Учитель методист и учитель наставник в чем разница

Что изменится с введением должностей старшего и ведущего учителей

Учитель как проводник знаний или учитель как наставник? Из-за объема работы не всегда получается вернуться к традиционному для России образу учителя – человеку, ответственному за моральное воспитание ребенка и формирование его жизненных ценностей. Тем не менее, наставничество вновь проникает в школы.

Глава Минпросвещения России Сергей Кравцов заявил, что в российских школах появятся «учителя-наставники» и «учителя-методисты». Он отметил, что появление таких сотрудников позволит повысить престижность профессии учителя. Кроме того, это создаст условия для профессионального развития и повысит качество образовательных результатов.

Чего конкретно и когда ждать педагогам?

Ответ в Распоряжении и в Письме Минпросвещения, от 25.12.2019 и 23.01.2020г (соответственно). Скачивайте оригиналы документов, чтобы сделать собственные выводы. К слову, на официальном сайте ведомства, мы эти документы не нашли. ❓ Может, просто поиск не работает. Но данные документы есть в системе «КонсультантПлюс».

❎Каким бы ни было отношение коллег к наставничеству, вывод из документов один: НАСТАВНИЧЕСТВУ В ШКОЛАХ БЫТЬ. Причем в том виде, в каком рассказано в документах.

Основной смысл этого нововведения заключается в том, чтобы создать для учителей возможность вертикального роста внутри своей профессии. В министерстве отметили, что в настоящее время у учителей нет понятия «карьерный рост». Единственное, куда можно двигаться, – это место завуча, заместителя или директора образовательной единицы, т.е. обычно в школе педагог может расти только в административном отношении, но не все специалисты хотят заниматься подобной работой.

Чтобы вот как-то эту проблему решить, была предложена подобная идея. Учитель сможет оставаться учителем и осуществлять карьерный рост, повышать свою квалификацию и уровень оплаты труда. Эти новые должности (или они будут называться «квалификационные категории») придадут учителям стимул строить карьеру.

Кто сможет стать учителем-методистом и учителем-наставником?

Введение должностей учителя-методиста и учителя-наставника предусмотрено Национальной системой учительского роста (НСУР). В современной школе учитель последовательно проходит три ступени профессионального развития: выпускник педвуза (молодой специалист) — учитель первой категории — учитель высшей категории. На любой из этих ступеней педагог выполняет одни и те же трудовые обязанности: обучает и воспитывает детей. Предлагаемая модель квалификационных категорий состоит также из трех ступеней: учитель — старший учитель (учитель-методист) — ведущий учитель (учитель-наставник).

Чем они отличаются от уже существующей градации: учителей первой и высшей категорий?

Для перемещения на более высокую ступень педагогу нужно будет проработать в школе не менее 5 лет (для получения должности старшего учителя) и 10 лет (для должности ведущего учителя). Кроме этого, нужно будет пройти аттестацию. Помимо аттестации знаний, будет проводиться аттестация на соответствие профессиональному стандарту.

Для чего в школах нужны учителя-наставники?

Ясно, что сразу две новые должности появились в школах не просто так. Одна из целей нововведения – помочь каждому учителю построить свой индивидуальный график профессионального развития и заинтересовать в прохождении этого «маршрута». Ведь национальная система учительского роста – прямое выполнение поручения Владимира Путина. В декабре 2015 года на заседании Государственного совета РФ президент России распорядился подготовить для педагогов систему профессионального роста, в которую должны попасть не менее половины российских учителей. Это требуется для того, чтобы к 2024 году наша страна вошла в десятку государств с самым качественным образованием. При этом глава государства подчеркнул, что правительство создаст в новой системе все условия для развития программы наставничества.

Почему раньше профессия учителя была престижной, а сейчас нет? Как сказано в распоряжении Минпросвещения России от 25.12.2019 N Р-145 «Об утверждении методологии наставничества», основными целями программы наставничества являются улучшение показателей организаций, осуществляющих деятельность по программам образования, подготовка обучающегося к самостоятельной, осознанной и социально продуктивной деятельности в современном мире, раскрытие личностного, творческого, профессионального потенциала каждого обучающегося, создание психологически комфортной среды для развития и повышения квалификации педагогов и т. д.

Что будет делать учитель-наставник?

