Учить войска тому что необходимо на войне
День в истории
8 / 21 ноября 1830 года родился Михаил Иванович Драгомиров,
военный теоретик, историк, генерал от инфантерии
Портрет М.И. ДРАГОМИРОВА
Худ. И.Е. РЕПИН
Михаил Иванович Драгомиров родился близ города Конотопа Черниговской губернии в семье потомственного дворянина, офицера, участника Отечественной войны 1812 года. Отец, ставший набожным человеком, построил в Конотопе церковь, где Драгомиров, будучи еще мальчиком, читал псалтирь; там же в 1905 году будет упокоен его прах.
Первоначальное образование Михаил получил в Конотопском городском училище, окончив которое, он поступил в Петербургский Дворянский полк. С отличием освоив там курс фельдфебелей, в 1849 году был направлен на службу прапорщиком в знаменитый лейб-гвардии Семеновский полк и стал готовиться к поступлению в Академию генерального штаба. В 1854 году его мечта осуществилась. Став слушателем академии, он учился с особым усердием и через два года закончил ее с золотой медалью, его имя было занесено на мраморную доску лучших выпускников. По окончании Академии он получил назначение в генеральный штаб, вскоре стал штабс-капитаном.
Поражение России в Крымской войне 1853–1856 годов оказало на Драгомирова сильное воздействие. Изучая опыт обороны Севастополя, где особенно ярко проявились героизм и стойкость русских солдат и офицеров, он впервые задумался о значении морального фактора в войне. К 1856 году относится первый его труд – «О высадках в древние и новейшие времена», который длительное время оставался в русской армии единственным полным и глубоким исследованием о десантных операциях.
В 1858 году Военное министерство направило Драгомирова за границу для изучения там постановки военного дела, и он принял участие в австро-итало-французской войне в качестве наблюдателя при штабе Сардинской армии. По возвращении в Россию Михаил Иванович представил отчет «Очерки австро-итало-французской войны 1859 года», где уделил особое внимание анализу нравственных качеств армий и военачальников. В 1860 году офицера, склонного к военной теории, назначили в Академию генерального штаба адъюнкт-профессором по кафедре тактики с оставлением в штатах генерального штаба; в том же году он был произведен в капитаны. В 1861 – 1863 годах слушателем Драгомирова по курсу тактики был Наследник-Цесаревич – будущий Император Александр III. Но дарования Михаила Ивановича как военного ученого развернулись именно при Александре II.
В 1869 году Драгомиров был назначен начальником штаба Киевского военного округа, а в 1873 году – командиром 14-й пехотной дивизии. На этих должностях он получил возможность реализовать свои теоретические взгляды на практике. Организуя боевую подготовку войск, он настойчиво проводил в жизнь принцип: «Учить солдат и офицеров тому, что необходимо на войне». В «Памятной книжке чинов 14-й пехотной дивизии» Михаил Иванович предъявлял такие требования к солдату: 1) преданность Государю и Родине до самоотвержения; 2) дисциплина; 3) вера в начальника и безусловная обязательность его приказов; 4) храбрость, решительность; 5) готовность без ропота переносить все нужды солдатские; 6) чувство взаимной выручки.
От офицеров требовалось: 1) самоотверженно выполнять свой долг; 2) служить делу, а не лицам, общей, а не собственной пользе; 3) владеть теорией и практикой военного дела.
Практической проверкой системы обучения и воспитания войск, которую проповедовал Драгомиров, стала русско-турецкая война 1877–1878 годов. За блестящие действия в этой военной кампании Император Александр II наградил Михаила Ивановича Драгомирова орденом святого Георгия 3-й степени.
По материалам книги:
КОВАЛЕВСКИЙ Н.Ф.
История государства Российского.
Жизнеописания знаменитых военных
деятелей XVIII – начала XX века. М., 1997.
Казачий словарь-справочник
Продолжение. Начало см. в № 1 (1).
БЕЗКРОВНЫЙ Алексей Данилович – родился около 1780 года; атаман черноморских казаков. Будучи сыном днепровского казака, прибыл на Кубань с родителями 12-ти лет отроду. Как и все сверстники, рано вступил на кордонную службу в тревожной пограничной полосе; к 27-ми годам за грамотность, ряд боевых подвигов и пулевое ранение получил чин хорунжего.
