся. Создание «естественной среды» – и есть основная миссия современного педагога, организатора исследовательской деятельности учащихся. Он – не просто учитель, а инициатор интересных начинаний, провоцирующий активность учащихся, генератор идей.
Учителю об учебных исследованиях школьников
Исследовательский метод обучения
“Хотя чужое знание может нас кое-чему научить,
мудр бываешь лишь собственной мудростью”
М.Монтень
Решение части задач школьного курса предполагает сформированными у учеников такие качества как владение правилами и алгоритмами действий в соответствии с действующими программами, умение проводить элементарное исследование, что неразрывно связано с исследовательским методом обучения. Выделяют два исследовательских метода: научный и учебный.
Под учебным исследованием понимается поисковая, познавательная деятельность учащихся путем постановки учителем познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого мышления. Итогом исследования должно стать получение учеником субъективно новых знаний.
К факторам, способствующим формированию учебно-исследовательской деятельности учащихся, можно отнести следующие:
Условиями, способствующими активизации учебно-исследовательской деятельности учащихся, являются:
К общим принципам организации учебного процесса, обеспечивающим развитие учебно-исследовательской деятельности учащихся, можно отнести:
Учебно-исследовательскую деятельность учащихся целесообразно организовывать при:
К основным компонентам учебного исследования мы относим:
Основными признаками учебного исследования являются:
а) постановка познавательной проблемы и цели исследования;
б) самостоятельное выполнение обучающимися поисковой работы;
в) направленность учебного исследования обучающихся на получение новых для себя знаний;
г) направленность учебного исследования на реализацию дидактических, развивающих и воспитательных целей обучения.
Для раскрытия сущности понятия учебного исследования можно выделить его характерные признаки:
1) учебное исследование – это процесс поисковой познавательной деятельности (изучение, выявление, установление чего-либо и т.д.);
2) учебное исследование всегда направлено на получение новых знаний, то есть исследование всегда начинается с потребности узнать что-либо новое;
3) учебное исследование предполагает самостоятельность учащихся при выполнении задания;
4) учебное исследование должно быть направлено на реализацию дидактических целей обучения.
Сущность исследовательского метода сводится к тому, что
Итогом учебного исследования служат субъективно новые знания о свойствах рассматриваемого объекта (отношения), об их практических приложениях.
Итак, под учебным исследованием мы будем понимать такой вид познавательной деятельности учащихся, который способствует формированию следующих умений:
добывать новые предметные знания, приемы и способы действий;
самостоятельно организовывать поиск;
достигать поставленных целей обучения;
формировать мыслительные операции, такие как аналогия, классификация, обобщение и т.п.
Привлечение школьников к учебным исследованиям должно идти в двух направлениях – содержательном и организационном. Содержательная самостоятельность проявляется в том, чтобы ученик мог без помощи со стороны поставить перед собой учебную задачу и представить ход ее решения. Организационная самостоятельность выражается в умении ученика организовать свою работу по решению постановленной задачи.
Таким образом, перед учителем встает проблема поиска эффективных форм и способов учебной деятельности учащихся, которые не просто вовлекали бы их в исследовательскую работу, но и способствовали обучению самой этой деятельности.
Исследовательские задания и исследовательские задачи
Формы заданий при реализации исследовательского метода могут быть различны. Это могут быть задания, решаемые быстро и легко как в классе, так и дома, а также задания, требующие целого урока, или же задания на ограниченный срок времени. Исследовательские задания должны представлять собой поисковые задачи, требующие прохождения всех или большинства этапов процесса исследования. Этими этапами являются:
При выполнении исследовательского задания все эти этапы учащиеся реализуют самостоятельно. Роль учителя заключается в контроле хода работы учащихся, в координации ее в случае отклонения учащихся от правильного пути и в проверке итогов работы.
Под исследовательской задачей будем понимать объект мыслительной деятельности, в котором в диалектическом единстве представлены составные элементы: предмет, условие и требование получения некоторого познавательного результата при раскрытии отношений между известными и неизвестными элементами задачи.
При отборе и составлении учебно-исследовательских задач необходимо принимать во внимание следующие требования:
Формирование специфических умений и навыков целесообразно проводить не только в процессе работы над проектом или исследованием, но и в рамках традиционных занятий. Для этого используются специальные организационные формы и методы, уделяется отдельное внимание канве урока. Например, проблемное введение в тему урока, совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания, групповые работы на уроке.