Под наставничеством понимается универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, ценностей через неформальное общение, основанное на доверии и партнерстве. Как сказано на сайте Минпросвещения РФ, 70% общеобразовательных организаций будут вовлечены в различные формы сопровождения и наставничества к концу 2024 года.

Эти педагоги будут помогать работать неопытным коллегам, координировать их действия. К ним всегда можно будет обратиться за помощью. Хотя на сегодняшний день официально таких должностей нет, к опытным учителям всегда обращаются их начинающие работу коллеги. Такая схема, кстати, существовала в советской системе образования, причем она была очень мощная. Сейчас эта система утеряна, но ее можно и нужно вернуть. Начинающим педагогам во все времена нужна профессиональная поддержка и хорошо, когда есть возможность развития внутри своей школы. Учителям можно будет выходить на другой, более высокий уровень. Ведение новой должности будет производиться по профессиональному стандарту других стран. У учителя-наставника будет совершенно другая трудовая функция.

Проблема наставничества действительно очень актуальная. Наставничество – не просто передача социального опыта, а передача социального капитала. Это, с одной стороны, подготовка педагогов, с другой стороны, это сопровождение профессионального становления. И это прирост тех компетенций, которые необходимы, поскольку сегодня в столь меняющемся обществе не может быть достаточно того образования, которое человек получает на определенной стадии.

Педагогическое сопровождение целесообразно рассматривать с точки зрения эффективности. Есть 2 модели эффективности: европейская (человек или группа ставит цель и достигает ее, преодолевая препятствия) и восточная (человек ставит цель и не идет напролом, а смотрит, как развиваются события, и действует в подходящий момент). Педагогическое сопровождение описывает скорее вторая модель: оно предполагает наблюдение, консультирование, создание условий, чтобы человек решал проблемные ситуации самостоятельно. Современный наставник – человек, готовый передать не только то, что он уже имеет, а то, что он будет иметь в ближайшем будущем.

Роль учителя наставника в становлении начинающего педагога.

В ходе общения с молодым специалистом можно выяснить уровень его теоретической подготовки, намерения, цели, характер. Совместная деятельность молодого педагога и учителя наставника начинается с составления плана работы.

Анализ урока требует специальных знаний, умений, особого отношения к этому процессу. Самоанализ урока дает учителю возможность критически отнестись к своей деятельности, закрепить успешные приемы и методы, устранить недостатки в своей работе. Наблюдение за работой наставника, повторение его опыта – способ накопления молодым специалистом своего опыта. Немаловажную роль играет в этом и посещение уроков коллег, анализ их структуры – всё это позволяет выработать начинающему учителю индивидуальный стиль педагогической деятельности.

Мнение учителей.

Правительственную инициативу большинство педагогов воспринимают резко отрицательно – такого мнения придерживаются в Общероссийском профсоюзе образования и профсоюзе «Учитель». Чтобы не быть голословными, представители этих организаций опросили 14 000 состоящих в профсоюзе учителей по всей стране.

Аттестация и зарплата: что с ними будет?

Учителей, знакомых с введением НСУР, беспокоит вот что: повлияют ли нововведения на порядок начисления зарплаты и на прохождение аттестации.

На порядок аттестации НСУР повлияет совершенно точно. Разработчики проекта подчеркивают, что нынешняя система аттестации имеет как минимум два минуса:

Авторы НСУР акцентируют внимание на том, что существующая сейчас система аттестации определяет лишь соответствие учителя его квалификации, а для получения первой или высшей категории решающим фактором является стаж педагогической работы.

Новая система позволит педагогу показать именно знания и навыки, он сможет занять более высокую профессиональную ступень даже с небольшим стажем.

По новой системе учитель получает ЕФО (единую федеральную оценку). Причем происходит это без сбора бумаг. Сама аттестация занимает два – три часа и проводится в РЦОИ (региональных центрах обработки информации). Новое профессиональное тестирование рекомендуется проходить каждые пять лет. Максимальная ЕФО – сто баллов, как и за ЕГЭ. В случае, если учитель завалил испытание, его можно пройти на следующий год. В помощь − институты повышения квалификации, университетские курсы и самоподготовка.