Во время войны с Наполеоном Алексей Безкровный состоял командиром Черноморской гвардейской сотни, недавно перед тем сформированной. Участвовал во всех больших сражениях: под Бородином, Лейпцигом, Кульмом и др., два раза был ранен, получил много орденов и чинов. Из Франции возвратился на Кубань в чине полковника и несколько лет после этого командовал 9-м казачьим полком, охраняя границу и участвуя в походах на горцев.
В 1827 году Безкровный был назначен начальником всей черноморской кордонной линии с одновременным производством в генерал-майоры и вскоре, по приказу свыше, занял пост атамана Черноморского войска.
Несмотря на преданную службу Царю и многие боевые заслуги, в 1830-м году генерал Безкровный попал в немилость русского командующего кавказскими войсками генерала-фельдмаршала Паскевича. Он был уволен с атаманского поста, но службы не оставил и по собственному желанию продолжал ее в качестве строевого генерала; в одной из схваток с горцами был тяжело ранен и вскоре после этого умер. Собранный в течение жизни капитал он завещал на основание дома-приюта для безсемейных казаков-инвалидов.
В 1904 году по царскому указу, в целях увековечения его имени, один из конных кубанских полков приобрел его своим вечным шефом и стал называться 1-й Таманский генерала Безкровного полк.
БЕЗПЕРЕВОДНО – постоянно, непрерывно.
БЗНИКА – растение с черными сладковатыми и съедобными ягодами, паслен.
БИЗИЛИКИ (стар. дон.) – браслеты; описаны у Ригельмана: «на руках, при самой ручной кисти, кольца нарочитой толщины золотые и серебряные».
БИКИНСКАЯ – станица Уссурийского казачьего Войска. При станице имелся лесопильный завод.
БИРКА – дощечка, позначенная нарезами и расколотая пополам; в старину служила вместо векселя, одну половину получал кредитор, а другую – должник. В табунном коневодстве половина бирки, увязанная в хвосте лошади, служила знаком ее владельца, у которого находилась другая половина. От татарского «бир-эки», что значит «один-два».
БИРЮК – волк.
БИЧЕРАХОВ Лазарь Федорович (тер.) – родился около 1885 года; генерал-лейтенант. На Кавказский фронт Первой мировой войны вышел подъесаулом 1-го Горско-Моздокского полка, но вскоре получил в командование отряд специального назначения, сформированный из казаков-добровольцев с задачей постоянного наблюдения за северной областью Персии. Отряд должен был вести разведку персидско-турецкой границы, предупреждая возможность неожиданного появления турок на левом фланге Русской армии, а одновременно угрожать турецким тылам постоянными партизанскими налетами с территории мирного соседа.
Успешно выполняя эти задачи, Бичерахов заслужил несколько чинов и много боевых наград, в их числе орден св. Георгия IV и III степеней, а также два английских ордена. Свой отряд он обмундировал в специальный фасон удобных чекменей – черкесок, получивших название «бичераховок».
После революции и развала фронта генерал Бичерахов задержался с частью своего отряда в г. Баку, помогал местным жителям противодействовать внедрению в Азербайджан русской красной гвардии, а одновременно поддерживал терцев, оборонявших свою землю от большевиков, посылая им провиант, деньги и боеприпасы. Он не признал власти Деникина, а потому считался в русских кругах крамольным генералом и сепаратистом.
Уйдя в эмиграцию, до самой смерти возглавлял Осетинское национальное движение, помог многим осетинам избежать репатриации в СССР, всегда был окружен своими единоплеменниками, пользовался их большой любовью и уважением. Умер 22 июня 1952 года в г. Ульм (Германия).
БЛАЗНИТЬСЯ – показаться, померещиться, причудиться.
БЛОХИНЫ Филипп Петрович и Назар Филиппович (дон.) – ст. Березовской, хут. Заплава; в 1930 году сосланы всей семьей в спецпоселок «Островки» Архангельской губернии.
Продолжение см. в след. номере.
Учить тому, что необходимо на войне
Прекратить преступные атаки в лоб населенного пункта.
Прекратить атаки в лоб на высоты с хорошим обстрелом.