Учителю важно помнить, что задачи исследования должны соответствовать возрасту и лежать в зоне ближайшего развития обучающихся — интерес к работе и посильность во многом определяют успех.
При оценке успешности обучающегося в проекте или исследовании необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов.
Применение исследовательского метода обучения
“ Если человек в школе не научится творить,
то и в жизни он будет только подражать и копировать”.
Л.Н.Толстой
Правильно поставленное обучение должно совершенствовать склонность ребенка к познанию и исследованию окружающего его мира, способствовать развитию соответствующих умений и навыков. Эффективность исследовательской деятельности зависит и от меры увлеченности ученика этой деятельностью, и от умения ее выполнять.
Большинство исследовательских заданий представляют собой небольшие поисковые задачи, требующие прохождения всех или большинства этапов процесса исследования. Этими этапами являются:
3.Сбор фактического материала;
4.Систематизация и анализ полученного материала;
7.Доказательство истинности гипотез;
При выполнении исследовательского задания все эти этапы учащиеся реализуют самостоятельно. Роль учителя заключается в контроле хода работы учащихся, в координации ее в случае отклонения учащихся от правильного пути и в проверке итогов работы.
Использование исследований на уроках способствует сближению образования и науки, так как в обучение внедряются практические методы исследования объектов и явлений природы – наблюдения и эксперименты, которые являются специфичной формой практики. Их педагогическая ценность в том, что они помогают учителю подвести учащихся к самостоятельному мышлению и самостоятельной практической деятельности; способствуют формированию у школьников таких качеств, как вдумчивость, терпеливость, настойчивость, выдержка, аккуратность, сообразительность.
1. Учебное исследование и проектная работа. Основные понятия.
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
1
1. Учебное исследование и проектная работа. Основные понятия.
Нельзя чему-то научить человека, можно только помочь ему сделать для себя это открытие.
Описание слайда:
Важность исследовательской деятельности учащихся
2
Исследовательская деятельность помогает решать задачи развивающего образования:
формирует универсальное умение ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни;
формирует способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей;
формирует системность и глубину знаний, критическое мышление.
Описание слайда:
Определение понятий: научное исследование, учебное исследование, проектная деятельность
Описание слайда:
4
Проектная деятельность обучающихся – совместная учебно-познавательная деятельность учащихся, имеющая также общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Но в отличие от исследовательской непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде.
Описание слайда:
Учебное пособие
Новожилова М.М. От замысла к открытию, или как корректно провести исследование, разработать проект/ М.М. Новожилова, С.Г. Воровщиков, И.В. Таврель. – М.: 5 за знания, 2007. – 160 с.
Описание слайда:
Циклограмма работы над исследованием
Описание слайда:
Описание слайда:
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Курсы повышения квалификации «Организация деятельности педагогических работников по классному руководству» 17 ч.
Презентация к исследованию «Образование Верещакского Дома Культуры»
Исследовательская работа «Образование Верещакского Дома Культуры»
«Плюсы и минусы дистанционного обучения»
Текст выступления на семинаре к презентации «Музыка нас связала»
Презентация на тему «Музыка нас связала!»
Реферат «Типология синтаксических систем. Типы предложений в сопоставляемых языках.»»
Презентация по ПМ 03. МДК 03.02 на тему «Графики работы водителей»
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5411465 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Костромская область разработала программу привлечения педагогических кадров
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Петербургский Политех перевел студентов на дистанционку
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Дума приняла закон о бесплатном проживании одаренных детей в интернатах при вузах
Время чтения: 1 минута
В Петербурге школьникам разрешили уйти на каникулы с 25 декабря
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Учебное исследование. Вводная лекция
5.3.Учебное исследование. Вводная лекция
Время изучения – 3 часа
— доцент кафедры педагогических инноваций КОИРО
Снижение уровня успеваемости учащихся, появление в классе детей с особыми образовательными потребностями, участие в конкурсах и другие причины побуждают педагогов изучать технологию «учебное исследование». Исследование, как технология всегда относилось к наиболее сложным видам деятельности, так как требовало достаточно пристального внимания к проблеме, применения комплекса исследовательских методик, аналитических способностей, временных ресурсов и многого другого. Ввиду вышеперечисленного, «учебное исследование» нередко сводилось и сводится педагогами только к изучению учащимися литературы, наблюдению за объектами и сбору материалов.
Обучение навыкам исследовательской деятельности учащихся в школах, актуально по многим причинам. Вот только некоторые из них:
1) Овладение навыками исследовательской деятельности в ходе обучения может повысить возможность учащихся успешно осуществлять самостоятельные виды работ, как на уроке, так и во внеурочное время без постоянной помощи учителя.