Теперь о зарплате. Проект НСУР предусматривает пересмотр существующих ставок, для того чтобы оплата учительского труда стала более справедливой. В зависимости от полученной категории педагогам полагаются доплаты. Повышенные ставки ждут старших и ведущих учителей. Но и здесь есть свои тонкости. Размер доплаты каждый регион определит самостоятельно, в зависимости от размера полученных на эти цели финансов. Можно предположить, что учитель-наставник из Воронежа будет получать заметно меньшую зарплату, чем наставник с таким же опытом и стажем работы из Москвы.

Эксперты отмечают, что план НСУР еще не до конца проработан, не все нюансы учтены. Некоторые положения проекта сформулированы расплывчато. Поэтому при вдумчивом знакомстве с документом возникают вопросы к его содержанию и недовольство.

Вывод.

Доброжелательность, корректность, тактичность учителя-наставника способствуют созданию психологически комфортных условий для становления молодого специалиста. Безусловно, профессия учителя очень тяжелая, зато и одна из самых нужных. Всех нас во многом сформировала школа, и в первую очередь наши педагоги. Трудно переоценить заслуги талантливого учителя, который открывает перед ребенком дверь в мир знаний, влияет на формирование его жизненных приоритетов, закладывает основы его будущего, а значит, будущего цивилизации.

Источник

О введении новых квалификационных категорий педагогических работников, замещающих должности учителей – «учитель-методист» и «учитель-наставник».

В рамках формирования национальной системы профессионального роста педагогических работников, включая национальную систему учительского роста (Указы Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 240, от 21 июля 2020 года № 474, распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 года № 3276-р) Министерством просвещения Российской Федерации проводится профессионально-общественное обсуждение материалов «Предложения о введении новых квалификационных категорий педагогических работников, замещающих должности учителей: «учитель-методист» и «учитель-наставник» на Портале поддержки Федеральных систем в сфере образования http://fedproekt.ru.

Обсуждение проводится с 10 по 18 декабря 2020 года.

Для того, чтобы принять участие в обсуждении Предложений необходимо:

Материалы для общественно-профессионального обсуждения

В рамках формирования национальной системы профессионального роста педагогических работников, включая национальную систему учительского роста (Указы Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 240, от 21 июля 2020 года № 474, распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 года № 3276-р) Министерством просвещения Российской Федерации выносится на профессиональное обсуждение предложение о введении новых квалификационных категорий педагогических работников, замещающих должности учителей – «учитель-методист» и «учитель-наставник».

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации, формирование национальной системы учительского роста должно быть направлено, в частности, на установление для педагогических работников уровней владения профессиональными компетенциями, подтверждаемыми результатами аттестации.

В настоящее время, в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 апреля 2014 года № 276, предусматриваются две квалификационные категории: первая квалификационная категория, высшая квалификационная категория.

Первая квалификационная категория устанавливается на основе:

— стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией;

— стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 года № 662;

— выявления развития у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности;

— личного вклада в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, активного участия в работе методических объединений педагогических работников организаций.

Высшая квалификационная категория устанавливается на основе:

— достижения обучающимися положительной динамики результатов освоения образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией;

— достижения обучающимися положительных результатов освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 года № 662;

— выявления и развития способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участия в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях;

— личного вклада в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания и продуктивного использования новых образовательных технологий, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной и инновационной;

— активного участия в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах.

Образовательные результаты обучающихся, обусловленные требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, состоят из трёх групп:

При этом достижение метапредметных и личностных результатов обучающихся является предметом и результатом профессиональной деятельности не одного конкретного учителя, а группы учителей-предметников образовательной организации.

Образовательные результаты обучающихся по конкретному учебному предмету являются результатом работы не одного учителя, а совокупным результатом деятельности всех учителей и иных педагогических работников, обеспечивающих реализацию образовательной программы у обучающихся данного класса, в том числе педагогического работника, осуществляющего в нем классное руководство, педагогических работников, организующих внеурочную деятельность обучающихся, педагогов дополнительного образования, а также, педагога-психолога, социального педагога и других педагогических работников, сопровождающих образовательный процесс.

Это обуславливает необходимость целенаправленного профессионального взаимодействия учителей-предметников и иных педагогических работников в достижении запланированных образовательных результатов.