Наступать только по оврагам, лесам и мало обстреливаемой местности.
15 марта 1942 г. Жуков издает специальный приказ об отношении к личному составу, начинающийся словами: «В армиях Западного фронта за последнее время создалось совершенно недопустимое отношение к сбережению личного состава. Командармы, командиры соединений и частей, организуя бой, посылая людей на выполнение боевых задач, недостаточно ответственно подходя к сохранению бойцов и командиров. Ставка за последнее время Западному фронту дает пополнение больше других фронтов в 2–3 раза, но это пополнение при халатном, а иногда преступном отношении командиров частей к сбережению жизни и здоровья людей недопустимо быстро теряется, и части вновь остаются в некомплекте».
Что необходимо сделать сейчас в «новом облике ВС РФ», чтобы показатель потерь л/с понизился, другими словами, меньше бы на поле боя погибали бы солдаты наши! Сразу откидываем учения против Сомалийских пиратов и международных террористов в избушке, блокированной двумя мотострелковыми бригадами, стратегической авиацией, 3 субмаринами и спецназом ГРУ.
Что необходимо сейчас в весьма неспокойное международное время резко активизировать по линии индивидуальной подготовки нашего мотострелка за год реально, а не на бумаге, чтобы в дальнейшем успешно противостоять армии Замумбии или, если угодно, Натонии:
Индивидуальная медицинская подготовка мотострелка – вопрос важный, часто определяющий грань жизни и смерти на маленьких локальных контртеррористических операциях нашего времени и существенно влияющий на процент потерь в войне большой и освободительной! На данный момент наш солдат весьма туманно ознакомлен даже с первичными военно – медицинскими действиями по выведению из болевого шока, остановки венозной и артериальной крови, первичной обработки зоны ожога, обработки ампутировано- рванных ран конечностей, зашивания резанных ран и действий по нормализации и предварительной подготовки ран уровня грудь-живот, по видам стабилизированных уколов. Срочно необходимо приступить к промышленному выпуску индивидуально медицинского комплекта с блоками видов травм и ранений (первичному хирургическому блоку особое внимание), систем перелива крови. Почему только на войне мы видим фото солдатского автомата, где на прикладе обмотан медицинский жгут? Каждый солдат должен твёрдо знать основные типы наложения медицинских повязок и фиксирования их – это те драгоценные минуты, когда стоит вопрос жизни и смерти нашего солдата, сержанта и офицера. Военно–медицинскую подготовку солдат на особый контроль! Пункт о комплексе мероприятий по линии гигиены в полевых условиях, для солдата я бы выделил особо, как говорится, хорош туалет и умывальник в стационаре и даже освежитель воздуха стоит, так почему на войне сразу вши и чумазые солдаты? Особый отличительный знак (нашивка) за отличные знания по военно-медицинской подготовке!
Индивидуальное и уверенное владение различными системами связи – в современной войне роль связи трудно переоценить – управление боем и есть его основа! Владение системами радиосвязи подразделения существенно увеличивает шансы на победу. Радиотренировки имитации боя, отличное владение диапазонно – частотной смены каналов и позывных, умение чётко и в короткие сроки разобрать работу позывных и не создать хаос в эфире, это предпосылки к слаженной работе солдат на поле боя! Кадирование своих действий во всех видах боя и, конечно, модификация цифровой связи в войсках, их хранение и зарядка в полевых условиях и есть один из залогов нашей победы! Дальнейшая модификация от помех закрытых систем связи взвод – рота – батальон – бригада. Знак (нашивка) за отличное владение системами военной связи мотострелка!
Военная топография – для солдата, сейчас на уровне анекдота. Старушка на завалинке в деревне, другой старушке: «Смотри, Ивановна, военные едуть, карту развернули – сейчас дорогу спрашивать будут!» Если с горем пополам топографические знаки процентов 35 осиливает, то о тактических военных с обстановкой умолчу. Системы координат и работу в них наш солдат не знает почти, если ещё говоришь с ним о системе географических координат, что-то лопочет если в школе хорошо учился, а вопросы на уровне системы плоских прямоугольных координат, полярных и биполярных координат вызывают у него застенчивую улыбку. А номенклатура, измерение расстояний, определение уклонов и площадей, построение дирекционных углов, целеуказание от условной линии, определение взаимной видимости точек, определение угла укрытия вызывают задумчивость на лице! Особо хочу отметить ориентирование на местности, движение по азимутам и работа с простейшим магнитным компасом. Всё это надо знать солдату твёрдо и уверенно на войне! Особый знак (нашивка) за отличное знание военной топографии!