2) Исследовательские способности позволят учащимся самостоятельно работать над усложнённой проблематикой по предмету. Тем самым может быть сэкономлено время учителя для работы с менее способными школьниками.
3) Овладение даже несложными навыками исследовательской деятельности и применение их, повышает интеллектуальные возможности учащегося вцелом.
4) Способность к исследованию, доказательству и умозаключениям, повышает конкурентоспособность ученика при поступлении в ВУЗ или сдаче единого Государственного экзамена. Выполнение тестовых заданий предполагает три уровня сложности, два из которых нацелены на проверку логического мышления, способности к обобщениям и умозаключениям (применяемым при исследовании).
5) Активные формы обучения, к которым относится учебное исследование, позволят сделать процесс обучения школьников более «живым» и насыщенным открытиями.
Отличие результатов и процедуры
Научного исследования Учебного исследования
ü Открытие учёного не подготовлено специальным содержанием
ü Педагог подбирает такое учебное содержание, которое провоцирует открытие учащегося
ü В ходе исследования результат предположителен, но не известен.
ü Учитель знает заранее результат исследования ученика
ü Открытие совершается в реальной жизни
ü Открытие происходит для учащегося, а не для науки
ü Открытия изменяют представления об объекте учёного мира
ü Временные рамки открытия не определены
ü Открытие ограничено во времени рамками учебного процесса.
ü Какова цель моего «следования», на какой вопрос я хочу получить ответ в конечной точке пути? (цель)
ü Так ли это значимо и важно? Если «да», то чем я могу это аргументировать? (актуальность)
ü Какой путь (трассу, маршрут) приведёт меня к цели? (задачи)
ü Какой способ «передвижения» мне стоит выбрать, чтобы путь был по сильным и вёл к цели? (методы)
ü В какой портфель, я буду складывать свои находки? (формы фиксации результатов, бланки, таблицы).
1. Формулирование темы.
Нужно подумать, в какой области знаний будет производиться исследование. Если эта область несколько широковата, постарайтесь вместе с учащимися её сузить, скорректировать. Это похоже на подгон одежды швеёй для конкретного человека, то есть платье тоже, но сидит лучше. Не менее важно, чтобы в этой теме учащиеся видели себя исследователями. Иначе говоря, тема должна быть интересной, интригующей, захватывающей и значимой. Попробуем рассмотреть вышесказанное на примере забавной темы, на месте которой может оказаться тема достаточно серьёзная.
Например, вы выбрали тему: «Злоключения Красной шапочки во время её визита к бабушке».
2. Подтверждение актуальности исследования.
Под актуальностью исследования понимается объяснение важности, значимости результатов исследования для получения конкретных знаний, для развития исследовательских способностей учащихся, для удовлетворения любопытства, для подтверждения уже существующих доказательств и другого. Например: Вышеприведённая тема может быть актуальна ввиду того, что дети неподготовленные к нахождению в лесу могут подвергать свою жизнь опасности (ещё раз просим не относиться к указанной теме серьёзно и рассматривать её только, как иллюстрацию к теме).
3.Теоретическая основа исследования.
Под теоретической основой исследования понимают краткое изложение взглядов учёных на вопросы, связанные с выбранной в данном случае темой исследования. Показывают степень изученности проблемы, представляют точки зрения учёных, делают обобщения по основным позициям, относящихся к теме исследования. Например: тематика, связанная с подготовкой детей к нахождению в лесу, изучалась следующими авторами (привести авторов). Если дети, которых вы обучаете исследованию, учатся в начальной школе или среднем звене, достаточно просто изложить достоверную информацию, которая известна учащимся из учебников или других источников с указанием авторов. Данное изложение не является слишком объёмным и может убираться в приведённые ниже фразы, которые надо завершить. Эти фразы следующие.
Мы исходим из утверждений (утверждения), что….
Вопрос (о том-то) требует уточнения в части…; требует практического подтверждения в части…, конкретизации по вопросу….
5.Формулирование цели исследования.
6.Постановка исследовательских задач.
— Изучить литературу по основам безопасности нахождения детей в лесу без сопровождения их взрослыми людьми и в условиях близких к тем, в которые попала Красная шапочка.
— Рассмотреть ситуации опасные для жизни Красной шапочки и бабушки и найти варианты безопасного поведения на каждом этапе пути.