Таким образом, проявляется новая профессиональная способность (и готовность) учителя в части эффективного управления достижением обучающимися высоких образовательных результатов, что обеспечивается не только посредством его профессиональной деятельности, но и целенаправленным профессиональным взаимодействием с другими педагогическими работниками, вовлечёнными в совместное развитие метапредметных и личностных результатов обучающихся класса.

Эта новая педагогическая позиция учителя по отношению к своим коллегам определяет необходимость описания совершенно иных черт и характеристик его профессиональной деятельности, необходимость мотивации их формирования и развития, а также определения и фиксации показателей достижения учителем данного уровня профессионального мастерства.

Достижение таких целевых показателей, установленных в рамках национальных целей, как вхождение Российской Федерации в число ведущих стран мира по качеству общего образования, создание условий для воспитания гармонично развитой и социальной ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций, помимо прочего, подразумевает необходимость повышения эффективности деятельности, направленной на непрерывный профессионально-личностный рост педагогических работников, в первую очередь, учителей. Достижение указанных показателей подразумевает, помимо прочего, как совершенствование подготовки, профессиональной переподготовки, повышения квалификации педагогических работников (учителей) непосредственно, так и необходимость совершенствования методической и иной работы по организационно-педагогическому сопровождению реализации общеобразовательных программ и деятельности педагогических работников (учителей) в процессе осуществления педагогической деятельности. В этой связи необходимо решение задачи по стимулированию соответствующего процесса, целенаправленного и непрерывного, для чего Министерством просвещения Российской Федерации предлагается внесение изменений в Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (приказ Минобрнауки России от 7 апреля 2014 года № 276), путем включения двух дополнительных (к имеющимся первой и высшей), квалификационных категорий: квалификационная категория «учитель-методист», квалификационная категория «учитель-наставник», аттестация для установления которых также проводится по желанию педагогических работников (учителей), однако, помимо прочего, требующая выражения мнения педагогического совета (иного коллегиального органа управления, определенного уставом) соответствующей образовательной организации.

Квалификационная категория «учитель-методист» устанавливается на основе личного вклада в совершенствование технологий, методов, средств обучения и воспитания, за организацию методического сопровождения профессиональной деятельности в педагогических коллективах и сообществах в соответствии с предметной областью (профилем), педагогической технологией или иной профессиональной педагогической проблематикой с целю совершенствования предметных, методических, психолого-педагогических и (или) коммуникативных компетенций педагогических работников посредством трансляции современных эффективных, научно обоснованных методов, педагогических разработок и технологий, обеспечивающих достижение высоких результатов обучения и воспитания*, что может включать:

— разработку, апробацию и адаптацию новых педагогических технологий, содержания образования, учебных пособий, методических рекомендаций и разработок, диагностических и контрольных материалов, как лично, так и в составе коллектива;

— руководство или участие в работе методических объединений различных уровней;

— участие в обсуждении проектов нормативных документов, регулирующих процессы развития систем образования различных уровней;

— участие в разработке и реализации дополнительных профессиональных программ (повышения квалификации, профессиональной переподготовки) педагогических работников по соответствующей предметной области (профилю), педагогической технологией или иной профессиональной педагогической проблематикой;

— проведение открытых мероприятий (семинаров, мастер-классов, учебных занятий и др.) на различных уровнях;

— участие в экспертных процедурах в рамках проведения конкурсов педагогического мастерства, аттестационных процедурах педагогических работников;

— руководство педагогической практикой студентов, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования, высшего образования укрупненной группы «Образование и педагогические науки»;

— методическое сопровождение по отношению к учителям, в том числе молодым специалистам, имеющим диагностированные компетентностные дефициты соответствующей области;

— трансляцию своих достижений и разработок среди педагогической и родительской общественности через публикации, ведение собственного сайта с интерактивной обратной связью, на сайтах региональных организаций дополнительного профессионального образования, профессиональных ассоциаций и др., выступления на научно-практических конференциях.

К претендентам на установление квалификационной категории «учитель-методист» также предъявляются следующие требования:

1) наличие стажа педагогической работы в должности учителя не менее 5 лет;

2) наличие действующей первой или высшей квалификационной категории по должности «учитель»;

3) дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка или повышение квалификации) по методическому сопровождению реализации общеобразовательных программ (программ начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования), полученное не ранее, чем за три года до представления заявления на проведение аттестации.