PS. Не будем также забывать каждодневно о:
1. Тактической подготовке.
2. РХБЗ.
3. Технической подготовке.
4. Инженерной подготовке.
5. Строевой подготовке.
6. Общевоинских уставах.
7. ОГП.
За последние годы заметно активизировалась работа вузов по поиску
1.2. “УЧИТЬ ВОЙСКА ТОМУ, ЧТО НЕОБХОДИМО НА ВОЙНЕ” (А.В.Суворов) И ВОСПИТЫВАТЬ – ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ
Многие проблемы, связанные с укреплением армии и подготовкой отечественных военных кадров удалось решить уже в первое десятилетие XVIII века, что обусловило её победоносные действия в Полтавской битве со шведами (1709г.), победоносное шествие по странам Балтии, первые победы русского флота на море (при Гренгаме – 1720г.).
Петр I был сторонником стремительных прогрессивных преобразований в стране и в армии. При нем подготовка войск была в полной мере ориентирована на требования боя. Однако в 1725 году царь скоропостижно умер. Наступила пора дворцовых интриг, царский престол в это время переходил из рук в руки. В стране обозначилось вызывавшее ненависть немецкое засилье, прозванное в народе “бироновщиной”. Появились “лихие люди” – недовольные режимом. Властными группировками в этих условиях предпринимаются непопулярные и ситуативно-ориентированные меры для сдерживания общего напряжения в стране. Все это, безусловно, отразилось на армии. До 12% солдат числились беглыми, офицеры высказывали недовольство и вспоминали прошлые благие времена.
Военно-педагогические взгляды и педагогическая практика П.А.Румянцева нашли отражение в его работах “Отряд службы”, “Мысль”. При его участии создано немало документов военно-педагогического значения: “Инструкция пехотного полку полковнику”, “Инструкция конного полку полковнику”, “Наставление всем господам батарейным командирам”, “Инструкция ротным командирам Воронцова” и др.
Свои поучения и наставления П.А.Румянцев собрал в 1770 году в “Обряд служб”, ставший строевым и боевым уставом екатерининской армии. В полевом управлении войск П.А. Румянцевым внедряется разумная децентрализация, частная инициатива, отдача не буквальных указаний, а директив, позволяющих осуществление этой инициативы. По инициативе полководца, во всей русской армии устанавливается выход войск для подготовки в летние лагеря (на один – три месяца в году). В период летних сборов отрабатывается взаимодействие родов войск, совершенствуются приемы ведения боевых действий.
Гению П.А. Румянцева, противнику абсолютизации военного опыта стран Западной Европы, обязана русская армия появлением целой плеяды военных гуманистов, в числе которых А.В.Суворов и его «Наука побеждать». Именно П.А.Румянцев своими гуманистическими идеями развития самостоятельности, инициативы в бою стимулировал дальнейшее развитие практики применения игр в обучении и воспитании воинов. Сам А.В. Суворов называл П.А. Румянцева своим учителем. Моральные начала, привнесенные в армию П.А.Румянцевым, навсегда стали её достоянием.
Появление А.В. Суворова, суворовской стратегии и тактики боевых действий требовало хорошо подготовленных офицеров, с развитым творческим мышлением, уверенных в себе и подчиненных. Этих качеств можно было достичь посредством постановки их в ситуации, требующие быстроты действий, решительности, взаимопомощи, самостоятельного применения военных знаний. А.В.Суворов был настоящим мастером конструирования таких игровых ситуаций, как воспитывающих, так и обучающих. Именно он заложил эмпирические основы применения игр в интересах воспитания и развития мышления воинов в российской армии. Особенности А.В.Суворова, его склад характера, энергия и инициатива смогли породить игровые приемы обучения и воспитания, во множестве применявшиеся им в обучении и воспитании подчиненных. Огромную роль играла близость полководца к людям и его удивительные педагогические способности.
Проведенный анализ позволяет выделить основы активно-игрового обучения войск на данном этапе:
— опора не на количество затраченного времени, а на качество подготовки воинов;
— сознательное отношение к делу обучающих и обучаемых;
— проявление инициативы и решительности каждым воином на своем месте, поддержка инициативы командирами;
— видение дела (ситуации) в деталях и в целом, предельное использование достигнутого изначально успеха.
Для развития у солдат сметливости и находчивости, А.В. Суворов широко использовал в процессе обучения элементы внезапности, резкие изменения обстановки, задавал неожиданные вопросы.
Внедрение прогрессивных методов обучения и воспитания, ориентация на подготовку к тому, что необходимо на войне, предопределили успехи российской армии и после ухода А.В.Суворова в отставку. Армией командовали его ученики, унаследовавшие «Науку побеждать», освоившие ее на практике в игровых упражнениях, сражениях с реальным противником, продолжавшие развивать прогрессивный опыт.
П.А.Румянцевым, А.В.Суворовым, их продолжателями и последователями в XVIII веке были созданы, развиты и проверены в практике обучения и воспитания войск игры, требующие инициативы, смекалки, быстроты мышления и действия.
Практика применения таких игр в подготовке солдат и офицеров к бою подтвердила их эффективность. Это способствовало общей ориентации военного образования на педагогический опыт прогрессивных военачальников, предполагающий развитие актуальных качеств подчиненных. Опыт победоносной отечественной военной педагогики исследовался и распространялся в армиях других стран мира.
Однако, наряду с прогрессивными достижениями передовых представителей армии и флота по распространению и реализации победоносного педагогического опыта, существовали и консервативные догматизированные течения, препятствовавшие дальнейшему развитию отечественного военно-педагогического опыта.
Проведенный анализ позволяет выделить основания развития активно-игрового обучения в подготовке воинов регулярной армии России XVIII века:
сохранившееся значительное количество сторонников педагогической практики Петра I;
недовольство прогрессивными офицерами муштровщиной и парадностью военной подготовки сложно соотносимой с боевыми задачами войск;
богатый практический опыт полководцев в деятельности по обучению и воспитанию подчиненных в разных условиях обстановки;
наличие прогрессивного победоносного опыта армии, ориентированной на подготовку к бою в игре;
накопленный опыт подготовки войск в российской армии и армиях зарубежных стран;
гуманистические тенденции мышления прогрессивных военачальников, обусловленные всей полнотой особенностей ситуации в Российской армии;
глубокая вера прогрессивных полководцев в возможности и способности воинов, их личностную силу и национальный дух;
формирующееся у прогрессивных военачальников осознание роли человеческого фактора на войне и необходимости совершенствования деятельности по обучению и воспитанию солдат и офицеров;
необходимость развития у рекрутируемых в армию воинов быстроты и гибкости мышления, разумной самостоятельности и инициативы в интересах достижения победы в бою.
Активно-игровое обучение войск во многом способствовало успехам армии. В активно игровое обучение на данном историческом этапе привнесено следующее:
отработка взаимодействия родов войск в ходе учений в летних лагерях;
систематичность проведения военных учений-игр;
искоренение стереотипизации ситуаций в играх;
привнесение в игры нравственных основ;
осмысление качеств воина, формирующихся в игре и применение экзерциций, задач-загадок в интересах формирования актуальных для боя качеств;
подготовка каждого воина до уровня осмысления и понимания “своего маневра” в бою;
осознанное привнесение в игры эмоционального компонента, “энергии игры”.
Ключевые слова: нравственный элемент, моральные начала, частная инициатива, разумная децентрализация, игровые ситуации, эмоциональный компонент игры.
1.3. РАСПРОСТРАНЕНИЕ И УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВОЕННОЙ ИГРЫ В РОСИЙСКОЙ АРМИИ
XIX век, как писал позже писатель-декабрист Александр Бестужев, взошел над Россией “не розовой зарею, а заревом военных пожаров”. В 1805 году – война с Францией и Персией, 1806 год и 1807 год – с Францией, Персией и Турцией, в 1808году и в 1811 году – с Персией и Турцией, 1812 год – со всей Европой и Персией, 1813, 1814 и 1815 годы – с Францией.
Начался XIX век убийством ненавистного всем Павла I. Царем стал старший сын Павла – Александр I (1801 – 1825), который немногим отличался в руководстве войсками и организацией их подготовки от своего отца. Уже первые годы правления Александра I показали несостоятельность его военных ориентаций. В силу этого, так называемые коалиционные войны (1805, 1806-1807 гг.) с Наполеоном, закончились для России неудачно. Так, был заключен унизительный для России Тильзитский мир с Францией. Россия включалась в континентальную блокаду, что наносило ущерб торговле. У самых границ России создавался французский военный плацдарм – Варшавское герцогство. Это произошло, во многом, в силу ориентаций Александра I на военных стратегов из Вены, игнорирование им мнений и предложений отечественных военачальников.
С 1810 года отношения с Францией вновь стали обостряться, а в ночь на 12 (24) июня 1812 года без объявления войны 640 тыс. солдат Наполеона начали переправу через Неман. Началась война. Несмотря на прозападные ориентации Александра I, его презрительное отношение к отечественным военным кадрам, он, под давлением патриотически-настроенной интеллигенции и офицерства, был вынужден назначить главнокомандующим Российской армией Михаила Илларионовича Кутузова (1745 – 1813гг.) – военачальника, пользующегося авторитетом в войсках, ценимого великим А.В.Суворовым.
Действительно, походные лишения уже очень скоро показались войскам блаженством, на смену пришла палочная дисциплина и жестокая муштра. Формализм стал на продолжительный период основой военного дела. Пехотный и кавалерийский уставы 1816 года полностью состоят из “танцмейстерской науки”. После победоносной войны Александр I не выносил упоминания о ней. Понятия “отечество” и “патриотизм” стали ругательными. Царь питал неприязнь к памяти М.И.Кутузова, изгонял из армии учеников суворовской и кутузовской школы.
В послевоенный период политика и действия царского правительства по многим направлениям расходились с ориентациями и надеждами всех слоев общества. Прогрессивное офицерство обсуждало на собраниях и часто открыто демонстрировало недовольство политикой правительства. В 1816 году возникли тайные политические организации офицеров – Союз спасения, Общество соединенных славян и др. Позже (в 1821г.), возникли Южное и Северное общества офицеров, разрабатывавшие планы переустройства государства.
В ноябре 1825 года умер Александр I. В декабре того же года на Сенатской площади 3000 офицеров и солдат подняли восстание, которое было расстреляно. В январе 1826 года, вблизи Белой Церкви, разгромлена еще одна попытка переворота – мятеж Черниговского полка, который также был подавлен.
Вступивший на престол в 1855 году после Николая I, его сын, Александр II начал эпоху преобразований во всех сферах жизни. Россия упорно ориентировалась на Европу: в образовании и принятии реформистских решений. Отмена крепостного права, судебная, земская реформы – все это способствовало повышению социальной активности и, говоря языком современников, “полевению” общества. Наряду с этим стремительно развивалась экономика страны. В то же время нельзя не отметить, что преобразования Александра II в военном деле продолжили и усилили унаследованную традицию копирования пруссачества.
Военные реформы Александра II проводились Д.А.Милютиным – министром, блестящим администратором, в то же время не обладавшим достаточным пониманием особенностей русского воинства. В итоге реформы привели к бюрократизации всей военной структуры и системы управления. Реформа военно-учебных заведений привела к снижению воспитательной составляющей образовательного процесса. Понятия “воспитание войск”, “моральный дух” – игнорировались.
С развитием военных наук и особенно тактики, в начале XIX века в странах Европы стала распространяться понятие «военная игра», а ориентация России на Европу привела к копированию опыта “военных игр”.
Привнесенный опыт способствовал появлению правил “военных игр”, посредников. Игры начинают структурироваться по разному (появляются варианты игр). Определяются должностные обязанности участников игр. В то же время игры чрезмерно привязываются к требованиям наставлений, проводятся по шаблону, не допускающему отклонений, инициатива участников ограничивается. Воспитывающая и развивающая функция игр не предполагается. “Военные игры” проводятся как войсковые и как командно-штабные для подготовки офицерских кадров, генералитета армии.