— Проиграть ситуации опасные для жизни Красной шапочки и бабушки на каждом этапе пути с условием, что предыдущая ситуация не была разрешена (эксперимент, опыт).
— Сформулировать основы (техники) безопасного поведения Красных шапочек (детей) в лесу без сопровождения их взрослыми людьми.
— Изучить и продумать основы (техники) нахождения детей в лесу
-Описать полученный опыт.
7.Формулирование исходной гипотезы (гипотез).
8.Выбор объекта исследования.
9.Выбор предмета (предметов) исследования.
10.Разработка программы (этапов) исследования.
11.Выбор и конструирование методов и моделей исследования (способов исследования).
Сконструировать модели (алгоритмы) исследования педагог и учащиеся могут и сами согласно логике поставленных задач, то есть выбираются те способы, посредством которых исследовательские задачи могут быть решены. Допустим, если можно всё исследование построить на сравнении исследуемого объекта с существующим эталоном или представляемым идеалом, то в основу исследовательской модели можно положить, например, процедуру сравнения.
12. Проведение исследования (сами исследовательские процедуры). Можно придерживаться рекомендаций, готовых образцов, а можно разработать процедуры и самостоятельно, так, как подсказывает логика и воображение.
13.Анализ и обобщение полученных данных.
Анализировать, значит разделять полученный в результате исследования материал на категории, на структурные части, по какому – либо признаку с целью его осмысления. Осмысливается полученный материал, прежде всего, под вопросы: Как может быть названа, выделенная вами категория информации (это имена, это события, это поступки, это физические характеристики объекта и т. д) и почему выделенная категория именно такая? По каким причинам она такая, какая есть? Например: Всё поведение в лесу Красной шапочки можно разделить на безопасное и опасное поведение. Далее нужно изложить свои умозаключения по поводу причин опасного поведения объекта исследования. Можно высказать свои прогнозы по поводу иного поведения и т. д. Можно разделить нахождение в лесу Красной шапочки на этапы пути и дать заключение по каждому этапу.
Под обобщением понимается процедура соединения информации по общим характеристикам, а также по общим подходам к исследованию. Под обобщением понимается всё, что может объединять предметы и продукты исследования. Например: Всё опасное поведение Красной шапочки в лесу продиктовано…. Все поступки в лесу Красной шапочки могут быть охарактеризованы словами.… Вся инструкция безопасного поведения основана на….
14.Выбор формы предъявления результатов исследования.
Наиболее часто используемыми формами предъявления результатов исследования являются: рефераты, доклады, таблицы, графики, диаграммы с выводами. Они могут быть дополнены презентациями, стендами, фильмами и всем, что уместно для каждого конкретного случая.
Приведённое, как пример, учебное исследование может стать тренировочным для учащихся, так¸ как на простых и забавных темах легче, чем на серьёзных отрабатывать исследовательские алгоритмы и методики. Для исследования можно использовать, как специально разработанные, так и типовые алгоритмы. Два таких алгоритма приведены ниже.
15.Типовые исследовательские алгоритмы.
Исследовательских алгоритмов существует достаточно много. Можно выстраивать алгоритм исследования вместе с учащимися, исходя из понимания оптимального исследовательского пути при движении к цели. Исследовательские алгоритмы могут быть выстроены, например, так:
Типовой алгоритм №1
1. Определение темы исследования.
2. Вычленение из темы проблемы исследования.
3. Работа над пониманием проблемы и определение степени её сложности.
4. Определение цели исследования.
5. Определение объектов исследования и границ исследования.
6. Формулировка гипотезы (гипотез).
7. Определение методов исследования.
8. Шаги в исследовании (алгоритм).
9. Корректировка (исключение, подтверждение).
10. Предварительные выводы по теме.
11. Проверка результата.
12. Исключение ненаучных утверждений.
13. Формулирование окончательных выводов.
14. Оформление результатов.
Типовой алгоритм №2.
1.Знакомство с темой исследования.
2.Работа над пониманием темы исследования.
3.Формулирование целей исследования.
4. Формулирование гипотез.
5. Распределение на группы (пары), «индивидуальности» согласно выбранным гипотезам.
6. Сбор информации по теме, измерения, составление графиков, таблиц.
7. Анализ собранной информации и систематизация.
8. Предварительные выводы.
9. Сравнение выводов группы с индивидуально выполнявшими исследование учениками (с учебным пособием).
10. Поиск дополнительных аргументов, если выводы разные.
11. Оформление результата.
16.Принципы технологии «Учебное исследование»
Педагогу, необходимо знать, что у учебного исследования, как у любой технологии есть свои принципы (условия, которые нельзя нарушать, чтобы не выйти за пределы технологии и не ухудшить результат обучения), Принципы учебного исследования были сформулированы Дж. Брунером в 60-е годы нашего столетия[2], но достаточно современны и на сегодняшний день.
Принципы обучения школьников учебному исследованию, следующие.
1. Учителю необходимо выделить в содержании курса ведущие стержневые понятия. Это делает весь предмет более доступным.
2. Изучение материала должно сопровождаться соотнесением конкретной информации с познавательными структурами и схемами.
3. Изученные понятия и способы деятельности могут быть использованы при изучении других тем, других предметов и жизненных ситуаций.
4. Целесообразно применять «спиралевидное» изучение основных представлений и понятий – от начальной школы к средней, возвращаясь к ним на последующих ступенях обучения.
5. Ставить учащегося в положение исследователя, первооткрывателя.
17. Условия успешного обучения школьников учебному исследованию.
1. Работа над формированием исследовательских умений проводится системно и последовательно.
2. Любое затруднение учащегося должно попадать в поле зрения учителя и разрешаться, если необходимо, при его помощи.
3. Учащийся в процессе исследования должен чувствовать себя независимым исследователем, который незаметно контролируется педагогом на случай серьёзного затруднения или ухода от учебной деятельности. Педагог становится наблюдателем и консультантом учебного процесса в большей степени, чем его информатором.
4. Учащиеся успешно проходят через процесс формирования учебных навыков, только в том случае, если уровень сложности не завышен и не занижен. Любая предложенная трудность должна быть решаемой.
5. Учащиеся становятся добровольными любознательными исследователями только при работе над интересным для них содержанием.
7. Учитель, ни при каких условиях во время исследования не должен подменять ученика, если тот может справиться с заданием самостоятельно.
И наконец, дополнительные рекомендации педагогам, которые, хотели бы работать с технологией «Учебное исследование»
1. Выберите вместе с учащимися, как можно более конкретную тему исследования, суть которой учащемуся хорошо понятна. Если у него возникают затруднения в формулировке темы, можно сформулировать её вместе или взять уже готовую тему исследования.
2. Прежде чем приступать к исследованию, предложите учащемуся ознакомиться со специальной литературой по теме и ответить на те вопросы, без ответа на которые, исследование трудно начать.
3. Уточните терминологию, которую учащемуся предстоит использовать, так, как один и тот же термин может пониматься разными исследователями по-разному. При использовании терминов, имеющих неоднозначную трактовку необходимо сделать ссылки на источник, которым исследователь пользуется.
4. Предложите учащемуся попробовать исследовать проблему разными способами и сопоставить полученные данные.
5. Собранный учащимися исследовательский материал не должен носить случайный эпизодический характер т. к. основанием для выводов могут служить только те данные, которые подтверждены неоднократно и (или) получены посредством различных методов исследования.
6. Все заимствованные учащимся фрагменты текстов и формулировки должны иметь ссылки на авторов и источник, откуда они заимствованы.
7. При оформлении исследовательских наработок, научите ученика составлять список использованных источников, которые помогли ему при решении исследовательских задач.
18.Список литературы и сайтов по теме
1. Кларин, модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М. Арена.1994.
2. Качурин, М. Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы. М., 1988.
3. Мадер шаги в научном поиске // Литература в школе. 1981. № 12. Фестиваль педагогических идей: Открытый урок [Электронный ресурс]//Издательский дом «Первое сентября». Режим доступа своб. http://*****/articles/521036/
4. Исследование учеников в проекте Мир уравнений. [Электронный ресурс] ИнтеВики Режим доступа своб. http://wiki. *****/index. php
5. Исследовательская работа школьника/[Электронный ресурс] КОХ и Б. Коллегам о биологии и химии. Режим доступа своб. www. issl. *****
6. Маленков, В. Современный урок истории [Текст]: попытка описания: [Уроки-исслед., подгот. учителем гимназии г. Южно-Сахалинска] / В. Маленков // История: Еженед. прил. к газ. «Первое сентября»
7. Сеть творческих учителей. [Электронный ресурс] Режим доступа своб http://www. *****/board. aspx? cat_no=7913&tmpl=Thread&BoardId=113926&ThreadId=94230&page=0
[1] http://www. *****/fulltext/bro/kga/brokefr/
[2] Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М. Арена.1994.