Квалификационная категория «учитель-наставник» устанавливается на основе личного вклада в организацию и координацию сопровождения профессионального роста педагогических работников, в том числе молодых специалистов, посредством содействия формирования их предметных, методических, психолого-педагогических и (или) коммуникативных компетенций, а также иных личностно-профессиональных качеств (в условиях осуществления супервизии), обеспечивающих достижение высоких результатов обучения и воспитания*, что может включать:

— выявление конкретных профессиональных (компетентностных) дефицитов и потребностей наставляемого, включение его в планирование, организацию, контроль и оценку процесса и результатов своего профессионального роста;

— передачу собственного опыта через освоение наставляемым в действии новых методик, способов, технологий профессиональной педагогической деятельности;

— анализ педагогических действий наставляемого, обсуждение рисков, ограничений, различных способов их минимизации (преодоления);

— использование гибких моделей, форм, методов, техник сопровождения наставляемого, четко не регламентируемых нормативными документами и обусловленных особенностями задач, условий и ситуаций деятельности субъектов наставничества;

— обеспечение конструктивного взаимодействия с наставляемым, систематической и оперативной обратной связи с ним, обеспечивающей эффективность наставничества;

— адаптацию, приобщение новых педагогов к традициям, культуре, правилам общения и пр. особенностям функционирования образовательной организации;

— мотивирование наставляемого, содействие формированию у него знаний и умений, которые в данный момент для него не актуальны, но приобретут ценность в недалекой перспективе, когда новая ситуация этого потребует.

К претендентам на установление квалификационной категории «учитель-наставник» также предъявляются следующие требования:

1) наличие стажа педагогической работы в должности учителя не менее 7 лет;

2) наличие действующей высшей квалификационной категории по должности «учитель»;

3) дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка или повышение квалификации) по организационно-педагогическому сопровождению профессиональной деятельности педагогических работников (учителей), полученное не ранее, чем за три года до представления заявления на проведение аттестации.

Предлагаемое решение, в отличие от ранее рассматриваемых введения должностей «учитель-методист» и «учитель-наставник», введения квалификационных званий «учитель-методист» и «учитель наставник», является более предпочтительным:

1) в отличие от введения должностей «учитель-методист» и «учитель-наставник», присвоение учителям квалификационных категорий с аналогичными названиями будет осуществляться независимо от:

– наличия (отсутствия) соответствующих должностей в штатных расписаниях, а также вакансий в конкретных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

2) в отличие от установления квалификационных званий, это:

– не потребует внесения изменений федеральные законы (в настоящее время понятие «квалификационное звание» законодательством Российской Федерации не предусмотрено);

– гарантирует обеспечение дифференциации размеров оплаты труда учителей-методистов и учителей-наставников на основании пункта 3 Порядка аттестации (приказ Минобрнауки России от 7 апреля 2014 года № 276) – подразумевается, что при наличии у учителя одновременно двух квалификационных категорий (например, высшей квалификационной категории и квалификационной категории «учитель-методист», надбавки должны быть назначены за обе квалификационные категории), что станет фактором мотивации непрерывного профессионального развития учителей.

*. В целях подтверждения личного вклада претендентом могут быть представляться следующие материалы:

— об авторской методике учебного предмета, курса и (или) курса внеурочной деятельности, опыт реализации которого обобщен и распространен для использования другими учителями (иными педагогическими работниками);

— об участии в работе методических объединений;

— о сопровождении профессионального роста учителей (иных педагогических работников), направленном, в том числе, на изучение актуальных проблем государственной образовательной политики, образовательной науки и практики, на освоение эффективных технологий, методик, приемов и средств обучения и воспитания;

— об участии (победитель, призер) во всероссийских, региональных, муниципальных конкурсах профессионального (педагогического) мастерства;

— об участии в научных, научно-практических, научно-методических и т.п. конференциях (с докладом), о проведенных мастер-классах, открытых уроках и т.п.;

— о публикациях в методических, профильных изданиях, также в периодических изданиях, индексируемых в РИНЦ, Scopus и (или) Web of Science;

— об изданных учебниках, учебных и учебно-методических пособиях, монографиях;

— о государственных, ведомственных и иных наградах и поощрениях за заслуги в сфере образования;

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *